Хотя бы нас заточили на самые крайние пределы вселенной, никогда мы не можем забыть твоей любви, искренней, горячей, неподдельной и бесхитростной, которую ты оказывал к нам исстари и изначала, как оказал ее и теперь. Нам не безызвестно, как твердо, и словом и делом, стоял ты, честнейший и боголюбезнейший мой владыко. Если же из этого ничего не вышло, во всяком случае, Бог заплатит тебе за твое старание и усердие полнейшей наградой. С своей стороны мы никогда не перестанем питать благодарность к твоему святительству и прославлять перед всеми твое благоговение, усердно прося тебя вместе с тем неослабно сохранить ту же любовь к нам навсегда. Несмотря на свое заточение в пустыне, мы чувствуем необыкновенное утешение при мысли, что в сердце хранится у нас такое великое сокровище и богатство – любовь твоей неусыпно бодрствующей и благородной души» (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского, в русском переводе: В 12 т., 13 кн. Т. 3. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. С. 744). 396 См.: Bardenhewer О. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Bd. 3. Freiburg im Breisgau, 1912. S. 322–324. 400 См.: Theodori Mopsuesteni Commentarius in XII prophetas. Einleitung und Ausgabe von H. N. Sprenger//Göttinger Orientforschungen. V. Reihe: Biblica et Patristica. Wiesbaden, 1977. S. 84–110. 402 См.: Соколов В. Об английском издании сочинений Феодора Мопсуестийского//Прибавления к творениям Святых Отцов в русском переводе. Т. 31. 1883. С. 619–647. Здесь (с. 645), кстати, говорится, что «сила Феодора как толкователя обнаруживается главным образом не столько в грамматической и лексической, сколько в логической стороне его комментария, так как, углубляясь в исследование языка Павловых Посланий, он видит в этом лишь средство к тому, чтобы лучше уяснить те мысли, для которых язык служит выражением». Впрочем, отмечается, что «главный недостаток Феодора как толкователя заключается в его тенденциозности. Ум Феодора до такой степени находился под влиянием его собственной своеобразной богословской системы, что и в Павловых Посланиях постоянно читал между строками» (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Если же считать, что вторая часть послания (главы 9–13) является отдельным посланием, написанным позднее и присоединенным к тексту Второго послания, 647 тогда к списку параллелей, известных нам по книге Деяний, можно присоединить заключение в крепости в Иерусалиме ( Деян. 21:37–23:22 ), двухлетнее пребывание в заключении в Кесарии ( Деян. 23:33–26:32 ), кораблекрушение ( Деян. 27:41–44 ), пребывание на Мальте ( Деян. 28:1–10 ), двухлетнее пребывание под домашним арестом в Риме и ежедневное стечение людей к Павлу в этот период ( Деян. 28:30–31 ). Так или иначе, приведенный текст показывает, что целый ряд событий из жизни Павла не нашел отражение в книге Деяний, в частности пятикратное бичевание от иудеев и трехкратное избиение палками. Подобного рода избиения были чрезвычайно жестокими, нередко оканчивались смертью избиваемого. На теле Павла должны были оставаться многочисленные и глубокие раны, шрамы и рубцы от нанесенных бичами и палками ударов. 648 Вероятно, именно эти следы побоев Павел имеет в виду, когда говорит: «...я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» ( Гал. 6:17 ). 649 Слова «от Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного» отражают широко распространенную во времена Павла практику подвергать людей бичеванию, но ограничивать число ударов тридцатью девятью. Такая практика зафиксирована Иосифом Флавием («Если кто будет поступать вопреки этим предписаниям, тот да подвергнется от руки общественного служителя сорока без одного ударам плетью»; 650 «он должен подвергнуться заслуженному наказанию, а именно получить сорок без одного ударов плетью» 651 ) и восходит к предписанию Второзакония: «Если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету; сорок ударов можно дать ему, а но более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими» ( Втор. 25:2–3 ). Один удар от сорока отнимали на всякий случай – чтобы но ошибиться. Слова о том, что Павел «ночь и день пробыл во глубине морской», можно воспринимать как метафорическое описание кораблекрушения: сама метафора, вероятно, навеяна Книгой пророка Ионы ( Ион. 2:4 ), но за ней стояло реально пережитое событие. Говоря об опасностях от людей, Павел перечисляет четыре категории лиц: разбойники (можно вспомнить, как он путешествовал в Иерусалим с большой суммой денег; вероятно, его группа подвергалась нападениям разбойников); единоплеменники (то есть иудеи); язычники; лжебратия (то есть члены христианских общин, противодействовавшие Павлу; не которые упоминаются в его посланиях).