Ответственность содержателя парохода за убыток другим судам (Уст. Пут. Сообщ. 266). Ответственность за умышленное распространение ложного слуха на бирже (Улож., ст. 1277). В отдельных случаях закон упоминает об ответственности: Должностных лиц за самопроизвольные займы на счет казенного или общественного управления (Казач. Хоз. 290). Чиновников за убытки от неправильного закрытия торгового заведения и неправильный обыск и т.п. – т. V, изд. 1893 г., Уст. Прям. Налог., ст. 358; Уст. Акцизн., ст. 1019; Тамож. изд. 1892 г., ст. 826. За казенный убыток от содержания оброчных статей (Уст. Обр. изд. 1893 г., ст. 79, 80; Уст. Лесн. изд. 1893 г., ст. 205). Чиновников полиции за убыток по вексельным взысканиям (Уст. Вексельн. 105, прил. ст. 15). Иск об убытках имеет особое экономическое значение. Необходимо, чтобы обиженные и потерпевшие ущерб имели практическую возможность рассчитывать на удовлетворение законных своих требований и на возмещение причиненного им вреда; необходимо это и для твердости права собственности, и для поддержания кредита и доброй совести во взаимных личных отношениях по имуществу. Но по искам этого рода встречаются для суда значительные затруднения по определению рода и количества убытков. Во многих случаях этого рода истец не имеет возможности удостоверить формальными доказательствами точную цифру понесенного им вреда, хотя бы нанесение ему вреда, и притом значительного, представлялось несомненным. Поэтому законодательство стремилось повсюду в делах этого рода облегчить истцу особыми постановлениями способ доказательства или расширить свободу суда в обсуждении представленных доказательств и в определении количества вознаграждения, по обстоятельствам дела. Так, в кодексах прежнего времени допускалось, против недобросовестного ответчика, предоставление истцу оценочной присяги – средство, которое хотя и сохранилось еще и некоторых законодательствах (напр. прусское, французское), но на практике почти не употребляется. Гораздо действительнее другой способ – предоставление суду возможной свободы в определении количества.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

823 Катехизис М. Прохазки, составленный по руководству катехизиса еп. Мартина. См. у прот. Лебедева. О главенстве папы. 32 и 95 стр. 824 Не без оснований называют генерала этого ордена черным папою, – так велико значение главы иезуитов и самого ордена в Риме и в римской церкви. Об иезуитах и их морали см. по сочинениям же самих иезуитов составленное исследование Ю. Ф. Самарина. Иезуиты и их отношения к России. Москва 1866 г. Сочинение это осталось без ответа со стороны обличаемых. См. еще священника М. Морошкина. Иезуиты в России. 1 и 2 ч. Спб. 1867. 1870 г., – сочинение, составленное по архивным документам. Полно указана литература в ст. об иезуитах проф. А. А. Бронзова , А. П. Шостьина и др. в Богосл. Энцикл., изд. Ж «Странник”. VI т. 825 Курия это есть плотно сложившаяся около папы корпорация лиц (кардиналов), положение которых неразрывно связано с его положением; чрез него они живут и им пользуются. Над курией нет никаких властей; папа выходит из нее и есть не больше, как представитель и покорный слуга ее интересов. В своем одиночестве и обособлении от всех и всего он бессилен пред нею и не может вступить в какую-либо борьбу с ней. На соборы в древнем смысле он уже не может опереться; курия никогда не допустит папу до собора в древнем смысле. Он постоянно под ее надзором. Есть у курии и иезуитов и средства смирить или устрашить непокорного папу и даже вовсе устранить и выбрать нового... 826 Таковы отцы констанцкого собора, провозгласившие верховенство соборов над папами, – таковы же отцы базельского собора, подтвердившие констанцкое постановление, – таковы отцы галликанской церкви, составившие 19 Марта 1682 г. известную декларацию, которою совершенно ниспровергается догмат папского главенства. См. о сем у прот. Лебедева. О главенстве папы 107–108 стр., а также у проф. Налимова Т. А. Вопрос о папской власти на констанцком соборе. Спб. 1891 г. 827 Подробнее о латинском единстве церкви выяснено в труде прот. Лебедева О главенстве папы. 105–119 стр. 830 Opera S. Bernardi Clarae Vallens vol. I. Paris. Lib II, de considerat. VI, pag 418. 227. 439 Сн. прот. Лебедева. О главенстве папы. 107 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

