С юж. стороны к основному объему Троицкого собора примыкала паперть, вероятно 2-этажная. Первый этаж соединялся с колокольней через открытый проход, потолок 1-го этажа был сводчатым. Второй этаж, возможно, имел характер крытой галереи с плоским потолком и деревянным тесовым настилом (Там же. С. 30-31). IV. С зап. стороны к собору примыкала 3-ярусная колокольня. Первый ярус был открытым, со сводами, опиравшимися на стены собора, паперти и пристройки, 2-й - почти глухой четверик с 2 окнами - с юга и севера, 3-й - восьмерик звона, прорезанный 8 проемами. Колокольня завершалась куполом, главкой и шпилем, проемы были ограждены токарным балясником. По типу колокольня являлась надвратной, с той особенностью, что вместо монастырских стен или комплекса построек к ней примыкала храмовая паперть. В 1781 г. на колокольне было 11 колоколов: большой, средний, 9 меньших и зазвонных (согласно данным писцовой книги 1627 г., в О. Б. м. было 2 колокола весом в 1,5 пуда (ок. 24,5 кг)). Тогда же на колокольню были помещены часы с боем. В 1803 г. колокольню разобрали. Ок. 1803 г. вместо разобранных паперти и колокольни был возведен квадратный в плане притвор, окруженный с 3 сторон 4-колонными портиками. В 1851 г. притвор был разобран, при этом каменщиком Терентием Петровым возведена новая большая трапезная ( Неделин. 2010. С. 132) с куполом и главой, в к-рой устроены приделы в честь Воскресения Христова и Воскрешения прав. Лазаря. В 70-90-х гг. XIX в. собор был расписан ( Недович, Голюков, Щетинин. 1979. С. 32; Путевые заметки. 1895. С. 1088-1091). V. Третий каменный 2-этажный храм мон-ря - церковь в честь Собора Иоанна Предтечи - был заложен в 1801 г. как 4-престольный с приделами во имя блгв. кн. Александра Невского, прор. Божия Илии, сщмч. Дионисия Ареопагита, преподобных Антония и Феодосия Печерских. Однако в 1851 г. его освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а единственный придел - в честь Покрова Пресв. Богородицы (РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 410. Л. 26; Ратшин. Монастыри. С. 427). В 1861-1864 гг. храм перестроил каменщик Терентий Петров с сохранением классицистических форм, в особенности у 3-ярусной колокольни ( Неделин. 2010. С. 132), и был освящен в честь Собора Иоанна Предтечи. На нижнем этаже храма, помимо главного престола, размещались приделы в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя прп. Алексия, человека Божия, на верхнем этаже - во имя прор. Божия Илии, свт. Николая Чудотворца и преподобных Антония и Феодосия Печерских.

http://pravenc.ru/text/2581449.html

Смысл шагов, предпринятых в конце 1499 г., может быть раскрыт при сопоставлении с рассмотренными выше событиями 70-х гг. XV в. Тогда тексты посланий папе Сиксту IV вырабатывались на общих собраниях представителей духовенства и светской знати в столице государства Вильно. По-видимому, и в данном случае митрополит и Виленский епископ выступили от имени великого князя с предложением о созыве такого собрания для выработки обращения к папе. Следует специально остановиться на разборе другого обвинения, выдвинутого московскими политиками на переговорах в апреле 1500 г., когда утверждалось, что в Великом княжестве Литовском «жены от мужей и дети от отцов с животы отнимаючи, сильно покщают в римский закон». В дальнейшем это обвинение не только настойчиво повторялось, но и обрастало новыми деталями. Так, утверждалось, что Александр «сильно» велел «отокьсти в латыньство» православных боярынь из окружения великой княгини Елены . Очевидно, что подобные действия никак не могли предпринимать православные сторонники унии с Римом, которые, как отмечалось выше, как раз намеревались добиваться от папы отмены требования повторного крещения православных, согласившихся признать верховную власть папы. Вместе с тем нет оснований считать эти обвинения чистым вымыслом. Косвенным свидетельством в пользу их правильности может служить текст привилея Сигизмунда I Витебской земле. В заключительной части этого документа, повторявшего более ранний привилей Александра, там, где, как показали исследования, находились обычно дополнения к традиционному тексту, была помещена следующая статья: «Таке ж которие будет литвин або лях крещеньеи были у рускую веру, а хто с того роду и тепер живеть, того нам не рушати, права их хрестианьского не ломити ни в чом» . Представляется, что и обвинения русской стороны, и свидетельство витебского привилея следует рассматривать как отклик на усиление деятельности католического епископата по обращению православного населения в католицизм. В среде местных и польских прелатов и епископов убеждение в том, что православное крещение не является действительным и что при приеме православных в состав католической общности их надо крестить повторно, оставалось господствующим и в 90-х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/442973/

