В.Я. Саврей Предметный указатель Абсолют – 31, 43, 73, 112 Агностицизм – 161 Алабарх, глава еврейской общины – 55 Александризм – 33 Александрийская библиотека – 23, 24, 33, 37 Александрийская школа – 10, 11, 13, 15–17, 28, 36, 40, 43, 45, 52, 54, 55, 62, 70, 74, 76, 79–81, 83–92, 96, 98, 99, 116, 119, 121, 122, 125, 134, 145, 150, 151, 156–158, 165, 166, 169, 177–179, 182–184, 194, 195, 197, 198, 200, 201–204 катехетическая – 120 Александрийский маяк – 24, 198 Аллегореза – 55, 68, 70, 75, 88, 89, 140, 143, 144, 191 Аллегория – 13, 14, 17, 55, 57, 61, 70, 72, 76, 109, 121, 138, 139, 141, 153, 162, 163, 179, 193, 201 Анагогия – 109, 201 Анахорет – 42 Ангелология – 128, 134 Антиохийская школа – 10–12, 149, 150, 152, 156–159, 165, 182 Античность – 10, 12, 17, 21, 23, 25, 26,39, 41,54,82, 114,119, 142,162, 186, 195, 202, 203 христианская – 11 Антология – 66 Антропология – 63, 119, 126, 136, 137, 142, 170, 187 Апокатастасис – 88, 120, 130, 134 Апокриф – 53, 58 Арианство – 83, 134, 152, 153, 171, 201 Архитекст – 141, 142 Аскеза – 41, 62 Аскетизм – 45, 122, 124, 131 Афинская школа – 10, 35, 101 Баальбек, храмовый комплекс – 149 «бет-мидраш», дом толкования – 52 «бет-софрим», дом писания – 52, 80 Библия – 37, 40, 44, 55–57, 67–70, 74, 75, 89, 90, 98, 102, 103, 106, 108, 111, 114, 120, 121, 126, 131, 132, 135, 140, 141, 143, 153, 154, 161, 175, 177, 178, 181, 185 Боговоплощение – 111 Богословие – 45, 86, 88, 89, 111, 120, 121, 124, 141, 154, 182, 187, 195, 199, 201 александрийское – 15 апофатическое – 37, 113, 115 библейское – 17 византийское – 83, 166, 195 катафатическое – 115 патриотическое – 11 Веды – 13 Ветхий завет – 13, 37, 38, 55, 56, 72, 76, 88, 103, 105, 132, 133, 139, 141, 143, 144, 155, 191, 197,198, 201 Возрождение (Ренессанс) – 195, 199 Вселенская Церковь – 11, 169, 183 Вселенские Соборы – 17, 83, 153, 159, 160, 164, 165, 180, 183,184 «Гекзаплы» – 127, 140, 144, 201 Генотеизм – 60 Герменевтика – 13, 17, 18, 26, 45, 52, 56, 58, 69, 70, 88, 101, 109, 129, 135, 142, 144, 159, 165, 179, 192, 193, 201

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

1 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. Эссекс, 1991. С. 20. 2 См.: Там же. С. 27. 3 Архим. Софроний. О молитве. 2-е изд. Эссекс-М., 2002. С. 101. 4 Там же. С. 103. 5 Там же. С. 106. 6 Англ.: «Не ответил ли я на все Ваши вопросы?» 7 См.: Епископ Иларион (Алфеев). Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999. С. 338. 8 См.: Завещание. Наст. изд. 9 Беседа 19 от 2 декабря 1991 г. С-16 согл. М mII ). Наст. изд. 10 Греч.: «наука о познании». 11 Беседа 12 от 6 мая 1991 г. В-33 согл. М mI ). Наст. изд. 12 Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985. С. 5. 13 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 27. 14 См.: Архим. Софроний. Подвиг богопознания: письма с Афона к Д. Бальфуру. Эссекс-М., 2002. С. 59. 15 Беседа 17 от 30 сентября 1991 г. С-4 согл. М mII ). Наст. изд. 16 Там же. 17 Беседа 15 от 1 июля 1991 г. В-42 согл. М mI ). Наст. изд. 18 Беседа 15 от 1 июля 1991 г. В-42 согл. М mI ). Наст. изд. 19 С-43 (31 августа 1992 г.) согласно нумерации М mII . 20 См.: Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 50. 21 Франц.: преобладание, господство. 22 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 181. 23 См.: «Свидетельство Духа: отец Софроний и Русская Церковь». Приложение. Наст. изд. 24 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 169—173. 25 Там же. С. 61. 26 Там же. С. 169. 27 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 87. 28 См.: Там же. С. 103. 29 См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 38//Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Перевод Еп. Феофана. Т. 1. М., 1892. С. 316. 30 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 170, 204. 31 А-13 (4 декабря 1989) согласно нумерации М mI . 32 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 198. 33 См.: Там же. С. 197. 34 Отец Софроний подразумевает традицию отцов-исихастов, «боговидцев», особенно прп. Симеона Нового Богослова (949—1022). Сей великий святой, поведав свой опыт Боговидения, неоднократно подвергался осуждению от тех, кто, цитируя Ин.1:18: «Бога не видел никто никогда» , обвиняли его в прелести. Его ответ о том, «что возможно нам видеть Бога» и «всякий чистый сердцем в настоящей еще жизни узревает Бога», см.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 63//Там же. Т. 2. М., 1890. С. 110—112. Ср.: Гимн XXXII «Где преподобный Симеон с изумлением рассказывает о том, как он видел Бога...»//Божественные гимны. Перевод иером. Пантелеимона. Сергиев Посад, 1917. С. 136 след.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3944...

