7773 Император Лев III Исаврянин царствовал в 716–741 гг. Исаврянином он назывался потому, что был родом из Исаврии, провинции, расположенной на юге Малой Азии. 7774 Лаодикия финикийская была расположена на самом берегу Средиземного моря, несколько южнее Антиохии Сирийской. 7775 Аравия – довольно большой полуостров на юге Азии, между Красным или Черным морем и Персидским заливом. Население Аравии – семетического происхождения и ведет преимущественно кочевой образ жизни. При этом Аравия делится на множество мелких княжеств, в главе которых стоят шейхи. Христианство в Аравию проникло очень рано (как можно заключать из Деян. 2:11 ; Гал. 1:17 ), и предание говорит, что там проповедовали Христианство Апостолы Варфоломей 7776 Титул патрициев принадлежали первоначально лишь детям сенаторов, которые назывались по-латыни раигез. Потом это название стало прилагаться ко всем лицам благородного римского происхождения. Но император Константин сделал титул патриция личным достоинством, которое даровалось высшим чиновниками, но не переходило по наследству. 7777 Спафарий – оруженосец, телохранитель царский. Впоследствии наименование спафарий сделалось одним лишь почетным титулом, даваемым лицам военным, – с которым не соединялись обязанности охранения царя. 7783 Разумеется Константинопольский патриарх Константин II, который управлял Византийскою Церковью с 754–766 г. 7784 Разумеется Константин VI Порфирородный, царствовавший с 780– 797 г. Царица Ирина, мать его и подруга Льва VI, ревностная защитница иконопочитания, в продолжение 10 лет управляла государотвом вместо сына и после него царствовала по 802 г. 7785 Арий, Несторий, Евтихий и Диоскор – были ересиархами. Арий учил о том, что Сын Божий есть тварное существо, не одинакового достоинства с Богом Отцом. Несторий учил о том, что Иисус Христос не есть истинный Бог, но человек, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией. Евтихий и Диоскор были представителями монофизитской ереси, учившей об одной природе божеской в Иисусе Христе, которая поглотила в нем человеческое естество. Первый эту мысль высказал Евтихий – архимандрит одного из Константинопольских монастырей. Диоскор же (бывший александрийским патриархом, с 444– 451), явился ревностным защитником этой мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кир занимал патриарший престол в Константинополе с 705 г. по 711 г.; ум. в 714 г. в изгнании. Бардин, византийский император (711–713 гг.). Копроним правил с 741 по 775 гг. Исавр правил с 716 по 741 гг. от греческого «копрос» — навоз, кал. в Царьграде называлось народное место, где обыкновенно устраивались различные зрелища. Герман умер в 740 г., 96-ти лет, погребен в монастыре Хоре, на северной стороне Царьграда. Св. Герман известен как церковный писатель: «писания его славятся по всей вселенной», свидетельствует о нем 7 вс. соб., внесший его в диптихи святых. Сочинение св. Германа разнообразны по своему составу. После него остались: объяснение наиболее трудных мест св. Писания, сочинение о праведном воздаянии за гробом; на 7 вс. соб. читались его три послания о почитании икон, осталось от него и «довольно много, — как говорит древний жизнеописатель св. Германа, — назидательных слов для благочестивых», — слова на Введение во храм Богоматери, на Ее Успение, на Благовещение, на Обновление храма и положение пояса Пресвятой Богородицы. Важно по богатству исторических сведений сочинение о ересях со времени Апостолов и о церковных соборах по царствовании Льва Иконоборца. Много оставил св. Герман произведений, относящихся к Богослужению; из них особенно важно изъяснение на литургию; другие сочинения этого рода представляют собою гимны, составленные патриархом на похвалу святым и прославление чудесных дел благодати. занимал патриарший престол с 730 по 753 гг. Память святого отца нашего Савина, епископа кипрского расположена была вдоль берегов Средиземного моря между Палестиной и древним Сирийским государством. Начало христианства в Финикии относят ко времени Апостолов. святого Епифания празднуется в этот же день. Кипр находится в Средиземном море близ берегов древней Финикии. Христианство было насаждено на нем святым Апостолом Павлом в первое его благовестническое путешествие. Саламин, где был епископом святой Епифаний, иначе назывался Констанцией Кипрской. Он расположен у самого моря на восточном берегу острова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Елевсипп, ученик великого подвижника преподобного Феодора Сикеота (память его 22 апреля), сопровождая всюду своего