Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 22-й седмицы по Пятидесятнице Лк., 33 зач., 7, 36–50 Некто из фарисеев просил Иисуса вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром. Мы слышим сегодня в Евангелии рассказ о грешной женщине. «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, – воспоет о ней Церковь в Великую Среду, – Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит». Она стоит, эта женщина, исполненная смирения, позади Христа, не смея взглянуть Ему в лицо. Она слезами омывает Ему ноги, и волосами своими отирает их. И она возливает драгоценное миро на ноги Спасителя. Глаза ее, которые когда-то были входами и выходами греха, теперь – источники слез. Лицо ее от рыданий потеряло всякую привлекательность и красоту, о которой она столько всегда заботилась. Теперь это не имеет для нее никакого значения. Все прежние грехи, которые как камень носила она в душе своей, изливаются сейчас плачем перед Спасителем. Святая Церковь дает нам образ кающейся и любящей Господа человеческой души.

http://pravoslavie.ru/3715.html

Том I Том II Том III Том IV Пророк Исайя Несколько слов от автора Вступление Глава I. Исторический порядок пророческих книг Глава II. Четвертая книга Царств от кончины Елисея пророка, до нашествия Сеннахерима при Езекии. Глава III. Езекия, нашествие Сеннахерима. Глава IV. Кончина Езекии. Глава V. Книга пророка Исаии. Вступление Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Несколько слов от автора Настоящий опыт объяснения книги пророка Исаии не имеет никаких претензий на критику текста или его переводов или на освещение текста новыми взглядами. Это есть попытка популярного объяснения этой пророческой книги, преимущественно сопоставлением текстов этой книги с другими местами священного писания. Цель этой попытки дать возможность всякому читателю, хотя бы и неподготовленному специальным образованием, уяснить себе связь между пророчествами Исаии и другими ветхозаветными книгами, и между его пророчествами и исполнением их пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа. Мы знаем все, что книги ветхого завета мало известны в России, и преимущественно оттого, что у нас весьма мало популярных на них объяснений. Ученые же комментарии, изобилующие ссылками, без выписки текстов, очень утомительны для обыкновенного читателя. Вследствие этого в России в интеллигентной среде, -кроме лиц духовного звания, – развились не только индифферентизм, но, смею сказать, некоторое недоверие к ветхозаветным книгам, так что люди весьма образованные часто вовсе не знают Библии . В таком незнании и равнодушии к книгам ветхого завета воспитан был и я. Знакомство мое с ними началось, однако в моей молодости, около полувека тому назад, и познакомили меня с ними английские ученые (не богословы). Многие помнят, как в сороковых годах начались раскопки в Месопотамии, и как приблизительно около того же времени появились первые опыты разбора и чтения гвоздеобразных письмен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Несколько слов по поводу рецензий на исследование профессора А.С. Павлова о 50-й главе Кормчей книги Источник Исследование проф. Павлова о 50-й гл. Кормчей было настолько выдающимся явлением в области нашей православной канонической литературы, что естественно не могло пройти незамеченным нашей ученой критикой и библиографией. Не в пример другим произведениям подобного рода, оно вызвало довольно много библиографических сообщений и критических заметок. Его появление было приветствовано значительным большинством наличных канонистов по профессии, а именно: Заозерским (Приб. к Твор. св. отц. 1888. ч. 41, стр. 253–282), Суворовым (Юрид. Вестн. 1888. т. 1, стр. 329), Бердниковым (Отчет о двадцать шестом присужд. Наград графа Уварова стр. 2. Дополн. к Курсу цер. права. Казань. 1889, стр. 314), Барсовым (Приб. к Церк. Ведом. 1888. 2, стр. 42–44). Встречается также не мало анонимных библиографических сообщений и заметок в органах печати духовной и светской тоже сочувственного характера, напр.: в Церк. Вестн. 1888. 36, стр. 654–5, в Русской Мысли 1888. кн. 7, стр. 353–4, в Братском Слове 1888. 