Св. Афанасий Александрийский (ок. 295–373) – епископ, богослов. Боролся с арианством. Констанций II (317–361) – римский император, поддерживал ариан. Ливерий (Либерии) – в 352–366 гг. был римским епископом. Сторонник св. Афанасия Александрийского в борьбе с арианством. Валент Флавий (ок. 328–378) – император восточной части Римской империи. Погиб в сражении с вестготами. Феодосий I Великий (ок. 346–395) – византийский император с 379 г. Преследовал ариан и язычников. Имеется в виду Второй Вселенский Константинопольский собор 381 г., созванный для решения вопроса об учении ариан об Иисусе Христе. Гонорий (384–423) – император Западной Римской империи с 395 года. Боролся с язычниками и еретиками. Пелагий – еретик, основатель пелагианства, возникшего в V в. Отрицал реальность благодати Божией, не православно учил о первородном грехе. Целестин (Целестий) – римский патриций, увлеченный учением Пелагия и открыто проповедовавший это учение. Л. А. Тихомиров имеет в виду Феодосия I Великого, но это был другой византийский император – Феодосии II Малый (408–450), женатый на Евдокии, Дочери афинского философа Афинаида. Монофизиты (монофиситы) – еретическое учение, возникшее в V в. Утверждало, что во Христе человеческое начало поглощено Божественным. «Разбойничий собор» происходил в 449 г. в Ефесе под председательством Александрийского патриарха Диоскора. Причинил много зла православным, в особенности константинопольскому патриарху Флавиану. Маркиан – византийский император в 450–457 гг. Василиск – отнял престол у законного преемника Зенона, правил в 475–476 гг. Зенон (Зинон) – византийский император в 474–491 гг. Анастасий 1 Дикор (ок. 430–518) – византийский император с 491 г. Юстин 1 – византийский император в 518–527 гг. Вигилий – папа римский с 540 по 555 г. Ираклий (575–641) – византийский император с 610 г. Сверг императора Фоку и занял престол. Монофелитство – еретическое учение, возникшее в VII в. Утверждали, что Господь Иисус Христос обладает двумя природами, но одной волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Сербы приняли христианство в VII веке. Однако первые семена Евангелия на Балканский полуостров были принесены еще святыми Апостолами. Предание свидетельствует, что здесь трудился святой апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Святой апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий прошел со словом благовестия по восточной и южной части Балканского полуострова, а «в Далмацию, — как свидетельствует сербский историк д-р Душан Л. Кашич, — послал своего ученика Тита и ему, как и многим общинам в Македонии и Греции, писал послания, чтобы он продвинул распространение христианства в той области» . В IV веке на территории, входящей ныне в состав Югославии, были митрополия Сирмийская и архиепископия Салонийская. Сирмийская митрополия была основана сразу после издания Миланского эдикта. Она состояла из приходов, находившихся на территории между притоками реки Дунай — Дравой и Савой — и дальше вниз по течению Дуная. В юрисдикции ее были такие известные города, как Сингидун (ныне Белград), Сисак, Целе, Эмона (ныне Аюбляна) и др. Салонийская архиепископия (кафедра в Салонах, позднее — Сплит) охватывала приходы римской провинции Далмации. На юго-восток ее юрисдикция простиралась до реки Дрин. Вторгшиеся в VI веке на Дунай авары во время своих опустошительных набегов уничтожали на своем пути то, что было сделано христианскими проповедниками на Балканах. В первой половине VII века, по просьбе византийского императора Ираклия (610641), папа Римский прислал священников, которые многих сербов обратили в христианство. До 732 года сербы находились в юрисдикции Западной Церкви. В 732 году император Лев Исав-рянин отнял восточную Иллирию, где жили сербы, у папы Григория III и подчинил сербов юрисдикции Константинопольского Патриарха. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в IX веке, когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 году послал к сербам греческих священников, которые с усердием потрудились в деле благовестия Слова Христова. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, так как они совершали богослужения на непонятном для народа латинском или греческом языке. Христианство у сербов утвердилось только после того, как святые братья Кирилл (826 — 869) и Мефодий (ок. 820 — 885) начали свою проповедь на народном — славянском — языке. Вероятно, святые братья, направляясь из Константинополя в Великую Моравию, прошли через сербские земли. Влияние святых братьев еще более сказалось после того, как их ученики святые Климент, Наум и др., будучи изгнаны из Моравии, поселились в Охридском крае в Македонии. Здесь быстро начали расцветать славянская письменность и монашество, возникла и первая славянская — Величская — епархия. Первым епископом этой епархии в 893 году стал святой Климент.