Разделы портала «Азбука веры» Апокатастасис (греч. ποκατστασις – возвращение в прежнее состояние, восстановление) — 1) термин, используемый в рамках отвергнутого Церковью учения « о всеобщем спасении », подразумевающего конечность адовых мук для всех грешников и даже для демонов. 2) теологический термин, используемый в православном греческом богословии в разных значениях (восстановление человека, преображение мира и др.). См. также Деян.3:20-21 на греческом. Слово апокатастасис в значении восстановления использовалось: Отдельные положения будущего учения об апокатастасисе встречаются уже у Климента Александрийского . В частности, он допускал, что адские муки могут иметь очистительное значение для грешников. Ориген более детально развил представления о всеобщем спасении. Эсхатологическое учение Оригена дошло до нас в несколько измененном виде, вследствии исправлений, внесенных в его произведение «О началах» Руфином. Тем не менее можно быть твёрдо уверенным в неправославности его эсхатологических взглядов, осужденных Церковью на 5м Вселенском соборе . Ориген учил, что пребывая под действием адского огня все грешники очистятся; мера очищения каждого будет соответствовать мере его греховности; рано или поздно все разумные твари соединятся с Творцом. В чём состоит учение о конечности адовых мук? Это учение строится на ряде своеобразно истолкованых библейских выражений, в частности на утверждении, что Бог будет «все во всем» ( 1Кор.15:26-28 ), а также на предположении, что в силу Своих безграничных совершенств, таких как милосердие, высочайшая премудрость, любовь , Бог не попустит страдать грешникам вечно, но восстановит их посредством очистительного адского пламени, после чего все они, без исключения, соединятся в любви с Богом и с сонмом святых . При этом подразумевается, что длительность пребывания каждого грешника в аду, после Дня Страшного Суда , будет зависеть от степени его личной греховности. Чем выше греховность, тем продолжительней будет и его мучение (см. подробнее: Вечны ли адские муки? ). |
Развивается осязание. Малыш открывает для себя части своего тела, изучает их, использует пальцы. Развитие движений Активность младенца необычайно возрастает, он энергично шевелит руками и ногами, осваивая новые двигательные навыки. Собственные движения доставляют ему огромное удовольствие. Голова, ноги, руки приобретают большую подвижность. Ребенок учится переворачиваться с бока на бок, чего достигает примерно к 4 месяцам. К 5 месяцам он долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, прогнув спину, высоко поднимая голову и грудь. В это же время он самостоятельно переворачивается со спины на живот, но обратно на спинку научится переворачиваться позже – примерно к 6 месяцам. К шестому месяцу ребенок хорошо «управляется» со своей головкой – поворачивает ее в разные стороны, останавливает, когда захочет. Маленькие ножки ребенка делаются сильнее, он отрывает их от поверхности, недолго держит на весу, брыкается. Между 5м и 6м месяцем он 3–4 секунды твердо стоит, поддерживаемый взрослым. Делает первые попытки поползти. Еще один важный навык, который развивается у малыша, – умение свободно брать предмет. Поначалу он не умеет правильно определить местоположение и расстояние до заинтересовавшего его предмета, делает беспорядочные хватательные движения. Но ребенок повторяет «захват» снова и снова, и в результате таких упорных тренировок к 4,5–6 месяцам он уже точно направляет руку и берет доступную ему вещь. Младенец захватывает предметы, лежа не только на спине, но и на животике, на боку, занимается ими, с удовольствием тянет в рот. Примерно к 6 месяцам может удерживать по предмету в каждой руке. Нервнопсихическое развитие Учась доставать предметы под контролем органов зрения, ребенок начинает проявлять заинтересованность миром вещей. Постепенно перед младенцем раскрывается мир не только вещей, но и людей. На 4м месяце жизни он выделяет из всех ухаживающего взрослого, а затем его эмоциональные реакции усложняются. 4–5месячный малыш радуется, общаясь со взрослым, то и дело смеется, общается с ним доступными ему способами, гулит в ответ на обращение, желает привлечь к себе внимание. |
