Златоуст составил не дошедший до нас комментарий на И. п. к. (CPG, N 4447; там же о возможной арм. версии; см. также: Miller D. R. Found: A Folio of the Lost Full Comment. of John Chrysostome on Jeremiah//HarvSCPh. 1992. Vol. 94. P. 379-385). Др. схолии Златоуста в катенах (CPG, N 65-66; Faulhaber M. Die Propheten-Catenen nach römischen Handschriften. Freiburg i. Br., 1899. S. 2-3), по мнению ряда исследователей, ему не принадлежат ( Dassmann. 1994. S. 594). Мн. цитаты из И. п. к., иллюстрирующие идеи проповедника, встречаются в ряде его аутентичных произведений. Нек-рые стихи книги интерпретируются Златоустом в различных местах по-разному. Так, в толковании на евангелиста Матфея святитель приводит слова Иер 11. 14 («Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своем»), чтобы подчеркнуть, что, несмотря на молитвы нераскаявшихся грешников или кого-то, кто «имеет дерзновение к Богу, ходатайствовать за них», они не будут помилованы, ибо человеколюбивый Господь дает по молитве только просящим «полезного», делающим добро и живущим «жизнью апостольской» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 60. 2). В 5-й беседе Златоуст на основании той же цитаты (соединенной с Иез 14. 14-16) настаивает на том, что верующий может покаяться только в собственных грехах: «После милосердия Божия ни на что другое не надеялся как только на собственную добродетель» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 5. 4). Большинство цитат из И. п. к. у Златоуста вообще связано в основном с темой покаяния и прощения грехов. Цитаты из пророчеств о карах приводятся для побуждения верующих к стяжанию добродетели, за чем последует милость Господа (Ibid. 64. 1 (Иер 18. 7-10); ср. также: Ibid. 17. 7 (Иер 2. 10-11); Ibid. 8. 4; 26. 4; 67. 4; 86. 4 (Иер 8. 4); Idem. De laud. S. Paul. 3. 4. P. 168 (Иер 14. 7 и Иер 10. 23)). Др. ключевой темой в рецепции И. п. к. Иоанном Златоустом было сравнение ВЗ и НЗ ( Idem. In Matth. 9. 3; 17. 6; 21. 3; 30. 4 (Иер 2. 17-18; 4.

http://pravenc.ru/text/293622.html

1 Шмеман А., протопр . Дневники: 1973—1983. М., 2005. 2 Meyendorff J . Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. P., 1959. 3 Ibid. Р. 213. 4 Ibid. Р. 262. 5 Meyendorff J . Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. NY, 1983. P. 64. Эта работа представляет собой замечательный синтез постхалкидонского византийского богословия. 6 Introduction… Р. 309. 7 L’iconographie de la Sagesse Divine dans la tradition Byzantine//CA. T. 10. 1959. P. 259—277; Wisdom-Sophiä Contrasting Approaches to a Complex Theme//DOP. 41.1987. P. 391—401. 8 Meyendorff J . Le Christ dans la théologie byzantine. P., 1969. 9 Idem . Imperial Unity and Christian Divisions: The Church, 450—680 AD. Crestwood, NY, 1989. 10 Idem . Christ’s Humanity: The Paschal Mystery//SVTQ. Vol. 31. 1. 1987. P. 5—40. 11 Cm.: Introduction… P. 214, где о. Иоанн говорит, что «le fait chrétien [событие христианства]», т. е. Воплощение Христа и поданная им благодать, — это «главная идея, лежащая в основании всего богословия Паламы». 12 Le Christ… P. 117: «une feinte pédagogique». 13 Ibid. Р. 103. 14 Idem . Byzantium and the Rise of Russiä A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge, 1981. 15 Ibid. Р. 97. 16 Idem . Vision of Unity. Crestwood, NY, 1987. 17 Idem . Witness to the World. Crestwood, NY, 1987. 18 Witness… Р. 17. 19 Ibid. Р. 23. 20 Ibid. Р. 57. 21 Ibid. Р. 82. 22 Ibid. Р. 24. 23 Ibid. Р. 109. 24 Ibid. Р. 127. 25 Vision of Unity… P. 25. 26 Ibid. P. 85—86. 27 Ibid. Р. 52. 28 Idem . Orthodox Unity in Americä New Beginnings?//SVTQ. Vol. 35. 1. 1991. P. 19. 29 Ibid. P. 17; 19. 30 Данные на момент публикации статьи в Британнике, т. е. на 1974 г. — Здесь и далее под знаком и в квадр. скобках даны сноски и примечания редакторов . 31 современным сведениям, о. Павел Флоренский был расстрелян 8 декабря 1937 г. 32 временных лет». 33 Православный Богословский институт. 34 Ср. с нашим эссе: Meyendorff J . Bible and Tradition in the Orthodox Church//The Student world. Geneva, 1958. 1. P. 39—45.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛАМ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 18 , С. 257 опубликовано: 25 июня 2013г. ЕЛАМ - см. Элам . Рубрики: Всемирная история. Древние государства Ключевые слова: Государства древние Елам - см. Элам См.также: АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ древняя страна в Вост. Закавказье БАКТРИЯ древн. историко-культурная обл. в Ср. Азии ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/189669.html

