Книга XIV в. Сочинения Григория Богослова Во время своего пребывания в Константинополе святитель в домовом храме Воскресения произносит свои знаменитые «Пять слов о богословии». Именно благодаря им он и получил впоследствии прозвище Богослов. Святитель принял участие во Втором Вселенском Соборе (381), однако, не выдержав внутриполитического накала и придворных хитросплетений, добровольно покинул столичную кафедру. «Соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного», — писал святитель, объясняя свое последующее нежелание принимать активное участие в жизни Церкви. Он удалился на покой в свое фамильное имение и все оставшееся время посвятил литературным трудам: в частности, он написал автобиографию. Перед смертью святой завещал все свое имущество епархии. Мощи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста в церкви святого Георгия в Cmaмбyлe_Laposm_Wiki_GFDL 25 января 389 года он умер в Назианзе. В 950 году мощи святителя Григория были перенесены в Константинополь. Дни памяти: 7 февраля — день памяти святителя Григория Богослова 12 февраля — Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Другие известные святые с именем Григорий: Святитель Григорий Турский (538–594) происходил из семьи сенаторов. В 573 году стал епископом города Тура. В момент его хиротонии в храме присутствовал король Австразии Сигиберт I и впоследствии был особенно уважаем при королевском дворе. Григорий прославился благодаря своей десятитомной «Истории франков». Этот труд стал одним из самых достоверных источников по истории Западной Европы VI века. Кроме того святитель занимался составлением житий галльских святых. Святитель Григорий Великий (Двоеслов) (540-604 гг.) происходил из древнего патрицианского рода. Получив блестящее светское образование, Григорий решил стать монахом. Долгое время святитель трудился в Византии, изучая греческий язык и богословие. В 590 году он был избран папой римским. Григорий составил чин литургии Преждеосвященных Даров , которая до сих пор совершается в период Великого поста. Мощи святого по сей день хранятся в соборе апостола Петра в Ватикане.

http://foma.ru/imya-grigoriy.html

Чуть позже язычника встретил и преподобный Макарий. «Здравствуй, труженик!», – доброжелательно сказал жрецу святой. Язычник был прямо-таки ошарашен такой неожиданной учтивостью. Он ведь понимал, что перед ним христианин и монах, то есть человек прямо противоположных убеждений, который, в общем-то, должен относиться к нему как к «персонажу» темному и невежественному. «Почему ты так тепло приветствуешь меня?» – спросил жрец. «Потому что вижу тебя трудящимся», – ответил ему старец. Язычник был настолько поражен этими словами, что попросил старца, чтобы тот отвел его в свой монастырь. Он почувствовал в учтивом монахе настоящую святость и сказал ему: «Сделай меня таким же, как ты сам». По дороге они подняли побитого ученика и донесли его до обители. Каково же было изумление монахов, когда они встретили своего игумена в сопровождении язычника. Вскоре братия монастыря пополнилась новыми иноками: жрец крестился и принял постриг, а затем его примеру последовали и другие местные язычники. Сам же преподобный Макарий после этого случая сказал братии: «Знайте, что злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово, наоборот, и злых добрыми творит». «Авва, не кланяйся!» На гробнице святителя Григория Двоеслова, папы Римского (ок. 540–604), выбита эпитафия: «Консул Бога», – настолько почитаем был этот епископ среди знавших его христиан. Ему пришлось возглавить римскую кафедру в мрачную эпоху. «Вечному городу» со всех сторон тогда угрожали завоеватели. В самой древней столице процветали нищета и голод, которые усугублялись периодическими сбоями в поставке провизии и фактическим бездействием административного аппарата. И только папа Григорий, пользуясь своим громадным политическим весом и безупречной духовной репутацией, вставал на защиту местных жителей, обеспечивая их безопасность (например, в 593 году святой возглавил оборону Рима от осаждавших его лангобардов) и поддерживая за счет Церкви экономическую жизнеспособность города. Однако такие широкие властные полномочия и авторитет не мешали епископу оставаться вежливым, учтивым и открытым в общении с обычными людьми. Сам папа любил называть себя «рабом всех священников». Яркую иллюстрацию к этим словам можно найти на страницах знаменитого сборника блаженного Иоанна Мосха «Луг духовный», где описан эпизод, в котором святой папа решил избежать по отношению к себе излишней обходительности.

