1123 Выступление Береславского в Госдуме на конференции, организованной Комитетом по геополитике (1997 г. – депутаты Митрофанов и Архипов от ЛДПР), – видеозапись (имеется в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского). 1134 Учение «Белого братства» излагается по листовкам, газетам и другим публикациям секты, имеющимся в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского. 1135 Вечной Любви Моей. Юсмалос. 2001. 8. 3-я страница обложки. (Особенности правописания подлинника сохранены.) 1136 См., напр.: Соколовская Я. Мария Дэви Христос, она же Марина Цвигун, отправлена по этапу//Известия. 1997, 9 янв.; Соколовская Я. Пророк Белого братства работал на КГБ//Известия. 1995, 26 дек. 1137 Об этих наработках до сих пор уважительно отзываются разного рода оккультисты. См., напр.: Кашницкий С. Между нами, динозаврами//МК. 1999, 3 ноября. 1143 Архимандрит Феодор (Бухарев). Учение апостола Павла об антихристе//Альфа и Омега. 1997. 2(13). 1145 Здесь и далее в этой главе, кроме особо оговоренных случаев, цитаты приводятся по изданию «Последнего Завета», подписанному в печать 28.12.95, б. м. Встречи. Абзац 108. 1148 Слово Виссариона, являющего последний завет от пославшего его Отца Небесного. М., 1993. Предисловие. 1157 Эти слова означают, что разработчики виссарионизма интересовались бурханизмом, возникшим в начале века в соседних с Красноярским краем Алтайских горах. Во всяком случае, они знакомы с популяризированной и «орерихианенной» версией возникновения бурханизма, изложенной в романе Г. Андреева «Белый Бурхан» (Барнаул, 1989). 1173 Тем не менее откуда появился диавол, Виссарион так и не сообщает; говорит лишь, что он – «результат дикой ошибки» и правит «низшим миром», куда на время отправляются души порочных людей (Последний Завет. Книга основ. Гл. 5, абзацы 8–9). 1180 Большая часть приведенной ниже информации основывается на рассказах бывших членов секты и родителей тех, кто пострадал от Виссариона. 1181 См., напр.: «Человек воплощается на Земле в пределах десяти раз...» (Последний Завет. Встречи. Ч. III, абзац 32), а также: Диакон Андрей Кураев. Если Бог есть любовь. М., 1997. С. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ III Евгений III, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) Евгений III, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) († 8.07.1153, Тиволи; до избрания на Папский престол - Петр или Бернард Паганелли (Пигнателли)), блж. католич. Церкви (пам. 8 июля), папа Римский (с 15 февр. 1145), цистерцианец, ученик Бернарда Клервоского . Род., вероятно, в окрестностях Пизы. Был каноником кафедрального собора в Пизе, впосл. стал видамом (лат. vicedominus), зав. имуществом епископской кафедры ( Bernard. Clar. Ep. 237//PL. 182. Col. 426). В 1134 г. папа Римский Иннокентий II , покинув охваченный восстанием Рим, нашел убежище в Пизе, где провел Собор, на к-ром присутствовал Бернард Клервоский. Возможно, встреча буд. папы с Бернардом повлияла на его решение удалиться в мон-рь; в 1138 г. он принял постриг в цистерцианском аббатстве Клерво (Бургундия). Впосл. Бернард Клервоский направил его в Италию, где он возглавил новую цистерцианскую обитель - мон-рь св. Сильвестра близ аббатства Фарфа (совр. обл. Лацио). В 1141 г. стал аббатом монастыря св. Анастасия у Трех источников (ныне Тре Фонтане, Рим), переданного цистерцианскому ордену по решению папы Иннокентия II. В этот период в Риме в очередной раз обострился конфликт между папством и патрициатом. Папа Луций II попытался силой укрепить господство над городом, но 15 февр. 1145 г. был смертельно ранен во время осады Капитолия, где заседал рим. сенат, провозгласивший город республикой. В тот же день кардиналы единогласно избрали новым папой аббата мон-ря св. Анастасия, к-рый был вынужден немедленно бежать из Рима, и его посвящение в сан состоялось 18 февр. 1145 г. в бенедиктинском аббатстве Фарфа. Узнав о решении коллегии, Бернард Клервоский направил кардиналам послание, в к-ром утверждал, что они избрали на Папский престол человека, склонного скорее к уединению, чем к жизни в миру, робкого и неопытного (Ibid. Col. 426-427). Похожую характеристику дал Е. и кард. Бозон, его первый биограф, добавив также, что по милости Божией папа превзошел мн. предшественников в учености, красноречии и администраторских способностях (LP. Vol. 2. P. 386). В др. письме Бернарда Клервоского, адресованном Е., излагались аргументы в пользу реформы Папской курии ( Bernard. Clar. Ep. 238//PL. 182. Col. 427-431).