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Эти фрески были посвящены истории Животворящего Креста, известной из «Золотой Легенды» Якова Ворагинского. На одной из фресок живописец изобразил знаменитый эпизод из истории Животворящего Креста, представляющий собой битву между восточноримским императором Ираклием (610–641) и персидским шахом Хосровом II Парвизом (591–628). Войска Ираклия были представлены в миланских доспехах, современных художнику, под штандартами Священной Римской империи. Пьеро делла Франческа выбрал тему для своей работы далеко не случайно, ибо фрески, иллюстрирующие историю Животворящего Креста, стали художественным откликом автора как на падение Константинополя под ударами султана Мехмеда II Фатиха в мае 1453 года, так и на собор в Мантуе, провозгласивший крестовый поход против турок-османов девять лет спустя. Фреска «Битва Ираклия с Хосровом» за освобождение Креста композиционно предваряется фреской, изображающей битву Константина с Максенцием. Подобная композиция в полной мере соответствовала византийской религиозно-политической идеологии, присутствующей в «Хронографии» Феофана (760–818), которая была переведена на латынь Анастасием Библиотекарем (810–879) и стала, таким образом, известна в Западной Европе. Примерно два десятилетия спустя после создания фресок Пьеро делла Франческа, около 1481 года, испанский художник Мигель Хименес (1462–1505), ставший придворным живописцем арагонского короля Фердинанда II (1479–1516) продолжил изображение истории императора Ираклия. Мигель Хименес совместно с Мартином Бернатом (1450–1505) написал картину для приходской церкви Блезы (Теруэль), хранящуюся ныне в музее Сарагосы. На картине был представлен император Ираклий, возвращающий Животворящий Крест в Иерусалим после победы над персами в обществе равноапостольной императрицы Флавии Елены, матери Константина Великого. Причем лица Ираклия и Елены имели явное портретное сходство с католической королевской четой – Фердинандом и Изабеллой. Не исключено, что эта картина была создана под впечатлением нападения войск османского султана на Отранто, приморский город в южной Италии, в 1480–81 годах.

http://bogoslov.ru/article/6192254

5 октября 610 г. Фока был низвергнут. Хронограф повествует: «После того как Фока был разбит, один вельможа, Фотин, оскорбленный Фокой в лице своей супруги, с толпой воинов вошел во дворец и, бесчестно стащив с трона окаянного Фоку, сорвал с него царскую одежду и, надев черное рубище, а на шею цепь, в таком бесчестном и жалком виде представил его Ираклию. Ираклий, посмотрев на Фоку, сказал: «Так-то, окаянный, ты управлял государством!» А тот, как человек отчаянный, ответил: «Ты будешь управлять лучше». Тогда Ираклий приказал сначала отсечь Фоке руки и ноги, а потом живым резать на куски; тайные члены отсечь и привязать к копьям за безмерные осквернения, какие совершал Фока; в заключение - отсечь голову, и обезображенный труп мрачной памяти Фоки сжечь на так называемом бычачьем рынке, - без христианского погребения... Так кончали жизнь христианские императоры...» Сразу же после казни Фоки Ираклий был коронован и взошел на царский престол. Несмотря на способности, молодость и энергичность нового императора Ираклия (610-641), его положение выглядело чрезвычайно тяжким. Наследие власти было безотрадно: пустая казна, деморализованная армия и напор двух смертельно опасных врагов: аваров и персов. Ираклий - сын экзарха Африки, выходца из каппадокийской семьи, возможно, армянского происхождения. Он, безусловно, был одним из самых блестящих полководцев на византийском троне. Но в начале его правления положение казалось безнадежным даже и для гения войны. Ираклий предложил Хозрою мир на самых выгодных для того условиях, но гордый перс отказался. Император был вынужден продолжать вести войну, которая длилась без перерыва 19 лет. Обе стороны рассматривали войну как религиозное сражение между двумя мировыми религиями: христианством и зороастризмом. Каждая из сторон боролась не за преходящие политические выгоды, а за конечное торжество всеобщей и абсолютной Истины, как она виделась каждой из них. Хотя религиозные ценности играли роль во всех войнах древнего мира, никогда ранее их столкновение не было столь ярко выраженным и очевидным.

