Галерий Гай Валерий Максимиан, 250–311 н. э., римский император в 305–311 гг. В христианской традиции именно он изображается инициатором «великого» гонения на христиан при Диоклетиане (хотя жена Галерия была христианкой). Галерий продолжал преследовать христиан и после того, как он стал августом восточной части Римской империи после отречения от власти Диоклетиана. В 311 г. Галерий скончался от тяжелой болезни, обнародовав перед смертью свой эдикт от 30 апреля 311 г., которым официально разрешалось исповедание христианами своей веры 52 Гамлет, главный герой трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский» 65 Георгий Победоносец, святой великомученик, ему посвящена глава 9 настоящей книги 4–6, 94,102,128,131–144,149–152,154–183 Геродот, ок. 484 – ок. 425 до н. э., выдающийся древнегреческий историк, считающийся основоположником истории как науки 16,17 Глеб (Наримонт), ок. 1294 – 1348, князь полоцкий, позже – пинский, сын великого князя Литовского Гедимина 164 Гордини Дж., итальянский историк, исследователь истории христианства в эпоху античности 58 Григорий, 239–325 (326), священномученик, просветитель Великой Армении, основал духовный центр Армянской Церкви – монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапат. По преданию, место строительства кафедрального храма указал Господь. Основные сведения о жизни святого приведены в «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III 85 Григорий 1, 540–604, папа Римский в 590–604 гг. В 596 г. отправил миссию во главе с Августином на Британские острова для крещения язычников – ютов, англов и саксов (прибыла в Кент в 597 г.) 85, 87 Григорий VII, папа Римский в 1073–1085 гг. В1075 г. выступил с «Диктатом папы», где утверждалось, что только папа Римский является главой Церкви, имеет право свергать императора и королей. Известен своей борьбой с германским королем Генрихом IV, воспротивившегося запрету папы назначать епископов. Григорий VII не только отказался короновать Генриха императором, но и отлучил его от Церкви. Генриху пришлось униженно вымаливать у папы прощения в замке Каносса. В дальнейшем же Генрих захватил Рим, а Григорий VII бежал и умер в изгнании 100

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гонорий (Флавий, 384–423), западноримский император в 395–423 гг. – 64, 144,148,153,360 Гопф Карл (Hopf, 1832–1873), немецкий византинист – 58, 59, 60, 248 Грановский Тимофей Николаевич (1813–1855), русский историк и общественный деятель – 79 Грациан (Флавий, 359–383), римский император в 375–383 гг. – 120, 134, 138,139 Грегоровиус Фердинанд A. (Gregorovius), немецкий византинист – 60, 61, 148 Грегуар Днри (Gregoire, 1881–1964), бельгийский филолог-классик и византинист, один из основоположников бельгийской школы византиноведения, один из основателей и редактор журнала «Byzantion»; после 1939 г. жил в США – 99, 100, 365, 486 Гренье Пьер (Grenier), французский византинист-дилетант – 72 Григорий I Великий (Gregorius Magnus, ок. 540–604), святой, папа Римский в 590–604 гг., известный в русской традиции под именем « Григория Двоеслова », политический деятель, религиозный мыслитель, духовный писатель и проповедник – 219, 242, 243, 343 Григорий II (669–731), святой, папа Римский в 715–731 гг., поборник иконопочитания, осудивший на Римском соборе 729 г. иконоборческий эдикт имп. Льва III Исавра – 346, 348, 349 Григорий VII (Гильдебрандт, между 1015 и 1020–1085), папа Римский в 1073–1085 гг., один из наиболее последовательных и энергичных выразителей идеи папства и теократической доктрины Римской церкви – 470, 471 Григорий Богослов или Назианзин (ок. 330 – ок. 390), святой, один из отцов Церкви и представителей греческой классической патристики, епископ городов Сасимы и Назианза в Малой Азии, обличитель имп. Юлиана Отступника, патриарх Константинопольский (Григорий 1) в 379–381 гг., председательствовал на Константинопольском II Вселенском соборе 381 г. – 137, 177, 178, 183, 185, 313 Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394), святой, младший брат Василия Великого , с 371 г. епископ города Ниссы в Каппадокии, богослов – 177, 178, 313 Гримме X. (Grimme), немецкий востоковед – 283 Грот Константин Яковлевич (1853–1934), филолог-славист, историк-славяновед, архивист – 418 Груссе Рене (Grousset, 1885–1952), французский востоковед и медиевист – 70

