-Ред.]) или как Рахиль назвала своего сына (filius doloris mei [сын скорби моей]), а Иаков (filius dexterae – сын десницы, счастья) ( Быт. 35, 18 ). Подобно сему и наш Левий мог еще получить cognomen [имя] Матфей, например потому, что отец и мать считали обязанными им исключительно милости Божией. Само собой понятно, насколько в более сильной степени она проявилась в призвании капернаумского мытаря, почему естественно, что за ним после этого утвердилось имя Матфея. 425 Clemens Alexandrinus. Paedagogus II, 1, PG 8, 406 [так у Глубоковского; очевидно, ссылка ошибочна. -Ред.]; ср. Nicephorus Callistus. Historia Ecclesiastica II, 45, PG 145, 881. 427 Вероятно, имеются в виду следующие фрагменты: Rufinus. Historia Ecclesiastica 1,9, PL 21, 478; Gregorius Magnus. In primum Regum expositiones IV, 4, 13, PL 79, 243; Eucherius Lugdunensis. Instructiones ad Salonium 1, 2, PL 50, 809; Socrates Scholasticus. Historia Ecclesiastica I, 19, PG 67, 126; Ambrosius Mediolanensis. In psalmum XLV enarratio, 21, PL 14, 1143; Isidorus Hispalensis. De ortu et obitu Patrum, 76, PL 83, 153; Paulinus Nolanus. Poema 19, 81, PL 61, 514; Symeon Metaphrastes. Vita sancti Matthaei evangelistae, PG 115, 819–820; Nicephorus Callistus. Historia Ecclesiastica II, 41, PG 145, 866. -Ред. 432 Bamabae epistula, 4 [аналогичный оборот и в средневековом латинском переводе послания Варнавы, помещенном в «Патрологии» Миня: «sicut scriptura est» (PG 2, 734). Полный греческий текст данного сочинения был впервые обнаружен Тишендорфом в Синайском кодексе: послание записано здесь сразу после Откровения Иоанна Богослова. -Ред.], ср. Tischendorf С. Warm wurden unsere Evangelien verfasst? Leipzig, 4 1866. S. 94. 433 Didache XII Apostolorum, 8, 2; Ibid. 15, 3–4; Hilgenfeld A. Novum Testamentum extra canonem receptum. Teil 4. Leipzig, 2 1884. S. 94 ss.; Harnack A. Die Lehre der zwölf Apostel (TU 2). Heft 1. Leipzig, 1884. S. 26, 59, 60. 436 Ibid., 14 [в PG текст обрывается на 12-й главе. -Ред.]; Lightfoot J. В. Op. cit. P. 215, 245. 437 Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses V, 33, 4, PG 7, 1214; cp. Eusebius Caesariensis. Historia Ecclesiastica III, 39, PG 20, 296. 438 По Лайтфуту, он родился в 60 или 70 г. (Lightfoot J. В. Op. cit. Р. 150), но Эббот указывает 80–90 гг. (Abbott Е. A. The «Elders» of Papias//The Expositor. 1895. Ser. 5. Vol. 1 (5). P. 339–341). 439 Eusebius Caesariensis. Op. cit. III, 36, PG 20, 288. Впрочем, эти слова многими считаются за интерполяцию: Abbott Е. A. Op. cit Р. 340.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Бернольд (Констанцский), немецкий историограф и канонист (ум. в 1100 г.) 209 Бернхард I, герц, саксонский (973–1011) 341, 341 Бернхард III, герц, саксонский (1180–1212) IV, 309, 309 Бернхард, мгр. Саксонской северной марки (1009–1044) IXa, 328, 328–329 Бернхард, с. (вероятно, ошибочно вместо о.) предыдущего 328, 328 Бернхард, гр. плёцкауский (ум. в 1147 г.) 234, 234 Бернхард, гр. рацебургский (80–90-е гг. XII в.) 283, 283 Бернхард, предок германского имп. Лотаря III 328 Бернхард, еп. хальберштадтский (924–968) 42 Бернхард, еп. хильдесхаймский (1130–1153) 191 Берта, см. Евдокия (Берта) Берта, см. Ирина (Берта) Берта, первая ж. германского имп. Генриха IV (ум. в 1087 г.) II, 161 Берта, ж. тосканского мгр. Адальберта, д. лотарингского кор. Лотаря II (ум. в 925) I, 38 Берта, ж. лотарингского герц. Mamфeя I (ум. в 1179/95 г.) II