816 Презент – имеется в виду Бруттий Презент, проделавший блестящую карьеру при императорах Траяне, Адриане, Антонине Пии – о ней сообщает надпись, найденная в Мактаре (Африка) и опубликованная в Année Épigraphique, 1950, 66. 817 Лукания – область Италии, к юго-востоку от Кампании. Надпись сына этого Презента (Dessau, Inscriptiones Latinae selectae, 1117), найденная в Лукании, подтверждает происхождение семьи Презента из этой области. 818 До каких пор будешь ты жить как царь? – «Безнаказанно делать то, что хочется, это значит быть царем» (Саллюстий. Югуртинская война 31, 26). 819 До каких пор не будешь надевать башмаков, оставишь тогу лежать... – Выходя на улицу в Риме, следовало надевать парадный костюм: тогу и неудобные, тяжелые башмаки с ремнями. Дома и в деревне носили тунику и удобный плащ, а на ногах – сандалии. 822 Икария – остров, лежащий между островами Делосом и Самосом (ныне Никария). Миф соединял название острова с Икаром, сыном Дедала, поднявшимся на крыльях, изобретенных его отцом, и погибшим. 824 Азиний Галл в своем сравнении ораторского стиля своего отца Азиния Поллиона со стилем Цицерона отдавал преимущество первому. Впоследствии будущий император Клавдий написал книгу в защиту Цицерона против Азиния Галла (Светоний. Жизнеописание Клавдия 41,3). 825 ...в полдень я ушел поспать... – В распорядке дня у римлянина послеполуденный сон был обязателен. Вспомним, что в те времена вставали с рассветом. Ср. IX.40,2. 826 ...на досуге, особенно в пути... – О привычке Плиния предаваться во время путешествия литературным занятиям см. также ΙΧ.10.2. Видимо, в этом он подражал своему дяде, Плинию Старшему, см. ΙΙΙ.5.15. 829 Редкое и замечательное событие случилось с Вареном...– Ср. V.20; VI.5; VI.13; VI.29.11; VII.10. 830 ...постановление собрания... – Имеется в виду собрание представителей городов провинции. Обращает на себя внимание то, что провинциальное собрание не считает нужным послать копию своего постановления сенату. 831 ...защитник, данный сенатом... – Подвергавшиеся судебному обвинению сенаторы до того времени не получали защитника от сената. Видимо, в данном случае мы встречаемся с новшеством.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Возьмем другую область, например, – эстетику. Разве компетентны здесь суждения всякого ценителя? Не обычнее ли здесь также такие, например, факты? Самое великое произведение художественного гения не возбуждает никакого восторга у ценителя, не имеющего опытного развития в области искусства, тогда как, напротив, ему доставляют искреннее удовольствие композиции самых бездарных художников. В религиозно-мистической области можно признавать цену лишь за суждениями тех критиков, которые, хоть отчасти, сами знакомы с религиозными явлениями, которые сами имеют прочные основания для своей критики, которые имеют, наконец, и общие точки зрения для того, чтобы, если уже не быть понятными, то самим понять то, о чем они решаются так поспешно и резко судить. Тем самым мы, конечно, не отрицаем вполне объективности указанных явлений. Тем самым нельзя считать лишь субъективными упоминаемые здесь явления 825 . Нельзя думать, что они совсем недоступны для всякого объективного, общечеловеческого разумного обсуждения. Они совершенно недоступны лишь для таких лиц и для таковых их точек зрения, которыми сами совершенно утратили и другие общечеловеческие черты, утратили общечеловеческое внутреннее религиозное восприятие. Относительно таких лиц и воззрений, конечно, нужно с полной решительностью сказать, что они никогда не поймут этих явлений и не к ним речь о таких явлениях. Вообще, указанные явления внутреннего религиозного восприятия в большой мере обусловливаются состоянием духовного развития личности. Бывают иногда факты крайней неразвитости, граничащие с полным почти атрофированием способностей внутреннего религиозного восприятия 826 . Существенным показателем этой неразвитости, а также и отсутствия способности служит общее отношение человека к религии и точнее – к христианству. Без внутреннего религиозного опыта, хотя бы и стоящего только на первых ступенях развития, религия, как мы говорили, обращается в рационалистическое философствование, и это – в лучшем случае и в отношении только к серьезным, честным натурам. Уже из этого ясно, что внутреннее религиозное восприятие, будучи возможным достоянием каждого человека, способно всего сильнее оживить религиозную жизнь человека. Как процессуальное развитие, оно может начинаться с простых форм и доходить постепенно до самых высших, возможных для личности, состояний, где уже гаснет всякое сомнение в исключительной ценности этого совершенства жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