http://pravenc.ru/text/187007.html

Большинство храмов были однонефными, длина обычно в полтора раза превышала ширину. Абсолютные размеры были очень скромными: крупнейшими донорманнскими сооружениями И. были соборы в  Клонмакнойсе (909, кон. XII — нач. XIII в., размер 18,8 Ч 8,7 м) и Глендалохе, гр. Уиклоу (Х–нач. XIII b., 14,7 Ч 9 м). Обособленные алтарные пространства, существующие у многих церквей, как выясняется, почти всегда пристраивались позже, очевидно, под влиянием литургических реформ 2-ой четв XII вв. (напр., в соборе в Глендалохе). Лишь у ц. Риферт и ц. Троицы в Глендалохе  (обе кон. XI — нач. XII bb.) они задумывались изначально. Наиболее распространенным типом перекрытия были покрытыми гонтом деревянные кровли на стропилах. По-видимому, отзвуком выступов фасадных бревен являются характерные для многих храмов каменные анты — слабо выступающие продолжения боковых стен, поддерживавшие конструкции кровли (ц. в Килмалкедаре, гр. Керри). Их функциональный характер подтверждается тем, что из примерно 10 известных на сегодняшний день храмов с каменными сводами они есть только у двух. К деревянным формам восходят и V-oбpaзhыe коньки кровель (ц. на о. Мак-Дара, гр. Голуэй, не позднее XII b.). Помимо дерева, храмы перекрывались и камнем; спецификой Ирландии было наличие имевших разные конструкции каменных кровель ( Craig. 1982. P. 36–37) — в Европе над каменными сводами возводились железные, либо деревянные кровли. На островах зап. побережья известно 4 церкви с вертикальными стенами и ступенчатым сводом, возможно, с использованием подпорок (на о. Мак-Дара и др.). Иногда во избежание прогибания ступенчатого свода вовнутрь использовалась стоечная арка, напр., в «доме св. Колумбы» в Келлсе, гр. Мит (ок. 1000?) и ц. св. Кевина в Глендалохе (XI b.?). Поскольку ступенчатым сводом было невозможно перекрыть пространство размером более 2 м, для относительно крупных построек использовался цилиндрический свод в сочетании с высокой островерхой (во избежание давления распора на стены) кровлей из каменных плит или пластин шифера. Так перекрывались церкви в Килмалкедаре, св. Фланнана в Киллало, гр. Клэр (нач. XII b.), т. н. капелла Кормака в Кашеле, гр. Типперэри (1127–1134), вероятно, «дом св. Молассе» на о. Девениш, гр. Фермана (кон. XII — нач. XIII в.). Примечательно, что подобные каменные кровли изредка встречаются и позже, вплоть до XVII b. (ц. в Холливуде, гр Уиклоу). Архитектурный декор был минимальным: примитивные порталы, простейшие скульптурные  украшения (крест и т. п.).

