Засим следует ектения: Исполним утреннюю молитву... (чит. ее в Служебн., стр. 62 и 63), которую, по 9 гл. Типик, и по изд. Киево-Печ. лавры, л. 6, произносит священник, и возглас: Яко Бог милости и щедрот 238 . Лик: Аминь. Священник: Мир всем. Лик: И духови твоему. Священник: Главы наша Господеви приклоним. Лик: Тебе, Господи. Священник тайно читает молитву: Господи святый, в вышних живый... (Служеб., стр. 65) и делает возглас: Твое бо есть еже миловати... (там же). Лики: Аминь 239 . Оба лика, сошедшись вместе, поют стихиры на стиховне настоящего гласа из Октоиха. Первая стихира поется без стиха; вторая со стихом: Исполнихомся заутра милости..., напечатанным в Октоихе и Часослове, третья со стихом: И буди светлость Господа Бога нашего... (напечат. там же). Слава, и ныне, богородичен, а в среду и пяток крестобогородичен из Октоиха. В дополнительной части Октоиха (л. 384) есть такое предписание: «Аще будет святому на утрени стих с запевом, тогда глаголем на стиховне во Октоихе со стихи. Первый: Исполнихомся заутра. Вторый: И буди светлость. Таже глаголем запев святому, который прилучится, да стих, и Слава ему же. И ныне, богородичен». Это предписание указывает на то, что некоторые святые имеют 1) одно песнопение для стихир на стиховне с особым запевом, или припевом (напр., 2-го ноября, запев: «Многи скорби праведным, и от всех их избавить я Господь», и потом песнопение: Кровными токи и т. д.), и 2) другое песнопение, пред которым стоит: Слава. Когда у святого такие песнопения есть, тогда их надобно петь после стихир Октоиха. На И ныне в этом случае надобно петь уже не из Октоиха, а из дополнительной части Минеи, потому что в том же Октоихе, из которого сейчас мы сделали выписку, повыше выписанных слов замечено: «Слава святому, аще есть. И ныне, богородичен по гласу святого» (Октоих, л. 384); а в среду и пяток надобно петь крестобогородичен, который печатается наряду и положен по гласу Славы (см., напр. 2-го ноября). Если случится предпразднство или попразднство, напр., 10 и 18 сент., 22 ноября, то стихиры на стиховне, припевы к ним и песнопение после Слава, и ныне полагаются праздничные из Минеи (Окт., л. 384 на об.). Если во дни предпразднства или попразднства, как сказано в Октоихе (л. 384 на об.), «будет святому стих с запевом, то после стихов праздника, пред Славою праздничною, глаголем стих святому с запевом, Слава святому, И ныне – праздника» Это значит, что в этом случае поются стихиры на стиховне праздничные с праздничными припевами, после них стихира на стиховне святого с припевом святого, Слава – святого. И ныне – праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Стихирный запев в большей части изданий представляет собой слитную строку, состоящую из 1-й и 2-й строк того же гласа, в изданиях же Бахметева и Абламского буквально конечную строку гласа. На напев «Господи воззвах» 3 гл. поются также ирмосы того же гласа иногда с буквальной точностью, иногда же с изменением установленного порядка мелодических строк 122 . Глас четвертый Глас четвертый киевского распева совершается в области пентахорда ля-си-до-ре-ми, при тонике сольмажор, с господствующими звуками до-ре и конечным ля, а для средних строк по большей части до (господствующий звук гласа). Напев 4 гласа состоит из шести строк, из коих две начинательных, три средних повторяющихся и одна заключительная. Все строки малого знаменного распева 4 гл. буквально сходны с строками киевского распева, и только 1-я строка гласа имеет окончание на терцию ниже. Не сходен с киевским распевом также и стихирный запев. Строки малого знаменного распева в пространном Обиходе нотированы на кварту выше