Пространная история Иерусалимской Церкви. Период II. Часть 1 (638-1099) (версия для печати)/Православие.Ru Пространная история Иерусалимской Церкви. Период II. Часть 1 (638-1099) Православие.Ru , 18 апреля 2002 г. / Состояние Иерусалимской Церкви при первых халифах С завоеванием арабами Палестины для Иерусалимской Церкви начался новый исторический период, ознаменовавшийся полной политической властью иноверцев. В первые годы владычества отношение арабского халифата к христианской Церкви было достаточно благоприятным, ибо халиф Омар I (634-644) вошел в Иерусалим не как варвар-завоеватель, а как благочестивый паломник. Заключив с Иерусалимским патриархом Софронием (634-638) договор, на основании которого в последствии определялись отношения арабского халифата к христианам Палестины, Омар I закрепил за ИПЦ Святые Места, имеющие археологическую ценность храмы, монастыри и жилища христиан. Необходимо отметить, что мусульмане почитали Иерусалим как Святой Город и, когда случалось, что путь в Мекку по различным причинам становился непроходимым, то совершали паломничество (хадж) именно сюда. Почитая Христа за пророка, они с благоговением относились к местам, связанным с Его именем. Согласно мусульманскому закону все жители империи, не исповедующие ислам, в качестве наказания облагались поголовным налогом (харадж), который составлял 4 динария в год. Не желающих подчиняться либо казнили, либо продавали в рабство. От уплаты хараджа человек избавлялся в трех случаях: если он принимал ислам, если продавался в рабство либо, если умирал. Характерно, что священнослужители и монахи, согласно договору с Омаром I этим налогом не облагались. Невидящих свет ислама и пребывающих в своем неведении мусульмане называли «зимми». Жизнь «зимми» могла быть отнята за поношение Корана, Пророка или ислама, совращение мусульманки, за проповедь иудейства или христианства и т.д. Примечательно, что при этом мусульманам разрешалось брать в жены иудеек и христианок, не принуждая их изменять вероисповедание.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В сент. 629 г. в 10 км к югу от К., у Муты, произошло 1-е столкновение византийцев с мусульманами: один из гассанидских вождей, союзников Византии, нанес поражение отряду мусульман, в битве пало неск. сподвижников Мухаммада. В 634-635 гг. плато было быстро завоевано мусульманами. Археологических следов грабежей и разрушений не обнаружено. В раннеараб. эпоху К. не упоминается в араб. источниках. Прилегающие территории входили в р-н Мааб провинции (джунда) Димашк. На мозаиках VIII в. церквей в Маине и Умм-эр-Расасе сохранились изображения Харахмовы в ряду проч. городов региона. Мозаичная надпись 687 г. из церкви Эр-Раббы свидетельствует о перенесении в этот город из Петры кафедры митрополита Палестины Третьей. В кон. X - нач. XI в. Заиорданье контролировала племенная группировка Бану Тайй, оспаривавшая власть над Палестиной у егип. Фатимидов . В 982/3 г. фатимидский военачальник Ял Текин нанес поражение бедуинам и овладел их центрами к югу от Мёртвого м., в т. ч. захватил плато Карак. Однако фатимидский контроль над этими территориями оставался номинальным, как и сменившая его в кон. XI в. власть Сельджукидов, занявших Дамаск и претендовавших на земли Заиорданья. Крестоносцы, захватив в 1099 г. Иерусалим, продолжили экспансию в южном направлении и после нескольких военных экспедиций закрепились в регионе Вади-эль-Араба, между Мёртвым м. и Акабским зал., а также на вост. берегу Мёртвого м. В 1142 г. Пайен де Мильи, дворецкий иерусалимского кор. Фулька, основал на южной оконечности утеса, где раньше находилось визант. поселение, замок Карак (Крак-де-Моав), к-рый крестоносцы ошибочно отождествили с Петрой. Строительные работы велись в несколько этапов до 60-х гг. XII в. Тогда же предположительно было окружено стеной селение, примыкавшее к замку (совр. Старый город). Треугольной формы плато, на котором расположен К., имеет протяженность 850 м. Замок, отделенный рвом от Старого города, достигал в длину 220 м, а в ширину от 125 м в сев. части до 40 м в южной. В настоящее время сохранилось несколько участков фортификаций из грубо обработанного камня, относящихся ко времени крестоносцев, прежде всего укрепления северной стены и ряд подземных коридоров и сводчатых помещений. Крестоносные замки Заиорданья помимо того, что обеспечивали контроль над плодородными землями (по словам араб. географа Ибн Джубайра, под управлением К. в 1184 находилось 400 деревень), нарушали сообщение между Сирией и Египтом, что существенно осложнило мусульм. паломничество. Владения Иерусалимского королевства к югу и востоку от Мёртвого м. составляли отдельную Заиорданскую сеньорию со столицей в К. В 1167 г. в этом городе была учреждена кафедра лат. архиепископа Петры и митрополита Аравии, к которой формально приписали правосл. епархию горы Синай.

