Анна Комнина. Алексиада 575 . 5 .8. Когда Алексей 576 прибыл туда 577 , он застал в беспорядке церковные дела и не позволил себе даже кратковременного отдыха. Он был истинным апостолом и, найдя Церковь взбудораженной учением Итала, не пренебрег вопросами догмы, несмотря на то что собирался выступить против Бриена (это тот кельт, который, как уже говорилось, завладел Касторией). В это время большое распространение получила ересь Итала, которая приводила Церковь в сильное замешательство. Этот Итал (о нем нужно рассказать с самого начала) происходил из Италии и долгое время прожил в Сицилии, на острове, расположенном вблизи Италии. Сицилийцы отделились от Ромейского государства и, готовясь вступить с ним в войну, пригласили в качестве союзников италийцев, среди которых был отец Итала. При нем находился его сын, который, хотя и не вступил еще в возраст, пригодный для военной службы, тем не менее прыгающей походкой следовал за отцом и изучал, как это принято у италийцев, военное искусство. Так прошли ранние годы Итала, такова была основа его образования. Когда же во время царствования Мономаха знаменитый Георгий Маниак 578 поднял восстание и захватил Сицилию, отец Итала с трудом спасся вместе с сыном 579 . Оба беглеца отправились в Аонгивардию, находившуюся еще под властью ромеев. Оттуда Итал, не знаю каким образом, прибыл в Константинополь – город, который не испытывал недостатка в просвещении и словесности. Ведь наука, которая, начиная с владычества Василия Порфирородного 580 и до самого царствования императора Мономаха, находилась в пренебрежении у большинства людей, хотя и не исчезла вовсе, в правление императора Алексея расцвела, поднялась и стала предметом занятий просвещенных людей. До этого же времени большинство людей предавались роскоши и забавам, занимались из-за своей изнеженности ловлей перепелов и другими постыдными развлечениями, а науку и образование считали чем-то второстепенным. Такого типа людей застал Итал в Константинополе, где он стал вращаться в кругу ученых мужей, обладавших грубым и суровым нравом (и такие были тогда в царственном городе). Приобщившись с их помощью к литературному образованию, он позднее стал учеником знаменитого Михаила Пселла . Этот Пселл мало учился у мудрых наставников, но достиг вершин премудрости и, тщательно изучив греческую и халдейскую науки 581 , прославился своей мудростью благодаря природному таланту, острому уму, а также и Божией помощи (его мать 582 , не смыкая глаз, постоянно обращалась с горячими мольбами к святой иконе Богоматери в храме Кира и, обливаясь горючими слезами, просила за сына). С ним-то и вошел в общение Итал, однако из-за своей варварской неотесанности он не смог проникнуть в глубины философии, ибо, исполненный дерзости и варварского безрассудства, не выносил учителей, у которых учился, считал, что превзошел всех еще до начала обучения, и с первых уроков стал противоречить самому Пселлу 583 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Березин, Добронравов, 1898, с. 224-225. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 579-582 Вскрытие мощей блаженного Киприана Суздальского в 1938 г. в с. Воскресенском Лежневского района На рубеже 16–17 в. в урочище около с. Петровское (ныне Лежневского района Ивановской области, до 1918 г. – Ковровского уезда Владимирской губернии) подвизался юродивый Киприан. Скончался он 22 июля 1622 г. Похоронен был в с. Воскресенское, т.к. являлся прихожанином именно этого села, кроме того, как гласит его житие, такова была его воля, о которой чудесным образом стало известно. Вскоре появилась традиция его местного почитания. Описывали его так: «…подобием рус исчерна, власы с ушей повились, брада подобие Богослова, раздвоилась, в свите зеленой, ноги босы, руце молебныя». В 1751 г. владелец с. Воскресенское князь Голицын построил над могилой блаженного придел к храму. Перед революцией началась работа по сбору материала для его канонизации. Фиксировались чудеса исцеления, произошедшие на его могиле. Революция прервала эту работу. О дальнейшей его судьбе многие сайты, в т.