е. 1291 или 1292 1344 . Еще в одной помете упоминается имя Иоанна, отец которого именуем был Михаилом, а мать – Завлой. И на краю 224-го листа находятся арабские пометы; одна из них показывает, что книгу пожертвовал Илия архиепископ Кесарии Палестинской в третий день месяца сентября, в год 6790 т. 1281-й. Там же находится помета, написанная и греческими буквами, в XIV-м столетии» † Эта книга куплена в Птолемаиде монахинею Матроною и пожертвована в обитель Пресвятыя Богородицы именуемую Аламана» и проч. И еще: «ныне же принадлежит (книга) святому и живоприемному Гробу Христа Бога нашего, о мать Матрона. 1649». См. прилагаемый при сем фотографический снимок» 1345 . Подобным же образом, т. е. с такою же тщательностью, обстоятельностью и ученостью дело ведется у Керамевса и с остальными рукописями Лаврской библиотеки, конечно лишь с тем различием, что более важным из них в том или другом отношении подвергаются более тщательному описанию, нежели маловажные, особенно из новейших. Особенно заметно такое различие в 1-й половине II тома описания, носящего скромное название каталога у самого автора, которая обнимает собой 315 рукописей. За то 2-я половина, по всему составляющая впрочем с первою неразрывное целое, начиная с стра- —143— ницы 663, т. е. прямо вслед за окончанием (на стр. 662) самого описания рукописей, представляет в себе, под названием приложений (числом 10), драгоценнейшее дополнение к описанию в виде разнообразных библиографических и ученых справок, за которыми следуют, кроме исправлений и дополнений к I и II тому и кроме опечаток, разного рода указатели. Так в числе приложений на первом месте стоит автографический каталог рукописей, внесенных епископом Германом в Лавру св. Саввы Освященного, им самим составленный в XVI столетии (стр. 663–665). Второе приложение (стр. 666–676) представляет в себе общедоступное для знающих греческий язык и дословное изложение текста фототипических снимков, заключающихся в описании, нередко совершенно неудобопонятных для незнакомых с греческой палеографией, хотя бы и знакомых с греческим языком.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лит.: Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 117-123; Собор, 1918. Деяния. Т. 1. С. 7-8, 87-88, 152; Т. 2. С. 54-56, 124, 244-249, 251, 279; Т. 3. С. 11-12, 52-56, 105; Т. 5. С. 125, 354-355, 378-379; Т. 6. С. 4-5, 274; Т. 8. С. 159, 163, 182; Т. 9. С. 155, 157; Т. 10. С. 126, 233; Акты свт. Тихона. С. 114, 318, 340, 405-407, 409-410, 421, 481, 512, 637-641, 651-657, 680-681, 700-702, 809, 820-823, 866-870; За Христа пострадавшие: Кн. 1. С. 567-575; Иоанн (Снычев), митр. Церк. расколы. С. 251-263; Цыпин. История РЦ. С. 14, 21-22, 31, 41-42, 51, 90, 93, 96, 106-107, 112, 116, 118, 126, 129, 131, 135-137, 139, 144, 154, 160, 177, 184-186, 204, 211, 249, 388; Стефан (Садо), иером. Российская правосл. Миссия в Урмии: (1898-1918)//ХЧ. 1997. 13. С. 73-112; Журавский А. В. Жизнь и деятельность митр. Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) с 1918 по 1922 г.//ЕжБК. 1997. С. 203-212; он же. Гжатский период жизни Казанского митр. Кирилла (Смирнова) и арест 1934 г.//Там же. 1998. С. 246-252; он же. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского в контексте ист. событий и церк. разделений ХХ в. М., 2004; «Молитва всех вас спасет»: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского. М., 2000. С. 9, 20, 40, 43-44, 46, 60, 62, 65, 77, 87-88, 94, 97, 201, 218-219, 221-222, 231-232, 271, 307, 314, 376, 385, 408, 418, 506-507, 603-604, 617, 628, 630, 645-646; Свящ. Собор Православной Российской Церкви: 1917-1918. Обзор деяний. М., 2000. Т. 3. С. 35-36, 188-189, 207, 237, 268, 275, 290-291, 303, 318, 327, 351-354, 360-361, 363-364, 370-372; Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 39, 84-86, 92-93, 97, 174, 264, 370-372, 374, 414-415, 549, 662; Мазырин А., свящ. