Неделя св. Жен Мироносиц (3-я по Пасхе). На стиховнах одна стихира воскресная, остальные  –  пасхальные. «Христос воскресе...» в конце их поется один раз (на Пасху  –  всего четыре раза). Обратить внимание на славник этих стихир: «Тебе одеющагося...». Каноны: Пасхи с богородичными и мироносиц. Неделя о расслабленном (4-я по Пасхе). Это событие и те, которые празднуются в следующие воскресенья, все случились в Пятидесятницу (Синаксарь). Среда 4-й седмицы по Пасхе (Преполовение). Протекла уже половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. Вспоминается Евангелие: Ин.7:14  и след. Утреня без полиелея, с великим славословием. Канон праздника 410 . Вместо «Честнейшую...» (на утрене) и «Светися, светися...» (на литургии) поем в этот день «Чужде матерем девство...». После литургии крестный ход (желательно на какой-либо водный источник). Неделя о Самаряныне (5-я по Пасхе). Праздник имеет связь с предыдущим  (Преполовением), потому что как там, так и здесь в песнопениях говорится о Христе как о Мессии, о воде и о жаждущих ее. Самарянка  –  впоследствии мученица, св. Фотина. Память ее 20 марта 411 . Церковь и св. мощи ее были в Царьграде за Влахернскими вратами 412 . Неделя о слепом (6-я по Пасхе). Служба по Триоди, подобно предыдущим неделям. Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание Пасхи. Начало вечерни, утрени и литургии по пасхальному чину. На литургии отпуст с крестом. 9-й час начинается уже с Трисвятого 413 , а не с «Христос воскресе...». Вознесение Господне. Служба двунадесятого праздника. В практику вошел обычай вместо «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго...» (на литургии) петь тропарь праздника (Вознесения) 414 . Неделя святых отец (7-я по Пасхе). Служба по Триоди. Суббота (Троицкая, родительская). Песнопения Октоиха 6-го гласа. Обратить внимание на канон… Св. Пятидесятница («Троицын день»). Вся служба праздничная. На утрене два канона. Второй  –  св. Иоанна Дамаскина   –  в подлиннике написан шестистопными ямбическими стихами. На каноне запев (к 9-й песни): «Апостоли сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый» 415 . Литургия позднее, чем в обычное время. Вечерня на практике примыкает к литургии. На ней (вечерне)  –  особые многосодержательные молитвы, которые читаются «нам преклоньшим колена на землю» 416 . Не запрещается, конечно, и главу наклонять.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

 Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало.  Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало иной, вечной жизни. Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Запев на 9-й песни.  Христос воскресе, смерть поправый, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся.  Христос воскрес, поправ смерть и воскресив мертвых: люди, веселитесь! Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Запев на 9-й песни.  Христос Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грех мира.  Христос – новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, взявший на Себя грех мира. Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Запев на 9-й песни. Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе, и ад пленися.  Сегодня все творение веселится и радуется, ибо Христос воскрес – и ад пленен. Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Запев на 9-й песни. Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше люте одержимыя.  Сегодня Владыка творения пленил ад, воскресив узников, которых он от века держал в жестоком заключении. Воскресение Христово переживается как событие космического масштаба, имеющее отношение не только ко всем людям, но и ко всему тварному бытию. По учению апостола Павла, воспринятому восточно-христианской традицией, тварь вместе с человеком стенает и мучится доныне, ожидая освобождения от рабства тлению в свободу... детей Божиих ( Рим. 8:19–22 ). Толкуя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит «тварь покорилась суете»? Что она стала тленной. Ради кого и из-за чего? Из-за тебя, человека. Ибо, поскольку ты получил тело тленное и страстное, земля подпала проклятию... Но она... освободится от рабства тлению, то есть уже не будет тленной, но последует благообразию твоего тела». Иными словами, тварь станет нетленной, когда нетленным станет человек. А надежда человека на нетление зиждется на Христе, Который умер и был погребен, но не подвергся истлению, открыв