ч. и сайт храма с. Петровское, около которого жил блаженный Киприан, повествуют следующее. Якобы в 1936 г. ивановский епископ Борис (Воскобойников) принял решение изъять мощи блаженного из храма для спасения их от поругания, но работники НКВД, узнав об этом, под покровом ночи вскрыли раку Киприана и вывезли его останки в неизвестном направлении. Дальнейшая судьба мощей неизвестна Этому противоречат данные из книги священника А.А. Федотова «Сборник статей», в которой приводятся протоколы допроса епископа Бориса (Воскобойникова), который «уличался» в том, что «принимал участие в антисоветской деятельности контрреволюционных групп церковников и монашества, ликвидированных в 1937 году в г. Иваново и Лежневском районе». Из текстов допросов следует, что мощи по благословению епископа были положены в новый гроб и перенесены из склепа в церковь 6 февраля 1937 г., т.е. позднее даты, когда их якобы уже ликвидировали. Перенос мощей поручен был священнику с. Воскресенское Иоанну Казанскому. Вскоре после этого епископ Борис (Воскобойников), священник с. Воскресенское Иоанн Казанский и лежневский священник Николай были арестованы. В конце 1937 г. епископ Борис (Воскобойников), уже находясь в ссылке в Казахстане, был расстрелян

http://sobory.ru/article/?object=06170

Вдруг при свете факелов врывается в храм толпа вооруженных; входят в алтарь и там ругаются над самою страшною святынею, пьют и пляшут, бросают град камней в православных; один епископ извлечен на площадь замертво; Григорий ранен: но он представлял себе образ первомученика и оставался покойным. На утро представили его в суд как разбойника, откуда однако возвратился он без новых оскорблений 576 . Его решимость жертвовать всем для веры и ничем для себя, его терпение и кротость поражали сердца сильнее оружий; слово его было резко; но сему слову открывала в сердца жизнь его: в столице полвселенной пища его – была пища пустыни; одежда – одежда нужды; обхождение – простое, близ двора – ничего не искал он у двора 577 . И слава Григория распространялась по Востоку и Западу. Врагам своим он платил двумя Словами о мире и потом знаменитыми словами о Богословии 578 . Между тем готовился самый тяжкий удар сердцу его. Во время болезни его, тот, которого он считал своим другом, философ Максим, тайно и вместе нагло посвящен был в самом Константинополе на место Григория: но народ с бесчестием выгнал Максима 579 ; глубоко пораженный коварством и неблагодарностью людскою, Григорий решился оставить беспокойную столицу; но верная паства его, узнав о намерении его, удержала его на кафедре 580 . Благочестивый Феодосий прибыл (24 нояб. 380 г.) в Константинополь и подтвердил (28 фев. 380 г.) указ свой против еретиков, возвратил православным главный храм столицы, куда торжественно сам ввел Григория. Для Григория не могло быть радости более радости о Торжестве Православия 581 . На жизнь Григория сделано новое покушение, но убийца явился к Григорию в слезах раскаяния; нива Божия становилась чище и чище, – Григорий ревностно удобрял ее наставлениями своими 582 . В 382 г. на Соборе Вселенском Григорий утвержден в сане епископа царственного града, и по смерти Мелетия оставался председателем Собора 583 . Во время заседаний Собора, он всего более заботился о мире Христовом, но мира не было; он предлагал признать Павлина епископом Антиохийским, – согласно договору Павлина с Мелетием 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Г. предпринял неск. неудачных военных экспедиций против вестготов. В отношении захвативших Сев. Италию лангобардов политика Г. ограничивалась тем, что он отбивал их набеги на бургундские