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Его отношение к античной традиции существенно отличается от отношения его друга Василия; если последний использовал языческие философские доктрины как поддержку извне для христианского учения, то Г. Б. идет от Библии, однако истолковывает ее изнутри в духе платонизма. Бог для Г. Б. — чистое бытие, тождественное Самому Себе; свойство быть, сущностиость — единственный атрибут Бога, приписываемый Ему не метафорически (и принадлежащий чему–либо иному лишь в той мере, в которой уделен Богом). Все остальные атрибуты условно переносятся на Бога с Его творений. Мудрость проходит, согласно Г. Б., путь неоплатоничесм > п триады — пребывание, выхождение и возвращение: она от века пребывает у Бога, в единстве с Его сущностью; выходит от Него, обнаруживаясь в стройном ритме времен года, движений звезд, жизненных циклов человека, являясь в умах ангелов и людей, которые предаются созерцанию, вторично отражаясь в «земной» мудрости; наконец, отыскивает путь назад к Богу для себя самой и всех, кто ей причастеи. Чтобы совершить духовное восхождение, душа должна пройти стадии очищения, просвещения и усовершенствования: первую Г. Б. исторически связывает с переходом от язычества к Ветхому Завету, вторую — с переходом от Ветхого Завета к Новому (Orat. II, 76, XXXI, 25, Migne, Patrologia graeca, 36, 161 b). Г. Б. активно участвовал в тринитарных спорах (пять богословских речей, отсюда прозвище). Автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» с их глубоким психологизмом и культурой самоанализа стоят в том же ряду, что и «Исповедь» Августина. ГРИГ0РИЙ I ВЕЛИКИЙ (Gregorius I Magnus) в русской традиции — Григорий Двоеслов (ок. 540, Рим, — 12. 3. 604, там же), представитель поздней латинской патристики. Принадлежал к старому сенатскому роду, в 572–3 гг. префект г. Рима, позднее монах; папа римский в 590–604. Из сочинений Г. особое влияние на становление средневековой мысли оказали «Моральные толкования на Книгу Иова» в 35 кн., ставшие главным авторитетом в области религиозно–этического учения, для изложения которого аллегорически интерпретируемый библейский текст служил скорее предлогом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Итак, позаботимся о стяжании этой, такой необходимой добродетели: будем творить милостыню с лицом светлым, с радостью и усердием. Сотворим милостыню – и к нам будет милостив Бог. Задумаемся о собственной духовной пользе. Вдову, положившую в церковную сокровищницу две лепты, Господь удостоил Небесного Царствия и похвалы в Священном Евангелии. Она стала примером для всех последующих родов, и милостыня, которую она сотворила, продолжает приносить плод и пользу другим, как принесла и ей самой. Станем же молиться, чтобы Бог удостоил нас стяжать милостивое сердце и творить по силе и внешние дела милосердия, дабы и нам иметь надежду на помилование и прощение в час Страшного Суда Божия! Аминь. 289 (др.-греч. λεπτς – маленький, тонкий) – медная (бронзовая) греческая монета, составлявшая 1/56 часть обола. На две лепты можно было приобрести не более 40 гр. пшеницы. 