http://sedmitza.ru/lib/text/434775/

2008. P. 10-11), сами «волю» и «действие» он располагает на уровне Лица (πρσωπον), т. е. совместного проявления двух природ. Противопоставляемое единству «по сущности» (κατ οσαν) единство «по благоволению» (κατ εδοκαν) обеспечивает одно Лицо двух неизменных и нераздельных природ, а также одну волю и одно действие, поскольку имеется одно господствующее и владычествующее начало (μα αθεντα κα δεσποτεα) ( Diekamp. Doctr. patr. S. 305). Равным образом и у Нестория две природы Христа соединены «намерением» (γνμη), в силу чего Слово сообщает одно Свое действие и одну волю воспринятому человеку (ACO II. Vol. 1. P. 322). М. несториан, т. о., не онтологического, но нравственного порядка, исключающее противоречие между Богом и воспринятым человеком в действии и воле. Тем не менее отнесение воли и действия не к природам, но к Лицу Христа сближает несториан с аполлинаристами и позднейшими монофелитами ( Maximus Conf. Disp. Pyr.//PG. 91. Col. 313, 336). М. Севира Антиохийского, наиболее влиятельного богослова из монофизитов, является частным проявлением его учения о единстве «свойства» (διον, δωμα, διτης) Христа ( Lebon. 1909; Idem. 1951). Он учил об «одной сложной природе» (μα φσις σνθετος) Христа, отрицая применительно к домостроительству различие терминов «природа» и «ипостась», и хотя утверждал неизменность божества и человечества, но принимал их различие только «в природном качестве» (ν ποιτητι φυσικ). Он осуждал папу св. Льва I Великого за его отнесение действий (νργειαι) Христа к двум природам, что, по его мнению, вводит два действующих начала и разделяет Христа ( Hovorun. 2008. P. 16-17). Наконец, прямо предвосхищая М. VII в., Севир обращается к словам «Ареопагитик» о «новом богомужном действии», понимая под этим «одно сложное действие» (μα σνθετος νργεια), соответствующее «одной богомужной Ипостаси и одной природе воплощенного Слова» ( Diekamp. Doctr. patr. S. 309). Происхождение В VII в. М. было вызвано униональной церковной политикой имп. Ираклия (610-641), стремившегося обеспечить единство христиан империи перед лицом внешних угроз.

http://pravenc.ru/text/2564124.html

Для церковно-исторических событий этого времени наряду с актами Шестого Вселенского Собора и Пято-Шестого 192 особенно важными являются труды Максима Исповедника 193 . Исключительно беден VII в. и правовыми источниками. Тем не менее у нас есть все основания приписывать этому времени появление весьма важного «Земледельческого закона» ( νμος γεωργικς) 194 . С совершенной точностью, впрочем, можно сказать, что он возник в VII или в VIII в.; во всяком случае, исследователи в общем согласны в том, что он вряд ли по своему происхождению может быть моложе первой половины VIII в. Лучше всего этот правовой памятник подходит концу VII в., и вероятность того, что он происходит из этого времени, является тем больше, что его заглавие, как кажется, указывает на Юстиниана II 195 . Здесь следует также указать на «Родосский морской закон» ( νμος Ροδων ναυτικς), который представляет собой собрание постановлений, относящихся к морскому праву 196 . Более точная датировка этого компилятивного произведения невозможна, и приходится удовлетвориться констатацией того, что ее появление приходится на время между 600 и 800 гг. 197 . 1. Войны с персами и с аварами. Реформы Ираклия Общая литература: Bury . Later Rom. Empire (2), I (для этой и последующих глав вплоть до 800 г. ссылки даются на первое издание труда Бери); Кулаковский . История. Т. 3 (так и в последующих главах вплоть до 717 г.); Pernice . Eraclio; Stein . Studien; Stein . Ein Kapitel; Diehl . Regime des themes; Gelzer . Themenverfassung; Owsepian G . Die Entstehungsgeschichte des Monotheletisrnus. Leipzig, 1897; Grumel V. Recherches sur l’histoire du monothélisme//Échos d " Orient 27 (1928). P. 6–16, 257–277; 28 (1929). P. 272–282; 29 (1930). P. 16–28; Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.; Л., 1946. Империя лежала в развалинах, когда Ираклий (610–641), один из величайших правителей в византийской истории, пришел к власти. Страна с экономической и финансовой точек зрения была разрушена, устаревший управленческий аппарат не работал. Построенная на найме военная организация более не функционировала, поскольку не хватало денег и старые источники рекрутов были исчерпаны. Коренные земли Империи были заняты врагом: на Балканском полуострове хозяйничали авары и славяне, в сердце Малой Азии стояли персы. Только внутренняя реорганизация могла