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Любовное отношение человека к природе не должно ограничиваться одною бесполезною чувствительностью, но должно отражаться в деятельности. По сотворении первых людей, Бог сказал им: «наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт.1:28 ). Природа живёт и развивается, поэтому человек, господин земли, обязан содействовать полному развитию ее сил, оберегать землю от опустошения, насаждать лучшими растениями, осушать болота, противодействовать движениям песка; все эти действия не только полезны для человека, но и нравственны, так как представляют собой исполнение заповеди, данной Богом еще в раю ( Быт.2:15 ). Господственное положение человека на земле не только обязанность, но и действительность. «Человек, облеченный столь малым и немощным телом, владычествует над природой и держит в своей власти животных, несравненно сильнейших» 647 . «Человеческого взора даже и при настоящем греховном состоянии трепещут огромные животные» 648 . «В глазах каждой твари есть какое-то смутное отражение человечества, искра какого-то непонятного света, в котором сказывается их (тварей) внутренняя жизнь, полная желания постичь великую тайну нашего господства и превосходства над ними» 649 . Из того труда, который человек употребляет для приобретения пищи скоту, для защиты его от перемен погоды, от хищных зверей, – вытекает право собственности человека над скотом, право на труд скота, на получение от него продуктов, на пользование им в качестве жертвенного животного и, наконец, наиболее ответственное право – употреблять мясо животных в пищу. В этом последнем праве нельзя не усматривать некоторого частичного противоречия задаче человека оживлять и обогащать природу. Убивая животных для пищи, человек обращает живое в мертвое и при том там, где жизнь достигает наибольшей силы – у теплокровных животных. Корень этого противоречия лежит в греховности человека, бремя которой, как увидим, несет вся тварь, но право остается правом. Сам Бог облек первых людей в одежды кожаные... Не видно, употреблял ли Спаситель в пищу мясо теплокровных животных, но мясо рыб, несомненно, употреблял ( Лк.24:43 ). Противоречие человека своей задаче быть охранителем жизни на земле православная Церковь ослабляет тем, что назначает для дней поста пищу растительную.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Вследствие сего предлагаю консистории: 1) вызвать в Жировицы означенных шесть священников, прежде Михаила и Иоанна Баньковских, а также Феодора Михневича, после же Василия Севериновича, Петра Солосцюковича и Иоанна Демяновича; 2) принять меры для испытания их в сведениях, необходимых духовному сану, и для удостоверения об их благонадёжности; 3) затем донести мне, окажутся ли они достойны возвращения к прежним священнослужительским местам или же должны быть определены к причётническим должностям, и в сем последнем случае представить мне с согласия преосвященного Антония благонадёжных кандидатов к занимаемым ими ныне местам; и 4) между тем, поручить ныне же временно Щитовский приход в ведение настоятеля Орлянской церкви Алексея Маковельского, Кленицкий приход в ведение настоятеля Лосинской церкви Венедикта Теляковского, а Бранский приход в ведение викарного Пасынковской церкви Варфоломея Заржеховича. Викарному епископу Антонию Зубко (секретно), от 7 ноября за 647, о Высочайшем разрешении на высылку неблагонадёжных духовных в великороссийские монастыри Г. обер-прокурор Святейшего Синода граф Протасов, объявив мне Высочайшее Его Императорского Величества повеление относительно перемещения в случае нужды священников из одной епархии в другую для замещения достойнейшими лицами благочиннических и настоятельских должностей, в дополнение к оному сообщает мне, что если для пользы епархии найдено будет мною нужным отправить некоторых священников или монахов в Православные монастыри великороссийских губерний, для ближайшего узнания Греко-восточных обрядов, или же для удаления через сие из епархии неблагонадёжных духовных лиц, то чтобы я входил о том в сношение с ним, г. обер-прокурором. О сем долгом поставляю уведомить ваше преосвященство, дабы вы, в случае надобности, могли ко мне отнестись о высылке в великороссийские монастыри неблагонадёжных священников или монахов. Литовской Греко-униатской консистории (секретно), от 7 ноября за 648, о применении, в случае надобности, Высочайшего повеления о высылке неблагонадёжных священников и монахов в великороссийские монастыри

