Разделы портала «Азбука веры» Апокатастасис (греч. ποκατστασις – возвращение в прежнее состояние, восстановление) — 1) термин, используемый в рамках отвергнутого Церковью учения « о всеобщем спасении », подразумевающего конечность адовых мук для всех грешников и даже для демонов. 2) теологический термин, используемый в православном греческом богословии в разных значениях (восстановление человека, преображение мира и др.). См. также Деян.3:20-21 на греческом. Слово апокатастасис в значении восстановления использовалось: Отдельные положения будущего учения об апокатастасисе встречаются уже у Климента Александрийского . В частности, он допускал, что адские муки могут иметь очистительное значение для грешников. Ориген более детально развил представления о всеобщем спасении. Эсхатологическое учение Оригена дошло до нас в несколько измененном виде, вследствии исправлений, внесенных в его произведение «О началах» Руфином. Тем не менее можно быть твёрдо уверенным в неправославности его эсхатологических взглядов, осужденных  Церковью на Вселенском соборе . Ориген учил, что пребывая под действием адского огня все грешники очистятся; мера очищения каждого будет соответствовать мере его греховности; рано или поздно все разумные твари соединятся с Творцом. В чём состоит учение о конечности адовых мук? Это учение строится на ряде своеобразно истолкованых библейских выражений, в частности на утверждении, что Бог будет «все во всем» ( 1Кор.15:26-28 ), а также на предположении, что в силу Своих безграничных совершенств, таких как милосердие, высочайшая премудрость, любовь , Бог не попустит страдать грешникам вечно, но восстановит их посредством очистительного адского пламени, после чего все они, без исключения, соединятся в любви с Богом и с сонмом святых . При этом подразумевается, что длительность пребывания каждого грешника в аду, после Дня Страшного Суда , будет зависеть от степени его личной греховности. Чем выше греховность, тем продолжительней будет и его мучение (см. подробнее: Вечны ли адские муки? ).

http://azbyka.ru/apokatastasis

Развивается осязание. Малыш открывает для себя части своего тела, изучает их, использует пальцы. Развитие движений Активность младенца необычайно возрастает, он энергично шевелит руками и ногами, осваивая новые двигательные навыки. Собственные движения доставляют ему огромное удовольствие. Голова, ноги, руки приобретают большую подвижность. Ребенок учится переворачиваться с бока на бок, чего достигает примерно к 4 месяцам. К 5 месяцам он долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, прогнув спину, высоко поднимая голову и грудь. В это же время он самостоятельно переворачивается со спины на живот, но обратно на спинку научится переворачиваться позже – примерно к 6 месяцам. К шестому месяцу ребенок хорошо «управляется» со своей головкой – поворачивает ее в разные стороны, останавливает, когда захочет. Маленькие ножки ребенка делаются сильнее, он отрывает их от поверхности, недолго держит на весу, брыкается. Между и 6м месяцем он 3–4 секунды твердо стоит, поддерживаемый взрослым. Делает первые попытки поползти. Еще один важный навык, который развивается у малыша, – умение свободно брать предмет. Поначалу он не умеет правильно определить местоположение и расстояние до заинтересовавшего его предмета, делает беспорядочные хватательные движения. Но ребенок повторяет «захват» снова и снова, и в результате таких упорных тренировок к 4,5–6 месяцам он уже точно направляет руку и берет доступную ему вещь. Младенец захватывает предметы, лежа не только на спине, но и на животике, на боку, занимается ими, с удовольствием тянет в рот. Примерно к 6 месяцам может удерживать по предмету в каждой руке. Нервнопсихическое развитие Учась доставать предметы под контролем органов зрения, ребенок начинает проявлять заинтересованность миром вещей. Постепенно перед младенцем раскрывается мир не только вещей, но и людей. На 4м месяце жизни он выделяет из всех ухаживающего взрослого, а затем его эмоциональные реакции усложняются. 4–5месячный малыш радуется, общаясь со взрослым, то и дело смеется, общается с ним доступными ему способами, гулит в ответ на обращение, желает привлечь к себе внимание.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