спасти Империю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К середине V века, хотя христианизация общества еще далеко не закончилась, модель союза между Церковью и Империей уже была достаточно ясна. Процесс христианизации начался при императоре Константине и продолжился при его сыновьях и их преемниках. Вспомним, что император Феодосий был первым крещеным императором, а его западный коллега, Гратиан, официально отказался от титула «pontifex maximus» - верховный жрец. Как практикующий христианин, Феодосий, естественно, окончательно порвал с языческими культами и благосклонно принимал прошения епископов о закрытии и уничтожении языческих храмов или о трансформации их в христианские церкви. В 391-392 гг. Феодосий опубликовал два декрета, полностью запрещающих языческие культы - как общественные, так и частные. Язычество перешло на положение едва терпимого меньшинства. Оно просуществовало еще около полутора веков: Афинский университет (Академия) оставался открытым и обширные области в сельской местности продолжали быть языческими. Однако потомки Феодосия, правившие до середины V в., следовали его примеру: становились членами Церкви и проводили в жизнь антиязыческое законодательство. Но лишь решительные указы Юстиниана (527-565) положили язычеству конец. Язычество было запрещено, но иудейский культ - разрешен, хотя права иудеев отчасти ограничивались. Разрушение и осквернение синагог запрещалось, а служители синагоги - наряду с христианскими клириками - освобождались от гражданской и уголовной ответственности. Произвольное насилие в отношении евреев каралось законом. Однако с самого начала христианской Империи были предприняты самые суровые меры против иудейского прозелитизма среди христиан и в то же время всячески поощрялось крещение иудеев. Переход христиан в иудаизм был запрещен, а иудеи, виновные в преследовании своих бывших единоверцев, перешедших в христианство, подлежали сожжению заживо. Выше уже говорилось, что иудеям запрещено было держать рабов-христиан, а если они публично высказывали неуважение к христианству, то утрачивали свои гражданские права. Им не дозволялось служить в армии, занимать государственные должности и быть юристами. Однако до Ираклия (610-641) в Восточной Империи не практиковалось массовое насильственное крещение иудеев, хотя таковое было весьма распространено в варварских государствах Запада начиная с V в. Секта самарян имела приблизительно такой же статус, как и иудеи, до широких самарянских восстаний во время правления Юстиниана, после которых права самарян были сильно ограничены.

http://sedmitza.ru/lib/text/434748/

Но этот неправильный порядок военномонархического престолонаследия уступает место с VIII в. новому порядку: просыпается легитимизм. Уже когда Констанций, сын Константина Великого , выступает против галльского узурпатора, солдат охватывает настоящая ярость; они хотят уничтожить „поддельного императора“. В позднейшее время мы находим все более определенно развивающуюся наследственную императорскую власть: в доме Ираклия корона переходит от отца к сыну на протяжении пяти поколений (610–711), а в доме Льва Исавра – на протяжении четырех (716–797). Когда, после внезапной смерти императора Константина в 641 г., его мачеха незаконно добыла власть для своего сына, восстали войско и сенат и возвели на престол несовершеннолетнего, но имевшего законные права Констанса II. Дальнейшее укрепление наследственности при передаче императорского престола наступает благодаря обычаю, в силу которого почти регулярно со времени Ираклия одновременно со вступлением императора на престол, сын его, хотя бы и несовершеннолетний, получает из рук отца императорскую повязку. Напротив, совершенно новая эпоха начинается с македонской династии (867–1056). Уже основатель ее Василий (867–886) короновал троих своих сыновей, а четвертого возвел в сан патриарха. Таким образом, императорская власть стала общим достоянием фамилии, но с этим не было связано раздела государственной власти, как в эпоху Диоклетиана, напротив, один „великий император“ обладал всей верховной властью, другие обладали только императорским саном и почестями. Насколько прочнее, чем их предшественники, сидели на престоле эти позднейшие императоры! Действительно теперь, выработались лояльность и верная привязанность к императорскому дому – чувства, совершенно незнакомые предшествующей эпохе. Когда сыновья Романа Лакапина хотели свергнут с престола законного императора, своего зятя Константина, подобно тому, как