Одна из любимейших мыслей экономических материалистов – сведение всего разнообразия социальной жизни к единству, или единому началу (каковым и является начало экономическое). Становясь на эту точку зрения, они обрушиваются на идею взаимодействия, предполагающую существование, по крайней мере, двух (вообще же многих) независимых одно от другого начал. В этом вопросе г. Булгаков верен традициям школы. Он везде стоит за единство (с. 579, 581, 582 и др.) и с особою силой вооружается против взаимодействия (с. 578). Он находит даже, что «сторонники взаимодействия, утверждая существование нескольких самостоятельных факторов исторического развития», тем самым «отрицают особое единство наших наблюдений – общество», а потому и «упраздняют» якобы и самую социологию (с. 382). Эта аргументация заслуживает рассмотрения – и именно в связи с другими положениями, защищаемыми в статье г. Булгакова. Что у него «сторонники взаимодействия» отождествляются с «противниками социального материализма», это вовсе не личное его мнение: то же самое говорили и другие сторонники экономического материализма. Но эти последние прежде в своем стремлении к «монизму», едва ли в данном деле уместному, ссылались на единство основы (по их мнению, экономической), на которой вырастает вся культурная и социальная жизнь человечества. Совсем другое говорит г. Булгаков: по его словам, взаимодействие отрицает не столько единство этой основы, сколько единство общества, как особого предмета наших наблюдений. Если, – говорит он, – мы признаем взаимодействие, то у нас будет идти «речь лишь об одновременном действии законов биологии, психологии и т. д. » (с. 582). Г-н Булгаков думает, что такое представление «упраздняет» социологию, но ведь это он сам так сказал, что в приведенных словах к законам биологии и психологии не прибавил еще законов социологии. Что же делать, если в действительности так происходит, т. е. что одновременно действуют законы биологии, психологии и социологии? Ведь и одновременное действие законов физики и химии в организмах не упраздняет же биологии! И что значит самая эта фраза: «Особое единство наших наблюдений – общество»? Если под этим разумеется однородность социальных явлений в их отличии от явлений психических, биологических, химических и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Keane A. H. Ea, Yahveh, Dyaus, Ζευς, Jupiter. The Jewish Quarterly Review. Vol. XV, p. 559–582. Keil. Über die Gottesnamen im Pentateuch. Zeitschrift für gesammte lutherische Theoiogie und Kirche, 1851, S. 215–280. Kerber Georg. Die religionsgeschichtliche Bedeutung der hebräischen Eigennamen des Alten Testamentes. Freiburg i. В., 1897, S. 80–99. Kittel R. Realencyklopadie für protestantische Theologie und Kirche herausgegeben von Dr. Albert Hauck. Bd. VIII. Leipzig, 1900, S. 529–541. Kittel R. Iahve in «Babel und Bibel». Theologisches Literaturblatt, 1902, Nr. 17–18. König Ed. Die formell-genetische Wechselbeziehung der beiden Wörter Jahweh und Jahu. Zeitschrift für alttestamentliche Wissenschaft, 1897,1, S. 172–179. König Ed. The origin of the name Jehovah. The Expository Times, 1899, January, p. 189–192. König Ed. Bibel und Babel. Berlin, 1902, S. 37–45. Köhler Aug. De pronunciatione ac vi sacrosancti tetragrammatis. Erlangae, 1867. De Lagarde Paul. Psalterium juxta hebraeos Hieronymi, 1874. De Lagarde Paul. Symmicta, Heft I-II, Göttingen, 1877–1880. De Lagarde Paul. Orientalia, Heft II, Göttingen, 1880. De Lagarde Paul. Übersicht über die im aramäischen, arabischen und hebräischen übliche Bildung der Nomina, Göttingen, 1888. Lagrange R. P. El et Jahvé. Revue biblique, 1903, III, p. 362–386. Land. Over den Godsnaam Jhvh. Theologisch Tijdschrift, 1868, p. 156–170; 1869, p. 347–362. Levy J. H. The tetragrammaton. The Jewish Quarterly Review, 1902, October, 97–99. Малицкий. Собственные имена у евреев и их религиозно-историческое значение. Христианское Чтение, 1882, I, стр. 284–308, 598–624; II, стр. 321–352, 623–647; 1883, II, стр. 27–55, 579–596. Margoliouth. The divine name ‎. Proceedings ot the Society of Biblical Archaeology, 1895, p. 57–63. Meier. Versuch einer neuen Etymologic für den Namen Jahve. Theologische Jahrbücher von E. Zeller, 1842, I, S. 473–486. Movers. Die Phönizier, Bd. I. Bonn, 1841. Müller D. H. Eine Vermutung über den Ursprung des Namen ‎ Kieine Mittheilungen. Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes, Wien, 1900, XIV Bd., S. 172–173.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Если не трудно, вспомните моих больных и Антонину. Это моя начальница, кот[орая] в очень тяжелом душевном и физическом состоянии. И что-ниб[удь] ей советовать очень мудрено в силу ее характера. Привет Шуре 581 . Спасибо за все. Благословите. Простите за все. Ваша Т[атьяна] К[аменева]. Д. 30. Л. 85–86 об. Подлинник. Автограф. 2. 16 февраля 1959 г. 16.II.59 г. Дорогой Владыко! Помолитесь о нас. Очень страшно жить без нашего батюшки 582 , и как-то не верится, что мы расстались совсем. Мое последнее посещение его накануне Крещения было таким светлым, таким радостным, что целую неделю потом было ощущение, как будто я после причастия, хотя я давно не причащалась. Так уже за жизнь устали мы от разлук всякого рода, что тяжело снова привыкать к одиночеству. Простите за такие слова. Я как-то не ожидала этого, и теперь все кажется, что все было во сне. Жаль очень Нинку – Владимировну 583 . Пока снарядили к ней одну преданную батюшке душу, м[ожет] б[ыть], пригреет заботой. На днях будет 2 года, как умерла ее сестра, и вот уже и всей «семьи» нет. Как бывало хорошо у них втроем! Посылаю Вам просимое. Простите за выполнение. Ан[на] Ив[ановна] 584 добавит еще на словах. Алеша вчера прислал мне поздравление и пожелание успехов «в труде и учебе». Забавно в мои 50 лет. Но я рада, что жив, да еще вспомнил день. Что он не погиб на севере, я приписываю только св[ятителю] Николаю и молитвам батюшки о. Иеракса. Он его всегда помнил. Столько я видела добра от него и ничего-то ему не сделала хорошего. Простите меня. Наташа – сестра – бранит, что я много тоскую, и она права, но ведь «кому много прощается, тот больше любит». Жаль, что Вы не видели его выражения, пока он лежал еще дома. Я его хорошо знаю 30 лет, но такого чудного, вернее прекрасного, лица никогда не видела. Простите, и не забывайте нас. Благословите. Ваша Т[атьяна] К[аменева]. Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия подлинника. Автограф. 579 «Ныне силы небесные... служат» – из песнопения на литургии Преждеосвященных Даров, ко­торая служится в будние дни Великого поста. 580 «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя», стихи из 140-го псалма Давида, поемые на литургии Преждеосвященных Даров. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Записки императрицы прерываются одиннадцатого числа. Последнее зафиксированное в них впечатление Елизаветы Алексеевны о здоровье императора (она была у него в первой половине дня): «Он казался довольно бодрым, и голова была свежа». Последние фразы в записи 11 ноября (и последние в записках в целом) следующие: «Около 5 час. я послала за Виллие и спросила его о ходе болезни. Виллие был весел, сказал мне, что у него теперь жар, но что я могу туда идти, так как он в лучшем состоянии, чем накануне» 578 . Судя по освещению событий в записках предыдущих дней, императрица должна была бы затем подробно описать, как прошла вечерняя встреча с супругом. Она не стала писать об этом и вообще прекратила свои записи. Но вечером 11 числа она написала письмо своей матери, где говорится: «Где пристанище в сей жизни? Когда думаешь, что все устроилось к лучшему и можно это вкушать, приходит неожиданное испытание, лишающее всего хорошего, что вас окружает» 579 . Что имела в виду Елизавета Алексеевна под испытанием, которое внезапно лишает ее всего хорошего? 580 Состояние болезни императора отнюдь не было угрожающим. Кн. В.В. Барятинский и вслед за ним П.