Halleux A. de. Palamisme et scolastiquë Exclusivisme dogmatique ou pluriformité théologique?//RTL. An. 4. 4. 1973. P. 409—442; Idem. Palamisme et Tradition//Irénikon. T. 48. 4. 1975. P. 479—493.    О Варлааме см. наши работы: Meyendorff J. Introduction à l’étude. P. 65 sqq [Введение в изучение. С. 49 слл.]; Idem. Un mauvais théologien de l’unité au XIVe sièclë Barlaam le Calabrais//1054—1954: L’Église et les Églises: Études et travaux offerts à Dom Lambert Beauduin. Vol. 2. Chévetogne, 1955. P. 47—64 [см. наст, изд., с. 546—563].     Gregorius Palamas. Pro hesychastis, II, 3, 36//Défense des saints hésychastes. P. 461 [Триады. C. 249].    Ibid., Il, 3, 31//Ed. cit. P. 449 [Триады. C. 243].    Ibid., I, 3, 7. Р. 123 [ср.: Триады. С. 72].    Ibid., Ill, 1,18. P. 591—593 [ср.: Триады. С. 317].    В передаче Паламы: Ibid., II, 3, 6. Р. 396 [Триады. С. 216].    Ibid., Ill, 1, 9. P. 573 [ср.: Триады. С. 307].     Hussey Edmund М. The Persons-Energy Structure in the Theology of St Gregory Palamas//SVTQ. Vol. 18. 1. 1974. P. 27.    Ср.: Meyendorff J. Introduction à l’étude; см., в части., главу «Христос и обоженное человечество», р. 195—222 [Введение в изучение. С. 219—252].     Γιανναρας Хр. То πρσωπο και о ερως. A­θναι, 1976/[Яннарас X. Личность и Эрос. М., 2007].     Gregorius Palamas. Pro hesychastis, III, 1, 29//Ed. cit. P. 613 [Триады. C. 328].    См., в части.: Le Guillou М. — J. Le mystère du Pèrë Foi des Apôtres, gnoses actuelles. P., 1973; Garrigues J. — M. Procession et ekporèse du Saint Esprit: Discernement de la tradition et réception o_ecuménique//Istina. Vol. 17. 3—4. 1972. P. 345—366.    См. в особенности критику Андре де Аллё в: Halleux A. de. Orthodoxie et Catholicismë du personnalisme en pneumatologie//RTL. An. 6. 1. 1975. P. 3—30.    Ср. наше исследование: Meyendorff J. La procession du Saint-Esprit chez les pères orientaux//Russie et Chrétienté. 3—4. Lille, 1950. P. 158—178.    О спорах вокруг учения Сотириха см. наши работы: Meyendorff J. Byzantine Theology. P. 186—188 [Византийское богословие. С. 264—266]; Idem. Christ in Eastern Christian Thought. P. 197—199 [Иисус Христос. С. 220—222].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

933 „Epicuri Epistola tertia“, 125; у Usener’a, 60–61 стр. Ср. подобные выражения в (Epicuri sententiae» 22, 24 (Usener, 76 стр.) и Lucretius, VI, 9, где об Эпикуре говорится, как о научившем нас быть свободными от душевных беспокойств, испытываемых нами в силу ложных мнений. 944 См. „Epist. tertia“, 127–130, Usener, 62–63 стр.; Sententia 20, Usener, 75; Sententia 24, Usener, ibid. и 29–30. Cp. Cicero, Tuscul. V, 33. 93; Seneca, Epist. 15, 10; Cicero, „De finibus”, I, 13. 43–45; 14. 46; Plutarchus, Contra Epicuri beatitudinem, 4 p. 1089 а и др. Ср. особенно приведенные выше места из сочинений Цицерона: Tuscul. II, 17. 7; V, 10–31 и др. 947 Augustinus, „Ad Nectarium CIV, 3, t. II p. 290 с ed. Ven. 1729; no Usener’y 311 стр. 948 Для суждения о взглядах Эпикура на природу существующего в мире нравственного зла и на его неизбежность и неискоренимость, – у нас мало имеется фактических данных. Но из общего отрицания Эпикуром существовал и в мире целесообразности и из признаваемого им господства в мире чисто механических неразумных законов – это учение о нравственном зле в мире, как неизбежном и от нас независящем, следует с безусловной необходимостью. 