29.    Сегодня хорошо помолился на службе Великого канона в четверг пятой седмицы. Поспал с утра часок и больше не отдыхал... Очень не хотелось творить по 3 метания на каждый запев канона (хотелось больше внимать словам, а не «метаться»). Но на службе стал делать поклоны равно с Иисусовой молитвой, слышал и канон. Прошел 7 четок по 300.    (2003 г.) 30.    Сильно бороли всякие нечистые помыслы и уныние, но после 300 поклонов, при Божией помощи, человек становится вовсе другой. 31.    Чтобы быть внимательным ко всем окружающим, надо ночью за всех молиться поименно, по поклончику. 32.    Все от Бога! Господи, все у Тебя, дай, что мне полезно. 33.    Слава Богу за неудачи, за мое несовершенство во всем. Сознание сего сильно смиряет душу, собирает ум. Удачи же, напротив, его будоражат, возбуждают к большей активности, но не к молитве... Впрочем, если во время второго будем помнить о первом, а во время первого - о втором, сможем и то, и другое переносить с душевной пользой. 34. Лучше всего плакать о своем недостоинстве...   Путь Божий всем нам известен, неведением его никто не может отзываться, а потому и будем мы на суде Божием безответны.   35. Склонность наша к жизни монашеской есть особое звание Божие, особое избрание, особая любовь Божия, но чем боле оказано милости, тем строже будем отвечать, если пренебрежем этою милостью. Небрежно живущие в монашестве будут судимы несравненно строже мирян.   Кому много дано, с того много и взыщется. Живущие благочестиво в св. монашеском - равно-ангельском чине - удостоены будут такой награды, о какой нам здесь на ум не может придти. Час смертный от нас сокрыт, он враз прервет нить нашей земной жизни; будем чаще и чаще о нем думать и страшиться его, ибо и св. отцы боялись сего часа. Так должно жить, чтобы всегда быть готовым к переходу в вечность. Неужели мы будем столь неразумны, что ради временных, преходящих греховных удовольствий, потеряем такое сокровище на небесах, пред которым весь мир ничто?        Высказывания и биография     

http://isihazm.ru/1/?id=2021

А подвиг любви к Богу есть непрестанное памятование о Нем, непрестанная молитва в течение дня. От небрежно исполненного правила только больше усиливаются уныние и нечувствие. (13 июня 1998 года) 22 . Скорби нас смиряют, а смиренным Господь дает Свою благодать. Кто не хочет терпеть скорбей, никогда не получит и милостей Божиих. Скорби разумеются всевозможные – как телесные, так и внутренния – духовные. Духовные дарования без скорбей – это прямой путь к прелести. По мере дарований Господь посылает и скорби... А я думаю уйти от скорбей и заняться молитвой. Опасная мысль! Скорбями молитва очищается или восполняется, поэтому и говорит Псалмопевец: «Яко во смирении нашем помяну ны Господь» ( Пс. 135:23 ). Радоваться подобает скорбям, яко предшественникам милостей Господних. (3 ноября 1998 года) 23 . Главная наша забота должна быть о том, чтобы Господь жил в нашем сердце, тогда и все остальное будет делаться с Его помощью и как Ему угодно. (3 ноября 1998 года) 24 . Как хорошо иметь старца в своем монастыре (в лице игумена или духовника). Тогда в тебе никогда не будет раздвоения. Тогда для тебя монастырь, ты сам, игу-мен и... Господь становятся нераздельными. 25 . Истинное послушание – не только в слове, но и в духе, чтобы исполнять не только то, что тебе сказано, как робот, но и то, что не сказано, но старец хотел бы, чтобы ты так поступил. Надо чувствовать дух сказанного. (3 ноября 1998 года) 26 . Если буду освобожден от должности начальствующего, буду вынужден терпеть другой крест – терпение уничижений, презрений и т. п., и все это по заслугам, за то, что отказался от креста своего по гордости, лености, малодушию, а если не вынесу и этого креста, тогда погибель. 27 . Думаю, что послушание – это корень монашества. Нет послушания, нет монашества. (17 декабря 1999 года) 28 . Сегодня хорошо помолился на службе Великого канона в четверг пятой седмицы. Поспал с утра часок и больше не отдыхал... Очень не хотелось творить по три метания на каждый запев канона (хотелось больше внимать словам, а не метаться).