Бертольд II, гр. дисенский (ум. после 1039/52 г.) III Бертольд, гр. церингенский (кон. XI в.) 190 Бесен (Безен?), прозвище (венгерское?) волынского кн. Ярослава Святополчича 365–366, 365 Бесприм, с. польского кн. Болеслава I, кн. польский (1032) IV, 66, 66, 97–99, 108 Бибиков М. В. 10, 23, 38–39, 240 Биллунги, династия саксонских герц. (X – нач. XII в.) 234, 272, 330 Бледа, б. гуннского предводителя Аттилы 222 Блонд Флавий, см. Бьондо Флавио Богданова Н. М. 101 Богуслав (Богислав) I, с. западнопоморского кн. Вартислава I, кн. западнопоморский (1155/6–1187) IV, 309,309 Бодон, диакон, перешедший в иудейство (IX в.) 18, 89 Бодуэн, см. Балдуин (Бодуэн) Бозон, еп. мерзебургский (968–970) 75 Болеслав I Храбрый, кн. польский (992–1025, кор. с 1025 г.) IV, V, 50, 52, 55–56, 58, 61, 62, 66–68, 68, 70–75, 70–76, 78–81, 78–80, 82, 83, 85, 85, 88, 90, 97–98, 97–99, 106–107, 106–107, 130–131, 130–131, 135, 167–172, 167–171, 176, 213, 213, 227–229, 228–229, 270, 271, 271, 279, 297–300, 297–300, 302, 329, 344, 344 Болеслав II, кн. польский (1058–1079, кор. с 1076 г., ум. ок. 1081 г.) IV, 111–112, 112, 120, 155, 169, 173–175, 173–175, 179, 214, 229, 229, 270, 301–302, 301–303, 339, 345, 358

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выдающийся государственный деятель и полководец, он начал свою военно–политическую деятельность в возрасте тринадцати лет. В 1066–1070 гг. княжил в Ростове, в 1070–1072, 1077–1078 гг. – в Смоленске, в 1072–1076 гг. – во Владимире-Волынском, в 1076–1077, 1078–1094 гг. – в Чернигове, в 1094–1113 гг. – в Переяславле, в 1113–1125 гг. – в Киеве. По его собственным подсчетам, совершил 83 больших военных похода по Руси, Европе и половецким степям. Первый самостоятельный поход состоялся в 1066 г., когда Владимир Мономах был отправлен отцом из Переяславля в Ростов «сквозе вятиче». В 1076 г. он возглавил русское войско, помогавшее полякам в войне против германского императора Генриха IV. С конца 70-х годов до начала 90-х годов совершил 12 успешных походов против половцев; в 1095 г. разбил отряды половецких ханов Итларя и Китана, в следующем году – отряд Тугоркана. В начале XII в. организовал серию общерусских походов в половецкие степи, отказавшись от тактики оборонительных боев; в результате ряда глубоких рейдов кочевники были разбиты и ушли из пограничных с Русью степей. Владимир Мономах сыграл большую роль в урегулировании межкняжеских отношений в первой четверти XII в., он был инициатором княжеских съездов 1097, 1100, 1103 гг., где призывал сохранять феодальную раздробленность государства («кождо да держит отчину свою»), но одновременно помнить об общерусском единстве и выполнять договорные обязательства по борьбе с половецкой опасностью и княжескими «которами». Владимир Мономах стремился смягчить социальные противоречия, в его Уставе, позднее включенном в Русскую Правду, была упорядочена система взимания процентов ростовщиками, регламентирована запись в холопство, облегчено положение закупов (должников), обеспечены права купечества. Владимир Мономах – один из первых мирских писателей Древней Руси, хорошо знакомый с русской и европейской литературными традициями. Он известен как автор Поучения, адресованного детям и «ин кто прочтет» и включенного в Лаврентьевскую летопись под 1096 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ее редактировали жрецы и богословы, которые включали в нее заповеди предшествовавших эпох. В