779. Там же. 8.3.1. Здесь подразумевается император Домициан. 780. В [данном] случае (лат.). 781. В черновике Кьеркегора читаем: ««Перед всем миром», — это выражение, которое никак не может раздражать даже самую полемичную натуру, поскольку предполагает публичность столь бескрайнюю, что ее тревожащие границы даже не прочитываются, — причем всё предполагается с такой дерзостью, с такой лирической чрезмерностью, словно сама природа должна тут выступить свидетельницей этого празднества» (Pap III В 41.24. [Без даты] 1841 г.). 782. Ломкость, хрупкость (нем.); здесь: капризность, недоступность. 783. Источник цитаты не найден. 784. См.: Мф 10,32: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным»; Мк 8, 38: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов о роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». 785. Становление — «Tilblivelse» (дат.): вхождение в наличное существование. 786. Совместное [владение] собственностью (лат.). 787. Далее, в черновике Кьеркегора: «Когда Господь дал Адаму спутницу, даровав ему Еву, это никоим образом не предполагало активного семейного общения, поскольку Ева не привела с собою целое скопище подружек» (Pap III В 41.25. [Без даты] 1841 г.). 788. Перед началом этого абзаца в черновике стоит подчеркнутая фраза: «Но супружество невозможно без взаимной доверительности» (Pap III В 39. [Без даты] 1841 г.). 789. Брачное ложе (лат.). 790. См.: Мф 6, 27: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» 791. См.: Мф 10, 39: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»; Мф 16,25: «…ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» 792. Источник цитаты не обнаружен. 793. В скандинавской мифологии Валгалла (Valhalla, букв.: «зал мертвецов») — это обитель мертвых героев, погибших в битве. Каждое утро они встают, чтобы снова и снова сражаться в смертельном бою, однако к вечеру все раны затягиваются и они отправляются на пирушку с Одином.

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

787. Гл. 17. 788. Гл. 18. 789. Гл. 20. 790.  …достойно любят тебя (Песн. 1. 3). 791.  Благ и праведен Господь (Пс. 24. 8). 792.  …спасающем правых сердцем (Пс. 7. 11). 793.  …лицо Его видит праведника (Пс. 10. 7); Гл. 23. 794. Гл. 25. 795. Гл. 6, Слово 22. О тщеславии. 796. Гл. 11. Народ мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили (Ис 3. 12). 797. Гл. 12. 798.  Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого (1 Кор. 2. 11). 799. Гл. 14. 800. Гл. 15. 801. Гл. 16. 802. Гл. 17. 803. Гл. 19. 804. Гл. 23. 805. Гл. 24. 806. Гл. 29. 807.  Какая польза человеку, …а душе своей повредит? (Мф. 16. 26). 808. Гл. 34. 809.  Я прославлю прославляющих Меня (1 Цар. 2. 30). 810.  Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6. 26). 811.  …чтобы видели их люди (Мф. 23. 5); Гл. 36. 812. Мф. 5. 16; Гл. 37. 813. Гл. 38. 814. Гл. 41. 815. Гл. 42. 816. Гл. 45. 817. Слово 23. О гордости. Гл. 2. 818. Гл. 4. 819. Гл. 6. 820. Гл. 8. 821. Иак. 4. 6. 822.  Высокосердый — надменный сердцем (Притч. 16. 5). 823. Гл. 9. 824. Гл. 11. 825.  Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу — но Он не внемлет им (Пс. 17. 42). 826. Гл. 13. 827. Гл. 17. 828. Гл. 18. 829. Гл. 19. 830. Гл. 28. 831. Гл. 34. 832. Гл. 36. 833. Слово 8. О безгневии и кротости. Гл. 1. 834. Гл. 2. 835. Гл. 3. 836. Гл. 4. 837. Гл. 5. 838. Гл. 6. 839. Гл. 7. 840. Гл.8. 841. Гл.9. 842. Гл. 10. 843. Гл. 11. 844. Гл. 12. 845. Гл. 13. 846. Гл. 14. 847. Гл. 15. 848. Гл. 18. 849.  Иссохло от печали око мое (Пс. 6. 8). 850. Гл. 19. 851. Гл. 20. 852. Гл. 23. 853. Слово 9. О памятозлобии, Гл. 6. 854. Гл. 5. 855. Гл. 6. 856. Гл. 9. 857. Гл. 12. 858. Гл. 14. 859. Гл. 14. 860. Гл. 15; Лк. 6. 37. 861. Гл. 16. 862. Гл. 18. 863.  При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 864. Слово 4. О послушании, Гл. 43. Ты посылаешь на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня (Пс. 70. 20). 865. Гл. 44. 866. Гл. 44. 867. Гл. 44.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

