Всемирный суд, воскресение мертвых, рай и ад изображаются грубыми красками. Главной добродетелью, по учению Могомета, служит послушание и преданность Богу (ислам). Всех неверующих в Бога и Могомета должно ненавидеть и истреблять, и кто падет в войне с неверными, непременно получит рай. Затем все обязанности верующих ограничиваются одними внешними делами благочестия безо всякого отношения к внутренним расположениям духа. К ним принадлежат: 1) ежедневная пятикратная молитва; 2) пост; 3) милостыня; 4) путешествие в Мекку хотя бы один раз в жизни; 5) частые омовения; 6) участие в священной войне с неверующими; 7) воздержание от вина; 8) празднование пятницы вместо иудейской субботы и христианского воскресения, но без оставления ежедневной работы. Сословия священнического Могометом не установлено. Он и его первые преемники сами вначале читали в мечетях молитвы и произносили поучения, но потом передали это другим. Тогда явились шейхи (проповедники), хатибы (чтецы Корана), имамы (читавшие молитвы), муэдзины, сзывавшие к богослужению. Самое богослужение бедно обрядами. Никакие изображения в мечетях не допускаются. Весь месяц Рамадан посвящается посту, который, впрочем, соблюдается лишь от восхода до заката солнечного, и, под конец, в празднике Бейрама, заключается пиршеством. Могомет подчинил своему учению и своей власти арабов, а его преемники покорили Сирию, Палестину, Египет, всю северную Африку и Испанию. Три патриархата восточные: антиохийский, иерусалимский и александрийский подпали власти могометан. История 7-ю вселенского Собора Византийский император Лев Исаврянин (716–741), отразив победоносно нападение Сарацин на Константинополь (718), чтобы на последующее время оградить свой столицу от подобных нападений, замыслил обратить Аравитян к христианству. Одним из важных препятствий к желаемому обращению представлялось отвращение мусульман к иконопочитанию. Это было поводом для Льва Исаврянина к изданию указа, которым запрещалось почитание св. икон и даже употребление их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

    Геннадий, патриарх цареградский, и Киприан, еп. карфагенский, писатели. О Геннадий см. Филарета учение об отцах § 228, о Киприане § 57—60. В Деяния св. (Sepm IV, 191—348) обширное исследование о св. Киприане. Сентябрь     Начало индикта. «Неизвестно, говорит Петавий (de doctrina temporum. lib. XI. с. 41), с какого времени начался индикт с 1 сентября и началось ли прежде счисление с VIII календ октября (т. е. с 24 сентября)... Тройственный обыкновенно различается индикт: константинопольский с 1 сентября, цесарский с VIII календ октября (24 сент.), первосвященнический или римский с 1 января. Второй из них называют Константиновым, но в век ли Константина начался индикт с 24 сентября, для нас нет еще достаточных доказательских. Начало слова: индикт, также не известно; известно только, что индикта суть не что иное, как подати, коих мера (канон) ежегодно показывалась». Установление индикта приписывают Августу.     