— Для его же пользы. Я не был допущен к переводному экзамену и оставлен в 5м классе на второй год. Большой удар по моему самолюбию. Не знал — куда деваться от стыда. Мать, видя мои мучения, сочинила для знакомых басню о том, что я оставлен в классе «по молодости лет». Знакомые сочувственно кивали головой, но, конечно, никто не верил. То лето я провел в качестве репетитора в деревне. Работы с моими учениками было немного, и все свободное время я посвятил изучению математики. Имел терпение проштудировать три учебника (алгебры, геометрии и тригонометрии) от доски до доски и даже перерешал почти все помещенные в них задачи. Труд колоссальный. Вначале дело шло туговато, но, мало-помалу, «математическое сознание» прояснилось, я начинал входить во вкус дела, удачное решение какой-нибудь трудной задачи доставляло мне истинную радость. Словом, к концу лета я с юношеским задором сказал себе: — Ну, Епифаша, теперь поборемся! Учитель Епифанов был влюблен в свою математику и всех не знающих ее считал дураками. В классе он находил всегда двух-трех учеников, особенно способных к математике, с ними он занимался особо, становясь совсем на товарищескую ногу. Класс дал им прозвание «Пифагоров». «Пифагоры» были на привилегированном положении: получали круглую пятерку в четверть, никогда не вызывались к доске и иногда только, когда Епифанов чувствовал, что класс плохо понимает его объяснения, приглашал кого-нибудь из «Пифагоров» повторить. Выходило иногда понятнее, чем у него… Во время заданной классной задачи «Пифагоры» усаживались отдельно, и Епифанов предлагал им задачу много труднее или делился с ними новинками из последнего «Математического журнала». Класс относился к «Пифагорам» с признанием и не раз пользовался их помощью. Первая классная задача после каникул — совершенно пустяковая… Решаю в 10 минут и подаю. Прислушиваюсь, что говорится за «пифагоровской» скамьей: — В прошлом номере «Математического Журнала» предложена была задача: «определить среднее арифметическое всех хорд круга». А в последнем номере значится, что решения не прислано. Не хотите ли попробовать… |
Многолетники, постоянно растущие на одном и том же месте, нуждаются в регулярных подкормках. Весной обязательно внесите под цветы полное минеральное удобрение, чтобы насытить почву необходимыми растениям азотом, фосфором и калием. Можно использовать, например, растворы таких препаратов, как Агрикола, Фертика, Глория, Цветочное 5М. Полевые многолетники не требуют большого усердия в уходе. Мы посвятили для них целых две статьи: «Полевые многолетники для сада: часть I» и «Полевые многолетники для сада: часть II» . Высадка рассады однолетников в открытый грунт В середине мая можно начинать высаживать в открытый грунт рассаду некоторых одно- и двулетников. В цветник уже можно отправлять астру, виолу, календулу, василек полевой, садовую хризантему и любимицу садоводов – петунию. Уход за водоёмом Очистка от мусора Водоем, как и сад, цветник или огород, также нуждается в вашей заботе. Начать уход за прудом следует с уборки. Если на зиму вы сливали воду из водоема, то достаточно просто собрать с его поверхности листья, ветки и прочий сор и вытереть стенки. Если же ваш пруд заполнен водой, то плавающий мусор соберите с помощью сачка, а ил и прочие донные отложения придется удалять с помощью специальных биохимических препаратов. Посадка водных растений После уборки водоема следующий этап – заполнение его водной растительностью. У тех растений, которые зимовали в пруду, удалите старые стебли и листья, оставив 15–20 см. В начале мая, когда вода прогреется, можно посадить или вернуть в водоем мелководные растения, которые проводили зиму в другом месте. В конце мая займитесь растениями-оксигенаторами, которые на протяжении всего сезона будут “контролировать” уровень чистоты вашего водоема. Обрезка отцветших кустарников В мае цветет большинство декоративных кустарников. Одни (форзиция, сирень) к этому времени уже заканчивают цветение, другие (клематисы, чубушник) продолжают радовать нас своей красотой. И те и другие нуждаются в обрезке отцветших соцветий. Обрезка стимулирует появление новых соцветий и помогает дольше сохранить декоративный вид кустарника. Однако не все кустарники можно обрезать весной. Некоторым эта процедура нужна летом, некоторым — поздней осенью. Полезно также подумать об обновлении кустарников или перепланировке посадок. Рекомендуем почитать статью «Как правильно выбрать и разместить декоративные кусты в саду» . Посадка канн, лилий и калл |