7: 37. А кто постановил в духе своем, и ему не предстоит никакой опасности пожелания к перемене решения, и это решил в сердце своем – соблюдать свою деву, – тот хорошо делает. 7: 38. Итак, и выдающий замуж 787 девицу свою хорошо делает, и не выдающий, кто, то есть, удерживается, лучше делает. VIII 8: 1. А об идольских жертвах 788 знаем, поскольку все мы знание имеем. И хотя это знание надмевает тех, кои ходят туда 789 для еды, но любовь, которая щадит ближних своих, туда не позволяет ходить, и она созидает 790 . 8: 2. Если же кто возмнит, что он что-либо —78— знает, тот еще не познал, как подобало бы ему знать, ибо весьма много есть такого, что он не познал. 8: 3. Но кто любит помогать (ближним), тот познал. 8: 4. О ядении же идольских жертв знаем, что ничто есть идол в мире и, между всеми называемыми богами, нет иного Бога, кроме Единого только. 8: 5–6. Ибо хотя и есть предметы, коим воздается богопочтение, на небе или на земле, как уже сказал я, так как на небе солнце и луна называются богами, и другие также предметы на земле: но для нас один Бог Отец, из Коего все создано; и один Господь Иисус Христос, чрез Коего все создано. 8: 7. Но не у всех есть знание о том предмете, о котором я сказал. Есть некоторые простецы между верующими, которые ходят для ядения в доме идола; поскольку верующие видят, что священники и учители ходят туда и по нетвердости своего ума считаются нечистыми, как скоро думают, что то, что мы вкушаем здесь, есть как бы идольская жертва. 8: 9. Смотрите же, говорит, и берегитесь, чтобы эта власть 791 , которую вы имеете, или ядением всего или невоздержанием себя от вхождения в те места, как-либо не послужила соблазном для немощных. 8: 10–11. Ибо если кто из братьев будет нетверд умом своим и увидит тебя, имеющего знание, там возлежащим: то он, при ложном взгляде на жертву, увлеченный желанием к ядению —79— идоложертвенного, – вот погиб невинный, ради коего Христос умер. 8: 12. Итак, не вводите в грех братьев своих и не соблазняйте их, то есть, не заставляйте их колебаться ради совести их немощной. Не считайте же это за нечто легкое, так как против Христа согрешаете, если не будете оберегать братьев своих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом случае Шлейермахеру помогает (будто-бы) и следующее соображение: Иосиф жил в Аримафее (место, которого, однако-же, Шлейер­махер не знает) 787 , –каким же образом он мог иметь свою се­мейную гробницу в Иерусалиме, куда он пришел будто-бы только на праздник Пасхи? Ясно, – делает замечание Шлейермахер, –что Христос был погребен в чьем-то чужом гробе (не Иосифовом), погребение происходило с большой поспешностью и следовательно (?) без позволения хозяина гроба; а так как на погребение Христа в этом гробе у хозяина не было испрошено согласие, то тело Иисусово, после первого же дня праздника, Иосиф должен был вы­нуть из него, чтобы снова похоронить его навсегда в другом, постоянном гробе, быть может, –даже и в своей семейной гробнице. Правда, об Иосифе уже более не упоминается в евангельских повествованиях, но это объясняется тем, что дальнейшее (das Weitere), т. е. перенесение тела Иисусова в другой гроб, Иосиф мог пору­чить Никодиму, – если только он не имел намерения погребсти Хри­ста в своем собственном гробе, – или же своим слугам. Но, быть может, – допускает