Так, после многотрудного странствования земного, преподобный Григорий достиг вечного покоя на небесах между святыми Ангелами, видения и слышания которых он удостоился еще во время земной жизни своей, и теперь вместе с ними прославляет трисвятыми песнопениями Единого в Троице Бога во веки. Кондак, глас 3: Светлое тя солнце церковь познавает, добродетелей красотами и исцелений лучами всех просвещая, Христов угодниче: темже празднуем честную память твою и почитаем подвиги твоя, всеблаженне отче премудре Григорие. 7539 Десятиградие – по-гречески Декаполь – союз 10 городов в Исаврии, небольшой области в горах Малой Азии, на юге ее; Иринополь – один из этих городов. По имени этого союза городов преподобный Григорий и получил наименование Декаполита. 7541 Лев III Исавряннн (716–741 г.), в особенности сын его Константин Копроним (741–775 г.) и сын и преемник последнего Лев IV Хазар (775–780 г.). 7543 Христополь – иначе Емволы, город в Македонии на реке Стримоне, протекающей в 50 верстах от Солуня на северо-востоке. 7545 Сарацыны-наименование Арабов, кочующего разбойнического племени Аравии; впоследствии это наименование распространилось на всех магометан вообще. 7547 Здесь разумеется гора Олимп Вифино-Мизийский, на севере Малой Азии, на границах Вифинии и Мизии, где процветало тогда монашество. 7548 Это было в царствование императора Льва Армянина (813–820 г.). Этот император, будучи не в состоянии склонить патриарха Константинопольского Никифора к ереси иконоборческой, послал его в марте 816 года в заточение, равно и других епископов, игуменов и монахов, с дерзновением защищавших почитание св. икон, заточил в темницы в Константинополе или отправил в ссылку. 7550 Кончина прп. Григория Декаполита последовала в 826 г. – преп. Иосиф не застал в живых своего учителя. Возвратившись чрез шесть лет из заточения в Константинополь, он имел лишь утешение осязать руками нетленное тело преп. Григория и поселился с учеником его Иоанном при гробе его. По кончине же Иоанна, Иосиф, оставив это место, поселился при храме св. Иоанна Златоустого и положил в нем прославленные нетлением и чудесами мощи преп. Декаполита и ученика его Иоанна; спустя некоторое время недалеко от этого храма он основал обитель иноков во имя св. Николая Касульского и в нее перенес мощи преподобных. Иосиф же Песнописец написал и службу в честь преп. Григория. Мощи преп. Григория нетленные и целые находятся в настоящее время в Румынии в монастыре Быстрица, Рымнинской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А спасшиеся от потопления горожане говорили, что и прежде также река затопляла город, но не так губительно. «Мы слыхали – (говорили горожане), что и прежде было нечто подобное, и что после того, как престал гнев Божий, вблизи прибрежных прекрасных зданий найдена была большая каменная плита с начертанными словами: Σκιρτς ποταμς σκιρησει κακ σκιρτματα πολταις. (т. е. Скирт река спляшет злые пляски горожанам) 24 . Южнорусский летописец, описывая под 1229г. Несчастное отступление венгров от Талича в следствие разлитии р. Днестра, припомнил вышеприведенное сказание греч. хроники. «Мнози внадоху в реку, инии же избъени быша, инии язвени быша, инии же изоимани быша, яко инде глоголет: Скырт река злу игру сыгра гражанам, тако и Днестр злу игру съигра угром» 25 . Замечательно, что славянский переводчик греч. хроники, а в след за ним и русский летописец, успели довольно удачно воспроизвести игру слов греч. подлинника. Мы представили те выдержки из Малалы, которые показались нам более характерными, удобопонятными для древних русских читателей и аналогичными по отношению к событиям древней русской жизни. Переходим теперь к Амартолу, который представит нам более обильную жатву. Переходим к самой хронике. Она разделяется на 4 книги, из коих только последняя излагает историю