Вальсамон . 27е апостольское правило определяет подвергать извержению посвященных, если они бьют кого-либо верного, или неверного – обидевшего или согрешившего. А настоящее правило говорит, что некоторые посвященные, избегая определяемого за это правилом извержения, не наносят ударов своеручно, но, удовлетворяя своему гневу, бьют чрез других, – потому, конечно, что апостольское правило буквально не воспретило того; и, таким образом, обходят апостольскую заповедь. Говорить об Апостолах, будто они наказывают того, кто однажды или, пожалуй, дважды ударит собственноручно, но не наказывают нанесшего кому-нибудь многие и смертоносные удары чрез повеление, – это, конечно, не только погрешительно, но и совершенно нелепо. Поэтому отцы следуя тому, что определено святыми Апостолами, и постановили, что посвященные не должны наказывать кого бы то ни было ни собственноручно, ни посредством чужой руки, но должны вразумлять согрешающих увещаниями, или епитимиями; a не обращающихся наказывать вмешательством мирских начальников. Но как бы отвечая на чье-то возражение, что и это неприлично и несвойственно посвященным, правило говорит, что Антиохийский собор в правиле определил, что клирики, возмущающие церковь , должны быть вразумляемы посредством внешней, то есть гражданской власти. Кто-нибудь скажет: если так определяет правило, то каким образом учители свободных наук, то есть грамматики, и другие подобные, будучи посвященными, без предосуждения бьют своих учеников? Решение. Наказывается нанесение ударов из мщения и гнева, а никак не умеренное вразумление учителей не только словом, но и рукою, при воспитании и обучении. Потому-то правило и сказало, что подлежат наказанию посвященные, устремляющиеся на тела человеческие, указывая словом « устремляться » (ππηδν) на безрассудный, как бы в бешенстве, порыв бьющих с гневом. Потом, если бы запрещались подобные удары учителей, то и церковные клирики не должны бы были, по повелению протэкдика , палицею вразумлять согрешающих рабов и свободных, приводимых к протэкдику; однакож это делается без предосуждения. Но если посвященный ударит кого-нибудь палицей у протэкдика с гневом и яростию, как и случилось однажды в архиерейство святейшего патриарха господина Луки, не должен избежать наказания. Равным образом и учитель, если с гневом ударит своего ученика, употребив для того такую палку, какою может быть причинена смерть, не должен остаться без наказания.

http://azbyka.ru/pravo/dvukratnyj-sobor-...

– Ой, а за подарок чуть не забыла! Она раскрыла маленький пакетик, который держала в ладони, и достала оттуда массивный серебряный крестик с такой же массивной цепочкой. – Для такого рыцаря только такой и нужен, – сказала она и, не спрашивая Мишкиного согласия, сама надела на его шею свой подарок. – Со Святой Земли. Приложен ко Гробу Господню, многим чудотворным иконам и другим святыням. Специально для тебя просила привезти. Я верила, что мы еще обязательно встретимся. Надеюсь, что с таким святым подарком все твои приключения наконец-то закончатся. Мишка поправил крестик, спрятал его и, смущенно глядя на Ольгу, выдавил из себя: – У меня такое предчувствие, что все настоящие приключения только начинаются… Ольга вышла проводить Мишку за ворота монастыря, где ожидал Павел. Они шли молча, переполненные теплыми воспоминаниями и радостью от этой встречи. Неожиданно Ольга остановилась, вспомнив, о чем хотела спросить Мишку. – Послушай, а откуда ты знаешь отца Иоанна? Мишка первый раз за все время, пока был с Ольгой, улыбнулся, потом так же, как и она, загадочно поманил ближе к себе и прошептал ей на самое ухо: – А вот о том, матушка, говорить не велено… Обычно – три соединенные между собой иконы из металла или дерева, которые можно складывать Высшая мера наказания Легендарный советский танк «Т34» времен Великой Отечественной войны «Борзик» можно перевести буквально как «волчонок» – от чеченского слова «борз», т.е. волк (прим. автора) Деньги (жарг.) Волк (чеч.) Специальная команда, которая в Афганистане занималась отправкой тел погибших советских воинов Цинковые гробы Доллары США (жаргон) БМП, боевая машина пехоты (арм. сленг) Мы находимся на горе. Где остальные? (чеч.) Не осталось ни одного! А сколько вас? (чеч.) Я нахожусь в секторе. Очень плохо тебя слышу. Перейди на другой канал! (чеч.) Морской пехотинец (армейский сленг) Район боевых действий в горной Чечне Названия чеченских населенных пунктов Как фамилия твоего командира? (чеч.) Три тысячи долларов (сленг) Две с половиной тысячи долларов (сленг)

http://azbyka.ru/fiction/samaryanka-sovr...