современном виде Ману, как полагают, относится ко II b. до н. э. «Артхашастра», «Наука политики», редактированная брахманом Каутильей при царе Чандрогупте (324-330 гг. до н. э.), также включила в себя немало элементов буддийской эпохи. Сочинения греков той поры, хорошо знакомых с Индией (Мегасфена, Неарха), до нас не дошли, но много материалов из них почерпнуто географом Страбоном (1 в. до н. э.) и историком Аррианом (II b. до н. э.). См.: Б. Луния. История индийской культуры, с. 82; Д. Косамби. Культура и цивилизация древней Индии. М.. 1968, с. 146-147. 2. См.: Н. Синха и А. Банерджи. История Индии, с. 53-54. 3. См.: Мегасфен у Страбона, XV, 1, 53; ср.: Many, VII, 90. 4. Махабхарата, т. IV, с. 99. Пер. Б. Смирнова. 5. Ману, 34, 8, 41. 6. Ману, VII, 5, 8. 7. Ману, X, 4; VIII, 279, 413, 414. 8. Ману, IX, 317; Махабхарата, т. IV, с. 164. 9. Сутта-Нипата, II, 7, 16-25. 10. Ману, II, 27-30; III, 67; V, 75. 11. Махабхарата, т. IV, с. 50. Пер. Б. Смирнова. 12. Ману, XII, 73-80. Пер. С. Эльмановича. 13. Ману, VI, 43. О практике индийских аскетов см.: В. Кожевников. Индусский аскетизм в добуддийский период. Сергиев Посад, 1914, с. 48 сл. 14. Страбон, XV, 1, 70. 15. О происхождении джайнизма и дискуссиях по вопросу о его древности см.:/. Р. Jain. Jainism, the Oldest Living Religion. Benares, 1951, p. 6-14; исследование Н. Гусевой «Джайнизм», т. I, M., 1968), где прослеживаются древние истоки джайнизма. Автор связывает его с общим антибрахманским движением эпохи и протестом туземного населения Индии против арьев (с. 26 сл.). 16. Датами рождения и смерти Махавиры в настоящее время считают 599-527 гг. до н. э. 557 год связывают с началом его проповеди (см.: Ш. Гусева. Джайнизм, с. 51). 17. См.: М. Мюллер. Шесть систем индийской философии, с. 80 сл. 18. Санхья– Карика 70, пер. Р. Грабе и Н. Герасимова, помещенный в тексте «Санкья-Таттва-Каумуди» (Лунный свет Санкья-Истины, М., 1900. «Восточная библиотека», т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Об изданиях Острожской типографии в 80–90-х гг. XVI в.— Мицько. Острозька слов’яно-греко-латинська akaдeмiя. С. 116–120. Об изданиях типографии Мамоничей 1582–1595 гг.— Зернова. Типография Мамоничей. С. 177–206; об изданиях виленского братства — Анушкин А. На заре книгопечатания в Литве. Вильнюс, 1970. С. 168–178. Об изданиях типографии львовского братства, выходивших с 1591 г.,— Исаевич Я. Д. Преемники первопечатника. М., 1981. С. 23–25. Над рукописью совместно работали два лица — архим. Григорий и писарь Михаил Васильевич, сын протопопа из Санока. Наряду с церковнославянским текстом переводчики использовали чешские и польские переводы (Огиºнко I. Пересопницька Ebahreлiя 1556–1561 гг. Варшава, 1930; Janˆow J. r?od³a Ewangelii Peresopnickiej//Slavia. 1927. V. S. 470–479). Речь идет о переводе Евангелия на белорусский язык, выполненном полоцким шляхтичем В. Н. Тяпинским и напечатанном в типографии, устроенной им в родовом имении, около 1580 г. Он был активным деятелем движения антитринитариев, близким соратником С. Будного. См.: Довнар-Запольский М. В. Н. Тяпинский: переводчик Евангелия на белорусское наречие//Довнар-Запольский М. В. Исследования и статьи. Киев, 1909. Т. 1; Галенчанка Г. Я. Baciль Цяnihcki — hacлядo¢hik ckapыhihckoй справы//450 год беларускага khiraдpykabahhя. Mihck, 1968. Находки новых материалов показали, что митр. Макарий справедливо обращает внимание на приезд в Речь Посполитую