86 Слич. выше т., изд. 3, стр. 327—329. В подлиннике деяний III всел. собора имеются два текста этого символа — греческий и латинский; а здесь только один латинский и притом другого перевода. Ред. 87 Все четвертое собрание находится в подлиннике только на латинском языке. Ред. 88 „Надобно читать: в III день ид, ибо архидиакон Диодор несколько ниже говорит, что богохульства Феодора были прочитаны в предшествовавший день, который был IV ид, как это показано в начале предшествовавшего собрания“. Примеч. Лаббе. 89 По другим : в судебной палате почтенной епископии сего царствующего города. 90 Слич. выше стр. 47. 91 Слич. выше стр. 51. 92 Слич. выше стр. 51. 93 Слич. выше стр. 53. 94 Слич. выше стр. 53. 95 Это послание помещено в подлиннике на греческом и латинском языках, а все прочия на одном латинском. Ред. 96 Феодор мопсуестский. 97 Послание к Феодору падшему. 98 Слич. выше стр. 69. 99 Слич. выше стр. 69—70. 100 По другим: Иринею. 101 По другим: Диодор. 102 Григор. Назианз. письм. 123 к Феодору тиан.: Твор. ч. 6, стр. 222. Москва. 1818. 103 Письм. 122 к нему же: Твор. ч. 6, стр. 221. 104 Письм. 73 к нему же: Твор. ч. 6, стр. 180. 183. 105 Письм. 220 к нему же: Твор. ч. 6, стр. 319. 106 Письм. 124 к нему же: Твор. ч. 6, стр. 223—224. 107 Письм. 139 к нему же: Твор. ч. 6, стр. 241. 242. 108 По другим: Пассенским, Паспасинским (слич. выше стр. 155). 109 По другим: Евфратою. 110 Слич. выше стр. 81. 111 Письм, 50. 112 По другому чтение: „Весьма приятно мне, что между воинскими занятиями ты не оставляешь также иметь попечение и о религии“. 113 Письм. 5. 114 Кн. 7. гл. 3. 115 Кн. 3. гл. 35. 116 гл. 39. 117 Письм. 50. 118 Гомер. Илиад. 19. 119 Слич. выше стр. 61. 120 Слич. выше стр. 63. 121 Слич. выше стр. 70—71. 122 Твор. св. Васил. вел. в рус. перев. част. 7. посл. 236: стр. 197. Москва. 1848. 123 Кн. 5. гл. последн. 124 Послание императора Юстиниана. 125 В 550 г. по Р. X. 126 Другое послание Юстиниана. 127 Юстинианополя. 128 По другим: в двадцать четвертый. 129 По другим: иеропольского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4152...

