Это вызвало энергичный протест со стороны Рима. Папа Лев I Великий (440–461) громил «бесчестные происки» патриарха Константинопольского Анатолия, но безрезультатно. Отношения между Римом и Константинополем ухкдшились еще более при Акакии (471–498). Разрыв, который можно назвать первым разделением церквей, продолжался 35 лет, до 519 года, когда новая династия в лице Юстина Старшего (518–527) вынуждена была уступить Риму и подвергнуть унижению патриарха Uoahha II (518–520). Характерно, однако, что этого униженного патриарха первым стали титуловать «вселенским». Юстиниан Великий (527–565) вел западную политику, возвеличивал папу, но он же в своих новеллах величал патриархов «вселенскими». Титул этот, наконец, вызвал острый конфликт при папе Григории Великом (590–604) и патриархе Иоанне Постнике (582–595). Первый стал называть себя servus servorum Dei [раб рабов Божиих ]. Император Маврикий и патриарх на этот раз не пошли на уступки. В 7 в. появление арабов сильно влияет на положение столичного патриарха. В 637 г. пал Иерусалим, затем Антиохия, в 641 г. – Александрия, т.е. три патриарха из четырех на Востоке перестали быть заметными величинами. Иерарх цареградский в Византийской империи стал бесспорным единым главой всей Восточной Церкви. Так как весь организм империи приходит в содрогание под давлением внешней опасности, то патриархи этого времени проникаются государственными соображениями императоров, желавших укрепить связь окраин с центром, и не раз поддерживают монофелитское движение. Восьмой век, пора иконоборческих смут, приносит расширение пределов патриархата за счет власти папы. Император Лев Исавр (717–741) за противодействие Рима иконоборческому движению лишает папу доходов в Сицилии и Калабрии, отнимает у него диоцезы иллирийской префектуры и отдает их своему патриарху. Одновременно Лев родную Исаврию [на терр. совр. Турции] с двадцатью епископскими кафедрами и селевкийской митрополией отбирает у патриарха антиохийского, подвластного арабам, и присоединяет к константинопольскому патриаршему округу. С 9 в. патриархат насаждает христианство среди славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Как на стремление, во что бы то ни стало, доказать, что гора Мориа лишь в позднейшей тенденциозной иерусалимской обработке древних сказаний сделалась местом жертвоприношения Исаака, укажем на мнение, высказываемое по этому вопросу Гункелем 637 . Считая повествование 22 главы книги Бытия за древнюю фабулу религиозного характера, Гункель говорит, что в древнее время местность Иеруил, находящаяся в пустыне Фекойской, между Иерусалимом и Ен-геди ( 2Пар. 20:16, 20 ), была священным местом, где совершалось жертвоприношение первородных, замененное потом приношением в жертву овнов; местность эта отстоит от Вирсавии на расстоянии приблизительно трех дней пути, что согласуется с указанием бытописателя. Гункель не смущается тем обстоятельством, что не имется решительно никаких, ни библейских ни внебиблейских, указаний на Иеруил, как на священное место, с которым связывались бы какие-либо традиции религиозного культа 638 . Обвиняя писателей священных ветхозаветных книг в различных подлогах, Гункель, для подкрепления своей гипотезы относительно Иеруила, прибегает к самой бесцеремонной переделке священного текста. Точкой отправления для рассуждений Гункеля по данному вопросу служат выражения 14-го стиха: «Йеговâ-ûр58; ê» (Господь усмотрит) и «на горе Иеговы усмотрится»; сопоставляя эти выражения с выражением 8-го стиха, где имя Божие употреблено в форме Елогим – Бог усмотрит (58; Елогûм ûр58; ê), Гункель утверждает, что в первоначальной редакции этого рассказа, вместо имени Иегова, везде стояло имя Елогим, и притом в его более древней формее " 58; Ел». Таким образом, выражения – «Йеговâ-ûр58; ê», «58; Елогûм ûр58; ê» – являются заменой более древних выражений – «58; Ел-ûр58; ê», или в обратном порядке слов «йр58; ê-Ел»; отсюда уже легко получить и название местности «Иериел» или «Иеруил», как такого священного места, где божество видит приносимые ему жертвы. Искусственность и произвольность такого отожествления Иеруила с местом жертвоприношения Исаака совершенно ясны. Напрасные попытки критики указать какие-либо другие пункты, вместо горы Мориа, приводят лишь к более твердому убеждению, что именно эта гора и была местом жертвоприношения Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вечером, когда я выходил прогуляться, Д. Н. Егоров по телефону сообщил тревожную весть, что будет забастовка на водопроводе, почему у нас тотчас же сделали запасы воды. Но вода все время после и всю ночь действовала исправно. Подобное может быть 12-го, в день предполагавшегося созвания Думы. До чего все нервны и до чего Д. Н. [Егоров] особенно восприимчив ко всякого рода непроверенным слухам. Третий год живем в нервном возбуждении; этим такая чрезмерная восприимчивость и объясняется. 