246 πολλ µλλον τς ναιµκτου θυσας νν ατ παρ τν ερουργν τελουµ(ν)ης τν ζµην, ξ ς θεος (κα) κηλδωτος ρτος γενσεται, καθαρν κα ξαρετον εναι προσκει, [φ’] ς ο πλεους ελογαι, λλ’ µν(ον) σαι ρκοσιν ες πηρεσαν τς κκλησας γενσονται (Acta Monasterii Protatorum, Chrysobullum et typicon Manuelis II Palaeologi. 9. 3–5//TLG. 5310/14). 247 Erickson J. H. Leavened and Unleavened: Some Theological Implications of the Schism of 1054//St. Vladimir " s Theological Quarterly. 1970. Vol. 14. P. 158. 249 Homilia en el acto eucaristico de adoracion nocturna en Madrid, 31 de octubre de 1982 (цит. по: Diccionario de Juan Pablo II. Madrid, 1997. P. 318). 250 Alia excommunicatio//Will C. (ed.) Acta et scripta quae de controversiis Ecclesiae Graecae et Latinae saeculo undecimo composita extant. Lipsiae et Marburgi, 1861. P. 154. 251 Ср. сходное с маркионовским понимание у Прокопия Ритора: ς ν µ µικρ ζµη λον τ φραµα δολσ (Procop. Rhet. Comm. in Is.//PG. 87β. Col. 1864) и в «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. II 17. 18–21//TLG. 2894/1). 252 γρ ζµη τ εδος φυρµατος ργον κα π το φυρµατος τ ζυµοσθαι, κα οκ ν ν τος πρωτοτποις τ εδος φνιζεν συνετς τν παραβολν το ανγµατος ποιησµενος (Epiph. Adv. haer. 2. 157. 5–8). 253 ... κα ζµην καινν τν θετητα κα τν το πνεµατος δναµιν, ν ζυµοται κα συγκιρνται τ ψυχ (Macar. Aeg. Sermo. 64 (collectio B). 10. 2. 4. 1–5. 1//TLG. 2109/1). 254 τοτο γρ στι τ σµβολον τν ζµων, να µ τ παλαι τς κακς ζµης ργα πρττητε (Iust. Martyr. Dial. 14. 2. 1–7//TLG. 645/3). 255 διορατικν ον στι κα προσεκτικν χωρζειν τν ζµην τν Φαρισαων κα Σαδδουκαων κα πσαν οκ ζµων «ελικρινεας κα ληθεας» τροφν π το ζντος ρτου κα ξ ορανο καταβεβηκτος. (Origen. In Matth. 12. 5. 23–26//TLG. 2042/30). 256 Παλς φησιν, τι µικρ ζµη λον τ φραµα ζυµο, οτως λιγοστ πλιν ελογα σµπαν µν ες αυτν ναφρει τ σµα, κα τς δας νεργεας ναπληρο, οτω τε ν µν γνεται Χριστς, κα µες α πλιν ν ατ. κα γρ δ κα ληθεων ρε τις τι κα ν παντ µν στιν ζµη το φυρµατος... (Cyr. Alex. In Ioan. 1. 535. 19–25//TLG. 4090/2).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

3Цар.8:62 .  И царь и все Израильтяне с ним принесли жертву Господу. 3Цар.8:63 .  И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Так освятили храм Господу царь и все сыны Израилевы. 3Цар.8:64 .  В тот же день освятил царь среднюю часть двора, который пред храмом Господним, совершив там всесожжение и хлебное приношение и вознеся тук мирных жертв, потому что медный жертвенник, который пред Господом, был мал для помещения всесожжения и хлебного приношения и тука мирных жертв. 3Цар.8:65 .  И сделал Соломон в это время праздник, и весь Израиль с ним, – большое собрание, сошедшееся от входа в Емаф до реки Египетской пред Господом Богом нашим; [и ели, и пили, и молились пред Господом Богом нашим у построенного храма] – семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней. 3Цар.8:66 .  В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя и пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю. Огромное число жертв (ст. 63), преимущественно мирных (евр. шламим), соединявшихся, как известно, с пиршествами приносителей и приглашенных ими сотрапезников ( Лев.7:11 и далее; Втор.12:7,14:23 ), вполне понятно при громадном стечении народа (ст. 65) на торжество 7 , длившееся не менее двух недель (65, ср. блаженный Феодорит, вопр. 30). Ввиду обилия жертв, устроены были и освящены дополнительные жертвенники во дворе храма. Выражение «от входа в Емаф до реки Египетской» напоминает известное уже «от реки Евфрата до земли Филистимский и до пределов Египта» ( 3Цар.4:21 ); оба выражения определяют границы Еврейского царства при Соломоне от крайнего северо-востока до крайнего юго-запада. Емаф (евр. Хамат, LXX: Ημθ, Εμθ, Αιμθ; Vulg.: Emath) – при Моисее – северный предел обетованной земли ( Чис.13:22,34:8 ); (Onomastic. 