http://pravenc.ru/text/1470395.html

Как получилось так, что обряд пасхального благословения огня выделился в особую службу, а самому зажжению огня стали придавать статус чуда? Восточное христианство с VII века оказалось в непростых исторических условиях выживания: арабские племена завоевали почти весь христианский Восток. При этом разные исламские народы в разное время вели себя по-разному и несли, так сказать, «разный» ислам. Омейяды (правившие Иерусалимом с 638 по 1099 год) были достаточно фанатичны, они требовали истреблять все «изображения», снесли кресты и разрушили множество храмов. Но при этом сами арабы еще в большинстве своем оставались по-язычески суеверными. У лиц, показавших им чудеса, оставалось больше шансов выжить и даже сохранить свой культ, чем у тех, кто не убедил своих завоевателей с помощью чудес. Видимо, в тогда или арабы увидели огонь и интерпретировали его как чудо, а христиане просто развили эту идею или сами христиане (беря во внимание нашу склонность к чудесам) придумали это для самозащиты. 4. Впервые упоминается о «чуде» сошествия огня у мусульманского писателя Софроний I (634–638), последний патриарх Иерусалима перед нашествием арабов, погибший во время захвата города, не знает об этом «чуде», хотя он и прп. Иоанн Мосх описывают иерусалимское богослужение. А первые письменные свидетельства встречаются у арабского мусульманского писателя Ал-Джахиза (†860) в «Книге животных»: «Ты ведь знаешь про соблазн для слабых и неразумных среди христиан, благодаря светильникам в церкви Воскресения». И чуть далее: «Хранители храмов не переставали устраивать для народа разные хитрости вроде хитрости монахов со светильниками церкви Воскресения в Иерусалиме, утверждающих, что масло в лампадах зажигается у них без огня в один праздник». Арабская письменность в IX в. стала популярной в Европе. В 867 году Иерусалим посетил католический монах Бернар, который в своем «Итинерарии» пишет: «В Великую субботу, накануне Пасхи, на утреннем церковном служении, по пропетии Кирие, элейсон , Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передает этот Огонь епископу и, наконец, всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своем доме». Заметим, что сам этот монах, разумеется, не входил в кувуклию и не видел, что там происходит, а лишь повторил официальное объяснение того времени. Внутри кувуклии (купольной часовни желто-розового мрамора в центре ротонды храма Гроба Господня)

http://blog.predanie.ru/article/kto-zazh...