Н. Крупенский справедливо полагают, что именно в этот день между Александром Благословенным и императрицей состоялся «особо важный разговор» 581 . Другие обстоятельства, которые мы сейчас рассмотрим, подтверждают это предположение: государь вечером 11 числа сообщил своей супруге о решении тайно удалиться от власти в ближайшие дни и посвятил ее в то, как он думает это сделать. Именно поэтому Елизавета Алексеевна прервала свои записки о его болезни и в письме к матери имела в виду это тяжкое для нее испытание. Кн. В.В. Барятинский предполагал, что решающее объяснение между супругами произошло потому, что в этот день случилось что-то особенное. Но он не знал, что именно 582 . Из воспоминаний лейб-медика Д.К. Тарасова узнаем, что в ночь с 10-го на 11-е император тайно принял приехавшего к нему из Харькова с чрезвычайными сообщениями унтер-офицера И.В. Шервуда 583 . Надо сказать, что Иван Васильевич Шервуд, который впоследствии получил почетное добавление к своему имени – Верный, уже встречался ранее – в июле 1825 г. – с государем тайно по поводу готовящегося мятежа – деятельности тайных обществ и заговора. Он получил тогда приказание продолжить свое расследование 584 . Во время пребывания Александра I в Таганроге поступали и другие весьма тревожные сообщения по этому поводу 585 . Много лет спустя вагенмейстер полковник А.Д. Соломка напишет в своем прошении Александру II о доверии к нему, Соломке, Александра Благословенного: «При последней, роковой поездке Его в Таганрог Он осчастливил меня особенной доверенностью. Он мне указал на существовавшее в то время волнение умов молодежи, и сказал: «этого не знают ни мать, ни жена моя, я тебе доверяю…»» 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Колено Мазовшане, обитавшее по берегам средней Вислы и имевшее города Варшаву и Плоцк, становится известным по источникам, сравнительно, поздним. О Мазовшанах упоминают Нестор и Мартын Галл (Mazovia, Mazovienses); в позднейших памятниках народ этот называется Мазурами. Еще менее известно о колене Куявов, живших между Полянами и Мазурами; этому колену принадлежал город Крушвицы, древнейшая столица ляшских князей. К половине X в. названные колена уже вошли в состав государства, образованного князьями из рода Пястова; столицей их был город Гнездно в земле Велико-Полян. Мечислав, которым собственно и начинается достоверная история Польши, уже владел этими коленами и стремился к подчинению других народов, живших к северу и западу от Велико-Полян; тут, около Одры, пришлось ему столкнуться (963 г.) с завоевательными стремлениями Немцев. Столкновение между Поляками и Немцами произошло из-за народа, населявшего страну, которую в последствии принято называть Лужицами (верхние и нижние). Силезское колено – одно из ближайших к Чехии ляшских колен. В XI в. Силезией называлась собственно одна жупа, 578 имевшая границами на востоке Одру, на севере жупу Дедошан, на юге и западе Требовлян и Бобран. В последствии все, в окрестностях Одры находившиеся жупы, потеряли свои отдельные имена и стали известны под одним, всем им общим, названием – Силезии. Отдельные жупы, о которых можно найти упоминание за это время (X–XI в.), суть: Дедошане, 579 жупа, простиравшаяся на западе до земли Мильчан и реки Бобра, на севере и востоке до Одры; Бобране и Требовляне, 580 по верхнему течению реки Бобра; Безунчане, 581 у которых, по словам баварского географа, были два города. Может быть, это были обитатели округа города Бусинк, о котором упоминает Титмар под 1015 г.; Ополяне, имевшие, по словам баварского географа, 20 городов, жили в окрестностях Ополя, по верхнему течению Одры. 582 Все эти жупы колена силезского, как можно судить по приведенному месту учредительной грамоты пражской епископии, принадлежали Чехам и входили в состав пражской епископии. Соединение их с Польшей было делом Болеслава I (999); ранее отец его, Мечислав, и Болеслав чешский имели много вражды и ссор из-за обладания этими, прилегавшими к Одре, жупами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Пожалуй, впервые aequitas и однокоренные понятия приобретают четко выраженный юридический оттенок в трудах Марка Туллия Цицерона. Действительно, существительное aequitas до него встречается в текстах очень редко, но прилагательное aequus в значении «справедливый» фигурировало еще у Плавта. 