10 января. Вторник. Был на Передвижной выставке, помещающейся на Никитской в старинном большом барском доме графов Паниных 636 . Получил удовольствие от жанров В. Маковского и пейзажей Дубовского и Волкова. Но много и мазни в новом вкусе. Вечером было собрание редакционного комитета «Исторических известий» сначала у В. И. Терье – по поводу годовщины основания журнала и деятельности Исторического общества. Говорили о появившемся сегодня в газетах новом, длинном, написанном в стиле лекции, но ясном и точном новом заявлении Вильсона по поводу заключения мира 637 . Как-никак, а в сущности, переговоры о мире уже начались. Вероятно, они и придут, со временем, к концу, может быть, впрочем, и после какого-нибудь крупного сражения – во всяком случае, в недалеком будущем. Терье я нашел довольно бодрым и свежим, очень интересующимся политическими новостями. После чаю у него, мы переправились к Д. Н. Егорову и там просидели довольно долго, обсуждая разные журнальные дела. Сегодня вышла последняя (двойная) книжка журнала. Так, первый год его существования закончен. 11 января. Среда. Все рабочее время с утра до 4 ч., а затем и вечером ушло на чтение книги Верховского, которую и окончил. Это около 800 страниц огромного формата и мельчайшего шрифта. В эту книгу целиком включены и некоторые прежние сочинения Верховского, издававшиеся брошюрами. Во введении дано изложение предыдущей литературы, но в обширнейших размерах. Не обойдены и историки, писавшие по общей истории Петра Великого, и даже те, кто совсем не касался церковной реформы Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Этот человек источает такое воодушевление, как будто он не в центре блокады, а в преддверии рая. Пока шла служба, в храме был свет – работал генератор. Теперь света нет – его включают, как для всех – на три часа в день, редко на больше, поскольку Израиль не позволяет провозить топливо и стройматериалы, чтобы починить разрушенные бомбардировками блоки электростанции. Мы разговариваем в покоях владыки – здесь все убрано бархатом, золотом и цветами. «За неделю до начала войны нам израильские власти усердно предлагали уехать. Но мы с владыкой Алексисом остались. Три панихиды отслужили во время бомбардировок. 16-летняя девушка умерла, потому что в больнице не было кислорода. Двое погибли от бомб», — говорит отец Андрей. Он ни на что не жалуется – ни на бомбардировки, ни на блокаду. – «Мы – как солдаты, у нас церковная дисциплина, жаль только, что раз в три года нас переводят. Быть в Газе – это честь для священника». «У нас хорошие отношения с мусульманами, мы взаимно поздравляем друг друга в праздники. Посмотрите, — отец Андрей указывает на копию старинной грамоты в рамке на стене. – В 637 году Омар ибн Хаттаб выдал эту грамоту нашему патриарху Софронию Второму в Иерусалиме. Это письмо мира с христианами. У нас около 400 православных семей и около 50 семей католиков.  У нас храм есть в Газе, и у них тоже». Надо понимать, что семья – это на Востоке понятие обширное и не всегда поддающееся счету. Считается, что христиан в Газе около 2 тысяч. Большая часть – православные, около 100 человек – католики. На Западном берегу православных гораздо больше – 20-30%, тоже в зависимости от того, кто дает статистику. Израильская сторона преуменьшает, да еще и приправляет ее «былью» о мнимых гонениях на христиан со стороны «исламистов». Исламские фундаменталисты же в свою очередь твердо помнят, что зачинателями палестинского Сопротивления против оккупации были христиане – дерзкие герои палестинской борьбы  Джордж Хабаш и Вади Хаддад. Так что статус христиан освящен не только многовековой традицией мира между православными и мусульманами на Востоке, но и героическим ореолом борьбы за свободу.