Мещерский обвинялся в завышении расценок на казённые заказы, выполнявшиеся его типографией, а Колышко в махинациях с подрядами по поставке шпал (см.: Всеподданнейший отчёт государственного контролёра за 1894 год. СПб., 1895. С. 117- 122). Резолюция Николая II гласила: " Всё это дело весьма некрасивого свойства " (Там же. С. 121). Мещерский, впрочем, категорически отрицал вину свою и Колышко (см., напр.: Мещерский - Т.И.Филиппову, [ноябрь-декабрь] 1894 г. и 23 февраля 1897 г.//ГА РФ. Ф. 1099. Оп. 1. Ед. хр. 2178. Лл. 5-8, 15-18; Мещерский - В.К.Плеве, 7 ноября г.]//ГА РФ. Ф. 586. Оп. 1. Ед. хр. 904. Лл. 136 об.-142 об.). Мещерский - Сипягину, 9 апреля г.]//РГИА. Ф. 721. Оп. 1. Ед. хр. 65. Л. 10. ГА РФ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 7. Богданович А.В. Три последних самодержца. М., 1990. С. 280. Ср.: Дневник Л.А.Тихомирова, 25 января 1902 г.//ГАРФ. Ф. 634. Оп.1. Ед. хр. 10. Л. 37 об. Oxford Slavonic papers. Vol. 10. 1962. P.129. Дневник Л.А.Тихомирова, 12 января 1902 г.//ГАРФ. Ф. 634. Оп.1. Ед. хр. 10. Л. 15 об. Ср.: Богданович А.В. Указ. соч. С. 276. Баян (И.И.Колышко). Ложь Витте. Берлин, б.г. С. 17. Из перлюстрированного частного письма 1903 г. (см.: Николай II и самодержавие в 1903 г.//Былое. 1918. N 2 (30). С. 211). См.: Тарле Е.В. Сочинения. Т. 5. М. 1958. С. 536. Oxford Slavonic papers. Op. cit. P.129-130. Там же. Р. 130. Мещерский - Плеве, 30 сентября г.]//ГА РФ. Ф. 586. Оп. 1. Ед. хр. 904. Л. 146 об. в курсе (фр.). Oxford Slavonic papers. Op. cit. P. 132. ГА РФ. Ф. 586. Оп. 1. Ед. хр. 904. Лл. 157-157 об., 159. Oxford Slavonic papers. Op. cit. P.134. Мещерский - Плеве, 30 сентября г.]//ГА РФ. Ф. 586. Оп. 1. Ед. хр. 904. Л. 151 об. В речи перед представителями крестьянских обществ в Курске царь, в частности, произнёс: " Весною в некоторых местностях Полтавской и Харьковской губерний крестьяне разграбили экономии. Виновные понесут заслуженное наказание, и начальство сумеет, я уверен, не допустить на будущее подобных беспорядков... " (см.: Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. М., 1992. С. 167).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

92 ...старишины страциньскаго именемъ Аморъ.– Халиф Омар I (634–644 гг.), сподвижник и второй преемник Мухаммеда. 93 ...врата зовуться Красная... исцлиста хромца одного...– Имеется в виду рассказ Деяний апостолов (3, 1–10) ο том, как Петр и Иоанн, идя в храм, исцелили сидевшего при входе нищего, хромого от рождения. 94 И тми враты вшелъ есть Христос... егда въскресилъ Лазаря Христос.– Имеется в виду рассказ Евангелия от Иоанна (11; 12. 1–13) ο том, что Христос пришел в селение Вифания и воскресил там любимого им Лазаря, брата Марии и Марфы, со дня смерти которого прошло уже четыре дня, а после этого, торжественно встреченный народом, вошел в Иерусалим для празднования Пасхи. 95 ...Охония жидовинъ хот сврещи... и положи я на нем.– Даниил опирается на распространенное византийское предание, получившее отражение в литературе и в иконографии (в сюжете Успения Богородицы). 98 ...до гроба Асафатова... дебрь Асафатова.– Иосафат, библейский царь Иудеи, ο кοтοром говорит Третья книга Царств, сын царя Асы; дебрь Асафатова – Иосафатова долина, где протекает Кедронский поток, отделяющий Иерусалим от расположенной с востока от него Елеонской горы. 99 ...святаго Иякова, брата Господня.