учителя, удостоился быть свидетелем самого чуда мироточения от Писидийской иконы Божией Матери, когда около 600 года св. Феодор, возвращаясь из Царьграда, заехал в Созополь нарочно с целью поклониться чудотворной Мироточивой иконе Богоматери. Войдя в храм Пресвятой Богородицы и простерши руки свои в молитве наподобие креста, св. Феодор устремил очи свои к чудотворной иконе, и елей чудесной силой исторгся из иконы Богоматери и оросил очи предстоящего здесь перед ней святого угодника Божия. Все бывшие там, увидев это знамение благодатной силы, воскликнули: «Воистину велик этот раб Божий». Свидетельство о Мироточивой Писидийской иконе Богоматери содержится также в посланиях св. Германа, патриарха Константинопольского (память его празднуется 12 мая). В начале гонения на святые иконы, бывшего при императоре Льве Исаврянине (716—741 гг.), Герман в послании к Фоме, епископу Клавдиопольскому, оправдывая почитание св. икон практикой церкви и указывая в подтверждение этого на изображение Спасителя, устроенное кровоточивой женщиной, на Эдесский нерукотворенный образ Спасителя и на изображение Богоматери, писанное евангелистом Лукой, замечает, что «чрез различные иконы Бог совершал чудеса, о которых многие жаждут многое рассказать; так, например, Он подавал исцеление болящим, что мы и сами испытали. Замечательнее же всего то, что никакого возражения и сомнения не встречается против того, что находящаяся в Писидийском Созополе икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира. Об этом чуде свидетельствуют многие». Это сообщение патриарха Германа было утверждено в своей истинности седьмым Вселенским собором, на котором оно и читалось. У нас в России есть древний список с Писидийской Мироточивой иконы, который с 1608 года находится в Московском Новоспасском монастыре под названием Писийской или Писидийской иконы. Эта икона была келейной у матери царя Михаила Феодоровича Романова (1613 — 1645 гг.) Ксении, принявшей в иночестве имя Марфы. Кроме Писидийской, существует еще другая Мироточивая икона Божией Матери, известная под именем Пименовской (сведения о ней см. под 6 июня).

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

Впоследствии возле этого храма возникла обитель, которая также получила название Миасинской. Главной святыней этой обители была находящаяся в ней чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Когда и кем написана она, об этом не сохранилось никаких известий. О дальнейшей судьбе и прославлении этой иконы предание сообщает, что когда на Востоке при императоре Льве Исаврянине (716—741 гг.) возникла иконоборческая ересь, то Миасинская икона Богоматери, по распоряжению гражданских иконоборческих властей, была брошена в озеро. Когда в царствование Михаила III (842—867 гг.) иконоборческая ересь прекратилась и было восстановлено истинное иконопочитание, то чудотворная Миасинская икона из глубины озера, где более ста лет пребывала, поднялась на поверхность и была взята отсюда верующими, которые нашли ее совершенно неповрежденной. Обретение иконы произошло 1 сентября 864 года, в воспоминание чего и установлен праздник «Собор Пресвятыя Богородицы в Миасинах», т. е. собрание верующих для поклонения чудотворной иконе Божией Матери. Александрийская икона Время явления этой иконы неизвестно, и вообще не сохранилось никаких исторических сведений о ней. По изображению на старинных гравюрах икона представляет из себя поясной образ Богоматери с Предвечным Богомладенцем, Которого Она поддерживает правой рукой. 2 сентября Калужская икона Чудотворная икона Калужской Божией Матери находится на месте явления своего, в селении Калужке Калужской губернии. Явилась она в 1748 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в имении боярина Василия Кондратьевича Хитрова, в с. Тинькове, в семи верстах от Калуги. Две дворовые девушки разбирали на чердаке барского дома старые вещи. Одна из них, по имени Евдокия, отличавшаяся дерзким и легкомысленным характером, вела себя при этом непристойно и говорила неприличные речи, не обращая никакого внимания на замечания своей подруги. Среди разного хлама последняя нашла сверток полотна. Развернув его, она увидела ясное, отчетливое изображение Женщины в темном одеянии, подобном монашескому, с благоговейным лицом читающей книгу. Служанка подумала, что на этом полотне изображена игуменья, и указала на это своей несдержанной подруге. Легкомысленная Евдокия дерзко плюнула на изображение и сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи». Но едва только она вымолвила это, как тотчас же была поражена невидимой силой: она упала без чувств, руки и ноги ее стали корчиться в страшных судорогах, на губах выступила пена, и она лишилась зрения и языка. Ее подруга доложила обо всем своему господину. По его приказанию бесчувственную Евдокию сняли с чердака, перенесли в комнату и положили под святыми иконами в ожидании ее смерти,