4, стр. 256–8, в Рук. д. С.П. 1887. т. 3, стр. 526–530. Все указанные библиографические заметки, рассматривая исследования проф. Павлова с разных сторон, сходятся в общем выводе, весьма лестном для автора; все они отдают должную дань удивления и уважения ученым приемам сочинения, о котором речь, и добытым в нем научным результатам. Совсем другим мнением о книге проф. Павлова проникнута рецензия на нее, составленная проф. Лашкаревым по поводу представления ее на соискание премии митр. Макария и напечатанная в Христ. Чтен. 1890. Сент.-кт., стр. 468–488. Правда, и г. Лашкарев признает заслуживающую полного уважения первую часть труда проф. Павлова, посвященную указанию источников 50-й гл. Кормчей, и называет ее «бесспорно ценным вкладом в историю русского церковного права – историю внешнюю». Но зато он не находит возможным согласиться «с принципиальными воззрениями проф. Павлова на задачи науки православного церковного права и на методы научных по его предмету исследований», выразившимися во второй части его труда (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Республика Македония; македон. Република Makeдohuja], гос-во в центральной части Балканского п-ова. Граничит на севере с Сербией , на востоке - с Болгарией , на юге - с Грецией , на западе - с Албанией (общая протяженность границы 896 км). Территория - 25 713 кв. км. Столица - г. Скопье (500,4 тыс. чел., оценка 2014 г.). Крупные города: Куманово (73,1 тыс. чел.), Битола (72,3 тыс. чел.), Прилеп (65,2 тыс. чел.), Тетово (55,8 тыс. чел.), Штип (44,4 тыс. чел.), Велес (43,4 тыс. чел.), Охрид (39,3 тыс. чел.), Гостивар (39,9 тыс. чел.), Струмица (36,7 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 80 общин, 10 из них образуют г. Скопье. Офиц. язык - македонский. М.- член ООН (1993; под временным названием Бывшая Югославская Республика Македония из-за спора с Грецией о названии Македония), МВФ (1993), МБРР (1993), ОБСЕ (1995), Совета Европы (1995), ВТО (2003). География. Рельеф страны составляют средневысокие горные системы (Шар-Планина (высота до 2748 м), Баба-Планина (до 2601 м), Якупица (до 2540 м) и др.; гора Кораб (2764 м) - наивысшая точка), разделенные обширными межгорными котловинами (Пелагонийская (4 тыс. кв. км) - наибольшая по площади) и долинами рек Вардар (греч. название Аксьос) и Струмица (Струмешница; впадает в р. Струма), относящихся к бассейну Эгейского м. Низшая точка - долина р. Вардар (50 м). На юго-западе расположены частично находящиеся на территории М. озера Охридское и Преспа, а на юго-востоке - Дойранское. На территории М. климат умеренный, переходный к средиземноморскому. В котловинах зима умеренно прохладная и дождливая, лето жаркое и засушливое. Средние температуры янв.- 0,7-1°C, июля - 21-23°C. В среднем в год выпадает от 450 мм во внутригорных котловинах до 1200 мм в горах на западе страны. Население В М. проживают ок. 2069,2 тыс. чел. (оценка 2015 г.). Согласно переписи 2002 г., македонцы составляют 64,2%, албанцы - 25,2, турки - 3,9, цыгане - 2,7, сербы - 1,8, бошняки - 0,8, влахи (аромуны) - 0,5, другие - 0,9%. По оценочным данным на 2014 г., естественный прирост населения составил 1,9%, рождаемость - 11,4 на 1 тыс. чел., смертность - 9,5 на 1 тыс. чел., показатель фертильности - 1,52 ребенка на 1 женщину, детская смертность - 9,9 на 1 тыс. новорожденных. В возрастной структуре: дети до 14 лет - 16,8%, лица от 15 до 64 лет - 70,7%, люди 65 лет и старше - 12,5% (2014). Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 75,5 лет (мужчины - 73,4; женщины - 77,5; 2013). Средняя плотность населения - ок. 80,4 чел. на кв. км. Наиболее густо заселены долина р. Вардар и Пелагонийская равнина. Городское население - ок. 60%. Государственное устройство

http://pravenc.ru/text/2561510.html

