Был приглашен обратно на свою кафедру старый патриарх Евтихий, занимавший ее при Юстиниане (552–565) и председательствовавший на соборе 553 г. (577–582). Он был окружен ореолом исповедника, поскольку был жертвой увлечения Юстиниана афтартодокетизмом. Он, по всей видимости, противился тенденции Тиверия к ослаблению административных мер, принятых Юстином против диссидентов. Император, действительно, снова признал существование де факто двух параллельных церквей. Яков Бар-Аддаи снова посещал столицу. Правда, Иоанн Эфесский, освобожденный в 577г., был вновь арестован в 578–579. На самом деле умеренность Тиверия имела политические причины, и арабское христианское государство Гассанидов снова играло решающую роль в определении императорских позиций. Мы помним, как при Юстиниане арабский «филарх» Аль-Хариф добился установления монофизитской иерархии в 543г. Сын Аль-Харифа, гассанидский филарх Аль-Мундхир, был также торжественно принят Тиверием в 580г. Действуя как защитник монофизитов, он добился освобождения некоторых клириков, отказавшихся присоединиться к халкидонской вере. И Тиверий, и патриарх Евтихий, оба умерли в 582г. Перед смертью Евтихий вступил в спор с апокрисиарием (делегатом) римского епископа в столице, диаконом Григорием-будущим папой Григорием Великим . Григорий упрекал Евтихия в том, что, по его мнению, человеческое тело по воскресении было «неосязаемо» 519 . Он утверждал, что Фома действительно телесно осязал воскресшего Христа и что та же самая телесная реальность будет явлена во всех, кто воскреснет в последний день. Евтихий говорил о телах воскресших в более духовном измерении. Спор разрешен не был. Григорий мудро рассудил оставить этот вопрос вследствие смерти Евтихия, имя которого внесено в число святых Церкви. С вступлением на патриарший престол Иоанна Постника (582–592), а на императорский Маврикия (582–602), их политические роли в отношении монофизитов переменились. Благочестивому подвижнику-патриарху монофизитские источники приписывают вопрос: «Что сделали или сказали раскольники ( διακριν μενοι) заслуживающего преследования? Если язычники были оправданы и прощены, то как я могу преследовать христиан, безупречных в своем христианстве и, может быть, более верующих, чем мы?» 520 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Камир, слуга 166, 506 Камица, см. Евстафий Камица Камицы 12 Кантакузин, см. Иоанн Кантакузин Кантакузин 268, 313, 316, 317, 321, 352–355, 585, 600 Кантакузины 12 Канц 221 Кара 351 Карай 582 Каратекин, Харатик 190, 191, 196, 523 Караца, см. Аргир Караца Карик 24, 248, 547 Карл Великий, король французский 560 Карпов 47 Каспак 303, 304 Кастамонит, см. Никита Кастамонит Катакалон 64, 66, 448 Катакалон, см. Александр Евфорвин Катакалон Катакалон, см. Кекавмен Катакалон Катакалон, см. Константин Евфорвин Катака-лон Катакалон, см. Никифор Катакалон Катакалон, см. Тарханиот Катакалон Катананк 187, 521 Катародон 388 Катичич Р. 48 Катран 221 Кафаро 580, 585 Каэн К. 526, 579, 584, 586 Кедрин, см. Георгий Кедрин Кекавмен 451, 507, 554 Кекавмен Катакалон 260, 262, 550 Кекавмен Катакалон, сподвижник Исаака I Комнина 550 Кекавмен. см. Михаил Кекавмен Кербога 300–302, 305, 307, 574–576 Кефала, см. Лев Кефала Килич-Арслан I (султан 1092– 1107 гг.) 199, 250, 251, 300, 527, 561, 562, 570, 571, 573, 582, 609, 615 Килич-Арслан, см. Мелик-Шах II Кир 271, 588 Кирил Филист 487 Кица 272 Клемент III, см. Виберт Клеопатра 19 Козьма, пресвитер 623 Колер 558 Коломан Арпадович, Коломан, король венгер-ский 560, 605 Комискорт 156, 499 Комнено Ласкарис 521 Комнин, см. Адриан Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Адриан Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Алексей I Комнин Комнин, см. Алексей Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Андроник Комнин Комнин, см. Иоанн Комнин, отец Алексея I Комнина Комнин, см. Иоанн Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Иоанн II Комнин Комнин, см. Исаак I Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Исаак Комнин, сын Алексея I Ком-нина Комнин, см. Константин Комнин Комнин, см. Мануил Комнин Комнин, см. Никифор Комнин Комнина, см. Анна Комнина Комнина, см. Евдокия Комнина Комнина, см, Мария Комнина, дочь Алексея I Комнина Комнина, см. Мария Комнина, сестра Алексея I Комнина Комнины passim Конрад, коннетабль 578 Конрад, крестоносец 582 Конрад, сын Роберта Гвискара 460