949 Впрочем, как мы видели, некоторые стоики тоже были непрочь допустить господство в мире слепого случая. 956 Ср. об этом же у „De finibus“ I, 10. 32–19. 62; II 10.31 (о врожденности стремления к удовольствию); 33. 109; Tusc. II, 6. IS, Tusc. Ill, 24. 46 Tusc. V, 10. 31 и мног. др. Первые две книги из „De finibus“ целиком посвящены Цицероном изложению и разбору учения Эпикура об удовольствии, как высочайшем благе. Ср. „Sextus Empir. Hypotyp.“ Ill, 194 и др. 957 Важнейшие из этих свидетельств собраны Usener’oм в его «Epicurea», главным образом, в отделе: «Epicuri Ethica», стр. 263–341. 958 Epistola tertia, 132; Usener, 64 стр. То же самое Эпикур говорит и в Sententia 5; Usener, 72 стр. 960 De flnibus, I, 18. 57–58. Это же свидетельство об учении Эпикура мы находим у Цицерона в Tuscul. disp. Ill, 20. 49 и в De divin. I, 39. 87 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

362 Происхождение этой книги Гаусрат относит ко времени Помпея (Op. cit. В. I, s. 193), Шюрерг – к 63 – 48 до Р. Хр. Op. cit. В. II, ss. 430–421. Вот более замечательные из псалмов: XVII, 34–36. 50: XVIII, 23. 25. 27; XVIII, 28. 30. 31. 367 Uoah. I, 35 сл. Ср Св. Иоанн Златоуст: „видишь ли, какую озабоченную он (Филипп) имел душу, как часто он размышлял о том, что писал Моисей, и как ожидал пришествия Мессии? Ибо слово „обретохом“ показывает людей, которые постоянно ищут“. (Бес. 20 на Ев Иоан. т. I, стр. 239). 369 Credner. Einleitung in d. N, T. В. 1, s. 209. Ewald. Die Johan. Schriften. В. I, s 44. 77. Wittichen. Der Geschichtliche Charakter des Evangeliums Jeannie, ss. 5–7. Luthard. Op. cit. ss. 131–132. Godet Op. cit. ss. 117–120. Утверждать противное могут и утверждают только последователи отрицательной школы. 370 Вот эти выражения: вкушать смерть, γεεσθαι θαντου (VIII, 52), есть пасху φαγεν τ πσχα (XVIII, 28), по ту и по другую сторону εντε θεν κι εντεθεν (XIX, 18), достойный чтобы ξιος να (I, 27) и мн. др. – Плоть и дух ( σαρξ и πνεμα), свет и тьма ( φως и σκо ταδι), Царство Божие ( βασιλεα Θεο), жизнь и смерть ( ζω и θνατος), вечная жизнь, осуждение и помилование ( ργ и κρσις), правда ( δικαιοςνη), умилостивление ( καθαρισμς), жаждать ( δψην) и алкать ( πεινν) в нравственном, смысле ( 1Uoah. V, II; 11, 2; 1,7; IV, 13 стр.; Omkp. XXI, 6; XXII, 17 ) мн. др. 372 Credner. Einleit. in N. Т. В. I, s. 209. Ewald. Die Johan. Schriften. В. I, s. 44. ff. Godet. Op. cit. ss. 64. 65. Hauff. Op. cit. ss. 70. 73. 77. Luthard. Op. cit. ss. 137. 138. Oskar Holtzmann. D. Johannes evangelium. Darmstadt. 1887 r. ss. 110 ff. Cp. Люкке, Ренан, Apx. Михаил и мн. др. Утверждают противное с известною целью только последователи отрицательной школы. 375 Jos. Flavius. Vita 2. Конечно, эти сведения, как и многие другие, несколько преувеличены, но нельзя не признавать за ними значительной доли правды. 391 Впрочем, некоторые, напр., Франк, Гольцман, и другие не хотят согласиться с теми, которые утверждают, что Иоанн знал Ветхий Завет . По их мнению, Иоанн много заимствовал из священных новозаветных книг, написанных раньше написания Апокалипсиса и Евангелия, равно и посланий. Но это мнение не заслуживает и опровержения: Иоанн припоминает самые небольшие и малоизвестные тексты Ветхого Завета (II, 17 ср. Nc. LXVIII, 10 ), различные события из жизни Спасителя объясняет при свете ветхозаветных писаний (Иоан. ХИХ, 36, 37 ср. Ucx. XII, 46 ; Зax. XII, 10 ) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Vol.2. P.67. 