владения, предпочитая каждый раз заключать мир. О прямых контактах Г. с Византией ничего не известно, кроме краткого упоминания у Псевдо-Фредегара о посольстве гр. (комита) Сиагрия в К-поль в 588 г., где тот получил чин патрикия, не признанный Г. Король франков с опасением и недоверием смотрел в сторону Византии, о чем свидетельствует дело еп. Массилии (совр. Марсель) Феодора, связанное с узурпацией Гундовальда. Согласно Григорию Турскому, Гундовальд был сыном кор. Хлотаря I, к-рый отказался от отцовства и устранил того из числа наследников. Гундовальд бежал в визант. Италию, а спустя нек-рое время перебрался в К-поль. Когда в 582 г. был убит кор. Хильперик и у власти в королевстве франков оказались 2 ребенка, Хлотарь II и Хильдеберт II, и Г., к-рому к тому моменту было ок. 50 лет, Гундовальд сделал попытку захватить власть в Галлии. Он высадился в Массилии, где был принят еп. Феодором. Гундовальду удалось захватить только Аквитанию, в 583 г. он был изгнан, а епископ обвинен в том, что он вместе с Гундовальдом хотел передать Галлию под власть Византии. На 2-м Соборе в Матисконе (совр. Макон) (585) епископа оправдали ( Greg. Turon. Hist. Franc. VIII 12, 20). Между 567 и 573 гг. на Соборе в Паризиях (совр. Париж), к-рый созвал Г., под председательством еп. свт. Германа был принят ряд постановлений против захвата церковных владений. Между 567 и 570 гг. Собор в Лугдуне (совр. Лион) принял 6 канонов о недостойном поведении нек-рых епископов. Видимо, тем же Собором были низложены братья Салоний и Сагиттарий, епископы Эбредуна (совр. Амбрён) и Вапинка (совр. Гап). Г. добился от папы Иоанна III (560-573) их восстановления, но Собор в Кабиллоне (579) подтвердил осуждение. Между 581 и 583 гг. по инициативе короля был созван 1-й Собор в Матисконе, принявший 20 канонических определений о дисциплине клира, устроении жен. мон-рей, и установил независимость клириков от светских судей. 2-й Собор в Матисконе (585) расширил канонические определения предыдущего, акты Собора были утверждены особым указом Г. не только как церковные постановления, но и как гос. законы.

http://pravenc.ru/text/168338.html

Для характеристики правового положения русского монашества в исследуемый период, помимо полных академических курсов церковного права, лучшим из которых следует признать «Церковное право» профессора Юрьевского университета М. Е. Красножена (последнее издание вышло в 1917 г.) 579 , наиболее полезны специальные работы В. И. Ивановск ого 580 и С. В. Троицкого 581 . В советской историографии русского монашества следует выделить два периода. Первый, выразительно представленный работами Н. Буркина 582 , Е. Ф. Грекулова 583 и В. И. Писарева 584 , характеризуется односторонним и крайне идеологизированным классово- атеистическим подходом. Во второй период (с конца 1960-х гг.) тон публикаций становится сдержаннее и объективней, а содержание более научным. Своеобразными вехами эволюции (особенно в научно-содержательном плане) стали соответствующие главы коллективных сборников « Церковь в истории России» (М., 1967) и «Русское православие: вехи истории» (М., 1989). В эти годы появляются работы, на большом документальном материале анализирующие специфику землепользования и структуры позд- нефеодальных повинностей монастырского крестьянства, причины кризиса всей системы монастырского вотчинного хозяйства, ставшего экономическим стимулом секуляризационных преобразований. Мы имеем в виду (ограничиваясь проблематикой XVIII в.) статьи и книги A. M. Борисова, И. А. Булыгина, Л. B. Ми- лова и др. 585 Наиболее насыщенными и обобщающими можно считать работы, появившиеся в конце восьмидесятых – начале девяностых годов 586 . Показательно в этом смысле исследование А. И. Комисаренко, первая и единственная, после книги А. А. Завьялова, монография, специально посвященная реформе 1764 г. 587 Разумеется, объектом исследования по-прежнему была исключительно сфера земельно-имущественных отношений и хозяйственной деятельности монастырей и монастырского крестьянства: история монашества как такового оставалась вне поля зрения советских историков. правовое положение монашества и монастырские реформы XVIII века

