Закрыть Апостолам равные 24 мая - Память равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 23.05.2012 550 Время на чтение 4 минуты То, что сделали святые Кирилл и Мефодий, послужило фундаментом, на котором построено прекрасное здание нынешней славянской культуры, занявшей своё почётное место в мировой культуре человечества. Митрополит Никодим (Ротов) Святые братья Константин-Кирилл (826-869) и Мефодий (814-885), греки, византийцы, уроженцы издавна заселённого славянами греческого города Солуни, являются главными героями истории просвещения славянских народов. Об этом свидетельствует немало греческих, латинских и славянских источников. Святые братья были истинные служители христианской Церкви, неустанно трудившиеся как проповедники Слова Божия, как учители веры и знания. В своём рассказе биограф Константина Философа, не забывая о его духовных достоинствах, с большим тщанием тем не менее говорит о его подвигах учёности. Константин отстаивает иконопочитание в споре с бывшим Константинопольским патриархом Иоанном Грамматиком, поражает своей эрудицией представителей исламской образованности во время дипломатической миссии в Арабский халифат, переводит грамматику еврейского языка, предпринимает в Крыму поиски святых останков третьего епископа Рима и священномученика Климента, доказывает превосходство учения Христа иудейским и мусульманским богословам в Хазарии, обращает к христианству язычников. Наконец, трудится над просвещением славян. Биографа Мефодия интересует прежде всего его жизнь в Паннонии и Моравии после смерти брата. Это - преодоление притеснений со стороны немецкого духовенства, архиерейское служение, непрестанное учительство, литературные труды, народное признание. Работники во благо людей, они оба при духовной склонности к созерцанию и молитве были деятелями и созидателями. В течение VI-X вв. по Р.Х. славянские племена расселились на огромной территории Европы от альпийских склонов и Балканского полуострова до Балтийского моря, от устья реки Эльбы до Днепра, Дона, Оки и Волги, освоив в ходе соприкосновения с другими культурами и этносами новые - протогородские и протогосударственные - формы общественной жизни. В X в. на арену истории выступают мощные Древнепольское и Древнерусское государства. Весь этот процесс неизменно сопровождался христианизацией славян, и, хотя источники подчёркивают самостоятельный характер выбора славянскими вождями новой веры, такой выбор определялся, конечно же, мощным культурным влиянием либо Каролингской империи, либо Священной Римской империи, либо Византии. Но очевидно, что приобщение к государственной форме общественного бытия и христианской культуре наиболее эффективно могло быть обеспечено только письменностью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

…принятие христианства Константином Великим. — Константин Великий (274–337), с 325 г. византийский император, по словам галльского панегириста Евсевия («Vita Constantini»), перед смертью принял крещение. Православная церковь чтит память Константина как святого и равноапостольного. 191 …принятие христианства на Руси Владимиром… — Владимир Святославич (вторая половина Х в. — 1015), великий князь Киевский, принял и ввел на Руси христианство в 988 г. Православная церковь за крещение Руси чтит Владимира святым и равноапостольным. Принятие христианства имело место и до 988 г. 192 …житие св. Ольги, Кирилла и Мефодия, Нестора-летописца. — Ольга, великая княгиня, умерла в 969 г., завещав похоронить ее по христианскому обряду. Канонизирована православной церковью. Кирилл (в миру Константин) (826–869) и Мефодий (мирское имя неизвестно; род. до 820 — ум. 885) — братья, славянские первоучители и апостолы, святые как православной, так и римско-католической церкви. Нестор (1056–1114) — монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский писатель, автор «Чтения о князьях Борисе и Глебе», «Жития Феодосия», составитель «Повести временных лет». 193 Описание святых мест: Иерусалима, Вифлеема, Афона… — В Иерусалиме находится верховная христианская святыня — храм св. Гроба. Сам город и его окрестности — места, почитаемые христианами всего мира. Вифлеем — легендарное место рождения Христа, небольшой город к югу от Иерусалима на территории древней Иудеи. Афон — гористый и лесистый полуостров в Греции, в Эгейском море; одно из самых почитаемых мест восточного православного христианства. 194 …извлечения из путешествий Барского, инока Парфения, Муравьева… — В. Г. Григорович-Барский (1701–1747) — русский паломник. Его книга «Пешеходца Василия Григорьевича Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, монаха антиохского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся им самим писанное, и пр…» полностью опубликована в 1778 г. и переиздавалась 6 раз. Парфений (Петр Аггеев, 1807–1878) — автор получившей большую популярность и любимой Достоевским книги «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой земле постриженника святые горы Афонския инока Парфения» (1855). Об отношении писателя к этой книге см.: XV, 528. A. H. Муравьев (1806–1874) — писатель, видный чиновник Синода, автор книги «Путешествия по святым местам в 1830 году» (СПб., 1832), вызвавшей избрание его в 1837 г. членом Российской Академии. 195

