разумеются 40 мучеников Севастийских, память коих празднуется Церковию 9-го марта. ныне Мармара, остров в западной части Мраморного моря. Исавряннн (716–741 г.), в особенности сын его Константин Копроним (741–775 г.) и сын и преемник последнего Лeb IV Хазар (775–780 г.). приморский город-гавань на юге нынешней Румелии, на запад от Константинополя. иначе Емволы, город в Македонии на реке Стримоне, протекающей в 50 верстах от Солуня на северо-востоке. город в юго-западной части Италии, на берегу Сицилийского пролива. наименование Арабов, кочующего раабойнического племени Аравии; впоследствии это наименование распространилось на всех магометан вообще. с греческого значит: бодрствующий. разумеется гора Олимп Вифино-Мизийский, на севере Малой Азии, на границах Вифинии и Мизии, где процветало тогда монашество. было в царствование императора Льва Армянина (813–820 г.). Этот император, будучи не в состоянии склонить патриарха Константинопольского Никифора к ереси иконоборческой, послал его в марте 816 года в заточение, равно и других епископов, игуменов и монахов, с дерзновением защищавших почитание св. икон, заточил в темницы в Константинополе или отправил в ссылку. Иосиф, оставшийся в истории Церкви с именем «Песнописца», † 883 г.; память его совершается Церковью 4-го апреля. Преподобный Иоанн, ученик Григория Декаполита, † между 820–850 гг.; память его совершается 18-го апреля. Лeb III с 795–816 г. прп. Григория Декаполита последовала в 826 г. — преп. Иосиф не застал в живых своего учителя. Возвратившись чрез шесть лет из заточения в Константинополь, он имел лишь утешение осязать руками нетленное тело преп. Григория и поселился с учеником его Иоанном при гробе его. По кончине же Иоанна, Иосиф, оставив это место, поселился при храме св. Иоанна Златоустого и положил в нем прославленный нетлением и чудесами мощи преп. Декаполита и ученика его Иоанна; спустя некоторое время недалеко от этого храма он основал обитель иноков во имя св. Николая Касульского и в нее перенес мощи преподобных. Иосиф же Песнописец написал и службу в честь преп. Григория. Мощи преп. Григория нетленные и целые находятся в настоящее время в Румынии в монастыре Быстрица, Рымнинской епархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