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, Христос Иисус, во образе Божии сый и восхищением непщева быти равен Бог ( Фил.2:6 ), «то есть, быть и почитаться равным Богу не было (для Него) похищением чужого достоинства, поскольку Он есть существенный образ Божий» 579 . Слова ап. Павла открывают нам еще новую черту в лице Христа, который, как Лицо Божественное, должен быть одним из Лиц Святой Троицы. Как образ Божий, Он должен быть вторым Лицом Святой Троицы. Это можно подтвердить множеством свидетельств. Как «о Посланнике и Сыне Божием» свидетельствовал о Христе Иоанн Креститель ( Ин.3:21. 36 .) 580 . «Апостолы исповедали Его Христа Сына Бога живаго» ( Мф.14:13–36 ). «При чудесах (сопровождавших крестную смерть Христа) некоторые стражи Его тела признали Его Сыном Божиим». Сам Иисус Христос говорил о Себе как о Сыне Божием. Так, после исцеления расслабленного, «защищая свое деяние, Христос объявил Себя Сыном Божиим и Судиею мира ( Ин.5 гл.)». В доме Каиафы, не страшась последствий своего признания, Христос исповедал Себя Сыном Божиим 581 . Ранее этого Он ясно свидетельствовал о Себе: Аз и Отец едино есть ( Ин.10:30 ). «Слово (Христа) твердо было, как слово самой Истины, и подтверждаемо было Его чудесами» . Но Он Сам «признал также, что для человеческого удостоверения не достаточно собственное о себе свидетельство» ( Ин.5:31 ). И вот «какою переизбыточествующею мерою восполняется сей недостаток. Бог Отец... подвигся от Своей недоведомой высоты, преклонив небеса, облек Свой неприступный свет в доступный созерцанию светлый облак, сократил Свое бесконечное ведение и откровение бесконечного в подобие человеческого гласа, и Сам проповедал единосущное с собою Божество рабий зрак носящего Иисуса, нарекши Его Своим Сыном возлюбленным ( Мф.3:17, 17:5 ): ибо Сын возлюбленный в священном языке означает Сына единородного ( Быт.22:2. 12. 16 ; Суд.11:34 ; Иер.6:26 ; Ам.8:10 ; Зах.12:10 ); а Сын единородный не иный быть может, как Единосущный Отцу Своему» 582 . Есть и другие места в Св. Писании, в которых Иисус Христос называется Единородным Сыном Бога Отца; «например, в следующих изречениях Евангелиста: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца, исполн благодати и истины ( Ин.1:14 ); Бога никтоже виде, нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (–18)». Из этих слов Евангелиста можно видеть, что Слово, которое существует от века в теснейшем общении с Богом, которое Само есть Бог, плоть бысть, что превечное Слово воплотилось ( 1Тим.3:16 ), что «Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не преставая быть Богом 583 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Первое понятие, как известно, отражает процесс внутренней духовной жизни, который известный знаток святоотеческой аскетики С. Зарин определил так: «Именно «покаянием» начинается христианская религиозно-нравственная жизнь человека. Чтобы начать новую, благодатную жизнь, нужно покинуть прежнюю, греховную; нельзя полюбить добро, устремиться к нему, не возненавидев предварительно – или одновременно – зла, не отвернувшись от него. «Покаяние» есть фундаментальный акт нравственного возсоздания человека – необходимая переходная ступень из состояния невозрожденности и греховности к жизни нравственной и богоугодной, и в этом отношении и с этой стороны является первым, основным общехристианским аскетическим средством» 577 . Не случайно, что именно с проповеди покаяния (покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное) начал Свое общественное служение наш Иисус