4) В доказательство своего божественного посланничества, истинные пророки Божии творили чудеса 578 , которые, как по предмету своему, так и по цели, всегда были вполне достойны Бога и которые, по месту времени и самому способу своего совершения, вполне отвечали понятиям о сверхъестественном действии Божием, направленном ко спасению людей. Чудеса Моисея, Иисуса Навина, Илии, Елисея, Исаии и др. пророков, были признаны сверхъестественными действиями Божественного всемогущества не только израильским народом, на пользу которого чудеса эти были совершены, но и чужеземными народами 579 и, таким образом, служили неопровержимыми доказательствами божественности веры христианской. Особенно нужно обратить беседующему с мухаммеданином на чудеса Иисуса Христа, о котором и Коран говорит, что он был послан к людям с разными знамениями 580 , и о чудесах которого существует много рассказов в мухаммеданских книгах. Что же сделало мухаммеданство с этою чертою христианского учения о пророках? Сообразно отличительному характеру своей фантазии, стремящейся представлять все в чудовищных размерах, все возводит к неестественному, и под влиянием разных, чисто человеческого происхождения источников, мухаммеданство, с одной стороны измыслило много небывалых чудес и приписало их пророкам, а с другой – совершенно извратило библейские рассказы о чудесах древних пророков Божиих. Вследствие этого рассказываемые мухаммеданами чудеса пророков являются недостойными Божественного могущества и мудрости и иногда совершенно несогласны со здравым смыслом. Припомним рассказ Рабгузы о верблюдице пророка Салиха 581 , верблюдах и собаке пророка Лота 582 , о птицах, изрезанных Авраамом 583 , о камне Давида 584 , о камне пророка Ионы 585 и мн. др. Читая рассказы Рабгузы, нельзя составить себе другого представления о пророках, как о магах, фокусниках, которые, по данной им Аллахом силе и при помощи угодника их – Гавриила, делают все, что их ни заставляют их слушатели. Мухаммеданство как бысовершенно умышленно представило пророков не чудотворцами, а чародеями, потому что постоянно заставляет неверующих называть пророков волшебниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

II, 22. По ту сторону от лютичей (Leuticii), другое имя которых – вильцы (Wilzi) 578 , протекает река Одер, наиболее полноводная из рек в стране славян. В ее устье, где она впадает в Скифские болота (Scytice paludes) 579 , расположен знаменитейший город Юмна (Iumne) 580 , весьма многолюдная гавань варваров и греков (Greci), обитающих вокруг 581 . Об этом славном городе ходит множество невероятных рассказов, поэтому я счел уместным включить кое-что, достойное упоминания. Это, безусловно, самый большой город во всей Европе, населяют его славяне вместе с другими народами, греками и варварами. Равным правом на жительство обладают и приезжающие саксы, если только они не выказывают там всенародно христианства. Дело в том, что все они до сих пор пребывают в заблуждении язычества, хотя в остальном не найти народа более честного, добросердечного и гостеприимного. Нет такой диковинки или предмета роскоши, которых не нашлось бы в этом городе, куда в избытке стекаются товары из всех северных стран. Там находится Котел Вулкана (Olla Vulcani), который туземцы называют греческим огнем, о каковом упоминается у Солина 582 . Море там троякого рода: остров тот омывается тремя рукавами, из которых, как говорят, один на вид зеленый-презеленый, другой беловатый, а в третьем, постоянно мятущемся, свирепствуют бури. Из этого города по морю недалеко в одну сторону до города Деммина (Dymine), расположенного в устье реки Пене (Peanis) 583 , где обитают также и руяне (Runi) 584 , а в» другую – до области Земландия (Semland) 585 , которой владеют пруссы. Путь таков: от Гамбурга, то есть от реки Эльбы, на седьмой день доберешься до города Юмны по суше, а если по морю, то чтобы добраться до Юмны, надо сесть на корабль в Шлезвиге (Sliaswig) 586 или Ольденбурге (Aldinburg) 587 . От Юмны четырнадцать дней ходу под парусами до Острогарда Руси (Ostrogard Ruzziae) 588 , столицей (metropolis) которой является город Киев (Chive), достойный соперник Константинопольской державы, славнейшее украшение Греции 589 . Как уже говорилось, река Одер вытекает из самых недр Моравского леса (saltus Marahorum), где берет начало и наша Эльба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Житиях Эмеритских отцов подробно описан конфликт М. с кор. Леовигильдом. В 579 г. королевский сын Эрменегильд (см. Ерминингельд ) отрекся от арианства и перешел в православие. Его поступок противоречил политическим планам отца (Вестготское королевство включало 2 общественные группы - римскую и готскую, к-рые жили каждая по своим законам и исповедовали разную веру; Леовигильд принял меры по введению единых правовых норм, для достижения религ. единства начал гонение на православных). Под предлогом обсуждения политических вопросов король вызвал сына в Толет (ныне Толедо), однако тот отказался ехать и, заключив союз с Византией, поднял восстание и провозгласил себя королем. Эрменегильда поддержали города вестгот. части пров. Бетика, а также города пров. Лузитания с главным г. Эмерита Августа, где епископскую кафедру занимал противник арианства М. (однако свидетельств о связях Эрменегильда и М. нет). После того как в 582 г. кор. Леовигильду удалось вернуть себе Эмериту Августу, ранее занятую сторонниками Эрменегильда, была предпринята попытка склонить М. к переходу в арианство в обмен на поддержку короля. М. отверг это предложение, продолжив свою активную антиарианскую полемику. В ответ кор. Леовигильд объявил епископом Эмериты Августы арианина Сунну (поскольку наряду с православным епископом, стоявшим во главе романизированного населения, в Эмерите Августе вплоть до восстания Эрменегильда существовала и арианская кафедра, связанная с вестгот. военной колонией, основанной кор. Эйрихом (см.: Garc í a Moreno L. Mérida y el Reino Visigodo de Tolosa//Homenaje a Saenz de Buruaga. Badajoz, 1982. P. 233-235), речь шла т. о. о восстановлении арианской кафедры и о передаче арианам ряда правосл. храмов). В Эмерите Августе Сунна стал претендовать на главную правосл. святыню - базилику св. Евлалии, но встретил активное сопротивление М. и поддерживавших его правосл. клириков и горожан. После жалобы Сунны рассмотрение конфликта было перенесено в королевский суд в Толете. Перед выбранными королем судьями выступили оба епископа.

http://pravenc.ru/text/2562544.html

Обозначим основные качества, которыми, по Исааку, должна характеризоваться молитва . Во-первых, молиться следует внимательно и нерассеянно: внешняя активность не должна отвлекать от молитвы. Исаак приводит в пример отшельника, который говорил: «Удивляюсь, слыша, что некоторые в келлиях своих занимаются рукоделием и могут без опущения совершать правило свое и не смущаться… Честно говоря, если выхожу за водой, то чувствую замешательство в своем обычае и в порядке его и встречаю препятствие к совершенствованию своей рассудительности» 579 . Во-вторых, необходимо во время молитвы бороться с посторонними помыслами: «Чтобы чуждые помыслы возбуждались или не возбуждались в нас – это от нас не зависит; от нас же зависит, размышлять о них или не размышлять» 580 . Говоря так, Исаак следует традиционному для восточно-христианской аскетической письменности учению о трезвении (греч. nhciw), согласно которому подвижник должен стоять на страже своего ума и отсекать чуждые помыслы при самом их появлении, не давая им проникнуть внутрь ума и овладеть собою 581 . В-третьих, во время молитвы человек не должен представлять в уме какие-либо чувственные образы – это опять же весьма традиционная для восточной аскетики тема. Воображение, согласно Исааку, может стать стеной между человеком и Богом, свести на нет весь его молитвенный труд: Отвергай тех, кто устанавливает чувственный образ в уме своем во время молитвы и вместо одного простого и одинокого помысла прозрения в Его непостижимость во время моления к Спасителю нашему утешает себя образами ума своего. Что касается нас, то мы отвергаем таковых, обманутых собственными фантазиями. И когда душа наша собрана в полной сосредоточенности в страшное время молитвы, предадим чувства души нашей Духу Божию с простотой сердца 582 . В-четвертых, молиться нужно со смирением. Молитва смиренного идет прямо из уст молящегося в уши Божии 583 . Когда предстанешь в молитве твоей перед Богом, сделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявкой и как бы лепечущим ребенком. Не говори перед Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему и ходи перед Ним, чтобы сподобиться тебе того отеческого промышления, какое отцы имеют о детях своих младенцах 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отшельничество, соединенное с подвижничеством и любомудрием, св. Григорий при знавал из всех родов жизни высшим и совершеннейшим 578 . Он называет монахов избраннейшими и наиболее мудрыми в Церкви 579 ; достохвальными чертами описывает их