Закрыть itemscope itemtype="" > РАН отлучена от политики Лишь 8,8% академических ученых считают, что научное сообщество участвует в разработке основ государственной научной политики России 24.12.2020 1032 Более 50% академиков, членов-корреспондентов и профессоров Российской академии наук (РАН), участвовавших в опросе портала «Научная Россия», негативно оценивает состояние науки в стране. Однако они надеются, что в будущем ситуация изменится, сообщает ТАСС. «Ученые скептически оценивают положение дел в российской науке сегодня и в ближайшем будущем. Так, 50,2% опрошенных описывают настоящее российской науки как мрачное, ее будущее через один год в мрачных тонах видят 46,5%, в светлых – только 14%. С гораздо большим оптимизмом ученые смотрят в отдаленное будущее: через пять лет светлым его считают 32,1%, а через 20 лет – 56,4%», – говорится в результатах опроса. При этом, по мнению 37,1% опрошенных, за время, прошедшее с начала пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), авторитет российских ученых в обществе вырос. Не согласны с этой точкой зрения 25,1%, частично согласны – 37,8%. Кроме того, 52,3% опрошенных считает, что РАН почти не влияет на государственные решения в области научной политики. Еще 36% выбрали вариант «в чем-то влияет, а в чем-то нет». Противоположной точки зрения придерживаются 11,7% респондентов. Согласно результатам исследования, только 8,8% академических ученых признают, что российское научное сообщество активно участвует в разработке основ государственной научной политики. В частности, 49,9% участников опроса считают востребованность отдельных экспертов РАН федеральными органами власти при разработке и принятии решений низкой или крайне низкой, тогда как высокой – 21,2%. Между тем, по мнению большинства опрошенных ученых (62,4%), именно РАН должна отвечать за научно-технологическое развитие нашей страны. Чтобы повысить влияние РАН на научную политику и другие стратегические решения участники исследования предлагают более активно информировать общество о позиции РАН по наиболее важным вопросам через СМИ и социальные медиа – об этом сообщили 57,1% участников опроса (можно было выбрать несколько вариантов ответа).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/24/ra...

Виктор Гамильтон (протестант) Часть вторая. Исход 6. Появление Моисея Исход (1–6) План Книги Исход можно представить одним из следующих способов: Угнетение (1:1–12:36) Освобождение (12:37–15:21) Странствование (15:22–19:25) Божье откровение (20:1–24:18) Поклонение Богу (25:1–40:38) В Египте (1:1–15:21) К горе Синай (15:22–19:2) У горы Синай (19:3–40:38) I. Спасение Богом: избавление от страданий (1–14) А. Страдания (гл. 1–11) В. Освобождение (гл. 12–14) II. Ответная хвала человека (15:1–21) III. Божье действие: спасение (15:22–18:27) А. От жажды (15:22–27; 17:1–7) Б. От голода (гл. 16) В. От отчаяния (17:8–16; 18:1–27) IV. Ответное послушание человека (гл. 19–31) V. Нарушение и обновление завета (32–40) 54 Независимо от того, каким языком мы воспользуемся, излагая вкратце Книгу Исход, основное деление структуры книги в известной степени ясно. В отличие от Книги Бытие (раздел о патриархах, который посвящен нескольким персонажам), Исход ярко освещает только одного – Моисея. Также в отличие от Книги Бытие (вновь главы 12–50), которая охватывает значительный период времени – по крайней мере, четыре поколения, – Исход (19–40) охватывает всего лишь около года. Израильтяне пришли к горе Синай через три месяца после того, как они покинули Египет (19:1). Девятнадцать месяцев спустя ( Чис.10:11 ) израильтяне покидают Синай и отправляются в Ханаан. Таким образом, Книга Исход хронологически следует схеме в таблице 4. Так же как это истинно в отношении повествования Книги Бытие об Аврааме, повествование Книги Исход умышленно является избирательным. Вторая глава рассказывает о первых двух третях жизни Моисея. И даже здесь указаны лишь немногие подробности: он родился, его положили в корзину и опустили в реку, его воспитала дочь фараона. Сорок лет спустя ( Деян.7:23 ) он убивает египтянина и вынужден жить в изгнании в земле Мадиамской. Еще через сорок лет, будучи восьмидесятилетним ( Деян.7:30 ), Моисей начинает свое служение после случая с горящим терновым кустом. Джордж Менденхолл, используя тот случай, когда Моисей убил египтянина, для более глубокого проникновения в вопрос о применении силы, пишет: «На великую важность этого повествования для происхождения религиозной