путь к нетлению всему человеческому роду, а следовательно – и всей твари. Таким образом, искупление человека, совершенное Христом, имеет прямое отношение к судьбе тварного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разрежьте их, как можно более подходящим размером, для вставки в файл. Подвесьте его на видное место, и служите, радуясь всему! Почему ячейки только четыре? Потому что самое большое число канонов, которое может бывать на службе — это 4. Если у вас выходит больше то, по правилам 2й по счету канон опускается. Общее Уставное правило: На воскресение — не больше 4х канонов, по будням — не больше 3х. И при их б о льшем присутствии тоже опускается 2й по счету. Вот по этому-то и ячеек четыре всего! Сами запевы на местах варьируются, смысл остается неизменным. Относитесь к этому спокойно. На все Двунадесятые праздники Господни запев один: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Выше об этом говорится подробно. На всю Триодь (и Цветную, и Постную) запев один — «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Кроме известных в Триоди Постной Покаянных канонов несколько раз за период. Там запев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В Триоди Цветной таким изменением служит период Пасхального служения и попразднества. Там запев «Христос воскресе из мертвых». На все любые, прелюбые каноны Божией Матери запев один «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лишь на Благовещение мы меняем его, потому что там — Диалог (см. ниже). На канонах святым запевы общие, одни и те же. Лишь только припишите карандашом новое имя Святого. И не смущайтесь, если окажется так, что в традиции служения вашего храма эти запевы покажутся слишком длинные. Или наоборот, слишком короткие. Харизма всегда присутствует! При некоторых запевах рядом присутствуют пояснения. Все, что вы сейчас прочитаете дальше, как раз и подлежит «Нарезке» и вставке в файлы по нуждам службы. Не забывайте о присутствии звательного падежа в славянском языке. О том, что «мученицы» — это и мужской и женский род. Святии — во множественном числе. Святый — в единственном числе. Некоторые примеры в прочтении имен святых, применительно к запеву на каноне: Михаиле, Максиме, Захарие, Марие, Зое, Христино, Глебе, Никито, Павле, Анно… и т. д. Внимание! 4 января старого стиля совершается память 70ти апостолов, и в их каноне поочередно, понемногу в каждой песне, существуют абзацы, в которых на каждый такой маленький тропарь канона будет свой припев, например: Святый апостоле Тимофее, моли Бога о нас.

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

Библейские песни в каноне располагаются в хронологическом порядке. Исключением являются песни Ионы (хотя точно датировать эту песнь едва ли возможно) и Аввакума. Четные песни канона – скорбные, нечетные – радостные (но эта особенность нарушается в конце канона). Библейские песни имеются в Псалтири и Ирмологии. В современной богослужебной практике библейские песни исполняются только в период Великого поста. Из всех библейских песен, на каноне в современной практике поется только песнь Богородицы. В большие праздники песнь Богородицы заменяется особыми величаниями. Устав о пении песни Богородицы находится в 20 главе Типикона. Структура канона Канон состоит из девяти песен. Вторая песнь используется только в период Великого поста по вторникам. Иногда (в период Великого поста) канон имеет усеченный вид, включая только две, три или четыре песни. Такие каноны называются двупеснцами, трипеснцами и четверопеснцами. Такие неполные каноны в своем составе всегда имеют восьмую и девятую песни. Каждая песнь канона состоит из ирмоса, тропарей с припевами и катавасии. Песнь Богородицы находится между восьмой и девятой песнями канона. Она не имеет ни ирмоса, ни тропарей, ни катавасии. На практике в один день соединяется несколько канонов. При этом происходит соединение песен канонов. Первая соединяется с первой, вторая со второй и т.д. Структуру канона можно представить в виде схемы: 1, 3 песни малая ектения b седален 4, 5, 6 песни малая ектения, кондак и икос 7, 8 песни, песнь Богородицы, 9 песнь малая ектения, светилен. Ирмос, тропари канона Слово «ирмос» происходит от греческого ειρμος – связь. Ирмос – это небольшое молитвословие, с которого начинается песнь канона. В современной практике канон исполняется хором. Ирмос определял метрику, мелодию и содержание песни канона. Часто ирмос воспроизводит стих из библейской песни. После ирмоса следуют тропари канона. В идеале они также должны по смыслу перекликаться с библейской песнью, связывать память Спасителя, Божией Матери или святых с содержанием библейской песни. Количество тропарей песни канона регламентировано уставом и зависит от праздничного знака святого. Если следовать этим указаниям, тропари канона иногда следует повторять по несколько раз. Регламентация количества тропарей канона появилась с X–XI века.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