http://foma.ru/vezhlivyie-lyudi.html

320 605 1 367 576 31.12.1901 42 410 850 42 257 895 84 668 745 152 955 929 086 31.12.1902 43 234 614 43 025 118 86 259 732 209 496 1 590 987 31.12.1903 43 238 140 43 069 997 86 308 137 168 143 О1903–04 31.12.1904 44 085 663 43 937 143 88 022 806 148 520 1 714 669 О1903–04 31.12.1905 44 069 066 43 824 809 87 893 875 244 257 –128 931 О1905–07 31.12.1906 45 558 120 45 247 497 90 805 617 310 623 2 911 742 О1905–07 31.12.1907 46 051 060 45 653 520 91 704 580 397 540 898 963 О1905–07 31.12.1908 46 284 926 45 827 343 92 112 269 457 583 407 689 О1908–09 31.12.1909 46 174 447 45 752 001 91 926 448 422 446 –185 821 О1908–09 31.12.1910 47 861 140 47 506 856 95 367 996 354 284 3 441 548 31.12.1911 48 865 659 48 352 468 97 218 127 513 191 1 850 131 О1911–12 31.12.1912 49 792 589 49 374 037 99 166 626 418 552 1 948 499 О1911–12 31.12.1913 49 604 532 48 930 268 98 534 800 674 264 –631 826 31.12.1914 48 951 511 49 412 363 98 363 874 –460 852 –170 926 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 3). По отчету – 61.538.665 чел. 4). Всего 66.00.533 чел. с учетом 5.944.000 чел. непоказанных по полам 5). Нет данных в О1887 и О1888–89 6). Нет данных в О1899 и О1900 О духовных учебных заведениях (Ведомость [размерность – ед.] Академий Семинарий Училищ Итого (с учетом академий) Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

The origins of such expressions of popular piety in Orthodoxy may be found in the Byzantine Orthodox worldview itself.   Unlike the Roman worldview which strives to discover the necessary minimum (the minimum elements of a sacrament, for example, or the restoration of justitia originalisi as the destiny of humankind), the Byzantine worldview strives for the possible maximum (the maximum that can be “stuffed” into a service, or nothing less than theosis or deification).   Coming from the Byzantine position, it is only natural to take matters to their extremes in a sort of zeal for God which is not enlightened (Rom. 10:2).   Not all expressions of popular piety or, in the words of the Apostle, “unenlightened zeal,” are necessarily bad in and of themselves.   It would be just as fanatical to think that a menstruating nun who does not light her icon lamp on certain days is thus destined for perdition, as to assume that one who does is.   A very sober opinion indeed was voiced by Pope Saint Gregory I (540-604) as quoted by Sister Vassa in her paper: A woman should not be forbidden to go to church. After all, she suffers this involuntarily. She cannot be blamed for that superfluous matter that nature excretes…   She is also not to be forbidden to receive Holy Communion at this time. If, however, a woman does not dare to receive, for great trepidation, she should be praised. But if she does receive she should not be judged. Pious people see sin even there, where there is none. […] So if a pious woman reflects upon these things and wishes not to approach communion, she is to be praised. But again, if she wants to live religiously and receive communion out of love, one should not stop her. If we assume that abstaining from Communion during menstruation is an act of popular piety and unenlightened zeal, then it is notable that Saint Gregory finds it praiseworthy.   In no way can Saint Gregory be seen as encouraging women to commune while menstruating.   As regular as this physiological state is, there are indeed other times in a woman’s life which are equally suitable for partaking of Holy Communion.   He merely states that if any woman “wants to live religiously and receive communion out of love, one should not stop her.”   Yet one who chooses to approach the Sacrament at a different time is to be praised.   Although this isolated quote is not yet the consensus patrum, Saint Gregory’s moderate view on the matter is, perhaps, the best we will find anywhere; other texts are much more blunt when dealing with menstruation and Communion, and we shall examine some of them further in this work.

http://pravmir.com/more-to-the-point-sho...

