К.А. Докучаев-Басков Муромский монастырь Муромский монастырь стоит на юго-восточном берегу Онежскаго озера, пудожскаго уезда, олонецкой губернии, в 46 верстах от города Пудожа, в 65-ти – от Вытегры и в 170 – от Петрозаводска, на месте пустынном, уединенном... Пути сообщения с монастырем в летнее и зимнее время относительно довольно удобны: от гор, Пудожа через Нигижемско-Георгиевсвкий (в 19 верст) и Гакукский (11 1/2 в.) приходы, сухим путем; от последняго р. Гакуксою и Муромским озером – 15 верст; от Вытегры, – сухим путем – до деревни Силовой, не доезжая 2 верст до станции Титовой, или Саминскаго погоста, – 40 верст и проселком вдоль берега Онежскаго озера 25 верст. Название свое монастырь получил от озера Муромскаго («Мурва», «Муромское») 229 , длиною 8, шириною до 5 верст, которое находится в одной версте от обители к востоку и соединяется с Онежским озером рекою Муромкою, почти у самаго монастыря, отчего местность имеет вид полуострова, в древности называемого островом Муромским или Муч 230 . Муромский монастырь есть один из древнейших в олонецкой губернии; его основаль свяшенно-инок Лазарь, но когда именно – сказать сего утвердительно не возможно; если принять во внимание упоминаемые в завещании преп. Лазаря годы, именно: 6690 – 1182 и 6699 – 1191, – то монастырь основан в XII веке; если же предпочесть упоминаемых в том же завещании новгородских иерархов Василия, Моисея, то обитель окажется основанною в XIV веке. Составитель «Истории российской иерархии» предпочитал последнее... Взяв за основание время жизни помянутых новгородских архиереев, бывших в 1333 – 1360 гг., он время основания Муромского монастыря относил «около половины XIV столетия», или даже к 1352 году; поэтому и год (1182) получения Лазарем от новгородского посадника «духовной» на владение Муромским полуостровом и проч. и год (1191-й) смерти преп. Лазаря принимал за «очевидную описку». «А надлежало» бы «сему быть» – говорил он о времени получения записи – «около 6860, т. е. 1352»; а о времени смерти основателя (вторично восклицая: «следовательно здесь описка! а»): «должно быть разве 6899, т. е. 1391 от Р. X.» 231 . В пользу этой «очевидной описки» вторил в «Олонецк. Губ. Ведомостях» и г. Е. Барсов .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комментари к 12 тому К оглавлению Комментарии 1—8, 56—146, 151—180 написаны Д. Ф. Полозневым. Комментарии 9—56, 147—150 написаны С. Г. Яковенко. Никон поставлен на Новгородскую митрополию 11 марта 1649 г. Константинопольским патр. Паисием (Макарий, митр. История Русской Церкви. Кн. 6. С. 360 наст. изд.). Известие о благословении митр. Никоном митр. Аффония, назвавшего его патриархом, а также пророчество некоего татарина, предсказавшего малолетнему Никите быть великим государем, содержатся в житии патр. Никона, написанном И. Шушериным (Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, написанное клириком его Иоанном Шушериным. М., 1871. С. 4, 11). Источником сведений, сообщаемых И. Шушериным, по-видимому, был сам патр. Никон. Позднее подобные известия ставились в вину патриарху, как будто бы верившему пророчествам сомнительных лиц и питавшему ими свою гордыню. И. Шушериным была заложена апологетическая традиция отечественной историографии в освещении жизни и деятельности патр. Никона. Между тем еще при жизни патриарха Александр, еп. Вятский, в «Обличении на патриарха Никона» (1662) так писал о начальном периоде служения будущего патриарха: «Еще бо в царствующем граде Москве белцем быв, священноиноческую благословенную грамоту взял, оболгав преосвященнаго Аффония, митрополита Новгородскаго, и Никона себе нарек преже пострижения своею волею. И едучи во Анзерскую пустынь, на Вологде, в паперти церковней ильинъским игуменом Павлом пострижен, а не в церкви. И приедучи в пустыню, абие священноиноческая действовал, а под началом не бывал. Аще всю жизнь ево кто известно ведал и преже проклятия чести и власти вправду бы рек, яко и на праг церковный несть достоин взыти» (РГАДА. Ф. 27. 140. Ч. 3. Л. 365). Подобные прижизненные свидетельства положили начало обширной старообрядческой литературе о патр. Никоне, где легендарные известия переплелись с историческими фактами (Перетц В. Н. Слухи и толки о патриархе Никоне в литературной обработке писателей XVII–XVIII вв. СПб., 1900; Гунн Г. П. Патриарх Никон и Елеазар Анзерский//Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома. Л., 1985. С. 230–242).