– Кроме Иакова, Евангелия от Матфея (13, 55–56) и от Марка (6:3) упоминают как братьев Иисуса Христа Иосию, Симона и Иуду, а также сестер; согласно преданиям, получившим отражение в византийской учительной литературе, это были дети Иосифа, которых родила ему Мария Клеопова – вдова его бездетного брата Клеопы, взятая им в жены согласно еврейскому закону, чтобы восстановить покойному семя; всего братьев и сестер Иисуса Христа было шесть. 100 ...научи ученики своя пти. «Отче нашь».– Имеется в виду сообщение Евангелий от Матфея (6, 9–13) и от Луки (11, 2–4) ο том, что Иисус Христос научил своих учеников молитве «Отче наш». 105 И ту есть столпникъ близь, муж духовенъ велми.– Отшельник, живший на «столпе», колонне разрушенного здания; речь идет, возможно, ο том пустыннике, с которым крестоносцы совещались перед приступом во время осады Иерусалима в 1099 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он же сообщает о том, что Хосрой приказал изгнать из Иерусалима иудеев, что косвенно подтверждает слова Стратегия о том, что именно они были повинны в поджогах. 1096 Изгнание иудеев и их ответственность за поджоги подтверждаются и Модестом в его дружеских посланиях (они приведены у Себеоса) 1097 армянскому патриарху Комитасу, где он радуется прибытию армянских паломников, которое вновь стало возможным благодаря включению обеих стран в состав Персии. Догматические вопросы ни в одном из посланий не затрагиваются. В своих замечательных трудах Модест мог ожидать поддержки и помощи и из другой части христианского мира. Находившийся в Александрии преподобный Иоанн Милостивый не только встретил и обеспечил пропитанием беженцев. Он отправил Ктесиппа, игумена Энатонского, в Иерусалим для оценки урона и послал Модесту 1000 номисм, разного рода припасы и тысячу рабочих из Египта, не желая при этом, чтобы гдето звучало его имя. 1098 Считается, что он был автором одного из появившихся в ту пору плачей о Святом Городе. Мы уже говорили о Exomologesis " & Антиоха. Еще один плач входит в собрание «анакреонтических» поэм Софрония, 1099 автор которых выказывает основательное знакомство с квантитативной классической метрикой. Софроний и Мосх все еще находились с папой Иоанном в Александрии. Однако вскоре воинство персов вторглось и в Египет. Еще до взятия персами Александрии папа Иоанн отбыл на родной Кипр, где и умер (вероятно, 11 ноября 617 года). 1100 Отправившиеся вместе с ним Мосх и Софроний 1101 после его смерти перебрались сначала на Самос, 1102 а затем, вероятно, в Рим. Краткие и не очень надежные Жития Мосха 1103 сообщают, что он умер в Риме и что тело его было перевезено Софронием в Иерусалим и похоронено в обители преподобного Феодосия, в Пещере Волхвов (когда выяснилось, что выполнить волю Мосха и похоронить его на Синае невозможно). Сообщается, что произошло это в восьмом индиктионе, и это значит, что Софроний вновь поселился в обители преподобного Феодосия в 61920 гг. 1104 Однако представляется более вероятным, что какоето время он находился на Западе, и его возвращение в Палестину в восьмой индиктион пришлось на 634 год, а не на более раннюю дату.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

ч. большинство обителей И. п., подверглись разорению. Погибло много монахов, к-рым не удалось бежать в пустыню (см., напр., Савваитские преподобномученики, 44); их тела долгое время лежали непогребенными. Оставшаяся братия лавры прп. Саввы 2 года жила в мон-ре аввы Афанасия и боялась возвращаться в свою обитель. Братия монастыря Хозива во главе с игум. Дорофеем жила в странноприимном доме в Иерихоне, прп. Георгий переселился в Иерусалим, но затем вернулся в лавру (Ibid. Р. 129-134; Antiochus Sabbaita. Epistola ad Eustathium//PG. 89. Col. 1424-1425; Читти. 