http://pravmir.ru/gaza/

АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 637, л. 37–37 об. 304. Донесение управляющего Русскими подворьями в Иерусалиме П. И. Ряжского вице-председателю ИППО князю А. А. Ширинскому-Шихматову Иерусалим, 31 января 1913 г. С приложениями 1–2. Ваше Сиятельство Князь Алексей Александрович. В дополнение к моим донесениям по делу о Хайфском участке около таможни имею честь препроводить Вашему Сиятельству: 1. подлинный акт о сдаче Хайфским вице-консулом Секретаревым моему помощнику Аверкиеву означенного участка, его инвентаря, относящихся к нему документов и остатка денежных сумм, хранившегося в вице-консульстве; 2, письмо г. Секретарева от 24 января с. г. за 30 в копии; 3, копию с донесения Аверкиева от 24 января за 75 со сметными предположениями на ограждение участка; 4 копию с моего письма Аверкиеву от 29 января с. г. за 432. Копию плана Шумахера и контракта с Тарша я не посылаю, потому что план Шумахера менее точен, чем посланная мною копия с плана Хайфского городского инженера, сделанного по заказу покойного Шмидта, а условия контракта с Тарша изложены в письме Аверкиева. Очень прошу Ваше Сиятельство разрешить мне строить на отрезке у дома Паргда прямо магазины вместо ограды. Участок этот так мал (12×12 м. приблизительно), что нет смысла строить одну ограду: если его разделить поперечной стенкой и покрыть, то получится два больших магазина, которые будут приносить нам хороший ежегодный доход, а огороженный маленький пустырь ничего не принесёт; дополнительных расходов на устройство магазинов потребуется сравнительно немного, потому что и стены ограды и стены магазина потребуют почти одинаковых расходов. То же самое надо бы сделать по линии улицы с противоположной стороны; мы сберегли бы этим много в строительных расходах, во времени, в затрате труда и материалов и затратили бы свой капитал весьма производительно. В вопросе о застройке этого участка более чем где-либо верна пословица: время – деньги. Проектируемая Аверкиевым постройка 2 магазинов с лестницей по обычному хайфскому типу, хорошо известному каждому местному мастеру, не требует мудрёных и затейливых планов и я уверен, что Аверкиев успешно справился бы с этой задачей при помощи местных – хайфских архитекторов и подрядчиков. Планы же общей застройки всего участка можно составить потом, когда окончательно определится наша морская граница, оспариваемая теперь городом и железной дорогой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Некоторые говорят, что приближенные погасили жизнь грозного царя прежде времени, чтобы сократить его ярость: Борис, который после был царем в России 635 , соединился в тайном намерении убить его с двумя 636 , – с тем, кто в то время был приближенным царским любимцем, по имени Богданом Бельским 637 . Бог предусмотрительно допустил, чтобы это совершилось, провидя то, что должно было целиком исполниться в будущее время. Все государства, соседние с его владениями, державы, которые касались границ его земли, не только враги и близко живущие, но и далекие мнимые друзья его, смерти его весьма обрадовались, (считая) потерю его как бы некоторым для них великим приобретением, так как, когда жил, он был им часто неприятен, отнимая у них города и присоединяя их к своему царству; меч в его правой руке не напрасно падал вниз на противников и не переставал ощущаться (ими). И что удивительного, если смерти его коварно радовались посторонние? Ведь и рабы его, все вельможи, страдавшие от его злобы, и они опечалились при прекращении его жизни не истинной печалью, но ложной, тайно прикрытой. Вспоминая лютость его гнева, они содрогались, так как боялись поверить, что он умер, а думали, что это приснилось им во сне. И когда, как бы пробудившись от сна и придя в себя, поняли, что это не во сне, а действительно случилось, через малое время многие из первых благородных вельмож 638 , чьи пути были сомнительны, помазав благоухающим миром свои седины, с гордостью оделись великолепно и, как молодые, начали поступать по своей воле. Как орлы, они с этим обновлением и временной переменой вновь переживали свою юность и, пренебрегая оставшимся после царя сыном Феодором 639 , считали, как будто и нет его, того, кого Бог восхотел смирить; а вскоре все эти «силентиары» 640 (вельможи), побежденные тем же рабом – Борисом, один за другим все погибли, а что было после этого – об этом пространно дальнейшее слово изъяснит. Осмелиться описывать подробно год за годом лета царствования превеликого князя Ивана, как и когда царствовал он в течение всей жизни своей, – дело не моей худости и дерзости, потому что я не могу и не хочу (этого делать) из-за особого величия его сана, особенно же из-за благочестия его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