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

646 Знающие литургию, совершаемую в наше время Церковью кафолической, восточной, известной под названием Литургии святого Иоанна Златоуста , могут видеть, что она совершенно согласуется с употреблявшейся в Иерусалиме в IV столетии, которая была не новостью, но исходила от времен апостольских. Церкви западные сохранили чин подобный этой древней литургии, но ныне перемешаны они с многими изменениями, принятыми в средние века. Святой Кирилл говорит только о литургии, верных, а не о литургии оглашенных. 647 Многие из писателей того времени упоминали об этом событии, помещенном в Хронике Александрийской или пасхальной на 351 год. 648 Св. Григорий Нисский ., На похв. бр. Василия; св. Григор. Богосл., Вас. В., бес. 43; Жизнь Вас. В., в. изд. Бенедект. 660 Многие моря переместились во время великого переворота, именуемого потопом, так что невозможно сказать, что все моря настоящие суть моря первоначальные. Перемещение многих морей превосходно доказывается остатками ископаемых, находящихся на поверхности шара земного, так что о том не может быт сомнений. 667 Творения, которые выдаются под заглавием четвертой и пятой книги св. Василия против Евномия, отвергаются, как апокрифы, большей частью ученых. Разделяя это мнение не находим в них ни того же слога, ни метода, ни глубины, как в прочих творениях святителя. Должно приписывать их позднейшему неизвестному богослову. 673 " πστσις, ипостась точно так же значит сущность как и Лицо ουσα существо, так же значит сущность; в этом последнем отношении смысл его смешивается со смыслом первого слова; отсюда происходит логомахия, которой еретики злоупотребляли и бывшая причиной стольких невольных заблуждений. 678 Там же, § 6. Это то, что по сие время исповедует Церковь кафолическая, восточная, относительно сего таинства, которое церкви западные полагали разъяснить, добавив к выражениям Писаний слова новые, неизвестным преданию вселенскому. 689 Τς (ννοιας) τε κ των Γραφν... κα ς εκ τγς γραφου παραδοσεως των πατρων... гл. 9, § 22. Протестанты могут видеть, по выражениям св. Василия, что предание не письменное Церкви довольно древнее. Могли бы они также убедиться по извлечениям нашим из Иринея, Тертуллиана и прочих Отцов первых трех столетий, что учение это столь же древнее, как и проповедь апостольская.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

30 . О сем же святемъ муже Дионисие о Бесдах евангелскихъ Ино достойно слушати немалое терпние. От Бога убо дарование се дадеся ему от юности: держажеся крпко всегда в клии своей и якоже молитвы, тако же и чтению прилежа, и не отлагаше от себя никогда же Бесдъ евангелскихъ и апостолскихъ. У него бо во обители и первое сия книга переведена бысть в царство царя Ивана Васильевича, благословениемъ святаго митрополита Макария, Селиваномъ, ученикомъ Максима Грка, 644 юже Максимъ, чюдный философъ, своею рукою всю исправилъ; такоже и Апостол толковой и иныя многия послания и повести чюдныи изъявилъ. До сего же Дионисия в дому Сергия чюдотворца мало любили Максима Грка книгъ, 645 такоже и преведеныхъ от ученика его Селивана, – ни во что полагаху т книги. И на соборе в торжества уставщики не давали ихъ честь. Симъ же послдующе Филаретъ и Логинъ, по старин брдяще, ревнующе безумнымъ, но не по разуму святых. Дионисий же во уставех церковныхъ в переводехъ различных, в харатейных и в писмяныхъ, обрте писано на многия дни празничныя, паче же и в Четыредесятницу 646 и в Пятьдесятницу 647 во всю указано, якоже Григория Богослова чести, такоже и в Бесдахъ евангелскихъ и апостолскихъ Златоустовы чести списания 648 . Сия же от уставовъ изысканое не небреже Дионисий и повел добрымъ доброписцомъ написати книги различныя, идже годно ему, тамо разсылаше в монастыри во многия, 649 паче же и в соборныя храмы, якоже и в царствующем граде Москв даже и доднесь в книгохранителнице великия первыя церкви предлежатъ 650 и прочитаемы суть от патриарха и от всего святаго собора росийскаго. Сие же великое море неизслдимыхъ словесъ Златоустовых, от ленивых скаредниковъ, яко лужа, не годная никому, скаредуема вменяшеся; дивным симъ Дионисиемъ к морю сему великому путь очищенъ бысть всякому чину и возрасту доходити; сим же Филарету и Логину той путь ненавидимъ. И егда хотящу и повелвающу Дионисию чести книг евангелских или апостолских Бесдъ, то мятежь