—    Для его же пользы. Я не был допущен к переводному экзамену и оставлен в классе на второй год. Большой удар по моему самолюбию. Не знал — куда деваться от стыда. Мать, видя мои мучения, сочинила для знакомых басню о том, что я оставлен в классе «по молодости лет». Знакомые сочувственно кивали головой, но, конечно, никто не верил. То лето я провел в качестве репетитора в деревне. Работы с моими учениками было немного, и все свободное время я посвятил изучению математики. Имел терпение проштудировать три учебника (алгебры, геометрии и тригонометрии) от доски до доски и даже перерешал почти все помещенные в них задачи. Труд колоссальный. Вначале дело шло туговато, но, мало-помалу, «математическое сознание» прояснилось, я начинал входить во вкус дела, удачное решение какой-нибудь трудной задачи доставляло мне истинную радость. Словом, к концу лета я с юношеским задором сказал себе: —    Ну, Епифаша, теперь поборемся! Учитель Епифанов был влюблен в свою математику и всех не знающих ее считал дураками. В классе он находил всегда двух-трех учеников, особенно способных к математике, с ними он занимался особо, становясь совсем на товарищескую ногу. Класс дал им прозвание «Пифагоров». «Пифагоры» были на привилегированном положении: получали круглую пятерку в четверть, никогда не вызывались к доске и иногда только, когда Епифанов чувствовал, что класс плохо понимает его объяснения, приглашал кого-нибудь из «Пифагоров» повторить. Выходило иногда понятнее, чем у него… Во время заданной классной задачи «Пифагоры» усаживались отдельно, и Епифанов предлагал им задачу много труднее или делился с ними новинками из последнего «Математического журнала». Класс относился к «Пифагорам» с признанием и не раз пользовался их помощью. Первая классная задача после каникул — совершенно пустяковая… Решаю в 10 минут и подаю. Прислушиваюсь, что говорится за «пифагоровской» скамьей: — В прошлом номере «Математического Журнала» предложена была задача: «определить среднее арифметическое всех хорд круга». А в последнем номере значится, что решения не прислано. Не хотите ли попробовать…

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Многолетники, постоянно растущие на одном и том же месте, нуждаются в регулярных подкормках. Весной обязательно внесите под цветы полное минеральное удобрение, чтобы насытить почву необходимыми растениям азотом, фосфором и калием. Можно использовать, например, растворы таких препаратов, как Агрикола, Фертика, Глория, Цветочное 5М. Полевые многолетники не требуют большого усердия в уходе. Мы посвятили для них целых две статьи: «Полевые многолетники для сада: часть I» и «Полевые многолетники для сада: часть II» . Высадка рассады однолетников в открытый грунт В середине мая можно начинать высаживать в открытый грунт рассаду некоторых одно- и двулетников. В цветник уже можно отправлять астру, виолу, календулу, василек полевой, садовую хризантему и любимицу садоводов – петунию. Уход за водоёмом Очистка от мусора Водоем, как и сад, цветник или огород, также нуждается в вашей заботе. Начать уход за прудом следует с уборки. Если на зиму вы сливали воду из водоема, то достаточно просто собрать с его поверхности листья, ветки и прочий сор и вытереть стенки. Если же ваш пруд заполнен водой, то плавающий мусор соберите с помощью сачка, а ил и прочие донные отложения придется удалять с помощью специальных биохимических препаратов. Посадка водных растений После уборки водоема следующий этап – заполнение его водной растительностью. У тех растений, которые зимовали в пруду, удалите старые стебли и листья, оставив 15–20 см. В начале мая, когда вода прогреется, можно посадить или вернуть в водоем мелководные растения, которые проводили зиму в другом месте. В конце мая займитесь растениями-оксигенаторами, которые на протяжении всего сезона будут “контролировать” уровень чистоты вашего водоема. Обрезка отцветших кустарников В мае цветет большинство декоративных кустарников. Одни (форзиция, сирень) к этому времени уже заканчивают цветение, другие (клематисы, чубушник) продолжают радовать нас своей красотой. И те и другие нуждаются в обрезке отцветших соцветий. Обрезка стимулирует появление новых соцветий и помогает дольше сохранить декоративный вид кустарника. Однако не все кустарники можно обрезать весной. Некоторым эта процедура нужна летом, некоторым — поздней осенью. Полезно также подумать об обновлении кустарников или перепланировке посадок. Рекомендуем почитать статью «Как правильно выбрать и разместить декоративные кусты в саду» . Посадка канн, лилий и калл

http://azbyka.ru/garden/maj-samoe-goryac...