52 См., например, рукописи, хранящиеся в монастырях Дионисиат (3678.144, XVI век), Кутлумуш (3208.135, XVII век) и Ставроникита (944.79, 3211.138, XVI век). 54 Treptele «Scrii» cuviosului Ioan Scrarul/Trad., prescurt.: mitr. Gurie (Grosu). Chiinu. 1938 (Biblioteca cretinului dreptcredincios; 19). См. подробнее: Nicolae (Corneanu), mitr. 1934; Stniloae. 2007. P.17–34. 55 Т.Г.Попова. К вопросу о количестве славянских рукописей «Лествицы» Иоанна Синайского (XII–XVII века)//АрхПр. 2007–2008. Кн.29/30. С.25. 62 РГБ. Троиц. 157, 1412 год, начало XV века, 1433 год, 171, 1-я половина XV века, 1526 год, 162, XVI век и другие. 64 «Труды исписания богодарованнаго разума всепреподобнаго и богоносного отца нашего общаго учителя и наставника Иоанна, глаголю же Лествичника, и спустити бы во всю свою великую Русию, печатным тиснением, на просвещение и украшение святым Божиим церквам и во общую пользу христоименитаго народа душам» – Лествица Иоанна Синайского. М., 1647. С.309 об. 67 Там же. С.245–245об.; Н.И.Николаев. Об источниках московского издания Лествицы 1647 года//ТОДРЛ. 1993. Т.48. С.277–283. 70 Леонид [Кавелин], иером. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1861. С.175–176. 74 СПб., 1908. Подробнее см.: Г.М.Прохоров. «Лествица» Иоанна Синайского//СККДР. Вып.2. Ч.2 (2-я пол. XIV–XVb.). Л., 1989. С.13–17. 75 Scala. 30. 36 (30. 18). Здесь и далее указано внутреннее деление по русскому переводу, в скобках – по изданию монаха Софрония. 107 Scala. 15. 76 (15. 74), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 120; Scala. 23. 5 (22. 6), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 136. 108 Scala. 4. 108 (4. 109), ср.: Marc. Erem. De oper. just. 52; Scala. 14. 21 (14. 17), 15. 39 (15. 37), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 109; Scala. 22. 1 (21. 1), ср.: Marc. Erem. De bapt. V. 62–63; Scala. 26. 69 (26. 1. 43), ср.: Marc. Erem. De oper. just. 25. 140 Напр.: Scala. 3. 11 (3. 15); 5. 38 (5. 24); 15. 41 (15. 39); 30. 17 (30. 11); Ad Pastor. 15 (100); ср.: Greg.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Возможен также перевод: «[Иисус] принёс ограниченную силу, в соответствии с которой Он воспринимал действительность этого мира» (ср. Гюэ в PG 13, 963 А: mensuram potestatis, secundum quam res mundanas continebat, attulisse). 195 Ориген очень часто упоминает в качестве причины морального или духовного падения именно пассивные состояния, вроде «небрежности» (μλεια – ср. PA 3:1, 13–14, CC 6:45, 20:5, 32, Fr. Lam. 20 , Sch. Ap. 30), «невнимательности» (προσεξα – ср. РЕ 29:13, СС 7:69, СМ 10:24) или «легкомыслия» (θυμα – ср. Fr. Lam. 35 , Sch. Ap. 30). Это относится в том числе и к падению разумных духовных существ в предсуществовании (ср. РА 2:9, 2). 199 Ср. СС 2:48, HJr 18:9, Fr. Ps. 28:9, 103:18 . В HC (l.)2:11 (SC 37. P. 99) Ориген утверждает, что олень выманивает змей из их нор своим дыханием и питается ими, не претерпевая вреда от их яда. Аналогичные представления встречаются у различных античных авторов, например, у Элиана в De nat. anim. 2:9. Христианские авторы используют этот образ, придавая ему аллегорический смысл, связанный с победой Христа или верующего над злыми силами или пороками. Ср.: Bas. Caes. Hom. Ps.