3) Если случится святой со славословием, полиелеем, бдением, или два святых, или два празднества, из коих каждому положена на «Блаженны» песнь канона, то в сих случаях «Блаженны» Октоиха оставляются, а поются или читаются 3-я и 6-я песни канонов Минеи на 8-мь. Если двум святым положены песни, то одному поется третья, а другому шестая песнь. 4) Если случится предпразднство, те из канона предпразднства читаются 3-я и 6-я песни. Если случится попразднство, то из канона праздника читаются песни рядовые. 5) Если случится предпразднство или попразднство и святой, которому положена на «Блаженны» песнь канона, то в дни предпразднства читается 3-я песнь канона предпразднства, в дни же попразднства – рядовая песнь канона праздника на 4-ре и 6-я песнь канона святому на 4-ре. 6) В отдание праздника читается рядовая песнь канона праздника, большею частью 9-я песнь на 6-ть, или если есть два канона празднику, то из обоих канонов на 8-мь. В отдание же Пасхи читается из канона Пасхи 3-я песнь, а из канона Недели о слепом – 6-я песнь на 8-мь. В отдание Сретения, если оно случится в сырную субботу, читается из канона праздника 9-я песнь, и из канона Отцам – 6-я на 8-мь. В отдание Благовещения, если оно случится в субботу 5-й седмицы великого поста, читаются 3-я и 6-я песни из канона Триоди, что в Типиконе обозначается так: «на литургии Блаженны акафиста, песнь 3-я и 6-я» (Тип., 26-го марта, указ об отдании Благовещения). В воскресение число тропарей на «Блаженны» бывает не более 12-ти и не менее 8-ми. «Блаженны» поются из Октоиха, исключая только праздники Господни: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение креста, Неделю ваий, Пятидесятницу, также Недели ап. Фомы и 24-го декабря, случившегося в Неделю (воскресение). 1) Если в Неделю не случится святой, которому в Типиконе положена на «Блаженны» песнь канона, то «Блаженны» поются из Октоиха все 8-мь (Тип., гл. 2). 2) Если в Неделю случится святой, которому в Типиконе положена на «Блаженны» песнь канона Минеи, то на «Блаженны» поются из Октоиха тропари на 6-ть и из канона святому или празднику 3-я песнь на 4-ре.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ряд чтений, казалось бы, отсылает нас к памяти святой: «Творится память преподобный матере великия княгини-инокини Анны» (Славник 5-го гласа на малой вечерне), «в честней сей памяти преподобный матери великия сея княгини Анны» (Вторая стихира на литии), «всем спастися, память ея верою и любовию почитающим» (Третья стихира на литии), «почитаем святую память твою. Ты же, блаженная, поминай нас, верою и любовию чтущих святое твое преставление» (Седален 1-го гласа по 1-й стихологии кафизм), «и святую и честную память твою почитающия» (Седален 8-го гласа по полиелее), «Всесвятая твоя память возсия мирови» (3-й тропарь 1-й песни 2-го канона), «в память великие княгини Анны » (Богородичен 1-й песни 2-го канона), «святую память твою верно почитаем» (Седален 3-го гласа по третьей песни канона), «Пресветлая и светоносная приспе память твоя» (Седален 5-го гласа по третьей песни канона), «моли о нас, о творящих святую память твою» (Светилен). Однако ещё большее число чтений указывает на празднование обретения мощей благоверной княгини: «И днесь по смерти твоей честныя мощи твои чюдодействуют, исцеление подаютъ всемъ приходящим к ним с верою. Крестоносный же царь и великий князь Алексей, патриарх же и вси людие радуются и веселятся о обретении честных мощей твоих» (Славник 5-го гласа после стихир на литии), «в память обретения мощей преподобный Анны» (1-й тропарь 1-й песни 2-го канона), «всечестное обретение честных мощей твоих почитающих» (3-й тропарь 3-й песни 2-го канона), «днесь любовию сошедшеся во обретении честных мощей ея, воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся, сподобльшему нас видети пречестное сокровище честных мощей ея, от мног бо лет сокровенны, напоследок же нам явленны и источают многа и различна исцеления» (Кондак по 3-й песни канона), «верно припадаем к пречестным мощем твоим, преподобная мати Анно, просяще отпущения грехов, молися о верно празднующих твоих честных мощей обретение» (1-й тропарь 4-й песни 2-го канона), «молися о чтущих честных мощей твоих обретение» (2-й тропарь 4-й песни 2-го канона), три тропаря 5-й песни 2-го канона, 2-й и 3-й тропари 6-й песни 2-го канона, «поминай нас, чтущих честных мощей твоих обретение» (1-й тропарь 8-й песни 2-го канона).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