424–425), к северу от гор Ермона или Антиливана, на реке Оронте. При Давиде Емаф с областью был самостоятельным государством, и здесь был дружественный Давиду князь Фоа ( 2Цар.8:9–10 ; 1Пар.18:9–10 ); Соломон занял его ( 2Пар.8:3–4 ) и укрепил ( 3Цар.9:19 ; ср. 4Цар.14:28,17:24,30,18:34,19:13 ). У греков впоследствии Емаф назывался Επιφνεια (Reland. Palastin, 119). «Река Египетская» или «поток (евр. нахал ) Египетский» – не Нил, а юго-западная граница Палестины ( Чис.34:5 ), где был город Ринокорура, теперь Эль-Ариш, близ Газы (Onomast. 797).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Сверх этого». Всякое усиленное посредством какой-либо божбы заверение – «от лукавого:» от зла, от неправды; так как виновник всякого зла есть диавол, то – от диавола (Златоуст, Феофилакт, Евфимий Зигабен) . Запрещая клясться вовсе, Спаситель, очевидно, не разумеет клятвы законной, необходимой в общественной (какова присяга) и частной жизни клятвы именем Божиим. Сам Он утвердил клятву на суде, когда на слова первосвященника: Заклинаю Тебя Богом живым, – отвечал: Ты сказал, так как у евреев обыкновенно суд произносил клятвенную формулу, а обвиняемый усвоял ее себе словами: Аминь, да будет так, ты сказал ( Мф.26:63–64 ). Апостол Павел призывает Бога во свидетельство истины своих слов, что есть, очевидно, та же клятва ( Рим.1:9,9:1 ; 2Кор.1:23,2:17 ; Гал.1:20 ; Флп.1:8 ; 1Фес.2:5 ; Евр.6:16 ). Клятвы были предписаны Законом Моисеевым, но Господь не отменил этих клятв ( Исх.22:11 ; Лев.5:1 ; Чис.5:19 ; Втор.29:12–14 ). Отменяются клятвы пустые, фарисейски-лицемерные и легкомысленные. Мф.5:38 . Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. «Око за око и зуб за зуб». Законы, изложенные в Исх.21:24 ; Лев.24:20 ; Втор.19:21 . Строгие, даже суровые, законы эти даны были «не для того, чтобы друг у друга вырывали глаза, но дабы удерживали руки свои от обид, ибо угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Хотя Закон же сам и пророки ограничивали действие этого закона, запрещая и обличая любомстительность ( Лев.19:18 ; Плач.3:27–30 ; Притч.24:29 ), тем не менее закон этот был в действии и, будучи дан, как и другие подобные законы, по жестокосердию, или жестоковыйности, или грубости иудеев ветхозаветных, не согласился с высокой любовью христианской и потому требовал отмены или совершенствования. Мф.5:39 . А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. «Не противься злому». Злому действию, причиняемому недобрым или злым человеком, а так как виновник зла – диавол, то под злом можно разуметь здесь «диавола, действующего посредством человека, наносящего обиду. Итак, ужели диаволу не должно противиться? Должно, но не так, а как повелел Спаситель, то есть готовностью терпеть зло. Таким образом ты действительно победишь лукавого» (Златоуст, Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ради Своих прежних милостей Господь продолжает вести их (ср. ст. 13б–14 с Пс. 77:72 , где Давид завершает труд Моисея). 63:15 – 64:12 Брошенная семья Господа. Троекратное молитвенное воззвание Ты – Отец наш (63:16; 64:8) придает этой молитве особую остроту, потому что горечь отчуждения борется в ней с необходимостью принятия наказания. Признаки отчуждения частично внешние, проявляющиеся в том, что враг попирает все, что прежде было свято (63:18; 64:10–11); но гораздо серьезнее внутренние проявления: духовное ожесточение в 63:17, разрушительные действия греха, описанные в 64:5б – 6 (блестяще отмечена его способность входить в привычку, развращать и разрушать), и общее безразличие (64:7), которое превращает ситуацию в практически неисправимую. Во