Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии; и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати. Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавший верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных. Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя. Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Древле убо от не сущих создавый мя и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди, паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, но еже по подобию возведи древнею добротою возобразитися. Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Упокой, Боже, рабы Твоя и учини я в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила; усопшия рабы Твоя упокой, презирая их вся согрешения. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне, и Божественный Душе; просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная! Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды) . Посем ектения: Паки и паки… Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек) , и о еже простится им всякому прегрешению, вольному же и невольному.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2317...

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии; и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати. Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавший верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных. Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя. Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Древле убо от не сущих создавый мя и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди, паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, но еже по подобию возведи древнею добротою возобразитися. Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Упокой, Боже, рабы Твоя и учини я в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила; усопшия рабы Твоя упокой, презирая их вся согрешения. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне, и Божественный Душе; просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная! Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Посем ектения: Паки и паки… Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек), и о еже простится им всякому прегрешению, вольному же и невольному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Слава. Благодетеля рождьши добрым виновнаго, благодеяния богатство всем источи. Вся бо можеши яко сильна в крепости, Христа рождьши, Богоблаженная. И ныне. Лютыми недуги, и болезненными страстьми истязаему, Дево, Ты ми помози, исцелением бо неоскудно Тя знаю сокровище, некрадомо и неиздаемо. Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне:   Седален, глас 8. Яко Всенепорочная Невесто Творцу, яко Неискусомужная Мати Избавителя, приятелище яко сущи Утешителя всепетая, беззаконию мя суща скверно жилище и бесом игралище в разуме бывша, потщися сих злодействия мя избавити, светло жилище добродетельми соделавши, светодательная и нетленная, разжени   Песнь 4, ирмос. Услышах Господи, смотрения Твоего таиньство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество. Запев. Страстей моих смущение, яже кормчию рождьши Господа, бурю утиши моих прегрешении, Богоневестная. Запев. Милосердия бездну призывающу Твою подаждь ми, яже благосердаго рождьши, и Спаса всем поющим Тя. Слава. Надежу и утверждение, и спасения стену недвижиму, стяжавше Тя Всенепорочная, злолютых всех избавляемся. И ныне. На одре болезни моея греховне слежаща мя, яко человеколюбива, помози ми Богородице, Мати присно Дево.   Песнь 5, ирмос. Просвети нас повелением Си Господи, и мышцею высокою Твоего мира подаждь нам, Едине Человеколюбче. Запев. Исполни Чистая, веселия живота нашего, Твою нетленную дающи радость, веселия рождьши сущаго Вину. Запев. Избави нас от бед, Богородице Чистая, вечное рождьши избавление, и мира всяк ум преимущаго. Слава. Разреши мглу прегрешении моих, Богоневесто, светом Твоея светлости, яже Свет рождьшая Божественыи и Превечныи. И ныне. Исцели Чистая, души моея неможение посещением Си убеждьшися, и здравие мольбами Си подаждь ми.   Песнь 6, ирмос. Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печаль мою, яко зол душа моя наполнися, и живот мой аду приближися. Но молюся яко Иона: от тли, Боже мой, возведи мя. Запев. Смерти и тли яко спасл есть, Сам ся издав на смерть, тлением и смертию мое естество ято бывшее, Дево, моли Господа и Сына Своего, врагов злодействия мя избавити.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