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   Иоанн и Константин надеялись, что Флорентийская уния обеспечит им военную поддержку Запада, однако реальная помощь оказалась ничтожной. Седьмого апреля 1453 г. турки начали штурм Константинополя с суши и с моря. Уступая врагам в численности более чем в 20 раз, византийцы героически держали оборону долгих семь недель. Но положение было безнадежным. Рано утром 29 мая состоялась последняя христианская служба в соборе св. Софии. То была совместная служба православных и римо-католиков: в этот решающий час сторонники и противники Флорентийской унии забыли о своих разногласиях. Император после причастия покинул собор и погиб, сражаясь на стенах города. В тот же день ближе к вечеру город был взят турками, и самый прославленный храм христианского мира стал мечетью.    То был конец Византийской империи. Но не конец Константинопольского патриархата и еще менее конец православия. ОБРАЩЕНИЕ СЛАВЯН Благодатная вера распространилась по всей земле и наконец достигла русского народа… Милостивый Бог, пекущийся обо всех странах, более не пренебрегает нами. То было Его желание — спасти нас и привести к разуму.    Иларион, митрополит Руси (1051—1054?)    Середина IX в. была для Константинополя периодом интенсивной миссионерской деятельности. Избавившись наконец от долгой иконоборческой смуты, Византийская церковь обратила свою энергию на обращение язычников-славян, живших к северу и северо-востоку от границ империи — моравов, болгар, сербов и русичей. Первым Константинопольским патриархом, развернувшим широкомасштабную миссионерскую деятельность среди славян, был Фотий. Для этой цели он выбрал двух братьев, фессалоникийских греков Константина (826—869) и Мефодия (815? — 885). В Православной церкви Константина обычно называют Кириллом — по имени, которое тот принял в монашестве, в более ранние годы он был известен как «Константин-философ». Константин был самым способным из учеников Фотия, знатоком множества языков, в том числе арабского, еврейского и даже самаритянского диалекта. Но особо сведущими Константин и его брат были в славянском языке: еще в детстве они изучили диалект славян, живших в окрестностях Фессалоник, и могли свободно говорить на нем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С падением Константинополя в 1453 году и дальнейшим распадом восточной части Римской империи на Православную Церковь опустилась глубокая ночь. Церковь сохранила право существовать и функционировать, но на христиан были наложены многочисленные ограничения. 116 Религиозное обращение стало улицей с односторонним движением. Принятие ислама всячески поощрялось, принятие христианства наказывалось смертью . 117 Говоря о богатом наследии Византии в деле миссии, следует иметь в виду, что часть его была утеряна в связи с длительным периодом преследований и гонений, который большинство православных Церквей пережили в недалеком прошлом. 118 Миссиологи многим обязаны современным ученым, пролившим свет на предприимчивость Византии. Миссионерские интересы и инициативы Восточной Церкви довольно основательно освещаются в работе Фрэнсиса Дворника «Byzantine Missions among the Slavs». 119 Деметриос Дж. Константелос ярко показал дух этой предприимчивости, превзошедшей античный мир в заботе о нуждающихся и обремененных. 120 Как отмечает Константелос, забота эта не исключала варваров с их потребностями, как физическими, так и духовными. Самые известные византийские миссионеры братья св. Кирилл (826–869) 121 и св. Мефодий (815–885). Перед тем как заняться просветительной деятельностью среди славян Моравии (862), оба служили при императорском дворе. Для миссионерства они подходили как нельзя лучше. Выросшие в Салониках, где значительную часть населения составляли славяне, они свободно владели славянским (древнеболгарским) языком. Оба были ярко одаренными личностями. Оба были способными администраторами. Кирилл преподавал философию в императорской Академии. Братья участвовали в различных византийских миссиях, в задачу которых входила защита православной веры. Вполне естественно, что именно они были избраны для учительства и распространения веры в Моравии. Кирилл составил славянскую азбуку 122 и начал переводить на славянский язык Библию еще до начала служения. Их работа в Моравии велась на языке просвещаемого народа, и это является ключевым моментом в политике православного миссионерства.