Святой Афанасий (4 век) в своем слове на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей. В и 6м веках по причине ересей, унижавших лицо Богоматери и искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, представились особенные побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника. За это время Богослужение праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство воплощения Сына Божия и величие Богоматери. В 8м веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили на этот праздник канон, воспеваемый и доселе. По объяснению древних христианских писателей в основание обычая праздновать Благовещание 25 марта лежит предание Церкви о том, что именно в этот день совершилось воплощение Иисуса, предваряя на 9 месяцев Рождество Христово, которое отмечается 25 декабря по церковному календарю. Благовещение. (Святого Иоанна Кронштадтского) Таинство, совершившееся в нынешний день, приводит в изумлениене не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшел до зрака рабия и стал человеком, не престав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огнь Божества и остаться неврежденною и пребыть на веки Матерью Бога воплощенного? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство Благовещения Архангелом Пресвятой Деве и — воплощения Сына Божия от Нее! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь особенно души христианские, но радуйтесь с трепетом пред величием таинства, как обложенные скверною греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божией от скверны греха. Возвеличите чистыми сердцами и устами Матерь Божию, возвеличенную и превознесенную над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятия, праведно на нас изреченного в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Образцом для начального стиха канона – ирмоса – служит отдельное событие из Священного Писания Ветхого Завета, имеющее в себе прообразовательный, то есть пророчески-символический для Нового Завета смысл. Например, ирмос 1й песни вспоминает, в свете христианской мысли, чудесный переход евреев через Красное море; Господь прославляется в нем как Всемогущий Избавитель от зла и рабства. Ирмос 2й песни построен на материале обличительной песни Моисея в синайской пустыне, которую он изрек для пробуждения у бежавших из Египта евреев, чувства раскаяния. 2я песнь поётся только во время Великого Поста. Ирмос 3й песни основан на благодарственной песни Анны, матери пророка Самуила, за дарование ей сына. В ирмосе 4й песни даётся христианское истолкование явления пророку Аввакуму Господа Бога в блеске солнечного света из-за лесистой горы. В этом явлении Церковь усматривает славу грядущего Спасителя. В ирмосе канона, мотив которого взят из книги пророка Исаии, Христос прославляется, как миротворец и в нем также содержится пророчество о воскресении из мертвых. 6й ирмос – из истории пророка Ионы, который был брошен в море и проглочен китом. Это событие, по мысли Церкви, должно напомнить христианам об их погруженности в греховной бездне. В этом ирмосе выражена также мысль, что нет такой беды и ужаса, среди которых не был бы услышан голос молящегося от всего сердца. Ирмосы 7й и 8й песней канона основаны на песни трех еврейских отроков, брошенных в огненную вавилонскую печь. Это событие является предызображением христианского мученичества. Между 8й и 9й песнями канона в честь Божией Матери поётся песнь, начинающаяся словами «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем», с припевом «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Это прославление Божией Матери начинает диакон, который сначала кадит алтарь и правую часть иконостаса. Затем, остановившись перед местной иконой Богоматери на иконостасе, он поднимает кадило в воздух и возглашает: «Богородицу и Матерь Света, в песнях возвеличим». Хор отвечает богородичным славословием, во время которого диакон совершает каждение всего храма. Ирмос 9й песни всегда прославляет Божию Матерь. После канона в последний раз на Всенощной слышится малая ектенья «Паки и паки миром Господу помолимся», являющаяся сокращенным вариантом Великой или Мирной ектеньи. В воскресном Всенощном Бдении, после малой ектеньи и возгласа священника, диакон возглашает «Свят Господь Бог наш»; эти слова повторяются хором трижды. Светилен

http://azbyka.ru/smysl-i-struktura-vseno...