131 Канон св. Симеону Богоприимцу, поемый на утрене в день памяти св. Симеона и св. Анны пророчицы 3 февраля (второй тропарь 1й и 8й песни и первый тропарь 5й песни); стихиры на стиховне (стихира на «Слава»). 136 В богослужебных текстах праздника Сретения Господня восхваляется св. Анна такими словами: она называется боговдохновенной (шестая стихира на «Господи, воззвах»), непорочной и славной пророчицей (седален по 3й песне канона), всехвальной вдовой (первый тропарь 8й песни канона), целомудренной и преподобной старицей (третий тропарь 9й песни канона). 137 Канон, поемый на утрене в день Зачатия честного и славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 23 сентября (Богородичен 7й песни); канон собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, празднуемого 7 января (первый тропарь 6й песни и третий тропарь 3й песни). 151 Каноны Богоявлению, поемые на утрене 6 января: первый канон (первый тропарь 7й песни), второй (первый тропарь 5й песни и третий тропарь 7й песни. Каноны предпразднства, поемые на утрене 5 января: первый (первый тропарь 1й песни), второй (третий тропарь 3й песни). См. также хвалитные стихиры праздника (вторая стихира). 152 Каноны, поемые на утрене во вторник 1го гласа (второй тропарь 4й песни и третий тропарь 8й песни), 5го гласа (второй тропарь 1й песни) и 6го гласа (третий тропарь 5й песни). 159 У святых евангелистов неодинаково означено время, протекшее после беседы Иисуса Христа до преображения: у Матфея (17, 1) и Марка (9, 2) 6 дней, а у Луки (9, 28) – 8. «Но здесь, – замечает свт. Иоанн Златоуст , – нет противоречия, ибо Лука разумел и тот день, в который говорил Иисус, и тот, в который возвел Он учеников Своих на гору, а Матфей и Марк считают только те дни, которые протекли между сими днями» (Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 56, 1). 164 Стихиры, поемые в день праздника Преображения Господня 6 августа: вторая стихира на «Господи, воззвах», стиховная стихира на «Слава». 167 Канон св. Космы Маюмского (первый канон празднику, поемый на утрене в день Преображения): третий тропарь 1й песни, второй тропарь 3й песни, второй тропарь 4й песни, первый, второй и третий тропари 6й песни, первый и третий тропари 7й песни и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Царя Небесного, Его же поют вои ангельстии, хвалите, и превозносите Его во веки. Запев. Помощи яже от Тебе требующия, не презри Дево, поющия и превозносящия Христа во веки. Запев. Неможение души моея исцеляеши и телесныя болезни Дево, яко да Тя поем, и превозносим Чистую во веки. Слава. Исцелением богатство изливаеши, верно поющим Тя Девице, и превозносящим Христа во веки. И ныне. Напастныя Ты прилоги отгоняеши, и страстныя находы Дево, яко да Тя поем и превозносим Чистую во веки.   Песнь 9, ирмос. Воистину Богородицу Тя исповедающе, спасении Тобою, Девице Чистая, с небесными вои Тя величаем. Запев (поклон) Тока слез моих не отвратися, яже от всякаго лица вся слезы отъемшаго, Девице, Христа рождьшая. Запев. Радости мое сердце исполни Дево, яже радости приемши исполнение, греховную печаль потребляющи. Слава. Света Твоего зарями просвети Дево, мрак неведения отгонящи, благоверно Богородицу Тя исповедающих. И ныне. В место озлобления, немощи низлежащаго, Дево исцели, из нездравия во здравие претворяющи. По каноне же, Достойно есть. Трисвятое. И по Отче наш. Молитва Исусова. Тропарь дню и святому, его же есть храм. Аще ли храм Христов, или Богородицы, глаголи преже храму. Таже: Боже отец наших, творяи присно с нами по Твоему смотрению, не отстави милости Твоея от нас, но тех молитвами, во смирении устрои живот наш. Ин тропарь, глас той же: Иже во всем мipe мученик Твоих Господи, яко багряницею и виссом кровьми их, Церкви Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, и мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость. Слава. Со святыми покой, Христе, душа раб Своих, идеже несть болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная. И ныне. Молитвами Господи, всех святых и Богородицы, Твой мир даждь нам, и помилуй нас, яко един Щедр. Аще в пяток вечер, глаголются тропари сия: Апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии, иже добре подвиг скончавше, и веру соблюдше, дерзновение имуще ко Спасу, молим, вы, о нас Того молите яко Блага, спасти душа наша.