(Люда Сазонова, г. Красноярск.) «Я учусь в 5м классе и занимаюсь в балетной школе. В общем, дел хватает. Часто я пропускала занятия в балетной школе из-за большого количества уроков, заданных в школе. А когда узнала об этом способе, я так обрадовалась, что и передать нельзя. Теперь я прихожу из школы, немного гуляю, потом иду в балетную школу. Утром просыпаюсь в 5 часов и превосходно делаю уроки. Теперь я хорошо стала заниматься и в общеобразовательной школе, и в балетной. Огромное вам спасибо» (Ольга Егорова, г. Куйбышев). «Решил я провести этот „опасный“ эксперимент. Для меня он не опасен, так как я учусь во вторую смену. Но, встав сегодня в 6 утра, я с 6.30 начал делать уроки по трём предметам и сделал… за 40 минут против 1,5 часа. Я вот что могу сказать по этому поводу. Вряд ли здесь особенную роль играет то, что утром человек лучше запоминает, то есть что утром мозг работает лучше. Депо, видимо, в том, что утром легче сконцентрировать внимание на чём-то одном. Постараюсь вести далее своего рода дневник, куда буду заносить все те данные, которые появятся» (Николай Жернаков, с. Наровчат, Пензенской области). «Я решила попробовать делать уроки утром. Начала я на следующий день. За всё время проведения этого опыта я ни разу не проспала. Вставала я около шести, иногда в полседьмого. Но утром я делала не только уроки, я занималась и другими делами. Всего у меня на уроки уходило минут сорок. Зато днём у меня было много свободного времени. И успеваемость повысилась. Опыт я проводила с 29 апреля, а сейчас уже 14 мая. Но вообще-то я не считаю, что у меня есть сила воли или твёрдый характер. Просто я привыкла делать так, как захочу. А когда делаешь то, что хочешь, и жить интересно» (Альбина Эрбис, д. Большая Ченчерь, Тюменской области). Однако обнаружились и затруднения. Алла Москаленко из Челябинска никак не может встать утром: «Вот сегодня я хотела встать в 5 часов, и главное, меня разбудили честь по чести, и представляете, я не встала, вот не хватает воли подняться с постели, но я лежу с открытыми глазами и ругаю себя, что не поднимаюсь. Всё равно не могу, и всё». |
Мы убедились на опыте, что выздоровление в АА рано или поздно откроет нам Бога. В моей жизни я познал Бога через Христа и во Христе, я ощущаю живительную силу Церкви, церковной жизни и молитвы. «Отвергнуться себя» — это беспощадно работать над 8м Шагом. В 4м и 5м Шагах я признал, что мои недостатки, страхи, страсти — это я сам, а не какой-то малознакомый господин. В 6м и 7м Шагах я учился брать ответственность за все, что есть во мне светлого и темного. Теперь настало время отвергнуться той части себя, которая наслаждалась вседозволенностью, упивалась местью, делала подлости исподтишка. Процесс выздоровления предполагает, что в нас рождается «новый человек» — трезвый, честный, веселый и верующий. А роды, как известно, не бывают без мук и боли. Но ведь и радость бывает великая, когда «новый человек родился в мир». Если я начинаю сомневаться в своих силах, я прошу кого-нибудь из «старичков» АА поделиться со мной опытом 8го и 9го Шага. Каких только фантастических и удивительных историй я не наслушался. Даже от одного рассказа исходит волна Божьего прощения, примирения и любви, которая изливается всякий раз, когда в мире звучит искреннее «прости». Господи, помоги нам следовать за Тобой, дай силы и смирение продолжать путь выздоровления, несмотря на все препятствия внешние и внутренние. 7 августа Есть один верный способ победить плохое настроение, выйти из раздражения, разрушающего меня. Это — благодарность. Благодарность Богу, отыскавшему меня в «стране никчемности», на свалке жизни, среди пустых разбросанных бутылок и отчаянных мыслей; Богу, указавшему мне выход из, казалось бы, совершенно непоправимой ситуации. Благодарность людям, друзьям, братьям и сестрам по содружеству АА, всем тем, кто добрым словом, участием и заботой помогает мне оставаться трезвым и расти духовно. И наконец, благодарность самому себе. Ведь нашел же я в себе силы, мужество и смирение преодолеть алкогольную гордыню и, следуя рекомендациям Программы, день за днем нести трезвость, благую весть о выздоровлении не только самому себе, но и другим страдающим людям. |