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

βαλσαμουργα, Bereitung von Balsam: EustrTheotok 48 s.v. νρδος (And. Cret.).– L. βαλσαμοφρος Balsam tragend: χωρον GSync 358,12.– KumN, Stam. βαλσαμν, Garten mit Balsamsträuchern: SynaxCpl 104,48; 107,9. LascEp 115,1; App. III 2,33 (Blemm.).– L, Stam, (S. PLP). βλτα, (slav. blato) Sumpf: LeoTact I 282,3087. ALavra 14,13.17 (a.1008). AIv 52,271 (a.1104). Kekaum 172,27. AXer 9 А 26; В 39 (са.1270–74). Solov VIII 80 (а.1346). DelAn II 341,5.19; 347,10.12; 454,19.– Kr + XIII 297. βλτεον, τ (lat. balteum) Gürtel: LydMag 104,16. CodAstr VII 127,27 – βλτιον LSSup, DGE. βαλτηρς sumpfig: AIv 56,175 (a.1152), τν βαλτρν (sic) ακα Petit Notre 41,11 (a.1152).–HL -ερς. βαλτδιον, τ (lat. balteum) Gürtel: DeCerV 1134,4.12; -ιν II 41,9.14. -ιν OikList 95,17 (Philoth.).–L. βαλτζω sumpfig sein: -ζουσα λοστρα AIv 10,50 (a.996); id.29,60 (a.1047).– HL. βλτον, τ (slav. blato) Sumpf: LudwAnek 194,8. MM IV 386 (a.1267). ALavra 75,1.35 (a.1284); 101,22 (a.1306?). AChil 39,45.67 (a. 1318); 51,35 (a.1308, cf.DöReg 2624). DelAn II 307,15; 381,9.–Kr. βλτος, Sumpf: AIv 50,45f. (a.1101). AZog V 72 (a.l 142); LΙΙ 66 (a.1279, cf.AEsph 78). AChil 37,35 (a.1318), ν βλτ Stephanit 153,6. β. AZog LII 105 – Kr + XIII 297. βαλτοφρος Bull. Inst. Fr. Arch. Orient. 32,101 (BuckPet. 336). βαλτδης sumpfig: DeAdmΙmp 28,4. Stephanit 152,6 v.l.; 167,13. AIv 52,392 (a. 1104). Anna II 135,24; III 107,13; 169,13. PK 122.– Kr, KumN, Stam; -δη HL. βαλωτ, Ballota nigra, Schwarznessel: PaulAeg II 200,1. CodAstr VIII 2,160,17 – Duc; βαλλ. LS, DGE. βαμβακερς aus Baumwolle: - ληθιν νθδια (sc.μτια) KonstPorphMil С 294, μτια DeCer I 678,4. τουβα 8. φαπλματα MoneKot 332,39. aus orientalischem Papier: βιβλον MoneKot 331,33f.; ορτολγιον 332,25. παρακλητικ 27.– Kr + X vgl.-ηρς. βαμβκη, Baumwolle: SylTact 38,4.7; 39,1. TypKosm 49,20. Alchim 328,18; 366,21. βαμβακηνς aus orientalischem (Bombyzin-) Papier: βιβλον MM VI 241f. τετρδια 243. πατερικν 245 (а.1119–28). βαμβακηρς aus Baumwolle, baumwollen: βηλρια AIv 47,37f.43–47 (a.1098), νμα TypKechar 109,1595.1598. μτιον TypPant 65, 609, - (sc.σπρματα) Baumwollsamen, Baumwolle: κατασπεροντες -ηρ MM VI 96 (а.1118). aus orientalischem Papier: βιβλιδριον NoctPetrop 62,3. βιβλον Petit Notre 122,15–20. ψαλτριον 121,22. ρολγιον 122,21 (a.1449?),βαμπακηρν σημεωμα APantel 7,30 (а. 1142),– Duc, vgl, -ερς.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

1126. Это слово, за исключением древних лексиконов, которые в качестве синонима указывают «катихизис», встречается только у Пс.-Дионисия Ареопагита (О церковной иерархии II, 3, 1//Vol. 2, p. 73: 16 Heil; PG 3, 397 B). Таким образом, здесь очевидно ироническое словоупотребление. 1127. Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, I, 8//Vol. 2, p. 21: 67–72 Kott er; PG 94, 813 A. 1128. Прп. Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные, I, 48//PG 90, 1100 D (Изд.). Ср. выше, I, 7, 40 с примеч. 142 (Пер.). 1129. См. примеч. 1128. 1130. То есть прп. Максим Исповедник. 1131. 1Кор. 2, 13. 1132. Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, I, 8//Vol. 2, p. 21: 67 Kott er; PG 94, 813 Ä «λλ› μν γννησις ναρχος κα διος φσεως ργον οσα κα κ τς οσας ατο προγουσα» (Изд.). При внеконтекстуальном подходе может показаться, что свт. Григорий Палама справедливо ссылается на прп. Иоанна Дамаскина. Однако на самом деле прпп. Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин употребляют слово ργον в совершенно разных смыслах. У прп. Максима Исповедника слово «дело» (полнозначно и самостоятельно употребленное) является синонимом «творения», как показывает эпитет δημιουργς в I, 50 (PG 90, 1101 B 12), и никоим образом не относится к рождению Сына, тогда как у прп. Иоанна Дамаскина слово ργον (являющееся частью составного именного сказуемого «будучи делом природы») применяется и к рождению Сына, и к творению мира в ней- тральном значении «свойство», наподобие использования πργμα вместо артикля, притом, что далее Дамаскин развёрнуто объясняет отличие рождения от творения (Пер.). 1133. Ср.: Рим. 1, 22. 1134. παγωγ ες δνατον (ср. reductio ad absurdum) – логический термин, встречающийся у Аристотеля (Первая аналитика, 29 b 6 и 50 a 31 Bekker). 1135. См. примеч. 384. 1136. См. примеч. 376. 1137. Ср. примеч. 392 и 396. Как в русском языке слова «век» и «вечность» – однокоренные, так и в греческом слове αν совмещаются оба значения. Свт. Григорий Палама настаивает на том, что χρνος и αν – полные синонимы и, следовательно, по прп. Максиму Исповеднику, божественные энергии (свойства) полностью изъяты из времени. Однако Григорий Акиндин мог иметь в виду разницу в значении этих слов; при такой интерпретации энергии, хоть и изъятые из обычного времени, оказываются, так сказать, в вековечности, отличающейся как от обычного времени, так и от абсолютной (божественной) вневременности. Например, прп. Иоанн Дамаскин специально останавливается на многозначности слова «век» и поясняет, в каком смысле надо говорить о веке, предшествовавшем творению солнца, но все-таки сотворенном (Точное изложение православной веры, II, 1 er]). Именно в таком смысле можно было бы толковать и Главы богословские и домостроительные (I, 48–50) прп. Максима Исповедника, выделяя ряд божественных свойств в особый разряд, изъятый из обычного времени, но не тождественный божественной вечности.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Vat., 1986. (ST; 314); Sideras A. Bruder oder Freund?: Zum Adressaten einen unedierten Grabrede des Makarios Makrès//Βυζαντιακ. Θεσ., 1988. Τ. 8. Σ. 120-132; Ζσης Θ. Γεννδιος Β Σχολριος Βος - συγγρμματα - διδασκαλα. Θεσ., 19882. Σ. 87, 91, 172; Γερσιμος Μικραγιανναντης, μον. Ακολουθα πντων τν ν Θεσσαλονκ διαλαμψντων γων//ΓΠ. 1990. Τ. 73. Ν 732. Σ. 358; Talbot A.-M. Makres, Makarios//ODB. Vol. 2. Col. 1273; Ο Αγιοι τς Ιερς Μονς Βατοπεδου//Πρωττον. Καρυς, 1992. Ν 34. Σ. 51; Χρυσοστμου Γ. Ο γιοι τς Θεσσαλονκης//Χαριστριον τ Παναγιωττ Μητροπολτ Θεσσαλονκης κ. κ. Παντελεμονι τ Δευτρ π τ συμπληρσει εκοσαετος ν Θεσσαλονκ ποιμαντορας (1974-1994). Θεσ., 1994. Σ. 933-934; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 284; Πασχαλδης Σ. Μακριος Μακρς Ασπρφρυς//Τ Αγιολγιον τς Θεσσαλονκης. Θεσ., 1997. Τ. 2. Σ. 19-27; idem. Θεολογικ ζητματα κα μοναστικ πνευματικτητα στ Αγιον Ορος κατ τ 15ο κα 16ο ανα//Τ Αγιον Ορος στν 15ο κα 16ο ανα: Πνευματικς βος, Ιστορα, Τχνη. Θεσ., 2011. Σ. 87-105; idem. Οψεις τς γιορετικης στορας κα πνευματικτητας κατ τν 15ο κα 16ο ανα//Τ Αγιον Ορος στν 15ο κα 16ο ανα: Πρακτικ Συνεδρου. Θεσ., 2012. Σ. 225-236; idem. Εκφνσεις τς λογιτητας στ Αγιον Ορος κατ τν Παλαιολγεια περοδο//Αγιον Ορος κα Λογιοσνη: Πρακτικ Συνεδρου. Θεσ., 2014. Σ. 43-51; Dendrinos Ch. Palaiologan Scholars at Work: Makarios Makres and Joseph Bryennios " Autograph//From Manuscripts to Books=Vom Codex zur Edition: Proc. of the Intern. Workshop on Textual Criticism and Editorial Practice for Byzant. Texts (Vienna, 10-11 December 2009)/Ed. A. Giannouli, E. Schiffer. W., 2011. P. 25-54. О. А. Родионов Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ ЗАТВОРНИК (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?)), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф

