Гонение на иконы, начатое Львом Исавром (716–741 гг.), было продолжено его сыном Константином Копронимом (741–770 гг.), официально не было отменено и при его внуке Льве Хазаре (770–775 гг.). Иконопочитание было восстановлено при императрице Ирине (775–802 гг.), поддерживалось при ее преемниках: Никифоре (802–811 гг.) и Михаиле I (811–813 гг.). Вновь началось гонение на иконопочитателей при Льве Армянине (813–820 гг.) и продолжалось при Михаиле II (820–829 гг.) и Феофиле (829–842 гг.). Окончательно иконопочитание было утверждено в Церкви при императрице Феодоре (843 г.). Императоры-иконоборцы, вообще говоря, были хорошими управителями и умными политиками. Первого императора, Льва Исавра, менее всего можно представлять атеистом или хотя бы человеком индифферентным к религии. В 722 г. он издал приказ о необходимости креститься иудеям и монтанистам. Лев, вероятно, был религиозен не менее, чем всякий другой византиец его времени. Указ против икон был издан им в 726 г. по вполне религиозному мотиву. Летом 726 г. произошло вулканическое извержение на Средиземном море, в котором увидели гнев Божий за почитание икон, и на особом совещании у императора решили начать борьбу с иконопочитанием. Однако это государственное гонение на иконопочитателей было уже предварено движением против икон среди духовенства и епископата. Наиболее выдающимся обличителем иконоборцев выступил живший вне пределов империи преп. Иоанн Дамаскин . Вскоре после издания эдикта 726 г. им было написано три Слова в защиту икон. Против императорского эдикта высказался и патриарх Герман Константинопольский . Поначалу Лев надеялся склонить его на свою сторону и не лишал кафедры до 730 г. Уверившись же в твердости его убеждений, заменил Германа синкеллом Анастасием. Преемник Льва, его сын Константин Копроним, созвал в Константинополе в 754 г. собор из 338 отцов. На этом Соборе иконопочитание было отвергнуто, а само решение очень подробно мотивировано. В нем была представлена идеология И. Деяние иконоборческого Собора 754 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Зинон Исавриец (474–491; 475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор («Разноглазый») (второй муж Ариадны) (491–518) Династия Юстина Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (сын сестры Юстина I (527–565, соправитель с 527) Юстин II (сын сестры Юстинана) (565–578) Тиверий II Константин (578–582, соправитель с 578) Маврикий (582–602, соправитель с 582) Фока (узурпатор) (602–610) Династия Ираклидов Ираклий I (610–641) Константин III Ираклий (сын Ираклия) (641, соправитель с 613) Ираклион (Ираклий II) Константин (брат Константина III) (641, соправитель с 638, низложен) Констант II (Константин) Ираклий (сын Константина III) (641–668) Константин IV Погонат («Бородатый») (сын Константа II) (668–685, соправитель с 654)) Юстиниан II Ринотмет («Безносый») (сын Константина IV) (685–695, 705–711) Леонтий (узурпатор) (695–698) Тиверий III (Апсимар) (узурпатор) (698–705) Филиппик (Вардан) (узурпатор) (711–713) Анастасий II (Артемий) (узурпатор) (713–716) Феодосий III (узурпатор) (715–717) Исаврийская династия Лев III Исавр, или Сириец (717–741) Константин V Копроним, или Каваллин (сын Льва III) (741–775; 742–743 – вне Константинополя, соправитель с 720) Артавасд (муж дочери Льва III, узурпатор)(742–743) Лев IV Хазар (сын Константина V) (775–780, соправитель с 751) Константин VI (сын Льва IV) (780–797, соправитель с 776) Ирина (мать Константина VI) (797–802, соправительница в 780–790) Никифор I Геник (узурпатор) (802–811) Ставракий (сын Никифора I) (811, правил 2 месяца и 6 дней, соправитель с 803) Михаил I Рангави («Сильнорукий») (муж дочери Никифора I) (811–813) Лев V Армянин (узурпатор) (813–820) Аморийская династия Михаил II Травл («Заика») (Аморей) (узурпатор) (820–829) Феофил (сын Михаила II) (829–842, соправитель с 820) Феодора (II) (жена Феофила) (842–856) Михаил III Пьяница (сын Феофила) (842–867) Македонская династия Василий I Македонянин (867–886, соправитель с 866) Лев VI Софиас («Мудрый») (сын Василия I) (886–912, соправитель с 870) Александр (брат Льва VI) (912–913, соправитель с 879)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако VI Вселенский Собор, созванный в 680–681 годах, при императоре Константине Погонате ( 654–685 ), осудил монофелитство, издав следующее вероопределение: «Проповедуем также, по учению святых отцов, что в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно. И два естественные хотения не противоположенные одно другому, как говорили нечестивые