Мученичеству, Н. и А. были евнухами, служившими при Флавии Домитилле (Домицилле), племяннице имп. Домициана (81-96). Приняв христианство от ап. Петра, они обратили к вере свою госпожу и убедили ее получить «покров девства» (velamentum verginitatis) от ученика ап. Петра, сщмч. Климента , еп. Римского. После этого Домитилла отвергла жениха Аврелиана и сослана вместе с евнухами на о-в Понтия (ныне Понца, Италия). Через некоторое время Аврелиан прибыл туда и попытался через Н. и А. повлиять на решение бывш. невесты. Однако евнухи еще больше укрепили Домитиллу в вере. Тогда Аврелиан сослал их в г. Таррацина (ныне Террачина, Италия) и передал на суд Меммию Руфу, наместнику провинции. За отказ принести жертвы идолам Н. и А. были обезглавлены. Их ученик Авспиций, воспитатель Домитиллы, похитил тела мучеников и похоронил в имении Домитиллы на Ардеатинской дороге, в полумиле от Рима, рядом с могилой Петрониллы, дочери ап. Петра. В конце повествования о Н. и об А. сообщается, что они пострадали 12 мая. Свт. Григорий I Великий , папа Римский (540-604), произнес в рим. базилике Н. и А. проповедь в день памяти святых. Свт. Григорий не сообщил дополнительные сведения о мучениках, посвятив речь насущным проблемам рим. паствы ( Greg. Magn. In Evang. 28//PL. 76. Col. 1210-1213). Дж. Б. Де Росси относил мученическую кончину Н. и А. к периоду правления имп. Нерона (54-68), Дж. Х. Крехан предположил, что мученики были герм. происхождения и служили телохранителями при Нероне или другом императоре ( Crehan J. H. Nereus et Acilleus, natione Germani?//JThSt. 1936. Vol. 37. P. 254-265). Однако более вероятно, что святые пострадали за Христа в кон. III или нач. IV в., во время великого гонения имп. Диоклетиана (303-305) и его наследников, когда проводилась «очистка» армии от христиан ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4. 3; X 8. 10; Idem. Vita Const. I 54; см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ). Базилика во имя мучеников Нерея и Ахилия в катакомбах Домитиллы в Риме Базилика во имя мучеников Нерея и Ахилия в катакомбах Домитиллы в Риме По мнению исследователей, в Мученичестве Н.

http://pravenc.ru/text/2565064.html

Неизвестно, когда и каким образом пришел к христианской вере и где принял монашество движимый миссионерским духом Зенон. По преданию, он добывал себе пропитание рыбной ловлей. По этой причине святого, прозванного веронцами «мавром», часто изображают с посохом и книгой, к последним добавляют удилище и две рыбы. В древней веронской церкви Св. Зенона (Chiesa di San Zeno in Oratorio), построенной на том месте, где, согласно местной легенде, молился и рыбачил на берегу Адидже св. Зенон, ныне хранится большая каменная глыба, на которой он сидел во время рыбалки (20, с.30).Покрыто неизвестностью и время появления «темнокожего проповедника» в Вероне, где Зенон был посвящен в сан епископа 8 декабря 362 г. Во время служения Зенона, обратившего многих веронцев ко Христу, в Римской империи господствовали императоры Юлиан, известный как Юлиан Отступник (361 – 363), противник христианства и сторонник реставрации языческих традиции, а также Валент (364 –378), исповедовавший арианство. Широко образованный епископ Зенон стойко переносил притеснения еретиков, и как латинский писатель твердо отстаивал в своих многочисленных проповедях и письменных поучениях евангельские истины. Его писательские труды были совершенно неизвестны до открытия в 1508 г. вывезенной из Вероны в Венецию епископской библиотеки, где числилось свыше ста его поучений народу ( 2 ). Имя Зенона впервые упоминается ок. 380 г. в одном из посланий святителя Амвросия Медиоланского . В V в. святой епископ Петроний Бононский ( Болонский) вспоминает о «дне памяти святого Зенона» и называет его «выдающимся архиереем Христовым», «блаженнейшим пророком», прославившимся добродетелями и многочисленными чудотворениями, которые и после смерти продолжают совершаться на его могиле. Однако епископ Петроний не указал, где и в какой церкви находилась первая могила веронского проповедника. Ее точное местонахождение и перемещение в городе мощей святого до сих пор является объектом споров итальянских исследователей ( 15 и 18 ). В сочинениях Григория I Великого (ок. 540604), наложивших отпечаток на церковную жизнь Запада, повествуется о чуде в Вероне, произошедшем в 558-м г., когда во время наводнения вода остановилась на пороге той церкви, где якобы покоились мощи Зенона. Какую именно веронскую церковь имел ввиду Григорий I Великий, до сих пор выясняют итальянские историки, выдвинувшие по меньшей мере три версии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zenon_Veronski...