жизнь, подвиги самовоздержания, поста и молитвы, одежду и весь вообще внешний быт 580 . В своем увещевательном послании к некоему Геллению, где св. Григорий ходатайствует пред ним за монахов 581 , он так, между прочим, пишет об отшельниках вообще: «Они шествуют тесным путем, которым идут здесь не многие из людей; они входят скорбными вратами, куда со многими трудами вступают добрые. Таково достояние Христово, такой плод Своих страданий Христос приносит от земли Отцу! Это опора слова, слава людей, основание мира, уподобляющееся небесным лепотам! Их род и для меня светоносен» 582 . «Умоляю тебя о душах и о небесной жизни, – обращается далее св. Григорий к Геллению, – умоляю о членах, истончеваемых духом. Окажи милость к дневным трудам, к ночным песнопениям, к возлежанию на голой земле, к слезам, к ветхим рубищам, к истомленным очам, к чистому уму, к священным словам» 583 . Подвижники христианские стараются быть «как бы бесплотными, изнуряя смертное бессмертным» 584 . Это люди, «почитающие для себя наслаждением не иметь никаких наслаждений, смиряющиеся ради Небесного Царства, не имеющие ничего в мире и стоящие выше мира, живущие во плоти как бы вне плоти» 585 . Они не имеют у себя ни пропитания, ни пристанища, не имеют почти ни плоти, ни крови и тем приближаются к Богу. «Они живут долу, но выше всего дольнего; среди людей, но выше всего человеческого; связаны, но свободны; стесняемы, но ничем не удержимы; ничего не имеют в мире, но обладают всем премирным; живут двойной жизнью и одну презирают, о другой же заботятся; чрез умерщвление бессмертны, чрез отрешение от твари соединены с Богом; не знают любви страстной, но горят любовью божественной, бесстрастной; их наслаждение – Источник света, и еще здесь – Его озарения, ангельские псалмопения, всенощное стояние, преселение к Богу ума предвосхищаемого; чистота и непрестанное очищение, как не знающих меры в восхождении и обожении; их утесы и небеса, низложения и престолы; нагота и риза нетления, пустыня и торжество на небесах; попрание сластей и наслаждение нескончаемое, неизреченное» 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Почему же, спрашивалось, было немыслимым и невозможным, чтобы, веруя в Бога и признавая Его Творцом мира, в то же время не признавать Его и Промыслителем мира? На это сам Лактанций отвечает тем, что «Бог по тому самому, что Он – Бог, не иначе может мыслиться нами, как так, что Он помнит прошедшее, знает настоящее и предусматривает будущее» 577 . Но эту же мысль яснее и прямее выражают св. Амвросий, Феодорит и Дамаскин. «Какой деятель, – спрашивает Амвросий, – вознебрежет о своем произведении? Кто оставит и отринет то, что сам же восхотел создать? Если несообразно с чем-либо промышлять, то не более ли несообразно творить, когда не сотворить чего-либо нет никакой несправедливости, а не заботиться о том, что создал, крайнее немилосердие»? 578 «Как может, – спрашивает также Феодорит, – не радеть о Своей твари Тот, Кто создал ее по множеству Своей благости»? 579 «Один Бог, – говорит Дамаскин, – по естеству благ... а, как благий, Он промышляет, потому что не промышляющий не благ (так как и люди, и бессмысленные животные естественно пекутся о своих детях), и кто не печется, тот подвергается порицанию» 580 . Златоуст же к мысли о благости Божией, как таком свойстве, которое не может не вызывать Бога на промышление о созданном Им мире, присовокупляет еще мысль о всемогуществе Божием, которое такое промышление делает для Бога вполне возможным и удобоосуществимым. «Если бы, – говорит он, – потребовались и десятки тысяч таких миров (каков настоящий) и даже бесконечное число их, то Бог равно был бы достаточен для всех, и не только к созданию их, но и к тому, чтобы промышлять о них по создании» 581 . Но при этом естественно возникал такой вопрос: может быть мир не имеет и нужды в промышлении Божием, может быть, он и сам собой может продолжать свое существование, быв создан и устроен совершеннейшим образом Всесовершенным Творцом? На это у древнехристианских Учителей и писателей был тот ответ, что все созданное, как созданное из ничего, само в себе по своей природе есть ничто 582 , что оно изменчиво и удоборазрушимо 583 , а потому, быв предоставлено самому себе, могло бы тотчас возвратиться в ничтожество 584 . Всякое поэтому сотворенное естество – и видимое, и умопредставляемое, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении 585 . Если бы когда-либо хотя на одно мгновение оставила мир сила Всесильного и Вседержащего