Шлейермахер 788 – тело Иисусово осталось и в том же гробе, в который Его положили с самого начала; поло­жительно, будто-бы, этого нельзя решить. Штраус и его последова­тели не имеют откровенности Шлейермахера и последнего предположения не допускают. Рассматривая только-что изложенный нами взгляд Шлейермахера на погребение Господа нашего Иисуса Христа, мы не можем не удивляться изворотливости Шлейермахеровской диа­лектики, хотя, с другой стороны, не можем не заметить и того, что диалектика вообще, и Шлейермахеровская – в частности, еще да­леко не обладает той силой, чтобы могла закрывать собой ложь толкования исторического факта. Как мы видели, Шлейермахер на­ходит непримиримое противоречие (einen Widerspruch) в повествованиях Матфея и Иоанна о погребении Иисуса Христа. По свидетель­ству самого Шлейермахера, оба евангелиста совершенно согласны между собой в том: 1) что о снятии тела Иисусова со креста и о погребении его хлопотал перед Пилатом Иосиф из Аримафеи; 2) что Пилат действительно позволил Иосифу взять тело Иисусово для погребения; 3) что Иосиф (по Иоанну – вмести с Никодимом) действительно снял со креста тело Иисусово, обвил его плащани­цей или пеленами и положил в новом гробе, в котором еще никто не был погребен.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Глава XXXII Ст.1. И перестали три оные мужа отвечать Иову, потому что он был праведен в очах их 778 . 2. Но воспылал гнев Елиуса, сына Варахииля Вузитянина, из рода Рамова. На Иова воспылал гнев его за то, что он представлял свою душу праведною пред Богом 779 . 3. А на трёх друзей его воспылал гнев его за то, что не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова 780 . 4. Елиус пережидал Иова, пока он говорил; потому что они были старшие его днями 781 . 5. И увидел Елиус, что нет ответа в устах трёх оных мужей, и воспылал гнев его, 6. и отвечал Елиус сын Варахииля Вузитянина и сказал: Молод я днями, а вы престарелы; потому я робел и боялся выставлять знание своё пред вами. 7 . Я думал: дни говорят и множество лет научает мудрости 782 . 8 . Но нет! Дух в человеке и Дыхание Вседержителя вразумляет его 783 . 9 . И не многолетние бывают мудры, и не старики разумеют правое дело. 10. И потому говорю: слушайте меня! Покажу знание своё и я 784 ! 11. Вот я ждал ваших слов, вслушивался в суждения ваши, доколе вы разбирали речи; 12. я пристально смотрел на вас. Но вот никто не опровергает Иова, никто из вас не отвечает на слова его 785 ! 13. Не скажите: «мы нашли мудрость; Бог ниспровергает его, а не человек!» 786 14. Он не ко мне обращал речь, и я не вашими словами буду возражать ему 787 . 15. Устрашились, не отвечают более, не нашлось у них речей 788 ! 16. Я ждал; но они не говорят, а стоят и не отвечают более. 17. Дам ответ и я на свою долю, покажу знание свое и я: 18. ибо я полон речами, дух теснит внутренность мою 789 ! 19. Вот внутренность моя, как вино не откупоренное, как новые мехи, разрывается 790 ! 20. Поговорю, и мне будет легче, открою губы свои и дам ответ! 21. К лицу человека пристрастен не буду и льстить сыну земли не стану 791 ; 22. ибо я не умею льстить; сейчас погуби меня Творец мой 792 . Глава XLII Ст. 1. И отвечал Иов Иегове и сказал 1045 : 2. Я знаю, что Ты всё можешь, и что не разрушится у Тебя никакое намерение 1046 ! 