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На Западе, однако, существует нарочитое празднование Св. Троице. Основанием Троицкого ордена (ordre des Trinitaires), в 1198 году, там был упрочен так называемый «культ» Троицы, и к XIII веку римские христиане уже имели особый праздник в честь Св. Троицы. Они празднуют его и теперь в восьмой день по сошествии Св. Духа, в нашу неделю всех святых. Между тем русский народ с давних пор, независимо от богословских соображений и церковных уставов, именно в день Пятидесятницы празднуют Св. Троице и этот день называет Троицыным. Православному русскому человеку легко догадаться, с какого времени распространился на Руси этот праздник. В нашем религиозном представлении неразрывно соединены имена Св. Троицы и преподобного Сергия. «Троице-Сергий» и «Сергие-Троица» стали для нас однозначащим собственным названием лавры преподобного. В ожидании Троицына дня мы невольно мыслью переносимся в эту святую обитель, вместе с ней своим чувством переживаем ее торжества и этот праздник признаем собственным лаврским праздником. В прежнее время на Руси было почти общим правилом при Троицких храмах строить Сергиевские приделы. Даже в наше время они редко где разъединены. Это соединение имен Троицы и Сергия и это постоянство в храмоздании ясно свидетельствуют, кому Россия обязана и почитанием Троицы, и Троицкими храмами, и Троицыным днем. Но церковное празднование Св. Троицы до сих пор не установилось на Руси. Были лишь самые незначительные попытки к этому. Так, в некоторых рукописных обиходниках XVII века и в печатном уставе 1641 года, указано на вечерне Пятидесятницы ставить на аналое икону Св. Троицы. В обиходнике же XVII века указан запев канона на утрене Пятидесятницы: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе. В ектении вечерни были два прошения, прямо относившиеся к празднику Троицы. Но дальше этого не простиралось создание особой троицкой службы. Тем не менее русский Троицын день в старину праздновался с большой торжественностью, особенно в Москве. Этому благоприятствовало постоянное пребывание здесь патриарха и царя. В Троицын день всегда бывала особо-торжественная патриаршая служба. Царь, когда бывал в Москве, с особым великолепием выходил к этой службе во всем своем царском облачении и во время троицкой вечерни лежал на листу. Эти особенности отличали Троицын день ото всех других великих церковных праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Припев, или запев, канона – см. Канон. Причастен, или киноник (греч. «приобщение», " причастие»), – стих, который поется на Божественной литургии во время причащения священнослужителей в алтаре. По содержанию причастны соответствуют празднуемому событию или воспоминаемому святому, и потому разделяются на причастны дня, святого и праздника. Прокимен – стих Псалтири, произносимый диаконом и повторяемый пением на клиросе перед чтением Апостола, Евангелия или паримий. В прокимне кратко выражается смысл или последующего чтения Священного Писания («прокимен Апостола», «прокимен Евангелия», «прокимен дне» и пр.), или службы дня. Великие прокимны содержат не один, а три стиха; они положены только в великие праздники Господни и в воскресенья Великого поста, кроме недели Ваий. Пролог – книга, содержащая сокращенные повествования о святых и праздниках, расположенные по дням года. Другое название Пролога – Синаксарий. См. также Синаксарь. Проскомидия – первая часть христианской литургии, в которой священнослужители приготавливают вещество для Евхаристии. Все ее действия имеют аллегорическое значение: просфора, из которой вынимается агнец, означает Пресвятую Деву, жертвенник – вертеп Вифлеемский, дискос (священное блюдо на особом подножии) олицетворяет ясли и т. д., в целом же проскомидия изображает событие Рождества Христова со