они уже отправили своего отца „философствовать с монахами», тогда дворцовые войска и городское население восстали и доставили законному правителю единодержавие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Ответов на эти вопросы может быть два. Или в Ставке сидели рассеянные люди, которые просто забыли Приморскую армию в Крыму. Или полуострову угрожала вполне реальная опасность. Уже в начале 1944 г. среди татарской верхушки в Крыму пошли разговоры о некой «третьей силе», которая могла бы спасти татар. Намеки на это были даже в татарских пропагандистских изданиях. Собственно, и Гитлер до последнего часа надеялся на конфликт между СССР и западными союзниками. Ни в мае 1944 г., ни в последующие два года никто не мог гарантировать, что война между СССР и союзниками с одной стороны и Германией с другой не перерастет в войну между союзниками и СССР. Англия и США сосредоточили в мае 1944 г. огромный флот в Средиземном море, и нетрудно сообразить, что в случае начала войны с СССР он бы оказался в Черном море. А греки-то причем? Начну с общеизвестного, а затем перейду к тому, чего у нас не знают ни обыватели, ни даже профессора-историки. В I века нашей эры все Причерноморье было покрыто греческими городами-колониями: устья Дуная, Днестра, Днепра и Дона, Крымский полуостров, включая район Керчи, побережье Кавказа и черноморское побережье турецкой Малой Азии. Недалеко от Сухума был построен город Себастополис (другое название - Диоскурия). Они же основали колонии Гиенос (современная Очамчира), Питиунт (Пицунда), Фасис (Поти), Батис (Батум) и др. Позже большинство греческих колоний вошли в состав Византийской империи. А кто такие византийцы? Иногда их называли ромеями. Но практически во всех русских летописях они именовались греками. Если в IV-VI веках официальным языком Византии был латинский, то с VII века и до 1453 г. - греческий. Со времен правления императора Ираклия I (610-641 гг.) языком всей империи был греческий. На латинской вульгате говорило лишь франкийско-дакийское меньшинство Балканского полуострова, население Далмации и ряд других малых регионов. В энциклопедии Кольера сказано: «Византийская империя сохранила римскую систему правления и римские законы, но по языку и культуре была греческим государством».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Переделка порядков управления, завершившаяся устройством фем, впервые начинает проявляться в V в. Из памятника (Notitia dignitatum), относящегося по происхождению к этому времени, видно, что в двух разбойничьих провинциях – Аравии и Исаврии – власть военная и гражданская соединена была в одном лице. Обыкновенно объясняют 1416 это явление тем, что реформа (отделение военной власти от гражданской) не ьбыла применена к этим двум провинциям – в них оставлен прежний порядок вещей, господствовавший и во всех других провинциях до конца Щ1 в. Но можно и иначе смотреть на дело, видеть в нем не продолжение, а возвращение к прежнему порядку. В VI в. новое устройство применяется энергичнее. Современный Юстиниану писатель, Лид (De magistratibus), констатирует факт распадения префектур претория и власти префектов на меньшие единицы. Слитие власти допущено было Юстинианом во многих местах: сначала он и в Аравии отделил власть гражданскую от воен-ной, поручив ее ведению модератора, но потом изменил свое решение и не только сосредоточил в Аравии обе власти в одних руках, но распространил тот же порядок на Писидию, Ликаонию, Фракию, Геленопонт, Паф-лагонию, Каппадокию и подтвердил его для Исаврии. 1417 Во всех этих странах была соединена власть гражданская и военная и основанием для применения этой меры Юстиниан выставлял в своих новеллах мятежный дух населения. Таким образом, еще до VII в. положено было начало той системе, которая потом названа техническим термином по имени греческих полков – фем. В науке после Финлея упрочился взгляд, что император Ираклий (610–641) первый сделал решительный шаг в деле устройства фем, а после него Лев III Исавр (718–741) частью реорганизовал, частью довершил новую систему. Этот взгляд, не имеющий для себя прямых документальных опор, а только косвенные доказательства, тем не менее должен быть допущен в том смысле, что эти императоры, много заботившиеся – первый об упорядочении администрации, второй сверх того о наиболее целесообразной организации военных сил, могли обратить серьезное внимание на систему, задатки которой положены были задолго до их времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010