//PG 29, 300 A; Aug. Enarr. Ps. 43:3 //PL 36, 465–466. 200 Фр. 339 (на Мф.15:31 ): «Они ещё не постигли [божественного] достоинства Господа нашего Иисуса Христа – того, что Он производит исцеления, обладая совершенной силой (ατοδυνμως), Сам будучи Тем, через Кого Отец всё совершает, но думали, что Он – человек, действующий сверх [возможностей] человека, и воздают хвалу Богу. И тогда исполнилось сказанное Господом Отцу: „Я прославил Тебя на земле“ ( Ин.17:64 ). Ибо человек, творящий что-либо чудесное, сам не прославляет Бога, но прославляется Богом, получая часть чудотворной силы. Христос же Сам – Тот, Кто творит чудеса, Сам прославляет Отца, сделав очевидной Его силу, которой является Он Сам. Бога же они прославляют не [какого-либо] другого, а Израилева, ибо и нет другого согласно безумию Маркиона, а Он один». 206 Ориген обращает внимание на то, что в тексте Иоанна по отношению к первому из двух сравниваемых эпизодов используются формы ναπεσεν и εχαριστσας, которые у других евангелистов встречаются только во втором эпизоде, чему непосредственно перед этим сам Ориген придал некое принципиальное, хотя и не разъяснённое значение. Читать далее Источник: Ориген. Комментарий на Евангелие от Матфея (Книги 10–11)//Богословские труды. 2007. Сб. 41. С. 20–84. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

17:12. Десять рогов представляли десять царей из Дан. 7:24 , возможно, после греко-македонского царстваАлександра Македонского (хотя большинство иудеев в римскую эпоху считали Рим четвертым царством). Высказывалось предположение, что Иоанн применяет эту терминологию к четырнадцати парфянским сатрапам, но, скорее всего, это можно отнести к вассальным государствам Рима на Востоке (ср.: Отк. 17:2 ). 17:13. Заговор этих царей против Бога ни к чему не приведет; в этом издавна были убеждены иудеи (ср.: Пс. 2:2; 82:6 ). 17:14. Титул «Царь царей» долгое время относили к высшим правителям Востока ( Иез. 26:7 ; Дан. 2:37 ; ср.: 2:47), а теперь он используется как титул парфянского царя. Но важнее то, что иудеи издавна применяли этот титул по отношению к Богу (см.: Втор. 10:17 ). 17:15,16. Римская империя и ее союзники в конце концов восстанут против самого Рима – это угроза самоуничтожения и неверности тех, кто руководствуется злыми помыслами. Этот образ взят из ВетхогоЗавета ( Иер. 4:30 ; Пл. 1:2; Иез. 23:9 ). О сожжении в огне говорится в Дан. 7:11 . Хотя огонь был обычным способом уничтожения завоеванных городов в древности ( Ам. 1:4 ), некоторые осведомленные читатели могли вспомнить о слухах по поводу того, что Нерон сжег Рим в 64 г. н. э. и обвинил в этом христиан; Рим должен был проявить больше мудрости и не допустить нового Нерона. (Версия о том, что Рим был сожжен, как дочь священника, виновная в прелюбодеянии, Лев. 21:9 , также имеет право на существование, хотя и не столь вероятна, как только что предложенная.) 17:17. Иудеи признавали, что в современном мире преобладают силы зла, но соотносили их с ангелами, обладавшими ограниченной властью; они также признавали, что Бог управляет всем сущим в вечности.