еретики, – да не будет! Но Его человеческое хотение не противоречит и не противоборствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению». Когда император поставил подпись под этим определением, епископы воскликнули: «Многие лета императору! Ты разъяснил совершенства двух природ Христа Бога! Ты разогнал всех еретиков!» Торжество Православия было вновь скреплено подписью императора. Иконоборческий спор Последний великий спор эпохи Вселенских Соборов относится к VIII–IX векам, когда Византия из могущественной империи превратилась в небольшое государство, теснимое с разных сторон арабами и варварами. Предметом спора было почитание икон, против которого выступил император Лев Исавр (716–741). В 726 и 730 годах им были изданы эдикты, запрещающие иконопочитание. Папа Римский Григорий II (715–731) и патриарх Константинопольский Герман (715–730) отказались подчиниться императорской воле. В 727 году папа созвал в Риме Собор, подтвердивший иконопочитание. Патриарх же за отказ подписаться под эдиктом был смещен, низложен и сослан. На его место избран патриарх-иконоборец Анастасий (730–753). Наиболее агрессивная фаза иконоборчества приходится на время правления Константина Копронима (741–770), который вошел в историю как жестокий гонитель иконопочитателей. В 754 году император созвал в Константинополе Собор, на котором 338 епископов подписались под иконоборческим вероопределением. После Собора гонения с особой силой обрушились на монашество, которое, в отличие от епископата, твердо стояло за иконопочитание: многие монахи стали исповедниками и мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 716 г. он предпринял своё первое путешествие во Фрисландию, где уже с конца VII в. действовали англосаксонские миссионеры, в том числе святой Виллиброрд. Однако этот первый опыт миссионерства потерпел неудачу. Фризский герцог Радбод, который только что отвоевал у франкского майордома Карла Мартелла (714–741) юго-западную часть страны, хотя и не стал препятствовать англосаксонскому миссионеру, но сам остался равнодушен к проповеди христианства и не оказал поддержки его миссии. Натолкнувшись на сильное сопротивление местного населения, Винфрид со своими спутниками осенью 716 г. вернулся в Англию. В конце 717 г. в родном монастыре Винфрида Нурслинге умер аббат Винберт, и его преемником избрали Винфрида. Однако его уже всецело охватила идея христианской миссии на материке, поэтому настоятелем монастыря он оставался недолго. Вскоре — осенью 718 г., заручившись рекомендательным письмом Винчестерского епископа Даниила, Винфрид навсегда покинул свою родину. Вместе с группой собратьев он отправился в Рим, чтобы получить благословение Римского первосвященника на проповедь христианства в германских землях. С тех пор принцип непрерывной связи с Римской Церковью стал руководствующим во всей его дальнейшей деятельности. Святой Бонифаций: миссионер и проповедник Винфрид прибыл в Рим в конце 718 г. и был принят папой Григорием II, который 15 мая 719 г. выдал ему грамоту, где впервые аббат Винфрид назван Бонифацием (Вонифатием) — тем именем, с которым он и вошёл в историю. В этом документе подтверждались его полномочия как миссионера, хотя и не было указано конкретное поле деятельности; лишь в самых общих чертах его задача определялась как проповедь христианской веры. В грамоте содержалось требование придерживаться при крещении римского обряда и по возможности сообщать о возникающих трудностях папе. Летом 719 г. он отправился в Тюрингию, которая считалась в Риме христианской страной. Однако положение христианской Церкви там оказалось намного более сложным, чем предполагалось. Обращённые в христианство предшественником Бонифация, святым Килианом, государи, герцог Гоцберт и его сын Хетан II, были убиты, возможно, как раз из-за попыток распространить христианскую веру среди своих подданных, которые предались язычеству или смешивали христианство с идолопоклонством. Бонифаций пытался призывать людей жить в соответствии с предписаниями христианской религии, однако не добился желаемого успеха, хотя и смог обратить нескольких язычников. Он решил отправиться ко двору франкского майордома Карла Мартелла, чтобы просить его о помощи, но по пути узнал о смерти фризского вождя Радбода и направился во Фрисландию. Здесь он провёл три года, энергично помогая престарелому епископу Утрехта святому Виллиброрду. Фрисландия была для Бонифация своего рода землёй обетованной, именно туда стремилась его душа на протяжении всей жизни, именно там он и окончил мученически свой земной путь.