Это право ранее уже было признано за епископами еще Анкирским Собором (314 г.) в правиле, где говорится: «Епископы да имеют власть, испытав образ обращения, человеколюбствовати, или большее время покаяния преложити» 86 . А по 3му правилу Неокесарийского Собора (315 г.), «обращение и вера (кающихся) сокращают время покаяния» 87 . Святитель Василий Великий в одном из своих правил определяет: «Врачевание же измерять не временем, но образом покаяния» 88 , а также учит: «Если кто бы то ни был из падших в вышеписанные грехи, исповедавшись, сделается ревностным в исправлении, то принявший от человеколюбия Божия власть разрешать и связывать не будет достоин осуждения, когда, видя крайне усердное исповедание согрешившего, сделается милостивее и сократит епитимию. Поскольку повествования Священного Писания показывают нам, что с большим подвигом исповедающиеся скорее получают Божие милосердие» 89 . О той мере, которая должна определять церковные наказания, говорит и святитель Иоанн Златоуст . Этой мерой он определяет состояние души согрешившего: «У меня вопрос не о продолжительности времени, а об исправлении души. Покажи же мне (исправление); если они пришли в сокрушение, если переменились, то все сделано; а если нет этого, не поможет время. Уврачевание связанного пусть будет сроком к разрешению. Если мы так будем заботиться и о самих себе и о других, и не станем смотреть на человеческую славу или бесславие, но, имея в мысли будущее мучение и поношение, а более всего — страх оскорбить Бога, усугубим врачебные средства покаяния, то скоро достигнем и совершенного здравия, и получим будущие блага, которых и да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» 90 . Святитель Григорий Нисский также определяет: «Возбудивший сам себя к исповеданию грехов, как уже начавший врачевание своего недуга тем самым, что решился по собственному побуждению быть обличителем своих тайн, и как показавший знамение своего изменения к лучшему, да будет под епитимиею более снисходительною, а уловленный во зле или по некоему подозрению или обвинению невольно обличенный подвергается продолжительнейшему исправлению, дабы со строгостью быв очищен, таким образом принят был к общению Святых Тайн» 91 .

http://azbyka.ru/epitimya-v-pastyrskoj-p...

Чтобы не быть людям в соблазн и преткновение, разведшейся по общему согласию со своим мужем, возводимым на председательство епископии, должно, по его рукоположении, идти в монастырь, лежащий вдали от местопребывания епископа; а он должен иметь всякое попечение о ней. Вальсамон . Святые Апостолы, определяя в правиле : « епископ или пресвитер или диакон да не изгонит жены своея под предлогом благоговения », дозволили епископам и по рукоположении иметь своих жен. А святые отцы настоящего собора в 12м правиле определили то, что определили. Теперь же повелевают избранному на епископство разлучаться с сожительствующею ему женою по общему согласию и, по его рукоположении, жене идти в далекий от той епископии монастырь: ибо если они будут непрестанно видеть друг друга, то это будет им напоминать о прежнем между собою обращении и сожитии и разжигать любовь. А когда это таким образом сделается, жена может пользоваться вещественным содержанием, если нуждается. Ибо если она достаточна, епископ не должен давать ей ничего, потому что и сам если имеет достаток, не может ничего издерживать на себя из доходов епископии. А если и жизнь его жены честная и достойная степени диаконисы, то она может быть возведена и на эту степень. Когда это определяет правило, иной может спросить: между тем как 127я Юстинианова новелла , много раз приведенная в настоящей книге, запрещает расторгать браки по согласию супругов, каким образом настоящее правило определяет жене по согласию разлучаться с мужем, избираемым во епископа? Решение . По согласию сожитие не расторгается, а по благословной причине прекращается. И как в случае пострижения одного из супругов, мы говорим, что развод бывает по доброй воле, так и в случае избрания мужа во епископа сожитие должно прекратиться по рукоположении; и это не имеет вида развода по взаимному соглашению, не допускаемого законами. До рукоположения брак не расторгается, потому что может быть рукоположение не состоится по каким-нибудь могущим открыться уважительным причинам.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Такой же подход применяет святой Василий Великий в своем 60м правиле, определяя степень вины и соответствующее наказание подвижницам, давшим обет девства и впоследствии впавшим в блуд. Он аналогически распространяет на них наказание, предусмотренное прелюбодеям. Вальсамон в комментарии отмечает: «Деву, давшую такое обещание, если она падет, святой определяет устраивать (ρζει γιος… οκονοµεσθαι), то есть подвергать епитимии, как прелюбодеиц» 21 . Вселенские Соборы занимались и непосредственным реформированием общих принципов церковного права. Так, 12е правило Трулльского Собора, вводя обязательное безбрачие епископата, отменило тем самым прежнее положение, зафиксированное в правиле святых апостол, согласно которому епископ «да не изгонит жены своея под видом благоговения». Трулльские отцы обосновывали эту реформу соображениями церковного блага, ибо они взялись за нее, «имея убо великое тщание, дабы все устрояти к пользе порученных паств». Таким образом, эта мера оправдывается целесообразностью, и, несмотря на неупотребление в этом правиле термина «икономия», это решение может расцениваться как икономическое по существу. Приходится признать, однако, что церковное законотворчество в целом гораздо реже ищет формальных обоснований для самого себя, чем, например, римское право, опиравшееся в большинстве подобных случаев на упоминавшийся уже принцип aequitas. В настоящее время глубокий преобразовательный процесс в Церкви теоретически возможен, однако практически труден, ибо «отменить тот или другой существующий закон может власть или равная, или высшая той, которою данный закон был издан» 22 . Законодательство Вселенских Соборов, составляющее фундамент канонического права, может изменять лишь не менее авторитетный орган церковной власти, то есть новый Вселенский Собор. Например, Константинопольский Патриарх Гавриил III (1702–1707), подвергая критике запрет брака в 6й степени свойства и, соответственно, разрешая его, не решается оформить это мнение в виде синодального законодательного акта, отменяющего прежний порядок, но, отождествляя свою «икономию» со «снисхождением», дозволение адресует только подателям прошения в качестве привилегии 23 . Особенности функционирования икономии