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ († 20.07.1665, псковский Космодемьянский на Гремячей горе (Гремячский) мон-рь), архиеп. Псковский, Изборский и Нарвский (1649-1664). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. В 1641-1643 гг. он был архимандритом псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . В челобитной царю Алексею Михайловичу М. писал об оскудении монастырской казны и обращался к нему с просьбой списать долги по оброку с рыбных ловель и освободить мон-рь от этого оброка. 10 марта 1642 г. просьба царем была удовлетворена. На привилегию, полученную для мон-ря М., неоднократно ссылались его преемники (Снетогорский монастырь. С. 41-45). В марте 1642 г. М. в первый раз стал одним из кандидатов на Патриарший престол (РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 46. Л. 10; ДРВ2. Ч. 6. С. 230-231). В июле 1643 г. М. упоминается в качестве архим. Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 4 нояб. 1649 г. был поставлен архиепископом Псковским и Изборским, хиротонию М. возглавил патриарх Московский Иосиф . М. прибыл в Псков 2 февр. 1650 г. и был торжественно встречен горожанами у псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , после чего архиепископ отслужил литургию в кафедральном Троицком соборе. На следующий день М. поставил нового архимандрита Псково-Печерского мон-ря - Митрофана, бывшего ранее игуменом Мирожского мон-ря. Через месяц после прибытия М. на кафедру в Пскове начался хлебный бунт. Сохранился собственный рассказ М. о тех событиях - отписка в Москву от марта 1650 г. ( Якубов. 1897. С. 320-323). 27 февр. 1650 г. на двор архиепископа пришли псковичи «болши трехсот человек», «из них лутчие люди человек с пятдесять взошли на сени». Челобитчики просили вышедшего к ним М. уговорить воеводу Н. С. Собакина не выдавать, как требовал царский указ, хлеб шведам, пока «тех пскович челобитье будет» к царю. На следующий день М. призвал воеводу на свой двор для разговора с жителями в архиепископской келье. По свидетельству самого М., во время переговоров воевода стал записывать имена пришедших, чем вызвал их бегство. Вскоре начались беспорядки: толпа собралась у земской избы, был разграблен дом гостя Ф. Емельянова, которому и были поручены операции с хлебом; из его дома была вывезена 1 тыс. царских золотых, которые к 8 марта удалось вернуть и скрыть на архиепископском дворе. Емельянова от гибели спас М., прятавший купца в своей келье 4 дня, а потом организовавший его отъезд в Москву. Стремясь предотвратить развитие бунта, М. взял образ Пресв. Троицы из соборной церкви и вышел на площадь увещевать народ. Однако волнения продолжались. Вскоре выборные люди пришли к М. с предложением взять у воеводы ключи от города, но тот отказался их забрать.