291 тексте излагается история из жития патриарха Александрийского Иоанна V Милостивого (Αγου ωννου του Πατριρχου Αλεξνδρεις, † между 616–620 гг.). Не будучи ни монахом, ни клириком был избран по желанию народа на патриарший престол, что было утверждено императором Ираклием. Став патриархом в 610 г., роздал всё своё имущество александрийским нищим, послал милостыню ко Гробу Господню, давал приют и помощь бедствующим, выкупал пленных. Первое житие свт. Иоанна было написано в VII в. Леонтием Неаполитанским. Мощи его находились в Константинополе, в 1249 г. перевезены в Венецию. Также известно о нахождении мощей патриарха Иоанна в афонских монастырях: Дионисиат (десница), Ватопед, Пантократор, Дохиар и Каракал. Память –12 ноября по ст. ст. 292 Так как не существует соответствия между деньгами, ходившими тогда, и нынешними, то мы примерно предполагаем размер суммы, исходя из данных жития. – Прим. авт. 293 I Великий, Григорий Двоеслов (Γρηγριος о Διλογος, ок. 540–604) – папа Римский с 590 по 604 гг. До восшествия на Римскую Кафедру основал монастырь св. Андрея на Делийском холме в Риме и открыл ещё шесть обителей в поместьях на Сицилии. Имя «Двоеслов» связано с названием его труда – «Диалоги, или Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души» и является неверным переводом греческого Διλογος. В 602 г. он получил признание главенства Рима над всей Западной Церковью. Св. Григорий составил чин Литургии Преждеосвященных Даров, утверждённый VI Вселенским Собором в 680 г. Оставил много весьма разнообразных сочинений: истолкование Священного Писания , назидание в христианских истинах, повествование о жизни и чудесах святых подвижников, рассуждения о современных ему обстоятельствах Церкви, устроение церковно-богослужебного чина и пр. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане. Память – 12 марта по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

От кончины святого Мартина до вышеупомянутого года, то есть до двадцать первого года нашего служения епископом, пятого года первосвященничества Григория, папы Римского , тридцать первого года правления короля Гунтрамна и девятнадцатого года правления короля Хильдеберта Младшего – 197 лет 1876 . Каковых лет общее число таково: 5792 года 1877 . ВО ИМЯ ХРИСТОВО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ДЕСЯТАЯ КНИГА ИСТОРИИ 1618 ...в прошлом году в ноябре река Тибр... затопила город Рим...– В 590 г. Павел Диакон в своей «Истории лангобардов» (III, 24/Paulus Diaconus. Historia Langobardorum. Hannoverae, 1878. P. 128–129.), используя сведения Григория Турского , также рассказывает о бедствиях, постигших Рим, – наводнении и чуме, называемой паховой, о посвящении Григория на папский престол. 1620 ...в соленых волнах (salsos flucmus).-Зauмcmbobahue. Ср.: Вергилий. Энеида (V, 182): «Как извергает из груди соленую влагу». 1621 ... последовала эпидемия болезни, которую называют паховой чумой.– См. кн. IV гл. 4 и прим. 10 к кн. IV. 1624 ...народ избрал диакона Григория.– Григорий Великий (540–604) папский престол занимал 14 лет (590–604). Без рассказа диакона Агиульфа, включенного Григорием Турским в свою последнюю книгу, подробности о выборе Григория папой были бы неизвестны. О посвящении Григория на папский престол повествует и Павел Диакон в «Истории лангобардов» (III, 24; Р. 128–129). 1628 и определен седьмым диаконом...– Рим был поделен на семь церковных округов, и каждый из них назначали по одному диакону. 1629 ...сына которого он воспринял от купели...– Сына императора Маврикия – Феодосия. Феодосий родился в 584 г. С. 579 по 585 г. Григорий находился в Константинополе по делам римской церкви. 1630 Но префект города Рима Герман перехватил посыльного Григория...– Р. Бухнер (Т. 2. С. 323. Прим. 11) считает этот эпизод придуманным. 1647 Порт -портовый город около Рима, в северной части устья Тибра, откуда диакон Агиульф собрался в путь в Галлию. 1648 Грипон, возратившись от императора Маврикия...