всеми его деталями. Псалом избранный – то есть сборный, составленный из стихов разных псалмов, подходящих по смыслу к празднику. Псалом избранный читается чтецом переменно с пением величания на праздничной утрене. Псалтирь, или Книга псалмов , – книга Ветхого Завета, употребляемая в богослужении сначала в Ветхозаветной, а затем в Христианской Церкви. Псалтирь содержит 150 (по греческой и славянской Библии – 151) псалмов, или песней, излагающих благочестивые излияния сердца при разных обстоятельствах жизни. По словам святителя Афанасия Александрийского , Псалтирь – это зеркало, в котором грешная человеческая душа не только видит себя в настоящем виде, со всеми недугами, страстями, беззакониями, но и находит врачевание и утешение в псалмах. Псалтирь разделена на двадцать кафизм, которые, в свою очередь, разделены на три «Славы», то есть небольшие отделения, после которых читается: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Однако церковное празднование в честь Св. Троицы не было установлено ни Преп. Сергием, ни после него. Такое заключение дают право сделать и печатная литература, и древние рукописные богослужебные книги. В последних праздник Пятидесятницы называется иногда Троицыным днём 45 , а неделя Пятидесятницы – Троицкою неделею 46 . В старопечатном Иосифовском церковном Уставе 1641 года Пятидесятница тоже называется Троицыным днём. Встречаются и составные части особой службы Св. Троице. Так, в Часослове XVI в. (У. 55) в «Указе оставшим Апостолом и Евангелием не празднуемым святым» под «Службою Святей Троици» показаны Апостол и два Евангелия, правда те же самые, которые теперь читаются на Пятидесятницу. В Обиходнике XVII в. (М. 342) указан запев канона «Пресвятая Троице Боже наш слава Тебе». Здесь же сказано, что на вечерни недели Пятидесятницы «ставим на аналое праздник Св. Троицу». То же самое и в печатном Уставе 1641 года. В Обиходнике начала XVII в. (У. 147) на вечерни в Троицкую неделю упоминается Троицкая ектения. Какая это была ектения, легко узнать из печатной Цветной Триоди 1591 года. Эта ектения состояла из 26 прошений, из которых только два прямо относились к празднику Св. Троицы: «О поклонятися присно душевно и телесно, и пети Святую единосущную Троицу во единстве, Господу помолимся»; «О быти нам обещником осияния Божественнаго истинныя и животворящия Троицы, Господу помолимся». Остальные прошения сводятся в одном: «О услышати Господу Богу нашему нас грешных и послати на ны Дух Святый; освятити нас Господу помолимся». Эта ектения оставалась в московских изданиях до 1660 года. В Цветной Триоди киевской 1631 года эта ектения состоит только из 18 прошений, включая сюда и два вышеприведённых. Служба здесь иллюстрирована картинами, напр., стихира «Приидите Триипостасному Божеству поклонимся» украшена изображением Св. Троицы. В изданиях других юго-западных типографий (Львовской, Терговищской, Черниговской, Почаевской) состав ектении не изменяется и остаётся таким очень долго; напр., эта ектения есть в Почаевской Цветной Триоди 1786 года. Но нигде не встречается цельной службы Св. Троице. Не знают её и исследователи тогдашнего богослужения Русской Церкви Н. Одинцов и А. Дмитриевский . Очевидно, её совсем не было, как и теперь нет, в Русской Церкви. Известен лишь особый акафист Св. Троице, составленный из стихир Пятидесятницы, но и он известен по весьма поздней рукописи XVIII века (У. 108). В нынешнем столетии составлен, впрочем, совершенно самостоятельно архиепископом Херсонским Иннокентием особый акафист, напечатанный в Санкт-Петербурге в 1849 году. Были лишь попытки в XVI и XVII вв. превратить праздник Сошествия Св. Духа в праздник Троицы, но эти попытки были скоро оставлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Разделы портала «Азбука веры» Канон умилительный ко Пресвятой Богородице, читаемый женою, погубившей чадо во утробе своей В Избранное Текст канона утвержден на заседании Священного Синода 23–24 сентября 2021 года (журнал Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим. Запев: Пресвятая Богородице, спаси мя. Яко по суху прешла еси жития мирскаго пучину, Чистая и Пресвятая Дево, Мати Господа Моего и жизни Подателя. Аз же, волнами страстей моих потопляема и яко камень на выи имущи детоубийства грех, молю Твою Божественную благость: призри на душу мою, во мрак отчаяния погруженную, и умоли о прощении ми согрешений тяжких. Упования образ быша христианом родители Твоя, Дево, яко о своем безчадии горько слезы проливающе, неотступно моляху Бога, да подаст им дитя благословенное. Аз же, дни своя иждивающи и сластем потворствующи, о даре материнства николиже радех. Слава: Получивше от Бога уверение о даровании Дщере Богоизбранныя, святии Иоаким и Анна в храм идяху и благодарение воздаша. Аз же, в омрачении ума о чаде, во чреве моем зачатом, помышляющи, малодушию, осуждению и злобе предавахся. И ныне: Искупив Христос люди Своя, спасе их от власти диаволи. Аз же, чадо нерожденное погубивши, самовольне диаволу предахся. Но заступи и умоли Сына Твоего, Пречистая, и мя взыскати, яко овча заблуждшее. Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга, Верхотворче Господи,/и Церкве Зиждителю,/Ты мене утверди в любви Твоей,/желаний краю, верных утверждение,/Едине Человеколюбче. Аще не милости Твоя, о Богомати, безчисленныя, роду человеческому явленныя, уныла бы душа моя и во отчаяния пучину поверглася бы. Но, на предстательство Твое уповающи, имам надежду спасение улучити. Иноцы обители некия нечестием досадиша Сыну Твоему, и изрече Он суд Свой праведный, во еже погубити я; темже уста Матере Своея загради, да не изыдет глас прошения. Но абие Пречистая руку Христову от уст Своих отведе дерзновенно, и преложи Господь суд Свой на милость. Сие воспоминающи, уповаю и аз на Тя, Преблагословенная Мати.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-umili...

Так и слышу: «А, уже кронштадтить начал…» Или: «А может быть, этот батюшка уже мертвых воскрешает?» Или: «А что, он еще не молится на воздусе?» И добавлял иногда: «Больше всего боюсь бешеной собаки и святого человека» (понятно, что он подразумевал под словом «святой» в данном случае). Велико, да, велико было воспитательное значение митрополита в школе богослужения. Он был стилен до предела, неповторим и незабываем. Понятно поэтому, как его должны были нервировать, а под старость раздражать священники, не умеющие служить, научиться правильно читать по-славянски, не знающие устава. Тут, при всей его непосредственности и несдержанности, во время службы можно было услышать и весьма нелестную оценку умственных способностей того или иного диакона или священника. Раз как-то один диакон, читая Апостола, прочитал не только напечатанное черным, но прочел и слова киноварью, относящиеся к так называемой преступке текста: «преступи пяткэ». Это еще полбеды, но и ударение было искажено и вместо «пяткэ» было сказано «пятку». Понятно, что это не имеет никакого отношения к тексту апостольского послания и к тому же звучит смехотворно. Другой раз, в Неделю о расслабленном, чтец на клиросе, молодой студент-богослов, не сообразив, что запев на каноне должен бы быть: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», вдруг громко возгласил: «Святый расслабленный, моли Бога о нас», за что удостоился громогласного «дурак» от стоявшего тут же митрополита. Я особенно любил слушать его чтение шестопсалмия или канона Андрея Критского. Это было почти целиком чтение наизусть и с исключительным монастырским, бесстрастным, но отнюдь не бессодержательным выражением. Церковный устав он знал в совершенстве, уступая, правда, непревзойденному литургисту епископу Гавриилу (Чепуру). Митрополит и сам признавался, что лучше епископа Гавриила устав никто не знает, даже старообрядческие уставщики. Владыка был классиком священнослужения. Перед собою в прошлом он имел идеальные образцы служения, выдержки, выправки, классического пения, безупречного чтения.