http://pravenc.ru/text/2561444.html

5-го июля преосвященный служил с теми же сослужащими лигургию в Николаевской церкви и в пять часов вечера этого дня, сопровождаемый множеством народа, довольный и радостный отбыл из города 1128 . И тут, таким образом, торжество воссоединения ничем не омрачилось. «Так, благодаря Богу, и сомнительный Велиж – уже православный», – писал 6-го июля Скрипицин Пратасову. Из Велижа, по приглашению пр.Смарагда и с разрешения Пратасова 1129 , Лужинский отбыл в Оршу для совместного с пр.Смарагдом служения 8-го июля в древнем Оршанском женском монастыре, находившемся в двух верстах от города за Днепром. Скрипицин следовал за ним. Служение двух епископов здесь было особенно желательно, потому что к 8-му июля в монастырь стекался народ со всей Могилевской губернии. Теперь его было более 12 тысяч. По окончании богослужения епископы с трудом пробрались к келье, – народ толпой окружал их. Послужив 8-го июля вместе с пр.Смарагдом, пр.Василий на другой день, в сослужении воссоединенного и древле-православного духовенства, совершил литургию в Оршанском соборе; архиеп.Смарагд присутствовал в алтаре 1130 . Богослужению 8-го июля, по его влиянию на умы жителей, Скрипицин придавал особенно сильное значение 1131 . 30-го июля пр.Исидор и Василий освящали церковь во имя Преображения Господня в с.Спасе, при загородном архиерейском доме. Перед освящением был крестный ход из Софийского собора в Николаевский, а отсюда пр.Василий с крестом, устроенным пр.Евфросинией, в сопровождении древле- и ново-православного духовенства, шествовал в Спас, где был встречен пр.Исндором, и затем они вместе совершили освящение 1132 . 5-го августа пр.Исидор и Василий прибыли в Велиж. «Велижские граждане», – писал пр.Исидор, – «благочестивым усердием уничтожили всякое сомнение относительно их благонадежности... Еще до прибытия нашего в Велиж, народ собрался у заставы, чтобы нас встретить, и проводил до Св.Духовской церкви, а отсюда до Николаевской. Много было римлян, но они, наравне с прочим, просили нашего благословения» 1133 . На следующий день епископы служили литургию и совершали крестный ход 1134 . По словам пр.Василия, торжество чуть было не омрачилось по вине православного духовенства. По наущению прот.Ремезова и архим.Павла, пр.Исидор потребовал, чтобы крестный ход был совершен по-православному, иначе он намерен был отказаться от совместного служения. Узнав об этом, горожане рано утром прислали городского голову, старост трех униатских храмов, купцов и чиновников, которые просили пр.Исидора, чтобы на этот раз был соблюден униатский обычай: «В противном случае», – говорили посланные, – «мы не ручаемся, что не случится какого-либо беспорядка во время крестного хода по глупости женского пола». Пр.Василий, с своей стороны, напомнил пр.Исидору о Высочайшем повелении, разрешающем униатам соблюдение не искажающих догматы обрядов, а также о той ответственности, какой он себя подвергает, – и тот уступил» 1135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