(Люда Сазонова, г. Красноярск.) «Я учусь в классе и занимаюсь в балетной школе. В общем, дел хватает. Часто я пропускала занятия в балетной школе из-за большого количества уроков, заданных в школе. А когда узнала об этом способе, я так обрадовалась, что и передать нельзя. Теперь я прихожу из школы, немного гуляю, потом иду в балетную школу. Утром просыпаюсь в 5 часов и превосходно делаю уроки. Теперь я хорошо стала заниматься и в общеобразовательной школе, и в балетной. Огромное вам спасибо» (Ольга Егорова, г. Куйбышев). «Решил я провести этот „опасный“ эксперимент. Для меня он не опасен, так как я учусь во вторую смену. Но, встав сегодня в 6 утра, я с 6.30 начал делать уроки по трём предметам и сделал… за 40 минут против 1,5 часа. Я вот что могу сказать по этому поводу. Вряд ли здесь особенную роль играет то, что утром человек лучше запоминает, то есть что утром мозг работает лучше. Депо, видимо, в том, что утром легче сконцентрировать внимание на чём-то одном. Постараюсь вести далее своего рода дневник, куда буду заносить все те данные, которые появятся» (Николай Жернаков, с. Наровчат, Пензенской области). «Я решила попробовать делать уроки утром. Начала я на следующий день. За всё время проведения этого опыта я ни разу не проспала. Вставала я около шести, иногда в полседьмого. Но утром я делала не только уроки, я занималась и другими делами. Всего у меня на уроки уходило минут сорок. Зато днём у меня было много свободного времени. И успеваемость повысилась. Опыт я проводила с 29 апреля, а сейчас уже 14 мая. Но вообще-то я не считаю, что у меня есть сила воли или твёрдый характер. Просто я привыкла делать так, как захочу. А когда делаешь то, что хочешь, и жить интересно» (Альбина Эрбис, д. Большая Ченчерь, Тюменской области). Однако обнаружились и затруднения. Алла Москаленко из Челябинска никак не может встать утром: «Вот сегодня я хотела встать в 5 часов, и главное, меня разбудили честь по чести, и представляете, я не встала, вот не хватает воли подняться с постели, но я лежу с открытыми глазами и ругаю себя, что не поднимаюсь. Всё равно не могу, и всё».

http://azbyka.ru/deti/uchenie-s-uvlechen...