визант. империи от Константина до Михаила (319–842 г.) и след. подлежит нашему рассмотрению. Для характеристики историч. Миросозерцания Амартола весьма важно указать его отношение к современной ему эпохе. Амартол жил в эпоху иконоборства и относится к ней самым живым и определенным образом, как защитник икон и монашества и как враг иконоборства. Тон его летописи здесь резкий, желчный, пристрастный, нередко переходящий в тон панегирика или памфлета. Напр. первого иконоборного императора Льва Исавра (716–741) Амартол обзывает «богоборцем, взбесившимся против правой и древней веры, лютейшим зверем и худородным медником, немилосердным львом или драконом, всескверным» 28 и т. д. О сыне и преемнике Льва Константине Копрониме (741–775 г.) еще более резкие отзывы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Св. Кир занимал патриарший престол в Константинополе с 705 г. по 711 г.; ум. в 714 г. в изгнании. Филипп Бардин, византийский император (711–713 гг.). Константин Копроним правил с 741 по 775 гг. Лев Исавр правил с 716 по 741 гг. Копроним от греческого «копрос» — навоз, кал. Диппином в Царьграде называлось народное место, где обыкновенно устраивались различные зрелища. Св. Герман умер в 740 г., 96-ти лет, погребен в монастыре Хоре, на северной стороне Царьграда. Св. Герман известен как церковный писатель: «писания его славятся по всей вселенной», свидетельствует о нем 7 вс. соб., внесший его в диптихи святых. Сочинение св. Германа разнообразны по своему составу. После него остались: объяснение наиболее трудных мест св. Писания, сочинение о праведном воздаянии за гробом; на 7 вс. соб. читались его три послания о почитании икон, осталось от него и «довольно много, — как говорит древний жизнеописатель св. Германа, — назидательных слов для благочестивых», — слова на Введение во храм Богоматери, на Ее Успение, на Благовещение, на Обновление храма и положение пояса Пресвятой Богородицы. Важно по богатству исторических сведений сочинение о ересях со времени Апостолов и о церковных соборах по царствовании Льва Иконоборца. Много оставил св. Герман произведений, относящихся к Богослужению; из них особенно важно изъяснение на литургию; другие сочинения этого рода представляют собою гимны, составленные патриархом на похвалу святым и прославление чудесных дел благодати. Анастасий занимал патриарший престол с 730 по 753 гг. Память святого юродивого Иоанна, устюжского чудотворца Великий Устюг, ныне уездный город вологодской губернии, находится на левом берегу реки Сухоны при впадении в нее реки Юга. Город Орлец находился в 40 верстах от Устюга на притоке Сухоны Юге. Юродивый собственно значит глупый, безумный. Так называются христианские подвижники, представлявшиеся глупыми или странными из смирения и ради вечного своего спасения. Это был устюжский наместник, князь Феодор Красный. Жители города Устюга обращались с молитвою к блаженному Иоанну во время бедствий междуцарствия и ему предписывали победу царского войска над Сапегою в 1610 году, а в 1613 году молитвами устюжских чудотворцев (Прокопия и Иоанна) не только защитили свой город от поляков, но и разбили их. В Устюге построена церковь во имя блаженного Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

(26) И с Ним вместе Отцу и Святому Духу честь и слава, власть, величие и великолепие ныне и присно и во веки веков. Аминь. ВИДЕНИЕ ПСЕВДО-ДАНИИЛА Под именем «Видения пророка Даниила», «Последнего видения Даниила», «Диегезы Даниила» и т. п. фигурируют различные памятники апокалиптической литературы, в основном византийского происхождения. Объединяет их то, что они написаны от имени библейского пророка и по форме являются подражанием канонической Книге Даниила. Все они состоят из пророчеств о правителях Константинополя, грядущих бедствиях и конце света. Многие из этих пророчеств