– Грипон, видимо, возглавлял посольство короля Хильдеберта II к императору Маврикию. О нем см. кн. X, гл. 3, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Первородный Г., согласно Библии, был совершен в Раю первым сотворенными Богом людьми – Адамом и Евой, когда они нарушили заповедь Бога не вкушать плод с Дерева добра и зла. См.: покаяние. Греция – преимущественно гористая страна на юге Балканского полуострова, омывается с запада и юга Средиземным морем, а с востока – Эгейским морем. На севере Г. лежала Македония, а южная оконечность образовывала обширный полуостров под названием Пелопоннес. В эпоху античности здесь существовали многочисленные города-полисы, такие как Афины, Коринф, Спарта, Фивы, Патры и др. В 146 г. до н. э. римляне превратили Г. в часть своей державы. При разделе Римской империи (395 г.) греческие области перешли к Византийской империи. В VI-VII вв. сюда проникло немало варваров, особенно славянских племен, которые отчасти колонизовали греческие земли (см.: Склавиния), но подверглись ромеизации, а затем в VIII-IX вв были подчинены власти василевсов. В эпоху Крестовых походов часть территории была захвачена западными феодалами-крестоносцами. Дольше всего византийское влияние сохранялось в греческой Морее с ее столицей Мистрой. В третьей четверти XV в. Г. была завоевана турками-османами. См.: Аристотель, Аристофан, Аргос, Аттика, Афон, Ахайя, Беотия, валахи, влахи, гасмулы, Гесиод, Дука Фокейский, Еврипид, Кефалиния, Крисейский залив, Модона, Никополь, Пиндар, Стримон, Фессалия, Фокея, Фукидид, Халкидика, Эллада, Эпир. «Греческий огонь» – см.: «жидкий огонь». Григорий Акиндин (ум. ок. 1349 г.) – византийский богослов, противник Григория Паламы , автор 81 письма. См.: эпистолография. Григорий Великий (ок. 540–604 гг.) – выходец из римской аристократической семьи, родственник Папы Агапита I, префект Рима в 572–573 гг., папский апокрисиарий в Констаноинополе в 579–586 гг.; Папа римский с сентября 590 г. по 12 марта 604 г.; один из образованнейших людей своего времени, Отец Церкви. Оставил обширную переписку, важную как исторический источник. Григорий Назианзин (Богослов) (329/330–389/390 гг.) – крупнейший каппадокийский богослов, святитель, Отец Церкви, писатель, друг Василия Великого , епископ Сасимы, Назианза, а затем архиепископ Константинополя (379–381 гг.); председатель II Вселенского собора (381 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уникальная фигура Августина мыслима только в неповторимой обстановке его эпохи, когда греко-римская культура уже осознала в своих лучших умах свою обреченность и перешла собственные пределы, но еще не успела распасться. Августин - уже не античный мыслитель, но он свободно располагает всем интеллектуальным аппаратом античности. Такая ситуация была непродолжительной, и ее могло хватить лишь на несколько поколений; это были как раз те поколения христианских мыслителей, которые и в сфере собственно религиозной мысли уже опирались на развитую традицию, но еще не получали своего вероучения в готовом виде, а должны были сами выстрадать его. Но окостенение церковной догмы в сочетании с упадком старых культурных институтов скоро положило этому конец. Это особенно чувствуется на Западе, где уже через несколько десятилетий после смерти Августина клявшиеся его именем теологи во многом перестают его понимать. Через столетие после Августина жил религиозный деятель, по-своему так же характерный для своей эпохи, как Августин для своей, а на последующие века оказавший едва ли не более ощутимое воздействие: папа Григорий I Великий (ок. 540-604 гг., понтификат 590-604 гг.). Григорий был несомненно одним из самых выдающихся людей своего поколения: это умный политик, проницательный пастырь душ, плодовитый и одаренный писатель. Тем более поражает при сравнении с Августином вульгаризация всего мировоззренческого стиля в целом. Для поколения Григория (и для многих последующих поколений) суть религии оказывается совпадающей с чудом: на первое место выходят таинства, жертвы, обряды покаяния, мир ангелов и