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церк. оппозиции: Круг его ближайших последователей//БСб. 2003. Вып. 12. С. 240-255; он же. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006; он же. «Духовный Собор» епископов и вопрос о тайных выборах Патриарха в 1926 г.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2012. Вып. 2(45). С. 20-43; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 311-323; Кифа - Патриарший Местоблюститель сщмч. Петр, митр. Крутицкий (1862-1937). М., 2012. С. 6, 9, 12, 20, 22-23, 25-27, 64, 69, 86, 221, 241, 250, 258, 266, 270, 275-278, 287, 319, 324, 326, 353-354, 360-363, 392, 395-396, 407, 416, 443, 454, 476, 478-479, 484, 506, 508-509, 512, 516, 527, 536-537, 539, 556-568, 571-579, 581-583, 590-592, 611, 617, 623-629, 632, 635, 638-641, 650, 656, 659, 663-674, 686-687, 689-695, 699, 706-709, 712, 727, 774, 761, 851, 859.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Лопатухины Варлаам, Иона, иноки Троиц. Серг. мон., 422. Лука евангелист. Его Евангелие и Ап. Деяния см. Библия. Богоматери образ, 681, 811. Изображение, 68. Житие см. Жития. Луке, монаху, послание, 211–213. Лукиана, презв. иерусалимского, слово, 681. Лунник, в след. Псалтирях и др. книгах, 17, 46, 120, 196, 239, 249, 252, 265, 291, 314, 316, 319, 320, 323, 326, 334, 345, 414, 761, 762, 765, 795. Из Шестокрыла, 326. Лупанды Иова, крилошанина Троиц. Серг. мон., книга, 414. Луцидарий, 200. Лето новое см. Индикт. Летописец краткий, 188, 192, 740, 793, 805, 812. Летописи русские. Из них выписки, 15, 227, 765. Летопись Димитрия, митр. ростовского, с изображением его, 732. Лютеране обличаются, 201. Чин обращения их к правосл. вере, 739. Магомет и его вера, 205, 206, 730, 765. Сарацин крещение, 205, 206, 739, 741. Магомет, II, султан турецкий, 201. Магомет-амин, царь казанский, 466. Макария Великого , египетского, слова и отрывки, 13, 15, 37, 157, 165, 167, 183, 186, 189, 308, 343, 704, 744, 746, 756, 758, 760, 763, 776, 798. Макарий, архиеп. новгородский, митр. всероссийский, 86, 87, 522, 626, 629, 632, 633, 637, 679, 692, 696, 724. Послание его духовенству, 739. Ему послание Мак. грека, 200, 201. Изложение собора 1547 г., 241, 1551 г., 215. Макарий, соч. жития и службы Димитрия прилуцкого, 642, 643, 651, 692, 765, 790. Макарий, списатель чудес Макария колязян., 692. Макарий, игум. Троиц. Серг. мон., владелец, 183. Макарий Лужецкий, иером. алатырский, владелец, 324. Макарий диакон, ризничий Троиц. Серг. мон., владелец, 206. Макарий, старец, владелец, 388, 625. Македоний, еретик, 205, 206. Максиму, диакону антиохийскому, Кирилла александ. 207. Максима исповедника : Толкование Дион. Ареопагита, 123. Елпидию попу, 704, 756. Пчела, Слово постническое, 175, 704, 756, 757. Отрывки, 157, 189, 201, 232, 268, 293, 298, 314, 316, 701, 760, 770, 771, 793, 797, 798, 804. Максима грека собрание сочинений, 200, 201. Перевод Бесед Златоуста, 92–98. Деяний св. Апостол с толков., 118, 150. Псалмов, 62; с толков., 85, 86; разных статей, 623, 659, 664, 665, 680, Канон Параклиту, 62, 276. Выписки из сочинений его, 62, 634, 663, 681, 695, 740, 755, 812. Сказаниё о нем, 662, автограф его, 171.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