И может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти душ их... Жесточайшее из всех мучений,- заключает святитель,- вечный позор и вечный стыд» (Творения. М., 18913. Ч. 1. С. 241, 248). Пронзительные слова о характере вечных мучений встречаются у св. Иоанна Златоуста: «Лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть, как кроткое лице Господа, отвращается от нас и ясное око Его не хочет взирать на нас» (Творения. СПб., 1901. Т. 7. Кн. 1. С. 272) (см. также Апокатастасис ). В церковном искусстве известны различные образы А. В Византии сложилась традиция изображать А. в виде огненной реки или бездны, а также персонифицированно - символической фигурой Силена. Изображения А. встречаются в миниатюрах Псалтирей, лицевых синодиков, входят в иконографию «Сошествия во ад» , «Страшного Суда» или являются фрагментом ряда сложных композиций, напр. на дверях в жертвенник. Наглядные картины А. представлены зап. традицией. Свое поэтическое выражение они нашли в «Божественной комедии» Данте , где описанию А. посвящена одна из трех частей поэмы. Картины А. присутствуют в творчестве целого ряда зап. художников (напр., Джотто). Лит.: Игнатий (Брянчанинов), еп. Слово о смерти//Собр. соч. М., 1868, 1991Р. Т. 3; Юнгеров П. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни. Каз., 1882; Архангелов С. А. Тайны загробной жизни при свете православно-христианского учения. СПб., 1887; Быстрицкий Г., свящ. О загробной жизни. М., 1898; Журавский А. К вопросу о вечных муках. К., 1915; Schnackenburg R. God " s Rule and Kingdom. N. Y., 1963. М. С. Иванов Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ словосочет., обознач. в Свящ. Писании особый вид богоявления, либо ангела, к-рый выступает как посланник Господа

http://pravenc.ru/text/63424.html

Подобно блж. Иерониму символы евангелистов толковали свт. Епифаний Кипрский (ок. 315–403), свт. Григорий Двоеслов (ок. 540604), свт. Исидор Севильский (560–636), свт. Герман Патриарх Константинопольский (VIII в.), прп. Беат Лиебанский (VIII в.) и другие. Первым после св. Иринея восточным автором, связавшим «животных» с Евангелистами, был свт. Епифаний Кипрский в трактате «О весах и мерах»: «…так как есть четыре реки, вытекающих из Эдема, четыре части света, четыре времени года, четыре стражи ночи… четыре духовных существа, состоящих из четырех лиц и означавших приход Мессии. У одного было лицо человече, потому что Мессия был рожден человеком в Вифлееме, как научает Матфей. У одного было лицо львово, так как Марк говорит о Нем, когда он выходил из Иордана, как о царе и льве, и как еще в одном месте сказано: «Господь восшел от Иордана». Одно имело лицо тельче, как возглашает Лука, – не он один, но также и другие Евангелисты, – что он в предопределенное время, в девятый час, – подобно тельцу, за весь мир был принесен в жертву на кресте. Одно имело лицо орлее, так как Иоанн возглашает, что Слово, сшедшее с небес и ставшее плотию, после воскресения подобно орлу Божеством вознеслось на небо…». Свт. Григорий Двоеслов рассматривал существа как символы Самого Христа в различные фазы его жизни: «…при рождении он человек (incarnatio), при смерти – жертвенный бык (passio), при воскресении– лев (resurrectio), при вознесении – орел (ascensio)». Святитель предлагает во всех изображениях животных видеть Иисуса Христа в процессе Его домостроительства. «Ибо Сам Он, Единородный Сын Божий, соделался истинным человеком; Сам Он в жертвоприношении нашего искупления благоизволил умереть, как телец; Сам Он силою Своего могущества воскрес, как лев. Говорят еще, что лев спит с открытыми глазами; подобно сему Искупитель наш в самой смерти, в которой мог спать по человечеству, бодрствовал по Божеству, пребывая бессмертным. И Сам Он после воскресения Своего возносясь на небеса, возлетал в горняя как орел. Итак, все вместе для нас Тот, Кто через рождение соделался человеком, через смерть тельцом, чрез воскресение львом, а через вознесение на не-беса орлом» (Григорий Двоеслов свт. Беседы на пророка Иезекииля в 2-х книгах. Кн.1. – Казань 1863. С. 75-76).