бесов, формальные " удовлетворения " за грехи, страх божественной кары и надежда на помощь церкви. Важно то, что ныне Христос восседает на небесном престоле и к нему можно обращаться с просьбами и быть выслушанным; впрочем, с мольбой о ходатайстве следует прибегать также к святым и ангелам. Именно Григорий возвел народные представления о помощи сил небесных в ранг развитого теологического вероучения. Но еще важнее та метаморфоза, которую претерпевает у Григория учение Августина о " граде божием " . Если для Августина " град божий " , неразрывно связанный с эмпирической церковью, не вполне с ней совпадает и уж во всяком случае не тождествен политическому идеалу земного первенства церкви - Августин как раз подчеркивает " бездомность " этого " града " , его неприспособимость к политической реальности, - то для Григория он непосредственно и до конца увязан с распорядком сакральной юрисдикции церкви. Если Августин чувствовал самое церковь как мистическое убежище всеобщности, в котором утихают тревоги одинокой души, то в учении Григория церковь - это прежде всего оплот дисциплины и организация, могущая употреблять во благо кающимся сокровищницу " заслуг " Христа и святых. Именно этими идеями будет жить средневековое католичество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Во все времена в византийской проповеди сохранялся источник воды живой — аскетическая святоотеческая проповедь. Стремление к Богу чрез очищение себя греховной скверны всегда присуще христианам. Во все времена в Церкви были подвижники, которые сами прошли трудную школу борьбы с грехом и в своих творениях отобразили этот спасительный путь в назидание другим. Жизненно-практическая, аскетическая проповедь всегда имела место в Церкви Христовой. Её выдающимися представителями были преподобные: Авва Исаия (IV в.), Марк Подвижник (V в.), Иоанн Лествичник (†563), написавший свою знаменитую “Лествицу, возводящую от земли на небо”, авва Дорофей (†620), Феодор Студит (†826), Симеон Новый Богослов (†1032) и многие-многие другие. В наставлениях перечисленных свв. отцов изложен путь христианского деятельного подвижничества. Говоря о творениях отцов-подвижников, проф. прот. П. Гнедич пишет: “Их нужно изучать и знать пастырю и проповеднику. Для проповедника они содержат материал огромный и неоценимый — в них заключён тысячелетний опыт духовной жизни Православной Церкви… Нельзя представить себе проповедника, который бы не ознакомился с ними… их проповеди живы и имеют значение до настоящего времени.” В настоящих лекциях будет рассмотрена проповедь и учение о проповеди св. Григория Двоеслова и трёх представителей аскетической проповеди: преподобного аввы Дорофея , преподобного Феодора Студита и преподобного Симеона Нового Богослова . Проповедничество Св. Григория Двоеслова (540–604) Св. Григорий Двоеслов родился около 540-го года. Он происходил от благочестивых и благородных родителей Гордиана и Сильвии. Отец его был римским сенатором; в конце своей жизни он променял своё сенаторское звание на скромное служение Церкви. С юных лет он стремился к жизни духовной. Когда св. Григорию было около тридцати лет, он занял почётную должность римского претора, или первого представителя римского магистрата, но, и занимая этот пост, он проводил подвижническую жизнь. После смерти своего отца св. Григорий принимает монашество. Богатства, доставшиеся ему от отца, он употребил на устройство шести монастырей в Сицилии, а свой дом в Риме сделал монастырём св. Андрея, в котором сам был лучшим монахом.