в 1588 г. Вселенского патр. Иеремии как на событие, активизировавшее действия сторонников церковной унии. Но в то время действия отдельных группировок еще не были согласованы между собой. В переговорах католического еп. г. Луцка Б. Мацейовского с брестским земским судьей А. Потеем речь шла о том, чтобы воспользоваться визитом патр. Иеремии для дискредитации авторитета Константинопольского патриарха в глазах православных. Но один из главных польских политиков того времени, великий гетман и канцлер коронный Ян Замойский, в письме от 10 сентября 1588 г. папскому легату в Речи Посполитой И. Альдобрандини (будущему папе Клименту VIII) предлагал использовать приезд патр. Иеремии, чтобы добиться от него согласия на перенос столицы патриархата в Киев. Тем самым, по его словам, можно было бы завоевать для католицизма православных не только Речи Посполитой, но и России (Archiwum Jana Zamoyskiego kanclerza i hetmana wielkiego koronnego. Warszawa; Krak?ow, 1948. T. IV. S. 249). Инициатива Б. Мацейовского не встретила поддержки папского легата, полагавшего, что вопрос об унии Церквей должен решаться не на локальном синоде, а на Соборе представителей католической и православной Церквей, как во Флоренции (Monumenta Ucrainae historica. Roma, 1964. V. 1. P. 70–71). Такова же была и точка зрения курии (Россия и Италия/Сб. исторических материалов и исследований, касающихся сношений России с Италией./СПб., 1908. Т. 2. Ч. 1. С. 152).

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

218). Петров С.Г. Из истории борьбы с обновленчеством православных верующих Дальнего Востока России.//Гуманитарные науки в Сибири. 4. С. 41 – 45. [iv] Ливцов В.А. Участие Русской Православной Церкви в формировании православного экуменизма в середине XX в.//Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. Исторические науки. 2. 2010. С. 66-70. [v] Земских С.В. Экуменическое постановление Синода Московской Патриархии от 16 декабря 1969 года.//Вестник Орловского государственного университета. 4. 2010. С. 278-283. [vi] Филонов В.И. Участие Русской Православной Церкви во Втором Ватиканском соборе.//Вестник Орловского государственного университета. 2. 2010. С. 124 – 129. [vii] Алейников В.Н. Н.С. Хрущев и антицерковная кампания в СССР (50-60-е гг. XX в.).//Клио. (53). 2011. С. 96-98. [viii] Кузина И.Г. Ардальянова А.Ю. Взаимодействие государства и Церкви в России: принципы моделирования социального процесса.//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2(10). 2010. С. 89-94. [ix] Сосковец Л.И. «Как разрешить религиозный вопрос в СССР»: два проекта позднесталинского периода.//Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2011. С. 122-127. Комментарии ( 1): Бабкинъ Михаилъ Анатольевичъ 31 августа 2011г. 00:41 Странная заметка... Абсолютно не понятны критерии отбора реферируемых статей. Сходу привожу статьи, которые подобало бы упомянуть. (Даю не полный перечень.) Включить эти статьи в обзор подобало бы хотя бы потому. Что они увидели свет в центральных (и «ваковских») изданиях:   2009 год 1.      Андреева Л.А. Свержение монархии в 1917 году: крушение Трона и Алтаря//Общественные науки и современность. М., 2009. 3. С. 90–99. 2.      Вяткин В.В. Первые синодальные обер-прокуроры (1722–1758 гг.)//Вопросы истории. М., 2009. 12. С. 145–151. 3.      Дацышен В.Г Митрополит Иннокентий (Фигуровский)//Вопросы истории. М., 2009. 12. С. 24–36. 4.      Курляндский И.А.