Миасинская икона Божией Матери. Из жития св. Акакия видно, что в 18 поприщах или стадиях от Мелитины армянской была прекрасная равнина, называемая Миасини (Μιασινοι), по которой протекала река Азур, наполнявшая местность озерами; на одном из таких прекрасных мест св. Акакий, разрушив идольские капища, создал церковь и обитель во Имя Богоматери в 5 веке в здесь совершались многие чудеса силою Богоматери. В царствование первого царя иконоборца Льва Исавра (716—741) св. икона Божией Матери, по страху от иконооборцев, повержена была в озеро, но в царствование благоверного Михаила (842—867) и матери его Феодоры она сама явилась из глубины озера совершенно неврежденною и обретена 1 сентября. Это событие праздновалось даже в Константинополе в халкиритийском храме Богоматери (недалеко от Софии). Время обретения иконы в рукописных и печатных славянских святцах XVII в. означено годом 6364 во дни царя Михаила и Феодоры. Так как в исторической летописи печатных святцев XVII в. от С. М. до X. Р. чаще считается 5500, чем 5508 лет; то здесь должно разуметь 864, а не 856 год от Р. X. Феодора царица в сие время (с 855 по 867 г.) вела частную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Феофиле иконоборце и в 842 г. возвращен на престол Феодорою. (См. примеч. славян. четий минеи). Ассемаци (Calend. univ. eccl. Т. VI. 239) находит неудобосовместимым для старшего Георгия по времени страдания за св. иконы и при Льве Исавре (716—741) и спустя почти 80 лет при Льве Армянине (813—820) и полагает, что празднуемый 16 мая Георгий одно лице с сим. Никодим в синаксаристе (16 мая) также считает обоих за одно лице. Но месяцеслов Василия и Ле-Кьен (Ог. свг. I, 955) признают двух Георгиев. Что касается до продолжительности жизни первого Георгия, то жизнь в 110 или 120 лет нельзя считать невозможною. Болландисты полагают, что он при Льве Исавре пострадал не в епископском сане. Вершинский, недостаточно вникнув в текст Болландистов, кончину его относит к 816 году, но Болландисты полагают, что он мог жить и далее сего года. Месяцеслов Василия первому Георгию приписывает происхождение от знатных, богатых и благочестивых родителей и обоим милосердие и предсказание смерти, но первому чрез явление звезды, а второму чрез откровение ему, обоим приписывает чудеса, во второму чудеса и от св. мощей его. У Бандиния (р. 425) 1. февр. показано сказание о братьях в Митилене Давиде, Георгие митрополите острова Митилевы и Симеоне исповедниках и чудотворцах. Но содержание сего сказания неизвестно.     Муч. Каллиопий. В Деяниях св. (Apr. I. 659) тоже сказание, что и в слав. минее. По ходу суда над мучеником и частностям описания его Болландисты полагают, что описание страданий составлено на основании судебных записей. Апреля 7 в 304 году падает на пятницу. В прологе Феоклия не верно названа Феоклием.     Муч. диакон Руфин и дружина. В месяцеслове Василия (7 апр.) говорится, что в гонение Максимина диакон Руфин в оковах заключен был в темницу. Христианские матрона Акилина, заботившаяся о сем узнике и ему помогавшая, также заключена в темнице. Тот и другая были мучимы и, сотворив чудеса, обратили во Христу 200 воинов и все усчены мечем. 8     Св. муч. Павсилип. По месяцеслову Василия св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Обилие расхождений в хронологии Жития свидетельствует о его зап. происхождении и о том, что оно было создано значительно позже описываемых событий, в тот период, когда в Италии сведения о визант. истории VI и VII вв. уже не были актуальны и о них остались лишь смутные воспоминания. В вост. Церквах Г. почитается как святой с IX в., день памяти - 23 или 24 нояб., в зап.