http://pravenc.ru/text/2561368.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНДР († 25.09.1566) , архиеп. Ростовский, Ярославский и Белоезерский (1549-1566). Происхождение Н. неизвестно. Имена родителей Н., Григория и Евдокии, имеются во вкладной записи в рукописи Толковой Псалтири, вложенной Н. в 1557 г. в переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь ( Сметанина С. И. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собр. Е. Е. Егорова//АЕ за 1963 г. М., 1964. С. 362); не исключено, что буд. владыка Ростовский в миру носил имя Никита. Монашеский постриг буд. владыка, несомненно, принял в Троице-Сергиевом мон-ре. Со временем Н. стал настоятелем Троицкой обители (1543-1545). Он был настоятелем «2 года и 13 недель» (ВКТСМ. С. 15). По П. М. Строеву , Н. сменил игум. Алексия (1541-1543), его же преемником он стал позднее и на архиерейской кафедре в Ростове. Однако между Алексием и Н. настоятелем был игумен «Порфирий 5 недель» ( Р-ский А. Из рус. церковно-истор. старины: Список настоятелей Троице-Сергиева мон-ря от основателя его и первого игумена прп. Сергия до архим. Викентия (1674)//Странник. 1892. 8. С. 544). Архиеп. Ростовский Алексий дал Троицкой обители при игумене Н. жалованную льготную грамоту на приписанную к мон-рю Никольскую ц. в с. Берлюкове Ростовского у. (ААЭ. Т. 1. С. 181. 202). С 1546 по 1549 г. настоятелем «у Троицы» был игум. Иона (Шелепин) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 138). В конце февр. 1549 г. в документах называется игум. Иона (Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки. М., 1971. С. 139). Однако летопись, сообщающая об архиерейской хиротонии Н., называет его тем не менее игуменом Троице-Сергиева мон-ря. А. А. Титов объясняет это тем, что «года за четыре до архиерейства Никандр оставил настоятельство и жил там на покое» ( Титов. 1890. С. 57; ср.: Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Серг. П.,19092, 2007р. С. 147). 1543-м годом датируется неск. государевых жалованных грамот Троицкому мон-рю, данных в период игуменства Н. (ААЭ. Т. 1. С. 177-179, 181-182. 198-200, 203; Каштанов С. М. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996. 4. С. 230-232). Незадолго до его архиерейской хиротонии в Троицкую обитель приезжал на богомолье царь Иоанн IV Васильевич Грозный с царицей Анастасией Романовной (ПСРЛ. Т. 13. 4. 1. С. 156-157). Возможно, приезд способствовал выдвижению во архиерея бывш. троицкого настоятеля.

http://pravenc.ru/text/2565272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь). XVII - нач. XX в. Основан 19 сент. 1623 г. в мест. Кутейно на левом берегу р. Днепр, в месте слияния с ним р. Кутеинки. Главными фундаторами обители стали мстиславский подкоморий пан Богдан Вильгельмович Стеткевич-Заверский (позднее - один из вкладчиков Могилёвского Богоявленского правосл. братства) и его жена, кнж. Елена Богдановна Соломерецкая, наследница и дочь видного православного землевладельца в Белорусском Подвинье - кн. Богдана Богдановича Соломерецкого. На свои средства семья Стеткевичей-Заверских купила на окраине Орши с. Кутейно (АЗР. Т. 4. 230. С. 521). Согласно инвентарю 1594 г., имения Смольняны, ранее принадлежавшего ковельскому кн. Андрею Сангушко, в с. Кутейно было 7 домов, в которых проживали 8 крестьян (АВАК. Т. 14. 58. С. 469). 29 сент. 1629 г. пани Анна Богдановна Стеткевич-Огинская, мать Стеткевича-Заверского, а также его брат, пан Иван Вильгельмович, передали О. К. Б. м. слободу Бельковщину, к-рая размещалась между реками Днепр и Кутеинка, поэтому в некоторых документах мон-рь иногда называют Бельковским. Во время основания обители чудесным образом была явлена икона Божией Матери, получившая название «Оршанская» (пам. 20 июля и 5 сент.). Она стала главной святыней О. К. Б. м. Строительством обители руководил иером. Иоиль (Труцевич) , активный деятель Могилёвского братства. В 1629 г. в освящении престола монастырского Богоявленского собора принимал участие митр. Киевский свт. Петр (Могила) . Став игуменом, Иоиль (Труцевич) помогал строить новые правосл. обители на землях, принадлежавших семье фундаторов О. К. Б. м. и их ближайших родственников. Благодаря им были основаны в 1631 г. оршанский Кутеинский в честь Успения Пресв. Богородицы, в 1633 г.- Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, в 1641 г.- Тупичевский Свято-Духовский под Мстиславлем и Борколабовский в честь Вознесения Господня мон-ри. При этом по решению фундаторов настоятель Оршанской обители осуществлял духовное и экономическое руководство этими мон-рями ( Чистович. 1884. С. 221), поэтому все они нередко к названию добавляли «Кутеинский».