824 Credimus hanc mundi modem corpoream in melius renovandam; nec hoc futurum esse, donec impleatur numerus electorum hominum, et illa beata perficiatur civitas; nec post ejus perfectionem differendum. Unde colligi potest, Deum ab initio proposuisse ut utrumque simul perficeret. C. D. h. 1, 18 c. 385 c. Nullus sine illa universali sutisfactione salvatur. De conc. virg. 23 c. 457 c. 825 Si praesens esset homo ille, et quis esset scires, et diceretur tibi: Nisi occideris hominem illum, peribit mundus iste totus, et quidquid Deus non est: faceres hoc pro conservanda omni alia creatura? Bos. Non facerem, etiamsi mihi infinitus numerus mundorum ostenderetur. Ans. Qui, si iterum tibi diceretur: Aut eum occidas, aut omnia peccata mundi venient super te? Bos. Responderem me potius alia omnia peccata velle suscipere, non solum hujus mundi, quae fuerunt et quae futura sunt, sed et quaecunque super haec cogitari possunt, quam istud solum. C. D. h. 2, 14 c. 414 c. 826 Unde sequitur, quia vita ista plus est amabilis, quam sint peccata odibilia... Putasne tantum bonum tam amabile posse sufficere ad solvendum quod debetur pro peccatis totius mundi? Bos. Imo plus potest in infinitum. Ans. Vides igitur quomodo vita haec vincat omnia peccata, si pro illis detur. Ib. 415 c. Christus reddit pro omnibus qui salvantur plusquam debent. De conc. virg. 22 c. 454 с. На возражение Бозона, что если жизнь Богочеловека представляется бесконечной ценностью, то не выступает ли с таковым же бесконечным значением и преступление Его убийц, а раз оно является таковым, то каким образом крестная смерть Христа может не только препобеждать (superare) это преступление, но и покрывать ещё грехи всего мира, Ансельм отвечает указанием, что грех богоубийц не был бесконечным грехом, ибо был грехом их неведения ( 1Кор.2:8 ), и, следовательно – простительным: νenіale sit, quia ignoranter factum est. C. D. h. 2, 15 c. 415 c. 827 См. сноску 810: «Quid etiam justius, quam ut ille,..». Per crucem noster Christus nos redemit.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Причина этого – нерастворенность и нерастворимость в нем «оккультизма, неоплатонизма, гностицизма». Следует сказать, что внимание к мистическому опыту любого происхождения и у Флоренского, и у Булгакова было общим. Чисто формально, отсылок к Плотину и гностикам несравненно больше у Булгакова, чем у Флоренского. По существу же, среди задач журнала «Богословский вестник» Флоренский сравнил борьбу с «антихристианской мистикой» и масонством 826 . По всей видимости, эти пункты программы «Богословского вестника» разделял и Булгаков. Примеров их исполнения в трудах и Флоренского и Булгакова можно найти множество. Вероятно, и интерес к подозрительной мистике существовал во исполнение этой программы. В случае же с А.Н. Шмидт именно Флоренский умерял чрезмерное увлечение ею Булгакова, и, в результате переписки, Булгаков пришел к более трезвой оценке Шмидт. Таким образом, обвиняя Флоренского, боролся с собственными соблазнами. Свои недостатки в другом (друге) видны отчетливее, чем в себе самом. Чрезвычайно высокие требования к дружбе были и у других членов Кружка, а это было чревато срывами. «Общее дело» не могло заменить любви. Все хотели любви прежде всего. Малейшее подозрение в ее неподлинности рождало ревность. Характерно письмо В.Ф. Эрна к А.С. Глинке-Волжскому: «С Булгаковым у нас как-то охладели отношения. Я почувствовал определенно по многим его письмам и поступкам, что он связан со мною делом, а не любовью. Это для меяя большое разочарование и, главное, какое-то непоправимое, ибо не-любовь трудно изгладима и, я думаю, уничтожив всякие внешние недоразумения, не сможет ничего переменить во внутреннем. Это заставляет меня настораживаться и к поездке в Москву относиться без энтузиазма.. » 827 . Параксизмы ревности сменялись раскаянием. В записной книжке Булгакова в записи от 16 (29) июля 1930 г. можно прочесть: «Согрешил я перед дружбою, не был ее достоин в путях своих...» 828 . По всей видимости, именно в это время Булгаков писал свою статью «Иуда Искариот апостол-предатель» 829 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