http://bogoslov.ru/article/1926918

для Григория, призывал епископа подражать святому в совершении добрых дел. По мнению поэта, М. поручил Григорию опекать свою паству, которую оба епископа совместно «вели по цветущим Христовым лугам» ( Venant. Fort. Carm. V 9; см.: Roberts M. Venantius Fortunatus and Gregory of Tours: Poetry and Patronage//A Companion to Gregory of Tours/Ed. A. C. Murray. Leiden; Boston, 2015. P. 42-44; см. также: Pietri. 1983. P. 756-786; Van Dam. 1988. P. 10-11; Idem. 1993. P. 50-81). Важнейший источник сведений о почитании М.- составленное Григорием соч. «Книги о чудесах св. епископа Мартина» (Libri de uirtutibus sancti Martini episcopi; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 584-661; T. 7. P. 741-756). В 4 книгах этого сочинения содержатся 267 эпизодов, гл. обр. описаний исцелений по молитве к М. Григорий решил записывать чудеса святого после того, как во сне ему явилась мать и убедила его продолжить труды Сульпиция, Павлина и Фортуната. Вероятно, он приступил к работе вскоре после возведения на епископскую кафедру (573) и впосл. неоднократно дополнял сочинение новыми эпизодами (ср.: Greg. Turon. Virt. Mart. II 60; III 60). Книги 1 и 2 были завершены предположительно между нояб. 580 и нояб. 581, 3-я - в 586-588 гг. Последний эпизод, к-рый можно датировать, относится к 4 июля 593 г. (Ibid. IV 45). Кн. 4, по-видимому, осталась незавершенной (см.: Schlick. 1966; Heinzelmann M. Une source de base de la littérature hagiographique latine: Le recueil de miracles//Hagiographie, cultures et sociétés, IVe-XIIe siècles: Actes du Colloque organisé à Nanterre et à Paris (2-5 mai 1979). P., 1981. P. 235-259; Van Dam. 1993. P. 78-79, 199; Shaw. 2015. P. 107-111). Сведения о почитании М. содержатся и в др. агиографических сочинениях Григория - в «Славе мучеников», «Славе исповедников» и «Житии отцов». «Книги о чудесах...» фактически представляют собой современную событиям хронику чудес М., совершенных в 70-90-х гг. VI в. В предисловии Григорий указывает на тот факт, что чудеса, к-рые М. творил при жизни, он продолжает совершать и после смерти, гл.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

формирование и первое публичное представление в Риме комплекса идей, определившего своеобразие П. как богословского направления. П. возникло в кругу образованных христиан, стремившихся строго следовать нравственному идеалу христианства, с неодобрением относившихся к господствовавшему в рим. обществе моральному релятивизму, в сочинениях и личных наставлениях побуждавших христиан к более строгой и внимательной жизни, соответствующей евангельскому учению (подробнее о П. как общественном явлении см.: Brown. 1968; Idem. 1970). Пелагий, традиционно считающийся основоположником П., жил в Риме с кон. 70-х гг. IV в., однако нет надежных сведений о его занятиях или взглядах до кон. 90-х гг., когда им были созданы первые сочинения (подробнее см. в ст. Пелагий ; также см.: PChrBE. Vol. 2. Pt. 2. P. 1687-1709). Ок. 390 г. учеником Пелагия стал Целестий, происходивший из аристократической семьи, учившийся в Риме праву и с юных лет проявлявший интерес к аскетике и монашеству (см.: Mar. Merc. Common. Caelesm.//ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 66; подробнее см. в ст. Целестий ; также см.: PChrBE. Vol. 2. Pt. 1. P. 357-375). Весьма вероятно, что обращение Пелагия и Целестия от нравственных размышлений к богословским вопросам было связано с прибытием в Рим из Сирии или Палестины пресв. Руфина (о гипотезах относительно его личности см. в ст. Руфин Сириец ; также см.: PChrBE. Vol. 2. Pt. 2. P. 1941-1942). Марий Меркатор свидетельствует, что Руфин приехал в Рим, когда епископом Римским был св. Анастасий I , т. е. между нояб. 399 и дек. 401 г., а также отмечает, что именно Руфин внушил Пелагию «нечестивое» мнение, будто грех Адама не оказывает никакого влияния на его потомков (см.: Mar. Merc. Common. adv. Pelag.//ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 5). Исследователи полагают, что последнее суждение справедливо лишь отчасти. Маловероятно, что под влиянием Руфина Сирийца Пелагий радикально изменил свои взгляды; скорее Пелагий увидел в нем единомышленника, поскольку богословские убеждения Руфина Сирийца вполне соответствовали нравственным идеалам Пелагия и обосновывали их (напр., см.: Кремлевский.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