http://pravenc.ru/text/2581587.html

Наименование относится к ангелам , к-рые в вещественном мире исполняют определенные виды служения. Одни из них, по замечанию прп. Иоанна Дамаскина , «оберегают области земли; и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом» (De fide orth. II 3). «Сии умы,- пишет свт. Григорий Богослов ,- прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему...» (Or. 28). В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греч. и персид. царств (10. 13-21). Однако ангелы, как свидетельствует Свящ. Писание, управляли и др. царствами и народами. «И фараону ангелом, поставленным над египтянами,- читаем в «Ареопагитиках» ,- и царю Вавилонскому своим ангелом в видениях было возвещено о промысле и власти Управляющего всем и над всем Господствующего» (CH IX 4). Нек-рые отцы Церкви (святители Григорий Богослов, Епифаний Кипрский , Амвросий Медиоланский и др.) утверждали, что А.-х. имеет каждая христ. Церковь. «Вас печалит,- обращается свт. Василий Великий к пресвитерам Никопольской Церкви,- что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами - ангел - блюститель Церкви» (Ep. 230). Наконец, А.-х. может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Его (Господа.- М. И.) и избавляет их» (Пс 33. 8). А.-х. имели ветхозаветные праведники (Быт 48. 16). В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая быть «как дети» (Мф 18. 3), указывал, что благодаря детской чистоте и непорочности ангелы их всегда пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца... Небесного» (Мф 18. 10). Вера в существование А.-х. в христ. Церкви получила широкое распространение уже в апостольские времена, о чем свидетельствует чудесный случай освобождения ап. Петра из темницы (Деян 12. 7-17). Люди, находившиеся в доме Марии, матери Иоанна Марка, не поверили служанке, утверждавшей, что ап. Петр освобожден и стоит у двери дома, и полагали, что это был А.-х. апостола (Деян 12. 15).

http://pravenc.ru/text/115106.html

Олонец 473. Преподобный авва Лазарь, Мурманский или Муромский чудотворец В 170 верстах от Петрозаводска к северу, в 48 от Пудожа к западу, близ Онежского озера есть остров Мучь или Муромский, образуемый речкою Муромкою, вытекающею из Муромского озера и впадающею в Онежское. Здесь во второй половине XIV в. подвизался преп. Лазарь, проповедник св. веры Лопарям и строгий подвижник. Историю свою передал он в предсмертном завещании, написанном со слов его духовным другом Феодосием. Это завещание начинается так: «Я грешный священноинок Лазарь, раб Владыки Христа моего, отходя из сей маловременной жизни в век неисходимый, к страшному Судии, исповедуюсь пред Богом. Вас, отцы и братия, молю усердно: помолитесь о мне грешном, дабы вашими молитвами избавил меня Бог вечной муки». В этом завещании дивный старец излагает все обстоятельства жизни своей в Царьграде, в Кесарии, в Новгороде при блаженном владыке Василии (которого он называет «добропесенною цевницею и голубем Царя небеснаго») и на Мурманском острову. Список завещания не уцелел в монастыре преп. Лазаря, но напечатан в Истории Российской Иерархии (V, 115–129). В «Русских Святых» житие дополнено и исправлено по другому списку завещания, находящемуся в библиотеке Ундольского (Фидарет, «Рус. Св.», март, стр. 54 и след.) Преп. авва Лазарь был постриженник Цареградской Высокогорской обители, прожил 9 лет в Кесарии у епископа Василия, потом по кончине его переселился в Новгород к блаж. архиепископу Василию (Колеке) (см. 116). Спустя несколько лет уже при архипастырстве св. Моисея, Лазарь в 1352 году переселился, по особенному внушению, на необитаемый остров Мурму или Мучь, на Онежском озере. Он водрузил там крест, поставил часовню и хижину. Жившие на берегах озера Лопари и Мурманская Чудь, переселившись на остров, беспрестанно оскорбляли старца, прогоняли его. Но он был утешен и укреплен видением от образа Богородицы, который сохранился невредимым при пожаре хижины. Спустя несколько времени, старшина Лопарей принес к преп. Лазарю слепорожденное дитя; дивный старец окрестил младенца, приложил к чудотворному образу, и дитя прозрело. После того дикие язычники стали уважать отшельника, весьма многие из них крестились, а некоторые даже приняли иночество в обители, основанной преп. Лазарем. Авва Лазарь предал дух свой Господу 8 марта 1391 г. Всех лет жизни его было 105, из числа которых почти 40 лет он прожил на острове Муромском (Рассказы из Ист. Рус. Церкви, стр. 230–231).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