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Святии Праведнии ___________ молите Бога о нас Святый Исповедниче Божий ___________ моли Бога о нас Святая Исповеднице ___________ моли Бога о нас Святии Исповедницы Божии ___________ молите Бога о нас Святый Блаженный ___________ моли Бога о нас Святая Блаженная мати ___________ моли Бога о нас Святии Чудотворцы и Безсребренницы ___________ молите Бога о нас Святии Вселенские учителие ___________ молите Бога о нас Василие, Григорие, и Иоанне (только им так говорят) Святии Первоверховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас Святый Страстотерпче и Целебниче Пантелеимоне, моли Бога о нас В дни празднования «Собора святых», или «Собора Вселенского», или «Собора какой-либо местности святых», или наступили Недели до Р.Х., запевы такие: Святии Праотцы, молите Бога о нас. Святии Отцы, молите Бога о нас В день памяти св. Иоакима и Анны, когда бы ни прилучился, запев двойной: Святии Богоотцы Иоакиме и Анно, молите Бога о нас В сАмый день Благовещения запев-диалог. Естественно, по — очереди. Внимательно смотрите текст и подсказки на полях. Вариантов достаточно. Смысл такой: Ангел возопи Богородица отвеща Святии Новомученицы и Исповедницы Российстии, молите Бога о нас Помилуй мя, Боже, помилуй мя Святый Архистратиже Божий Михаиле, моли Бога о нас Святии Отроцы, молите Бога о нас Святии Праотцы, молите Бога о нас Святии Богоотцы, молите Бога о нас Святии Отцы, молите Бога о нас Вси святии, в земле Российстей просиявшии, молите Бога о нас (Добавление особенных слов к имени святого в каждом храме решается по-разному. Где-то никогда не вставляют. Где-то вставляют тогда, когда это особенно необходимо, например, мощи святого этого у вас в храме находятся. Где-то вставляют всегда. Это же можно и отнести к вставке в запев слова «наш» перед именем святого. Здесь вступает в силу правило: Аще изволит настоятель.) Примеры: Святый Апостоле Андрее Первозванный, моли Бога о нас Святый Мучениче Иоанне Русский, моли Бога о нас Святый Блаженный Прокопие Устюжский, моли Бога о нас Часто святому блаженному читают запев на каноне «Святый праведный….»

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечьшася. Распятаго за ны при понтийстем Пилате, страдавша и погребена. И воскресшаго в третии день по писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца. Втораго собора: И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвым. И жизни будущаго века. Аминь. Посем, канон Пресвятей Богородице, во октаи гласу или ин, по уставу. В келиях глаголем канон Пресвятей Богородице, творение Феофаново, глас 8.   Песнь 1, ирмос. Воду прошед, яко по суху, из египетска зла избежав. Израильтянин вопияше: Избавителю Богу нашему поем. Запев: Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас (поклон). Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю, спасении искии, О! Мати Слову и Дево, от лютых и нужных мя спаси. Запев. Страстей мя смущают прилози, и многия печали исполняют ми душу; умири Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная. Слава: Спаса рождшую Тя и Бога, молю Девице избавити мя от лют. К Тебе бо ныне прибегаю, простирая душу и помышление. И ныне. В скорби мя суща и в тузе, посещения божественаго промышления, еже от Тебе сподоби, едина Богомати, яко блага, Благому же Родительнице.   Песнь 3, ирмос. Небесному кругу, Верхотворче Господи, и церкви Зиждителю, Ты мене утверди в любви Своей, желанием сыи край, и верным утвержение, едине Человеколюбче. Запев. Заступление и покров жизни моей положих Тя, Богородительнице Дево, Ты мене окорми к пристанищу Своему, благим виновна, и верным утвержение, едина всепетая. Запев. Молю Девице, душевное смущение, и печали бурю разорити ми. Ты бо, Богоневестная, Начальника тишине Христа родила еси, едина Пречистая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010