45 Опекуны и попечители участвуют за малолетних и несовершеннолетних в выборах по зем. учр. (т. II, изд. 1892 г., Полож. Зем. Учр., ст. 18). 46 95–97 ст. Пол. Взыск. Гражд. называют годовым доходом чистую прибыль с имения, но едва ли справедливо придавать общее значение этому специальному правилу, взятому из инструкции для описи недвижимых имений; притом Положение об описях издано в 1849 году, а 284 ст. Зак. Гр. взята из постановления, изданного в 1775 году. 47 По Уставу о колониях (ст. 153), опекун, по сдаче опеки, получает в вознаграждение / 4 часть из приобретенной в управление его движимости. 48 Сенат признавал, что опека может лишить опекуна 5% вознаграждения, если от его распоряжений последовал вред имуществу малолетнего (Сб. Сен. реш. т. II, 826). 49 Трудно определить наперед в общих чертах достаточные причины к удалению опекуна: это предмет не судебного, но административного соображения. Для примера указываем на такой случай. Некто завещал матери малолетних дом и капитал в 20.000 руб., и самим малолетним по 20.000 руб. с тем, чтобы воспитание и содержание их шло из доходов с имущества, завещанного матери; но если бы сего источника не было достаточно, в таком случае употреблять на сей предмет проценты с капитала малолетних. Мать, быв определена опекуншей к детям, не подавая 2 года отчетов, на третий год показала в отчете 3.000 руб., издержанных ею на малолетних из своих денег, и требовала возмещения сей суммы из процентов с детского капитала. В таких обстоятельствах мать была признана неблагонадежной опекуншей, когда оказалось, что она уже растратила в 2 года имущество, лично ей завещанное, и стала требовать детских денег. 50 Труды Ком. о волостных судах. Т. V. 398. VI. 349. Кроме этого издания о крестьянских обычаях относительно опеки и о семейных советах у крестьян см. книгу Ефименко: Юридические обычаи Арханг. Читать далее Источник: Курс гражданского права : [в 3 ч.]/соч. К. Победоносцева. - СПб. : Тип. А. А. Краевского, 1868- 1880. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Это происходит, говорит Исидор, оттого, что люди не вникают в божественные заповеди «и не по их правилу благоустрояют свою жизнь, но измеряют свое поведете нерадивых ближних» 1480 . Слова Законодателя: «аще узриши осля врага твоего падшее под бременем, да не мимоидеши е, но да воздвигнеши е с ним» ( Исх.23:5 ) Исидор толкует исключительно в нравственном смысле. Он говорит, что в этих словах Законодатель не столько имеет попечение о животных, сколько о людях. «Враг, пришедший поднять падшее животное, без сомнения вступит в беседу с врагом и скажет: там подними ты, а я подниму —826— здесь. Беседа же есть предпочатие примирения и путь, ведущий к дружбе. Посему Божественная тишина постаралась достигнуть трех прекрасных целей: первой, чтобы животное не погибло, второй, чтобы не потерпел убытка владелец, и третьей, чтобы враги примирились и стали друзьями» 1481 . Закон запрещал прокаженным и «другим страждущим непроизвольными болезнями» входить в священные ограды, по мнению Исидора, наказывая их родителей за невоздержанность, ибо «законодатель изгнал из священных оград рождаемых от нечистых общений, чтобы, если не добровольно, то невольно уцеломудрились и принуждали себя жить честно, так как наказание переходит на рождаемых ими» 1482 . Толкуя Исх.23:3 : «нищего да не помилуеши на суде», Исидор замечает, что Моисей так говорит, не безчеловечию научая, но удерживая от худого, чтобы нищеты не употребляли во зло, мешаясь в чужия дела. Если же запретил миловать нищего, борющегося с невнимающим ничему зверем – бедностью; то тем паче обуздал ненасытность богатых» 1483 . Говоря о том, что не должно творить «милостыню пред человеки» ( Мф.6:1 ), Исидор указывает, в чем состоит милостыня. «В собственном смысле, говорит он, милостив тот, кто оказывает благодеяние, но не разглашает о бедствиях страждующих. Если делает добро ради самого добра, то заслуживает большую награду, нежели делающий это ради награды. А если делает ради божественной награды, то будет поставлен во втором ряду. И если делает ради похвалы, то и получит ради чего