Иез. 40 :44. И ввел меня во двор внутреннейший: и вот две комнаты 1080 во внутреннейшем дворе, одна против задней стороны ворот, обращенных на север, обращенная лицем 1081 на юг, а другая против задней стороны ворот, находящихся на юге и обращенных (лицем) к северу 1082 . Иез. 40 :45. И сказал мне: эта комната, обращенная на юг,-для священников, которые бодрствуют на страже храма. Иез. 40 :46. А комната, обращенная к северу, для священников, бодрствующих на страже жертвенника: они сыновья Садока, которые (одни) из (сынов) Левия приближаются к Господу, чтобы служить Ему. Иез. 40 :47. И измерил двор: сто локтей в длину, и в ширину сто локтей, по четырем сторонам его 1083 , и жертвенник пред храмом 1084 . Иез. 40 :48. И ввел меня в притвор храма и измерил столб 1085 притвора: пять локтей ширины в одну сторону и пять локтей в другую, а ширина дверей четырнадцать локтей; и бока 1086 у дверей притвора: три локтя в одну сторону и три локтя в другую. Иез. 40 :49. А длина притвора-двадцать локтей, а ширина-двенадцать локтей, и десятью ступенями поднимались к нему, и столбы были у притвора 1087 один по одну сторону, другой по другую. Глава 41 Иез. 41 :1. И ввел меня в храм и измерил столбы 1088 :-шесть локтей ширина в одну сторону и шесть локтей ширина столбов в другую сторону. Иез. 41 :2. И ширина ворот десять локтей и бока 1089 ворот-пять локтей в одну сторону и пять в другую. И измерил длину его 1090 -сорок локтей, а в ширину-двадцать локтей. Иез. 41 :3. И вошел во внутреннее помещение 1091 и измерил столбы 1092 дверей: два локтя, и двери шести локтей, а бока у дверей-семи локтей в одну сторону и семи в другую. Иез. 41 :4. И измерил длину (от) дверей 1093 -сорок локтей, а ширина-двадцать локтей, пред лицем 1094 храма, и сказал мне: это-святое святых. Иез. 41 :5. И измерил стену храма: шесть локтей ширины 1095 , в боковых (комнатах) 1096 -четыре локтя, кругом 1097 . Иез. 41 :6. А комнат, комната подле комнаты, было шестьдесят шесть 1098 и кругом было разстояние 1099 между стеною храма и комнатами, так что для входящих был просвет (заметен) и оне совершенно не прикасались к стене храма.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 48 :17. Пожалейте 1093 его все, живущие 1094 вокруг его, и все знающие имя его, скажите: „как сокрушен жезл силы, посох славы!“ Иер. 48 :18. Сойди со славы 1095 и сядь в грязи, жительница — дочь Дивона, ибо опустошитель 1096 Моава придет к тебе разрушить укрепления твои. Иер. 48 :19. Стань на пути и посмотри, жительница Ароера, и спрашивай бегущого и спасающагося, и скажи: „что это сделалось“? Иер. 48 :20. Посрамлен Моав, ибо побежден 1097 , рыдайте и вопийте, возвестите в Арноне, что погиб Моав. Иер. 48 :21. И суд пришел на равнину 1098 , на Хелон, и на Рефас, и на Мофаф 1099 . Иер. 48 :22. И на Девон, и на Наво, и на дом Девлафаим, Иер. 48 :23. И на Кариафаим, и на Вефгамул, и на дом Маонов, Иер. 48 :24. И на Кариоф, и на Восор, и на все города Моавитские, дальние и ближние. Иер. 48 :25. Отсечен рог Моава и мышца его сокрушена, говорит Господь. Иер. 48 :26. Напойте пьяным 1100 его, ибо он стал величаться пред Господом, и ударит Моав рукою своею (о блевотину) 1101 и сам будет посмешищем. Иер. 48 :27. Не служил ли посмешищем и для тебя Израиль? или он захвачен был в краже у тебя, что ты воевал против него? В другое место переселишься 1102 . Иер. 48 :28. Оставьте города и живите 1103 на скалах, жители Моава, и будьте как голуби, устраивающие гнезда на скалах, при входе в пещеры 1104 . Иер. 48 :29. Слышали мы о гордости Моава, – весьма горд он был, — о надменности его и кичливости его, о превозношении и спеси сердца его 1105 . Иер. 48 :30. Но Я знаю дела его, говорит Господь, не благополучие 1106 -ли его к этому привело? Иер. 48 :31. Посему о Моаве всюду рыдайте, вопийте о мужах, остриженных 1107 в (знак) печали. Иер. 48 :32. Ибо плачем Иазировым буду плакать о тебе, виноградник Асерима: отрасли твои простирались за море, достигали городов Иазера; (но) хищник напал на жатву 1108 твою и на собирание винограда твоего. Иер. 48 :33. Радость и веселие отняты от Кармила 1109 и от земли Моавитской, и вино у точил Я отнял, и топчущий виноградную ягоду никогда не запоет, по обычаю, песни 1110 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Израильтяне