- отмечен с XVI в., когда его память под 23 нояб. была помещена в Римский Мартиролог. Сохранился арм. перевод Жития (Le Synaxaire Arménien de Ter Israël/Ed. G. Bayan//PO. 1922. Т. 16. P. 85-106). В древнеслав. кормчей XIV титулов Г., еп. Акрагантский, назван автором «Собрания 93 глав», представляющего собой дополненное «Собрание 87 глав» Иоанна III Схоластика. Сборник создан на основе новелл имп. Юстиниана I, касающихся церковных вопросов ( Бенешевич В. Н. Древнеслав. кормчая XIV титулов, без толкований. СПб., 1906. Т. 1. С. 739-837). Соч.: Comment. in Ecclesiasten, lib. I-X//PG. 98. Col. 741-1182. Ист.: BHG, N 707-708f; SynCP. Col. 249, 251-253; PG. 98. Col. 549-716 [Житие Леонтия]; Leontios Presbyteros von Rom. Das Leben des hl. Gregorios von Agrigent/Krit. ausg. übers. und komment. v. A. Berger. B., 1995 [Житие Леонтия с нем. пер.]; A Translation of Abbot Leontios " Life of St. Gregory, Bishop of Agrigento/Transl. R. C. Martyn. Lewiston; N. Y., 2004. (Texts and Studies in Religion; 105); PG. 116. Col. 189-269 [Житие Никиты Пафлагона в собр. Симеона Метафраста]; MartRom. P. 541; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 169-171; ЖСв. Нояб. С. 626-656. Лит.: Lanceae J. ( Lanza G. ) Dissertatio de aetate B. Gregorii Agrigentini//PG. 98. Col. 1181-1228r; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 480-481; Χριστοφιλπουλος Α. Π. Πτε ζησεν Γρηγριος Ακραγντος // ΕΕΒΣ . 1949. Τ. 19. Σ. 158-161; Croce G. M. Per la cronologia della Vita di S. Gregorio Agrigentino//BollGrott. 1950. T. 4. P. 189-207; 1951. T. 5. P. 77-91; Stramondo G. Gregorio d " Agrigento. Catania, 1952; Beck. Kirche und theol. Literatur. P. 467-468; ODB. Vol. 2. P. 879-880; Παπαδπουλος Σ. Γ. Γρηγριος Ακραγαντνος//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 827-828; Aubert R. Grégoir, évêque d " Agrigente//DHGE. T. 21. Col. 1464-1467; Amore A. Gregorio, vescovo di Agrigento//BiblSS. Vol. 7. Col. 169-173; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 101.

http://pravenc.ru/text/166517.html

Под Божественными силами здесь надо разуметь ангелов. Время кончины святого мученика Антония не известно. Память святых мучеников Иулиана, Маркиана и прочих, пострадавших с ними за иконы Лев III Исаврянин — император 716–741 гг. Св. Герман — патриарх Константинопольский 715–730 гг. Патриарх с 730 г. по 754 г. Из актов сих мучеников помещенных в Деяниях святых видно: 1) что главное участие в убиении воина, пытавшегося, по воле царя, низвергнуть икону Спасителя с Медных врат, принимала Мария Патрикия из знатного рода; 2) первым помощником Марии в низвержении воина был протоспафарий св. Григорий, и он пострадал мученически за свой подвиг; 3) это событие случилось 19 января; 4) мученика Фоку большая часть памятников называет Фотием. — По кончине своей, 9 августа 730 г., мученики были зарыты в местности Константинополя «Пелагиевы», близ храма св. мч. Феодора. Святые мощи их найдены нетленными, пролежав в земле 139 лет. Обретение