576 Однако в подавляющем большинстве случаев это прилагательное появляется у авторов эпохи Республики и раннего Принципата в нейтральном контексте и скорее означает «ровный, спокойный», и это значение равенства будет сохраняться на протяжении всей истории латинского языка. У Цицерона же aequitas, как правило, соотносится с правом (ius). В первой речи второй сессии суда над наместником Сицилии Гаем Берресом aequitas фигурирует как один из регуляторов общественных отношений. Оратор обвинил Верреса в том, что тот издал эдикт, в котором незаконно назначил себя наследником некоего Минуция и при этом открыто презрел aequitas, право (ius), обычаи (consuetudines) и эдикты всех предшественников (edicta omnium). 577 Цицерон различал aequitas и писаный закон (lex), но не противопоставлял их; в речах против Верреса aequitas употребляется, скорее, в смысле изначальной, неоспоримой справедливости, правды. 578 В своем произведении «Об обязанностях» Цицерон писал, что aequitas по смыслу очень близка к категории iustitia, и в философских трактатах употреблял их как синонимы. 579 Однако понятие aequitas гораздо шире: Цицерон выделяет три его составные части. Это, во-первых, правильные законы, во-вторых, некая трудноуловимая рациональная составляющая, и, наконец, проверенные временем обычаи. 580 Таким образом, aequitas выступает как родовое понятие, в поле которого оказываются и iustitia, и ius. Кроме того, оно распадается на три уровня и соответственно, носит разные названия. Aequitas, относящаяся к богам, зовется набожностью (pietas), 581 относящаяся к манам, душам усопших, – благочестием (sancítas), на человеческом же уровне она остается aequitas или же iustitia. 582 Таким образом, aequitas диктует правила поведения человека по отношению и к остальным людям, и к потустороннему миру, т.е. образ жизни идеального гражданина. Если мы определяем iusititia как законопослушность, то aequitas – это те поведенческие стимулы человека, которые заставляют его следовать закону, это в некотором смысле основа концепта iusititia.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Публично бажовцы балансируют на грани фольклора и культурных инициатив, но все чаще и смелее начинают говорить о своих реальных религиозных представлениях 578 . Судя по косвенным данным, Соболев считает себя воплощением Конфуция 579 . Характеристика Как религиозное движение бажовство возникло в начале 1990-х годов, отпочковавшись от движения Рерихов. Организационное оформление завершилось к 1992 году 580 . Движение имеет поддержку со стороны государственных органов власти Челябинска, фонда культуры, государственных и коммерческих предприятий. Бажовцы содержат свое учебное заведение – Бажовскую академию сокровенных знаний, издают собственную газету «Атлантида», активно занимаются книготорговлей, имеют выходы на местные средства массовой информации, включая радио и телевидение. Бажовская академия сокровенных знаний имеет два направления. Одно – публичное – организация фольклорных фестивалей, конференций и симпозиумов, посвященных культуре и общественным проблемам. Поскольку членами Бажовской академии являются руководители Челябинского фонда культуры, эта публичная деятельность осуществляется с большим размахом 581 . Они тесно сотрудничают с челябинским отделением «Демократический выбор России» и все свои ключевые материалы печатают в ее партийной газете «Акция». Организация имеет свой гимн: «Не в сказке – наяву придет горы Хозяйка...» Движение основало Уральский евразийский клуб, в котором вырабатываются « концептуальные идеи развития уральского региона». В работе этого клуба наряду с астрологами, уфологами и экстрасенсами принимают участие крупные чиновники