III. К третьей группе сочинений относятся Письма к разным лицам, всего 495 (PL 182, 67–716), в том числе 37 писем, адресованных Бернарду или касающихся его; авторство 8 писем (456, 460, 461–466, 470) спорно. К письмам присоединяются 5 Хартий-прошений Бернарда за разные монастыри (PL 182, 715–722). Спорно авторство Бернарда также для следующих приписываемых ему небольших сочинений: краткое Толкование на гимн “Иисусе, наш Искупитель” (PL 182, 1134), О страдании Христа и скорби и рыдании Его Матери (PL 182, 1133–1142), В похвалу славной Девы Марии (PL 182, 1141–1148), О Теле Господнем (PL 182, 1149–1150), О песнопении (Tractatus cantandi graduale, PL 182, 1151–1154). Из-за высокого авторитета Бернарда ему приписывался также целый ряд подложных сочинений (см. PL 184), таких как О видах молитвы, О благодати, Таинственная виноградная лоза, Размышление о страдании и воскресении Господа и других (авторство части из них уже установлено). III. Богословие 1. Источники. Вера и разум. Основой богословия Бернарда были Священное Писание, Священное Предание и его личный духовный опыт (см. На Песн., XXXIII.7). Священное Писание цитируется Бернардом по многу раз в каждом его сочинении. Особо следует отметить его Слова на Песнь песней. Из западных Отцов Церкви на Бернарда более всего повлияли святитель Амвросий Медиоланский 1 , блаженный Августин 2 , Боэций, святитель Григорий Великий и Ансельм Кентерберийский 3 . Двух первых Бернард называет “столпами Церкви” (Крещен., II.8), а Амвросия “небесной трубой” (Слова на разл. темы, XXII.7). Влияние предшествующей латинской традиции на Бернарда наблюдается прежде всего в учении о Боге, искуплении, свободе и благодати, о богопознании, экклезиологии. Из восточных Отцов и Учителей Церкви Бернарду более всего были известны Ориген и святитель Афанасий Великий (см. Слова на разл. темы, XXXIV.1; На Песн., LIV.3; Против Абеляра, I.3). Однако следует отметить, что с восточной богословской традицией Бернарда сильно сближает его несхоластичность и мистицизм, так что многие его богословские положения сходны с учением восточных Отцов Церкви — святителя Григория Богослова, святителя Григория Нисского, преподобного Дионисия Ареопагита, преподобного Иоанна Дамаскина и др.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

«Увещание к собственной душе», или «Сокровищница знания и премудрости» (Υπμνησις πρς τν αυτο ψυχν; Admonitio animae suae; Τς θεας γνσεως κα σωφας τ ταμεον; Thesaurus divinae scientiae et sapientiae), самое объемное сочинение П. Д. (изд.: Θιλοκαλα. 1782. Σ. 555-643; 1991. Τ. 3. Σ. 5-111; 1996. Τ. 17. Σ. 16-285 (с новогреч. пер.); слав. пер.: Добротолюбие. 1793. Ч. 3. Л. 6-72; рус. пер.: Творения. 1874. Кн. 1. С. 1-224; 2009. С. 11-278). Состоит из 42 глав (включая вступление). Нумерация глав отсутствует, однако в ряде рукописей (напр., в Paris. gr. 1134) каждая глава начинается с заглавной буквы, написанной киноварью. Хотя нек-рые заголовки не соответствуют фактическому содержанию глав, скорее всего деление на главы, используемое в греч. «Добротолюбии», не является произвольным и восходит к греч. рукописной традиции. Возможно, в рукописях, использованных свт. Макарием Нотарой , архиеп. Коринфским, и прп. Никодимом Святогорцем, деление на главы было неточным, т. к. в расположении материала в «Увещании...» наблюдается нек-рая неупорядоченность. Напр., в гл. «О рассуждении» неск. первых фраз посвящены указанной теме, остальной текст является частью следующей гл. «О чтении по Богу», к-рая в свою очередь в действительности посвящена рассуждению о страстях. Ряд глав посвящен одной и той же теме. В таких случаях 1-я глава содержит резюмированное учение, изложенное самим П. Д.; в др. главах на ту