перекликаются с Откровением Псевдо-Мефодия. Схожесть обоих памятников такова, что уже в Средневековье их нередко путали друг с другом. «Видения Даниила» получили у византийцев характер сильно политический, – отмечал исследовавший этот памятник В. М. Истрин. – Каждое новое царствование прибавляло кое что к литературе предсказаний. Все это описывалось в пророческом тоне post eventum… Каждый новый автор, приспособляя пророчество к современным ему событиям, наполнял предшествующее ему время выдержками из других подобных памятников, значение которых могло быть для него уже потерянным. Поэтому-то и мы далеко не всегда можем отличить, что в данной редакции «Видения» первоначально, а что «вторично» . Пророчества эти повторяют мотивы Сивиллиных книг и прочей эллинистической оракульной литературы. В образах добрых и злых правителей, появляющихся на страницах «Видения», исследователи находят черты позднеримских императоров Константина Великого (306-337) и Юлиана Отступника (361-363), византийских басилевсов Ираклия I (610-641), Льва III (716-741) и Константина V (741-742), а некоторые моменты восходят даже к Александру Великому и его преемникам диадохам. Словом, Видение пророка Даниила – это многослойный памятник, создававшийся на протяжении веков. Византийский греческий оригинал был вскоре переведен на сирийский, славянский, грузинский и другие языки. Официальная Церковь, по-видимому, относилась к этому сочинению негативно.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

641.             Софроний, патриарх Иерусалимский. 11 марта. 655.             Мартин, папа Р., исповедник. 14 апр. 660.             Зосима преп., еп. Сиракузский. 30 марта. 662.             Максим исповедник, преп. Цареград. 13 авг. 681.             Собор Константинопольский 3, Вселенский 6-й. 23 янв. 682.             Агафон преп., папа Р. 20 февр. 686.             Феодор, архиеп. Цареград. 27 дек. 8 век Григорий, еп. Акрагантийский. 23 ноября. Фалассий, преп. Ливийский. Субб. с. Антиох, преп. Палестинский. Субб. с. Иоанн Савваит, современник Иоанна Лествичн. Субб. с. Виталий, преп. из обители Серида. 22 апр. Павсикакий, еп. Синадский. 13 мая. Иоанн, преп. Раифский, друг Лествичника. Субб. с. Георгий преп., Хозевит. 8 янв. Анастасий преп., исповедник с преп. Максимом. 21 января. Ок. 730.       Ипатий, еп. Ефесский, и Андрей пресв., мучч. 21 сент. Герман, архиеп. Константинопольский. 12 мая. 740.             Землетрясение в Цареграде. 26 окт. 716–741.       Иулиан, Маркиан, и другие, мучч. при Льве Исаврянине. 9 авг. Георгий Лимнеот, пр. Олимпийский, исповедник. 24 авг. Феофил, преп. Тивериопольский, исповедник. 10 окт. Василий, еп. Парийский, исповедник. 12 апр. Иоанн, еп. Поливота Асийского. 1 дек. Ок. 742.       Петр, пресв. Капетолийский, мученик Дамасский от Агарян. 1 окт. 745.             Стефан исповедник, еп. Сурожский. 15 дек. 761.             Андрей, преп. Критский, муч. Цареград. 17 окт. 767.             Стефан новый, Василий, другой Стефан, два Григория и др., мучч. Цареградские. 28 ноября. 741–775.       Иаков преп., исповедник при Копрониме. 21 марта. Анфуса преп., дочь Конронима. 12 апр. Анфиса преп. и 90 сестер ее, страдавшие за иконы. 27 июля. 780.            Иоанн Дамаскин, Савваит. 1 дек. 781.            Павел, патриарх Цареград. 30 авг. Феофил новый, муч. Кипрский от СарацИн.30 янв. 787.             Собор Никейский 2, Вселенский 7. 11 окт. 780–790.       Михаил, преп. Зовийский, и с ним 36 иноков, мучч. от СарацИн.1 окт.; 790.             Исихий, преп. Вифинский. 