их мощей было при патриархе Игнатии, вследствие троекратного откровения, бывшего ему во время сна. Страдание святых мучеников Лаврентия архидиакона, Сикста папы и прочих с ними Имя Сикста, по другим Ксиста, производят от ксистос — выглаженный, выполированный, или ксистон — копье; другие производят от латинского sisto — твердо стоящий, твердо поставленный. Декий — император 249–251 гг. Рим — столица римской империи, расположен в средней Италии. Память его 2 августа. Память их 30 июля. Обязанности архидиакона состояли в описываемое время не только в служении церковном, но и в заведовании имуществом церковным, в пособии бедным, в устроении бесприютных. В 258 году. Самое древнейшее свидетельство о мученической кончине св. Сикста и о почитании его, как мученика, находится у св. Киприана в письме к Сукцессу (80-е или 82-е); св. Киприан пострадал через пять с половиной недель после Сикста (14 сентября). Св. Сикст был епископом римским 11 месяцев с лишком или неполный год. Мощи св. папы Сикста II находятся в церкви его имени в Риме; мощи мучеников Фелициссима и Агапита — в Риме же, в церкви Богоматери Милостивой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

1-6, 8, 10, 11); «Историческая записка о Новгородском ДУ» М. П. Пятницкого (1909. 41-43, 48, 50/52; 1910. 4, 6, 7, 9). Из статей по местной агиографии примечательны: «Святые Новгородского края и вопрос о церковно-народном их почитании в современной исторической литературе» архим. Никодима (Кононова; впосл. епископ, сщмч.) (1903. 18. С. 1072-1078; 19. С. 1124-1134; 23. С. 1396-1402; 1904. 1. С. 29-32); «Сказание вкратце о жизни прп. старца Евфросина [Синозерского]» свящ. Григория Яковцевского (1901. 1. С. 49-62; 2. С. 123-131; 3. С. 173-186); «Прп. Арсений, Христа ради юродивый, Новгородский чудотворец» (1902. 14/15. С. 867-874; 17. С. 974-981) и «Прп. Александр Ошевенский» (1903. 15. С. 870-877; 17. С. 1006-1017) свящ. Александра Ваучского; «Новгородские подвижники периода домонгольского (1-я ч. Новгородского патерика): Первый святитель Новгородский св. Иоаким Корсунянин» В. А. Пылаева (1914. 19. С. 618-624; 20. С. 651-654; 21. С. 685-690; 22. С. 716-720; 23. С. 744-749; 26/27. С. 869-876). В 1896-1899 гг. были опубликованы житийные материалы о Новгородских святителях Нифонте (1896. 12. С. 741-750), Иоанне (1896. 13. С. 800-810), Феоктисте (1896. 15. С. 928-936), Моисее (1896. 17. С. 1035-1042), Евфимии (1897. 8. С. 501-515), Ионе и Серапионе (1897. 10. С. 618-623), о преподобных Антонии Римлянине (1897. 12. С. 725-737; 13. С. 792-803; 14. С. 858-867; 15. С. 940-951; 16. С. 1033-1046), о Варлааме Хутынском (1897. 19. С. 1230-1234; 21. С. 1365-1370; 23. С. 1493-1497; 24. С. 1561-1570; 1898. 3. С. 173-181; 5. С. 275-282; 10. С. 573-589), о Кирилле Белозерском (1898. 15. С. 942-950; 16. С. 1021-1034), о Ферапонте Белозерском (1898. 19. С. 1242-1243), об Иакове Боровицком (1898. 19. С. 1244-1245), о Михаиле Клопском (1898. 21. С. 1395-1404; 24. С. 1641-1654), о Ксенофонте Робейском (1899. 5. С. 304-315), о Савве Вишерском (1899. 7. С. 449-460), о Кирилле Новоезерском (1899. 18. С. 1109-1112), об Арсении Новгородском (1899. 20. С. 1278-1279) и Антонии Леохновском (1899. 21.