строк киевского распева с его отраслями. Строка первая во всех изданиях излагается однообразно, за исключением незначительных подробностей нотирования, напр., задержания или сокращения ноты до над слогом слы (сильное ударение), а также унисонно-поступательного движения, или же мелодического. Первого рода движение принадлежит изданиям гг. Бахметева и Абламского, второе же – московским изданиям. Строка вторая во всех изданиях излагается почти буквально сходно. Строка третья во всех изданиях почти буквально сходна, и только у г. Абламского окончание строки нотировано краткими нотами. Строка четвертая излагается также однообразно в большинстве изданий (вариант а), и только в московском обычном пении и у о. Соколова (вариант б) имеет разность особенно в окончании. Над первым слогом текстовой строки с ударением во всех изданиях полагается белая нота. Строка пятая в московском обычном пении и у Потулова принимает сверх обычного окончания си 1 еще дополнительное до; в изданиях Бахметева и Абламского в слове «воззвати» употреблено особое, свойственное им, деление нот по слогам; у о. Соколова строка эта, вопреки всем изданиям, буквально схода с 3-й строкой гласа 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Строка шестая – заключительная – имеет два вида: а простой – в московском обычном пении и у Бахметева – и б украшенный – в Синодальных изданиях и у Потулова. Строка эта буквально сходна с заключительной строкой 1 гл., но на кварту ниже её. У Абламского же вместо этой строки, не согласно ни с певческим обычаем, ни с областью 4 гл., употреблена конечная строка 3 гл., взятая на терцию вниз с окончанием соль. Та же строка и также необычно употреблена у него и в стихирном запеве. Запев к стихирам. Вариант а принадлежит большому и малому знаменному распеву; в общем он имеет сходство с прочими вариантами, но изложен на терцию выше их; вариант б представляет собой сокращенный запев, изложенный в сокращенном Обиходе Синодального издания; вариант в мы видим во всех прочих изданиях (кроме изд. Абламского) киевского распева с его отраслями. Глас пятый Глас пятый киевского распева имеет своей области пентахорд ля-си-до-ре-ми с тоникой нижним сольмажор, с господствующими звуками ре и ми, и конечным нижним ля. Пятый глас заключает в себе четыре гласовые строки, из коих три повторяются, а четвертая заключает песнопение. Малый знаменный распев во всех строках гласа имеет те же самые мелодии (по изложению пространного Обихода). Строка первая излагается однообразно во всех изданиях киевского распева с его отраслями, как значится в варианте а. Вариант б принадлежит малому знаменному распеву и отличается только понижением второго сильного ударения с ноты ми на до, но в самогласной стихире имеет несколько иное мелодическое движение. В Обиходах Синодального издания над первым сильным ударением строки стоит то краткая, то протяженная (белая) нота, в прочих же изданиях – протяженная. Строка вторая в варианте а представляет собой общий вид строки киевского распева с его отраслями и малого знаменного по пространному Обиходу; вариант б – вторую строку самогласной стихиры малого распева. Вторая строка киевского распева иногда к первому слогу с ударением имеет краткий подъем, начинающейся с ноты до или ре, иногда же, особенно когда ударение находится на первом слоге текста, прямо начинается с краткого звука ми. У г. Абламского строка эта в своем начале имеет подъем, оканчивающейся на слоге без ударения (услыши), а в конце украшена необычным мелодическим раздроблением предконечных двух белых нот.