5 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В 638 г. Омар берет Иерусалим и овладевает храмом св. Гроба, в 644 г. завоевана Александрия. Святыня потоком льется с Востока в столицу. Орудия страстей Христовых принесены Гераклием в 641 г., часть Креста Господня в 634 г. в церковь Богородицы Влахернской. Но небывалые со времен Ники мятежи и бунты волнуют столицу: храм Софии наполняется дикою толпою и предается ограблению. Констанс покидает Константинополь и избирает резиденцией Сиракузы. Семья Гераклия совершает ужасы всяких злодейств друг над другом: хроники переполняются обезглавлениями, отрезаниями носов, вырыванием глаз. При Гераклии уже окрестности столицы наводнены Аварами; десятки тысяч увлечены в плен; окрестности разорены и истреблено множество храмов и монастырей. Снимая осаду, Авары зажгли церкви Космы и Дамиана, Николая Чудотворца и все, что было вокруг вне стен 97 , но не решились тронуть Влахернского храма. На следующий же 627 год, по приказанию Гераклия, построена была стена кругом Влахерн, впереди храма. Эпоха смут знаменательно заканчивается полугодичною войною на Босфоре и в Золотом Роге и разграблением столицы в 716 г. Понятно, что за эти сто лет мы мало слышим о каких – либо постройках, достойных внимания. Гераклию приписывается храм И. Богослова в Милионе, хотя, быть может, он только отделал его. Патриарху его времени, обвиненному после в уклонении к ереси, Сергию – неизвестная церковь во имя св. Георгия: Константину Погонату – храм Богородицы Карпиана, – это и все, если не считать триклиния в Большом Дворце и его отделки, исполненных Юстинианом Безносым в первую половину его царствования, когда он принуждал патриарха Каллиника благословить разрушение церкви Богородицы около Ипподрома, мешавшей ему построить сидения для партии Голубых и когда он не был занят мальчишескою идеей мщения Херсонитянам. Бедствия междоусобий и крайних неурядиц в общественной жизни отмечают неизгладимым пятном эпоху иконоборцев, начавшуюся воцарением Льва Исаврянина (717 – 741), разыгравшуюся в отвратительную оргию дикой солдатчины при сыне его Константине Копрониме (741 – 775) и внуке Льве IV Хазаре (775 – 780).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Содержание Предисловие Глава I. Состояние византийского общества в царствование императора Константина V Копронима Глава II. Детские годы жизни преп. Феодора и его школьное образование Глава III. Игумен Платон и его влияние на Византийское общество Глава IV. Пострижение в иночество преп. Феодора Глава V. Столкновение императора Константина VI с Саккудионскими иноками Глава VI. Студийский монастырь под управлением игумена Феодора Глава VII. Перемены на императорском престоле – воцарение Никифора Глава VIII. Воцарение Льва V Армянина Глава IX. Император Михаил Косноязычный Глава X. Краткий обзор сочинений преп. Феодора Студита Глава XI. Учение преп. Феодора Студита о почитании и поклонении честным иконам     Предисловие В истории христианской Церкви выделяется из ряда событий VIII века период споров за почитание икон. Этот период известен под именем иконоборческого. Начало ему положено было Византийским императором Львом III Исаврянином (716–741). Год 716-й был весьма тяжелым для греков. Арабы сидели под стенами Константинополя. Императорский престол занимал слабый и неспособный к правлению Феодосий, из царских ключников. Войска было мало, а казна государственная пуста. Казалось, гибель империи была близка. Но вот бразды правления берет в свои руки мужественный полководец Лев. Арабы скоро отступают от столицы. Народ ликует. Но новый император думу думает, как обезопасить государство на будущее время. Предпринимается им целый ряд реформ. Нет слов, в них была большая нужда. К несчастью император сделал неосторожный шаг в область церковную. Без шума и споров в христианской Церкви вошло во всеобщее употребление почитание икон Спасителя, Богоматери и всех святых. Правда, заявлялись по временам одинокие голоса против этого, но они замирали, по-видимому, в общем потоке церковно-исторической жизни. Однако под пеплом таился огонь. Подул благоприятный ветер и раздул пламя. Лев III предпринял на себя задачу уничтожить почитание икон, которое он считал народным суеверием. Как и следовало ожидать, нашлись противники неразумной затеи императора. Началась борьба, надолго затянувшаяся, борьба жестокая запальчивая. Она продолжалась при преемниках Льва и окончилась только в 842 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