сделались Ефиопами, хотя и выведены из Египта Господом, промышляющим о всех народах, но всегда и везде истребляющим царство греха ( Ам 9:7 1094 ). Впрочем с царством Израильским Господь поступит не по строгому правосудию; бедствия там продолжаются только до истребления грешников, утверждавших: не постигнет нас и не придет к нам это бедствие! ( Ам 9:8–10 ). А потом восстановлю скинию Давидову падшую, говорит Господь, т. е. восстановлю царство потомка Давидова; дам ему власть над всеми народами, которые будут призывать имя Господне, и это царство не будет более исторгаемо от земли своей ( Ам 9:11–15 ). этих последних словах, по указанию святого Апостола Иакова, содержится пророчество о царстве Христовом. С подлинника это место читается так: «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, 12 чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» ( Ам 9:11–15 ). В этих словах Амоса на Апостольском соборе святой Иаков, брат Божий, указывает преимущественно на то: Каждому человеку свойственно говорить языком, согласным с его занятиями. Мореплаватель любит благополучие называть попутным ветром, а несчастие – бурей. Земледелец, напротив, счастье уподобляет хорошему урожаю и своевременному тихому дождю, а несчастье – бесплодию и засухе. У философов на языке Платон, Аристотель, Стоики, Перипатетики; у ораторов – Демосфен, Цицерон; а у поэтов – Гомер и Виргилий. Так и у святого пророка Амоса обороты речи, подобия, сравнения и пословицы заимствованы из прежней его пастушеской жизни. Глас или повеление Господа он сравнивает с ревом льва ( Ам 3:8 1096 ); несчастие изображает под видом засухи и оскудения пастбищ ( Ам 4:7–8 1097 ); величие народов представляет под образом великорослых кедров и дубов ( Ам 2:9 1098 ); изнеженных и своенравных женщин называет телицами Васанскими ( Ам 4:1 1099 ); неотразимость бедствия изображает под видом неизбежной встречи или со львом, или с медведем ( Ам 5:19 1100 ); малочисленность спасающихся от плена изображает под видом отнятия объеденных голеней и клочка уха из челюстей львиных ( Ам 3:12 1101 ) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Князь велел бить и Василия без пощады; быв шумен от вина и рассвирепев, он взял стрелу и пустил ее в Василия. Оба друга скончались в следующую за тем ночь. Спустя не много времени и сам Мстислав застрелен был на городской стене по пророчеству Василия. Он бился с Давидом Игоревичем и тогда узнал стрелу, которою застрелил Василия: «умираю, сказал он, за преподобных Василия и Феодора». Так повествует блаж. Поликарп. 920 По летописи, печерский монастырь сожжен был половцами в 1096 г.; 921 а Феодор, уже состарившийся построил после того келью в обители и жил уже не долго; кн. Мстислав, по летописи 15 июля 1099 г. на стене Владимирской крепости, неожиданно «сквозь отверстие доски поражен был стрелою под пазуху и в следующую ночь скончался». 922 По этому видно, что блаж. кончину св. Феодора и Василия надобно отнести к 1098 г. и согласно со святцами к 11 августа. 923 Мощи св. Феодора и Василия похоронены были в варяжской пещере, в которой подвизались они, а потом перенесены были в Антониеву пещеру, где и ныне покоятся. 924 Заложенный вход в варяжскую пещеру ныне видят близ затвора пр. Лаврентия. Недавний и неоднократный осмотр этой пещеры показал, что в ней было довольно затворнических келлий с седалищами. Составленные из разноцветных песков келлии и седалища представляются как бы покрытыми полосатою материей. Итак там, где прежде скрывались бродяги, занимавшиеся грабежом, подвизались потом рабы Божии и освятили разбойнический притон своими молитвами и подвигами. 925 История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство, войти в царствие Божие» ( Лук.