Христос ( Мф. 4, 17 ; Мк. 1, 15 ) 578 . И не случайно свт. Григорий Палама , процитировав это место Евангелия, говорит: «До Вочеловечивания ( τς νανθρωπ σεως) Слова Божия Царство Небесное было настолько далеко от нас, насколько небо отстоит от земли; когда же Царь Небесный возобитал с нами и соблаговолил войти в единение с нами, тогда для всех нас приблизилось Царство Небесное». Отсюда следует и призыв святителя: «Будем каяться ( μετανο σωμεν), братия, молю, и явим плоды достойные покаяния ( καρπος ξ ους τς μετανο ας), чтобы наследовать нам Царство Небесное, потому что оно стало близко к нам, да не удаляем сами себя от него вследствие дурных дел» 579 . Таким образом, согласно Фес- салоникийскому святителю, покаяние как внутреннее делание (и в определенной степени внешнее – благие дела) является неотъемлемым свойством здешнего бытия христианина 580 . Апостолы, получившие от Господа Духа Святого, многих привели, согласно преп. Макарию Египетскому , к покаянию, а поэтому «настал новый мир ( κ σμον καιν ν), избранный Богом» 581 . Следовательно, именно покаяние является характернейшей чертой Церкви Божией здесь, на земле. Ибо, по словам Злато- устого отца, грешник «чрез покаяние сделался уже чужим для диавола и своим в стаде Христовом» 582 . Поэтому нам следует пользоваться спасительным врачевством (лекарством – φρμακον), или, лучше, – получим от Бога врачующее нас покаяние, потому что не мы Ему приносим его, а Он нам дарует его» 583 . И не случайно, что всеми ранними отцами Церкви и доникейскими церковными писателями покаяние признается «настолько важным, что поставляется наряду с крещением, а потому и носит наименование возрождения (св. Ириней, Климент Александрийский ) или даже второго крещения (Климент Александрийский, Тертуллиан )» 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Преследования монофизитов продолжились и в правление имп. Тиверия I (578-582). Так, в 579 г. был вторично арестован Иоанн Эфесский и некоторые его сторонники. Был ликвидирован монофизитский приход в одном из дворцов К-поля, изъяты изображения Севира , патриарха Антиохийского, и Феодосия Александрийского. Как утверждает Иоанн Эфесский, др. еретиков не трогали. Впрочем, в самом начале своего Патриаршества Е. отпустил из тюрьмы 2 монофизитских патриархов, избранных в Александрии по смерти Феодосия и арестованных по приказу Юстина II. Ко времени 2-го Патриаршества Е. относится его спор с рим. апокрисиарием Григорием (впосл. папа Римский) относительно учения о воскресении. По словам Иоанна Эфесского, Е. утверждал, что люди воскреснут не в собственных телах, а в новых, сотворенных специально для воскресения. Это учение, к-рое Е. изложил в ныне утраченном трактате, папа Григорий посчитал оригенистским. Из Жития папы Григория известно, что перед смертью Е. отрекся от своего заблуждения. Сохранилось небольшое количество сочинений Е. Прежде всего это «Libellus» к папе Вигилию и 14 канонов Вселенского V Собора (CPG, N 6937-6938). Е. составил сочинение в защиту халкидонской веры, боролся против формулы «распныйся за ны». Убеждал отказаться от этой формулы монахинь монофизитского мон-ря в К-поле, которые бежали туда от гонений в Антиохии. Также сохранились фрагменты его гомилии об Евхаристии (CPG, N 6939). Главным из известных сочинений Е. является написанный им в ссылке трактат «О различии природы и ипостаси», сохранившийся в арм. переводе. Е. разбирает значение этих богословских терминов, начиная с их синонимического употребления в философии. В различении терминов Е. опирается на 38-е письмо свт. Василия Великого . Понятие ипостаси, разработанное каппадокийцами, он прилагает к христологии, рассуждая об ипостасном единстве двух природ во Христе. Относительно человеческой природы во Христе Е. утверждает, что она была «безыпостасна», не поясняя, впрочем, что он конкретно имеет в виду.