http://pravmir.ru/svyatoy-bonifatsiy-apo...

Тело святого Андрея было ввергнуто в пропасть с трупами злодеев и лежало там более 12 недель. По повелению Божию, туда стали приходить от различных стран одержимые нечистыми духами: они вынули из пропасти и от трупов тело святого Андрея и положили его на священном месте, и тотчас же, как достойную мзду за сие, получили исцеление. Молитвами святого, при гробе его, многие болящие получали исцеления, ибо святой Андрей имеет дерзновение у Бога и молится за всех нас, предстоя вместе со святыми престолу Господню во веки. Аминь. Тропарь, глас 4: Постнически предподвизався на горе 6738 , умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне. Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси, убив Копронима мечом веры; и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче Андрее приснопамятне. Кондак, глас 8: Мужества тезоименитому 6739 благодарение, паки благочестия тайноглагольнику похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне, но паки имея дерзновение ко Господу, от всяких лютых ны спаси, да поем: радуйся отче приснопамятне. 6735 Название Константина Копронимом происходит от греч. слова «копрос» – навоз, нечистоты. 6736 Продолжительное царствование императора Константина Копронима (741–775 г) было временем, когда иконоборство достигло своего высшего развития и силы в Греческой церкви. Сам император Константин Копроним был ревностнейшим иконоборцем. Пример его отца, Льва Исаврянина (716–741 г.), и воспитание в строгих иконоборческих началах сделали его неумолимым врагом иконопочитания. Ревностные иконопочитатели должны были бежать за границу, – в особенности в Рим, – или скрываться в местах уединенных. Самыми смелыми, решительными и мужественными противниками мер и распоряжений императора были иноки, явившие себя неустрашимыми ревнителями православия. Ревность иноков оказывала в то время сильное влияние на умы христианского общества. До чего доходила жестокость в преследовании иноков, это видно из тех казней, каким подвергали их. Так случалось, по словам церковного историка того времени – Никифора, что инокам разбивали головы на тех самых иконах, на защиту коих они выступали. И из мирских людей более мужественные в исповедании православия, также немало претерпели гонений в царствование Копронима. Вообще гонение на православных при Копрониме было так сильно, что оно напоминало собою жесточайшее из гонений языческих императоров на христиан – Диоклетианово.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так как рассказ о Новгородцах читается не в самом житии, а в чудесах, которые могли быть приписаны после, то с вопросом о происхождении его самого не решается вопрос о происхождении нашего рассказа. Но необходимо думать, что и он происхождения греческого, а не русского, и именно – что вместе со всеми другими чудесами, находящимися в житии (числом 4), принадлежит самому автору этого последнего, ибо в заключение чудес сказано: «си же изрядная чудеса сотвори Бог преподобным своим... сице же бысть житие преподобного Стефана» 115 . Трудно определить с точностью время жизни св. Стефана, ибо житие отличается хронологическими несообразностями. Пятнадцати лет он пришёл в Константинополь, в правление императора Феодосия Адрамиттина (Андраминдина), следовательно – в 716 или начале 717 года, потому что Феодосий Адрамиттин, царствовавший один год и несколько месяцев, оставил престол до 25 Марта 717 года (когда занял его Лев Исавр). После неизвестного количества лет учения в Константинополе, после 15-летнего пребывания в нём при