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Устав общего маслосвящения в великую субботу XVII века. По Обиходнику Соловецкого монастыря. Ркп. Сол. библ. 1119, (Оп. 780) л. 381–384. К маслосвящению звон часа дни. Благовестят в постной колокол. Входит преж пономарь да ризничеи, и поставят в трапезе посреди крылосов столец понерег, покрыт пеленою. На нем чаша со пшеницею; во пшенице сосуд с маслом, другой с вином, и седмь свеч, и седмь спичек. Собравшемся братиям исходит игумен оболчен в ризы, священники и дияконы. Пред ним несет диакон евангелие, и положит на томже столе, а пономарь поставит подсвещник со свещею, а праз(дник) стоит в трапезе на своем месте. Свещи вжигают повседневные. Диакон болшой пред столом став речет: Благослови владыко. Игумен: Благословен Бог наш. Псаломщик: Царю небесный. По Приидите поклонимся, Господи услыши молитву мою и прочее по обычаю молебенному. На Бог Господь тропарь: Помилуй нас Господи, слава: Господи помилуй нас, и ныне»: Милосердия двери, псалом возглас: Милостью и щедротами. Канон поем на сходе, ирмос по -ж., тропари на запев: Милостиве Господи услыши молитву и Сохраняем. По пес. ектенья: Помилуй нас Боже, Господи помилуй Еще молимся о милости живота, мира, здравия, спасения, Господи помилуй кì. Возглас: Яко милостив и человеколюбец. Сед. слава и ныне Богородичен. По песни ектенья: Помилуй нас Боже (пис. по пес.) таж кондак без икоса. По пес. стихиры на подобен, запев той же, слава и ныне богородичен. Таж Трисвятое, по Отче наш тропарь: Помилуй нас Господи, слава: Господи помилуй нас, и ныне: Многая премножества, и ектенья: Помилуй нас Боже. Господи помилуй Еще молимся о милости живота. Господи помилуй Таж глаголет игумен мол: Царю и целителю и возглас: Яко милостив. Посем диакон: Благослови владыко. Игумен: Благословен Бог наш. Псаломщик: Аминь, Трисвятое, по Приидите поклонимся псалом Помилуй мя Боже, псалом Живый в помощи, таж: Верую во единого Бога. Посем глаголет меншой конархист стихиры богородичны стихов, таж глаголет игумен молитву вливая масло. Потом глаголет конархист тропари и кондаки и покаянны и богородичен, слава и ныне: Заступнице христианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Строка третья и в малом знаменном распеве, и в киевском с его отраслями излагается однообразно. Единственная разность изданий состоит в простом протяжении, или же мелодическом раздроблении ноты до над предконечным сильным ударением строки. В пространном Обиходе иногда первое сильное ударение выражается нотой фа с предшествующей и последующей переходной нотой ми, но это отступление выходит из пределов гласовой области 5 гл. и составляет септиму к гласовой тонике соль, а потому не может считаться правильным. Строка четвертая – конечная – излагается в малом знаменном распеве и в разных изданиях киевского с его отраслями однообразно, за исключением незначительных разностей мелодического раздробления (белой ноты си над сильным ударением второго члена строки и иногда (у Бахметева) раздроблением следующей за ней ноты по разным слогам текста. Стихирный запев имеет особую от прочих гласовых строк мелодии и при том в разных изданиях не однообразную в подробностях, то простую и краткую, то пространную и украшенную, особенно раздробительно-мелодическим движением. Вариант а мы видим в малом знаменном распеве и в московском обычном напеве, а также слышим в устном предании в запевах к тропарям св. Пасхи; вариант б находится в стихирных запевах в полном Обиходе Синодального издания и в издании Бахметева, а вариант в – в сокращенном Обиходе и у Потулова. У г. Абламского в стихирном запеве, при общем сходств мотива, допущены также отступления, состоящие в изложении мелодии вдвое кратчайшими нотами (восьмыми) и употребление 1 среди их ноты фа, выходящей за пределы звуковой области пятого гласа. Глас шестой Глас шестой происходит в области тетрахорда до-ре-ми-фа с тоникой реминор, господствующими звуками ми и ре и конечным ре, и состоит из четырех строк, из коих три повторяющихся и одна заключительная. Стихирный запев имеет мелодию особую от прочих гласовых строк. Строка первая киевского распева с его отраслями в общем похожа на такую же строку малого знаменного распева, но сокращеннее её и имеет господствующим звуком ре, а не ми, затем в разных изданиях излагается вообще однообразно, за исключением незначительных разностей, состоящих в гармонической замене звуков над последним сильным ударением или растяжении звука над первым сильным ударением, когда оно, при краткости текстовой строки, находится на первом её слоге («жертва вечерняя»). Первая строка малого знаменного распева, по изложению в пространном Обиходе, весьма сходна с первой строкой гл. 3, а по изданию Потулова в самогласной стихире – с первой же строкой самогласной стихиры гл. 1. В придворном пении первая строка имеет растяжение на последнем сильном ударений

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Господи воззвах, в ирм. 1709 г. киевского распева. Напев изложен весьма сходно с Синод. Обиходом (л. 23) и изданиями С.-Петербургской капеллы, но с выдающимися вверх вспомогательными нотами и на кварту ниже. Стихирный запев – тоже. Тот же напев и у г. Малашкина (стр. 26) с некоторыми разностями редакции. Богородичен догматик: «Мати убо познася (позналася еси)». Во всех ирмологах – знаменного распева, весьма близкой редакции к изложенному в Синод. Октоихе, но на кварту ниже. Тоже в ирм. Головни (л. 226). У г. Малашкина стр. 27) тот же напев, но упрощенной и сокращенной редакции. На стиховне, богородичен: «Под кров Твой, Владычице». Во всех ирмологах напев на кварту выше предыдущего и, по общим признакам, знаменного распева с двумя фитами, но не тот, который изложен в Син. Октоихе. В ирм. 1700 г. фитные украшения выпущены. Тоже в ирм. Головни (л. 227) и у г. Малашкина (стр. 40) без фит. Степенна, антифон 1, 2 и 3: «Плен Сион» и проч. Во всех ирмологах – знаменного распева, но отдаленной редакции и на кварту ниже Синод. Октоиха, обыкновенно с фитою на 2-м антифоне («Святым Духом»), В ирм. 1652 г. мелодия изложена с бемолем на ре, на терцию ниже Октоиха. Фитное украшение в Синод. Октоихе и в ирм. 1700 г. выпущено. Ирмосы: «Манием ти (твоим)» и проч. Во всех ирмологах – знаменного распева, обыкновенно на кварту ниже Синод. ирмолога. С незначительными разностями редакции. В ирм. 1652 г. изложены то в одной тональности, то в разных с Синод. ирмологом, и именно на терцию ниже с бемолем на ре. Фита встречается в 5-й песни: «Страха ради Твоего»; нов ирмологах 1700 г. и Синодальном она выпущена. Тот же напев, без фит, в ирм. Головни (л. 229). В 7-м гласе по Синод. ирмологу всего ирмосов имеется 79 столпов; в ирмологе 1700 г. – 51; в ирмологах же 1652, 1674 и 1709 г. – 52 столпа. В ирм. Головни также 51. У г. Малашкина (стр. 149) ирмосы распеты обычным напевом на «Господи воззвах» киевского распева, с незначительными изменениями редакции. Глас 8-й Господи воззвах. В ирмологе 1709 г. – того же киевского распева, который изложен и в Синод. Обиходе (л. 23 об.), и в придворном пении; с обычными оттенками южно-русской редакции. Стихирный запев – тоже. Напев, изложенный у г. Малашкина, еще ближе к обычному общеупотребительному ныне всюду напеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Запев. Заступницу Тя животу свем, и хранительницу тверду Девице, напастей решащу молвы, и налоги бесом отгонящу. И молюся всегда, страстей мя избавити, Всенепорочная. Слава. Яко стену и прибежище стяжахом, и душам Тя совершеное спасение, и пространство в скорбех Отроковице, и светом Ти присно радуемся, О! Владычице, ныне нас от страстей и бед спаси. И ныне. На одре ныне немощию низлежу, и несть исцеления плоти моей. Но яже Бога и Спаса мipy, и Избавителя недугом рождьшая, Тебе молюся благой: от истлення болезней востави мя. Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне.   Кондак, глас 6. Заступнице християном непостыдная, Ходатаице ко Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти: Ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно, Богородице, чтущих Тя. Икос. Простри длани Свои, имаже всех Владыку, яко Младенца прият, за множество благости, не остави нас всегда надеющихся на Тя. Бодреною Си молитвою, и неисчетною простынею ущедри нас, и подаждь душам нашим милосердие Свое во веки источающи. Тебе бо имамы грешнии заступницу, от находящих на ны бед и зол. Но яко имущи милосердия щедроты, ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.   Песнь 7, ирмос. Иже от Июдеи дошедше отроцы в Вавилон древле, верою утвержении, пламень пещныи попраша глаголюще: отец наших Боже, благословен еси. Запев. Наше спасение якоже восхотел, Спасе, устроити, во чрево Девыя вселися, юже мipy Заступницу показа. Отец наших Боже, благословен еси. 3апев. Волителя милости, Егоже роди Мати, ныне умоли, избавити мя от прегрешении и душевныя скверны, Сыну Твоему зовуща: отец наших Боже, благословен еси. Слава. Сокровище спасения, и источник нетления, Тебе рождьшую, столп утвержения, и дверь покаяния, вопиющим показа: отец наших Боже, благословен еси. И ныне. Телесныя недуги, и душевныя грехи, Богородительнице, любовию приступающим к крову Твоему Девице, испелити сподоби, яже Спаса Христа нам рождьшая.   Песнь 8, ирмос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Аще и кладязь еси глубокий Владыко, источи ми воду из пречистых Твоих жил, да яко самаряныня, не ктому пияй жажду; жизни бо струи источаеши. Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца, и вижду Тя умно, Света Превечна. Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Несравненным желанием всебогатая, древу возжелевши поклонитися животному, сподобилася еси желания; сподоби убо и мене улучити вышния славы. Слава, Троичен: Тя Троице славим, Единаго Бога, Свят, Свят, Свят еси Отче, Сыне и Душе, Простое Существо, Единице присно покланяемая. И ныне, Богородичен: Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная безмужная Мати Дево, Бог создавый веки, и соедини Себе человеческое естество. Песнь 6 Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой. Аз есмь, Спасе, юже погубил еси древле царскую драхму; но вжег светильник Предтечу Твоего Слове, взыщи и обрящи Твой образ. Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Да страстей пламень угасиши, слез капли источила еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне твоему рабу. Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Безстрастие небесное стяжала еси, крайним на земли житием Мати, темже тебе поющым, страстей избавитися молитвами твоими, молися. Слава, Троичен: Троица есмь Проста, Нераздельна, Раздельна Личне, и Единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух. И ныне, Богородичен: Утроба Твоя Бога нам роди, воображенна по нам, Егоже, яко Создателя всех, моли, Богородице, да Твоими молитвами оправдимся. Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Кондак, глас 6: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй. Песнь 7 Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже.