слог у в разных изданиях имеет над собой ноту ми, или фа, или соль. Самый подъем к первому сильному ударению бывает или малый, состоящей из 12 нот, или большой заключающей в себе от 35 нот, напр., У г. Абламского и эта строка изложения необычно, именно: над вторым сильным ударением она имеет не господствующей звук гласа ми, как в других изданиях, а ноту фа, почему и получает вид конечной строки 4 гл., взятой на кварту вверх. Вариант б, как строка заключительная, употребляемая главным образом в ирмосах 7 гл., а иногда в устном певческом предании и в стихирах, но не в прокимнах, которые поются также конечной строкой гласа. Стихирный запев в малом и большом знаменном распеве краток и оканчивается на ре (вар. а), в большинстве же изданий киевского распева с его отраслями – на ми, т. е. господствующей звук гласа, без соответствующего окончания (вар. б). В сокращенном Обиходе (вар. в) и в обычном напеве Московской епархии (вар. 2) стихирный запев оканчивается на до, а в устном певческом предании иногда на до, иногда на ре (вар. в и д). Окончание запева на до имеет себе оправдание в начальном (подъеме) и конечном звуках повторяющейся пары строк гласа, а также в финале заключительного варианта б, а окончание на ре – в финальной ноте заключительного варианта а, на которую оканчивается и запев знаменного распева; окончание же на ми представляется несовершенным и ожидает заключительной ноты, каковой всего естественнее и может быть финальная нота гласа. Особенность придворного пения от варианта б состоит в замедлении конечных звуков строки, начиная со слов «имени». В издании г. Абламского стихирный запев имеет оригинальную мелодию, не подходящую к мелодии прочих строк гласа, движущуюся при том на высоких нотах соль-ля-си и таким образом на две ступени превышающую звуковую область 7 гл., что не должно быть допускаемо в церковных мелодиях. «На Господи воззвах» 7 гл. поются, кроме прокимнов, также ирмосы того же гласа и припевы на 9-й песни Введению («Ангели вхождение Пречистые»), но с некоторыми особенностями в своих мелодиях. Глас восьмой

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Вариант а представляет собой стихирный запев малого знаменного распева, заимствованный из большего распева. Варианты б и в суть два вида стихирных запевов киевского распева, из коих вариант б есть обыкновенный употребительнейший запев, а вариант в, украшенный синкопом, принадлежит устному преданию, в общем сходному с изданием г. Абламского. Все три варианта тождественны в основном мелодическом движении и различаются лишь незначительными частностями. Так в вариантах б и в первая половина строки котирована на кварту выше знаменного распева сообразно нотированию прочих строк первого гласа. В издании г. Бахметева употреблен вариант б с растяжением его звуков во второй половине строки (вместо черных – белые ноты); у о. Соколова стихирный запев изложен сходно с знаменным распевом, а у г. Абламского мы видим вариант в, но не в точном его изложении и с употреблением неправильного ударения в слове твоему. Примечание. В малом знаменном распеве, а иногда и в киевском, по изложению пространного Обихода Синодального издания, мелодическая строки повторяются не всегда с буквальной точностью. Глас второй Второй глас киевского распева совершается в области пентахорда си-до-ре-ми-фа с тоникой сольмажор и господствующими звуками ре, и частью до, с финальным окончанием си, а для средних строк – ре и до (господствующее звуки); отличается от малого знаменного распева главным образом добавкой финального звука си после обычного окончания до. Количество гласовых строк 2 гл. в певческой практике то четыре, то пять, именно: одна строка запевная (почин), две или три повторяющиеся в середине песнопений и одна заключительная. В придворном пении глас этот имеет особый вариант с тоникой реминор, мало, впрочем, различающейся от общепринятого напева. Малый знаменный распев отличается от киевского главным образом второй строкой гласа. Первая строка 2 гл., по пространному Церковному Обиходу и издание г. Потулова, имеет два варианта, которые представляют собой запевную строку, не повторяющуюся в середине песнопений, но из которых один – а употребляется только один раз в начале песнопения «Господи воззвах» как почин к целому ряду стихир, а другой б как начинательная строка в прочих песнопениях (напр. «Да исправится молитва моя»). В продолжении же песнопений повторяются только строки 2-я, 3-я и 4-я. Два начальные звука строки иногда замедляются (у Потулова), а звуки перед вторым сильным ударением подлежат гармонической замене. – В малом знаменном распеве и в московском обычном пении такого различения вариантов первой строки не существует, а употребляется в начале песнопений второй её вид б, не повторяющийся в середине песнопений; в придворном же пении и у г. Абламского в значении начинательной строки употребляется запевный вид а 1 , но с одним только предконечным сильным ударением и с переносом его на предыдущую ноту фа. В гармоническом отношении вариант этот имеет основным тоном реминор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Чтец: «Отец будущаго века» (последний стих). Хор: «Яко с нами Бог». Чтец: «С нами Бог, разумейте языцы...» (полностью). Хор: «С нами Бог...» (полностью). Чтец: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» Хор: «С нами Бог...» (полностью). Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь.» Хор: «С нами Бог...» (полностью). Чтец: «День прешед, благодарю Тя, Господи...» «Слава». «День пришед, славословлю тя, Владыко...» »И ныне». «День прешед, песнословлю тя, Святый...» «Безплотное естество херувимское...» «Верую во Единаго Бога Отца...». Священник: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных», – и делает земной поклон. Хор: «Пресвятая Владычице Богородице...» (дважды). Священник: «Вся небесныя силы Святых ангел и архангел, молите о нас грешных» (земной поклон). Хор повторяет данный запев один раз. Аналогично происходит обращение и к другим святым по чину: священник возглашает очередной запев и делает поклон, а хор повторяет запев один раз. После последнего запева чтец читает Трисвятое по «Отче наш». В церковном Уставе это Трисвятое называется «первым Трисвятым». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...» Чтец читает тропари из Часослова: В понедельник и среду вечером: «Просвети очи мои...» " Слава» – " Заступник души моея буди, Боже...» " И ныне» – «Яко не имамы дерзновения...» Во вторник и четверг вечером: «Невидимых враг... Призри и услыши мя... (стих) Яко страшен суд Твой...» «Слава» – «Слезы ми даждь, Боже...» »И ныне " – «Непостыдную, Богородице, надежду Твою имея...» После тропарей чтец читает: «Господи помилуй» (40 раз) во всех случаях, затем – «Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим...» «Именем Господним благослови, отче». Священник: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Чтец: «Аминь». Далее читает молитву святителя Василия Великого : «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни...» 2-я часть Чтец: «Приидите, поклонимся...» Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» Псалом 101: «Господи, услыши молитву мою и вопль мой к Тебе да приидет...» Молитва Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших...» Трисвятое по «Отче наш» («второе Трисвятое»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне» 200 . «Приидите, поклонимся...». Псалом 4: «Внегда призвати ми...». Псалом 6: «Господи, да не яростию Твоею...». Псалом 12: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца...». «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне». Пса­лом 24: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...». Псалом 30: «На Тя, Господи, уповах...». Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго...». «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». Чтец (иногда канонарх) громко и торжественно возглашает: «С нами Бог , разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Хор: «С нами Бог... » (2 раза полностью). Затем чтец читает стихи, а хор допевает припев к каждому стиху: «Яко с нами Бог». Чтец: «Услышите до последних земли». Хор: «Яко с нами Бог». Чтец: «Могущие покаряйтеся». Хор: «Яко с нами Бог» (далее по тексту великого повечерия). Чтец: «Отец будущаго века» (последний стих). Хор: «Яко с нами Бог». Чтец: «С нами Бог , разумейте языцы...» (полностью). Хор: «С нами Бог...» (полностью). Чтец: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Хор: «С нами Бог...» (полностью). Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». Хор: «С нами Бог...» (полностью). Чтец: «День прешед, благодарю Тя, Господи...». «Слава»: «День прешед, славословлю тя, Владыко...». «И ныне»: «День прешед, песнословлю тя, Святый...». «Безплотное естество херувимское...». «Верую во Единаго Бога Отца...». Священник: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных» и делает земной поклон. Хор повторяет: «Пресвятая Владычице Богородице...» (дважды). Священник: «Вся небесныя Силы Святых Ангел и Архангел, молите о нас грешных» (земной поклон). Хор повторяет данный запев один раз. Аналогично происходит обращение и к другим святым по чину: священник возглашает очередной запев и делает поклон, а хор повторяет запев один раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На сколько все это читать? Минея со ирмосом – на 6, ирмос – 1, тропари – на 5. Поскольку Минея расписана на 4, а нужно читать на 5, 1-й тропарь МИнеи, как правило, читается дважды. Далее – 1-й трипеснец Триоди: без ирмоса на 4 (то есть ирмос опускаем и читаем 4 тропаря, включая Богородичен). 