3. Кто это помрачает Провидение, ничего не разумея? Так, я говорил, чего не понимал, что было чудно для меня и чего я не знал 1047 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Далее А. С. Норов высказывает предположение о том, что этим епископом был Феодор Мопсуестийский (ок. 350–428), родом из Антиохии. Он был современником св. Иоанна Златоуста и под его влиянием предался подвижнической жизни. Когда в Мопсуестии (Киликия) освободилась епископская кафедра, Феодор занял ее около 392 года и пребывал на ней вплоть до самой кончины, последовавшей в 428 году. «Известно, что он посещал и назидал самые отдаленные церкви», – пишет Норов 786 . Русский исследователь высказывает еще одно интересное предположение. «Заметим, что остров Филе означен у пророка Исаии под именем Фул или Пул, – продолжает Норов. – Эти остатки христианской церкви, эти многочисленные крестные знамения явно показывают совершившееся пророчество: «И положу на них знамение и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей, и они возвестят народам славу Мою» ( Ис. 66, 19 ) 787 . Русский путешественник провел целый день на о. Филе, созерцая «таинственные храмы Исиды». И уже в темноте он устроился на ночлег «в пристроенных к гордому языческому храму скромных монашеских кельях»... 788 Асуан, первый нильский порог – это были те пределы, где заканчивались маршруты большинства россиян, путешествовавших вверх по Нилу. И лишь немногие из них, подобно А. С. Норову , отваживались продвигаться далее вдоль пустынных нубийских берегов. Знакомясь с описанием странствий россиян по Верхнему Египту, можно проследить, как один за другим они «сходят с дистанции» и отправляются в обратный путь – в Каир и Александрию. А между тем записи их неосуществленных наблюдений сегодня представляли бы большую ценность для истории восточного монашества. Ведь после возведения второй Асуанской плотины (1964 г.) уровень Нила начал подниматься, и в результате было создано искусственное водохранилище – озеро Насера – пятьсот километров длиной, объемом сто пятьдесят семь миллиардов кубометров воды. Во время строительства Асуанской плотины археологи находили в зоне будущего водохранилища сильно разрушенные коптские храмы, укрытые в подземельях от постороннего взора. И в настоящее время большинство из них затоплено. А. С. Норову довелось осмотреть некоторые из них, и в записках русского автора можно почерпнуть сведения об этих утраченных святынях.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Ибо также постились и мы, когда Господь наш страдал, во свидетельство о трех днях, и бодрствовали, молились и умоляли за гибель народа, потому что они заблуждались и не познали нашего Спасителя. Точно также должны молиться и вы, дабы не поминал Господь вины их до конца, вследствие коварства, которое они проявили по отношение к нашему Господу, но дабы Он дал им расположение к раскаянию, обращению и прощение нечестия их. Ведь тот, кто был язычником и из чуждого народа, Пилат судья, не нашел ничего угодного в делах их мерзости, но взял воду, умыл свои руки и сказал 787 : «Я не повинен в крови этого человека». Народ же ответил S 94/CA V. 19///и сказал: кровь Его на нас и на детях наших». И Ирод дал повеление 788 распять Его, и наш Господь страдал за нас в пятницу. Итак, особенно приличествует вам пост в пятницу и субботу, а также стояние и бодрствование в субботу и чтение писаний и псалмов, молитва и моление за тех, которые согрешили, и ожидание и надежда на воскресение нашего Господа Иисуса до третьего часа ночи, следующей за субботой. И тогда приносите ваши жертвенные дары: и теперь вкушайте и будьте благодушны, радуйтесь и веселитесь, ибо восстал 789 Христос, как залог нашего воскресения, и это должно быть для вас вечным законом до скончания мира. Для тех, кто не верует в нашего Спасителя, Он мертв, ибо мертва их надежда на Него; но для вас – верующих, наш Господь и Спаситель воскрес, ибо ваша надежда на Него не умирает, а живет вечно. Итак, поститесь в пятницу, ибо в этот день народ, распявши