2007. С. 254-255). После разорения постепенно началось восстановление нек-рых мон-рей, однако в условиях персид. оккупации, последовавшего за нею араб. завоевания, общего сокращения потока паломников на Св. землю и экономического упадка Палестины вернуть монашество И. п. к прежнему состоянию было невозможно. Раннеарабский период (634-1099) Инерция византийской культуры (VII-VIII вв.) Араб. завоевание Палестины в 30-х гг. VII в. не сопровождалось массовым насилием в отношении местных христиан и монахов И. п. Халифы VII-VIII вв. проводили веротерпимую политику, но отрыв Ближ. Востока от визант. мира вызвал долговременные негативные последствия. Сократились паломничество на Св. землю и материальная поддержка мон-рей, а также приток новых монахов. Мн. обители пострадали от землетрясений 659 и 749 гг. и были заброшены; число населенных монастырей резко уменьшилось. В источниках VII-XI вв. упоминаются немногим более 6 обителей (не считая пещерных келлий отшельников): лавра прп. Саввы, Иоанна Предтечи мон-рь на Иордане , мон-рь Хозива, мон-ри преподобных Евфимия Великого, Харитона Исповедника, Феодосия Великого, Герасима Иорданского. Мон-рь прп. Феодосия Великого (Киновиарха). Основан ок. 470 г., XIX в. Мон-рь прп. Феодосия Великого (Киновиарха). Основан ок. 470 г., XIX в. В то же время в VII-VIII вв. христ. общины Сирии и Палестины динамично развивались; сохранялись основные черты визант. материальной и духовной культуры.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Dresden, 1876. Jg. 25. S. 54-73, 109-125, 321-331, 512-513; idem. Karäische Studien, neue Folge//Ibid. 1882. Jg. 31. S. 1-13, 72-85, 268-275; 1883. Jg. 32. S. 399-419; 1884. Jg. 33. S. 448-457, 513-521; idem. Ein mu‘tazilitischer Kalâm aus dem 10. Jh.//SAWW. Phil.-hist. Kl. 1872. Bd. 71. H. 2. S. 169-224; idem. Zur karäischen Bibliographie//Monatsschrift für Geschichte und Wissenschaft des Judenthums. 1872. Jg. 21. S. 207-217, 274-280; Poznanski S. Anan et ses écrits//Revue des études juives. P., 1902. T. 44. P. 161-187; T. 45. P. 50-69, 176-203; idem. The Karaite Literary Opponents of Saadiah Gaon. L., 1908; Revel B. The Karaite Halakah and Its Relation to Sadducean, Samaritan and Philonian Halakah. Phil., 1913; Бенешевич В. Н. К истории евреев в Византии VI-X вв.//Еврейская мысль: Науч.-лит. сб. Л., 1926. С. 197-224, 305-318; Mann J. Texts and Studies in Jewish History and Literature. Phil., 1935. Vol. 2; Karaitica; Karaite Anthology: Excerpts from the Early Literature Translated from Arabic, Aramaic, and Hebrew Sources/Not.: L. Nemoy. New Haven, 1952; Wieder N. The Doctrine of the Two Messiahs among the Karaites//JJS. 1955. Vol. 6. N 1. P. 14-23; idem. The Qumran Sectaries and the Karaites//JQR.N.S. 1956. Vol. 47. N 2. P. 97-113; 1957. Vol. 47. N 3. P. 269-292; Dothan A. Was Ben-Asher Really a Karaite?//Sinai. Jerusalem, 1957. Vol. 41. P. 280-312, 350-362 (на евр. яз.); Ankori Z. Karaites in Byzantium: The Formative Years, 970-1100. N. Y., 1959; Kahle P. The Cairo Geniza. Oxf., 19592; Караимы//Краткая еврейская энциклопедия. М.; Иерусалим, 1988. Т. 4. Стб. 90-102; Gil M. A History of Palestine, 634-1099. Camb.; N. Y. 1992; Schur N. History of the Karaites. N. Y., 1992; Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович: Еврейские рукописи. История. Путешествия. СПб., 1997; Olszowy-Schlanger J. Karaite Marriage Documents from the Cairo Geniza. Lpz., 1997; Кизилов М. Б. Крымские караимы XVI-XIX вв. по описаниям путешественников//Пилигримы Крыма: Осень-98: Путешествия по Крыму, путешественники о Крыме: Междунар.