Сии отцы, последуя Никейскому собору , постановляют быть ежегодному собору в Карфагене, и областным митрополитам присылать и местоблюстителей от каждой области двоих, или скольких они изберут. Вальсамон . О ежегодных соборах пространнее сказано в 5м правиле 1го Никейского собора и в других. А настоящее правило говорит, что соборы должны быть ежегодно, дабы не ослабевали от времени определения святых отцов, но чтобы по мысли их решаемы были возникающие церковные вопросы. А так как некоторые, как кажется, роптали на частые ежегодные собрания, которые были, может быть, затруднительны по дальности пути, то отцы определили, что первенствующие в областях, то есть митрополиты, должны посылать в местоблюстители, когда будет нужда, то есть когда последует приглашение их, необходимо двух епископов, или и больше, сколько изберут, дабы чрез них как бы присутствовали и сами, и чтобы имеющие быть определения были окончательны, как бы постановленные всеми. А местоблюстителями эти называются потому, что блюдут, то есть занимают и восполняют место пославших их. При сих определениях правила, если бы кто и мог сказать, что, если митрополиты, которые называются и первыми в областях, будут принуждены ежегодно собираться у патриархов, и епископы в свою очередь у митрополитов; то может случиться, что одно из сих определений не исполнится по невозможности например митрополиту Диррахии явиться к патриарху и в то же время самому действовать и на соборе в своей области; таковому скажи, что удобно может быть то и другое. Ибо областные епископы соберутся у своего первенствующего; а он явится у своего патриарха чрез посланников, то есть местоблюстителей, как определяет и настоящее правило, устраняя неудобство присутствовать митрополитам на двух соборах. А чтобы в местоблюстители посылаемы были епископы, думаю, что это не необходимо; ибо священники, даже и диаконы могут быть посылаемы в качестве местоблюстителей, ибо на большей части вселенских соборов и епископы присутствовали местоблюстителями, и священники и диаконы, как из прочих областей, так и из самого Рима. |
Гностики Сирийские, принимая тот же дуализм, признавали материю деятельным началом зла (в религии Зороастра – «Ариман»). К этому направлению принадлежал и Тациан, бывший ученик св. Иустина Философа , проповедовавший строгий аскетизм. Отпрыском сирийских гностиков были антиномисты, допускавшие распущенность ради ослабления и умерщвления начала зла – плоти, материи. Маркиониты (по имени Маркиона, сына сирийского епископа, предавшего своего сына отлучению за гностицизм). Создатель ереси, Маркион, учил, что миром управляет, с одной стороны, благой Бог, начало духовное, а с другой стороны – сатана, как властитель материи. В Иисусе Христе, по учению Маркиона, сошел на землю Сам благой Бог, принявший на Себя призрачное тело. Маркиониты учили о недоступности познания Бога. Ересь держалась до 6-го столетия. Карпократ и его последователи умаляли Божество Иисуса Христа. Его секта – одна из многочисленных «антиномистических» сект – отрицателей нравственного закона – – закон, ограничивающий свободный дух). Манихейство Манихейская ересь, подобно гностицизму, представляла собой смесь элементов христианства с началами религии Зороастра. По учению Манеса, давшего начало этой ереси, борьба в мире начал духа и материи, добра и зла, света и тьмы составила историю неба и земли, в которой проявилась деятельность: а) животворного Духа, б) бесстрастного Иисуса и в) страждущего Иисуса – «Души мира.» Иисус бесстрастный, сойдя на землю, принял только вид человека (докетизм), учил людей и обетовал пришествие Утешителя. Обещанный Утешитель явился в лице Манеса, очистил извращенное людьми учение Иисуса и открыл Царство Божие. Манес проповедовал строгий аскетизм. Обвиненный в искажении религии Зороастра, Манес был убит в Персии. Ересь эта распространялась преимущественно в Западной половине Римской империи и была особенно сильна в 4м и 5м веках. Ересь антитринитариев Эта ересь, носившая также название монархиан, возникла на почве философского рационализма; еретики не признавали учения о трех Лицах в Боге. Она имела две ветви: динамитов и модалистов. |