10 Шемая и Авталион получили от них.,. 12. Гиллел и Шаммай получили от них Гилллел говорит: будь из последователей Аарона: люби мир и преследуй мир (т.е. мирные цели), люби людей и приближай их к торе... 15. Шаммай говорит: сделай свою тору постоянной; говори (т.е обещай) мало и делай много; принимай всякого человека с приветливым лицом“ (Переферкович. Талмуд, т IV, кн. VII и VIII. Трактат Авот, гл. I, стр. 478–481). Обо всех этих знаменитых книжниках ничего почти неизвестно, кроме немногих изречений, приписываемых им преданием. Даже история знаменитейших из них -Гиллела и Шаммая полна легендарных вымыслов. Возбуждает уже большое сомнение эта правильная схема, или классификация по два; может быть; она сделана в соответствие популярнейшим двум раввинам Гиллелу и Шаммаю, которые действительно известны за современников, создавших школы (Schürer, Geschichte, II, s. 351, 2, 6). Время жизни этих знаменитых книжников приблизительно устанавливается благодаря тому, что Симон сын Шетаха был современником Александра Ианнея и царицы Александры, следовательно жил около 90–70 гг. пред Р. Хр. (Ср. Taanith, III, 8 с – И. Флавия „Иудейские древности, XIV, 2, 1. См. Schürer, Geschichte II, s. 356–357). Следовательно, первая из двух раннейших пар могла жить и действовать около 150 лет до Р. Хр. О знаменитейших Гиллеле и IIIaммae известно, что они жили за 100 лет до разрушения Иерусалима, т.е. при Ироде Великом. Они оставили особенно глубокий след в иудейском сознании, как тонкие знатоки закона, изобретатели методов толкования и представители двух различных принципов: Гиллел держался гуманного рассудочного направления, а Шаммай защищал букву закона и был ригорист. Они создали целые школы. Hamburger, Real-Encyklopadie II, Heft. III, s. 401–412, Heft, VII, 1061–2; Schürer, Geschichte, II, s. 359–365; Derenbourg, Essai sur Phistoire et la geographie de la Palestine. Paris. 1877, s. 176–192. Grätz, Geschichte der Israeliten. B. III, s. 222. Jost, Geschichte des Judenthums, I, 255–270. Каценельсон, Восход.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

331 Так, в 1850 г. он ревизовал Владимирскую духовную семинарию; в 1854 г. – Вологодскую; в 1856 г. – Ярославскую и Костромскую и т. д. См. С.К. Смирнова Историю МДА., стр. 70–72, Москва, 1879. 335 Попов, скончавшийся в 1866 в сане архимандрита же и настоятеля русской посольской церкви в Риме. 339 См. о сем подробнее в Собрании мнений и отзывов митр. Филарета т. IV, стр. 415–419. Москва, 1886. 340 Письмо доселе не было издано. Подлинник его хранится в архиве А.В. Горского, в библиотеке МДА. 345 См. исследование: «Труды МДА по переводу Св. Писания и творений св. отцев на русский язык за 75 лет (1814–1889 гг.) её существования», в Прибавл. К твор. Св. Отц. За 1889–1891 годы. О настоящем предмете собственно там см. за 1891 г. ч. XLVII, стр. 483 и далее. 350 Письмо из неизданных доселе. Хранится в архиве А.В. Горского. До введения в действие Устава 1869 года в академиях были полугодичные экзамены перед святками. 353 Архиеписк. Саввы «Воспоминания об архиеписк. Леониде» (Краснопевкове), стр. 90. Харьков, 1877. При этом преосвящ. Савва добавляет: «Я же ранним утром, 21 января, отправился на его место, в академию, с грустным и печальным настроением духа». 354 Рукоположителями преосвящ. Сергия были, с митрополитом Филаретом во главе: архиепископ бывший Ярославский Евгений и епископы: Леонид Дмитровский и Никанор Фиваидский. 357 Например, в Курском Знаменском монастыре соборный храм Воскресения Христова сооружён на собранные преосвященным Сергием лично средства и стоил до 100.000 рублей. 362 «Светковина двадесетпето-годишньег архипастирског рада митрополита Српскаго Г. Михаила. За штампу приредно Ж. Иовичич, свештеник, професор богословльа. У Београду, 1880», стр. 4. (Священник Ж. Иовичич – нынешний настоятель сербского подворья в Москве, о. архимандрит Кирилл). 363 До введения нового сербского церковного закона от 27 апр. 1890 г. четыре сербских епархии именовались: белградская, шабачская, ужичская и негодичиская, а с 1890 г. именуются так: белградская, нишская, жичская и тимокская.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