нашего Спасителя, умертвил самого себя; а также в субботу, ибо это день покоя Господа нашего./Это – такой день, в который особенно следует поститься, как повелел и Моисей, богоблаженный пророк всего этого. Ибо он знал через Святого Духа и получил повеление от всемогущего Бога, Который вое вперед ведал, что хотел причинить народ Его сыну и Его возлюбленному Иисусу Христу, – как и тогда они отвергали Его в лице Моисея и говорили 790 : «Кто поставил тебя начальником и судией над нами»? Потому связал Он их еще: прежде постоянной печалью, когда отделил их и (возложил на них субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Иез. 30 :5. Персы, и Критяне, и Лидяне, и Ливийцы, и Ефиопы, (и вся Аравия) 788 , и все союзники, и сыны 789 завета Моего 790 в нем падут от меча вместе с ним 791 . Иез. 30 :6. Так говорит Господь: и падут подпоры Египта и упадет гордыня могущества его от Магдола даже до Сиены 792 , от меча падут в нем, говорит Господь 793 Бог. Иез. 30 :7. И опустеют 794 среди стран погибших, и города их будут среди городов опустевших. Иез. 30 :8. И узнают 795 что Я-Господь, когда пошлю огонь на Египет и сокрушены будут все помощники его. Иез. 30 :9. В тот день придут вестники от Меня в Сиеим 796 , спеша погубить надежду Ефиопской земли, и будет у них смятение в день (падения) Египта, ибо вот он наступил. Иез. 30 :10. Так говорит Господь Бог: и погублю множество Египтян рукою Навуходоносора, царя Вавилонскаго, Иез. 30 :11. Самого и народа его (что) с ним 797 : лютейшие 798 из народов посланы будут погубить землю, и все извлекут мечи свои на Египет и наполнится земля пораженными. Иез. 30 :12. И изсушу реки их, и предам землю в руки злых (людей), и погублю землю 799 и что наполняет ее руками иноплеменников, Я-Господь сказал. Иез. 30 :13. Ибо так говорит Господь Бог: погублю идолов, и уничтожу властелинов из Мемфиса, и начальников из земли Египетской, и не будет более (существовать), и наведу страх на землю Египетскую. Иез. 30 :14. И погублю землю Фафорскую 800 , и пошлю огонь на Танис, и произведу мщение в Диосполе. Иез. 30 :15. И изолью ярость Мою на Саин, крепость Египетскую, и погублю многолюдие Мемфиса. Иез. 30 :16. И пошлю огонь на Египет, и в сильное смятение придет Саис, и в Диосполе появится провал 801 , и разольются воды. Иез. 30 :17. Юноши Илиополя и Бубаста от меча падут и жены в плен пойдут. Иез. 30 :18. И в Тафнасе померкнет день, когда Я сокрушу там скиптры Египетские, и погибнет там гордое могущество его, и покроет его облако, и дочери его в плен будут уведены. Иез. 30 :19. И произведу суд над Египтом, и узнают, что Я-Господь. Иез. 30 :20. В одиннадцатый год, в первый месяц, в седьмой день месяца было слово Господне ко мне и сказано:

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Из других обрядов укажем, что священник, почерпнув воды золотой чашей из источника Силоамского, вносил эту воду в преддверие храма, другие же священники встречали его звуками кимвалов, воспевая стих 3-й главы 12 Исайи пророка: «и в радости будете почерпать воду из источников спасения». Далее на жертвенном алтаре принесенная вода смешивалась с вином 786 , приготовленным для жертвенного возлияния, и смешение воды с вином выливалось у подножия алтаря 787 . Последний великий день праздника считался самым торжественным из всего праздника кущей 788 и в этот день, падавший безразлично на каждый из дней недели, запрещалась всякая работа, как в субботу. Имея в виду значение праздника и связанных с ним воспоминаний, мы яснее уразумеем великие слова Господа, зовущие всех жаждущих к источнику, утоляющему духовную жажду человека и возрождающему его к новой жизни; В словах Господа