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное; но на Бога живого, – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда умолкнет последняя сверхъестественная труба, то все, кто будет жив тогда, изменятся так же, как изменятся и мертвые, которые воскреснут. Изменение произойдет вдруг, во мгновение ока (1 Кор. 15, 51–52), то есть в один миг, за столь же короткое время, которое нужно для того, чтобы моргнуть! [ 1098 ] Это изменение коснется тела, которое, как мы уже писали, сделается нетленным, вечным, духовным и таким образом, как знает один Бог. Тело же изменится потому, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1 Кор. 15, 50): смертная природа не может наследовать Царства 1099 ]. Итак, прежде мертвые воскреснут нетленными (1 Кор. 15, 52), потом сделаются нетленными и те, кто будет тогда жив, и «таким образом произойдет всеобщая встреча с Господом». Следовательно, праведный Авель, умерший первым из смертных, будет встречать сходящего Господа вместе с верующими всех веков и с теми, кто будет тогда жив [ 1100 ]. И вот все перед лицом неподкупного Судии! «И какой страх, какой трепет объемлет тех, кто останется на земле? […] Почему же столь многий страх и трепет? Даже сами святые Ангелы, ничем не согрешившие, трепещут того дня; но какой же трепет объемлет грешников в тот страшный и ужасный день? И пусть никто не думает, что Суд будет происходить в состоянии забытья и что наказание будет как во сне». Святой Златоуст восклицает: «Не обманывайтесь, люди, тот, кто наказывается во время сна, только мечтает, тогда как его тело и душа отдыхают на ложе. Но в День Судный душа и тело вместе предстанут пред Страшным Судилищем, где Судия нелицеприятен и мерило неизменно; где «все мы предстанем обнаженными. Там дети будут судимы вместе с родителями, жены с мужьями, и дела всех станут явными […]. Ужаснемся же того дня» [ 1101 ]. Брат мой, готовимся ли мы к тому страшному дню, в который Богочеловек Господь вынесет последнее и окончательное решение о всемирной истории, обо всех народах и людях и о каждом из нас в отдельности? Когда Господь создавал мир, то обозрел дела Свои и увидел, что все, что Он сотворил, было хорошо весьма (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Название «Голгофа» происходит от арамейского голголта, «череп». Подобно тому как арабы и сегодня используют слово рас (голова) для обозначения любой скалистой местности, не обязательно имеющей фор му головы, так и «голголта» могла быть просто названием скалы, не обязательно имеющей форму черепа. Более того, позднейшее осмысление Голгофы как символического и реального «Лобного места», скорее всего связано было именно с преданием о находившейся здесь голове Адама. Непосредственно перед «Адамовой Главой» находились когда-то гробницы Готфрида Бульонского – главы армии крестоносцев, вошедшей в Иерусалим 15 июля 1099 г., и его брата Балдуина, первого короля Иерусалимского. Эти гробницы были утрачены при пожаре храма в 1808 г. и после ремонта не восстанавливались. Камень Помазания У подножия Голгофы, прямо напротив входа в храм, лежит Камень Помазания. На этом камне, согласно преданию, снятое с Креста безжизненное тело Иисуса было уготовано для погребения и помазано миром. Соответствующий евангельский текст написан по-гречески на мраморной доске, расположенной рядом. «После сего Иосиф Аримафейский... просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав и смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19:38–40). Вся последовательность изложенных в Евангелии событий: снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во Гроб, – изображены на большом мозаичном панно, расположенном на стене, непосредственно за Камнем Помазания. Мозаика, выполненная не так давно, по благословению Патриарха Диодора, искусно стилизована под византийские образцы. Подлинный камень покрыт красной мраморной полированной плитой. На мраморном обрамлении начертан, по периметру, греческий текст тропаря праведному Иосифу Аримафейскому. Благообразный Иосиф, С древа снем Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистою обвив,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Непосредственно перед «Адамовой Главой» находились когда-то гробницы Готфрида Бульонского, главы армии крестоносцев, вошедшей в Иерусалим 15 июля 1099 г., и его брата Балдуина, первого короля Иерусалимского. Эти гробницы были утрачены при пожаре храма в 1808 г. и после ремонта не восстанавливались. Камень Помазания У подножия Голгофы, прямо напротив входа в храм, лежит Камень Помазания. На этом камне, согласно преданию, снятое с Креста безжизненное тело Иисуса было уготовано для погребения и помазано миром. Соответствующий евангельский текст написан по-гречески на мраморной доске, расположенной