Мы убедились на опыте, что выздоровление в АА рано или поздно откроет нам Бога. В моей жизни я познал Бога через Христа и во Христе, я ощущаю живительную силу Церкви, церковной жизни и молитвы. «Отвергнуться себя» — это беспощадно работать над 8м Шагом. В 4м и Шагах я признал, что мои недостатки, страхи, страсти — это я сам, а не какой-то малознакомый господин. В 6м и 7м Шагах я учился брать ответственность за все, что есть во мне светлого и темного. Теперь настало время отвергнуться той части себя, которая наслаждалась вседозволенностью, упивалась местью, делала подлости исподтишка. Процесс выздоровления предполагает, что в нас рождается «новый человек» — трезвый, честный, веселый и верующий. А роды, как известно, не бывают без мук и боли. Но ведь и радость бывает великая, когда «новый человек родился в мир». Если я начинаю сомневаться в своих силах, я прошу кого-нибудь из «старичков» АА поделиться со мной опытом 8го и 9го Шага. Каких только фантастических и удивительных историй я не наслушался. Даже от одного рассказа исходит волна Божьего прощения, примирения и любви, которая изливается всякий раз, когда в мире звучит искреннее «прости». Господи, помоги нам следовать за Тобой, дай силы и смирение продолжать путь выздоровления, несмотря на все препятствия внешние и внутренние. 7 августа Есть один верный способ победить плохое настроение, выйти из раздражения, разрушающего меня. Это — благодарность. Благодарность Богу, отыскавшему меня в «стране никчемности», на свалке жизни, среди пустых разбросанных бутылок и отчаянных мыслей; Богу, указавшему мне выход из, казалось бы, совершенно непоправимой ситуации. Благодарность людям, друзьям, братьям и сестрам по содружеству АА, всем тем, кто добрым словом, участием и заботой помогает мне оставаться трезвым и расти духовно. И наконец, благодарность самому себе. Ведь нашел же я в себе силы, мужество и смирение преодолеть алкогольную гордыню и, следуя рекомендациям Программы, день за днем нести трезвость, благую весть о выздоровлении не только самому себе, но и другим страдающим людям.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Сии отцы, последуя Никейскому собору , постановляют быть ежегодному собору в Карфагене, и областным митрополитам присылать и местоблюстителей от каждой области двоих, или скольких они изберут. Вальсамон . О ежегодных соборах пространнее сказано в правиле 1го Никейского собора и в других. А настоящее правило говорит, что соборы должны быть ежегодно, дабы не ослабевали от времени определения святых отцов, но чтобы по мысли их решаемы были возникающие церковные вопросы. А так как некоторые, как кажется, роптали на частые ежегодные собрания, которые были, может быть, затруднительны по дальности пути, то отцы определили, что первенствующие в областях, то есть митрополиты, должны посылать в местоблюстители, когда будет нужда, то есть когда последует приглашение их, необходимо двух епископов, или и больше, сколько изберут, дабы чрез них как бы присутствовали и сами, и чтобы имеющие быть определения были окончательны, как бы постановленные всеми. А местоблюстителями эти называются потому, что блюдут, то есть занимают и восполняют место пославших их. При сих определениях правила, если бы кто и мог сказать, что, если митрополиты, которые называются и первыми в областях, будут принуждены ежегодно собираться у патриархов, и епископы в свою очередь у митрополитов; то может случиться, что одно из сих определений не исполнится по невозможности например митрополиту Диррахии явиться к патриарху и в то же время самому действовать и на соборе в своей области; таковому скажи, что удобно может быть то и другое. Ибо областные епископы соберутся у своего первенствующего; а он явится у своего патриарха чрез посланников, то есть местоблюстителей, как определяет и настоящее правило, устраняя неудобство присутствовать митрополитам на двух соборах. А чтобы в местоблюстители посылаемы были епископы, думаю, что это не необходимо; ибо священники, даже и диаконы могут быть посылаемы в качестве местоблюстителей, ибо на большей части вселенских соборов и епископы присутствовали местоблюстителями, и священники и диаконы, как из прочих областей, так и из самого Рима.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Гностики Сирийские, принимая тот же дуализм, признавали материю деятельным началом зла (в религии Зороастра – «Ариман»). К этому направлению принадлежал и Тациан, бывший ученик св. Иустина Философа , проповедовавший строгий аскетизм. Отпрыском сирийских гностиков были антиномисты, допускавшие распущенность ради ослабления и умерщвления начала зла – плоти, материи. Маркиониты (по имени Маркиона, сына сирийского епископа, предавшего своего сына отлучению за гностицизм). Создатель ереси, Маркион, учил, что миром управляет, с одной стороны, благой Бог, начало духовное, а с другой стороны – сатана, как властитель материи. В Иисусе Христе, по учению Маркиона, сошел на землю Сам благой Бог, принявший на Себя призрачное тело. Маркиониты учили о недоступности познания Бога. Ересь держалась до 6-го столетия. Карпократ и его последователи умаляли Божество Иисуса Христа. Его секта – одна из многочисленных «антиномистических» сект – отрицателей нравственного закона – – закон, ограничивающий свободный дух). Манихейство Манихейская ересь, подобно гностицизму, представляла собой смесь элементов христианства с началами религии Зороастра. По учению Манеса, давшего начало этой ереси, борьба в мире начал духа и материи, добра и зла, света и тьмы составила историю неба и земли, в которой проявилась деятельность: а) животворного Духа, б) бесстрастного Иисуса и в) страждущего Иисуса – «Души мира.» Иисус бесстрастный, сойдя на землю, принял только вид человека (докетизм), учил людей и обетовал пришествие Утешителя. Обещанный Утешитель явился в лице Манеса, очистил извращенное людьми учение Иисуса и открыл Царство Божие. Манес проповедовал строгий аскетизм. Обвиненный в искажении религии Зороастра, Манес был убит в Персии. Ересь эта распространялась преимущественно в Западной половине Римской империи и была особенно сильна в 4м и веках. Ересь антитринитариев Эта ересь, носившая также название монархиан, возникла на почве философского рационализма; еретики не признавали учения о трех Лицах в Боге. Она имела две ветви: динамитов и модалистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