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Patriarch Irinej is also firmly committed to defending the Serbian Orthodox Church’s existence and position on Kosovo and Metohija. In recent years, church hierarchs in Kosovo have been fiercely divided among themselves over how best to deal with both international officials in Kosovo and with the Albanian authori­ties there. More focused leadership on the part of the patriarch and the holy synod in Belgrade may help the church develop a more coherent policy on these issues. The Serbian Orthodox Church also has to deal with a minor schism in Montenegro, where a so-called “Montenegrin Orthodox Church” has been proclaimed by a few defrocked clergy. The schismatic Montene­grin organization has no canonical standing and little popular acceptance. Even after Montenegro declared its independence in June 2006, for instance, the Serbian Ortho­dox Church in Montenegro, represented by the metropolitanate of Montenegro and the Littoral, continues to be one of the most widely respected institutions in Montenegro. Nevertheless, extremists within the schis­matic organization regularly try to occupy churches and other properties belonging to the Serbian Church. In many ways, the 20th century has proved to be one of the most turbulent and traumatic episodes in the history of the Serbian Orthodox Church. During the first decade of the 21st century the church entered somewhat calmer waters, but it still faces numerous challenges. It does so, however, with its reputation as the most trusted institution among the Serbian people largely intact. SEE ALSO: Constantinople, Patriarchate of; Mount Athos; Russia, Patriarchal Orthodox Church of; Sts. Constantine (Cyril) (ca. 826–869) and Methodios (815–885) REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Alexander, S. (1979) Church and State in Yugoslavia since 1945. Cambridge: Cambridge University Press. Bardos, G. N. (1992) “The Serbian Church Against Milosevic,” RFE/RL Research Report 1, 31 (July 31). Mileusnic, S. (1996) Duhovni genocide, 1991–95. Belgrade: Muzej Srpske Pravoslavne Crkve. Pavlovich, P. (1989) The History of the Serbian Orthodox Church. Toronto: Serbian Heritage Books.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Sofia celebrates National Day of Culture and Slavic Script with free museum entries Source: The Sofia Globe May 24 is the celebration Day of Bulgarian Education and Culture and Slavonic Literature. Bulgarians from around the country and the world are also paying tribute to the Saint Cyril and Saint Methodius, the creators of the Cyrillic alphabet. Today admission to all the museums in the Bulgarian capital will be free. The day was celebrated as a feast for the first time in the 11th century and as a day of education was first commemorated in Plovdiv in 1851. The name Kiril has the meaning of „lordly” (from Old Greek), while Metodi means “the one who studies, who follows a method’. The church feastday of the Holy brothers, St. Cyril and St. Methodius, is on May 11th, but under the influence of the day of Slavic Literacy and Culture on May 24th, people very often celebrate on this day as well. The day of the two brothers was firs commemorated in 1851. Cyril and Methodius (or Constantine and Methodius), known as the Apostles of the Slavs, were born in Thessalonica, in 827 and 826 respectively. In preparation for a mission in Moravia, Cyril invented a new alphabet and, with the help of Methodius, translated the Gospels and the necessary liturgical books into that new South Slavonic language. Cyril died in Rome, 4 Feb., 869. Methodius went to Constantinople and with the assistance of several priests he completed the translation of the Bible and ecclesiastical books into Slavonic. Methodius followed his brother on 6 April, 885. Ttheir alphabet, known as the Cyrillic alphabet is still the liturgical language of the Slavonic Orthodox churches. The canonical recognition of the Slavonic alphabet came in 879 when the Slavonic books were sanctified by Pope Johann VIII. Pope John Paul II proclaimed the creators of the Slavonic alphabet, the Bulgarian Sts Cyril and Methodius, to become the Patrons of Europe. Code for blog Since you are here… …we do have a small request. More and more people visit Orthodoxy and the World website. However, resources for editorial are scarce. In comparison to some mass media, we do not make paid subscription. It is our deepest belief that preaching Christ for money is wrong.