Творца, то тогда бы вдруг перестали существовать все твари во всех их видах, тогда погибла бы вся природа 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Таковым должно быть сынами Царства, сынами Отца Небесного и братьями друг другу. «Ибо у вас один Отец, Который на небесах; один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья» 579 . «Вы – соль земли» 580 . «Вы – свет мира» 581 . «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» 582 . В подготовительной школе, то есть в Ветхом Завете, сказано: «Не убий» 583 . В высшей школе Христова Евангелия заповедь углубляется и запрещается даже гнев на брата 584 ; здесь вырывается корень, из которого произрастает убийство. В подготовительной школе сказано: «Не прелюбодействуй» 585 . В высшей школе Христовой эта заповедь углубляется до самого корня и семени прелюбодеяния: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» 586 . В подготовительной школе еще сказано: «Не нарушай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои» 587 . В высшей школе Спасовой идут намного глубже и запрещается клятва вообще: «А Я говорю вам: не клянись вовсе... Да будет слово ваше: да, да; нет, нет» 588 . Ведь когда брат брату говорит в присутствии Отца, клятва не только не нужна, но и оскорбительна. Еще сказано в подготовительной школе: «око за око, зуб за зуб» 589 . В высшем университете Христовом это считается товариществом, а для братства потребна новая заповедь: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» 590 . Вот что значит братство. Ведь Отец Небесный со всеми Своими небесными Ангелами все видит и помнит. Еще сказано в подготовительной, низшей школе: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» 591 . Это только часть добра, но не совершенное добро: в высшем университете Мессии это считается недостаточным. Потому Мессия заповедует: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» 592 . Ведь люди, которые враждуют против вас и которые не по-братски поступают с вами, не знают, что делают; не знают, что их против вас гонит злой дух – человекоубийца, богоотступник и кровавый палач. Когда бы они это знали, то застыдились бы; действительно застыдились бы, что стали слугами этого стервятника и его орудием, направленным против братьев их. А вы все – сыны Царя, Домовладыки, и должны видеть в брате брата, а не врага. Ведь человек не может быть человеку врагом, пока сатана его на это не наведет и не подвигнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Ед. хр. 799 [Личное дело студ. Е. А. Воронцова]; Ф. 229. Оп. 4. Ед. хр. 5040 [Личное дело преподавателя Е. А. Воронцова]; ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Ед. хр. 263 [письма Воронцова к митр. Арсению (Стадницкому)]. Соч.: К вопросу о «первом воскресении» в Откровении Иоанна Богослова//ВиР. 1905. 18; C. 312-330; К вопросу о цитации 39 (40) Псалма в Послании к Евреям//ХЧ. 1906. 10. С. 517-533; Идея о премирном первосвященнике в ее раскрытии у Филона Александрийского и в Послании к Евреям//ВиР. 1906. 11. С. 539-552; Язык и стиль в Послании к Евреям//ХЧ. 1907. 1. С. 3-23; Псалом 8 и его цитация в Послании к Евреям//Там же. 5. С. 581-598; Вариант χριτι θεο в Послании к Евр. II: 9, его происхождение и догматич. смысл//ВиР. 1907. 11. С. 565-574; Сын Божий по естеству и сыны Божии по благодати (Послание к Евр. 2. 12-13)//Там же. 1908. 3. С. 365-384; Воззрения ветхозаветных пророков на пастырство и их оценка недостатков совр. им пастырского (Левитского) служения//Там же. 5. С. 579-593; 6. С. 723-739; 7. С. 17-34; Господь Иисус Христос и Моисей (Послание к Евр. 3: 1-16//Там же. 8/9. С. 1082-1110; Введение Первородного во Вселенную//ХЧ. 1909. 5. С. 645-658; 6. С. 845-858; Из сотериологии послания к Евреям (II, 11, 14, 16)//БВ. 1910. 1. С. 1-19; К вопр. о происхождении синагоги и нек-рых черт ее устройства//В память столетия МДА (1814-1914): Сб. ст. Серг. П., 1915. Ч. 1. С. 201-218; Караимы//ПБЭ. Т. 8. С. 582-590; Книги и книжное дело у древних евреев//Там же. Т. 12. С. 124-152. Лит.: Муретов М. Д. Отзыв на канд. дис. В.//БВ. 1898. 2. Отд.: Протоколы заседаний Совета МДА за 1897 г. С. 114-116; он же. Отзывы на магист. дис. В.//БВ. 1909. 7/8, 9. Отд.: Журналы собр. Совета МДА за 1909 г. С. 47-51; Покровский А. И. Отзыв...//Там же. 9. С. 52-72; Списки студентов, окончивших курс Имп. МДА за 1-е столетие ее существования (1814-1914). Серг. П., 1914. С. 111, 165; Голубцов С. Профессура МДА. С. 27; Мень А. , прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 216-217.