Правление византийского императора Юстиниана I Великого 528–534 «Свод гражданского права» в Византии 540–604 Святитель Григорий I Великий (папа с 590) 541–552 Правление короля остготов Тотилы 535–555 Война Византии с остготами, покорение Италии 568–574 Королевство лангобардов в Италии 613–629 Правление короля франков Хлотаря II 629–639 Правление короля франков Дагоберта 675–753 Св. Иоанн Дамаскин Объединение франкского королевства Пипином II Геристальским (битва при Тертри) 715–741 Правление майордома франкского государства Карла Мартелла 717–867 Исаврийская династия в Византии 717–741 Правление византийского императора–иконоборца Льва III Исавра 718–1472 Период отвоевания Испании у арабов (Реконкисты) 726–843 Иконоборческое движение в Византии Сражение арабов и франков при Пуатье 741–768 Правление майордома франкского государства Пипина III Короткого 741–775 Правление византийского императора–иконоборца Константина V Копронима Коронование Пипина III в Суассоне, основание династии Каролингов 751–843 Династия Каролингов 768–814 Правление короля франков Карла Великого Битва франков и басков в Ронсельванском ущелье 772–804 Франко–сакские войны Съезд в Падерборне, присяга саксов Карлу Великому Седьмой Вселенский собор в Никее, «Капитулярий о науках» Карла Великого 25.12.800 Коронование Карла Великого Верденский договор, раздел империи Карла Великого Поход Аскольда на Константинополь 867–1056 Македонская династия в Византии X–XI вв. Клюнийское движение Первый поход князя Олега на Константинополь, заключение договора Второй поход князя Олега на Константинополь, заключение договора 919–1024 Саксонская династия в Германии 936–973 Правление германского короля Оттона I Великого Первый поход князя Игоря на Константинополь Второй поход князя Игоря на Константинополь, заключение договора 945–959 Правление византийского императора Константина VII Багрянородного Первое посольство княгини Ольги в Константинополь Второе посольство княгини Ольги в Константинополь и принятие крещения Миссия Адальберта на Руси

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Предполагается, что хорваты получили церковное богослужение на славянском языке от Кирилла и Мефодия, когда те на своем пути в Рим сделали остановку в их землях. В 925 г. Сплетский собор подверг запрещению славянское богослужение у хорват, лишь в 1248 г. оно было вновь разрешено, но в ограниченном числе приходов, главным образом на острове Крк (Михайлов 1904, 1908; Banac 1984). Церковные книги хорват, отправлявших славянское богослужение, написаны на глаголице, почему сами они получили название глаголитов или глаголяшей. Известно также, что глаголица находила себе и бытовое применение у хорват. Славянское богослужение в Чехии было вновь вытеснено латинским после смерти в 885 г. Мефодия, моравского архиепископа, но некоторые литературные труды, созданные здесь несколько позже на церковнославянском языке, успели получить общеславянское распространение. Во-первых, это перевод с латыни Бесед на Евангелие папы Григория Великого (540–604), получившего в славянской письменности прозвание Двоеслова по своему сочинению Диалоги. Списки Бесед многочисленны, древнейший из них относится к XIII в., имеет восточнославянское происхождение (РЫБ, Пог. 70). Во-вторых, это Жития Вячеслава Чешского и его бабки Людмилы, отразившиеся на Руси XI в. в Сказании о Борисе и Глебе (см. Дмитриев 1987). Переводы Св. Писания с латинских оригиналов на чешский (но не церковнославянский) язык получают в Чехии исключительно широкое распространение в XIII и XIV вв., так что в 1488 г. чешская библия была напечатана в Праге в полном объеме своего текста (см. Kyas 1971). И перевод, и печатное издание не имели церковно-литургического назначения, они были плодом широких предреформационных движений эпохи. Чешская библия в своем рукописном и печатном виде оказала громадное влияние на письменность соседних славянских народов, переводы с нее делались в Польше, Белоруссии и на Украине. В XV-XVI вв. латинские оригиналы использовались и на Руси переводчиками Св. Писания. Так, ряд книг для Геннадиевской библии 1499 г. был переведен как раз с печатной латинской Вульгаты. Тогда же в Новгороде переводчик Димитрий Герасимов, один из участников работы над ГБ, перевел с латинского оригинала толкования на Псалтырь Брунона, епископа Гиперболейского (1032–1101). В конце XVII в. на Украине было сделано несколько переводов с латыни (см. Евсеев 1916).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Таким образом, священники призваны «искоренять», по крайней мере, некоторые из народных обычаев, стоящих между христианином и Телом и Кровью Христовыми. Правда не удалось найти в «Настольной книге» запрета на «вхождение в храм во время менструации», который, по словам сестры Вассы, упоминается на странице 1114. Ни на этой странице, ни в других местах не удалось обнаружить такого запрета (4). Возможно, на такой запрет указывает беглое упоминание о правилах в другом источнике («Церковные ведомости», 1892, 23) в контексте обсуждения того, когда эти правила могут быть нарушены (5). Что мы находим у Булгакова, так это увещевание к священникам, чтобы они внушали своим прихожанкам осознание «необходимости быть крайне осторожными при выборе времени для своего приобщения»… (6). Булгаков ссылается на канон VII Папы Тимофея Александрийского (378-384), к которому мы еще обратимся далее, и который отличается значительно менее категоричным тоном. Истоки подобных выражений народного благочестия в Православии могут быть обнаружены непосредственно в византийском Православном мировоззрении. В отличие от римского мировоззрения, которое стремится к минимализму — например, минимуму элементов таинства или только к восстановлению человечеством первобытной праведности (justitia originalis)—buзahmuйckoe мировоззрение стремится к максимализму—максимальной «наполненности» богослужения и не менее чем к обожению. С византийской позиции вполне естественно доводить все до крайней степени, как своего рода ревности по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Отнюдь не всякое проявление народного благочестия или, по слову апостола, «ревности не по рассуждению», худо само по себе или ведет к худым последствиям. Представление, что монахиня с менструацией, которая возжигает лампады во время менструации, обрекает себя на погибель так же фанатично, как и представление о том, монахине с менструацией погибельно не возжигать лампад. Очень трезвое мнение высказывает Святитель Григорий I, Папа Римский (540-604), которого цитирует сестра Васса в своей статье:

http://pravmir.ru/ritualnaya-nechistota-...

Keywords: Isidore of Seville, Visigothic Kingdom of Toledo, vita activa, vita contemplativa, heritage of Antiquity, Early Middle Ages Вопрос взаимоотношения двух основополагающих моделей образа жизни – vita activa (деятельной) и vita contemplativa (созерцательной) – является одним из важнейших для всей христианской культуры 1 . Типологически связанные с ними явления нашли отражение в «феодальной идеологии» и моделях устройства общества, концепциях исторического развития, изобразительном искусстве и художественной литературе 2 . Концепция деятельной и созерцательной жизни, берущая свои истоки в классической Греции, в основном сложилась в поздней античности, главным образом благодаря сочинениям Августина Блаженного (354–430) и Григория Великого (540–604), от которого, в частности, средневековье унаследовало теорию образов жизни почти в неизменном виде 3 . В эту эпоху постепенного упадка муниципальных структур представления о практической и созерцательной жизни, основанные на полисной системе ценностей, подвергались коренному переосмыслению и вписывались в новую, уже раннесредневековую идеологию, вырабатывавшуюся в так называемых романо-варварских королевствах. И в этом отношении стоит говорить не столько об упадке античной цивилизации, сколько о ее преемственности и эволюции гражданских ценностей в христианской традиции. Как локальный вариант трансформации греко-римской цивилизации особенно примечательно Толедское королевство вестготов, образовавшееся на территории Пиренейского полуострова и достигшее расцвета в VII в. Отличительной чертой его истории стало гармоничное взаимодействие церкви и королевской власти, удачно описываемое понятием «симфония», заимствованным из политического лексикона Византии 4 . Идейная основа отмеченного единства формировалась трудами епископов, представлявших культурную элиту того времени. Наибольшее влияние на этот процесс оказал Исидор Севильский 5 , чьи идеи в том или ином виде воплотились в церковном и королевском законодательстве 6 . Под его влиянием складывается сложная и целостная государственная идеология единства 7 , уникальная для Западной Европы того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