1868 г., ч. 2, 211–242: «Чермное море» (из «Katholik» 1867 г., Heft 1); ч. 2, 382–409, 582–623: «Пустыня» (из «Katholik» 1867 j August – September); ч. 2, 733–765: к истории изображения креста и распятия ((из «Katholik» 1867 j Februar, März, April); ч. 2, 900–907: «Вести с востока» (о посещении константинопольской патриархии лицами, коим Пием 9 было поручено приглашение вселенского патриарха Григория на предполагаемый в Риме собор). 1869 г., ч. 1, 70–78: к вопросу о сближении армянской церкви с православною; ч. 1, 406–436: к истории изображения креста и распятия (продолжение статьи, напечатанной в 1868 г.); ч. 2, 705–738: к вопросу о сближении армянской церкви с православною. 1870 г., ч. 2, 164–177: «Автобиография Григория кипрского , патриарха константинопольского (перевод с примечаниями); ч. 2, 511–518: «Письмо Григория кипрского , патриарха константинопольского, к императору Андронику Палеологу старшему (перевод с примечаниями). Оба эти переводные документы, по словам вышеупомянутой «записки об учёных трудах» И. Е. Троицкого «имеют немаловажное значение как для церковной, так и для политической истории Византии во второй половине 13 века, и, так как издания их, сделанные Маттэи в 1817 году в Германии, довольно редки, то труд г. Троицкого представляет положительную услугу в глазах людей, интересующихся Византией»; ч. 2, 627–671: к вопросу о сближении армянской церкви с православною. 1871 г., ч. 1, 579 и сл., 1055 и сл.; ч. 2, 173 и сл., 667 и сл.: Арсений и арсениты. 1872 г., ч. 3, 496–524, 600–663: Арсений и арсениты. 1873 г., ч. 3, 581–643: Учёно – литературные труды о. архим. Андроника Димитракопула. 1875 г., ч. 2, 145–234: Литургия св. Григория, просветителя Армении (предисловие). Чин божественной литургии армянской церкви. 1879 г., ч. 2, 407–445: Западная Европа и православные греки; ч. 2, 446–467: Православная Россия и православные греки (обе статьи переведены с новогреческого). 1880 г., ч. 1, 221–253: «Греко-российская церковь сама в себе и в своих отношениях к церквам запада» – современный очерк.; ч. 2, 240–270: окончание той же статьи (перевод с новогреческого).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/pa...

Амфилохий Иконийский О жене-грешнице, помазавшей Господа миром: Homilia in mulierem peccatricem, quae unxit Dominum unguento, et in Pharisaeum//PG 39, 66–89. Андрей Критский Великий покаянный канон//PG 97, 1329–1385. Церковнославянский перевод: Триодь Постная. М.: Изд. М. П., 1992. Л. 89–94 (понедельник первой седмицы), 100 об. – 105 (вторник первой седмицы), 111 об. – 116 (среда первой седмицы), 121 об. 125 об. (четверг первой седмицы). Григорий Богослов Слово 4: Oratio 4. Contra Julianum imperatorem prior invectiva//SC 309, 86–293. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1. М., 2007. С. 61–106. Слово 45: Oratio 45. In sanctum Pascha//PG 36, 623–663. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1. М., 2007. С. 559–574. Григорий Великий Гомилии на пророка Иезекииля: Homiliae in Ezechielem//CCL 142. Сорок гомилий на Евангелия: Homiliarum xl in euangelia libri duo//PL 76, 1075–1312. Русский перевод: Григорий Великий (Двоеслов) , свт. Избранные творения. М., 1999. С. 7–431. Григорий Палама Омилии: Homiliae//PG 151, 9–550. Русский перевод: Омилии святителя Григория Паламы : В 2 т. Монреаль, 1965. Диадох, епископ Фотики Слово подвижническое: De perfectione spirituali//PG 162, 1167–1212. Русский перевод: Диадох , еп. Фотики. Подвижническое слово//Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. С. 8–74. Дидахи Дидахи (Учение двенадцати апостолов)//SC 248/пер. с греч. свящ. В. Асмуса //Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 17–38. Евагрий Понтийский О молитве=De oratione capitula//PG 79, 1165–1200. Русский перевод: Авва Евагрий. Творения. М., 1994. С. 76–93. Епифаний Латинский Толкование на Евангелия: Interpretatio Evangeliorum//PLS 3, 836–964. Игнатий Богоносец Послание к Поликарпу: Epistula ad Polycarpon//SC10, 170–181. Русский перевод: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 