" PUER OBLATUS " Святой Бонифаций по происхождению был англосаксом. Он родился в начале 70-х годов VII в. неподалеку от города Эксетер в княжестве Уэссекс, расположенном на юго-западе Англии, и в крещении получил имя Винфрид. Винфрид происходил из благородного семейства, и уже в детстве почувствовал себя призванным к духовному служению. Но его намерение встретило резкий отпор со стороны отца, и только после исцеления от тяжелой болезни, отец дал свое согласие на вступление сына в монастырь. В возрасте семи лет Винфрид был отдан как " puer oblatus " - посвященный Богу отрок - в монастырь Эдесканкастр (Adescancastre) под руководство аббата Вульфхарда. Спустя приблизительно семь лет юный монах перешел в аббатство Нурслинг, находившееся между Винчестером и Саутгемптоном. В этой обители он вел строгую подвижническую жизнь, серьезно изучая Священное Писание, а также обучаясь истории, грамматике, риторике и поэзии. Вскоре он был назначен начальником монастырской школы. В возрасте 30 лет Винфрид был рукоположен во священника, о нем говорили как о весьма ученом и многообещающем наставнике и проповеднике. Но несмотря на обширное поле деятельности у себя на родине, Винфрид в возрасте 40 лет покинул Англию и отправился на континент. В основе его решения лежала одна из важнейших идей ирландского и англосаксонского монашества peregrinatio pro Christo - странствие ради Христа, а также идея проповеди христианства среди родственных народов, которая была в то время особенно распространена среди англосаксонских монахов. Весьма важным для Винфрида было также стремление к объединению поместных Церквей Запада под властью Рима. В 716 г. он предпринял свое первое путешествие во Фрисландию, где уже с кон. VII в. действовали англосаксонские миссионеры, в том числе святой Виллиброрд. Но этот первый опыт миссионерства потерпел неудачу. Фризский герцог Радбод, который только что отвоевал у франкского майордома Карла Мартелла (714-741) юго-западную часть страны, хотя и не стал препятствовать англосаксонскому миссионеру в проповеди христианства, но сам остался равнодушен к новой религии и не оказал поддержки миссии. Натолкнувшись на сильное сопротивление местного населения, Винфрид осенью 716 г. со своими спутниками вернулся в Англию.

http://pravoslavie.ru/1462.html

«Видения Даниила» получили у византийцев характер сильно политический, – отмечал исследовавший этот памятник В. М. Истрин . – Каждое новое царствование прибавляло кое что к литературе предсказаний. Все это описывалось в пророческом тоне post eventum… Каждый новый автор, приспособляя пророчество к современным ему событиям, наполнял предшествующее ему время выдержками из других подобных памятников, значение которых могло быть для него уже потерянным. Поэтому-то и мы далеко не всегда можем отличить, что в данной редакции «Видения» первоначально, а что «вторично» 783 . Пророчества эти повторяют мотивы Сивиллиных книг и прочей эллинистической оракульной литературы. В образах добрых и злых правителей, появляющихся на страницах «Видения», исследователи находят черты позднеримских императоров Константина Великого (306–337) и Юлиана Отступника (361–363), византийских басилевсов Ираклия I (610–641), Льва III (716–741) и Константина V (741–742), а некоторые моменты восходят даже к Александру Великому и его преемникам диадохам. Словом, Видение пророка Даниила – это многослойный памятник, создававшийся на протяжении