http://pravmir.com/sofia-celebrates-nati...

Преподобный скончался 11 ноября 826 года. В период своего игуменства в Студийской обители Феодор Студит регулярно произносил перед монастырской братией поучения, составившие в его письменном наследии два обширных цикла – «Великое оглашение» и «Малое оглашение». Публикуемая проповедь на Пятидесятницу относится к «Малому оглашению». Она была произнесена в период между 821 и 826 годом. Полное название публикуемой проповеди – «О сошествии Святого Духа и о смерти несчастного Евпрепиана». Часть текста гомилии посвящена размышлениям о печальной судьбе прежде принадлежавшего к числу монастырской братии монаха Евпрепиана, впавшего в тяжкие грехи и погибшего. Эти пастырские фрагменты в данной публикации опущены. Проповедь печатается в сокращении. Текст публикуется по изданию: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Т. 1. СПб., 1907. Б ратья и отцы! По благодати Пресвятого Духа мы сподобились праздновать Святую Пятидесятницу – Сошествие Святого Духа. О Его Сошествии Иисус Христос сказал: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя... наставит вас на всякую истину ( Ин.16:7–8, 13 ). Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа. Итак, Единородный Сын Божий, исполнив Отеческое дело, восходит на Небеса, а Дух Святой нисходит: не иной Бог – да не будет! – но другой Утешитель (ср. Ин.14:16 ), как написано. О, неизреченное человеколюбие! Сам Бог соделался Утешителем нашим. Так Он, подлинно, утешает отягченных несчастиями, предохраняя их от изнеможения духом, как свидетельствует об этом святой апостол, говоря: отвне – нападения, внутри – страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас ( 2Кор.7:5–6 ). Он утешает устрашенное демонскими страхованиями сердце, возводя его через дерзновенное упование к непобедимому мужеству, как свидетельствует святой Давид: Ты, Господи, помог мне и утешил меня ( Пс.85:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pj...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Сам Бог дал людям возможность наслаждаться…» Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. ( 1Кор. 6:15–20 ). Никаким грехом не гнушается так Бог как непотребством. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Дух Святой… подобен пчеле: как пчела не влетает в сосуд смрадный, так и Дух Святой не входит в нечистую душу. Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709). Блуд есть ложь, а целомудрие есть истина и истинное удовольствие. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Мы приятною считаем похотную сласть, а она воистину есть смертоносная болезнь. Преподобный Феодор Студит († 826). Если пожелает кто исследовать дело в точности, то ни прежде смешения, ни во время него, ни после не видно удовольствия, а напротив того, до смешения бывает очевидное бешенство, во время же него – явное безумие и неукротимое волнение, да и то, что бывает после него, вернее назвать освобождением от безумия, нежели вкушением удовольствия. Ибо кто удовлетворил похоть, тот прекратил удовольствие. А кто еще в похоти, тот не в веселье, но в волнении, в неистовом смятении. Преподобный Исидор Пелусиот (V век). После нескольких минут наслаждения предстоит вечность мучений. Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар! И можно ли думать, что Провидение Божие оставит без внимания злоупотребление сего великого дара и что злоупотребителей не постигнет правосудие Божие? Действие сего правосудия не всегда явно, не всегда скоро, но для внимательно наблюдающих пути Божии несомненно. Давид имел сильную веру в истинного Бога, ревностно действовал для распространения ее в народе; но и при таких, можно сказать, заслугах пред Богом, когда позволил себе нарушение закона супружества, даже и после покаяния подвержен был тяжким бедствиям не только семейственным, но и государственным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Вы не испытываете жажды причащения Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. ( Иер. 2:13 ). Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. ( Ин. 6:53 ). Обычную пищу и питие никто не отказывается есть каждый день, а если и не поест – чрезвычайно огорчается. Что же касается не обыкновенного хлеба, но Хлеба жизни, и не обычного питья, но Чаши бессмертия, то мы относимся к ним как к вещи неважной и не абсолютно необходимой… Если же мы будем равнодушны к Приобщению, то как избежим того, чтобы работать страстям? Преподобный Феодор Студит († 826). Не приобщаться этой Таинственной Вечери есть голод и смерть. Она есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь. Это Таинство делает для тебя землю небом… Одна только у нас должна быть скорбь та, что мы не приобщились сей пищи... Сия трапеза есть та же самая, которую предложил Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту устрояет Христос, а сию человек, но ту и другую Сам Христос. Сие место есть та самая горница, где Он был с учениками... Святитель Иоанн Златоуст († 407). Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатию Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется. Преподобный Серафим Саровский († 1833). Не по одному только настроению, состоящему в душевном расположении, будет пребывать в нас Христос, как говорит Он ( Ин. 6, 56 ), но и по Причастию, конечно, природному. Как если кто, соединив один воск с другим и расплавив на огне, делает из обоих нечто единое, так через приобщение Тела Христова и Честной Крови Он Сам в нас и мы, со своей стороны, в Нем соединяемся. Ведь иначе было бы невозможно, чтобы подвергшееся тлению стало способным к оживотворению, если бы оно не сочеталось телесно с телом Того, Кто есть жизнь по природе, то есть Единородного.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

...Священники, если будут пользоваться у вас надлежащею честию, в состоянии будут устроить и ваши дела, как следует; а если вы будете опечаливать их, то ослабите их руки и сделаете то, что они вместе с вами легко будут увлечены волнами, хотя бы они были и весьма мужественны (свт. Иоанн Златоуст , 51, 590). Даже и тот, кто не состоит учителем и не занимает учительского места, а просто принял Христово учение и стал в ряду Его учеников, и тот уже должен иметь ревность по Богу и воздавать благодарность Благодетелю, смело отверзая уста в защиту истины и против нечестия, по завету Священного Писания: чадо, даже до смерти подвизайся о истине, и Господь Бог поборет по тебе ( Сир. 4, 32 ) (свт. Иоанн Златоуст , 51, 686). Ты овца? Повинуйся пастырю своему, не убегай из ограды, люби веру, не уклоняйся от жезла пастыря, так как он поражает тебя не для того, чтобы убить, а для того, чтобы отвратить тебя от заблуждения (свт. Иоанн Златоуст , 52, 994). ...Хотя бы жизнь учителя была и небрежна, нам должно быть внимательными к себе и слушать Пророка, который говорит, что будут все научены Богом... ( Ис. 54, 13 ) (свт. Иоанн Златоуст , 54, 327). ... как дети родителей, потому что чрез них вы родились рождением вечным, чрез них получили Царство, их руками совершается все, чрез них отверзаются вам врата небесные. Пусть никто не противится, пусть никто не прекословит! Кто любит Христа, тот будет любить и священника, каков бы он ни был, потому что чрез него сподобился Страшных Тайн (свт. Иоанн Златоуст , 54, 557). ...Если любишь Христа, если любишь Царство Небесное, то уважай тех , чрез кого ты получил его! (свт. Иоанн Златоуст , 54, 557). Следует относиться к ним с великой заботливостью. Если же вместе с другими нападаете на них и вы, тогда и ваши дела не будут в хорошем состоянии. Пока кормчий чувствует себя хорошо, будут в сохранности и едущие с ним. Если же они станут бранить его и будут относиться к нему со враждой, он будет не в состоянии ни трудиться, ни бодрствовать, ни сохранить своего искусства и, не желая, подвергнет их тысячам опасностей. Так и иерей: если он будет пользоваться со стороны вас заботливостью, он надлежащим образом управит и ваши дела. Если же вы... повергнете их в уныние, тогда отдадите вместе с собой и их во власть волн, хотя бы они были очень храбры (свт. Иоанн Златоуст , 55, 826).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010