66 Например: Книга о церковной иерархии. Писания св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 1. СПб., 1855. С. 9246 (с толкованиями Георгия Пахимера (1240–1310) и примечаниями преп. Максима Исповедника ). 67 Например: в Эдессе или соседней области (Westcott). Первым цитируем Corpus Север Антиохийский в 513 году. 68 Например: сирийская анафора с именем Св. Дионисия Ареопагита . 69 См., например: Болотов В.В. Лекции по Истории Древней Церкви. Т. IV. Петроград, 1918. С. 376. 70 См. подробнее: Edmund Bishop. Appendix к Texts and Studies. Vol. VIII, 1. C. 112. 71 Писания св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию богослужения. Т. 1, С. 75. 72 Ibid. С. 72. 73 Ibid. С. 109. 74 Интересно, что в некоторых списках греческой Литургии св. Иакова, молитва «при внесении св. Даров» надписывается именем Дионисия Ареопагита ; «Вступив на страшный помост Твой, Господи, мы ужасаемся, приступая к святой трапезе Твоей, и, находясь близ страшного Твоего седалища, трепещем и содрогаемся членами, принося неприступную жертву… Посему мы страшимся и трепещем от страха». Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 162, прим. Подробнее о ней: Петровский А. Апостольская Литургия Восточной Церкви. СПб., 1897. С. 37–39. 75 Woodbrooke Studies. С. 100. 76 Ibid. С. 90–91. 77 Ibid. С. 93. 78 Гомилия XXI (с). Texts and Studies. С. 57. 79 Ibid. С. 149. 80 По мнению С. Епифановича , известные под именем Преп. Максима Исповедника . Если Иоанна Скифопольского можно отождествить с Иоанном III Схоластиком, Константинопольским патриархом (565–577) ( Соколов И. Православная Богословская Энциклопедия. Т. VII, столб. I), при котором была введена, а, по мнению еп. Порфирия Успенского (Первое путешествие в Афонские монастыри II, отд. I. С. 452–453), которым была составлена Херувимская песнь, то влияние Corpus’a становится очевидным. 81 «Диаконы выносят это приношение, или символ приношения, которое они помещают на страшном алтаре… Мы должны думать о Христе, ведомом в это время на страдание»… «Мы должны думать, что диаконы, несущие евхаристический хлеб для жертвоприношения, представляют образ невидимых сил… Когда они полагают хлеб на святом престоле… мы думаем о Нем, как помещенном в гробнице после страстей. Вот почему диаконы, распространяющие на престол покровы, представляют ими погребальную плащаницу». Феодор. Woodbrooke Studies. С. 85, 86; Нарсай, «Будем взирать на Иисуса, ведомого на смерть за нас». Поставление Даров на престол – символ погребения. Диаконы – ангелы, охраняющие страшную тайну Царя царей. Texts and Studies. С. 34; 55–56; Песнь «Да молчит всякая плоть человека и да стоит со страхом и трепетом…» – введенная в употребление, вероятно, более или менее одновременно с Херувимскими песньми «Иже херувимы» (по Кедрину в 573 г.) и «Ныне силы небесные» (в 615–620 гг.). О неправильном понимании Великого входа, см. Евтихия Константинопольского († 582). Слово о Пасхе и Евхаристии. Собрание древних литургий. Вып. 4. С. 65.