веков. Византийский греческий оригинал был вскоре переведен на сирийский, славянский, грузинский и другие языки. Официальная Церковь , по-видимому, относилась к этому сочинению негативно. В «Стихометрии» патриарха Никифора в ряду запрещенных книг упоминается некий «псевдоэпиграф Даниила». Множество греческих редакций Видения, не говоря уже о переводах, весьма разнятся между собой. Не во всех списках находится и пророчество об Антихристе. Наиболее полно рассказывается о нём в греческом варианте Видения пророка Даниила, содержащемся в Codex Canonicianus (XV в.), и в близкой ему славянской версии Видения из «Хрисмологиона» Николая Спафария (1635–1709). Нижеследующий перевод выполнен по изданию этих текстов В. М. Истриным (1897). По этим рукописям мы видим, как Антихрист превращается в фольклорный персонаж. Его рождение от маленькой рыбки, пойманной в море, его уродливая, гротескная внешность, его незадачливое чудотворство удовлетворяли вкусам верующего простонародья, окруженного сказками о диковинных народах, злых колдунах, страшных великанах и чудовищах. Показательно, что ученый Николай Спафарий, передавая тот же сюжет, постарался избавить свой рассказ от наиболее одиозных моментов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

    Св. патриарх константинопольский Флавиант, избитый на ефесском разбойничьем соборе, чрез три дня скончался в августе 449 г., по мнению других чрез год в 450 году. Мощи св. Флавиана вскоре по воцарении Маркиана, перенесены в Константинополь в церковь св. апостолов, а преемник св. папы Льва Илларий, бывший легатом на разбойничьем соборе, изобразил в Риме в оратории св. Креста стенною живописью подвиг Флавиана на сем соборе. Из одного краткого жизнеописания его в западной церкви видно, что 18 февраля празднуется принесение мощей его в Константинополь. (См. Деян. св. Febr. III 71. August I, 43. Herzog. 416. Деяния всел. соборов. Казань. 1863 г.) 19     Пр. Досифей. Житие его написано современном, другим учеником св. Дорофея, и помещено в Деяниях св. (Febr. III. 392). Оно согласно с житием славянских Четиих Миней. Сам Дорофей восхваляет Досифея в первом своем наставлении об отречения и говорит об откровении одному святому о загробной славе сего ученика. Болландисты относят подвижническую жизнь Досифея к первым годам Юстиниана (ок. 530 г.). Филарет в учении об отцах (§ 244) относит кончину Дорофея к 620 году, след. кончина Досифея может быть отнесена к концу 6 века или началу 7.     Опр. Варсануфии в Деяниях св. (Apr. II. 22—27.) Мощи его в Ории в Италии. Евагрий говорит о Варсануфии, как о своем современнике, кн. IV. гл. 33.     Евгений и Макарий. У Фабриция показано особое житие Евгения и Макария братьев. Πολλα μεν δελφο Т. X. р. 223, ed. Harles. На русском языке сказание об них полное и достоверное в жизни великомуч. Артемия (20. окт.) издано в Петербургской академии после Истории Филосторгия стр. 459 и след. 20     Лев катанский. Житие его, помещенное в Деяниях св. (Febr. III, р. 223), согласно с житием слав. миней, но в первом подробнее говорится о волхованиях Илиодора. Болландисты полагают, что Лев умер ок. 780 года 20 февраля и упоминаемые в его житии императоры греческие Лев и Константин суть Лев IV Хазар (775—780) и сын его Константин VI (780—797). Житие писано современным писателем; ибо он говорит в начале жития: мы православным признаем 6 вселенских соборов. Но Кайестан (de Sanctio siculie T. 2, 5—27) полагает кончину его в 725 году. В таком случае под упомянутыми царями должно разуметь Льва III Исавра (716—741) и сына его Константина V Копромин (741—775); в подлинном житии он не называется багрянородным. По Феррарию он был преемником св. Са- (окт. 15), и мнение Болландистов вернее. Мощи его в Риме в церкви св. Мартина турского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010