§ I. Диалоги Григория Великого (540–604), излагающие в форме вопросов и ответов учение о бессмертии души и жизни за гробом, имели в средние века авторитетное и классическое значение, тем более важное, что в них уже довольно ясно и точно высказана мысль о чистилище (lib. IV, cap. 39; 57), и потому, если позднее католическими богословами когда либо приходилось защищать свое учение о чистилище, то они обыкновенно всегда ссылались на – Григория Великого , 1 на его Диалоги. Для средневековых легенд особенную важность имела четвертая книга Диалогов, на которой прежде всего мы должны остановиться. В этой книге Диалогов, касаясь различных вопросов эсхатологического характера, Григорий Великий разрешает их на основании свидетельств и показаний людей, удостоившихся таким или иным путем общения с Миром загробным. Таким образом, описания экстаза, видения 2 , или рассказы о загробном странствовании 3 у него служат в качестве непогрешимого источника, представляющего факты для подтверждения отдельных богословских мыслей. При этом он излагает двоякого рода вопросы: одни, касающиеся перехода души в вечность и другие – ее загробного местопребывания и жизни: мы рассмотрим эти вопросы и укажем древне-христианские представления и средневековые легенды, однородные с теми, какие у него встречаются 4 . Доказывая, во-первых, что человек духовным оком может созерцать исход души и видеть то, что бывает с нею по разлучении с телом, Григорий Великий ссылается на блаженного Бенедикта, который, по словами его учеников, видел среди ночи, как душа Германа, епископа капуанского „восходила на небо в огненном облаке и в сопровождении ангелов“ 5 . Ученики того же Бенедикта рассказывали, что один монах, по имени Григорий, неожиданно получил откровение – увидел, как душа его брата разлучалась с телом: оказалось, что в это именно время его брат умер (cap. VIII) 6 . О смерти достопочтенного аббата нурсийского Спея Григорий Великий сообщает, что монахи видели, как его душа в виде небольшого голубка исходила из тела 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123216.html

ГРИГОРИЙ Александрович Сербаринов (1880-1938), прот., сщмч. (пам. 26 дек. , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ГРИГОРИЙ Прокопьевич Смирнов (1891- 1918), диак., сщмч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Иосифович Троицкий (1870-1921), свящ., сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Никитич Хлебунов (1873-1930), свящ., сщмч. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ГРИГОРИЙ (Воробьёв Григорий Иванович; 1883-1937), игум., прмч, (пам. 22 окт. , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГРИГОРИЙ Иванович Берденёв (1890-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) ГРИГОРИЙ Иванович Долинин (1875-1937), мч., (пам. 15 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ V (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746 - 1821), патр. К-польский, сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне

http://pravenc.ru/rubrics/122298_51.html

Согласно Liber Pontificalis, Е. был антиохийцем, а его отец Иуда - евреем из Вифлеема. Е. учредил в Римской Церкви служение 7 диаконов и разделил Рим на церковные округа, приписав к каждой церкви (титулу) пресвитеров, что свидетельствует о значительном распространении христианства в Риме в кон. I в. В Liber Pontificalis указано, что Е. принял мученическую смерть, о чем не упомянуто в Каталоге Феликса IV. В рим. календаре сер. IV в. «Depositio episcoporum. Depositio martyrum» имя Е. отсутствует как среди мучеников, так и среди епископов. И. Делеэ отмечает, что в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 23 дек. в разных дружинах трижды присутствует имя некоего мч. Евариста. В 2 случаях среди проч. внесено его имя вместе с именем Виктора (вероятно, папы Виктора I ) и 1 раз - вместе с именами ап. Петра, Римского еп. Лина и др. епископов Рима первых веков (MartHieron. P. 662-663). Адон еп. Вьеннский, внес имя Е. в свой Мартиролог (IX в.) под 27 окт.- датой, которая указана в Liber Pontificalis как день погребения папы возле гробницы ап. Петра. Кард. Цезарь Бароний перенес память Е. на 26 окт. Е. приписываются 2 декреталии, вошедшие в корпус Лжеисидоровых декреталий (PL. 130. Col. 81-90). Отрывки (строматы) из них содержатся в Декрете Грациана. Там же сохранилось 2 др. фрагмента, ошибочно приписываемые Е. (PG. 5. Col. 1047-1058; Jaffé . RPR. Vol. 1. P. 4). Ист.: LP. Vol. 1. P. XC-XCI, 126; ActaSS. Oct. T. 11. P. 799-804; MartRom. P. 478; Henschenius G. Diatriba praeliminaris in catalogos veteres romanorum pontificum//ActaSS. Apr. T. 1. P. XX. Лит.: Gaspar E. L. E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 8, 13, 53; Montini R. U. Le tombe dei Papi. R., 1957. P. 4, 62, 64; Botte B. Évariste (2)//DHGE. Vol. 16. Col. 111; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 79. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)

http://pravenc.ru/text/186897.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010