http://pravenc.ru/text/155282.html

557-558 558-559 559-560 560-562 562-563 ГРИГОРИЙ Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри (1225 или 1226 - 1286), сиро-яковитский еп., богослов, писатель, церковный и общественный деятель 563-565 565-566 566-567 ГРИГОРИЙ Мар Павел (1922 - 1996), первый митр. Дели и Сев. Индии Сиро-Маланкарской Церкви, президент ВСЦ 567-568 ГРИГОРИЙ (Афонский Георгий Сергеевич; 1925 - 2008), архиеп. Ситкинский и Аляскинский Православной Церкви в Америке (ПЦА) 568-569 569-570 ГРИГОРИЙ (Граббе Юрий (Георгий) Павлович; 1902 - 1995), еп. бывш. Вашингтонский и Флоридский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) 570-572 ГРИГОРИЙ (Живкович Никола Григориев; 1839 - 1909), митр. Зворникско-Тузланский Сербской Православной Церкви 573-574 574-575 575-577 577-579 ГРИГОРИЙ (Немцов Георги; 1828 - 1898), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) 579-580 580-582 582-583 ГРИГОРИЙ (Стефанов Георги Иванов; род. 10.10.1950), митр. Великотырновский Болгарской Православной Церкви ГРИГОРИЙ (Узунов Георги Иванов; 1906 - 2000), митр. Ловчанский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы 583-592 592-598 ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ 598-599 599-601 601-602 ГРИГОРИЙ V (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746 - 1821), патр. К-польский, сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.) 602-604 604-605 ГРИГОРИЙ III патриарх Александрийский (ок. 1352/54 - ок. 1366 или 1370, по др. сведениям, 1327-1346 или 1350) 605-606 606-607 607-609 609-610 ГРИГОРИЙ III Григорий III , католикос Картли (Мцхетский) (ок. 802-814), предстоятель Грузинской Православной Церкви ГРИГОРИЙ II (Лорткипанидзе Григол; 2-я пол. XVII в.- 1742, Зап. Грузия), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1696-1742)

http://pravenc.ru/vol/xii.html

ОТТОН II (кон. 955 - 983), герм. король (с 961 как соправитель отца, Оттона I, с 973 самостоятельно), император Свящ. Римской империи (с 967 как соправитель отца, с 973 самостоятельно); из Саксонской династии (династии Людольфингов) 556-562 ОТТОН III (980-1002), герм. король (с 983, самостоятельно с 995), император Свящ. Римской империи (с 996); из Саксонской династии (династия Людольфингов) 562-572 ОТТОН IV (1175/76 - 1218), германский король (с 1198, единолично в 1208-1211), император Свящ. Римской империи (с 1209); из династии Вельфов. Третий сын Генриха Льва († 1195), герцога Баварии и Саксонии, и Матильды (Мод) Английской († 1189), дочери англ. кор. Генриха II Плантагенета (1154-1189) и Алиеноры Аквитанской († 1204) 572-574 ОТТОН ФРАЙЗИНГСКИЙ [Отто Фрайзингенский] (ок. 1112 - 1158), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 сент.), епископ Фрайзинга (c 1138), средневек. историк 574-576 ОТХТАЭКЛЕСИА исторический муж. мон-рь (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 576-579 ОТЦЫ-ПИЛИГРИМЫ основатели 1-го поселения англосакс. протестантов в Нов. Англии - колонии Нов. Плимут (ныне г. Плимут, шт. Массачусетс, США), прибывшие в Сев. Америку на корабле «Мэйфлауэр» 16 дек. 1620 г. 580-582 ОТЦЫ ЦЕРКВИ Отцы Церкви, наименование христ. писателей, признанных Церковью наиболее авторитетными истолкователями церковного учения (др. название - святые отцы) 579-580 582-596 596-597 ОФФИЦИЙ одно из общих наименований суточного богослужебного круга в литургической традиции Римско-католической Церкви 597-599 597-599 600-607 607-608 ОХРИДСКИЕ ГЛАГОЛИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ (Оннб, 1/2 532), памятник старославянского языка XI в., 2 неполных обветшавших пергаменных листа, написанные глаголицей 608-609 ОХРИДСКИЙ АПОСТОЛ краткий апостол-апракос (Ргб. Григор. 13/М. 1695), созданный в 1225-1227 гг., важнейший памятник Охридской книжной школы 609-612 ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Охтинское) Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг.

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010