всем этом проявляется суд Господа, Который удержал Свои милости (63:15), ожесточил их сердца (63:17; ср.: 6:10) и оставил их погибать (в евр. букв, «истаивать») от (из–за или посредством) беззаконий их (64:7). Из последней фразы ясно, что не Господь повинен в их духовном опустошении, а они сами постепенно опустились так низко, заигрывая со злом. С другой стороны, никогда не поздно взывать к Отцу небесному, Чье постоянство не присуще человеческой натуре (ср.: 63:16 с 49:15; Пс. 26:10 и 63:16 – от века). Кроме того, Он всегда помогал надеющимся на Него (64:4; ср.: 8:17; 30:18), значит, нужно вновь просить Его о помощи (64:1–5а). (В тексте Нового Завета говорится о том, как удивительно будет вмешательство Господа; ср.: 1Кор. 2:9–10 ). Наконец, Господь – Творец всего, и поэтому в силах изменить любую ситуацию (64:8). Твердая вера, выраженная в этих словах, очень отличается от изображенной в 45:9–10. Данная молитва начинается с хвалы Господу (63:7) и служит образцом для всех молящихся, которые взывают к Богу «из глубины». Но заканчивается молитва вопросом. Ответ Господа станет как бы итогом мысли автора и полученным им от Бога откровением. 65:1 – 66:24 Великое разделение В этих главах, не претендующих на изображение конечной победы света, всеми силами подчеркивается контраст между светом и тьмой и полностью рассеивается надежда на привилегии для кого–нибудь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Как бы мы ни подходили к истории становления Книги Иеремии и ее отдельных частей и как бы ни расценивали соотнесенность ее содержания с историческими событиями, некоторые сообщения нельзя сбрасывать со счетов как чистые анахронизмы: не соотнесенное с каким-либо определенным временем поручение Иеремии записать полные надежд слова о будущем Израиля (30:2); относящаяся к 605г. диктовка имевшихся на тот момент пророчеств Варуху и приказание ему же зачитать их в Храме (36:1–8; ср. 45:1); уничтожение свитка Иоакимом и изготовление второго, дополненного свитка (36:17 слл., 27 слл., 32); переписка Иеремии с представителями высших слоев общества, которые уже были депортированы в Вавилон, относимся ко времени Седекии (29); прочтение вслух ответного письма некоего Шемаии, который требовал наложить запрет на деятельность Иеремии (29:25, 29); передача Иеремией книги с предсказаниями бедствий, которые обрушатся на Вавилон, брату Варуха Сераии, который сопровождал в 594г. Седекию во время посещения им Навуходоносора, с приказанием утопить эту книгу, после того как он прочитает ее вслух, в Евфрате (51:59–64). Да и на протяжении всей Книги Иеремии нередко встречаются указания на «новую» культуру письма: Варух носит титул «писца» (36:26); в качестве функционального обозначения человека, занимающего высокую должность, встречается именование «главный писец в войске, записывающий в войско народ земли» (52:25); в комнате (царского) писца во дворце собираются, согласно сообщению 36:12, князья (в 36:20 слл. это помещение обозначено как «комната Елисама, царского писца»); 37:15, 20 идет речь о доме писца Ионафана, в котором устроена тюрьма. Помимо «писем/книг», «свитков» (36; 51:60) со «столбцами» (36:23), «скрижалей» (17:1), «чернил» (36:18), «железного резца и алмазного острия» (17:1, ср. 8:8) в книге упоминается также «писцовый ножичек» (36:23). Неоднократно упоминаются письменные документы: 3:8 – разводное письмо Яхве к Израилю; 32:10–16, 44 – купчая запись на приобретение наследуемого земельного участка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Что касается послания и посольства Езекии к жителям десятиколенного царства, сначала к ближайшим коленам к северной границе Иудеи – Ефремову и Манассиину (ст. 1), а затем и к более отдаленным (ст. 5, 10) с увещанием обратиться к Иегове и прибыть в Иерусалим на праздник (ст. 5–9), то непонятное с первого взгляда вторжение Езекии в пределы другого государства может быть пояснено частью тем, что вторжение это имело духовные, религиозные мотивы, а не