http://pravoslavie.ru/3122.html

По 1-м Трисвятом, вместо Просвети очи мои тропарь праздника Рожество Твое, Христе Боже наш; а по 2-м Трисвятом – Помилуй нас, Господи . А кондака праздника не говорим, а во Уставе кондак написан. И бывает лития по обычаю, на литии: стихиры праздника, глас 1-ый, 4 стиха; Слава, глас 5-й, Волсви персидьстии, И ныне, глас 6-й, Ликуют < л. 25 об.>// ангели . Таже священник глаголет молитвы обычны бьдению. Потом на стиховне стихиры праздника самогласны: глас 2-й, стих 1-й Велие и преславное чюдо, запев Из чрева прежде денницы; стих 2-й, глас 8-й Девая днесь раждает Творца всем, запев Рече Господь Господеви моему; стих 3-й, глас 2-й 3 Господу Исусу рождьшуся в Вифлиоме, припевы же сими стихи и до отдания праздника; Слава, глас 4-й, самогласен Веселися Иеросалиме; И ныне , глас той же, В вертеп вселился. Потом Ныне отпущаеши, Трисвятое . И тропарь праздника, глас 4-й Рожество Твое, Христе Боже наш на крылосех 3-жды. Посем Буди имя Господне 3-жды. И Благословлю Господа до не лишатся от всякого блага. И чтение в толкование, иже от Матфея, Слово 4-е. Зау < л. 26 >//треню 138 начинаем от Слава в вышних. Священник говорит молитвы утрении без риз, а не кадит. На величании архимандрит кадит в жемчюжных ризах, а священницы, 6 попов, в камчатых болших, а кадило среднее. И дают братии свещи. А величание поют Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождыиагося от безневестныя и Пречистыя Девы Мария. Прокимен Из чрева прежь денница родих Тя: клятся Господь и не раскается. Стих Рече Господь Господеви моему и Всяко дыхание, стих Хвалите Бога во святых Его. Еуангелие 3 от Матфея, зачало 2 Исус Христово Рожество сице бе, конец И нарече имя Ему Исус. Потом, вместо Молитв ради – Слава , лик 1-й Всяческая днесь радости исполнишася, Христос родися от Девы; < л. 26 об.>// И ныне , лик 2-й той же стих, конец Христос родися в Вифлиоме. Таже Помилуй нас, Боже. И стихира, глас 6-й Слава в вышних. Канона праздника 2:1-й со ирмосом на 8, ирмос по 2-жды, тропари на 6; 2-й канон со ирмосом на 8, ирмос по 2-жды, тропари на 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Месяца февраля в 1 день. На предпразднство Стретения Господня звон в двои колокола. Того дни ясти хлебы белые, шти или ушное, квас полуян, двоя рыба. А случится в среду или в пяток, ясти вариво с маслом, икра или кароваи. Того же дни после вечерни росходу к ужине нет. А случится предпразство Стретения на сырной недели в среду или в пяток, поклоны не бывают, токмо оцысники по четыре поклоны и приход < л. 41 >//ные 178 и отходные. А часы поют во свое время, с росходом, без почасия, просто, и бес поклонов. А литоргия в те дни не бывает. А девятой час говорят весь по обычаю. И Блаженна просто, и отпуст, и Достойно, и прочее. И росходу час до вечерни, а не ядят. И после вечерни стол. А нефимон во свое время с каноном по обычаю. На каноне Стретениева дни 179 для ходу со кресты около города посылает дворецкой дороги чистить. Февраля во 2 день. В праздник Стретения Господня к заутрени благовест в болшей колокол в пол-8 часа. После благовесту доска по обычаю. На полунощнице тропарь, и кондак праздника, и чтение. Заутреню начинаем от Слава в вышних. Стих на целовании поют и Праздник целуют, а масла не ставят. И 1-й час говорят, < л. 41 об.