346–350. Иероним Стридонский Комментарий на Евангелие от Матфея: Commentariorum in Matthaeum. CCSL 77. Русский перевод: Иероним Стридонский , блж. Четыре книги толкований на Евангелие Матфея, к Евсевию//Творения. Ч. 16. Киев, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пятницкая, 327, 370. Рождественская, в посаде Серг. мон., 727. Рождественская, в Боровском мон., 624. Рождественская, в г. Владимире, 619, 623, 624. Рождественская, на Лисичьей горке, 175. Сергиевская, над вратами Тр. Серг. мон., 647. Сергиевская, в с. Приселках, 471. Трехсвятительская, в Отенском мон., 385. Трехсвятительская, Петра, Алексия и Ионы, 283, 625: Успенская, киевская, см. в Патериках. Успенская, в Москве, 646, 680, 681. Успенская, в Стромынском мон., 99, 239, 554, 724. Успенская, в Волоколамском мон., 90. Успенская, в Клементьеве, 397. Успенская, в с. Шухобалове, 476, 485, 492, 524, 536, 547, 566, 593. Цены книг означены, 104, 187, 247, 391, 487, 517, 704, 710, 719, 792. Цепь златая, см. Чепь. Чанибекова, царица, 177, 765. Часослов, книга, 16–18, 243, 247, 265, 287, 309–362, 642, 647. Часы царские, служба, 230, 264, 283, 345, 346, 356, 640, 740; под крюками, 407, 408, 410, 423, 427, 449. Чаша, 248. Черемисинов Максим, старец Серг. мон., владелец, 296. Чернил состав и проч., 408. Чины разные, книги, 739–743. Выписки, 168, 205, 206, 239, 241, 284, 798, 799, 801. Чин монашеского посещения, 299, 657, 798, 808. Чтения Общества Истории и Древн. Росс.: Временник, упом., 11, 23, 86, 178, 201, 297, 334, 476, 662, 674, 678, 712, 714, 730, 765, 793, 811, 812, 820. Чтение Воскресное, журнал, 765. Чтение Христианское, журнал, 33, 35, 244, 768. Чтение Душеполезное, журнал, 2. Чудо в Хонех, 466, 663–666, 786. Чепь златая, книга, 11, 214. Выписка, 780. Шаховский князь Симеон Иванович, творец акафиста преп. Сергию, 764. Шелонин Симеон, старец, владелец, 217, 251, 445. Шереметев Иона, инок Кирилловского мон., 423. Шестов см. Авраамий. Шестоднев служебный, книга, 317, 375–384. Шестокрыл, 326. Шубин Симон, старец Троиц. Серг. мон., владелец 52, 321, 387, 778. Шуйскому Петру Ивановичу послание Максима грека , 200, 201. Шушлеба Гурий, инок Троиц. Серг. мон., владелец, 397. Юрьева Никиты Романовича род, 814. Юрий, переводчик, 730. Юстиниана Великого , императора, законы, 15, 205–207. Упом., 805.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

2 . Успенский, Б.А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.)./Б. А. Успенский – М., 2002. 559 с. 3 . Псалтирь 1683 года в переводе Авраамия Фирсова: Текст, словоуказатель, исследование. Предисловие, исследование, подготовка текста и составление словоуказателя Елены Целуновой. – М.: Языки славянских культур, 2006. 623 с. 4 . Живов, В.М. История языка русской письменности/ В.М. Живов . – М.: Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова , Университет Дмитрия Пожарского, 2017. Т. 1–2, 1285c. 5 . Сумароков, А. Стихотворение духовные/А. Сумароков. – СП6.: При Императорской академии наук, 1774. 6 . Trediakovskij, Vasilij. Psalter 1753. Erstausgabe. Besorgtund kommentiert von А. Levitsky/Vasilij Trediakovskij. Hrsg. von R. Olesch und Н. Rothe. Paderborn – Мüпснеп – Wien – Zürich: Ferdinand Schöningh, 1989. 663 р. 7 . Ломоносов, М.В. Полное собрание сочинений. Поэзия. Ораторская проза. Надписи/М.В. Ломоносов. – М. – Л., 1959. Т. 8. 1279 с. 8 . Кравецкий, А.Г. Литургический язык как предмет этнографии/А.Г. Кравецкий/Славянские этюды. Сборник к юбилею С. М. Толстой . – М.: Индрик, 1999. С. 228–242. 9 . Кравецкий, А.Г. История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX вв.)/А.Р. Кравецкий, А.А. Плетнева/Отв. ред. А.М. Молдован. – М.: Языки русской культуры, 2001. 