прот. Александр Прокопчук Двадцатая Глава Хотя рассказы о встрече воскресшего Иисуса Христа с апостолами заметно различаются между собой у евангелистов–синоптиков, все они описывают лишь одно явление, в то время как у Иоанна число встреч увеличивается до трёх 230 (21:14). В начале книги Деяний говорится, что Иисус являлся ученикам в продолжение сорока дней ( Деян 1:3 ), а в Первом Послании к Коринфянам упоминаются явления «Двенадцати; затем свыше чем пятистам братьям одновременно... потом всем апостолам» ( 1Кор 15:4 – 6 ). Следовательно, наряду с последним евангелистом, ап. Павел и дееписатель Лука 231 указывают на более чем одну встречу. Если у Матфея ученики находят Иисуса Христа в Галилее, то у Марка они посылаются в Галилею, но встреча происходит в Иерусалиме, а у Луки апостолы не должны покидать Иерусалим до Пятидесятницы. Наконец, Иоанн приводит два явления в Иерусалиме и одно в Галилее. При этом лишь первое из них имеет параллели с синоптиками. «Необходимость» второго явления связана с уверением Фомы, третьего – с поручением Петру. Кроме того, у Иоанна (как и у Луки) воскресшего Иисуса не могут узнать: Мария не узнаёт Его у гроба, а ученики – при ловле на озере Тивериадском. Поэтому центральными темами последних глав четвёртого Евангели вера и узнавание. Воскресение Иисуса Христа Как и другие евангелисты, Иоанн сообщает, что первыми ко гробу пришли женщины. Однако по имени Он называет только Марию Магдалину, хотя множественное число в оповещении апостолам («Взяли Господа из гробницы, и не знаем, где положили Его» – Ин 20:2 ) предполагает, что она была не одна. Евангелист не уточняет, что именно привело Марию ко гробу, ведь помазание тела Иисуса Христа благовониями, согласно четвёртому Евангелию, уже состоялось при погребении. Иудейский обычай требовал навещать могилы и оплакивать умершего в первые три дня после похорон (ср. 11:17). «В первый же день недели Мария Магдалина приходит утром еще в темноте к гробнице и видит, что камень взят с гробницы» (20:1). Увидев, что камень отвален от пещеры, Мария бежит к апостолам, чтобы рассказать им о происшедшем. У неё не рождается других предположений, кроме того, что тело похищено. При этом евангелист не сообщает, заходила ли Мария в гробницу (см. ст. 6, 8) или хотя бы заглянула ли она в неё (см. 11–й ст.). Скорее всего, в темноте там всё равно нельзя было ещё ничего разобрать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Рёконьская пустынь. Рёконьская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1680. Архитектор: М.А. Щурупов Адрес: Новгородская область, Любытинский район, урочище Рёконьская пустынь Координаты: 59.28519, 33.17196 Проезд: Лучше всего добираться от поселка Будогощь Киришского района. Выезд из поселка с западной стороны - дорога на Верхнее Заозерье. Грейдер хорошего качество чередуется с асфальтом, с середины дороги - только грейдер. Перед въездом в Верхнее Заозерье - указатель " На Реконь " . Далее либо на подготовленном ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Лучше всего добираться от поселка Будогощь Киришского района. Выезд из поселка с западной стороны - дорога на Верхнее Заозерье. Грейдер хорошего качество чередуется с асфальтом, с середины дороги - только грейдер. Перед въездом в Верхнее Заозерье - указатель " На Реконь " . Далее либо на подготовленном внедорожнике, но быстрее пешком или на велосипеде - 7-8 км лесной дороги из них 1-2 км колеи, лужи глубиной до 1м, гати и заболоченные участки. Подробно: Ближайшая деревня к монастырю - Верхнее Заозерье. До Верхнего Заозерья на автотранспорте лучше всего добираться следующим образом. Со стороны С.-Петербурга по М10, далее через Кириши на Будогощь. Из Будогощи идёт на Лашино, за ней после моста через речку Рапля поворот налево. Далее Дуброва-Петровское-Заполье-Хортицы-Верхнее Заозерье. Расстояние от КАД до Верхнего Заозерья - 230 км. Со стороны Москвы по М10, далее через Бологое по маршруту Боровичи-Любытино-Неболчи-Водогон-Заполье. В Заполье поворот направо в сторону Верхнего Заозерья. Расстояние от МКАД до Верхнего Заозерья - 575 км. Дороги плохие, но проезжие. Перед первым домом и мостом в Верхнем Заозерье направо уходит дорога/тропа до монастыря - 7,5 км по заболоченной местности. Большую часть года она труднопроходима даже для подготовленного автотранспорта, особенно в оттепель и в сырую погоду, но во время сильных морозов лесорубы порой выравнивают её практически до монастыря и можно проехать на легковой машине. Пешком - 1,5-3 часа, в зависимости от подготовки и состояния дороги. Мобильная связь отсутствует практически на всём протяжении пути до Верхнего Заозерья после съезда на грунт. Есть отдельные короткие участки, на которых попеременно включается сигнал от Мегафона, МТС и Билайна. В Верхнем Заозерье Мегафон ловится у трансформаторов. От Верхнего Заозерья до монастыря есть пара участков, где проявляется сигнал.