— Какие важные принципы или ценности ты хотел бы воплотить в желаемом состоянии? — Я бы хотел воплотить… — Какие качества, связанные с желаемым состоянием, у меня уже есть, и какие из них я хочу развить больше? — Я хочу быть более… — Если бы у меня уже было желаемое состояние, что бы я делал или что бы я сделал еще? — Если бы я уже достиг своего желаемого состояния, я бы… После того, как цель определена, важно еще раз проверить, насколько грамотно она сформулирована. Составление таблицы целей И здесь мы можем предложить человеку составить список десяти важных для него жизненных целей, расположив их в иерархическом порядке, т.е. по степени значимости. Пастырь может помочь человеку провести каждую цель по пяти вышеперечисленным пунктам. Возможно, одной из целей будет «выздоровление» или «исцелиться», «стать свободным». Пожалуйста, вспомните о необходимости уточнения критериев достижения этой цели: «Как ты наверняка узнаешь, что освободился от зависимости?» Таблица жизненных целей Мои жизненные цели Далее мы предлагаем человеку перепроверить иерархию целей методом исключения, начиная снизу таблицы. Например, если на месте у человека стоит «создание семьи», а на 6м — «устройство на хорошую работу», можно спросить его: «Ты устроишься на хорошую работу, но не создашь семью — или создашь семью, но не устроишься на хорошую работу… что для тебя важнее?». И если после такой перепроверки человек говорит, что «устройство на работу» для него важнее, мы предлагаем ему поменять местами эти цели в таблице. Итак, мы помогли человеку сформулировать цели. Внимательно следите, чтобы это были его жизненные цели, а не его родителей и близких, и, разумеется, не цели самого пастыря. Что необходимо? После выяснения ответов на вопросы о жизненных целях, пастырю необходимо помочь в поиске того, что необходимо для достижения целей. И здесь пастырь может задать такие вопросы: — Какие навыки и способности для достижения твоих целей уже есть у тебя? — Что ты уже умеешь делать качественно и успешно?

http://azbyka.ru/zdorovie/batyushka-ya-n...

Величественна была кончина кроткого митрополита Киевского Филарета, который прощался с духовенством, передавал для доставления государю последние приветствия любви и последния благословения. Митрополиту Московскому Филарету незадолго до конца явился отец его во сне и сказал ему: «Береги 19е число». Настал воскресный день 19-го ноября 1867 года, и митрополит в домашней церкви своей совершил литургию, по замечанию окружающих, особенно бодр и вдохновенно. Через несколько часов он был бездыханен. В 1857 году стал быстро угасать знаменитый проповедник архиепископ Херсонский Иннокентий . Но он не бросал занятий. Накануне смерти выезжал, читал корректуру сочинения своего: «Последние дни земной жизни Спасителя». Настал Троицын день, 26-го мая. Он встал в часу, прошелся по комнате, поддерживаемый служителями, затем прилег. Почувствовав приближение смерти, он велел приподнять себя и тихо скончался, коленопреклоненный, на руках двух келейников. В Пензе, 10-го октября 1811 года, на 36м году от роду почил праведный епископ Иннокентий, пострадавший за свою православную ревность во время господствовавшего тогда и поддерживаемого министром духовных дел князем А. Н. Голицыным протестантского направления. В ночь перед кончиною, он позвал к себе келейника и сказал ему: «Какое дивное видение мне представилось! Казалось мне, что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мной и, с любовию смотря на меня, взяли меня, немощного, и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился». 10-го октября утром он просил пособоровать его и, напрягая последние силы, повторял молитвы и несколько подымался при помазании елеем. Потом язык стал неметь, дыхание прерываться, он крестообразно сложил руки на груди; окружающие развели их, чтоб не затруднять дыхание, но он опять сложил их крестом. Пред самым концом один из окружающих стал читать псалмы. При словах: «Аз к Богу воззвах. и Господь услыша мя», капли слез выкатились из глаз умирающаго; на словах же: «Аз же, Господи, уповаю на Тя», — преосвященный Иннокентий вздохнул в последний раз и тихо предал дух Богу.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010