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Соответствие греческой традиции нумерации (издание Никифора Шеотоки 1770 г. и последующие) и славяно-русской (в ТСО сохранен порядок слов старославянских рукописей и перевода прп. Паисия) можно представить в виде следующей таблицы: стр. греч. ИЗД. 119 no греч. изд. no pyc. ИЗД. стр. греч. изд. no греч. изд. no pyc. ИЗД. 280–288 370–378 289–290 379–382 291–293 382–383 294–302 383–388 303–308 388–390 309–311 390–396 312–315 397–398 316–317 399–405 317–322 405–408 322–327 409–415 327–343 415–418 344–346 419–430 346–357 431–434 434–436 436–438 439–440 441–443 443–449 96–109 449–451 110–118 451–461 119–125 462–465 126–130 465–472 131–151 472–482 152–153 482–518 154–158 518–524 159–171 525–530 172–175 531–532 176–179 533–540 180–185 540–584 186–196 196–198 198–207 207–214 215–226 226–230 231–235 235–239 239–246 247–249 249–251 251–256 256–259 1-е посл. 259–269 357–359 270–276 359–365 277–280 366–369 1855 120 Творения св. Кирилла Иерусалимского [Часть 1] ТСО 25. Кн. 1. 760 . Слово предогласительное, или Предисловие к словам огласительным. С. 7–18. [С. 1–12.] 121 TLG 2110/1. Procatecheses. CPG 3585 (1). PG 33, 332–365. СЛОВА ОЕЛАСИТЕЛЬНЫЕ. TLG 2110/3. CATECHESES AD ILLUMINANDOS 1–18. CPG 3585 (2). PG 33, 369–769. 761 . Слово 1, к просвещаемым, говоренное без приготовления в Иерусалиме и заключающее в себе первоначальное учение приступающим ко крещению. С. 19–24. [С. 13–17.] PG 33, 369–408. 762 . Слово 2, о покаянии и оставлении грехов и о сопротивнике. С. 24–38. [С. 18–30.] PG 33, 409–424. 763 . Слово 3, о крещении. С. 38–49. [С. 31–41.] PG 33, 425–449. 764 . Слово 4, о десяти догматах. С. 50–72. [С. 42–62.] PG 33, 453–504. 765 . Слово 5, о вере. С. 73–82. [С. 63–71.] PG 33, 505–534. 766 . Слово 6, о единоначалии Божием, на слова: «верую во единого Бога», и об ересях. С. 82–108. [С. 72–95.] PG 33, 537–604. 767 . Слово 7, на слова: «Бога Отца». С. 109–118. [С. 96–105.] PG 33, 605–621. 768 . Слово 8, на слово: «Вседержителя». С. 119–123. [С. 106–110.] PG 33, 625–636. 769 . Слово 9, на слова: «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». С. 124–134. [С. 111–120.] PG 33, 637–656.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

1973. Vol. 49. P. 375-384; Wermelinger O. Rom und Pelagius. Stuttg., 1975. S. 116-133; Sotomayor y Muro M. La Iglesia en la España romana//Historia de la Iglesia en España. Madrid, 1979. T. 1. P. 108, 125-126, 153-154, 233, 245, 251-252, 268, 275, 304-305, 309, 342; Malazzo A. M. Le epistole di Giovanni Crisostomo ad Innocenzo I e le epistole 1-4 di Demostene//Orpheus. Catania, 1982. Vol. 3. P. 200-223; Studer B. Écrivains d " Italie jusqu " au pape Leon le Grand// Quasten. Initiation. 1986. T. 4. P. 741-744; Mathisen R. W. Ecclesiastical Factionalism and Religious Controversy in 5th-Cent. Gaul. Wash., 1989. P. 22-23, 44-48; Montero S. El papa Inocencio I ante las tradiciones paganas//Antigüedad y Cristianismo. Murcia, 1990. Vol. 7. P. 405-412; Delmaire R. Les «lettres d " exile» de Jean Chrystome: Études de chronologie et de prosopographie//Rech. Augustiniennes. 1991. Vol. 25. P. 71-180; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 199-205; Kelly J. N. D. Golden Mouth: The Story of John Chysostom - Ascetic, Preacher, Bishop. N. Y., 1995; Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 1996. Т. 1: 395-518 гг.; Hunter D. G. Vigilantius of Calagurris and Victricius of Rouen: Ascetics, Relics, and Clerics in Late Roman Gaul//JECS. 1999. Vol. 7. N 3. P. 401-430; Dunn G. D. Roman Primacy in the Correspondence between Innocent I and John Chrysostom//Giovanni Chrisostomo, oriente e occidente tra IV e V secolo: XXXIII Incontro di studiosi dell " antichità cristiana (Roma, 6-8 maggio 2004). R., 2005. P. 687-698; idem. The Date of Innocent I " s Epistula 12 and the Second Exile of John Chrysostom//GRBS. 2005. Vol. 45. N 2. P. 155-170; Schima S. Innozenz I: Ein Zeitgenosse de Johannes Chrysostomus und sein Kirchenbild//Giovanni Chrisostomo, oriente e occidente... R., 2005. P. 665-686. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)

http://pravenc.ru/text/468771.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010