челябинской администрации 582 . Другая сторона – собственно религиозная; она не афишируется, осуществляется полуконспиративно 583 . Важнейшей частью религиозной жизни бажовцев является проведение ежегодных, начиная с 1993 г., Бажовских фестивалей. Внешне они выглядят как обыкновенные фольклорные выступления мастеров искусств, самодеятельных коллективов, как демонстрации работ народных умельцев – кузнецов, вышивальщиц и пр. Но Бажовский фестиваль несет и главную нагрузку – мистическую. Проводится он в течение недели на озере Чебаркуль под Челябинском во время дней летнего солнцестояния (отчего-то и сатанисты эти дни тоже празднуют). Для бажовцев Фестиваль является прообразом «тысячелетнего царства», которое началось в послевоенный период и пришлось на молодость активистов бажовского движения. Поэтому помимо фольклорных действий, за которыми явно проступают языческие ритуалы (скакания через костры, купания в ночь Ивана Купалы, сжигание чучела, установка по лагерю деревянных идолов – персонажей бажовских сказов) и пропаганда неоязыческих ценностей, фестиваль ставит перед собой задачу возрождения «духа тысячелетнего царства». Летом 1995 года Бажовский фестиваль собрал 6000 участников. Фестиваль был организован с размахом при помощи Бажовской академии сокровенных знаний, Российского фонда культуры, администрации Челябинской области, министерств культуры Казахстана, Узбекистана, Башкортостана 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Это событие, совпавшее с пиком активной экспансии алтайских тюрок и их союзников-данников в Крыму, историки обычно относят к 580 г., поскольку из текста источника следует, что оно совпало с развертыванием подготовки осады аварским хаганом Бояном важного византийского города-крепости Сирмия, когда с помощью пленных ромейских мастеров велось строительство моста через Саву: император Тиверий II «...знал, что хаган строит мост с той целью, чтобы препятствовать ввозу в Сирмий припасов», но, будучи связан войной с персами в Армении и Месопотамии и не имея даже малочисленных войск для противостояния аварам, пытался запугать противника, говоря, «что это время не самое благоприятное для... аваров, потому что турки уже поставили стан у Херсона, и что если авары перейдут Истр, то это немедленно будет замечено [их врагами] турками» 568 . Действительно, подготовка к осаде города началась в 579 r., а в начале 582 г. она завершилась эвакуацией защитников и обитателей Сирмия, несмотря на очень серьезные переговоры и поиски компромисса с аварами 569 . Однако из сочинения Иоанна Эфесского (ок. 507–585) можно понять, что автократор Тиверий II и «все государство были немало огорчены тем, что случилось в 3-й год его царствования после смерти Юстина и всячески пытались разрушить мост», отстроенный, следовательно, не ранее октября 580 г. и не позже октября 581 г. 570 Насколько были близки тюрки к Херсону в это время и действительно ли «поставили стан» в его окрестностях, так что их можно было видеть на противоположном, северном берегу Севастопольской бухты, можно только гадать, ибо, по словам Менандра, Тиверий II откровенно блефовал, притворяясь не понимающим замысел хагана и надеясь устрашить его не столько реальной, сколько призрачной угрозой, что не укрылось от «варварского посланника» уже во время переговоров. Во всяком случае, рядом с Херсоном не обнаружены какие-либо разрушения, произведенные тюрками, хотя окраины области Дори могли пострадать 571 . Как известно, Юстин II (565–578) отказался от решения проблем с варварами с помощью золота, что в дальнейшем, вероятно, и спровоцировало тюрок на отказ от политики переговоров, выраженной посольствами 568–575 гг., и на захват Боспора 572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на Лица у Богу свети Оци виде и у песми: Свет, Свет, Свет Господ Саваот, пророк чуо приликом свога 574 Трикратко речи: Свет, расматрано у вези са осталим текстом ове главе, да се песма односи на Бога у Троици. Пророк видео Господа где седи на престолу високу и уздигнуту, и чуо глас говори: кога послати, и ко за нас 575 ? Ово да се Лице Свете себи равнима. Контекстом ових места са новозаветним местима 576 се да пророк у овом свом видео Господа Бога, Оца и Сина и Светога Духа. Када Серафими, вели свети Велики, славослове Бога, трикратно, Свет, Свет, Свет Господ Саваот, они славослове Оца и Сина и Светога Духа… Отац и Син и Свети Дух Господ Саваот. Божанство и Бог у трима Ипостасима“. 