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

И вот, греческий император Лев Исавр (716–741 г.), будто в видах пресечения злоупотребления свящ. изображениями и для привлечения к христианству магометан и иудеев сделал распоряжение от 726 г. выше вешать иконы, а, когда это распоряжение оказалось безуспешным, воспретил совсем почитание икон, и эдиктом 730 г. предписал уничтожение их. Загорелась борьба, в которой погибла большая часть памятников иконографии, но которая решила дальнейшую борьбу последней, кровью исповедников запечатлев навсегда круг свящ. сюжетов и древне-церковные иконописные традиции. В 787 г. при императрице Ирине, по настоянию св. Тарасия, патриарха Константинопольского , созван был собор в Никее, VII Вселенский, на котором св. отцы поставили: «храним не нововводно все, писанием или без писания установленные, для нас церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию евангельской проповеди согласующее и служащее нам к уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе, яже бо едино другим указуются, несомненно, едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе богоглаголивому учению св. отец наших и преданию кафолическия церкви, со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего креста полагати во святых Божиих церквах, на свящ. сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путех, честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камней, и из другого, способного к тому, вещества устрояемыя, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашея святыя Богородицы, а также и честных ангелов, и всех святых, и преподобных мужей. Ибо честь, воздаваемая образу, к первообразному восходит, и, поклоняющийся иконе, покланяется существу изображенного на ней». Хотя иконоборчество опять появилось после VII Вселенского Собора при имп. Льве V (813–820 г.), который отверг определение этого собора и на соборе в Константинополе (815 г.) строго запретил иконы, но при императрице Феодоре окончательно было осуждено, и греческая церковь праздновала, и доныне празднует одержанную на соборе Константинопольском 842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

62 Повесть о пречестном и божественном храме Пресвятой Богородицы, именуемой Одигон//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 476. 67 «Святая икона Святой Богородицы, называемая Одигитрией, что переводится «Путеводительница», потому что некогда было две слепых, которым явилась Святая Мария, отвела их в церковь Свою и просветила их глаза, и они увидели свет…» Описание святынь Константинополя в латинские рукописи XII века//Чудотворные иконы Византии и Древней Руси. С. 443. 75 Гонение на иконы (Первое иконоборчество) началось при императоре Льве Исавре (716–741) было прекращено при св. императрице Ирине (775–802), созвавшей VII Вселенский собор (787) и установившей иконопочитание. Второй иконоборческий период начался при императоре Льве Армянине (813–820). Окончательно иконоборческая ересь была побеждена в Церкви при св. императрице Феодоре (843). Победа над иконоборчеством празднуется Церковью как Торжество Православия в 1-ю неделю (Воскресенье) Великого Поста. 77 В XVII веке для России было выполнено на Афоне несколько списков с Иверской иконы Божией Матери. См. исследование Л.М. Евсеева, М.М. Шведова. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы»//Чудотворные иконы Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 336–351. 78 Бусева-Давыдова И.Л. Богоматерь Седмиезерная. К вопросу о сложении иконографического типа//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. С. 363–384. 80 Дионисию принадлежит первый на Руси цикл росписей на тему акафиста в том же соборе, где находилась эта икона. 81 Симеон (Холомогоров), архимандрит. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. СПб., 1996. С. 67. 82 Бусева-Давыдова И.Л. Икона Седмиезерная. К вопросу о сложении иконографического типа//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. С. 363. 83 По классификации М. Татич-Джурич, именно поза Богомладенца даёт возможность говорить о существовании двух разных типов Одигитрии. 87 Е. Поселянин пишет, что эта икона была единственной древней святыней, оставшейся в Константинополе после взятия его турками в 1453 году. С 1455 года постоянно находится в храме резиденции Константинопольского патриарха. См.: Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. М., 1993. С. 555–557.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