http://pravoslavie.ru/1610.html

Автор «Службы кабаку» предпринял впервые за всю предыдущую историю древнерусской письменности смелый эксперимент, возможный только в преддверии Нового времени. Игра с языком, цель которой – смешение разных его пластов, виртуозное воспроизведение ритма и структуры наиболее известных гимнографических текстов, наполненных инородной лексикой с целью провоцирования смеха, – явление, ранее неизвестное в Древней Руси: «Вторжение смеха в письменность свидетельствовало о коренной перестройке русской культуры, о появлении литературного „мира навыворот”, смехового антимира». 4567 Включение «Службы кабаку» в контекст «смеховой культуры» и литературной пародии открывает новые перспективы для изучения такого феномена, который не имеет определенного места в современной системе ценностей. Как определила В. П. Адрианова-Перетц, автор «Службы кабаку» положил в основу своего сочинения структуру и тексты великой и малой вечерни, – но поскольку в конце сочинения содержатся тексты и из служб утреннего богослужения и 1-го часа, то можно говорить о всенощной бдении как о «каркасе» для этого сочинения. Люди XVII в. без труда узнавали в сочинении, посвященной «пьянственному недугу», начальные слова стихир, славословий, поучений, читающихся на всенощной: автор придерживался последовательности текстов и специальной терминологии. Стих, стихира, стиховна, глас, запев, паремия, лития, тропарь, полиелей, величание, псалом, подобен, запев, прокимен, ирмос, икос, седален, кондак, лития, кафизма, светилен – эта терминология используется в «Службе кабаку» не хаотично, а в соответствии с порядком службы и жанром каждого из составляющих службу песнопений и чтений. Церковная служба – это сложное сочетание изменяемых и неизменяемых текстов, поэтому автор «Службы кабаку», задумав «праздник» в честь «новых мучеников, на кабаке пострадавших», чаще всего вспоминает, конечно, молитвословия в честь преподобных и мучеников, но пародирует все же общую схему, повторяющуюся в каждой подобной церковной службе. Эту схему автор произвольно распространяет достаточно известными текстами из других чинопоследований, следуя принципу включать в словесную игру то, что «на слуху», то, что всем доступно, – поэтому в составе «Службы кабаку» встречаются песнопения и из других служб до Страстной недели включительно. 4568

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Их веселится душа. О, какого достиг ты блаженства, По совершении стольких трудов отойдя к вековечным Чистым сонмам божеств, наделенный сверхжизненной жизнью! Так поведем же запев хоровой в ликующем круге, Музы, о нашем Плотине, который отныне причастен Вечности, и подпоет вам моя золотая кифара. 23 В стихах этих сказано, что Плотин был благ, добр, в высшей степени кроток и сладостен, что и нам самим дано было видеть; сказано, что душа его была бодрственной и чистой, всегда устремленной к божественному, куда влекла его всецелая любовь; сказано, что все силы свои он напрягал, чтобы преодолеть горькие волны этой кровавой жизни. Так божественному этому мужу, столько раз устремлявшемуся мыслью к первому и высшему богу по той стезе, которую Платон указал нам в «Пире» 925 , являлся сам этот бог, ни облика, ни вида не имеющий, свыше мысли и всего мысленного возносящийся, тот бог, к которому и я, Порфирий, единственный раз на шестьдесят восьмом своем году приблизился и воссоединился. Плотин близок был этой цели – ибо сближение и воссоединение с всеобщим богом есть для нас предельная цель: за время нашей с ним близости он четырежды достигал этой цели, не внешней пользуясь силой, а внутренней и неизреченной. Далее в стихах этих сказано, что сами боги не раз в окольных его блужданиях ниспосылали ему лучи света, что бы он узрел божественное и по видению этому написал то, что он написал; в прозрении своем, говорит Феб, изнутри и извне увидел ты многую радость, которую немногим дано видеть из занимающихся философией, – это потому, что человеческое умозрение хоть и выше людского удела, но при всей своей отрадности с божественным знанием сравниться не может, ибо не проникает в глубь вещей, как проникают боги. Вот что совершил Плотин и что с ним совершилось, пока был он в смертном теле, говорит Феб, а избавясь от этого тела, изошел он в божественные сонмы, где обитают дружба, страстность, радость, любовь божественная и где обретаются так называемые судьи над душами – божьи сыны Минос, Радаманф и Эак, к которым он идет не на суд, а для беседы, подобно иным высочайшим богам; и беседу эту ведут вместе с ними Платон, Пифагор и все остальные, кто воздвигали хор о бессмертной любви. Вот где родина блаженнейших божеств, и жизнь их там полна пиров и радостей; такова будет и его жизнь, завидная самим богам.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010