жизнь всего человечества (и самих Иудеев) представляется подобною странствованию в пустыне, сопряженному с жаждой и утомлением и тоской по земле обетованной. Пришествие Господа знаменовало утоление и успокоение и радость при виде земли обетованной, в которую Господь зовет всех жаждущих; не всех безразлично: ибо непослушные и озлобленные умерли в пустыне 789 , – а тех, кто жаждет: кто не удовлетворяется пустыней мира и земными радостями, кто чувствует жажду духовную – тот да идет к Господу и пиет. Так пророчествовал Иоиль о дне сем, говоря: «из дома Господня выйдет источник и будет напоять долину Ситтим» 790 . И пророк Исайя говорил: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» 791 , связуя это пророчество с другим: «произойдет отрасль от корня Иессеева... и почиет на нем Дух Господень» 792 . И далее: «веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святой Израилев» 793 . Мы знаем, что и св. Апостол Павел уподоблял камень Хорива, – из коего истекла чудодейственно живая струя воды для напоения народа, – Христу: «камень же бе Христос» 794 . Итак в последний великий день праздника Господь, предававший уже Себя на страдание и смерть, воспоминая в прикровенных образах и словах Израилю о горестном его странствовании в пустыне, – зовет к Себе его и всех людей, даруя всем тем, кои идут к Нему, успокоение и радость в удовлетворение духовных потребностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Интересно, что в версии Вульгаты к обращенному к друзьям призыву Иова выслушать его речь присоединяется и покайтесь ( Иов. 21:2 ; Вульгата). Тем самым Иов здесь умоляет друзей одуматься и признать несправедливость собственных слов, произнесенных ими в отношении праведника. Однако, по замечанию святителя Григория Великого , этот призыв страдальца остается безответным, ибо для всякого «горделивого ума наставление в смирении есть тяжкая обуза» 787 . Кроме того, истолковывая свидетельство Иова Лишь только я вспомню, – содрогаюсь, и трепет объемлет тело мое ( Иов. 21:6 ), Святые Отцы древности, как правило, видят в них свидетельство того, что многое из произнесенного Иовом в его речах в отношении Бога и сказанного им при этом с излишним дерзновением было изречено как бы «не от себя и не в здравом уме, но от смятения души и помраченного разума» 788 . Тем самым святоотеческая традиция делает попытку отчасти сгладить недоуменную реакцию потенциального читателя библейского текста в отношении многих весьма жестких словесных формулировок Иова при осмыслении им сути Божественного Промысла о человеке. Как видим, Святые Отцы здесь даже ссылаются на временное помрачение ума страдальца. Далее в своей речи ( Иов. 21:7–16 ) Иов переходит собственно к рассуждению о земном счастье беззаконных. Здесь Иов опровергает предшествовавшее утверждение Софара о том, что беззаконники страдают и получают неизбежное воздаяние от Бога за свои грехи уже здесь, в земной жизни. Иов, напротив, приводит многочисленные житейские примеры, свидетельствующие о том, что грешники именно здесь, на земле, благоденствуют и достигают старости, радуются детям и внукам, обладают прекрасными жилищами и стадами, проводят в веселии долгую жизнь и мирно умирают. А ведь они сознательно отрекаются от Бога, не желают Его знать и Его презирают, в то время как все эти блага ниспосылаются им Самим Богом. Иов вопрошает: Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицом их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает. Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под [голос] тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю ( Иов. 21:7–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010