187. 188. Малахия, пророк В. З. 39–41. Малеин, А.И. 72. 717. Малинин, А.П. 286. 430. Малинин, В.Н., проф. 489. 683. Малиновский, H. П., прот. 161–164. 655. 676. 677. Мальбранш, Н. 409. Мансуров, П. Б. 520. Мария, сестра Лазаря Вифанского. 53. Марков, А.В. 366. 487. 605. Марков, С., свящ., прот. 637. 656. Марр, И. Я. 502. 583. Мартынов, А. В., проф. прот. 669. Марфа, сестра Лазаря Вифанского. 53. Массильон, Ж.-Б. 301. Матфей, Евангелист. 33. 50. 368. Мельников, Ф. Е. 149. Меньшиков, М. О. 631. Мечников, И.И. 227. 400. Мещерский, см. Евдоким М. Мефодий, Славянский апостол, св. 264. 741. Мефодий Смирнов , в мире Михаил, еп. Псковский. 546. Милаш(ъ), см. Никодим(ъ) М. Минин, П. М. 87. 237. 239. 472. 473. Минос, царь. 118. Минуций Феликс . 84. 559. Мисаил, Рязанский архиеп. 603. Митропольский, см. Иоанн М. Михаил Семенов, иером., архим. 197. 240. 299. 300. 309. Михаил, Сербский архим. 379. Михаил Федорович Романов, царь. 372. 716. Мишин, А.К. 291. Мищенко, Ф. И., проф. 50. Моисей, пророк В. З. 4. 19–21. 30. Моравский, М. 128. Морозов, Н.А. 45. —77— Муравьев, В. И. 4. 101. Муретов, М. Д., проф. 1. 5. 6. 15–17. 22. 26. 33. 46. 50. 53. 56–58. 60–62. 368. 496. Мышцын, В.Н., проф. 23–25. 37. 38. 77. 321. 353. 354. 458. 614. 627. 671. 711. 743. Невежина, В. М. 419. Некрасов, П.А. 415. Некрасов, П. Ф. 419. Некрасов, см. Лаврентий Н. Неплюев , Н. Н. 92. Неронов, Иоанн, протопоп. 598. Несмелов , В. И., проф. 139. Нечаев, А. 413. Нечаев, П. 401. Никанор Бровкович , еп. Уфимский. 635. Никифор, архиеп. Константинопольский, св. 60–62. Никодим Казанцев, архим. еп. Енисейский. 319. 657. Никодим(ъ) Милаш(ъ), еп. Далматинский. 312. 336. 379. Николин, И. П. 139. 143. Никольский, А.И. 495. Никон, Всероссийский патриарх. 267. 356. 598. 689. 698. 712. 715. Никон Рождественский , архим. 205. Нил, Родосский митроп. 371. Нил, Сорский, преп. 599. Ницше, Фр. 199. 240. 413. 474. Новгородцев, П. И., проф. 240. 413. Новоселов, М. А. 627. Оболенский, Л. Е. 414. Овидий Назон. 123. 485. Октавий, 84. 559.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Стефан, родом из Каппадокии, пятнадцати лет пришёл в Константинополь, в царствование Феодосия императора, третьего сего имени (715–716), для окончания образования в науках, и преуспел в мудрости внешней и священной. Патриарх Герман (714–730) полюбил его и сделал клириком при себе; но, ища жизни безмолвной, Стефан тайно ушёл в монастырь, оттуда же впоследствии удалился в пустынное место. Когда умер в Суроже (Судак, Сугдая), что в Тавриде, епископ и граждане, несогласные в выборе преемника ему, предоставили этот выбор патриарху, то Герман посвятил для них Стефана (около 730 года). Стефан, заняв архиепископский престол, оказался достойным пастырем словесного стада Христова, усердно поучал народ и в пять лет обратил ко Христу всех Сурожских жителей, не ведавших истины. Ибо в Суроже, стоявшем на пограничьи, большом торговом городе, жило тогда много язычников, Евреев и магометан. Между тем император Лев Исаврянин, уже изгнавший (730 г.) патриарха Германа за противление его распоряжениям касательно св. икон, следил за поборниками православия и в отдалённых провинциях; посему вызвал Стефана из Сурожа и, не смогши склонить его на свою сторону, велел придворным своим трепать его за волосы и бороду и с бесчестием отослал в тюрьму. Скоро после сего и умер Лев (18-го июля 741 г.), оставив престол сыну Константину Копрониму. Копроним женат был на Ирине, дочери Хазарского хагана (царя) в Воспоре (Керчи), которая, ещё находясь в отечестве, научилась уважать святителя Сурожского. По её ходатайству Копроним освободил Стефана и отпустил на его кафедру. Довольное время пробыв на престоле и уведав свою скорую кончину, Стефан назначил преемником себе клирика Филарета и с миром предал дух свой Богу. † Память о преподобном Трифоне Кольском Уроженец Новгородских владений, сын священника, Трифон 184 , в крещении Митрофан 185 , призван был Господом на особенный подвиг, на подвиг проповедника веры диким Лопарям. С юных лет благочестивый, он кроме того, что любил посещать храм Божий, читал и пел там, – по временам удалялся в уединение, чтобы беседовать с своей душой и Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Песнь 9 Ирмос: Бога/человеком невозможно