4 Соколов И. О византинизме в церковно-историческом отношении//Христианское Чтение. 1903. 12. – С. 741. 6 См. знаменитую шестую новеллу Юстиниана: “Два величайшие Божии дара даны людям от всевышней благости – священство и государственная власть: одно имеет попечение о предметах Божественных, другое управляет и заботится о делах человеческих. Но оба, происходя из одного и того же начала, совместно благоустрояют человеческую жизнь”. – Там же. – С. 742. 7 Архиепископ Сергий (Спасский) . Полный Месяцеслов Востока. Т. III. М., 1997. – С. 470. Необходимо учитывать своеобразие и особое место канонизированных императоров среди сонма прочих святых: “Император причисляется к лику святых именно как император, как богопомазанный возглавитель христианской империи. Но святость эта не того же, так сказать, порядка, что святость личная или монашеская. Святость личная достижима и мыслится только в уходе от мира. Но у мира остается великая религиозная задача, великая цель и подвиг – сохранить в первой чистоте «бесценный бисер» истинной веры, догматическую «акривию». Император и есть прежде всего символ и носитель этой православной миссии Империи. Это не означает, что к нему как к человеку неприменимы нравственные требования христианства, – но здесь возможно снисхождение и компромисс”. – Шмеман А. Указ. соч. – Сс. 113–114. 8 См. нашу редакцию перевода “Жития преподобного Максима” и вступительную статью к нему в сб.: Ретроспективная и сравнительная политология. Вып. I. – Сс. 120–176. 9 См. Schonborn Chr. Sophrone de Jerusalem. Vie monastique et confession dogmatique. Paris, 1972. – Pp. 78–89. 14 Впрочем, работа в этом направлении уже началась. См., например: Berthold G. The Cappadocian Roots of Maximus the Confessor//Maximus Confessor. Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur. Fribourg, 2–5 septembre 1980/Ed. par F. Heinzer et Chr. Schonborn. Fribourg, 1982. – Pp. 51–59. 15 См. особенно работу: Moeller Ch. Le chalcedonisme et le neo-chalcedonisme en Orient de 451 … la fin du VI [e] si-cle//Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. Bd. I. Wurzburg, 1951. – SS. 637–720.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

—44— мысли, отрешенным от всякого чувственного покрова, будем взирать на (просиявающую) в добродетелях и ведении духовном славу Божию 634 , в (лучах) коей обыкновенно (и) наступает благодатное соединение 635 . Ибо как мы, утративши Ведение ( γνοσαντες ) Бога, сделали (себе) Богом сладостно познанную чувствами тварь ради (подаваемого) ею утверждения ( σστασιν ) телу, так и получая доступное мысли действенное ведение Бога, мы ради (проистекающего) из Него утверждения души 636 в бытии и благобытии 637 , утратим всякое ощущение (περαν) всякого чувства (см. стр. 52). Предисловие к помещенным на полях 638 схолиям 639 Естественная красота присуща разумным – слово (λγος) 640 . Красотой же слова является строго сообразное с разумом —45— разумение (σνεσις) 641 разумных; красотой же разумения – достославный навык разумных под руководством разума в добродетели. А красотой этого навыка служит безошибочное созерцание истинного ведения 642 , целью какового является мудрость (σοφα), это яснейшее завершение (συμπλρωσις) разумения 643 , представляющее собою как бы разум (слово), усовершенный по естеству, коим (именно) является чистый ум 644 , достигший в соединении с Причиной —46— промысленного состояния (σχσιν πρ νησιν) 645 . В этом состоянии (καθ’ ν) он, упокоив свое многоразличное естественное движение и отношение ко всему, что после Причины, недоведомо только Ей одной (и) придерживается, предавшись в безмолвном покое 646 премысленному всеблаженнейшему молчанию, объяснить которое совершенно не может ни слово, ни умозрение, но один только опыт по причастию тех, кто удостоился (этого премысленного наслаждения), ясным и общедоступным признаком которого является совершенная нечувствительность и нерасположение души к сему веку. Зная, отсюда, что для разумных нет ничего более близкого по естеству, как разумное слово (λγον), и для боголюбцев ничего более славного (πρς εδοξαν ρμοδιτερον), как упражнение 647 в нем и разумение (его), – разумею же не то слово (λγον) 648 , которое искусством в красноречивой фразе изысканно сплетается для услажденья слуха 649 , в чем упражняться готовы были б и мужи негодные, но то, которое природа по существу и без наученья имеет внутри скрытым (κατ διθεσιν) для непогрешительного рассмотрения бытия (τν ντων) и постижения (заключенной) в идеях (λγοις) истины. (Разумею, тот разум), который и Святой Дух