патриархе Германе и после 30-летнего пребывания в монастыре в затворе, он мог быть поставлен в архиепископы около 760 года. А между тем, по житию, он будто бы был поставлен помянутым выше патриархом Германом, который с 715 года был на кафедре в продолжение 15 лет и низведён с неё в 730 году. И будто бы страдал за иконы, пробыв в сане архиепископа неизвестно, сколько, более пяти лет, при Льве Исавре и освобождён сыном его Константином Копронимом. Тогда как первый из этих двоих умер, а второй вступил на престол в 741 году. Представляется вероятнейшим думать, что, действительно быв поставлен около 760 года, св. Стефан страдал за иконы не при Льве Исавре, а при самом Константине Копрониме (741–775), и что он есть один и тот же со Стефаном епископом Сугдайским, который присутствовал на седьмом Вселенском соборе 116 , а также может быть и со Стефаном, учеником Константинопольского Стефана Нового, который был сослан Копронином в Сугдаю 117 . Так как в 787 году, когда был седьмой собор, он должен был иметь возраст глубокой старости, то и смерть его после этого времени должна быть относима к 790–795 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Собор преподобных Оптинских старцев был местно прославлен в Оптиной пустыни в 1996 году, а в 2000 году в Москве на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилось их общецерковное прославление. Нетленные мощи старцев обретены, кроме мощей преподобноисповедника Никона и преподобномученика Исаакия, и находятся в Оптиной пустыни. В Неделю ближайшую к 11-му октября Память святых отцев Седьмого Вселенского Собора Память святых отцев Седьмого Вселенского Собора . Почитание святых икон в Православной Церкви – догмат, утвержденный Богоносными отцами Седьмого Вселенского Собора. Истинность его освящена Церковным преданием и самоотверженными подвигами святых, пострадавших от иконоборцев. В восточной части Римской империи первым иконоборцем был император Лев Исавр (716–741). В 727 году он обнародовал указ о запрещении иконопочитания. Девяностолетний старец, святой Константинопольский Патриарх Герман (715–730; память 12 мая) в беседе с императором горячо защищал православное чествование икон, указывая на семь прошедших веков, в которые иконопочитание не прекращалось, ссылаясь на Нерукотворенный образ Господа, посланный Им Самим Авгарю, на иконы Божией Матери, написанные святым Евангелистом Лукой. «Изображение Христа Спасителя, – говорил святитель, – представляет нам тот вид, в каком Он являлся во плоти. Кто наносит бесчестие образу, тот бесчестит и Изображенного на нем. Я готов положить душу свою за святые и честные иконы». Вскоре император начал гонение не только на иконы, но и на иконопочитателей. Исповедники Православия не находили пощады: их изгоняли, лишали имущества, предавали пыткам, морили голодом, влачили по улицам, били. В то время множество православных клириков и мирян приняло мученические венцы. Папа Григорий, пытаясь императора-гонителя, обратился к нему с посланием, в котором говорилось: «В бытность Христа в Иерусалиме Авгарь, князь и владыка Едесский, услышав о чудесах Христа, написал к Нему послание, и Христос послал ему собственноручный ответ и святое славное изображение лица Своего. Пошли же за этим Нерукотворенным образом и посмотри. Туда стекаются ближайшую во множестве народы Востока и приносят молитвы... Иконы пробуждают и возносят наш ленивый, неискусный и грубый ум в Горний мир, предметам которого мы не можем давать имен, названий и образов. Мы почитаем иконы не как богов, – да не будет! – мы не на них возлагаем надежды. Если пред нами находится икона Господа, мыговорим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги нам и спаси нас!» А если пред нами икона Святой Его Матери, то мы говорим: «Святая Богородице, Мати Господа, будь (нашей) Заступницей пред Сыном Твоим, Истинным Богом нашим, во спасение душ наших!» Если же икона мученика, то говорим: «Святой мученик, изливпшй кровь твою за Христа и имеющий пред Богом дерзновение, будь нашим заступником!» Вот куда мы воссылаем молитвы при посредстве икон».