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

81 Однако недавно T. Барнс выдвинул гипотезу о том, что труд Феодорита был создан раньше труда Созомена (Barnes Т. D. Athanasius... Р. 209). 87 Croke В. Dating Theodore " s Church History and Commentary on the Psalms//Byzantion. Vol. 54. 1984. P. 59–74. 88 По мнению Г. Чесната, она не поддается определенному решению (Chesnut G. F. The date of composition of Theodore " s Church History//Vigiliae Christianae. Vol. 35. 1981. P. 245–252). 89 Так, Б. Балдвин благоразумно говорит о второй половине 40-х гг. (Baldwin В. Theodoret of Cyrrhus... Р. 2049). 90 О финальной дате «Церковной истории» Феодорита см.: Глубоковский Н. Блаженный Феодорит... Т. 2. С. 250–252. 93 По мнению В. Кэр, однако, «критерии Евагрия для разделения его труда на книги не ясны» (Caires V. Evagrius Scholasticus: A literary analysis//Byzan Hnische Forscliungen. Bd. 8. 1982. 30) 1 Среди них прежде всего выделяются исследования по византийской историографии IX–XII вв. См., напр.: Каждан А. П. Роберт де Клари и Никита Хониат . Некоторые особенности писательской манеры//Европа в средние века: экономика, политика, культура/Под ред. 3. В. Удальцовой. М., 1972. С. 294–299; его же. Социальные воззрения Михаила Атталиата//Zbornik Radova Vizantoloskog Instituta. Vol. 17. 1976. P. 2–18; его же. Хроника Симеона Логофета //ВВ. Т. 15. 1959. С. 125–143; Любарский Я. Н. Замечания об образах и художественной природе «Истории» Льва Диакона//Византийские очерки. М., 1991. С. 150–162; его же. Михаил Пселл . Личность и творчество (К истории византийского предгуманизма). М., 1978; его же. Наблюдения над композицией «Хронографии» Продолжателя Феофана//ВВ. Т. 49. 1988. С. 70–80; Чичуров И. С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV–haч. IX в.)//Древнейшие государства на территории СССР. М., 1983. С. 5–146; его же. Феофан Исповедник – публикатор, редактор, автор?//ВВ. Т. 42. 1981. С. 78–87. 94 Об использовании Евагрием труда Захария см.: Allen Р. Zachariah Scholasticus and the Historia ecclesiastica of Evagrius//Journal of Theological Studies. Vol. 31. 1980. P. 471–488.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Freiburg, 1969. S. 34-35). Блж. Иероним, основываясь на предшествующей традиции, сообщает, что «Иоанн, апостол, наиболее любимый Иисусом, сын Зеведея и брат апостола Иакова, которого Ирод после Страстей Господних обезглавил, позднее всех других евангелистов написал Евангелие по просьбе епископов Азии, боровшихся против Керинфа и других еретиков, и в особенности против набиравшего в то время силу учения эбионитов, которые утверждали, что Христос не существовал до Марии. Поэтому Иоанна попросили выступить в защиту Божественного рождения. Однако была и другая причина: прочитав работы Матфея, Марка и Луки, Иоанн одобрил содержание повествований и подтвердил, что они сообщают истину, но описывают события, происшедшие в течение одного года после заключения Иоанна [Крестителя] в тюрьму и его казни, и сам рассказал о более раннем периоде, предшествовавшем заключению Иоанна в тюрьму, так что это может быть откровением для тех, кто усердно читает труды евангелистов. Кроме того, это соображение устраняет те противоречия, которые, казалось, существовали между текстом Иоанна и другими» ( Hieron. De vir. illustr. 9). Аналогичные данные приводятся в лат. монархианских прологах (IV-V вв.): И. Б. написал Евангелие для тех, кто стремились понять божественные тайны, о которых не писали другие евангелисты (Monarchianische Prologe zu den vier Evangelien: Ein Beitrag zur Geschichte des Kanons/Hrsg. P. Corssen. Lpz., 1896). Относительно времени написания Евангелия от Иоанна церковные авторы приводят разные сведения. Так, свт. Епифаний Кипрский говорит, что И. Б. написал свое Евангелие в 90-летнем возрасте ( Epiph. Adv. haer. LI 12), т. е. ближе к кон. I в. В «Хронике» Исидора Гиспальского (Севильского) (VII в.) указывается, что Евангелие от Иоанна написано при имп. Нерве (96-98), когда евангелист вернулся из ссылки в Эфес ( Isid. Hisp. Chron. 68, 69, 7). В «Пасхальной хронике» (нач. VII в.) под 1-м годом правления имп. Веспасиана (70 г. по Р. Х.) отмечается: «Иоанн Богослов, прибыв в Эфес, прожил там 9 лет, в своем изгнании на остров Патмос - 15 лет и, вернувшись вновь в Эфес и написав Евангелие, находился там до своего успения еще 26 лет» (Chron. Pasch. P. 246). Следов., Евангелие он писал в Эфесе между 94 и 119 гг. Никифор Каллист говорит, что И. Б. записал Евангелие через 36 лет после Вознесения ( Niceph. Callist. Hist. eccl. 2. 45). Согласно Феофилакту Болгарскому , Евангелие от Иоанна написано на 32-й год после этого (63 г. по Р. Х.) ( Theoph. Bulg. In Matth. Praef.). Но Евфимий Зигабен отмечает, что Евангелие было написано спустя много лет после разрушения Иерусалима ( Euth. Zigab. In Ioan. Praef.).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