http://azbyka.ru/ikonomija-kak-princip-c...

Последней не касаемся здесь; потому что она есть для нас не материал, а уже готовый образец, показывающий нам, как наши отечественные витии искусно пользуются языком церковным и умеют соединять его с гением речи современной. Многие слова древние отставлены совершенно без права, и введены новые также без права, например, предисловие вместо наших введений, предварительных понятий, приступов и пр.; последствие вместо заключения , в котором весьма мало смысла; наши привилегии в преимуществе ничуть не лучше древнего преиметельства , доказательства показаний , знаки знамений , ваше благородие, благородия веры , природа естества , форштаты предградий , мебели утварей , ордена и порядки чинов и санов , убедительные уверительных, временные привременных , наговоры наветов и наваждений и т. д. И со словами бывает то же, что с людьми; когда слово потеряло значение в свете, трудно возвратить его; или когда получило другое иногда превратное назначение, трудно возвести его на первобытную степень. Таково, например, слово повесть , исторгнутое у языка церковного, и теперь служащее названием для всякой сказки. В этом отношении единственный достойный подражания перевод есть у нас перевод книги; Святого Отца нашею Максима , о Любви . СПб, при Святейш. Синоде 1819 г. Кроме необыкновенной ясности, в Русском переводе удержаны все выразительные старинные слова и выражения Славянские. Например, – в древнем переводе Бесед Св. Златоуста на послание к Римлянам читаем: « где прочее ныне мудрии Еллинстии, иже широкодолгия брады влекущии, крилатократкими ризами одеяннии, и вельмы гордящеся ?» (Бесед. 2я, стр. 38). Почему не поместить в современную речь этих иронических выражений старинного перевода: широкодолгия брады влекущии, в крилатократкие плащи одетые ? Другими, более выразительными, заменить их трудно. Славянской перевод бесед Св. Иоанна Златоуста на послание Св. А. Павла во многих местах очень тёмен, не смотря на поновление; однако в нём есть премного таких страниц, из которых можно делать выписки почти без всякой перемены, например, в нравоучении на 2Кор.2 говорится о том, что, восходя на молитву, должно оставить всякие помыслы, подобно Аврааму, восходившему на гору для жертвоприношения Исаака, и говорится так: «Помысли, яко и Авраам, жертву принося, ни жене, ни рабу ни иному коему остави, тамо (на горе) быти; – ни; прочее, ниже ты рабским и не свободным некиим страстем да оставлявши в слове быти; но взыди сам един на гору, идеже (как), он взыде, идеже взыти несть лет никому же иному.