политические. Затем слабость Израильского царства при современнике Езекии Осии была очевидна и падение его последовало всего через 5 лет после описываемой в гл. ( 2Пар.30 ) Пасхи ( 4Цар.18:10 ). Наконец, если верить иудейской традиции, Осия, вообще лучший других израильских царей ( 4Цар.17:2 ), отменил стеснения для своих подданных к посещению Иерусалима (ср., впрочем, сказанное в «Толковой Библии», т. II, с. 535–536). Из того, что Езекия обращается к израильтянам с письменными посланиями (евр.: iggeroth, πιστολα, ст. 1, 6), очевидна распространенность грамотности и искусства письма у евреев при Езекии (т.е. в VIII в. до Р. X.), хотя само слово еврейское иггерет – позднейшего и, вероятно, ассирийского происхождения (в ассирийском – egirtu): встречается лишь в книгах библейских послепленного происхождения и употребляется почти исключительно в царских, правительственных посланиях или эдиктах ( Неем.2:7–9,6:5,17,19 ) и др.). 2Пар.30:8 .  Ныне не будьте жестоковыйны, как отцы ваши, покоритесь Господу и приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; и служите Господу Богу вашему, и Он отвратит от вас пламень гнева Своего. В славянском тексте: «не ожесточите сердец ваших» – точная передача принятого греческого текста LXX: μ σκληρνητε τς καρδας μν. Но еврейский (orpechem), Vulgata (cervices) и русский ( «жестоковыйны») тексты имеют не сердца, а выи, шея, последнее подтверждается употреблением того же оборота в других параллельных библейских местах ( 4Цар.17:14 ; 2Пар.36:13 и др). Многие греческие кодексы (19, 52, 60, 64, 74, 93, 106, 108, 119, 120, 121, 134, 236, 243 у Гольмеса, Библия Комплютенская, Альдинская, ср. «Гексаплы» Оригена ) имеют также: τος τραχλους μιν.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Затем при описании имущества пленников в 66–67 ст. называются кони, лошади, верблюды, ослы, т.е. вьючные животные, необходимые в пути. Но при этом не упоминается о животных домашних, нужных при оседлой жизни. Из этого можно заключить, что список составлен до начала этой жизни. Общее количество возвратившихся во всех трех списках определяется цифрой 42 360 (ср. 1Езд 2.64 ; Неем 7.66 ; 2Езд 5.41 ). Но если сложить указываемые в списках количества возвратившихся лиц отдельных классов, то для каждого списка получится своя цифра и притом меньшая указанной выше, – именно, для 1Езд.2 –  29 818 , для Неем.7 –  31 089 и для 2Езд.5 –  30 143 . По общему мнению экзегетов, несогласие общей суммы со слагаемыми, из которых она составилась, можно объяснить только допущением погрешностей в тексте. Что погрешности действительно проникли в рассматриваемые списки, видно из сравнения упоминаемых в них имен. Так, одни и те же лица в 1Езд 2.2 называются Сераия, Вани (ст. 10), Иора (ст. 18) а в Неем 6.15 – Бинну, Хариф (ст. 24). Но погрешности легче допустить для цифр, обозначающих отдельные классы возвратившихся. Общая же сумма возвратившихся, ввиду того, что она одинаково передается во всех трех списках, может быть признана правильной. Так как обыкновенно у евреев исчислялись лица мужского пола и притом достигшие 20 лет, то эта сумма (42 360), нужно думать, обнимает только лиц мужского пола. Добавив к этой сумме число женщин и детей, цифру всех возвратившихся из вавилонского плена с Зоровавелем можно предположительно определить в 150 тыс. (Сменд) или даже в 200 тыс. (Герцфельд, Келер). Некоторые исследователи (Костерс, Велльгаузен) указанную выше цифру возвратившихся из плена при Кире мужчин считают слишком высокой ввиду того, что, по их мнению, халдеями было отведено в плен лишь около 14 т. иудеев. Однако на основании общих соображений о численности населения в Иудее перед вавилонским пленом, а также ввиду библейских свидетельств о походах Навуходоносора ( 2Пар 36.6 ; Иер 25:1, 52:8 ; 4Цар 24.11–16 ; 2Пар 36.9–10 ; 4Цар 25.7 ; 2Пар 35.17–19 ; 4Цар 25.19–20 ; 2Пар 36.19–20 ) с большим правом количество пленников можно определить цифрой в 40–50 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010