рядом. После сего Иосиф из Аримафеи... просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи ( Ин. 19, 38–40 ). Вся последовательность изложенных в Евангелии событий: снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во Гроб, – изображена на большом мозаичном панно, расположенном на стене, непосредственно за Камнем Помазания. Мозаика, выполненная совсем недавно, по благословению Блаженнейшего Патриарха Диодора, искусно стилизована под византийский образец. Подлинный камень покрыт красной мраморной полированной плитой размером примерно 5,7 м в длину, 1 м 30 см в ширину и толщиной в 30 см. На мраморном обрамлении Камня начертан по периметру греческий текст тропаря праведному Иосифу Аримафейскому. Благообразный Иосиф, С древа снем Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистою обвив, И вонями во гробе нове покрыв, положи. Предполагают, что в византийское время на этом месте находилась часовня Пресвятой Девы (или «Трех Марий»), уничтоженная при перестройке храма крестоносцами. Теперь к западу от Камня, примерно в 12 м от него, мраморный квадратный киворий на четырех колоннах, с шестигранным куполом осеняет круглую мраморную плиту, отмечающую место, где стояли, по преданию Армянской Церкви, три Марии в момент Распятия. Возможно, возникновение этого кивория в приделе армян связано с перемещением прежней часовни, на месте которой лежит ныне Камень Помазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Он есть Бог богов и Царь царей, и Судия живых и мертвых; а почитаемые вами боги послужат на возжжение огня вечного со всеми поклоняющимися им. После этого епарх Аквилин, собравшись на охоту, велел захватить и святого Трифона, приказав привязать его к коню и вести за собою. Большие мучения пришлось выносить святому: пальцы ног его отрывались, потому что, при ужасном морозе, ноги его были босы, а конь наступал и давил их своими ногами, – и ступни его растрескались, но мученик, вперив духовный взор к Богу и, пламенея любовью к Нему, ни во что ставил эти мучение, и пел слова Давида: «Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои» ( Пс.16:5 ), и другие: «Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию» ( Пс.118:133 ). Повторяя вместе с тем и слова святого первомученика архидиакона Стефана: – «Господи, не вмени им греха сего» 1099 ( Деян. 7:60 ). Возвратившись после охоты, епарх призвал к себе мученика и сказал ему: – Теперь, несчастный, не надумал ли ты благоразумно принести жертвы богам, или остаешься в своем прежнем безумии? Святой отвечал: – Ты сам, ослепленный диаволом, преисполнен безумия и невежества, потому что не можешь познать Создателя всех и поклониться Ему; а я остаюсь премудрым, не отступая от спасающей меня истины. Епарх велел отвести святого в темницу; а сам отправился в ближайшие пределы страны, где и оставался некоторое время. По прибытии обратно в Никею, епарх, явившись в судилище, снова вызвал Трифона и сказал ему: – Не научило ли тебя продолжительное пребывание в узах повиноваться царскому повелению и обратиться к богам? – Бог мой и Господь Иисус Христос, – отвечал святой, – Которому я служу чистым умом, поучая, наставил меня и утвердил меня, дабы я мог неизменно и непоколебимо сохранить веру в Него: посему Ему Единому истинному Царю и Богу, я повинуюсь, и к Нему прибегаю, твою же и царскую гордость я презираю, а от почитаемых вами богов отвращаюсь. Епарх, сильно озлобясь, вскричал слугам: – Вбейте острые гвозди в ноги его, и, водя по городу, бейте его. Слуги тотчас исполнили приказание мучителя. Святого стали водить, или лучше сказать, влачить по городу, подвергая истязаниям, и он переносил ужасные страдания – как от вбитых в ноги гвоздей, так и от сильного мороза, по случаю суровой зимы. Но великий страдалец, имея пред духовным взором своим Христа, и взирая на будущие воздаяние, всё переносил с великим терпением и радостью; когда же он опять был приведен к епарху, мучитель, удивляясь такому терпению святого, с великою досадою сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По учению православной Церкви священник такой же человек, как все, имеющий благодать, способствующую в его служении и власть совершать таинства. Таинства совершает Христос Сам (см. выше в соответствующем разделе). Ссылка на слова Апостола Павла: «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы». 