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

712.  Иоанн Златоуст. Бес. 22, О гневе. 713.  Иероним. На Иону гл. 3. 714. Cod. Thedos. IX, 35, 4–5. 715.  Амвросий. De obitu Valentin. Bingham, Orig. XII, I, 12. 716. Cod. Thedos. IX, 35, 7. 717. Паломн., приписываемое Сильвии, § 29. 718. Паломн. § 30. Иоанн Златоуст. на Быт бес. 36. 719. Апостольские Постановления V, 18; выдержка приведена на стр. 122. 720.  Епифаний Кипрский. Изл. веры 22. Ср. Против ерес. XXIX, 5, где постящиеся во всю неделю названы περτιθμενοι. 721. Ныне 10-я половина Евангелия в нею Ваий. 722. Паломн. § 29. 723. См. выше стр. 143–144. 724. Паломн. § 30. 725. Паломн. § 31. 726. До открытия Паломничества литургисты спорили о месте и времени происхождения последнего обычая: Binterim приписывал введение его эдесскому еп. Петру (397 г.), Martene относил к VIII–IX b. ( Kellner, Heortologie, 42). 727. Паломн. § 32. 728. Паломн. § 33–34. 729. Лаод Соб. Пр. 56. 730. См. ниже о нем «Месяцесловы IV–V вв.». 731. У Avtus, еп. Виенского († 518 г.) ( MignePatrol. s. I. t. 59, col. 302. 309. 321–326), у Eligius, еп. Нойонского († 640–659), hom. X, у Григория Турского (VI b.), История франков VIII, 43. 732.  Августин. Пис. 54 (118) к Иан. гл 4, 7. 733. См. выше, стр. 133. 734. См. выше, стр. 139. 735. Паломн. § 35–36. 736. Лаодик Соб. Пр. 46. 737.  Bingham, Orig. XXI, 235. 738.  Августин. Исповедь VIII, 5. 739.  Амвросий. Пис. 23, § 12. ( Migne Patrol. s. I. t. 16. col. 1030). 740. Апостольские Постановления V, 18. См. выше, стр. 122. 741.  Innocent. Ep. ad. Decentium Eug. 25, c.2. 742. Паломн. § 37. 743. Апостольские Постановления V, 18. 744. См. выше, стр. 124. 745. Паломн. § 38. 746. См. выше, стр. 256. 747.  Евсевий, Жизнь Констант. III, 5; «появилось также и другая (кроме арианства) сильнейшая болезнь — спор о Пасхе». 748.  Сократ. Церк. ист. I, 8. 749.  Созомен. Церк. ист. I, 18: «не менее (чем об арианстве) прискорбно было ему (Константину Великому.) слышать, что некоторые совершают праздник Пасхи не вместе со всеми». 750.  Сократ. Церк. ист. I, 9. 751.  Евсевий, Жизнь ц. Конст. III, 18–19. Сократ. Церк. ист. I, 9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

276 Такое именование в большинстве случаев еще не носит характер обя­зательного и регламентированного обращения вроде «Ваше Величество», «Ваше Превосходительство» или «Ваше Преосвященство». 278 В этом месте Винфрид использовал несколько греческих слов, иска­женных рукописной традицией и не поддающихся точному истолкованию. В переводе передается только общий смысл фразы. 281 Послание заключается стихотворением, в котором повторяется призыв отрешиться от земного и предаться изучению Божественной премудрости, приводящей на небеса. 282 Эадбурга (Эадбург; † около 751 года) – аббатиса монастыря Пресвятой Богородицы Марии (Beata Dei Genetrix Maria) на острове Танет (в Средние века еще бывшим действительно островом) в Кенте. 284 Монастырь в местности Вендок, основанный Мильбургой, расположен к юго-востоку от города Шрусбери (Шропшир). 