577 сведочанство Старога Завета о налази се у Премудрости Соломонове; оно гласи: ко би познао, да Ти ниси дао Премудрост и послао Твог Светог Духа са висине. 578 групу чине она места у Старом Завету повлаче разлику Божанским Лицима, их правим именима. Тако се о личности Сина и Божанству говори у пророштвима. Господь рече ко мне, вели Сынъ мой еси Ты, азъ днесь родихъ Тя. 579 Давид говори: Рече Господь (Jahve) Господеви (Adonai) моему: моему: седи одесную мене, дóндеже положу враги Твоя noдhoжie ногъ Твоихъ… Изъ чрева прежде денници родихъ Тя. 580 се назива Богом: Помаза Те, Боже (Elohim), Богъ Твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ. 581 У пророка се назива: Емануил, што значи: с нама Бог. 582 велика совета Ангелъ, чуденъ, советникъ, Богъ kpenkiй, властелинъ, князь мира, Отецъ будущаго века, 583 што све Божанство и самосталност личности од На личност Светога Духа и Божанство иако не тако ова места: Духъ Бoжiй ношашеся верху воды. 584 Пророк говори да Господ Саваот „Духом преко Пророка ела речи и закон, 585 те су речи биле речи. 586 сведочанства о личности и Божанству Светога Духа налазе се у пророштвима: Господь посла мя, и Духъ Его; 587 Духъ Господень на мне, егоже ради помаза мя, благовестити нищимъ мя посла. 588 О Духу Светом као личности говори се и на другим местима у Старом Завету. 589

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

 Ерменигельд стал покровительствовать Православию в той области, которая была под его властью на юге Испании. Он отправил Леандра во главе посольства в Константинополь собирать помощь для борьбы против ариан, которые притесняли православных. Леандр пробыл в столице Византии с 579 по 582 г. Находясь в Византии, Леандр познакомился с легатом Папы Пелагия II, будущим Папой Римским св. Григорием Великим, с которым они стали добрыми друзьями. В этой дружбе исполнились слова Священного Писания: «Найти доброго друга лучше, чем найти сокровище». Именно Леандр вдохновил Григория Великого написать свое знаменитое толкование  Книги Иова, названное «Моралью». Спустя годы Григорий и Леандр продолжали переписываться друг с другом. Григорий сопровождал свои письма  Леандру  своимих сочинениямий, а за год до смерти Леандра вместо сочинения Григорий подарил ему pallium (церковное облачение), объяснив, что pallium был даром кафедры благословенного Петра и что он воздал должное «старинному обычаю, заслугам короля и величию епископа». До Григория было только три случая, когда Римский епископ дарил pallium (Симмах в 513 г., Вигилий в 545 г. и Пелагий II) . Вернувшись из Византии ,святой Леандр подвергся преследованиям короля арианина Леовигильда и был выслан из страны. Это время он посвятил написанию двух антиарианских сочинений. Леовигильд был разгневан обращением своего сына в Православие, выступил на него с военным походом и победил. Видя нежелание сына принимать арианство, он приговорил св. Ерминигельда в 585 г. к смерти , а в 589 г. умер сам. В конце жизни Леовигильд, для которого арианство имело, вероятно, в большей степени политический смысл , покаявшись в несправедливости по отношению к св. Леандру, вернул его из ссылки и даже попрсил  стать наставником наследника престола - своего второго сына  принца Рекаредо. Св. Леандр положил много трудов на отречение вестготов от арианской ереси. Он проявил себя настолько искусным в вопросах веры, что сумел обратить в Православие и заблуждавшихся предводителей ариан.

http://pravoslavie.ru/1842.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010