Божий, украсивши (διαπλασθντα) прекрасно добродетелями 650 , ведет обычно к сожительству (с Со-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так учили и древние Отцы и Пастыри Церкви, только раскрывая и разъясняя откровенное учение о промыслительном отношении Божием к миру духовному. По их воззрению, все бесплотные духи, быв созданы не по естеству добрыми, а только по своей свободе предназначенными к добру и святости, что должно было достигаться посредством их стараний, труда и подвига 626 , с самого начала имели нужду в своем озарении и просвещении Божественным светом, который так для их мысленного зрения необходим, как для глаз чувственных свет солнца 627 , и в своем оживотворении благодатью Св. Духа, без которой невозможно освящение и которая так для них необходима, как огонь для разжигания и нагревания какого-либо тела 628 . И Бог с самого начала их создания стал освещать своим Божественным светом, которым они не могли не просвещаться подобно тому, как светом солнца не могут не освещаться те, которые близки в солнцу и не отворачивают своего лица от него 629 . Также и Дух Снятый с первых мгновений их жизни стал присущ им и начал сообщать благодать свою, потребную для их совершения и восполнения 630 ), сделавшись для них учителем, правителем и освятителем 631 ). Со стороны духов поэтому, чтобы достигать своего высокого назначения и нравственного совершенства, требовалось только одно – не удаляться от Бога, источника света и жизни, и пребывать в нерушимом союзе с Ним, что вполне зависело от их власти 632 . Но, несмотря на все это, Денница, один если не из самых первых и преимущественнейших 633 , то тех высших начальственных духов, которым были подчинены низшие ангельские порядки, назначенные для управления миром 634 , отпал от всеблагого Бога, увлекши за собой в грех и тьму бесчисленное множество подчиненных ему духов 635 . Отпал же он не потому, что по самой природе своей был зол, так как, наравне со всеми духами, был создан добрым, а единственно вследствие злоупотребления своей воли 636 , возмущенной и низвращенной овладевшей ею гордостью 637 . Под влиянием гордости, он пренебрег своим хотя преимущественным, но зависимым от Бога положением, равно как и порученным ему от Бога служением 638 , и увлекши за собой всех подчиненных себе духов 639 , восстал против Него, возмечтав сам стать равным Богу 640 , но быв низринут с неба и удалившись от Бога, он вместе с сим удалился от истинного света и добра и ниспал в область тьмы и бездну зла 641 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

444 Деяния вселенских соборов I, стр. 813–818; 2-е изд., стр. 323–325. Перевод (весьма неточный) пересмотрен и исправление по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. Другая версия в Synodicone сар. XXXII, col. 629–631. Письмо везде сохранилось только в латинском перевод. 447 Подчеркнутые слова дошли только в издании Манси, а в Synodicon’e так: «по суду вашего благочестия». 450 В Synodicon, col. 630, сказано определение: sedium principatus (главенство престолов, или главнейших престолов). 452 Тоже выражается и в Synodicon " е, col. 631, где находим:... qui certe de ipsis quoque civitatibus, quarum nobis cura commissa est, et ab ipsa, si oportuerit, vita facilius absedemus quam relinquamus devotionem pro flde bellandi. 453 Neque nostra magnum aliquid erunt, a в Synoducon " e немного определение: пес aliquid apud eos magnum fides nostra putabitur («и наша вера не будет считаться у тех сколько-нибудь великою», – «не будет цениться»). 454 Regni commoda, а в Synodicon " е: suavia, quae ad imperium pertinent, т.е. «преимущества соучастия в верховной (государственной) власти». 455 Synodicon. col. 631, дает несущественный вариант последнего предложения: «которые, как обнаруживается, намереваются сражаться и против твоего благочестия». 456 Деяния вселенских соборов I, стр. 818–822; 2-е изд., стр. 325–327. Перевод пересмотрен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. Другая версия в Synodicon " е, сар. XXXIV, col 632–645. Письмо везде сохранилось только в латинском переводе. 457 Comes omnium largitionum (позднейший λογοθτης το γενικο, логофет общих дел), комит государственных финансов, в роде министра финансов. 458 Т. е. вышеупомянутый Иоанн, как прямее это сказано в Synodicon " е, col. 633: praefatus magnifiicentissimus magister. 463 Деяния вселенских соборов I, стр. 823–825: в 2-е изд., стр. 327– 328. Перевод пересмотрен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. Другая версия в Synodicon " е, сар. XXXV, col. 635– 637. Письмо везде сохранилось только в латинском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010