В результате в Александрии начался голод, что породило сильное недовольство префектом. Несмотря на то что восстание охватило весь Н. Египет и перекинулось на Кипр, его удалось подавить. Часто эти события связывают с борьбой цирковых партий, однако их роль в этом движении неясна окончательно. Др. причиной восстания называется недовольство экономической и налоговой политикой визант. властей в Египте, на что есть косвенное указание в «Хронике» Иоанна Никиуского (La Chronique de Jean. XCVII. P. 411). Во время гражданской войны при имп. Фоке Египет стал ареной борьбы между военачальниками Никитой, двоюродным братом буд. имп. Ираклия, и Вонозом, сторонником Фоки. Одним из наиболее известных эпизодов этих волнений было убийство в Александрии Патриарха Феодора Скрибона, поддерживавшего имп. Фоку. Как отмечает Иоанн Никиуский, победивший в этой борьбе Никита, став префектом, облегчил египтянам налоговое бремя на 3 года (Ibid. CIX. P. 430). Основной внешнеполитической опасностью для Египта в III - cep.V в. были кочевые племена на юж. границах, прежде всего блеммии. С 250 г. блеммии постоянно вторгались в Додекасхойн (12-мильную пограничную зону на юге) и Фиваиду, что нашло отражение как в агиографических источниках, так и у визант. историков. В 298 г. имп. Диоклетиан переселил в район между 1-м и 2-м порогом Нила нобатов (нубатов) и распорядился платить им и блеммиям определенное количество золота ежегодно, формально - как вознаграждение за оборону границ, фактически - как откупное. Однако во 2-й четв. IV в. участились набеги блеммиев, в т. ч. они, вероятно, совершили нападение на мон-рь св. Пахомия в Тавенниси. Имп. Константин принял меры, чтобы обезопасить юж. границу Египта, пригласив делегацию блеммиев в К-поль на празднование 30-летия своего царствования. Несмотря на то что блеммии считались союзниками империи, они продолжали совершать рейды в глубь территории Египта. Напр., в 70-х и 90-х гг. они проводят неск. успешных военных операций, нападая также на мон-ри В. Египта.