сделал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это слово он употреблял и в приложении к некоторым из таинств в отдельности и для обозначения нескольких таинств в совокупности. Отдельно называл sacramentum крещение и евхаристию. Крещение он называл прямо baptismi sacramentum 823 , называл его и sacramentum salutare 824 , но нигде он не выяснил, почему он прилагает это наименование к этому таинству, потому ли что оно есть таинственное священнодействие, потому ли что здесь христиане сочетаваются со Христом, дают ему клятву (sacramentum) быть ему верными, или по другой какой причине, например, потому, что крещение есть символ (sacramentum) смерти Христовой. Евхаристию также называет он sacramentum хотя и не употребляет выражения eucharistiae sacramentum, а пользуется выражением calicis sacramentum 825 . При этом он дает нам возможность понять, в некоторых по крайней мере случаях, причину, почему он прилагает к этому таинству слово sacramentum, именно таким наименованием он хотел доказать, что евхаристия, рассматриваемая не со стороны конечно своей сущности, а со стороны своей формы, как соединение двух элементов, представляет между прочим символ (sacramentum) объединения верующих со Христом, хотя есть как увидим одно место, представляющее как будто намерение выразить этим словом нечто другое. Миропомазание хотя и не называл прямо unctionis sacramentum 826 , но за то в выражении, несколько раз повторенном, sacramento utroque 827 , он несомненно подводил миропомазание под понятие таинства, наравне с крещением, но что он хотел выразить прибавкою слова sacramentum к этим священнодействиям, которые несомненно считал он священнодействиями, сообщавшими благодать, он также не выяснил. Покаяние ни разу не названо им sacramentum 828 . К священству, обозначаемому им обыкновенно через слово ordinatio, ни разу также не прибавил он слова sacramentum. Итак, у Киприана слово sacramentum в приложении к таинствам имеет смысл весьма неясный, во всяком случае, далеко не имеет значения термина, назначенного для выражения мысли о соединении благодати с видимым знаком.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

114 Marharii habent civitates XI – говорит баварский землеписец (866–890). Хотя имя Моравии было хорошо известно в середине IX в. (Einh. 822; Bulla Evg II. 826. apud Erben 21), это не помешало писателям исказить название её обитателей: Marahi (Adam. Brem. II, 19); Marahenses (Ann. Fuld. а. 871. 2); Maravi, Maravani, Marahabitae, (Ann. Fuld. a. 893. 897); Murabi (ibid. a. 899); Morami (Ademar.); Mararenses (Thitm VII, 42, 44, 54); Marierum (ibid. VI, 66); Ramahanenses (Chron. Saxo a 860). Названы они так от реки Моравы, впадающей в Дунай – с севера... Est populus quem vocant Merehanos, ipsi habent civitates XXX, продолжает баварский географ. Это другой народ, отличающийся от народа Marharii, о котором говорил он выше. Было нисколько Моравий, называвшихся так от реки Моравы. Моравия народа Merehani, qui habent civitates XXX, есть малая Моравия, расположенная по Мораве, впадающей в Дунай с юга, (у древних Marhus), состоящей из двух соименных рек, болгарской и сербской Моравы. Область эта, no достоверным историческим свидетельствам, в IX–X в. принадлежала Болгарам. Она имела своего епископа на соборе 879 г. (Assemani, Kalend. 3, 138), упоминается у Конст. Порфирородного без эпитета малая (De cerem. aulae II, 48), Поморавье, как называет её в 1208 г. св. Сава в житии своего отца. По распространении болгарского царства к самой Драве, всю эту страну стали называть нижней Моравией, для отличия от верхней, в которой повелевали славянские князья – Моймир, Ростислав, Святополк. Баварский землеписец представляет эту Моравию в связи с Болгарами и отличает её от Моравы с 11 городами. Смотри Шаф. § 30, 3; сравни обстоятельный разбор баварского землеписца у Лелевеля в Géographie du moyen âge. T. III, p. 28–30. И так от Моравы (la pelite Moravie inférieure boulgaro serbe – по Лелевелю), расположенной по Мораве, с юга впадающей в Дунай, должно отличать Моравию по Мораве, с севера впадающей в Дунай. Об этой последней собственно должен идти рассказ наш. В древних источниках несколько раз встречается название вышней или верхней Моравы и разделение её на две, преддунайскую и паннонскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010