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

С исчезновением ансамбля красноярской крепости, высотных объемов Преображенской и Покровской церквей, игравших исключительно важную роль в архитектурном облике города и его речной панораме, главной градостроительной доминантой Красноярска стала выразительная вертикаль Воскресенского собора. В значительной степени этому способствовала ориентация на здание соборной церкви центральной улицы города, разбитой по новому регулярному плану, «спрожектированному» геодезии сержантом Петром Моисеевым. Весной 1779 года у северного фасада здания началось строительство придельного храма во имя святителя и чудотворца Дмитрия митрополита ростовского. Грамота на освящение этого придельного храма была выдана тобольским архиепископом Варлаамом протоиерею Алексею Михайловскому 12 ноября 1781 года. В ходе завершения работ по строительству северного придела у южного фасада Воскресенского собора также по грамоте архиепископа Варлаама, датированной 10 августа 1781 года, был заложен еще один теплый придельный храм, получивший именование в честь иконы Владимирской богоматери. Из доношения протопопа Алексея Михайловского в Тобольск следует, что этот придельный храм был освящен 22 июня 1782 года. Таким образом, строительство красноярского Воскресенского собора в XVIII веке распадается на два точно документируемых этапа. В течение первого из них, в 1761-1773 годах, был возведен основной объем здания, включавший храм с алтарной апсидой, трапезную и, вероятно колокольню. Второй этап строительства собора, включающий отрезок времени между 1779 и 1782 годами, был связан с возведением у северного и южного фасадов здания одноэтажных придельных храмов. Обнаруженный нами в фондах красноярского краевого архива подробный обмерный чертеж плана Воскресенского собора, составленный в 1958 году, дает возможность полностью реконструировать первоначальную (до расширения здания западными пристройками и строительства новой колокольни) композиционную структуру здания и размеры составляющих ее частей. Судя по чертежу, внутренний размер храмового четверика, имевшего квадратные пропорции, составлял 8,7мх8,7м. Внутренний продольный размер трапезной – 9,8м, поперечный размер (с учетом поздних теплых приделов) – 20,1м. Внутренний размер нижнего яруса колокольни – 6,75м х 6,75м. Внутренний поперечный размер алтарной апсиды главного храма – 6,5м. Толщина стен храмового четверика равнялась 120 см., толщина стен колокольни – около 150 см.

http://sobory.ru/article/?object=23533

Красное. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Карта и ближайшие объекты Церковь Параскевы с приделом Усекновения глав Иоанна Крестителя деревянная с деревянной колокольней и оградой. Построена 1899 г. прихожанами. Сведений о времени основания прихода не сохранилось. Известно, что деревянная церковь была перенесена из с. Хвастовичи в с.Красное с престолом в честь Успения Божией Матери. Земских школ две. Имелась библиотека в 32 тома. Приход состоял еще из 2-х деревень. В 1929 г. с. Красное подверглось большому пожару, при котором сгорела и церковь. В настоящее время от сгоревшей церкви никаких следов не осталось. Община образована 6 февряля 1994 г.Под молитвенный дом была передана школьная мастерская, к которой пристроили алтарь и колокольню (все из дерева). В 1997 г. приход был переименован в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, в память пострадавших жителей района от Чернобыльской катастрофы. Первая литургия была совершена 7 января 1994 года настоятелем храма свящ. Александром Бондарем на Рождество Христово. Литургия совершалась в молитвенном доме, под который была передана бывшая школьная мастерская- ветхое деревянное здание. С восточной стороны был прирублен бревенчатый алтарь (5м. х 3 м.) а к концу 1994 года пристроена бревенчатая колокольня. В 1996 году был сделан одноярусный гипсовый иконостас а в 1997 году земельный участок вокруг храма был обнесен металлическим забором. Службы на приходе совершаются по субботним, воскресным и праздничным дням. Особенно торжесственно проходят богослужения на престольный праздник в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих радость”. После литургии совершается праздничный молебен с крестным ходом вокруг храма. На Успение Божией Матери после божественной литургии совершается крестный ход по всему селу от храма до Успенской часовни на кладбище (построена в 1997 году), а затем совершается панихида по почившим жителям села. Стали уже традиционными Рождественские елки для школьников, которые проходят в сельской школе и собирают большое число детей и их родителей. При храме создается библиотека для воскресной школы, ведется попечительство о малоимущих жителях села. В среднем каждое всенощное бдение посещают 22 человека, а божественную литургию 45 человек. Из них дети и молодежь составляют 20 %.Местночтимые праздники: Казанския иконы Божией Матери, Усекновения главы Иоанна Крестителя, Св. муч. Параскевы Пятницы. http://korolev.msk.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14303

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010