1098 Здесь не идет речь о действии вместо Христа в совершении таинства, а о прощении личном, что следует из контекста. На эту разницу в учении следует обратить серьезное внимание. В католической среде бытует мнение, что при совершении таинств благодать идет через священника, который является сосудом благодати или каналом, через который проходит благодать. На это положение направлена критика протестантов и сектантов. Такой взгляд на священника неизбежно приводит в постановке вопроса о том, что таинство может оказаться не совершившимся при недостойности священника. Поэтому в разговоре, когда затронут этот вопрос, всегда следует изложить православный взгляд и указать на его принципиальное отличие от католического. Отличается от православного и учение о неизгладимости Таинства священства, в то время как у православных священник может быть лишен сана и после этого становится мирянином. Обрядовые отличия хиротоний Отличается обряд хиротонии священника: «Правда, при церемонии посвящения (в священный сан Н.Т.) и обычный присутствующий пресвитер возлагает руки на голову посвящаемого, но это жест пожелания, а не посвящения». 1099 Более серьезным отличием является возможность хиротонии епископа одним епископом: «Одного епископа достаточно для посвящения епископа, но разрешено церемонию посвящения совершать только трем епископам. ... 4 канон Никейского Собора требует участия трех епископов, и только в особых стесненных обстоятельствах церемонию разрешается совершить одному епископу». 1100 Ссылка на Никейский канон неуместна, так как в его тексте отсутствует разрешение хиротонисать епископа одному епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Ст. 28. …Вострепетала земля за обитающих на ней (по случаю зверств Антиоховых), и весь дом Иакова облекся стыдом… Стыд происходил от сознания, что жестокостями Антиоха Господь наказывает Израильтян за преступное отступничество от веры отцов своих, Ст. 29. …По прошествии двух лет послал царь Антиох начальника податей в города Иуды... для грабежа и убийства. Этот начальник был Аполлоний , который с кровожадной точностью исполнил волю царя 1095 . Ст. 30. ... он, т. е. Аполлоний , внезапно напал на город ,... и погубил множество народа Израильского... Для своего нападения Аполлоний выбрал субботний день, когда Евреи не брались за оружие из опасения нарушить святость покоя субботнего 1096 . Ст. 41–42. …Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон... Замыслы Антиоха, казавшиеся ему, вероятно, великими и блестящими, состояли в том, чтобы всех своих подданных сплотить в один могущественный народ; и это политическое единство ему казалось возможным создать только на религиозном объединении подвластных ему народов. Ст. 51 ... и повелел городам Иудейским приносить жертвы во всяком городе… Это было совершенно вопреки предписанию закона Иудейского, по которому жертвы могли приноситься только в одном месте, именно, на жертвеннике Иерусалимском. Указом Епифана, конечно, предписывались жертвы языческие. Ст. 54. …В пятнадцатый день Хаслева (ок. 1-го декаб.), сто сорок пятого года (т. е. 167 г. до Р. X.), устроили на жертвеннике Иерусалимском мерзость запустения... Полагают, что здесь разумеется идол Юпитера Олимпийского; по Иосифу же Флавию – небольшой языческий алтарь, на котором возносили в жертву свиней 1097 . Ст. 58. …С... насилием поступали они (Сирийцы) с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города... Это ежемесячное путешествие Израильтян в города было тоже не добровольное, как открывается из второй Маккавейской книги. Их приводили туда каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы 1098 . Ст. 59. …И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, язычники убивали и проч.... Это примечание повествователя дает заметить, что, хотя мерзость запустения устроена была на священном жертвеннике Иерусалимском еще 15-го Кислева; но нечистые жертвы закурились лишь с 25-го числа этого месяца, 167 г. до Р. X. Впоследствии, именно через три года после этого, храм был освящен снова, и в то же самое число, когда случилось его осквернение 1099 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010