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

575-576 ДОКС [Дохс, Дукс] (IX - нач. X в.), болг. мон. (черноризец), видный политический и культурный деятель ДОКСАСТАРИЙ греч. певч. книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи 576-577 ДОКТУСОВ Доктусов Николай Петрович (1883 - 1959), проф. МДА, инспектор МДАиС, зам. председателя ОВЦС МП 578-579 «DOCUMENTATION COTHOLIQUE» (франц.- католическая документация), ж., выходящий 2 раза в месяц в Париже с февр. 1919 г. 580-581 ДОЛГОВ Семен Осипович (1857 - 1925), археограф, историк древнерус. литературы, собиратель рукописей 581-582 ДОЛЖНОСТИ ЦЕРКОВНЫЕ установленные в определенном порядке первичные структурные единицы той или иной церковной орг-ции 582-589 ДОЛИДЗЕ Исидор Самсонович (1915 - 1982), груз. юрист, историк права, археограф, общественный деятель, акад. АН ГССР (1960), заслуженный деятель науки ГССР (1963) 589-590 ДОЛХЕШТИЙ-МАРИ с. в 15 км к востоку от г. Фэлтичени (Румыния), где находится ц. вмц. Параскевы - одна из старейших в Молдове ДОЛЬ г. в Бретани (совр. Доль-де-Бретань, деп. Иль и Вилен, Франция), епископская кафедра с сер. IX в. по 1795 г. 590-594 594-596 596-598 598-600 600-601 ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе 601-602 602-603 ДОМЕТИАН (Топузлиев Димитрий Попвасилев; 1932-2017), митр. Видинский Болгарской Православной Церкви 603-604 ДОМЕТИЙ (XVI в.), прп. Афонский (пам. греч. 7 авг.), чудотворец, молчальник, подвизался в мон-ре Филофея 604-605 605-606 ДОМИНИК (951 - 1031), прп. (пам. зап. 22 янв., в Соре также 22 авг.), основатель мон-ря в г. Сора (совр. обл. Лацио, Италия), деятель монашеского возрождения в Италии кон. X - нач. XI в 606-607 ДОМИНИК († 1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания) 607-610 ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Алексей, правнук Алексея I Комнина 478 Алексей, сын Анны Комниной 18 Алексей, сын Uoahha II Комнина 589 Алексей Врана 494 Алексей I Комнин, император passim Алексей Харон 483 Алиат 351 Алифа 152, 305 Алкей 624 Алкестида 61, 444 Алкивиад 195, 524 Алоп 538 Алоп, куратор 217, 218 Алп-Арслан 7, 443, 522 Аль-Афдал, Америмн 307, 308, 577, 587 Альберада 461 Альберт 136 Альберт Аахенский 21, 559, 561–563, 566, 567, 572, 577, 579, 581, 582, 596, 599–601, 606–609 Альберт Бьяндрате 581, 582 Альфонсо-Иордан 607 Амантос К. 474 Америмн, см. Аль-Афдал Амикет, Амико, Амикетта 150– 152, 497 Аминта (македонский царь, отец Филиппа II) 394, 611 Аморг 588 Амфион 140, 491, 630 Анастасий I Дикур, Дикур, император 274, 275, 557 Ангелов Д. 612 Андроник Дука (брат Михаила VII) 511 Андроник Дука, предок рода Дук 121, 478 Андроник Дука, сын кесаря Иоанна 121, 439, 441, 452, 455, 467 Андроник Комнин, брат Анны Комниной 16, 410, 617 Андроник Комнин, сын Uoahha II 33 Андроник I Комнин (император) 494 Андроник Цинцилук, Цинцилук 308, 309 Анемад, см. Лев Анемад Анемад, см. Михаил Анемад Анемады 15, 24, 330, 331, 450, 512, 592, 593 Анна Далассина, Далассина 10. 43, 93, 98, 100, 439–442, 456 463, 474–476, 480, 481, 483 Анна Дукена, жена Георгия Палеолога 102, 467, 534 Анна Комнина passim Антигон 596 Антиох 145, 234 Антиохи 330, 331 Антониадис С. 42, 48 Апеллес 119, 476 Аполлон 285, 328, 589, 630 Аргир Караца, Караца 13, 209, 240, 241, 274 Арей 64, 73, 111, 163, 224, 312, 319, 355, 409 Ариев 165, 239, 505 Аристотель, Стагирит 17, 18, 34, 37, 53, 173, 174, 330, 341, 348, 437, 450, 512, 568, 598, 599, 625 Аристофан 18, 71 Арсак 265 Арсакиды, Аршакиды 323, 588 Артемида 630 Аршакиды, см. Арсакиды Аспиет 152, 322, 323, 498, 548, 587, 588 Астарот 276, 560 Астарта 276, 560 Атабег Дамасский, см. Тугтегин Атталиат, см. Михаил Атталиат Аттик 418, 621 Афанасий 602 Афина 121, 151, 326, 497, 498 Афиней 599 Афродита 276, 560 Ахилл 46, 75, 206 Ахмет 527 Аякс 283 Аяксы 286 Баги-Зиян 573, 575 Баграт IV, грузинский царь 464

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