и брань в крылосах бываше. Логинъ бо головщикъ никогда не претерпваше и под нимъ сущимъ не даяше чести; такоже и Филаретъ с нимъ вкуп воспрещаху всмъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святый Иоанн Златоустый , изъясняя Апостольские Деяния, в 21-м нравоучение поучает о поминовении умерших так: аще убо молитвы о усопшем творим частыя, аще милостыню даем, аще он и не достоин был бы, но нами Бог умолен будет. Повеждь имя его, всем повели за него творити моления и мольбы, умилостивит сие Бога. Не в количестве милостыни цена, но в произволении; токмо не даждь меньше силы твоея. Не просте диакон вопиет: о иже о Христе усопших, и о иже памяти о них совершающих; не диякон есть, иже сей испущай глас, но Дух Святый (Кам. Вер. Стр. 634 и 635). И в Четьи Минеи и Прологе под 12-м числом Апреля, сказано по откровению, что творимая 40 дней за душу милостыня, питание алчущих и молитва священников умилостивляют Бога: естьли грешны души усопших, то чрез сие приемлют оне от Господа отпущение грехов, естьли безгрешны, благотворительность за них служит во спасение благотворителям. Так спасительна за усопших заупокойная литургия – бескровная жертва за них совершаемая и приносимая. Св. Макарий Египетский великое имел усердие молиться за умерших, и однажды, ходя по пустыни, нашел на пути лежащую сухую кость человеческого лба; и, желая узнать, полезны ли его молитвы о умерших, помолившись прилежно к Богу, сказал ко лбу: скажи мне, кто ты? И отвечал лоб: я был начальником обитавших на сем месте жрецов идольских; ты же, Авва Макарий, Духа Божия исполненный, в который час, милосердовав о сущих в муках, молишься, тогда мы некоторую отраду получаем (Стр. 647). Св. Василий Великий , по освящении страшныя жертвы, молится об умерших так: помяни Господи всех прежде усопших в надежде воскресения жизни вечныя; еще молимся о покои и оставлении души раба Твоего в месте светле, откуда отбегла печаль и воздыхание; упокой Боже наш и покой их, где присещает свет Лица Твоего (Литург. Св. Вас. В.). Соборная церковь во имя Успения Божией Матери. Строением она начата в 1770 году, а к окончанию приведена в 1777 году. Отдельных храмов в Саровской обители семь, из которых холодный собор отличается перед всеми красотой и внутренним благолепием, так что немного видеть можно сему подобных храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

56 . Из воспоминаний покойного Филарета, митр. Московского. М., 1868 и Прав. обозрен., 1868, август. 57 . Келейный дневник Московского митр. Филарета (Моск. Церк. вед., 1908, с. 68–69, 88–90, 145–147, 169–172, 226–227, 292–293, 445–446, 463–465, 495, 533–534, 556–558, 575–577; 415–416). 58 . Наставление митр. Филарета наставникам приходских сельских школ (22 сентября 1843 г.). Чтен. в об. любит. дух. просвещ., 1869, кн. VI, с. 54–55. 59 . Объяснение митр. Филарета, почему храмовой праздник Воскресения Христова бывает 13 сентября, а не в день Пасхи, и отчего праздник 13 сентября носит название Славущего Воскресения (Странник, 1909, т. II, ч. 1, с. 646–647). 60 . О древних рукописях и о изборнике Святослава, 1835 г. 61 . Ответы на несколько возражений против православной церкви (Приб. к Ц. В., 1897, 17, с. 602–612). 62 . Ответ митр. Филарета на письмо А.Д. (12 января 1844 г.) (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. V, с. 145–149). 63 . Правила благоустройства монашеских братств в Москве (Составлены митр. Филаретом в 1852 г. и с 1853 г., по утверждению Св. Синодом, введены в действие в Московских епархиальных монастырях). 64 . Предписание митр. Филарета московскому духовенству: Пред перенесением тела в Бозе почившего имп. Александра I (28 января 1826 г.), с. 60. Перед коронованием имп. Александр II (16 августа 1856 г.), с. 61–62. По случаю спасения жизни гос. имп. Александра II (15 марта 1867 г.), с. 63–64 (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 60–64). 65 . Речь высокопреосвящ. Филарета, митр. Московского в день (5 августа) совершившегося 50-летия его священно-начальственного служения, 66 . прочтенная преосвящ. Леонидом пред собранием приветствовавших его Высокопреосвященство (Душеп. чтен., 1867, ч. II, июль-август, с. 300–302). 67 . Святейшему Правительствующему Синоду от Филарета, митр. Московского донесение (Января 7, 1865 г.). (Моск. Церк. вед., 1906, 23, с. 125–126). 68 . Слово по освящении храма св. равноапостольной Марии Магдалины в Градской больнице, июля 22 дня 1833 г., говоренное синодальным членом Филаретом, митр. Московским (Христ. чтен., 1836, ч. IV, с. 197–210).