>//а 180 прощения на отпусте нет. После заутрени, в ысходе последняго нощнаго часа, благовест в болшей на исхождение вне монастыря. Отблаговестя, и в доску на месте час един, начинают в трапезе молебном. И исхождение во Святые ворота к Пречистой Казанской и около города. Канон праздника поют со ирмосом на 8, ирмос по 2-жды, и покрывают ирмосом же, а не Спасают. Запев Слава, Господи, Стретению Твоему. После канона припелы поют, потом стихиры. И Владычице поют во Святых воротех. И входим в церковь в Успение, и совершаем хождение, и росход по кельям. К обедне благовест в пол-3 часа дни. Обедню служат собором в Успении. На литоргии < л. 42 >//Блаженна 181 праздника, песнь 3-я и 6-я. Вход говорит конархист и головщики то же Сказа Господь спасение Свое пред языки и откры правду Свою. По входе лик правой глаголет тропарь, Слава, и ныне, кондак. Прокимен Величит душа моя Господа. Апостол, зачало 316 Братие, безо всякого прекословия, конец Яко Ты еси священник во веки по чину Мелхиседекову. Еуангелие от Луки, зачало 7 Во время оно вознесоста родителя Отроча и Спаса, конец И славу людий твоих, Израиля. Причастен Чашу спасения. И после обедни Праздник с Пречистою в трапезу несут.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Господи!» сказал Фома, «не ведаем, куда идешь, и как можем путь ведать?» «Я есмь путь, и истина, и жизнь», сказал Господь: «никто не приходит к Отцу иначе, как чрез Меня». Филипп сказал: «Господи! покажи нам Отца, и довольно нам». «Столько времени Я с вами, и ты не познал Меня, Филипп?» отвечал Господь: «видевший Меня, видел Отца; и как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве не веруешь, что Я во Отце, и Отец во Мне? Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите. И я умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Духа истины. Он научит вас всему и воспомянет вам все, что Я говорил вам. Не оставлю вас сирыми: приду к вамъ. Еще мало, и мир уже не увидитъ Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу и вы живы будете. Да не смущается сердце ваше и не устрашается. Возстаньте, идем отсюда». С этими словами Господь вышел из-за стола и направился к выходу. За ним последовали и ученики Его, запев пасхальное словословие, заканчивавшееся словами: «благословен грядый во имя Господне». Когда все вышли из комнаты и направились к Гефсиманскому саду по дороге, проложенной среди виноградииков, Господь снова начал говорить: «Я есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть; всякую ветвь у Меня, не творящую плода, отсекает, и всякую, творящую плод, очищает, да множайший плод принесет. Как ветвь не может плод сотворить сама собою, если не будетъ на лозе: такъ и вы, если во Мне не пребудете. Я есмь лоза, вы же – ветви. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюдал заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сия есть заповедь Моя – да любите друг друга, как Я возлюбил васъ; больше той любви нет, кто душу положит за другов своих. Вы – други Мои, когда творите, что Я заповедаю вам. Сие заповедаю вамъ – да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, ведайте, что Меня прежде вас возненавидел. Сие сказал Я вам, да не соблазнитеся. От синагог отлучат вас; но придет час, когда всяк убивающий вас возмнит, что службу приносит Богу; и сие сотворят потому, что не познали ни Отца, ни Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010