http://pravenc.ru/text/187544.html

пытался наладить контакты с франками. В 580 г. он отправил письмо Авнарию (Авнахарию), еп. г. Автиссиодура (ныне Осер, Франция) (572-603 или 605), с просьбой убедить королей франков (по-видимому, св. Гунтрамна , кор. Бургундии (561-592), и Хильдеберта II, кор. Австразии (575-596)) не вступать в союз с лангобардами, а совершить поход в Италию и прийти на помощь Риму (MGH. Epp. T. 3. P. 448-449). Возможно, эта просьба была согласована с визант. властями. Известно, что визант. имп. Маврикий (582-602) (либо его предшественник, имп. Тиверий I) посылали деньги франк. королям, побуждая их начать войну против лангобардов. Однако лишь в 584 г. кор. Хильдеберт II совершил поход в Италию, не имевший, вероятно, серьезных военных последствий ( Goffart W. Byzantine Policy in the West under Tiberius II and Maurice: The Pretenders Hermenegild and Gundovald (579-585)//Traditio. N. Y., 1957. Vol. 13. P. 73-118). Во 2-м сохранившемся письме еп. Авнарию (586/7) П. уже не упоминал о военной помощи, а лишь поздравлял его с умножением числа храмов в диоцезе и просил молитв о благополучии Римской Церкви (MGH. Epp. T. 3. P. 450). Установившееся перемирие позволило П. начать переговоры с Илией I, патриархом Аквилеи (жившим в Градо ) (571-586/7), и с епископами Истрии о преодолении схизмы, вызванной их отказом признать решение Вселенского V Собора об осуждении «Трех Глав» (см. в ст. Пелагий I ). В 1-м письме, отправленном с Редемптом, еп. Ферентина (ныне Ферентино), и с Кводвультдеусом, аббатом одного из рим. монастырей, П. призывал восстановить церковное единство с Римом (ссылаясь на Мф 16. 18) на основе признания декретов первых 4 Вселенских Соборов и Томоса папы Римского свт. Льва I Великого (440-461), Собор 553 г. не упоминался. Истрийские епископы отвергли это предложение, потребовав как обязательное условие прекращения схизмы отмену осуждения «Трех Глав». Во 2-м послании, ссылаясь на творения блж. Августина и сщмч. Киприана Карфагенского, П. заявлял о примате Римской Церкви и призывал патриарха Илию I решить все догматические споры, прислав своих представителей в Рим либо созвав Собор в Равенне.

http://pravenc.ru/text/2579908.html

Минь. Т. II. С. 529 Творения Т. II. С. 568 Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана, и к язычникам 410. Христос облагородил и язычников О блаженном Вавиле и против Юлиана. Иисус, пришедши, прекратил человеческие жертвы и, что более удивительно, избавил от этого свирепого и жестокого насилия не только нас, поклоняющихся Ему, но и тех, которые злословят Его, так как и из язычников никто уже не принуждается приносить такие жертвы своим демонам. Минь. Т. II. С. 535 Творения Т. II. С. 575 411. Языческие книги сохранены христианами Книги языческих философов давно уничтожились, большая же часть, как только появились, уже и исчезли. Если же где и находится что-нибудь сохранившимся, то находят это сохранившимся у христиан, – так далеки мы от того, чтобы опасаться вреда какого-нибудь от их козней, так посмеваемся великой изысканности их ухищрений! Минь. Т. II. С. 537 Творения Т. II. С. 577 412. Сцена, трагедия, драма Употребляются слова: сцена (стр. 579) и трагедия, драма (стр. 582) в собственном их смысле. Минь. Т. II. С. 537 Творения Т. II. С. 579 413. Спокойствие душевное проповедника Я думаю, тому, кто хочет быть обличителем, должно как можно дальше отклонять душу свою от дерзости и гордости, и показывать силу свою только в сущности слов и дел… Если тот, кто хочет лечить тело и разрезывать загноившиеся члены, имеет нужду в спокойствии, то врачующего души, в какое, скажи мне, поставим мы состояние и какого потребуем у него любомудрия? Минь. Т. II. С. 544 Творения Т. II. С. 585 414. Праздных не кормят, а только увечных Мы не кормим людей, живущих в праздности и потому необходимо страдающих от голода, но убеждаем их трудами доставлять содержание и себе, и другим – тем, которые увечны телом, мы позволяем пользоваться только необходимой пищей от людей достаточных; а пирушки, попойки и всякое остальное безумие и бесстыдство у нас изгнаны. Минь. Т. II. С. 545 Творения Т. II. С. 587 415. Пастырь не должен отказываться от своих прав Получивший священство есть более властный блюститель над землей и над совершающимся на земле, нежели носящий багряницу и надобно не уменьшать величие этой власти, но скорее отказаться от жизни, нежели от прав, которые Бог свыше уделил в жребий этой власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010