же тему помещены выдержки из сочинений св. отцов, подтверждающие ранее приводившиеся мысли. Мн. главы «Увещания...» имеют похожую структуру: автор сначала приводит какую-то мысль, исходящую как бы от него самого, затем подтверждает ее цитатами или аллюзиями на сочинения св. отцов. В ряде глав развиваются вопросы, о к-рых в предыдущих главах говорилось лишь вскользь. По словам П. Д., он написал «Увещание...» «в обличение своей бедной души», для напоминания самому себе тех слов св. отцов, к-рые он долгое время изучал ( Petr. Damasc. Admonitio//Θιλοκαλα. 1991. Τ. 3. Σ. 5), чтобы самому не сойти с прямого пути (Ibid. Σ. 28). Главная цель «Увещания...» - систематически изложить правосл. аскетическое учение, начиная с понятия о грехе, страстях и добродетелях, и кончая созерцанием. Автор подробно рассматривает содержание и особенности каждого этапа духовной жизни, предлагая ряд детальных классификаций: 7 «телесных деланий»; 7 заповедей, соблюдение к-рых приводит к приобретению добродетелей; 8 главных страстей; 2 классификации 4 главных добродетелей; 8 степеней духовного созерцания; пространный перечень страстей и добродетелей. Почти половина текста «Увещания...» представляет собой обобщение и систематизацию учения о духовной борьбе и созерцании в русле традиции Евагрия Понтийского.

http://pravenc.ru/text/2580382.html

Религиозные запросы в современной светской журналистике. В. Т. 9. Стр. 1222–1227. Вопросы миссионерского книгоиздательство на IV всероссийском миссионерском съезде. 9. Стр. 1127–1133. Качук. Н. Пустынник. 10. Стр. 1364–1372. 11, стр. 1522–1529. Книга русской скорби. М. В–ов. 10. Стр. 1372–1373. Из периодической сектантской печати. Свящ. В. А. Черкесов – Иеромонах Серафим. Слова, беседы и речи. М. В –ов. 11. Стр. 1529–1537. Обзор духовной журналистики. Свящ. А. И. – Успенский Вл. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М. В–ов. 12. Стр. 1734–1743. Хроника. Миссионерство, секты и раскол. Православная внутренняя миссия в истекшем 1907 году . В. Скворцов. – Отпадения от православия в лютеранство в прибалтийском крае. 1. Стр. 117–127. Передовой раскол за 1907 год. Н. Болховецкий. – Два старообрядческих съезда. – K вопросу о принятии евреев в православие. М. Кальнев. 2. Стр. 268–282. Деятельность Алтайской миссии. – епископ Иннокентий. 3. Стр. 437–444; 5, стр. 769–782; 6, стр. 929–936; 7–8, стр. 1076–1087. Старообрядцы за минувший год. – Из отчёта синодального миссионера протоиерея К. Крючкова за 1907 год. 3. Стр. 437–450. Из жизни Тамбовской противосектантской миссии за последние годы. Т. М. – Сектантство в Тамбовской губернии. Н. Ларин. –Изуверство скопцов в г. Николаеве. К. Кальнев. – Старообрядчество в Рязанской епархии. Еп. В. Зарайский. – К 30-летию пашковщины. С. Глебов. 4. Стр. 595–617. Честный голос благоразумного старообрядца. Н. Г. – Гастроли Ф. П. Балихина в г. Елисаветград. Свящ. мисс. Ф. Кирика. 5. Стр. 783–793. Харьковское сектантство в начале 1908 г. И. Айвазов. 6. Стр. 914–929. Несравненные безобразия «старообрядческого попа». А. З. 7–8. Стр. 1087–1090. Секты баптистов, штундистов и пашковцев. – Об иоаннитах. 9. Стр. 1134–1152. В мире старообрядческого раскола. Старый Друг. – миссионерские курсы в Нижнем. исс. Ф. Круглов. – Всероссийский съезд «духовных христиан» в Балашове. Свящ. мисс. Д. Александров. – Пастырско-миссионерский образец. Свящ. А. Черкесов. – Миссионерский беседы в Риге. Пр. В. П. 10. Стр. 1374–1390.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010