101. Зинон Зинон процарствовал (17) 575 лет, (со 2 индикта 576 . При нем был основан Аморий. Коронован он был патриархом Акакием в своей ложе на ипподроме. Честь архиерейства получил Фравита, пресвитер Святой Феклы, а после него Акакий 577 . Когда же он скончался, то был положен в храме святых Апостолов, в герооне, в зеленом саркофаге.) 578 Изгнанный с царства Василиском (ведь, пока Зинон находился во Фракии, Верина 579 помогла этому Василиску, своему брату, и Армату, племяннику, и они восстали против Зинона; испугавшись их, Зинон, уйдя из Фракии, вместе с Ариадной и достаточным числом денег бежит в Исаврию, в некую надежную крепость), а через несколько лет, (поскольку Василиск правил плохо, и потому синклит был настроен против него) 580 , Зинон, снова прибыв в столицу вместе с Ариадной, был принят синклитом и казнил Василиска и Арматия 581 . 2. При нем случилось страшное землетрясение в Константинополе, и рухнуло много церквей, домов и портиков до оснований. Пострадала же и митрополия Никомидия. (Этот Зинон был из ужаснейшего и уродливого рода исавров: ибо они были потомками своего праотца Исава, а ведь тот был космат и ненасытен в соитии; косматым и уродливейшим был и этот Зинон, как язычники изображают Пана: с козлиными ногами и волосатыми коленями, смуглый, необычайно [маленького] роста, гневный, злопамятный и полный зависти.) 582 3. Некий Мариан предсказал ему, что «и царство, и жену твою наследует один из силенциариев». Он приказал держать в заточении Пелагия, одного из силенциариев, – патрикия, мужа мудрейшего; стражи задушили его ночью по приказу Зинона. 4. Через небольшое время, заразившись дизентерией, Зинон скончался, принадлежа к числу акефалов 583 . 5. Зинон предавался недостойным наслаждениям и неправедным делам. 6. При нем мощи апостола Варнавы были обретены на Кипре под рожковым деревом, а на груди его было Евангелие от Матфея, собственноручно переписанное самим Варнавой; по этому случаю [Кипр] стал митрополией и не зависел больше от Антиохии, (но от Константинополя) 584 . А это евангелие Зинон положил во Дворце, в [церкви] Святого Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 марта 1917 г. Святейшему Правительствующему Синоду. Кириона, епископа Полоцкого и Витебского Донесение Долг имею почтительнейше донести ВАШЕМУ СВЯТЕЙШЕСТВУ, 579 что 12-го марта сего 1917 года в Витебском кафедральном соборе после Божественной литургии были прочитаны: акт об отречении Государя Императора Николая IIз а себя и за сына от Престола Государства Российского, акт об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия Верховной власти и послание ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА к верным чадам православной Российской Церкви, а также отслужен Господу Богу молебен об утишении страстей с провозглашением многолетия Державе Российской, благоверному Временному Правительству ея и христолюбивому воинству. ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА Нижайший послушник Кирион, епископ Полоцкий и Витебский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 72, 107. Машинопись. Подлинник. 351. Из писем архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому) викария Новгородской епархии епископа Тихвинского Алексия (Симанского) 3 марта 1917 г. Дорогой Владыко! Дайте весть о себе. Мы болеем душою, не зная о Вас и не имея от Вас ничего. 580 И вы, конечно, о нас тоже думаете с заботой. Здесь 581 идет то, что в Петрограде, кажется, уже кончилось. Читаем в телеграммах 582 вести, которые меня, в частности, ужасают; и горько до боли и слез. А между тем я должен быть во всеоружии спокойствия и здравого рассуждения. Очень тягостно. ...Я служу и молюсь. Сейчас служил акафист в Знаменском соборе. Поминали как всегда. 583 Так я говорил делать всем батюшкам, которых видел, до официальных и формальных вестей. Настроение у меня убийственное. Господь да поможет бедной России и да изведет ее из бездны. У меня нет светлого взгляда на будущее. Сегодня думали, Вы приедете. Посланный 584 на словах передаст Вам подробности о том, как здесь живется. Слухи самые невероятные... Благословите. Помолитесь. Сердечно чтущий Вас Е[пископ] Алексий ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 551. Л. 89. Цит. по: Письма патриарха Алексия своему духовнику. М., Изд. Сретенского монастыря. 2000. С. 1718.