http://sobory.ru/article/?object=01581

Скачать epub pdf Введение „Комментарии на Евангелие от Иоанна“ – самый ранний дошедший до нас 1 экзегетический труд александрийского дидаскала, справедливо названный Анри Крузелем 2 „шедевром Оригена “ 3 . После Оригена подробные комментарии на четвертое Евангелие писали лишь свт. Иоанн Златоуст , свт. Кирилл Александрийский и бл. Августин 4 . Поводом к написанию комментариев послужило составление толкований к Евангелию гностиком Гераклеоном – последователем Валентина (в целом ряде мест Ориген подробно цитирует толкования Гераклеона и затем опровергает их 5 ). Ориген начал писать „Комментарии“ в Александрии либо после 318 года приблизительно в 33-летнем возрасте, либо – что вероятнее – между 225 и 229 годами, когда ему было около 40 лет 6 . За период пребывания в Александрии он успел написать первые четыре книги „Комментариев“, пятая была составлена во время путешествия в Палестину в 230–231 годах. До отбытия из Александрии в 231 г. Ориген успел начать шестую книгу. Деятельность же Гераклеона приходилась приблизительно на 170-е годы. Таким образом, первый христианский комментарий на Евангелие от Иоанна (и одновременно ответ на его инославную интерпретацию) был дан в Церкви лишь спустя полвека после смерти заметного представителя гностического учения. Здесь можно вспомнить о другом сочинении Оригена „Против Цельса“, написанном уже в последние годы жизни богослова и посвященном апологии христианства в ответ на критику Цельса тремя четвертями века ранее, в конце 170-х годов. Ориген – как и св. Ипполит Римский – выступил продолжателем ранних апологетов и св. Иринея Лионского и одновременно интерпретатором Священного Писания , защищая учение и от язычников, и от еретиков. Согласно 33-му письму бл. Иеронима 7 , „Комментарии“ состояли из 32 книг 8 , из которых в общем счете сохранилось только 9. Первая книга (39 глав, 292 параграфа) служит введением к толкованию, в ней разбирается первая половина первого стиха Евангелия („В начале было Слово“). Вторая книга охватывает Ин. 1 ,1b-7. Следующие книги дают уже не столь объемные, но все равно достаточно обширные комментарии (книга VI Ин. 1, 19–29; Х : Uh. 2, 12–25; XIII Uh. 4, 13–54; XIX : Ин. 8, 19–25; ХХ : Uh. 8, 37–53; XXVIII Uh. 11, 39–57; XXXII Ин. 13, 2–33 ). Даже по дошедшим до нас частям можно судить о монументальности труда. Толкования Оригена на первые 13 глав заняли 32 книги. Поскольку всего в Евангелии от Иоанна 21 глава, можно представить, сколь объемными были бы все комментарии, если бы Оригену удалось завершить их: при сохранении имеющейся пропорции произведение составило бы 52 книги, т. е. 29 томов в серии Sources Chrétiennes! Такой масштаб намного превосходит толкования всех последующих комментаторов этого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010