http://pravenc.ru/text/2577777.html

После смерти отца Иоанн сделался наследником его состояния и вскоре стал одним из ближайших советников халифа. Среди государственных занятий Иоанн находил время для написания ряда догматических и догматико-полемических творений. Он вступил в борьбу за православие с монофизитами и написал против них пространное обличение от лица Дамаскского архиепископа Петра. Вероятно, там же, в Дамаске, было написано Св. Иоанном и краткое сочинение «О правом образе мышления», в котором он излагает основы православного христианского вероучения. Между тем в 726 г. явился новый враг Церкви – иконоборчество, вдохновляемое и поддерживаемое византийским императором Львом III Исавром (716–741 гг.). Новая ересь быстро распространилась по всей Византии и за ее пределами, и скоро ревнители чистоты православного учения выступили в защиту истины. Среди них первым был св. Иоанн Дамаскин , который видел в иконоборчестве лжеучение, противное самой сущности христианства. Сразу после появления указа Льва Исавра, в котором тот запрещал почитание святых икон (726 г.), Дамаскин написал свое первое вдохновенное слово «Против отвергающих святые иконы» и послал его в Константинополь: «Нам, всегда чувствующим свое недостоинство, прилично было бы молчать и исповедовать Богу грехи свои. Но так как... я вижу, что Церковь ... волнуется и смущается под безудержным натиском лукавых духов..., я решил говорить, высоту царей не полагая выше истины... Даже более побуждало меня говорить то, что слово царя способно к обольщению подданных. Итак, прежде всего положивши соблюдение церковного законоположения, через которое происходит спасение, как некоторое начало или основание рассуждения, я открыл поле для слова и выпустил его...» 3 . Второе и третье Слова были написаны Дамаскиным после 730 г., когда император указом не только запретил писать и поклоняться иконам, но и велел истреблять их как в храмах, так и в частных домах. Послания Иоанна с жаждой читали в Константинополе и в других местах: «немощные были поддержаны ими в православии, а сильные укреплялись в силе» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   Наконец, в третий раз Константинополь сохранен был заступлением Одигитрии при Льве Исавре (716—741) от сарацин. В царствование Льва Исаврянина сарацины окружили Константинополь на 1800 судах в надежде расхитить его. Жители города, взяв всечестное древо Креста Господа и Спасителя и св. икону " Одигитрии», совершили по стенам города крестный ход со слезами умилостивляя Господа. Флот сарацинов почти весь погиб от чрезвычайной бури в Эгейском море, и едва десять кораблей остались целы; трупы врагов грудами покрывали острова, берега и входы к пристаням.    Примечание. Хотя Синаксарь на субботу пятой седмицы Четыредесятницы упоминает об избавлении Константинополя по предстательству Богоматери только троекратном, но история свидетельствует и о четвертом. Асколъд и Дир, вооружив 200 судов, открыли себе путь в 866 году в Черное море, опустошили огнем и мечом берега и осадили Константинополь с моря. Император Михаил 3, царствовавший тогда в Константинополе, был в отсутствии, воюя на берегах Черной реки с агарянами. Узнав от епарха или наместника цареградского о новом неприятеле, поспешил он в столицу; с великой опасностью пробрался сквозь суда и, не смев отразить их силой, ожидал спасения от Божией помощи, которую Господь и подал. По сказанию византийских летописцев, народ обратился с мольбами к Богоматери в славном храме ее Влахернском. Патриарх Фотий с торжеством вынес ризу Богоматери на берег и погрузил в тихое и спокойное море. Вдруг поднялась буря; рассеяла и истребила флот неприятельский, и только слабые остатки его возвратились в Киев. Нестор, согласно с византийскими историками, описывает этот случай. Язычники российские, устрашенные небесным гневом, немедленно отправили послов в Константинополь и требовали св. Крещения. Грамота патриарха Фотия, писанная в исходе 866 года к восточным епископам, служит достоверным подтверждением этого известия. " Россы, — говорит он, — известные жестокостью, победители народов соседственных, и в гордости своей дерзнувшие воевать с империей Римскою, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