286 Кеолред умер в 716 году, и автор письма специально указывает, что выносящее приговор королю видение относилось еще ко времени его жизни. Тридцать лет спустя Бонифаций будет вспоминать Кеолреда как развратного правителя, враждебного законам Церкви, и описывать его плачевную кон­чину, последовавшую за сумасшествием, овладевшим им прямо во время пира. По словам Бонифация, Кеолред посреди пира был охвачен злым духом и начал беседовать с демонами и хулить священнослужителей (письмо 73). О возможных корнях этой враждебной Кеолреду тенденции см.: David Peter Kirby. The Earliest English Kings. London – New York, 2000. P. 109. 287 Заключительное пожелание написано стихами, сохранившимися частично: текст обрывается, последние слова не дают ясного смысла. 288 Имеется в виду официальное письменное исповедание веры, представ­ленное Бонифацием Святому престолу. 291 Это и предыдущее требования совпадают с требованиями Liber diumus Romanorum Pontificum, сборника документов папской канцелярии ве­ков. Под африканцами подразумеваются жители бывших римских провин­ций Северной Африки, бежавшие оттуда от арабского завоевания. 295 Карл Мартелл, майордом франков (717–741). Письмо папы Григория II к Карлу, о котором идет здесь речь, не сохранилось. В декабре 722 года Григо­рий II обратился к Карлу Мартеллу с просьбой оказать Бонифацию покровительство (письмо 20 по Танглю). В письме 723 года 22 по Танглю) Карл Мартелл сообщает о том, что берет Бонифация под свое покровительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

246 Герцог Гедено (Hedeno) известен благодаря основанным им в 704 и 716 го­дах монастырям. Теобальд известен только благодаря утраченной надписи IX века из церкви Нилькхаймерского двора (юго-западнее Ашаффенбурга). 248 Помимо этой обители, тогда же были основаны и упоминающиеся ниже монастыри Аменебург и Фрицлар, настоятель которых Вигберт воз­главлял также несколько лет и монастырь Ордруф, расположенный к югу от Готы (см.: Vita Wigberti abbatis Friteslariensis auctore Lupo I Ed. O. Holder-Egger//Monuments Germaniae Historica. Scriptorum. T. XV. P. 1. Hanovre – Hahn, 1887. S. 40). 249 Приветственное послание Бонифация избранному 18 мая 731 года папе Григорию III не сохранилось. 250 Сохранилось послание папы Григория III Бонифацию, сообщавшее о награждении его паллиумом. См. письмо 28, с. 216 настоящего издания. 251 Хугберт был поставлен Карлом Мартеллем вместо его дяди Гримоальда в 725 году герцогом Баварским. Его преемником был герцог Одило (736–748). 254 Четвертый, не упомянутый здесь Вивило, епископ Пассау, был рукопо­ложен ранее самим папой Григорием III. 256 См.: Consilium Germanicum. Сар. За I Bonifatii Epistulae. Willibaldi Vita Bonifatii. (Briefe des Bonifatius. Willibalds Leben des Bonofatius). S. 382. 257 Cm.: Consilium Suissionense. Cap. 3, 8/Bonifatii Epistulae. Willibaldi Vita Bonifatii. (Briefe des Bonifatius. Willibalds Leben des Bonofatius). S. 386. 258 Имеются в виду Consilium Germanicum (742), а также Собор в Ле-Эстине (Estinnes), акты которого сохранились, а также Соборы 746 и 747 годов, на которые Бонифаций ссылается в своих письмах (ср. письма 61, 78, с. 243,254 настоящего издания). 260 Впервые обозначение legatus Germanicus встречается в 738 году (пись­мо 46). Папа Захария в 744 году расширил эти полномочия и на западную половину Франкской империи. 261 Имеются в виду Бюрабургская и Эрфуртская епархии, образованные в 741 году вместе с Вюрцбургской епархией и вскоре вошедшие в состав последней (см. письма 50,51, с. 230,235 настоящего издания, и 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010