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Савеллий (III в.) - родом, вероятно, из Пентаполя Ливийского. Около 215 г. прибыл в Рим, там получил сан пресвитера. Имел большое влияние на римских епископов Зеферина и Каллиста. Суть еретических идей Савеллия состоит в том, что Отец и Сын различаются между собой только по имени, по понятию, по тому образу, modus, в котором они открываются; по существу же Отец и Сын одно. Подробнее об учении Савеллия см.: Болотов В.В. Указ. соч. T.II. С. 312-320. 642 Т.е., что Иисус всего лишь человек, но не Бог. 643 Относительно Урзакия и Валента см. прим. 397. Феодор, епископ Гераклеи во Фракии, Акакий - Цезареи Палестинской, Георгий - Лаодикеи Галатской, Нарцисс - Неронополя Киликийского. 644 Магненций, Флавий Магн - варвар по происхождению, в рядах римской армии прошел путь от солдата до высшего офицера, в 350 г. узурпировал власть и был провозглашен солдатами императором запада Римской империи. По его приказу был убит бывший император Констант. В войне с Констанцием II Магненций был разбит при Мурсе в 351 г. и после еще одного поражения покончил с собой. 645 Здесь и далее речь идет о соборе в Арле 353 г. 646 Имеется в виду уже упоминавшийся Паулин Трирский. 647 Имеется в виду Миланский собор 355 г. 648 Город Верцеллы находился на территории Италии. 649 Оглашенный (катехумен) - так именовался в древней церкви тот, кто из язычества или из иудейства приходил к христианской вере и, перед принятием в церковь через крещение, подвергался более или менее продолжительному приготовлению через наставление в истинах христианской веры и некоторые религиозные действия. 650 Иларий Пиктавийский (ныне г. Пуатье, Франция) (ум. 367) великий учитель Западной церкви IV в. В 353 г. был избран народом епископом г. Пиктавы. Прославился как последовательный и твердый противник ариан. Более подробнее см.: Христианство. Т. 1. М., 1993. С. 600. 651 Толоза - современный г. Тулуза во Франции. 652 Имеется в виду письмо Валента и Урзакия, о котором говорилось ранее, разосланное от имени императора. 653 В 355 г. 654

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

«Носить знак креста» 642 означает « всегда носить в теле мертвость» 643 ,«отрешившись от всего» 644 , но пребывая еще в жизни сей, ибо есть различие между любовью к тому, кто породил плоть и/любовью/к Тому, Кто сотворил душу для познания 645 . И потому святое крестное знамение, которым мы осеняем себя или других, есть всегда признание победы, одержанной Христом над всеми враждебными силами. Поэтому и отцы всегда прибегали к этому знамению тогда, когда знали, что должны противостоять этим враждебным силам. Уже Антоний Великий учил своих учеников, что бесы и их наваждения в действительности «суть ничто и быстро исчезают, в особенности, если мы вооружаемся против них верой и крестным знамением» 646 . То же самое относится и ко всякой форме языческой магии 647 . Если ты часто кладешь на чело и сердце/свое/знак креста Господня, бесы, трепеща, обращаются перед тобой в бегство, ибо ужасаются этого блаженного знака! 648 Если ты желаешь изгладить затаившиеся в духе твоем дурные воспоминания и отразить многообразные нападения врага, тогда вооружись поспешно мыслью о нашем Спасителе и пламенным призыванием святого и возвышенного Его имени, денно и нощно полагая множество раз на чело и на грудь крестное знамение. Ибо всякий раз, когда произносится имя нашего Спасителя Иисуса Христа и налагается крестное знамение на чело, на грудь и на другие члены/тела/, то, несомненно, сокрушается власть врага и злобные бесы, трепеща, бегут от нас 649 . Но как бы ни была велика сила крестного знамения, речь не идет о каком-то магическом жесте. Ибо только вера придает ему силу! Когда ты искушаем, положи с благочестием/крестное/знамение на чело. Этот знак страстей/Христовых/есть и знак против дьявола, если ты совершаешь его с верой, а не для того, чтобы тебя видели люди. Ты должен совершать его с осмотрительностью, пользуясь им как щитом, и супротивник увидит силу, что исходит из сердца 650 . Если святое крестное знамение – сначала полагаемое, возможно, только «во имя Спасителя нашего Иисуса Христа», а затем «во имя Отца и Сына и Святого Духа» 651 – наделено такой силой, тогда становится понятным, что его не только не следует делать ради погони за ложной славой, но и нельзя совершать его с рассеянными мыслями. В церковном предании зафиксирован и тот способ, коим следует совершать крестное знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010