http://pravenc.ru/text/372678.html

И. О хронологии посланий Иосифа Волоцкого//РФА. 1992. Вып. 5. С. 1043-1061; он же. «Книга на еретиков» Иосифа Волоцкого//История и палеография. М., 1993. [Вып. 1.] С. 90-139; Тихонюк И. А. Загадка архим. Евфимия: К истокам конфликта Иосифа Волоцкого и митр. Зосимы//Чт. памяти В. Б. Кобрина «Проблемы отеч. истории и культуры периода феодализма»: Тез. докл. и сообщ. М., 1992. С. 172-176; Макарий. История РЦ. М., 1996п. Кн. 4. Ч. 1; Григоренко А. Ю. Духовные искания на Руси кон. XV в. СПб., 1999; Кириллин В. М. «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого//Зап. ОР РГБ. М., 2000. Вып. 51. С. 117-128; Макарий (Веретенников), архим. Сосланы на Спас-Камень//Вологда: Краевед. альм. 2000. Вып. 3. С. 215-217; Алексеев А. И. К изучению творческой истории «Книги на еретиков» Иосифа Волоцкого//ДРВМ. 2008. 1(31). С. 5-15; 2(32). С. 60-71; он же. О «Просветителе» и посланиях прп. Иосифа Волоцкого//ВЦИ. 2008. 2(10). С. 121-220; Назаров В. Д. Зосима//БРЭ. 2008. Т. 10. С. 567. А. И. Алексеев Иконография З. представлена на миниатюрах Шумиловского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232). Группа миниатюр рассказывает о поставлении архимандрита Симонова мон-ря З. в митр. Московского и всея Руси (Л. 433 об.- 435). Однако он изображен только в композиции, иллюстрирующей текст о присылке свт. Геннадием (Гонзовым), архиеп. Новгородским, повольной грамоты на избрание З. (Л. 434 об.). Фронтальная полуфигура З. (без характерных черт) - старца с округлой бородой средней длины, в богослужебном облачении (саккос, омофор и митра) - помещена в окружении архиереев в верхнем ярусе среди палат. Неск. миниатюр посвящено Собору 1490 г. «на новгородские еретики» и деятельности З. (Л. 437-440 об.). На 1-й из них изображены восседающие вполоборота друг к другу вел. кн. Иоанн III Васильевич и З. (с непокрытой головой), вокруг архиереи, монахи, светские лица. На 2-й миниатюре - заседание Собора во главе с вел. князем и митрополитом в саккосе, омофоре и митре, в центре престол с Евангелием и крестом, по сторонам духовенство с иконой и еретики.

http://pravenc.ru/text/200033.html

М.; Л., 1964. Т. 3/4 (по указ.); Описание РО БАН СССР. Л., 1971. Т. 3. Вып. 3: Ист. сборники XVIII-XX вв./Сост.: Н. Ю. Бубнов, А. И. Копанев и др. С. 260-262; Кишкин Л. С. Мария Всеволожая - ясыня или чехиня?//Исследования по истории славянских и балканских народов. М., 1972. С. 253-269; он же. Мария Всеволожая// Кишкин Л. С. Чешско-рус. лит. и культурно-ист. контакты: Разыскания, исслед., сообщ. М., 1983. С. 25-49; Воронин Н. Н. Строители Княгинина собора//Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983. Вып. 1. С. 107-109; Св.-Успенский жен. мон-рь во Владимире, 1200-2000. Владимир, 2000; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Кем была «Мария Всеволожая»?: Отчество и происхождение трех рус. княгинь XII в.//ДГВЕ, 2004. М., 2006. С. 334-347; они же. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династич. история сквозь призму антропонимики. М., 2006 (по указ.); D browski D. Genealogia Mcisawowiczyw. Perwsze pokolenia (do pocztku XIV w.). Krakòw, 2008. S. 374-375, 428, 465, 589-592, 594-595. Tabl. 7; он же (Домбровский Д.) Генеалогия Мстиславичей: Первые поколения (до нач. XIV в.): Пер. с польск. СПб., 2015. С. 615, 617-619. А. В. Кузьмин Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. под 19 марта приводится краткая характеристика облика святой: «Аки Ольга» (БАН. Строг. 66. Л. 90). Наиболее ранние изображения М. Ш. содержатся в Лаптевском томе (РНБ. F.IV.233) Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., где проиллюстрировано рождение каждого из ее сыновей (Л. 400 об., 422 об., 430 об., 432 об., 440, 447, 492 об.). Хотя миниатюры написаны по единой схеме (княгиня изображается возлежащей на ложе в левой части композиции), их детали отличаются разнообразием: служанки могут подносить М. Ш. кубок с питьем, держать опахало, купать новорожденного, показывать его М. Ш. В правой части миниатюры изображается кн. Всеволод Юрьевич, к-рому приносят весть о рождении сына или показывают младенца. Одеяние княгини также может варьироваться: от белой рубахи и зеленого покрывала до красного платья; на ее голове - белый плат и венец.

http://pravenc.ru/text/2562162.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010