712. Иоанн Златоуст. Бес. 22, О гневе. 713. Иероним. На Иону гл. 3. 714. Cod. Thedos. IX, 35, 4–5. 715. Амвросий. De obitu Valentin. Bingham, Orig. XII, I, 12. 716. Cod. Thedos. IX, 35, 7. 717. Паломн., приписываемое Сильвии, § 29. 718. Паломн. § 30. Иоанн Златоуст. на Быт бес. 36. 719. Апостольские Постановления V, 18; выдержка приведена на стр. 122. 720. Епифаний Кипрский. Изл. веры 22. Ср. Против ерес. XXIX, 5, где постящиеся во всю неделю названы περτιθμενοι. 721. Ныне 10-я половина Евангелия в нею Ваий. 722. Паломн. § 29. 723. См. выше стр. 143–144. 724. Паломн. § 30. 725. Паломн. § 31. 726. До открытия Паломничества литургисты спорили о месте и времени происхождения последнего обычая: Binterim приписывал введение его эдесскому еп. Петру (397 г.), Martene относил к VIII–IX b. (Kellner, Heortologie, 42). 727. Паломн. § 32. 728. Паломн. § 33–34. 729. Лаод Соб. Пр. 56. 730. См. ниже о нем «Месяцесловы IV–V вв.». 731. У Avtus, еп. Виенского († 518 г.) (MignePatrol. s. I. t. 59, col. 302. 309. 321–326), у Eligius, еп. Нойонского († 640–659), hom. X, у Григория Турского (VI b.), История франков VIII, 43. 732. Августин. Пис. 54 (118) к Иан. гл 4, 7. 733. См. выше, стр. 133. 734. См. выше, стр. 139. 735. Паломн. § 35–36. 736. Лаодик Соб. Пр. 46. 737. Bingham, Orig. XXI, 235. 738. Августин. Исповедь VIII, 5. 739. Амвросий. Пис. 23, § 12. (Migne Patrol. s. I. t. 16. col. 1030). 740. Апостольские Постановления V, 18. См. выше, стр. 122. 741. Innocent. Ep. ad. Decentium Eug. 25, c.2. 742. Паломн. § 37. 743. Апостольские Постановления V, 18. 744. См. выше, стр. 124. 745. Паломн. § 38. 746. См. выше, стр. 256. 747. Евсевий, Жизнь Констант. III, 5; «появилось также и другая (кроме арианства) сильнейшая болезнь — спор о Пасхе». 748. Сократ. Церк. ист. I, 8. 749. Созомен. Церк. ист. I, 18: «не менее (чем об арианстве) прискорбно было ему (Константину Великому.) слышать, что некоторые совершают праздник Пасхи не вместе со всеми». 750. Сократ. Церк. ист. I, 9. 751. Евсевий, Жизнь ц. Конст. III, 18–19. Сократ. Церк. ист. I, 9.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Стефан Новый, прмч. Описания иконы Стефан Новый, прмч. - житие Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый родился в 715 году в Константинополе в благочестивой христианской семье. Родители его, имея двух дочерей, молили Господа о рождении сына. Новорожденного Стефана мать принесла во Влахернский храм во имя Пресвятой Богородицы и посвятила Богу. В то время император Лев Исавр (716 - 741) начал гонение на святые иконы и на их почитателей. Сторонники иконоборческой ереси при поддержке царя захватывали главенствующие позиции в империи и Церкви. Гонимое сильными мира сего Православие сохранялось в отдаленных от столицы монастырях, в уединенных келлиях и в сердцах мужественных и верных своих последователей. Православные родители святого Стефана, тяготясь окружающим нечестием, удалились из Константинополя в Вифинию, а своего шестнадцатилетнего сына отдали в послушание блаженному Иоанну, подвизавшемуся в уединенном месте на горе святого Авксентия. Более 15 лет пробыл святой Стефан у блаженного Иоанна, целиком предав свою волю этому духоносному [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 28 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10327.jpg:   Размер: 298x1200, 0.36 MPix, 72 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (131) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 28 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10328.jpg:   Размер: 344x1200, 0.41 MPix, 78 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (111) , (0) . Описание: Икона " Стефан Новый " . XV век. Материал, техника: дерево, серебро, темпера, басма, золочение. 46,8 х 18 х 2 см. Место создания: Россия. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Файл 35026.jpg:   Размер: 343x800, 0.27 MPix, 164 Kb. Дата: 2020-10-01, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (44) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2956

Преподобный Иоанн Дамаскин Икона из скита св. Анны 14 в. / Святой Иоанн родился в Сирийском городе Дамаске - столице мусульманского мира -около 680 года. Его отец Сергий Мансур был христианином и служил при дамасском калифе главным казначеем. Когда Иоанну было десять лет, его отец нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который, как оказалось, был силен не только в светских науках, но в музыке и богословии. Этот монах обучал Иоанна и его приемного брата Косму (будущего епископа Маюмского) наукам, но особенного успеха добился от братьев в богословии. Вскоре монах покинул семью, объяснив отцу мальчиков, что они стали мудрыми мужами. Сам Сергий вскоре умер, и Иоанн был вынужден занять место отца на службе у калифа. Через некоторое время калиф, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска. Иоанн очень тяготился своим положением, но богатство и роскошь не смогли повредить чистоте его души. Несмотря на все трудности, связанные с его положением, он горел пламенной любовью к Православной Церкви и всегда, как и его отец, защищал христиан от гнета мусульман. Как он сам позже выразился: «Я сделался защитником Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова». В 726 г. в Византийской империи наступает пора иконоборчества. Император Лев Исаврянин (716741) задался целью: обратить арабов к христианству для того, чтобы обезопасить себя в будущем от их опустошающих набегов. Но одним из важных препятствий на пути претворения в жизнь его замысла стало иконопочитание, которое мусульмане не могли принять в принципе. Решение было простым: император издает указ, запрещающий почитание святых икон и даже их употребление. Этот указ вызвал серьезные волнения в Византийской империи, расколол ее на два лагеря – иконоборцев и иконопочитателей. Отход от истины ради политических интересов вызвал сильное сопротивление со стороны Константинопольского Патриарха Германа, Папы Григория III и уже ставшего к тому времени великим богословом Иоанна Дамаскина. Превосходный дар слова, которым действительно обладал Иоанн, помог ему в составлении «Слов» и «Посланий», которые с жадностью читались в Константинополе и других городах, переходили из рук в руки и попросту пересказывались. В своих творениях Иоанн Дамаскин очень эффективно использовал все возможные исторические аргументы, ссылался на притчи, рассказанные святыми. Он говорил, что если тени и носовые платки апостолов исцеляли болезни, то почему мы не можем почитать их иконы?