400 с. 10 . Плетнева, А.А. Лубочная библия: язык и текст/А.А. Плетнева. – М.: Языки славянских культур, 2013. 391 с. 11 . Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках, переведённые на русский язык Евграфом Ловягиным . – СП6., 1855 (книга переиздавалась в 1861, 1875 и 2015 гг.). 12 . Сове, Б.И.. Проблема исправления богослужебных книг в России в XIX–XX веках/ Б.И. Сове //Богословские труды. Сб. 5. – М.: Изд-во Московской патриархии, 1970. С. 25–68. 13 . Собрание древних литургий восточных и западных в переводе на русский язык. Вып. 1–5. – СП6., 1874–1877. 14 . Воскресная служба Октоиха всех восьми гласов или напевов на славянском и русском языках, заключающая в себе песнопение малой вечерни, великой вечерни, полунощницы, утрени и литургии//Пер. с греч. И.Ф. Ловягин. – СПб, 1888. [Книга переиздана в 1892 и 1995 гг.]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Миссионерские очерки. 4. Разговор у Сафоновой избы и в училище. Харьковск. епарх мисс. Д. Боголюбов. Январь 2-я. Стр. 173–177. Его же 5. На беседе со штундистами. Февраль 1-я. Стр. 334–339. Его же 6. В гостях у молокан. Март 1-я. Стр. 619–623. Его же. Гробы окрашенные. МАрт 2-я. Стр. 802–807. 9. Молоканские толковники Библии . 10. “Пропадающие” молокане. Д. Боголюбов. МАй. Стр. 1182–1188. Два слова о присяге. (Открытое письмо о. Димитрию Силину). Д. Боголюбов. Январь 2-я. Стр. 177–180. Проф. Н. И. Ивановский – о единоверии. Январь 2-я. Стр. 181–189. Справедливо ли мнение о подложности “Православного Исповедания” Митрополита Петра Могилы ? Свящ. мисс. С. Шалкинский. Январь 2-я. Стр. 190–191. Откровенное слово светского человека по поводу послания Антония, епископа Волынского. Иван Золотухин. Январь 2-я. Стр.192–204. Февраль. Стр. 339–347. Как старообрядцы добывают себе попов. Ф. С. Шмаков. Февраль 1-я. Стр. 343–354. Под впечатлением драмы “Воскресения”. (Открытое письмо к гр. Л. Н. Толстому). Д. Боголюбов. Февраль 2-я. Стр. 468–478. Раздор между австрийскими лжепопами и их паствами во главе с уставщиками. Свящ. Е. Овсянников. Февраль 2-я. Стр. 478–485. Об общественной церковной молитве за графа Толстого и других отступников от Церкви. Любовь Пребстинг. Март 1-я. Стр. 624–629. Случайная беседа по поводу “Альбигойца” (в вагоне жел. дороги). Свящ. М. Розов. Март 1-я. Стр. 629–663. Из дневника священника учителя.– Пастырь в роли медика – Последнее посещение беспоповского наставника.– Завещание Павла Коломенского. Свящ. учитель В. Лавров. Март 1-я. Стр. 633–637. По епархиям. Самара и Тула. Свящ. Конст. Попов. Март 2-я. Стр. 807–912. Саратов. Апрель. Стр. 1008–1019. “Pro domo sua” (О “Новом пути” и о сердечности в миссии). И. Айвазов. Март 2-я. Стр. 813–824. Среди штундистов и их пресвитеров (из наблюдений и воспоминаний судебного следователя). А. Шугаевский. Апрель. Стр. 975–999. К вопросу о причинах “упадка духа” в нашем духовенстве. И. Преображенский . Май. Стр. 1170–1181.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рождество Богородицы. Поучения, 105, 106, 265, 466, 645, 663–666, 751, 753, 754, 758, 805. Романа, греч. царя, законы, 15, 205, 206. Ромодановские, князья: Андрей, Иван, владельцы, 192. Рукописи. Каталоги Серг. лавры, 822, 823; упом., 146, 215, 262, 742, 812. Калиграфия и связнописание, 308. Утрата, 453, 812. Русальная неделя, 12, 89. Русальи слово, 91, 142, 143, 202–204, 775, 794. Русина корсунского русская грамота, 647. Руфину епископу послание Афанасия александрийского , 205–207. Рюрик, кн. русский, 714. Савва, игум. Троиц. Серг. мон., 715. Савва Арбузов Чериков, келарь Троиц. Серг. мон., 533, 715. Савва, еп. крутицкий, биограф, 664, 665. Савва, монах, 61, 85. Предисловие его к канону за умершего, 276. Савина, епископа, послание