Кроме того,– по их представлениям и как об этом говорилось в Ветхом Завете, Он воздвигнет один народ, чтобы судить другой, но Божий замысел в корне отличается от намерений самих этих народов с их ограниченным разумом (см., напр.: Иер. 51:11,29; 52:3 ; Иоил. 2:11 ). 17:18. В дни Иоанна никто из жителей Римской империи не сомневался в том, что городом, «царствующий над земными царями», был Рим; еще меньше сомневались в том, что семь холмов (17:9) указывают на Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

с 9:13; 19:22; 27:7–9; 48:10; 42, кон... Ст. 7; о том, что Господь в наказание предал землю Израиля «опустошению» ср. с 3:25; 5:6; 6:11–13; 7 кон. (13:9; 14:23 – о вселенной и Вавилоне), 15 гл., 17:11; 24:1; 32:12–15; 34 (об Эдоме и вселенной), 49:19; 58:11–12; 62:8; 64:10–11. Мысль стиха 9-го: «если бы Господь не оставил нам небольшого остатка»,.. как было сказано, повторяется во всей книге. Ст. 11–14 обличение в лицомерии и об истинном праздновании – ср. 9:17; 29:13, 1; 30:29; 32:6; 33:20; 43:23–24; 56:6; 58; 66:1–3, 23... Стих 15-й: «руки ваши полны крови» ср. с 4:4; 5:7; 33:15; 59:3... Стих 15-й; «когда вы простираете руки, Я не слышу»... ср. с 16:12; 25:11 (о Моаве): 19:22 (об Египтянах); 30:19; 33:2; 37:4, 17; 38:5; 41:17; 58:9; 65:24... Стихи 16:18 и 25-й: «омойтесь, очиститесь», «убелю как снег», «отдели от тебя свинцовое», ср. с 4:4; 6:7; (отчасти) 13:12; 43:25; 44:22; 48:10; 64:6; 66:17... Стих 17-й и 23 – исчисление дел милосердия и дел неправды ср. с 5:23, 8; 10:1–2; 11:4; 32:5–8; 33:15; 57:11; 58:3–4, 6–7... Тот же 17-й стих: «ищите правды» ср. с 5:7; 26:9; 30:10; 32:1–8; 33:15; 55:6–7; 56:1; 58:2... Равным образом со ст. 21, 26, 27 – о правде и спасении правдою – можно найти сходство во всей книге, – это основная мысль книги. Ст. 18: «если послушаете, будете вкушать блага земли» ср. с 3:10; 33:16; 55:2–3; 58:14. Стихи 20:28–31, 24 о воздаянии «отступникам», ср. особ. с 65:11–12; 66:15, 24;... со стихом 30 ср. особ. 58:11 или 64:6; со стихом 31-м ср. 9:18–19; 50:11...; с 24-м стихом ср. 65:6... 311 Что, напр., за речь была бы в 2–4 ст., если бы она когда-то существовала отдельно; что за речь в 5–9 ст., если она не была первоначально в связи с 2–4 ст.?... из новейших ученых это признает, напр., Kuenen, отчасти Giesebrecht и др. 312 Думу почему-то представляется, что стихи 27 и 28 нарушают последовательность в ходе речи, и потому он считает 27 и 28 стихи вставкой, тогда как оба стиха стоят в неразрывной связи со стихами 26 и 29 и по содержанию вполне соответствуют ходу мыслей главы и ее основной мысли: и именно в 27 стихе заключается основная мысль главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

60) Ст. 3 Евр. «обратил, обратил». Греч. только πστρεψε; 61) Ст. 5 Евр. «оградил (меня) горечью и мукой». Греч. κα κκλωσε κεφαλν μου κα μχθησεν; cp. Αρ. vallavit caput meum; 62) Ст. 9. Евр. «заградил пути мои тесанными камнями». Греч. νκοδομησε δος μου, τραξεν; ср. Ар. aedificavit et occlusit viam meam; 63) Ст. 11. Евр. «пути мои извратил». Греч. κατεδωξε θεστηκτα; ср. Ар. cum consisterem, contrabebat sese; 64) Ст. 13. Евр. «сынов колчану своего». Греч. ος φαρτρας ατο; 65) Ст. 16. Евр. «приклонил меня». Греч. ψμησ με; ср. Ар. cibavit me; 