видети,/на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати./Тобою же, Всечистая, явися человеком/Слово воплощенно,/Егоже величающе/с Небесными вои, Тя ублажаем. Пострадати законно, мучениче, изволив,/страстей стремления воздержанием умертвил еси/и плотская взыграния, угодниче Христов:/темже безстрастия ныне безсмертное с безплотными воинствы обрел еси наслаждение. Судий праведному светло предстоиши,/яко победитель, венцы неувядаемыя прием,/прилежно, Прокопие, моляся о совершающих твою священную память/и Божественный праздник преставления твоего. Зарями треми ныне озаряем,/от единаго несказанно происходящими Божества,/пребогатнаго наследия сподобился еси и краснаго веселия,/радуяся с премирными воинствы, отче Прокопие. Богородичен: Тленен Слово Божие нетленное зрак прием,/человеки в нетление облече,/благоволением Отчим вселився в Тя, Обрадованную./Темже, Пречистая, с Небесными воинствы Тя величаем. Преподобный Прокопий Декаполит († ок. 750) Преподобный Прокопий Декаполит († ок. 750) уроженец Декаполиса, или Десятиградия, воспоминаемого в благовестии святого Евангелиста Марка ( Мк. 7:31 ). В этих святых местах, расположенных близ Галилейского озера, где проповедовал Господь наш Иисус Христос, святой Прокопий принял иночество и, непрестанно подвизаясь в молитве и посте, достиг высокой, благодатной чистоты и духовной ревности о Боге. В те времена православных христиан постигло великое испытание – гонение на святые иконы. Преподобный Прокопий мужественно выступил против иконоборческой ереси, обличая заблуждения еретиков и разъясняя безумие нечестиво хулящих «Воплощенное Слово». По повелению беззаконного гонителя икон – императора Льва Исаврянина (716–741) – святой исповедник был схвачен, предан жестокому бичеванию, истязанию железными орудиями и брошен в темницу вместе со своим другом, преподобным Василием Исповедником (память 28 февраля). Святые узники, претерпевая множество лишений, томились в заключении до самой смерти царямучителя и когда прекратилось гонение они были освобождены вместе с другими ревнителями Православия, страдавшими за святые иконы. Выйдя на свободу, святой вернулся к иноческим трудам, наставляя многих на путь добродетели и приводя ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всяко чувство, отче, ныне превозшед, ко Владыце, радуяся, прешел еси любовию,/твоих подвигов богатство обрав,/ангельскую красоту и рая сладость непрестанную, С твоим учеником и сострадальцем восприемля, Богоносе,/блаженных надежду и вечнующее веселие,/ваше торжество творящих назирайте. От земли к Небесному наслаждению, венценосцы, преставльшеся,/идеже святых собори, и Ангел Божественная воинства,/ученик сословие вашими молитвами спасайте. Богородичен: Расторгни пленицы прегрешений Тя поющих, Богомати,/устави стремления напастей, греховную утиши молву,/бурю сокруши бед, Мати Дево. Был иноком. Он пострадал в царствование иконоборца Льва Исаврянина (716 –741). Когда началось гонение на почитателей святых икон, святой Василий вместе с преподобным Прокопием (память 27 февраля) был предан многим истязаниям: их терзали железными крючьями, заключили в темницу, где оба мученика томились долгое время, до самой смерти нечестивого императора. Когда преподобных Василия и Прокопия освободили вместе с другими почитателями святых икон, они снова стали подвизаться в иноческих подвигах, наставляя многих в православной вере и добродетельной жизни. В 750 году преподобный Василий мирно отошел ко Господу. Святаго блаженнаго Николая Саллоса, Христа ради юродиваго, Псковскаго Тропарь, глас 4: Словенска языка, Псковския земли/плотски в юродстве быв,/юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися,/Ангелом, славне, свеселишися,/мироточиваго святителя Николая звание восприим,/с нимже всегда Христа Бога моли/даровати нам велию милость. Кондак, глас 8: Чудотворец явися, Николае,/царску державу и смысла свирепство на милость обратив,/и сего ради своему отечеству тепл молебник показася,/и ныне молим тя, святе,/пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих,/ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людем похвала и утверждение. Блаженный Николай жил в городе Пскове во времена царя Иоанна Грозного (1533–1584). Он взял на себя высокий подвиг юродства, получившего на Руси расцвет, как особый вид подвижничества, в XVI столетии. «Блаженный Николай Псковский вобрал в себя основные черты святых юродивых Христа ради, включая особенности его времени» («Журнал Московской Патриархии», 1976,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010