В.Я. Саврей Именной указатель Август, император – 36 Августин Блаженный , святой – 126, 142, 156, 190, 200 Авель – 72 Аверинцев С. С. – 194 Авраам – 70, 75, 101 Адам – 154, 174 Акила – 38 Александр Александрийский , святой, епископ – 160 Александр Македонский – 10, 22, 23, 26, 34, 50, 67, 149, 202 Александр Полигистор – 42 Альбин – 68, 105 Аль-Газади – 194 Амвросий, меценат – 121, 130 Аммиан Марцеллин – 21 Аммоний Саккас – 29, 31, 33, 122, 123, 125 Антиох из Аскалона – 28, 55, 67 Антиох I Селевк – 35 Антисфен – 133 Антоний Великий , преподобный – 42, 43, 172, 173 Антонин Каракалла – 81 Антонины – 29 Апис – 21, 36 Аполлон – 149 Аполлоний Родосский – 25 Аполлос – 81 Аполлофан – 123 Арий – 61, 83 Арий Дидим – 55 Аристобул – 13, 54 Аристотель – 26, 28, 54, 55, 66, 67 Артапан – 53 Асклепий – 36 Асклепий Самосский – 25 Асмус В. , прот. – 194 Афанасий Великий , святитель, епископ Александрийский – 17, 83, 160, 169, 170, 172–179, 182, 188 Афинагор Афинский – 102, 131 Бальтазар Х. У. фон – 194 Бард и Гюстав – 80 Бауэр В. – 40 Белый А. – 194 Беме Якоб – 194 Берос, халдейский жрец – 35 Берхман Р. – 29–31 Бигг Чарльз – 105 Болос из Менд – 27 Болотов В. В. – 45, 166, 200 Боннар А.– 45 Бычков В. В. – 194 Вайс X. – 185 Валентин – 41 Вардесан – 149 Варнава (-Псевдо) – 102 Василид – 149 Василий Великий , святитель, епископ Кесарийский – 17, 84, 88, 135, 183, 185–187, 190–192, 200 Вебер М. – 15 Веспасиан, император – 49 Викентий Леринский, преподобный – 159 Вышеславцев Б. П. – 197 Гадамер Х.-Г. – 45 Гарнак А. – 80 Гегезий – 27 Гегель Г. В. Ф. – 106, 136, 193, 199 Гелиос – 36 Гекатей – 53 Геракл – 72 Гераклит Понтийский – 59, 69 Геренний – 122 Гермес – 35, 56, 69 Гермес Трисмегист – 35 Герофил – 26 Гесиод – 24, 54 Глубоковский H. H. – 74 Григорий Богослов (Назианзин), святой – 17, 83, 88, 169, 183,185,187–192, 200 Григорий Неокесарийский Чудотворец, святой – 87, 91, 92, 121, 145, 184 Григорий Нисский , святой – 17, 183, 185, 187, 190, 191, 200 Гомер – 13, 24, 26, 54, 55 Гудэнаф Э. – 37

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Введение в изучение св. Григория Паламы Введение Учителя св. Григория Паламы Молодые годы Варлаам и Соборы 1341 г. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский Последние годы Учение святого Григория Паламы Борьба со светским эллинизмом: человек, лишенный благодати Богословское обобщение исихазма: жизнь во Христе Христос и обоженное человечество: Спасение, обожение и екклисиология Богословие истории: символы и реальность Богословие бытия: сущность и энергия Две особые проблемы: исхождение Святого Духа и мариология Заключение ПОСЛЕСЛОВИЕ notes 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

М. Александровский В. Счет церквей по различным их подразделениям В настоящем Указателе «московскими» названы церкви города Москвы с теми пригородами, которые находятся внутри черты градоначальства или столичных мировых участков. Нижняя церкви двухэтажных храмов не сочтены за отдельные церкви, а только за приделы, равно как и те церкви, которые помещены на хорах или в надстройках над храмами, а также и в колокольнях, если эти последние не отделены хотя бы очень малым пространством от главных зданий храмов. При таком счете, в вышеуказанных пределах к 1 января 1915 года было всего 563 отдельные церкви с 698 приделами при них, т.е. всего 1261 престол. Строилось еще 5 церквей, в которых предположены 10 престолов. Все церкви каменныя, кроме 363. 384. 401. 435. 436. 439. 510. 517. 556. Общее количество 563 церквей представляется удобным подразделить следующим образом. А. 8 соборов: 1. 8. 10. 15. 24. 56. 57. 444. В них 36 престолов. Б. 252 церкви не домовые, с 774 престолами. А именно: I. 228 обыкновенных приходских церквей с 726 престолами. Китайского сорока 13 церквей: 7. 11. 46. 50. 58. 107. 141. 183. 232. 295. 334. 350. 387. В них 37 престолов. Ивановского сорока 43 церкви: 2. 16. 17. 33. 34. 36. 59. 63. 72. 76. 80. 88. 103. 108. 160. 161. 176. 178. 182. 189. 190. 191. 193. 198. 206. 224. 226. 228. 230. 240. 245. 246. 248. 273. 279. 288. 296. 297. 299. 300. 302. 327. 330. В них 134 престола. 3амоскварецкого сорока 39 церквей: 18. 40. 67. 77. 83. 84. 86. 89. 113. 131. 132. 137. 142. 147. 153. 169. 172. 180. 197. 208. 216. 218. 229. 231. 236. 243. 253. 258. 266. 269. 278. 286. 305. 309. 321. 395. 398. 452. 482. В них 133 престола. Сретенского сорока 38 церквей: 14. 19. 26. 28. 70. 87. 90. 91. 95. 97. 120. 121. 123. 139. 144. 164. 166. 171. 173. 188. 195. 196. 205. 207. 214. 215. 221. 222. 242. 247. 259. 262. 263. 275. 292. 293. 392. 557. В них 119 престолов 5. Никитского сорока 37 церквей: 25. 27. 39. 41. 45. 51. 52. 53. 61. 73. 74. 85. 93. 99. 100. 117. 119. 149. 163. 165. 174. 179. 194. 200. 211. 217.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Я искренне всегда стремился к Богу Удостоверение Часть 1 Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 Часть 2 Письмо 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307     “Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли; поняли, что самое главное – понуждать себя и делать заповеди Христовы, и каяться в своих недостатках и нарушениях заповедей, каяться всегда, считать себя негодными для царствия Божия, умолять Господа о милости, как мытарь: « Боже, милостив буди мне, грешному» ( Лк. 18:13 ). Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга”. Игумен Никон (Воробьёв) Я искренне всегда стремился к Богу Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьёв) родился в 1894 году в селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье. Он был вторым ребёнком. Всего в семье было семь человек детей, все – мальчики. В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, только, разве, особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