66) Ст. 17. Евр. «добро». Греч. γαθà, мн. число; 67) Ст. 18. Евр. «и сказал: погибла». Греч. κα πλετο; ср. Ар. periitque; 68) Ст. 19. Евр. «помяни». Греч. μνσθην; ср. Ар. recordatus sum; 69) Евр. «бедствие мое и огорчение мое». Греч. π πτωχεας μου κι κ διωγμο μου; 70) Евр. горечь и желчь (помяни). Греч. πικρα κα χολ μου; слова эти связаны с дальнейшим μνησθτ,σεται (ст. 20); ср. Ар. absynthium meum et fel meum in memoria sunt; 71) Ст. 22. Евр. - - , «милость Господня, что мы не погибли, ибо нескончаемо милосердие Его». Греч. τ λη Κυρου, τι οκ ξλιπ με, τι ο συνετελσθησαν ο οκτηρμο ατο. μνας ες τς πρωας λησον Κριε, τι ο συνετελσθημεν, τι ο συνετελσθησαν ο οκτηρμο ατο; 72) Ст. 30 Евр. «поношения (насытится)». Греч. νειδισμν, мн. число; 73) Ст. 32. Евр. - «ибо если унизит, – то и помилует». Греч. неточно: τι ταπεινσας οκτηρσει; 74) Ст. 33. Евр. - «ибо не отринул». Греч. οκ πεκρθη, пропускает союз; 75) Ст. 36. Евр. - «не видит ли Иегова». Греч. κριος οκ επε; ср. Ар. non dicit; 76) Ст. 40. Евр. ... «исследуем… и испытаем». Греч. ξηρευνθη..:κα τσθη; ср. Ар. pervestigata est via nostra et examinata; 77) Ст. 45. Евр. «сором и мерзостью» (сделал). Греч. καμμσα με κα ποσθναι; ср. Ap. ut clauderes oculos meos et perirem; 78) Ст. 47. Евр. «опустошение». Греч. παρσις; 79) Ст. 49. Евр. «и не умолкает». Греч. κα ο σιγσομαι; ср. Ар. et non tacebo; 80) Евр. «по причине отсутствия ослабления (… страданий)». Греч. неясно: το μ εναι κνημψιν; 81) Ст. 51. Евр. «града моего». Греч. πλεως; ср. Ар. urbis. 82) Ст. 52. Евр. «враги мои». Греч. πντες ο χθρο μου; 83) Ст. 53. Евр. «ввергли». Греч. неточно: θαντωσαν 84) Ст. 54. Евр. «полились воды». Греч. περεχθη δωρ, ед. число; 85) Ст. 56. «на вопль мой». Греч. ες τν βοθειν μου; 80) Ст. 59. Евр. «рассуди». Греч. κρινας; ср. Ар. judicasti; 87) Ст. 61. Евр. «укоризну их, Господи». Греч. νειδισμν ατν; ср. Ap.: opprobrium eorum; 88) Ст. 63. Евр. «я песнь их». Греч. π οφθαλμος ατν; ср. Ap. super oculos eorum; 89) Ст. 65. Евр. (дай им) «ослепление сердца, проклятие твое на них». Греч. περασπισμν καρδας μου μχθον 66. σ ατος; В главе четвертой

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

29 Ibid. л. 18 обор. Ср. совр. рубр.: «аще пред освящением святых даров муха впадет во святую чашу». 30 Ibid. л. 19 обор. Ср. совр. рубр.: «аще что от божественный крове укапнет на дску, на земли голый»; «аще на подножном сукне или ковре укапнет божественная кровь». 31 Ibid. л. 21 обор. Ср. совр. рубр.: «аще на индитиях престольных, аще на покровец или на святую одежду укапнет святая кровь». 32 Ibid. л. 21 обор. 22 Ср. совр. рубр. «аще случаем коим приключится всей божественней крови излятися»; «аще ничтоже останет во святой чаше». 35 Ibid. л. 23 и обор. Ср. начальный рубрики современного отдела «о прислучаях недостаточества служащего священника». 53 Евхологион, албо Молитвослов, или Требник, имеяй в себе церковные различные последования, иереям подобающие. Стр. 217–70. Киев. 1646 г. 61 Ibid., л. 51 – 88. «Воумление» усвояют Евфимию Горский и Невоструев. (Описание словян. рук. Москов. Синод, библ. II, 3, стр. 454). Миркович (О времени пресуществления даров, стр. 38, 253), Сменцовский (Братья Лихуды, стр. 104, 135). 91 Деяния Московских соборов 1665 и 1667 г. Книга деяний соборных 1667 г. л. 64 и обор. Москва. 