    Именем Симеона дивногорца ( 596 г.) надписывается стихира на землетрясение 26 окт., но оно было при Льве Исавре (716—741), след. надпись не верна. Предполагают, что он прежде составил сие песнопение на подобный случай. Это возможно, ибо Антиохияне раз подвергалась землетрясениям. Ему приписываются стихиры великомуч. Димитрию 26 окт., ныне замененные другими в печатных минеях. Другие известные древнейшие писатели стихир суть: Феодор сикеот ( 622), Софроний, патриарх иерусалимский ( 644 г. по Р. Хр.), Георгий Сиракузский ( 669), далее Андрей иерусалимский ( 713), патриарх Герман ( 740). Может быть, есть в минеях стихиры и древнейшие — неизвестных нам писателей, так как многияиз стихир не имеют надписей; но так как многие стихиры носят имена писателей VIII-X веков, так как и прочие стихиры безымянные подобны им, так как в VIII-X веках все вообще песнопения слагались вновь и многие службы написаны святым позднейшим (VIII-X в.), или таким, коим в древности не было празднования, так как в рукописных минеях греческих над стихирами, не надписанными в печатных минеях, открываются более и более имена писателей VIII-X веков; то естественно заключать, что от V-VII веков в наших минеях сохранилась ничтожная доля сих песнопений. Достойна внимания статья или сочинение епископа Порфирия Успенского (Труды Киев. Академии 1878 г. Т. I и II). К стихирарным пиитам, кроме вышеупомянутых, он относит Иоанна Дамаскина VIII века, Илию патриарха Иерусалимского, современника 7 вселенского собора 787 г., современника обоих Косму Маюмского, Стефана Савваита VIII века, Сергия святоградца, иерусалимского инока и исповедника при Феофиле иконоборце (829—841); все это иерусалимские. В Антиохийск. патриархате приводит Симеона Дивногорца V в., в Константинопол. патриархате в Малой Азии, кроме Феодора Синеота, еще Феофана исповедника, митрополита никейского, ок. 847 г., Игнатия, митрополита никейского, ок. 860 г., Георгия, еп. никомидийского, Ефрема, епископа города Карии IX в., современника Фотия, Василия Пагуриота монаха и архиепископа кесарийского, современника Константина Багрянородного в половине X века, и других более поздних, в Фессалии Анатолия, архиепископа Солунского, конца VIII века и других позднейших, на острове Корфу Арсения, современника Фотия IX века, на о. Сицилии Георгия, епископа Сиракузского VII века, в Константинополе патриархов, кроме Анатолия и Германа, еще Тарасия VIII в., Мефодия и Фотия IX века, Касию или Икасию IX в. Некоторых же известных етихирарных пиитов, как Студитов Николая, Климента и Феостирикта, опускает, ибо нет стихир их в Ватопедских стихирарях; упоминает еще древних пиитов: Византия, Андрея Пирра, Вавилу, студита Киприана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

The Orthodox hierarchs and their opponents wrote down their confessions of faith on separate scrolls and sealed them with their seals. They opened the tomb of the holy Great Martyr Euphemia and placed both scrolls upon her relics. Then, in the presence of the emperor Marcian (450-457), the participants of the Council sealed the tomb, putting on it the imperial seal and setting a guard to watch over it for three days. During these days both sides imposed upon themselves strict fast and made intense prayer. After three days the patriarch and the emperor in the presence of the Council opened the tomb with its relics: the scroll with the Orthodox confession was held by St Euphemia in her right hand, and the scroll of the heretics lay at her feet. St Euphemia, as though alive, raised her hand and gave the scroll to the patriarch. After this miracle many of the hesitant accepted the Orthodox confession, while those remaining obstinant in the heresy were consigned to the Council’s condemnation and excommunication. After an invasion by the Persians during the seventh century, the relics of St Euphemia were transferred from Chalcedon to Constantinople, into a newly built church dedicated to her. Many years later, during the period of the Iconoclast heresy, the reliquary with the relics of the saint was cast into the sea by order of the Iconoclast emperor Leo the Isaurian (716-741). The reliquary was rescued from the sea by the ship-owning brothers Sergius and Sergonos, who gave it over to the local bishop. The holy bishop ordered that the relics be preserved in secret, beneath a crypt, since the Iconoclast heresy was continuing to rage. A small church was built over the relics, and over the reliquary was put a board with an inscription stating whose relics rested within. When the Iconoclast heresy was finally condemned at the holy Seventh Ecumenical Council (in the year 787), during the time of St Tarasius, Patriarch of Constantinople (784-806) and the emperor Constantine VI (780-797) and his mother St Irene (797-802), the relics of the holy Great Martyr Euphemia were once again solemnly transferred to Constantinople.

http://pravoslavie.ru/47746.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010