56 . Из воспоминаний покойного Филарета, митр. Московского. М., 1868 и Прав. обозрен., 1868, август. 57 . Келейный дневник Московского митр. Филарета (Моск. Церк. вед., 1908, с. 68–69, 88–90, 145–147, 169–172, 226–227, 292–293, 445–446, 463–465, 495, 533–534, 556–558, 575–577; 415–416). 58 . Наставление митр. Филарета наставникам приходских сельских школ (22 сентября 1843 г.). Чтен. в об. любит. дух. просвещ., 1869, кн. VI, с. 54–55. 59 . Объяснение митр. Филарета, почему храмовой праздник Воскресения Христова бывает 13 сентября, а не в день Пасхи, и отчего праздник 13 сентября носит название Славущего Воскресения (Странник, 1909, т. II, ч. 1, с. 646–647). 60 . О древних рукописях и о изборнике Святослава, 1835 г. 61 . Ответы на несколько возражений против православной церкви (Приб. к Ц. В., 1897, 17, с. 602–612). 62 . Ответ митр. Филарета на письмо А.Д. (12 января 1844 г.) (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. V, с. 145–149). 63 . Правила благоустройства монашеских братств в Москве (Составлены митр. Филаретом в 1852 г. и с 1853 г., по утверждению Св. Синодом, введены в действие в Московских епархиальных монастырях). 64 . Предписание митр. Филарета московскому духовенству: Пред перенесением тела в Бозе почившего имп. Александра I (28 января 1826 г.), с. 60. Перед коронованием имп. Александр II (16 августа 1856 г.), с. 61–62. По случаю спасения жизни гос. имп. Александра II (15 марта 1867 г.), с. 63–64 (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 60–64). 65 . Речь высокопреосвящ. Филарета, митр. Московского в день (5 августа) совершившегося 50-летия его священно-начальственного служения, 66 . прочтенная преосвящ. Леонидом пред собранием приветствовавших его Высокопреосвященство (Душеп. чтен., 1867, ч. II, июль-август, с. 300–302). 67 . Святейшему Правительствующему Синоду от Филарета, митр. Московского донесение (Января 7, 1865 г.). (Моск. Церк. вед., 1906, 23, с. 125–126). 68 . Слово по освящении храма св. равноапостольной Марии Магдалины в Градской больнице, июля 22 дня 1833 г., говоренное синодальным членом Филаретом, митр. Московским (Христ. чтен., 1836, ч. IV, с. 197–210).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