к Полувию еп. ринокурску, 34, 712, 745. Савин Демидов, костромитин, владелец, 794. Саип-гирея, крымского хана, набег, 200, 201. Салтыков Геронтий, старец, владелец, 89. Самаряныни неделя, 9, 99–106, 142–146, 404. Самуила еврея обличает Максим грек , 200, 201. Сахарова издание, 224, 733, 734. Сборники, книги, 12, 13, 39, 744–812, богослужебные, 640–662. Светлая седмица см. Воскресение Господне. Свет духовный, книга, 198. Святополк, Святослав, кн. киевские, 714. Святцы (месяцесловы), 17, 46, 66, 68–74, 76, 77, 79–82, 118, 220, 228, 239–244, 249–252, 255, 268, 270, 278, 291, 307–345, 348–352, 354, 355, 357, 358, 364–367, (в Стихирарях под крюками, 407–450), 642, 644, 647, 650, 660, 739, 742, 761. Святым русским празднование, 241, 651. Святых всех неделя, 9, 99–106, 142–144, 146, 404, 648, 724. Севастиан, эконом, 623, 624. Севериана, еп. авальского, толкование Пророков, 89, 90. Слово, 147, 149, 150, 185, 664, 665, 730, 759, 797. Также, 760, 770. Селевкию Амфилохия, еп. иконийского, 207. Селиверст см. Сильвестр. Села, деревни, волости: Александровское село, 647. Борисоглебское село, 257. Буженино село, 327. Варварское село нижегородского уезда, 719. Гнезники село солигаличского уезда, 496. Дерюзино село близ Троиц. Серг. мон., 399. Дмитревско село, звенигородского уезда, на р. Истре, 581.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

1 Подробнее о Filioque на Западе до Августина, у самого Августина и после него см. ниже вступительную статью А. Р. Фокина «Учение о «двойном исхождении» Св. Духа в латинской богословской традиции (с конца II века до времен свт. Фотия)», а также книгу того же автора: Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014. С. 570–588, 624–626. – Прим. ред. 2 См.: Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины... С. 663. Долгое время считалось, что в цитированный на этом соборе Никео-Константинопольский Символ веры также было добавлено Filioque (см. Mansi J. D. Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Colleetio. Т. IX. Col. 981D), однако в настоящее время это признается позднейшей интерполяцией (Sie-cienskiA. Е. The Filioque: History of a Doctrinal Controversy. Oxford, N. Y., 2010. P. 69; Фокин A. P. Формирование тринитарной доктрины... С. 664). – Прим. ред. 14 См.: Amph. 182.27–40, со ссылками на трактаты Дионисия Ареопапгга: De mystica theologia, 5; De divinis nominibus, 14. 32 См.: Myst. 29. Любопытно, что понимание словосочетания «Дух Сына» в том смысле, что Дух посылается через Сына, хотя и находится в заголовке «Мистагогии», не артикулируется Фотием expressis verbis. Саму же древнюю святоотеческую мысль о посредничестве Сына не только во временном посланничестве Св. Духа в мир, но и в Его вечном исхождении Фотий прямо отвергает (см. Myst. 62). – Прим. ред. 34 См.: Myst. 79–84; Ер. 291.67–91. Свт. Фотий, будучи незнаком с латинским богословием непосредственно, не мог знать, что большинство римских пап V-VI вв., в том числе папы Лев и Григорий Великие , восприняли от блж. Августина учение о «двойном исхождении» Св. Духа. См. об этом ниже вступительную статью А. Р. Фокина “Учение о «двойном исхождении”...» и его же книгу: Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины... С. 623, 657–658. – Прим. ред. 84 Например, в вышедшем в 20-е годы прошлого века романе «Улисс» ирландского писателя Дж. Джойса мы находим следующие слова: «Орды ересей в скособоченных митрах разбегаются наутек: Фотий, орава зубоскалов Арий, воевавший всю жизнь против единосущия Сына Отцу, Валентин, что гнушался земным естеством Христа, и хитроумный ересиарх из Африки, Савеллий, по чьим утверждениям Отец Сам был собственным Сыном».

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010