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

Лит.: Peka J. Die Wenzels- und Ludmila-legenden und die Echtheit Christians. Prague, 1907; T e š tik D. Kosmova kronika: Studie k poatkm eskeho djepisectví a politického myšleni. Praha, 1908, 1968; Svatováclavsky sbornik. Praha, 1934-1939. T. 1-2 (4 parts); Chaloupeck ý V. Knie Svatý Václav//eský asopis historicky. 1946. S. 4-54; staroslovnsk legendy eského pvodu: Nejstarši kapitoly z djin esko-ruských kulturnich vztah/A. I. Rogov. Praha, 1976; Sp va ek J. Karel IV: ivot a dilo. Praha, 1979; КМЕ. Т. 1. С. 330 [Библиогр.]; Ho š na J. Knie Václav v obrazu legend. Praha, 1986; Obrazov á P. , Vlk J. Maior Gloria - svatý kníe Václav. Praha, 1994; T e š tik D. Poátky Pemyslovc: Vstup ech do djin (530-935). Praha, 1997; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 84-86; Парамонова М. Ю. Святые правители Лат. Европы и Др. Руси. М., 2003. С. 76-216. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.)

http://pravenc.ru/text/161181.html

450-485 486-490 НИКОЛАЙ ДВАЛИ († 19.10.1314), прмч. (пам. груз. 19 окт.; 12 февр., в Соборе груз. святых Иерусалима) Грузинской Православной Церкви 490-491 НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев 491-518 НИКОЛАЙ ДОХИАРИТ [имя в рясофоре - Никифор] (1781 - кон. 1845 или нач. 1846), иером., греч. мелург, «экзегет» и учитель церковного пения, создатель певч. рукописей 518-520 НИКОЛАЙ ИЗ ФЛЮЭ (1417/21-1487), отшельник Флюэский (Унтервальдский), аскет и мистик, св. (пам. зап. 25 сент.) 520-521 НИКОЛАЙ КАВАСИЛА Хамаэт (между 1319 и 1323 - после 1397), визант. богослов, литургист, церковный и общественный деятель, св. прав. (пам. греч. 20 июня) 521-537 537-538 538-540 НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ нем. теолог и философ, один из наиболее значительных представителей европейского ренессансного 540-596 596-597 597-598 598-599 599-602 602-603 НИКОЛАЙ ПЛАНАС (1851-1932), прав. (пам. греч. 2 марта), свящ. Элладской Православной Церкви (известен также как Николай Афинский и Николай Простой 603-604 604-605 605-606 НИКОЛАЙ СПАФАРИЙ (Милеску, Милеску-Спафарий Николай Гаврилович), книжник, путешественник, переводчик, дипломат - см. Спафарий Н. Г. 606-608 608-610 НИКОЛАЯ ОРФАНОСА ЦЕРКОВЬ (XIV в.), освящена во имя свт. Николая Чудотворца, находится в сев. старой части Фессалоники 610-613 НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви 613-620 НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» [церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря 620-625 625-627 627-630 630-632 632-634 634-635 635-636 636-637 НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко

http://pravenc.ru/vol/L.html

II: 1156), или и грешных (I: 594–5), воскресение телесное (II: 1287,393), но только в Палестине, куда воскрешенные вне ее доставятся по подземным трубам (I: 596,377. 632,517);–в христианстве и у Ап. Павла по соотношению с иудейством (I: 24,53. 473 сл. 481,79) яко бы не признается промежуточного состояния (II: 376,1069) или даже совсем нет воскресения (I: 531,204. 532–4. 550. 616,482), а то оно является последовательным или представляет непосредственное посмертное блаженство (I: 523–5. 526–7) в воскресении каждого тотчас по смерти (II: 522. 575–6,1069 598,566), воскресение не частное (I: 525–6. 550–1. 566), а всеобщее (I: 532. 541. 570–1. 587. 589. 593. 600. 601. 602. II: 1155) и грешников (I: 585–7. 588. 592. 624), воскресение–физическое (I: 534–5. 538. 539. 558. 615. 625. 641. 642. 713,202), но яко бы не плоти (I: 520. 603. 604,418), а тела (I: 522. 621,495. 628,504. 641,540), воскресение из мертвых (I: 523) или мертвых (I: 603 сл. 627,504). Воскресение Иисуса Христа II: 600,574 997,116. 1185 (в 3-й день). 1287. Второзак. I, 31 (II: 149). IV, 19 (I: 685). V, 5 (II: 371). VII, 20 (II: 366). VIII, 5 (II: 149,277). X, 20 (II: 181,401. 187). XIII, 4 (II: 66,145). XVI, 16 (I: 154). XVIII, 15 (I: 854,530. 865,540). XX, 14 (II: 285. 764). XXI, 23 (I: 49). XXV, 3 (I: 201). XXV, 4 (II: 46. 395). XXVII, 26 (I: 128. II: 1237). XXVIII, 59. XXIX, 20. 21 (II: 1237). XXX 12 (I: 844). XXXII, 4 (II: 177). XXXII, 17 (I: 685). XXXIII, 2 (I: 194). Вера Авраамова в иудействе II: 182,404. 1001,117. Вера в иудействе (I: 34,70. II: 179,392. 196 и прим. 433); вера первых хр-н яко бы иудейская (I: 454–5. II: 196,431); вера у Ап. Павла (II: 604,589. 1134. 1261), у него вера и дела (II: 1001,117), вера и искупление (I: 424–8. 429–430. 432–4. 439. 476–7. 521), вера и надежда (II: 605,593), вера и праведность (II: 189–190. 192. 194. 196). Вечность (бесконечность) в смысле нескончаемости якобы не Павлово и не христианское понятие I: 568. 574. Гавриил Архангел I: 195,62. 664,76. 687,138. 780,329. 869,548 Галатам послание Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На соборе 585 г., созванном католикосом Ишойавом I (581/2–595) и обозначившим дальнейшее отчуждение от Византии, Несторий непосредственно даже не упоминался, хотя его труды («Трактат Гераклита Дамасского», переведенный в 539/540 г., и др.) уже появились в Персии благодаря путешествию Map Авы, ставшего впоследствии католикосом (540–552), в Александрию и Константинополь в 20-х – 30-х годах VI в. (он привез с собой также тексты литургий, надписанных именами Феодора Мопсуэстийского и Нестория). Собор встал на защиту богословия Феодора Мопсуэстийского против толкований, противоречащих его экзегезе, осудив всех, кто говорит или пишет против него. Новый собор, созванный в 596 г. преемником Ишойава католикосом Савришо I (596–604), отверг все учения, несовместимые с богословием Феодора, а собор 605 г., состоявшийся при католикосе Григории I (605–608/9), осудил всех, кто вводит новые идеи, противоречащие духу отцов, сославшись при этом на постановления собора 484 г. в Бет-Лапате под председательством Барсаумы. В 608/9–628 гг. шаханшах Хосров II препятствовал избранию нового католикоса Церкви Востока после смерти Григория I – видимо, памятуя о том, как епископы на соборе 604 г., избравшем Григория, не поддержали его собственного протеже. Церковью в это время фактически управлял (как помощник архидиакона Map Авы – второго лица местной церковной иерархии, несшего ответственность за церковные имущества) один из крупнейших восточносирийских богословов и реформатор местного монашества 25 Бавай Великий. Христология несторианской Церкви сформировалась на протяжении вв. на основе учения Диодора Тарсского, Феодора Мопсуэстийского и Нестория Константинопольского. Стимулом развития этого движения стала жизненная необходимость максимально дистанцироваться от Византии в целях демонстрации предельной лояльности правителям Персии, легко сменявшим благожелательное отношение к местным христианам на гонения. Среди факторов, повлиявших на конфессиональный выбор восточносирийской церкви в пользу исповедовавшейся Несторием христологии «двух ипостасей», следует отметить увеличение в ходе военных кампаний Персии против Византии числа монофизитов, переселенных на территорию Персии, а также активную деятельность лидеров сирийского монофизитства, которой было необходимо противостоять; осуждение на V Вселенском соборе «трех глав»; появление в Церкви Востока направления, значительно отклонившегося от магистральной линии развития ее вероучения и тяготевшего к неохалкидонскому богословию «одной ипостаси», главой которого был Хенана Адиабенский (ум. 610).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010