2-й трипеснец Триоди: без ирмоса на 4 (опять пропускаем ирмос и читаем 4 тропаря, включая Богородичен). К предпоследнему тропарю запев в Ирмологии будет: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», а к Богородичну будет запев: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Остается еще дополнительный тропарь 2-го трипеснца. Здесь запев всегда один и тот же: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и идет дополнительный тропарь. Почему дополнительный, понятно: канон читается уже не на 14, как обычно, а на 15. Затем – ирмос 2-го трипеснца Триоди. То есть получается, что всякая песнь с трипеснцами имеет покрывающий ирмос, который находится здесь же, в Триоди. Итак, схема такова: начинаем петь библейскую песнь до метки «на 14», потом поем еще один стих, далее – ирмос Минеи единожды, далее чередуем стихи библейской песни с тропарями. Из Минеи нужно взять 5 тропарей, а в ней, как правило, только 4 – следовательно, первый тропарь придется петь дважды. Далее продолжает чередование – уже с тропарями 1-го трипеснца Триоди. Ирмос 1-го трипеснца вообще никогда не поется и в Триоди даже не приводится. Для чего он указывается, я объясню. Далее – последние четыре тропаря 2-го трипеснца. Опять опускаем ирмос, поем с двумя последними запевами («Слава», Троичен 2-го трипеснца, «И ныне» – Богородичен 2-го трипеснца). Далее: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», дополнительный тропарь. Как бы вместо катавасии поем ирмос последнего из читавшихся канонов. То есть правило о покрывающем ирмосе сохраняется и Великим Постом. Завершая разговор о канонах, укажем, что бывает по 3, 6, 8 и 9 песням (это особые гимнографические тексты). По 3-й песни: – покрывающий ирмос (в среду – из Триоди, в остальные будничные дни – из Минеи)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но если бы нам сказали: отдай свою жизнь и всё, что ты имеешь, потому что того требует гармония человечества, все ли мы ответили бы на это положительно? Есть и другие вопросы, которые волновали и волнуют человека: какой смысл страданий в жизни? К чему усилия человеческие, если всё кончается смертью, тлением и абсолютным исчезновением? К чему порывы ума и сердца? К чему таланты и старания? К чему, наконец, благородство? Зачем всё это, если ничего нет, если сегодня я живу, а завтра меня нет, какое мне дело до гармонии человеческой, если я не буду участвовать в ней? Итак, если Христос не воскрес, тогда всё – бессмыслица. Если же Он воскрес, тогда с Ним всё воскресает, всё исполняется светом смысла, добра и надежды. «Я лично, – заключает религиозный мыслитель Владимир Соловьев, – с тех пор, как признаю, что история мира и человечества имеет смысл, не имею ни малейшего сомнения в Воскресении Христа, и все возражения против этой истины своею слабостью только подтверждают мою веру...» («Вопросы философии и психологии», 1905, кн. 79, сентябрь – октябрь). Если Христос воскрес, тогда, значит, мы все воскреснем, ибо Слово Божие говорит: Ныне же Христос восста от мертвых: начаток умершим быстъ ( 1Кор. 15:20 ). Если же мы воскреснем, значит, есть загробная жизнь, есть воздаяние, есть праведный Судия, есть потусторонний мир, к которому мы должны приготовиться здесь, на земле, и где «Господь коемуждо воздаст по делом его». Тогда и земная жизнь получает свой смысл и значение. Тогда и смерть не страшна, ибо она есть переход к другому, новому, высшему миру. Тогда и добродетель имеет свой венец, и порок – возмездие, и преступление – наказание, и вера и надежда – оправдание. Сегодня, как и в прежние годы, над всей нашей планетой в полночный час, вновь Божией милостью, прозвучал запев: «Христос воскресе из мертвых», – запев, который зовет нас к бодрости, к жизни, к труду и к созиданию, зовет к твердости веры и упования. Этот запев звучит и будет звучать как вызов всему человечеству, как вызов против одиночества, против бессмысленности, против смерти, водворяя и утверждая в нас веру в действительное, лучшее будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Древле убо от не сущих создавый мя и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди, паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, но еже по подобию возведи древнею добротою возобразитися. Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Упокой, Боже, рабы Твоя и учини я в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила; усопшия рабы Твоя упокой, презирая их вся согрешения. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне, и Божественный Душе; просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная! Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды) Посем ектения: Паки и паки... Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек), и о еже простится им всякому прегрешению, вольному же и невольному. Хор: Господи, помилуй. Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются. Хор: Господи, помилуй. Милости Божия, Царства Небеснаго, и оставления грехов их, у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим. Хор: Подай, Господи. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения их, вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Слава:, и ныне: От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны света Тою показавый, помилуй нас. Молитва Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.

http://drevo-info.ru/articles/1115.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010