10) л. 104. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа. (Текст) В нем бо звездам служащие звездою поучахуся Тебе кланятися, солнцу праведному. Тропарь Рождеству Христову. Нач.: Вчерашния многоценныя трапезы. Заглавие из оглавления. Д. I л. 15; Д. II л. 56 об.; Д. IV л. 75 об.; С. 11) л. 115. Слово на Рождество Христово. (Текст) Христос рождается, славите. Григорий Богослов . Нач.: Вифлием град Давидов собирает днесь. Д. II л. 69 об.; С; Я. 12) л. 127. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Нач. Вси убо праздницы Христовы и Богородицы. В. л. 47. 13) 139 об. На Рождество Христово. (Текст) Се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь. Лука, глава 2, стих 10–11. Нач.: Что настоящее всекрасное торжество. Единственный список; на полях приведены названия риторических фигур, по которым писано слово. 14) л. 143 об. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Нач.: Рождество Господа нашего. На полях приведены названия риторических фигур : по которым писано слово. Я. 15) л. 159. На Рождество Христово. Нач.: Всекрасное Ваше стечение. Единственный список. 16) л. 162. Слово на Богоявление Господне. (Текст) Во Иордане крещающутися Господи, тройческое явися поклоняние. Словеса сия суть церковного всекрасного песнословия, яже в настоящий пресветлый праздник всерадастно воспеваются. Нач. Пречудная настоящаго всекраснаго торжества сладость. Заглавие из оглавления: В. л. 61 об.; Д. I л. 26; Д. II л. 68; Д. IV л. 85 об. С. 17) л. 176. Слово на Богоявление Господа нашего Иисуса Христа. Нач.: Вся убо яже от веков. На полях: Т. П. т. е. Трифона Петрова; затем приведены названия, риторических фигур, по которым писано слово; единственный список . 18) л. 187 об. Слово на Сретение Господа нашего Иисуса Христа. (Текст) Введоста родителя отроча Иисуса в церковь сотворити има по обычаю законному о нем. Нач.: Царское всерадостное торжество. В. л. 78 об.; Д. I л. 39; Д. II л. 78; Д. IV л. 98 об. С; Я. 19) л. 197 об. Слово на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

5 февр. 1919 г. мощи Е. были вскрыты, в 1931 г. изъяты из Борисоглебского собора, их дальнейшая судьба неизвестна. Восстановление общецерковного почитания Е. совершилось включением его имени в Собор Тверских святых, празднование к-рому было установлено по инициативе архиеп. Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва) в 1979 г. Ист.: Житие Ефрема Новоторжского. М., 1774; РИБ. Т. 4. Стб. 851; Пономарев А. И. Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры. СПб., 1898. Вып. 4: Слав.-рус. Пролог. С. 27-29; Грамоты новоторжокского муж. Борисоглебского мон-ря. Тверь, 1903; Будовниц И. У. Повесть о разорении Торжка в 1315 г.//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 449-451; Станиславский А. Л. Краткий летописец Торжка XVII в.//Летописи и хроники: Сб. ст., 1984 г. М., 1984. С. 235-236; Описание о российских святых. С. 182-183; Памятники лит-ры Др. Твери/Сост.: В. З. Исаков. Тверь, 2002. С. 77-80, 192-197. Лит.: СИСПРЦ. С. 96-97; Р-н Н. Очерк Торжка//Памятная книжка Тверской губернии на 1865 г. Тверь, 1865. Отд. 3. С. 80-81; Некрасов И. С. Зарождение нац. лит-ры в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 31-32; Ключевский. Древнерусские жития. С. 335-336, 371; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 195-197; Колосов И., свящ. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. СПб., 1890. Тверь, 1913; Леонид (Кавелин), архим. Св. Русь. 495. С. 124-125; Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов. Вып. 5. С. 207-209; он же. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903; он же. Тверской патерик. Тверь, 1991р. С. 85-87; Прп. Ефрем архимандрит и Аркадий, ученик его, новоторжские чудотворцы. Тверь, 1895; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 24-25; Ливотов Е. Ефрем//ПБЭ. Т. 5. Стб. 533-535; Голубинский. Канонизация святых. С. 117, 416-417; Шамурины Ю. и З. Калуга. Тверь. Тула. Торжок//Культурные сокровища России. М., 1913. Вып. 7. С. 65-67; Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//СККДР. Вып. 1. С. 148-150; Феринц И. Моисей Угрин и его братья//Studia Slavica. Bdpst., 1993. S. 19-25; Лопатина Н. А. Краеведческий альманах 4: Мат-лы по истории новоторжского Борисоглебского мон-ря. Тверь, 2004; Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий»//Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика/Отв. ред. С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 28; Викторов В. В. Житие прп. Ефрема Новоторжского в фондах НИОР РГБ//Зап. ОР РГБ. М., 2008. Вып. 53. С. 61-68.

http://pravenc.ru/text/182089.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010