http://pravoslavie.ru/39842.html

Патриарх Сергий утешал жителей столицы, внушая все упование возложить на Бога и пречистую Его Матерь: «Бодрствуйте, чада, говорил он, возложим на единаго Бога надежду спасения нашего, и от всей души прострем к Нему свои руки и взоры; Он рассеет бедствия нас окружающия, и разрушит все замыслы врагов наших». Патриарх со священными иконами Богоматери, при стечении многочисленного народа, совершил по стенам города крестный ход, укрепляя защитников града. Персы и Авары от востока и запада подступали, чтобы сжечь окрестности столицы: патриарх, взяв нерукотворенный образ Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, икону Одигитрии, драгоценную ризу Пресв. Девы Марии, и Животворящее Древо Креста, вторично совершил крестный ход по стенам города, молясь со слезами: «воскресни, Господи! и расточатся врази Твои; и исчезнут как дым, и растают как воск от лица огня». Достигнув крестным ходом вод залива, патриарх погрузил честную ризу Богоматери в тихие воды залива. Море действием благодатного промысла взволновалось и потопило корабли врагов; бывшие же на суше неприятели побиты мечами и прогнаны. Таким образом Бог по милосердию Своему, заступлением Богоматери, даровал Грекам победу над неприятелями, от которых не только возвращены были завоеванные ими Греческие провинции, но и навсегда сокрушена сила их. Народ, утешенный скорою помощью Пресв. Богородицы, целую ночь стоя приносил Небесной Заступнице песни хвалы и благодарности; и память чудесного избавления Церковь навсегда сохранила для потомства особым празднованием, с которым впоследствии соединила воспоминание о двукратном еще избавлении Константинополя от врагов, помощью Одигитрии 322 . Спустя 36 лет после первого избавления, Константинополь вторично спасен был заступлением Одигитрии при Константине Погонате (668–685) от Сарацин, которые семь лет осаждали Византию. Большая часть кораблей и 30,000 неприятелей, по молитвам Церкви и предстательству Пресв. Богородицы, погибли пред стенами города от Греческого огня и кораблекрушения. Наконец в третий раз Константинополь сохранен был заступлением Одигитрии при Льве Исавре (716–741) от Сарацин.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СТЕФАН НОВЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобномученик Стефан Новый Стефан Новый (или младший ), Константинопольский ( 715 - 767 ), игумен , преподобномученик Память 28 ноября Родился в 715 году в Константинополе в благочестивой христианской семье. Родители его, имея двух дочерей, молили Господа о рождении сына. Новорожденного Стефана мать принесла во Влахернский храм и посвятила Богу. В то время император Лев Исавр (716 - 741) начал гонение на святые иконы и на их почитателей. Сторонники иконоборческой ереси при поддержке царя захватывали главенствующие позиции в империи и Церкви. Гонимое сильными мира сего Православие сохранялось в отдаленных от столицы монастырях, в уединенных келлиях и в сердцах мужественных и верных своих последователей. Православные родители святого Стефана, тяготясь окружающим нечестием, удалились из Константинополя в Вифинию , а своего шестнадцатилетнего сына отдали в послушание блаженному Иоанну, подвизавшемуся в уединенном месте на горе святого Авксентия. Более 15 лет пробыл святой Стефан у блаженного Иоанна, целиком предав свою волю этому духоносному старцу, обучаясь у него иноческому деланию. Здесь же Стефан получил известие о том, что умер его отец, а мать и сестры приняли монашеский постриг. Через некоторое время скончался и наставник святого, блаженный Иоанн. С глубокой печалью Стефан предал погребению его честное тело, а сам продолжал иноческий подвиг в его пещере. Вскоре к подвижнику стали приходить иноки, желавшие учиться у него добродетельной и спасительной жизни, постепенно образовался монастырь, игуменом которого стал святой Стефан. В сорокадвухлетнем возрасте игумен Стефан покинул созданную им обитель и ушел на другую гору, на вершине которой, в уединенной келлни, пребывал в глубоком затворе. Однако и здесь вскоре создалась община иноков, ищущих духовного наставничества святого Стефана.