http://pravenc.ru/text/1470393.html

Oxf., 1986. 2 vol.; Ovadiah R. and A. Hellenistic, Roman and Early Byzantine Mosaic Pavements in Israel. R., 1987; Hachlili R. Ancient Jewish Art and Archaeology in the Land of Israel. Leiden; N. Y., 1988; Crown A. D. The Samaritans. Tüb., 1989; The Blessings of Pilgrimage/Ed. R. Ousterhout. Urbana, 1990; Kuhnen H.-P. Palästina in griechisch-römischer Zeit. Münch., 1990; The Galilee in Late Antiquity/Ed. L. Levine. N. Y.; Camb. (Mass.), 1992; Gil M. A History of Palestine, 634-1099. Camb., 1992; Griffith S. H. Arabic Christianity in the Monasteries of 9th-Cent. Palestine. Aldershot, 1992; Hirschweld Y. The Judean Desert Monasteries in Byzantine Period. New Haven, 1992; Alstrom G. W. The History of Ancient Palestine from Palaeolithic Period to Alexander " s Conqiest. Seffield, 1993; NEAEHL; Taylor J. E. Christians and the Holy Places: The Myth of Jewish-Christian Origins. Oxf., 1993; Binns J. Ascetics and Ambassadors of Christ: The Monasteries of Palestine, 314-631. Oxf., 1994; The Byzantine and Early Islamic Near East/Ed. G. R. D. King, A. Cameron. Princeton, 1994. Vol. 2; Safrai Z. The Economy of Roman Palestine. L.; N. Y., 1994; Tsafrir Y., Di Segni L., Green J. Tabula Imperii Romani: Iudaea-Palaestina: Eretz Israel in the Hellenistic, Roman, and Byzantine Periods. Jerus., 1994; Shick R. The Christian Communities of Palestine from Byzantine to Islamic Rule: A Historical and Archaeological Study. Princeton, 1995; Caesarea Maritima: A Retrospective after Two Millenia/Ed. A. Raban, K. G. Holum. Leiden; N. Y., 1996. (DMOA; 21); Segal A. From Function to Monument: Urban Landscapes of Roman Palestine, Syria and Provincia Arabia. Oxf., 1996; Sharing the Sacred: Religious Contacts and Conflicts in the Holy Land, I-XV Cent./Ed. A. Kofsky, G. G. Stroumsa. Jerus., 1998; Sperber D. The City in Roman Palestine. N. Y., 1998; Грушевой А. Г. Нессанские папирусы: Осн. проблемы соц.-экон. и полит. истории Юж. Палестины IV-VII вв.//ППС. 1998. Т. 96(33). С. 5-118; он же. Обращение арабов в христианство у церк.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Список сокращений . ВЕ – Вестник Европы ВИ – Вопросы истории ГА РФ – Государственный архив Российской Федерации ГМ – Голос минувшего ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения ИВ – Исторический вестник КА – Красный архив ОР РГБ – Отдел рукописей Российской государственной библиотеки ОР РНБ – Отдел рукописей Российской национальной библиотеки ПиК – К.П. Победоносцев и его корреспонденты. Т. I. Полутомы 12. М.; Пг., 1923. ПкА – Письма Победоносцева к Александру III. Т. III. М., 19251926. ПкР – Письма к С.А. Рачинскому РА – Русский архив РВ – Русский вестник РГАДА – Российский государственный архив древних актов РГАЛИ – Российский государственный архив литературы и искусства РГИА – Российский государственный исторический архив РМ – Русская мысль РС – Русская старина Источники и литература Архивные материалы Государственный архив Российской Федерации Ф. 564 – А.Ф. Кони. Ф. 568 – В.Н. Ламздорфа. Ф. 586 – В.К. Плеве. Ф. 588 – Б. В. Никольского . Ф. 634 – Л.А. Тихомирова . Ф. 728 – Коллекция Зимнего дворца. Ф. 990 – Б.П. Мансурова. Ф. 1099 – Т.И. Филиппова. Российский государственный архив древних актов Ф. 1378 – В.П. Мещерского. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 2 – А.А. Александрова. Ф. 459 – А.С. Суворина. Ф. 559 – П.И. Бартенева. Российский государственный исторический архив Ф. 796 – Канцелярия Святейшего Синода. Ф. 797 – Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Ф. 919 – И.И. Воронцова-Дашкова. Ф. 1574 – К.П. Победоносцева . Ф. 1604 – И.Д. Делянова. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки Ф. 58/I – И.И. Воронцова-Дашкова. Ф. 75 – В.М. Голицына. Ф. 93/II – Ф.М. Достоевского. Ф. 120 – М.Н. Каткова. Ф. 126 – Киреевых. Ф. 224 – С. А. Петровского . Ф. 230 – К.П. Победоносцева . Ф. 239 – Н. А. Попова . Ф. 262 – Архиепископа Саввы (Тихомирова) . Ф. 334 – Чичериных. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 14 – И.С. Аксакова. Ф. 587 – К.П. Победоносцева . Ф. 631 – С.А. Рачинского. Ф. 847 – Н.В. Шаховского. Документальные материалы А.Р. Историческая переписка о судьбах православной церкви. М., 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010