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 575 . (Тогда судьи, взяв их, вынесли такой приговор против них) 576 : «Так как настоящий синод, при содействии всесильного Христа истинного Бога нашего, канонически определил должное против вас, Максим, Анастасий и Анастасий, – ведь долг требовал подвергнуться вам более строгим законным наказаниям в соответственно нечестивым вашим словам и делам, хотя вы в настоящей жизни и не получите достойного за таковые ваши преступления и хуления [ возмездия ], предоставив вас для высшего наказания Праведному Судие (ср.: 2Тим 4:8 ) и этим совершая [ослабляя 577 ] точное исполнение законов, так как вам оставляется жизнь, – повелеваем присутствующему с нами славнейшему эпарху тотчас взять вас в свой градоначальнический преторий, бить по спинам жилами 578 , а богохульные языки отрезать изнутри 579 , потом же и послужившие богохульному вашему разуму кривые десницы отсечь мечем, водить вместе с отнятием самых мерзостных членов, обходя двенадцать частей сего владычнего города, сослать вас на всегдашнее заточение, и притом под постоянной стражей, в стране Лазикской 580 во все время вашей жизни оплакивать свои богохульные заблуждения с обращением придуманного вами на нас проклятия на ваши головы». Тогда эпарх, взяв их и подвергнув наказанию, отрезал языки и честные руки их, и, обведя по всему городу, выслал в Лазику. Письмо иже во святых аввы Максима к монаху Анастасию, его ученику 581 Вчера, в восемнадцатый день месяца, который был Преполовением Святой Пятидесятницы 582 , патриарх 583 объявил мне 584 , говоря: «Какой Церкви ты? Византийской, Римской, Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской? Вот, все они с подвластными им епархиями объединились между собой 585 . Итак, если ты, как говоришь, принадлежишь к Кафолической Церкви, то соединись, чтобы, вводя в жизнь новый и странный путь, не подвергся тому, чего не ожидаешь». Я сказал им: «Бог всяческих объявил Кафолической Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него, назвав блаженным Петра за то, что он исповедал Его 586 ( Мф 16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1868 г., ч. 2, 211–242: «Чермное море» (из «Katholik» 1867 г., Heft 1); ч. 2, 382–409, 582–623: «Пустыня» (из «Katholik» 1867 j August – September); ч. 2, 733–765: к истории изображения креста и распятия ((из «Katholik» 1867 j Februar, März, April); ч. 2, 900–907: «Вести с востока» (о посещении константинопольской патриархии лицами, коим Пием 9 было поручено приглашение вселенского патриарха Григория на предполагаемый в Риме собор). 1869 г., ч. 1, 70–78: к вопросу о сближении армянской церкви с православною; ч. 1, 406–436: к истории изображения креста и распятия (продолжение статьи, напечатанной в 1868 г.); ч. 2, 705–738: к вопросу о сближении армянской церкви с православною. 1870 г., ч. 2, 164–177: «Автобиография Григория кипрского , патриарха константинопольского (перевод с примечаниями); ч. 2, 511–518: «Письмо Григория кипрского , патриарха константинопольского, к императору Андронику Палеологу старшему (перевод с примечаниями). Оба эти переводные документы, по словам вышеупомянутой «записки об учёных трудах» И. Е. Троицкого «имеют немаловажное значение как для церковной, так и для политической истории Византии во второй половине 13 века, и, так как издания их, сделанные Маттэи в 1817 году в Германии, довольно редки, то труд г. Троицкого представляет положительную услугу в глазах людей, интересующихся Византией»; ч. 2, 627–671: к вопросу о сближении армянской церкви с православною. 1871 г., ч. 1, 579 и сл., 1055 и сл.; ч. 2, 173 и сл., 667 и сл.: Арсений и арсениты. 1872 г., ч. 3, 496–524, 600–663: Арсений и арсениты. 1873 г., ч. 3, 581–643: Учёно – литературные труды о. архим. Андроника Димитракопула. 1875 г., ч. 2, 145–234: Литургия св. Григория, просветителя Армении (предисловие). Чин божественной литургии армянской церкви. 1879 г., ч. 2, 407–445: Западная Европа и православные греки; ч. 2, 446–467: Православная Россия и православные греки (обе статьи переведены с новогреческого). 1880 г., ч. 1, 221–253: «Греко-российская церковь сама в себе и в своих отношениях к церквам запада» – современный очерк.; ч. 2, 240–270: окончание той же статьи (перевод с новогреческого).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/pa...