1893 г. 92 Писания отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. III т. стр. 152. 97 Правила св. апостол. стр. 61. М. 1876 г. Ср. 151 ст. Номоканона. Павлов. Номоканон, стр. 289. 98 Правила св. поместных соборов. Вып. I, стр. 151. Ср. 38 пр. Карфагенского собора и толкование на него Аристина. Ibid., вып. II, стр. 470. 100 Кормчая. Часть I, л. 176 обор. Ср. «Поучение святительское новопоставленному священнику» по списку XIII ст. Русская Историческая Библиотека. VI т., 1 ч.. столбец 106. 109 Правила св. поместных соборов. Вып. II, стр. 379. Это предписание удерживает как требник Могилы (стр. 222), так и «Воумление» – (л. 53 обор.). 110 Ρλλη α Πτλη Σνταγμα. IV, σ. 456 – 7. Небезизвестны были данные постановления и древнерусской церкви. Так, по наставлению епископа Нифонта, в день совокупления священник не только не должен служить литургии, но и входить в алтарь. Русская Историческая Библиотека. VI т., 1 ч., стол. 31. Плотское общение он допускает в промежуточные между совершением евхаристии дни. «Аще поп восхощет служити в неделю и вувотник, может совокоупитисися мыже деньми, израния в понедельник. Ibid. Ср. и столб. 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

вихрь развеет их, а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться о святом Израиля (15–16; ср. 29:19; 25:9; 9:3; 61:10). Бедные и нищие ищут воды, и нет ее (ср. 14:30; 23:18; 30:20; 33:16...). Я, Господь, услышу их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером (ср. Мф.14:15–16 и 15:32–33) и сухую землю – источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим, и мирту, и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе (41:18–19; ср. 35:6–7; 30:25; 43:19 и др.), чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это» (41:20), т. е. спасение Сиона и ближайшим образом – избавление от плена. Напротив, народы и идолы их «ничто», «все они ветер и пустота», «мерзость тот, кто избирает их» (24–29 ст.), ибо пусть они представят доказательства: пусть «возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть возвестят нам о будущем» (22–23), т. е. пусть они явят силу свою чрез предсказание будущего, так как предсказывающий будущее имеет силу и направить сами события по предсказанному. Господь, изрекающий пророчества, действительно «творит» будущее: предсказание и исполнение предполагают Единого Всемогущего Виновника. «Я воздвиг его – Кира – от севера, и он придет, от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину» (ст. 25; ср. образы в 5:25; 10:6, 15; 14:25, 11, 19; 26:6–7; 29:16; 30:14; 45:9–10; 64:8…). «Кто (из идолов) возвестил это от начала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: «правда?» Но никто... не возвестил, и никто не слыхал слов ваших. Я первый возвестил Сиону: вот вам (спасение) и дал Иерусалиму благовестника». – Назвав выше (41:8) всего Израиля «рабом Господа», которого Он призвал, пророк говорит теперь об ином «Рабе Господа», как происходящем от Израиля отдельном Лице, Которому одному во всей полноте и истинности приличествует это название – именно о Мессии. Израиль – «раб Господень», но лишь чрез одного Праведника (53:11) сделается весь народ праведным, в собственном смысле «рабом Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010