— Какие важные принципы или ценности ты хотел бы воплотить в желаемом состоянии? — Я бы хотел воплотить… — Какие качества, связанные с желаемым состоянием, у меня уже есть, и какие из них я хочу развить больше? — Я хочу быть более… — Если бы у меня уже было желаемое состояние, что бы я делал или что бы я сделал еще? — Если бы я уже достиг своего желаемого состояния, я бы… После того, как цель определена, важно еще раз проверить, насколько грамотно она сформулирована. Составление таблицы целей И здесь мы можем предложить человеку составить список десяти важных для него жизненных целей, расположив их в иерархическом порядке, т.е. по степени значимости. Пастырь может помочь человеку провести каждую цель по пяти вышеперечисленным пунктам. Возможно, одной из целей будет «выздоровление» или «исцелиться», «стать свободным». Пожалуйста, вспомните о необходимости уточнения критериев достижения этой цели: «Как ты наверняка узнаешь, что освободился от зависимости?» Таблица жизненных целей Мои жизненные цели Далее мы предлагаем человеку перепроверить иерархию целей методом исключения, начиная снизу таблицы. Например, если на 5м месте у человека стоит «создание семьи», а на 6м — «устройство на хорошую работу», можно спросить его: «Ты устроишься на хорошую работу, но не создашь семью — или создашь семью, но не устроишься на хорошую работу… что для тебя важнее?». И если после такой перепроверки человек говорит, что «устройство на работу» для него важнее, мы предлагаем ему поменять местами эти цели в таблице. Итак, мы помогли человеку сформулировать цели. Внимательно следите, чтобы это были его жизненные цели, а не его родителей и близких, и, разумеется, не цели самого пастыря. Что необходимо? После выяснения ответов на вопросы о жизненных целях, пастырю необходимо помочь в поиске того, что необходимо для достижения целей. И здесь пастырь может задать такие вопросы: — Какие навыки и способности для достижения твоих целей уже есть у тебя? — Что ты уже умеешь делать качественно и успешно? |
Величественна была кончина кроткого митрополита Киевского Филарета, который прощался с духовенством, передавал для доставления государю последние приветствия любви и последния благословения. Митрополиту Московскому Филарету незадолго до конца явился отец его во сне и сказал ему: «Береги 19е число». Настал воскресный день 19-го ноября 1867 года, и митрополит в домашней церкви своей совершил литургию, по замечанию окружающих, особенно бодр и вдохновенно. Через несколько часов он был бездыханен. В 1857 году стал быстро угасать знаменитый проповедник архиепископ Херсонский Иннокентий . Но он не бросал занятий. Накануне смерти выезжал, читал корректуру сочинения своего: «Последние дни земной жизни Спасителя». Настал Троицын день, 26-го мая. Он встал в 5м часу, прошелся по комнате, поддерживаемый служителями, затем прилег. Почувствовав приближение смерти, он велел приподнять себя и тихо скончался, коленопреклоненный, на руках двух келейников. В Пензе, 10-го октября 1811 года, на 36м году от роду почил праведный епископ Иннокентий, пострадавший за свою православную ревность во время господствовавшего тогда и поддерживаемого министром духовных дел князем А. Н. Голицыным протестантского направления. В ночь перед кончиною, он позвал к себе келейника и сказал ему: «Какое дивное видение мне представилось! Казалось мне, что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мной и, с любовию смотря на меня, взяли меня, немощного, и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился». 10-го октября утром он просил пособоровать его и, напрягая последние силы, повторял молитвы и несколько подымался при помазании елеем. Потом язык стал неметь, дыхание прерываться, он крестообразно сложил руки на груди; окружающие развели их, чтоб не затруднять дыхание, но он опять сложил их крестом. Пред самым концом один из окружающих стал читать псалмы. При словах: «Аз к Богу воззвах. и Господь услыша мя», капли слез выкатились из глаз умирающаго; на словах же: «Аз же, Господи, уповаю на Тя», — преосвященный Иннокентий вздохнул в последний раз и тихо предал дух Богу. |
| |