http://drevo-info.ru/articles/4468.html

Преемник Ираклия император Констанс (641–668) активно поддерживал монофелитов. В период его правления главными оппонентами монофелитства были папа Римский Мартин на Западе и константинопольский монах Максим на Востоке. Папа Мартин осудил монофелитство на Латеранском Соборе 649 года. Максим Исповедник в своих сочинениях развивал учение о том, что во Христе сосуществовали две воли – Божественная и человеческая, так же как и два действия. Однако в отличие от прочих людей, у которых наличие воли означает наличие выбора между добром и злом, человеческая воля Христа была всегда направлена только к добру и потому находилась в гармонии с Божественной волей. В 680 году в городе Константинополе состоялся Шестой Вселенский Собор , созванный императором Константином Погонатом, осудивший ересь монофелитства и определивший признавать в Господе Иисусе две воли – Божескую и человеческую – в соответствии с двумя природами. Иконоборческий спор Последний великий спор эпохи Вселенских Соборов относится к VIII-IX векам, когда Византия из могущественной империи превратилась в небольшое государство, теснимое с разных сторон арабами и варварами. Предметом спора было почитание икон, против которого выступил император Лев Исавр (716–741) . В 726 и 730 годах им были изданы эдикты, запрещающие иконопочитание. Папа Римский Григорий II (715–731) и патриарх Константинопольский Герман (715–730) отказались подчиниться императорской воле. В 727 году папа созвал в Риме Собор, подтвердивший иконопочитание. Патриарх же за отказ подписаться под эдиктом был смещен, низложен и сослан. На его место избран патриархиконоборец Анастасий (730–753). Наиболее агрессивная фаза иконоборчества приходится на время правления Константина Копронима (74–770), который вошел в историю как жестокий гонитель иконопочитателей. В 754 году император созвал в Константинополе Собор, на котором 338 епископов подписались под иконоборческим вероопределением. После Собора гонения с особой силой обрушились на монашество, которое, в отличие от епископата, твердо стояло за иконопочитание: многие монахи стали исповедниками и мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