112 . Письма к князю М.Н. Голицыну (28 августа 1849 г.) (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, с. 90–92). 113 . Письмо к московскому военному генерал-губернатору графу А.А. Закревскому (20 февраля 1850 г. и 13 марта 1857 г.) (Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 244–245, 357). 114 . Письмо к архиеп. Иннокентию (13 февраля 1860 г.). См. Письма Иннокентию, митр. Московскому и Коломенскому, кн. II. СПб, 1898, с. 264. 115 . Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому (1834–1857 гг.) (Христ. чтен., 1884, ч. I, с. 194). 116 . Письма к Иннокентию, епископу Дмитровскому (Приб. к твор. св. отцов, 1871, 1872, 1886). 117 . Письма к Иннокентию, епископу Камчатскому от 25 ноября 1857 г. и от 7 декабря того же года (Рус. архив, 1881, кн. II, с. 25–28). 118 . Письмо митр. Филарета к костромчанам в ответ на поздравление их с пятидесятилетием архиерейского служения ( 6 сентября 1867 г., 472). См. Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 455. 119 . Письмо к генерал-губернатору Донского войска наказному атаману Д.Е. Кутейникову (Душеп. чтен., 1879, ч. I, с. 134). 120 . Письмо Московского митр. Филарета к главному директору императорской Павловской больницы, тайному советнику С.С. Кушникову (9 января 1824 г.). См. Душеп. чтен., 1891, ч. III, с. 307–310. 121 . Письма к епископу Дмитровскому Лаврентию (от 3 апреля и 9 мая 1819 г.). См. Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1869, кн. VI, с. 51–53. 122 . Письма к Леониду, еп. Дмитровскому, впоследствии архиепископу Ярославскому. М., 1883 и Душеп. чтен., 1883, ч. II, с. 103–119. 123 . Письмо преосвящ. Леониду, епископу Дмитровскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся сорокалетием служения Его Высокопреосвященства на Московской пастве (6 июля 1861 г.) и 7 июля 1866 г. (Чтен. в общ. любит. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 70–72, 73). 124 . Письмо митр. Филарета Московской Церкви в ответ на ее приветствие с совершившимся пятидесятилетием от начала епископского служения Его Высокопреосвященства (16 сентября 1867 г.). См. Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 74–75.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

161 Ж. – П. Оде (J. – P. Audet) в своей заметной магистерской работе La Didachu; Instructions des Apфmres (Paris, 1958) считает, что первая часть (до 9, 2) появилась около 70 г. по P. X., а вскоре добавилось и остальное. Grant датирует появление всей рукописи 90 г. (в Е. J. Goodspeed, A History of Early Christian Literature, исправлено и расширено R. M. Grant Chicago, 1966., p. 13); A. T. Robinson думает, что его надо относить к 60 г. (Redating the New Testament Philadelphia, 1976., p. 327). Willy Rordorf и Andrй Tuillier в La Doctrine des douze apфmres (Didachu) (Paris, 1978) предлагают конец I века. 162 Charles Bigg, например, был убежден в том, что Дидахе относится к IV веку; см. его Doctrine of the Twelve Apostles (London, 1898). 163 Barnabas, Hermas and the Didache (London, 1920), p. 97. Cp. J. R. McRay, «The Use of 1Corinthians in the Early Church», Ph. D. Diss., University of Chicago, 1968, который делает вывод о том, что автор, по–видимому, знал 1 Кор.(рр. 31–33). 164 Обсуждение различных точек зрения на время жизни Папия см. в Ulrich H.J. Кцгтпег, Papias von Hierapolis; Ein Beitrag zur Geschichte des fruhen Christentums (Göttingen, 1983). Более ранняя датировка трудов Папия (95–110 гг.) предложена в Robert W. Yarborough, «The Date of Papias; A Reassessment», Journal of the Evangelical Theological Society, xxvi (1983), pp. 181–191. 165 В Новом Завете и раннехристианской литературе значение термина «пресвитер» очерчено не очень четко. Само по себе это слово означает «пожилой человек». Позднее оно стало обозначать того, кто в силу возраста приобретал высокое положение и авторитет в общине. Другой вариант значения – человек старшего поколения. 167 О переориентации с устной на письменную культуру в Средиземноморье, особенно во времена ранней патристики, когда грамотность еще не была глубоко укоренена, см. Walter J. Ong, Interfaces of the World; Studies in the Evolution of Comciousness and Culture (Ithaca, Ny, 1977), pp. 260–271, а также ответ Чарльза Талберта Алберту Лорду (Charles Talbert, Albert Lord) «Oral Literature and the Gospels», The Relationships among the Gospels: An Interdisciplinary Dialogue, ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010