идеологии древнего Израиля указывает тот факт, что это единственная сохранившаяся история о Моисее в период между младенчеством и пережитым им у горящего куста» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Скачать epub pdf Глава 9 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им (1–6). Мнение Ирода о Христе (7–9). Удаление Господа и чудесное насыщение народа (10–17). Исповедание Петрово и учение о самоотвержении (18–27). Преображение Господне (28– 36). Исцеление бесноватого отрока (37–42). Извещение Господом учеников о Своих страданиях (43–45). Кто больше в Царстве Небесном (46–50). Путешествие через Самарию (51–56). Ответы Господа желавшим быть последователями Его (57–62). Лк.9:1–6 . Сказание ев. Луки о послании Господом 12-ти Апостолов своих на проповедь в Иудею и наставления им так же кратки и сложены теми же почти словами, как и сказание об этом Марково ( Мк.6,7–13 ), сравнительно с повествованием ев. Матфея, у которого наставления Господни Апостолам изложены очень пространно ( Мф.10:5–42 ). Ев. Лука далее повествует еще ( Лк.10 и дал.) о послании Господом на проповедь 70 учеников (о чем первые два евангелиста умалчивают), и при этом также сообщает некоторые наставления им Господа; но если и сопоставить вместе те и эти наставления, все же они короче изложены и в совокупности, чем у ев. Матфея. Вероятно Господь, посылая на проповедь и 12 и 70 учеников (не в одно время), давал им в оба раза наставления относительно их проповеди и образа действий, и наставления вероятно очень сходные между собой, так как сходны обстоятельства, при которых они давались, и цели, для которых давались, и назначение лиц, которым давались; ев. Матфей, не имевший в виду повествовать о 70 учениках, совокупил все Христовы наставления Апостолам относительно их проповеднической деятельности, вложил их в уста Христовы при послании 12-ти и изложил их полнее, чем ев. Лука при рассказах о том и другом послании учеников на проповедь. Поэтому сказания ев. Марка и Луки об этом нужно здесь восполнять сказаниями Матфеевыми. – «Созвав» же и пр.: см. прим. к Мф.10:1 . Мк.6:7–8 . – «Проповедывать Царство Божие и исцелять больных»: этими словами евангелист определительнее выражает назначение посылаемых, именно двоякое назначение – проповедь и врачевание (под которым разумеется и врачевание обуреваемых нечистыми духами).– «Ничего не берите и пр. см. прим. к Мф.10:9–10 . Мк.6:8–9 . – А если где не примут и пр.: см. прим. к Мф.10:14 ; Мк.6:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 25 Дети Авраама от Хеттуры Быт.25:1 . И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Этот новый брак, по-видимому, состоялся уже после смерти Сарры; хотя, впрочем, он мог быть заключен и при ее жизни, так как Хеттура и ее потомство, так же, как и Агарь с ее потомством, не имели всей полноты прав законного супружества, с каковою единственно оставались супружество с Саррой и потомство от нее. Быт.25:2 . Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Шесть сынов Хеттуры были родоначальниками целого рода новых кочевых племен Аравии; но имена этих племен, за исключением только разве мадианитян, остались почти неизвестными в последующей библейской истории. Раздел его имущества Быт.25:5 . И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], Единородному сыну единственно полноправной жены – Сарры, Авраам передает все свои как духовные, так и материальные блага ( Быт. 21:10, 24:36 ). Быт.25:6 . а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, Вот мудрое предсмертное распоряжение Авраама: он не оставляет без некоторого обеспечения и детей своих наложниц; но в то же время удаляет их от Исаака, заблаговременно показывая этим, что они не имеют части в имении законного наследника. на восток, в землю восточную. Под этим именем, обыкновенно, понимают Аравию, жители которой, вообще, назывались «бене-кедем» – «сыновья востока» ( Суд. 6:3 ; 3Цар. 4:30 ; Иов. 1:3 ). Впоследствии они получили арабское имя «шаркиин», т.е. восточные, откуда возникло и слово «сарацины». Смерть и погребение Авраама Быт.25:7–8 . Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему. Образное и сильное выражение, показывающее на исполнение Авраамом своего жизненного предназначения, о чем впоследствии в подобных же, только более ясных, словах говорит о себе и апостол ( 2Тим. 4:7–8 ). Последняя мысль данного текста имеет особенно важное значение, поскольку она характеризует собою существование веры в загробное бессмертие души даже и в тот отдаленный патриархальный период (ср. Втор. 32:50 и 3Цар. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН АНДРЕА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 23 , С. 658-659 опубликовано: 26 апреля 2015г. ИОАНН АНДРЕА [Джованни д " Андреа; лат. Iohannes Andreae; итал. Giovanni d " Andrea] († 7.07.1348, Болонья), средневек. канонист, получил от современников титул «источник и глашатай канонического права» (juris canonici fons et tuba). Родители И. А.- отец Андреа и мать Новелла - были уроженцами Тосканы. Ок. 1270 г. они переехали в Болонью, где, вероятно, род. И. А. Начальное образование он получил в принадлежавшей его отцу школе грамматики, потом учился в Болонском ун-те, где нек-рое время изучал богословие, затем стал заниматься правом. Наставниками И. А. в изучении рим. права был Мартин Силлимани, в изучении канонического права - Эджидио Фоскарари и ведущий декреталист того времени Гвидо де Байсио (иначе Гвидо Архидиакон). Будучи студентом, И. А. терпел нужду и был вынужден зарабатывать средства на жизнь и обучение, давая уроки, однако, по собственному признанию, считал преподавание неинтересным и обременительным занятием. Степень д-ра канонического права И. А. получил между 1296 и 1300 гг., как впосл. он сам писал, против собственного желания, благодаря настойчивости и «благому обману» (dolus bonus) наставника Гвидо де Байсио, не взявшего с него установленной платы. Преподавал в Болонье (вероятно, сначала декретальное право , а с 1303 читал ординарные (главные) лекции по «Декрету» Грациана), а также в Падуе (в 1307-1309, когда на Болонью был наложен интердикт , и в 1319).

http://pravenc.ru/text/469800.html

Скачать epub pdf Глава 7 Исцеление раба капернаумского сотника (1–10). Воскрешение наинского юноши (11–17). Вопрос ко Христу от Крестителя из темницы, ответ Его и речь об Иоанне (18–35). Христос в доме Симона фарисея; жена грешница, помазавшая Господа, и притча Его о двух должниках (36–50). Лк.7:1–10 . Об исцелении раба сотникова в Капернауме ев. Лука повествует довольно отлично от повествования об этом Матфеева ( Мф.8:5–13 ),так что «некоторые полагают, что это суть разные лица в повествованиях Матфея и Луки... Но я думаю, что это одно и то же лицо» (Злат. 1, 537–538). И в самом деле, невероятно, чтобы это были два разных события, до такой степени сходные по разговорам Сотника и Господа. Нет, это одно событие, только повествования евангелистов о них несколько различны. Различие же происходит от того, что ев. Лука рассказывает об этом подробнее, тогда как ев. Матфей – в более общих чертах, и Лука обращает внимание на частности, тогда как Матфей имеет в виду общее – чудо исцеления. Из сопоставления их рассказов дело представляется в таком виде: Капернаумский сотник прислал к Господу иудейских старейшин просить Его, чтобы Он исцелил больного слугу этого сотника. Господь пошел к нему. Но на пути встретил еще посланных сотником с выражением его глубокого смирения и с просьбой – не входить в его дом, а только издали сказать слово, могущее исцелить слугу. Господь удивился вере сотника и исцелил издали слугу его, так что посланные, возвратившись, нашли слугу выздоровевшим. Ев. Матфей употребляет в этом случае оборт речи довольно обыкновенный и свойственный многим писателям, по которому сказанное кем-либо через других или при посредстве других представляется сказанным непосредственно от него самого, и ответ, полученный через других, представляется ответом, данным ему самому; ев. же Лука повествует точнее, как было дело. Потому у ев. Матфея представляется разговор Иисуса Христа как бы с самим сотником, тогда как разговор этот происходил через посредство других, сначала иудейских старейшин, потом – друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010