близ Акритского мыса. Копроним занимал престол в 741–775 гг. правил в 829–842 гг. иначе арабы. приказал бить св. Мефодия по щекам, причем челюсть его была разбита до того, что на всю жизнь у св. Мефодия остался безобразный шрам. Будучи патриархом, св. Мефодий разрезал концы клобука и обвязал ими челюсть, чтобы скрыть рубец, из уважения к исповеднику и все иноки, по его примеру, начали носить клобук с разрезами. и Феодор, иноки Иерусалимской лавры св. Саввы, при Льве Армянине были заточены за обличение ереси иконоборцев, при Феофиле на их лицах была выжжена надпись, говорящая об их поклонении честным иконам, отсюда они и называются «начертанными». Память их празднуется 27 декабря. царя Феофила. св. Мефодия. Muxauл III Пьяный правил в 855–867 гг. Исаврянин царствовал в 716–741 гг. патриархом в 832–842 гг. его празднуется 4 ноября († 846 г.) в 787 году. начальник. местность в Царьграде. в 847 году; правил Церковью 4 года и 3 месяца с лишком. Святой Мефодий составил правила для обращающихся к вере, которые приняты Церковью в руководство: три чина касательно браков, покаянные правила и несколько церковных песней; после св. Мефодия осталось несколько пастырских поучений. Память святого пророка Амоса до Р. Х. прокаженным. историк Иосиф Флавий (ум. в II b. по Р. Х.), между прочим, сообщает, что землетрясением на западе от храма была отторгнута половина горы, которая, катясь к востоку на протяжении 4 стадий, засыпала на своем пути царские сады. или сикомор — смоковничное дерево, по плодам принадлежащее к смоковничьим низшего сорта. 783 г. до Р. Х. Страдание святого мученика Дулы в древности юго-восточная область Малой Азии, получившая, вероятно, свое название от семитического племени киликов и своим плодородием рано привлекавшая греческих поселенцев. ( < < back) по греч. значит раб. чиновник, на обязанности которого, между прочим, было следить за точным исполнением законов в судах, а младшие нотарии вели переписку по таким делам. до самого округа киликийского приморского города Зефирии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Благодаря успешным военным действиям против нехристианских народов - арабов, саксов и фризов - К. М. приобрел известность как защитник христ. веры. Майордом оказывал покровительство тем церковным иерархам, чью деятельность он считал полезной с т. зр. интересов Франкского королевства, прежде всего св. Виллиброрду и св. Бонифацию. Св. Виллиброрд, проповедовавший среди фризов, основал монастырь Эхтернах и восстановил епископскую кафедру в Ультраекте (ныне Утрехт, Нидерланды). В 734 г. восстание дукса Бубона послужило предлогом для вторжения франков, к-рые разграбили Фризию и уничтожили языческие святилища. Св. Бонифаций в 719 г. отправился в Рим и получил от папы Григория II указания проповедовать христианство германцам и информировать понтифика о положении в гос-ве франков. Бонифаций действовал преимущественно в Тюрингии и Гессене, пограничных областях, к-рые отделяли Австразию от земель, населенных саксами. Вскоре после возвращения из Рима под защитой франков св. Бонифаций основал мон-ри в Амёнебурге и во Фрицларе. Во время 2-го посещения Рима Бонифаций был рукоположен во епископа, после чего К. М. по просьбе папы принял его под особое покровительство и велел всем духовным и светским должностным лицам оказывать ему поддержку (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. N 22). Мн. церковные иерархи, в т. ч. ставленники майордома, не разделяли намерения св. Бонифация провести церковную реформу и укрепить дисциплину франк. духовенства, но миссионер получал существенную поддержку и помощь из англосакс. Англии. Папа Григорий II даровал св. Бонифацию архиепископский паллий, что означало не только одобрение Папским престолом деятельности святого, но и подчеркивало его первенство среди франк. церковных иерархов (Ibid. N 28). Однако в письме к Уинчестерскому еп. Даниилу св. Бонифаций признавался, что без поддержки К. М. оказался бы совершенно беспомощным (Ibid. N 63). Майордом покровительствовал св. Пирмину , к-рый в 724 г. основал на Боденском озере мон-рь Авгия (см. Райхенау ), но впосл. был изгнан алеманнским дуксом Лантфридом, считавшим его сторонником франков. Из Алеманнии Пирмин удалился в Эльзас, где представители знатного рода Этихонидов передали ему монастырь Мурбах, а впосл. при поддержке Сигебальда, еп. Меттиса (ныне Мец) (716-741), сторонника К. М., он восстановил неск. мон-рей в Лотарингии.

http://pravenc.ru/text/1681079.html

При Юстиниане II духовенство стояло в Византии высоко и занимало даже высшие государственные должности… Иконоборство, таким образом, представляет собою аналогию с немецким Kulturkampf " om и с борьбой французского республиканского правительства против клерикализма, против католичества, против христианской религии. В противоположность к церковному направлению, как его понимали предшествовавшие византийские правители, иконоборцы выступили с направлением «светским», со стремлением «светским» и на самую Церковь (VII, 510—511). Профессор Доброклонский (Проф. А.П.Доброклонский. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский, том I, Одесса. 1913 г., стр. 27 и слл.), не без влияния со стороны западных ученых, обращает внимание на то, что Исаврийской династией предпринималась сложная реформа в государственной жизни, а иконоборчество было лишь одною из сторон её. Начертать план этих реформ трудно - тем более, что они едва ли все вполне обнаружились, ввиду неожиданного и энергичного им противодействия в пункте относительно устранения икон. То соображение, что император Лев Исаврянин мог заимствовать иконоборческие идеи у еретиков - монтанистов, новациан и перенести их в господствующую Церковь - опровергается тем простым фактом, что подобные заимствования вообще не имели места и невероятны сами по себе: к иноверцам, еретикам отношения были большею частью пренебрежительные.    Кратко, внешнюю историю иконоборческих смут можно представить в таком виде. Гонение на иконы начатое Львом - Исавром (716—741 г.), продолжено было и ведено с особой энергией его сыном Константином Копронимом (741—770 г.), не было отменено официально и его внуком Львом Хазаром (770—775 г.). Иконопочитание восстановлено было при Ирине (775—802 г.) и поддерживаемо было при преемниках её Никифоре (802—811 г.) и Михаиле I (811—813 г.). Вновь началось гонение на иконопочитателей при Льве Армянине (813—820 г.) и продолжалось при Михаиле II (820—829 г.) и Феофиле (829—842 г.). После чего иконопочитание было окончательно утверждено в Церкви при Феодоре (843 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010