—258— и мн. др.), по местам чисто внешняя и случайная связь между отделами (4. 87. 236. 304. 378. 382. 424. 489. 579. 624. 692). Конспекты пред главами составлены слишком общё и неопределённо. К великому прискорбию, сочинение не свободно и от описок (30. 35. 61. 81. 96. 139. 203. 252. 286. 399. 421. 444. 568. 576. 578. 582. 629. 536. 641). Все перечисленные мной недочёты нужно считать отчасти неизбежными в такой большой и сложной работе, как работа о. Феодосия, и отчасти маловажными и легко устранимыми. Принимая всё это во внимание, мы думаем, что рассмотренное нами сочинение не только даёт право автору на степень кандидата богословия, но и может быть напечатанным. По тщательном исправлении, оно будет весьма полезной книгой по истории русской проповеди, так бедной произведениями подобного рода“. 26) Заслуженного ординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Остроумова Николая : „Учение о Святой Троице в сочинении Блаженного Августина De Trinitate“: „Сочинение г. Остроумова состоит из предисловия, введения, двух отделов исследования и заключения. Перечисливши в предисловии пособия для своего труда и сказавши несколько слов о богатстве богословской литературы в 4 и 5 вв., во введении он отмечает различные взгляды на христианское учение о троичности лиц в Боге, сообщает общие сведения о сочинении Августина De Trinitate и вкратце излагает содержание его. В первом отделе он излагает учение этого трактата о Боге вообще, о существе и свойствах Божиих. Во втором отделе, разделённом на три главы, он излагает учение трактата о Святой Троице вообще, о Сыне Божием и о Святом Духе. В заключении дана краткая оценка сочинения Августина. Задачи труда автора состояли в том, чтобы „на основании сочинения Августина De Trinitate изложить учение Августина о Святой Троице, показать особенности этого учения и отношение его к восточному богословию“. Первая и главнейшая из этих трёх задач выполнена им вполне удовлетворительно. Он старательно переводил и изучал обширное сочинение Августина De Trinitate, хо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

41 . Тацит К. Анналы. Сочинения в двух томах. Т. 1. Ленинград: Наука, 1969. 443 С. 42 . Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. Против Маркиона, в пяти книгах. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. 576 С. 43 . Титова О. В. Архипп//Православная Энциклопедия. Т. 3. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2001. С. 579–580. 44 . Феодорит Кирский , блж. Толкование на Послание к Филимону//Толкование на Послания святого апостола Павла. М.: Сибирская благозвонница, 2013. 303 С. 45 . Феофан Затворник , свт. Собрание писем. М., 1898. Вып. 1. 241 С. 46 . Феофан Затворник , свт. Толкование послание святого апостола Павла к Филимону//Толкования посланий апостола Павла: Послания к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М.: Правило веры, 2005. С. 509–573. 47 . Феофан Затворник , свт. Толкование послание святого апостола Павла к Колоссянам//Толкование посланий апостола Павла: Послания к Колоссянам, к Филипийцам. М.: Правило веры, 2005. С. 7–366. 48 . Феофилакт Болгарский , блж. Толкование на послание к Филимону//Толкование на Деяния и послания святых апостолов. В 3 т. Т. 3. М.: Сибирская благозвонница, 2014. С. 455–466. 49 . Филимону послание//Большой библейский словарь/под ред. Элуэлла У., Камфорта Ф. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 1290. 50 . Цицерон, М. Туллий. Речь в защиту Луция Валерия Флакка//Вестник древней истории, 4, 1986. С. 188–215. 51 . Шафф Ф. История христианской церкви. В 8 т. Т. 2.: Доникейское христианство. 100–325 г. по Р. Х. СПб.: Библия для всех, 2010. 590 С. 52 . Эллиотт С. С. «Спасибо, не стоит»: тактичность, убедительность и «борьба за власть» в Послании к Филимону//Страницы: богословие, культура, образование. Т. 16. Вып. 1. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. С. 30–44. 53 . Desilva D. A. Патронаж и клиентура//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета/под ред. К. Эванса и др. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. С. 582–585. 54 . O’Brien P. T. Послание к Филимону//Новый библейский комментарий: В 3 ч. Ч. 3.: Новый Завет. СПб.: Мирт, 2001. С. 654–659.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010