же: TLG 2742/3. 227 . Nau F. Histoires des solitaires égyptiens//ROC 1907. 12. 48–68, 171–181, 393–404; 1908. 13. 47–57, 266–283; 1909. 14. 357–379; 1912. 17. 204–206, 294–301; 1913. 18. 137–146. же: TLG 2742/2. [Только анонимная часть; публ. не была закончена; рус. пер. нет]. 228 . Jugie М. Un apophthègme des pères inédit sur le purgatoire [e codd. Vat. gr. 1599, 1632]//Mémorial Louis Petit. Mélanges d’histoire et d’archéologie byzantines. Bucharest 1948. 249–250. же: TLG 2742/4. Систематическое собрание (CPG 5562–5; BHG 1442v; TLG 2742/5–8) Греч. текст в полном объеме не издан. Изданы полн. пер. на рус. (см. ниже, 4 .234) и на франц. яз. (см. выше, 4 .206, 207), сделанные по рукописям. Крит. изд. было близко к завершению у покойного о. Ж.-Кл. Ги († 1986). Завершение и издание этого труда происходит в настоящее время (вышел первый том из трех): 229 . Les apophtègmes des Pères. Collection systématique. Ch. I-IX/Introd., texte critique, Trad. et notes par † Guy J.-C. P. 1993 (SC 387).=TLG 2742/5. Appendix: 230 . De meditationibus duodecim anachoretarum/Ed. Guy J.-C. La collation des douze anachorètes//AB 1958. 76. 422–427.=CPGS 5563.=TLG 2742/6. 231 . Quaestiones et responsa senum de tentationibus/Ed. Guy J.-C. Un dialogue monastique inédit//RAM 1957. 33. 177–182.=CPG 5564.=TLG 2742/7. 232 . Dialogue de contemplatione/Ed. Guy J.-C. Un entretien monastique sur la contemplation//RecSR 1962. 50. 232–236.=CPG 5565.=TLG 2742/8. Древнеслав. пер.: 233 . Wijk van N. The Old Church Slavonic Translation of the ΑΝΔΡΩΝ ΑΓΙΩΝ ΒΙΒΛΟΣ Ed. by Armstrong D., Pope R., Schooneveld von С. H. The Hague; P. 1975. (Slavistic Printings and Reprintings. 1). [Греч. ркп, к-рая в точности соответствовала бы слав. переводу, насколько нам известно, не обнаружена]. Рус. пер. 234 . Древний патерик, изложенный по главам/Пер. с греч. Рождественского В. 1 М. 1861; 2 М. 1891. 444, IV; 3 М. 1899. 428. М. 1991 [с 3 изд.]; М. 1997 [со 2 изд.]. отрывков по изд. М. 1914://Символ 1986. 15. 147–197. [Пер. по двум греч.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

5. Понкин И.В. Кристаллизация идей и выводов в прикладной аналитике//Администратор образования. – 2023. – 3. – С. 60–64. 6. Понкин И.В. Методология прикладной аналитики: значение видения в аналитической проработке исследуемого текстового материала//Администратор образования. – 2022. – 21. – С. 56–60. 7. Heuer , jr . R . J . Strategies for Analytical Judgment [Стратегии аналитического суждения]//Studies in Intelligence. – 1981. – Vol. 25. – 2. – P. 65–78. 8. Огурцов А.П. Идея//Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. Т. 2. – М.: Мысль, 2010. – 638 с. – С. 83. 9. Копнин П.В. Идея//Философская энциклопедия: В 5 т./Гл. ред. Ф.В. Константинов/Ин-т философии АН СССР. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1962. – 576 с. – С. 234–237. – С. 234. 10. Пойа Д. Как решать задачу: Пер. с англ./Под ред. Ю.М. Гайдука. – М.: Учпедгиз, 1959. – 208 с. 11. Sun M., Wang M., Wegerif R., Peng J. How do students generate ideas together in scientific creativity tasks through computer-based mind mapping? [Как студенты совместно генерируют идеи в заданиях по научному творчеству с помощью компьютерного mind mapping?]//Computers & Education. – 2022, January. – Vol. 176. 12. Finke R . A . Creative Realism [Творческий реализм]//The creative cognition approach [Творческий подход к познанию]/Edited by Steven M. Smith, Thomas B. Ward and Ronald A. Finke. – Cambridge (Massachusetts, USA): MIT Press, 1995. 13. Wade N . American and Briton Win Nobel for Using Chemists " Test for M.R.I. " s [Американец и британец получили Нобелевскую премию за использование химического теста для выявления МРТ]//The New York Times. – 07.10.2003. 14. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М.: АСТ Москва, 2006. – 874 с. – С. 32. 15. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. – М.: Наука, 1978. – 192 с. – С. 182–183. 16. Буркус Д. Муза не придёт: Правда и мифы о том, как рождаются гениальные идеи. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 208 с. – С. 26.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/07/sozdan...

Поскольку этот псалом является мессианским, это достаточно удачную параллель. Herzer J. Der erste apokalyptische Reiter... S. 234–235. Feuillet A. Le premier cavalier de l’Apocalypse. S. 247. См.: Spatafora A. Symbolic language and the Apocalypse. Р. 73–74. Небольсин А.С. Иоанна Богослова Откровение (Жанр)//Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 710. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Апокалипсис. Беседы на радио «Град Петров». URL: http:// (дата обращения: 10.09.2023). См. также Feuillet A. Le premier cavalier de l’Apocalypse. S. 234. См.: Osborne G.R. Revelation. Р. 276–277. Это приводит А. Фейе, см.: Feuillet A. Le premier cavalier de l’Apocalypse. S. 241 Rissi M. The Rider on The White Horse... P. 407–418; Beale G.K. The Book of Revelation. Р. 377; Beale G.K. The Unseen Sources of Suffering. P. 123–125, а также Вонг, см.: Wong K.K. The First Horseman of Revelation 6//Bibliotheca Sacra. 1996. Vol. 153. P. 212–226 и проч. Этого мнения придерживается, в частности, известный библеист и исследователь Апокалипсиса Ричард Бокем, см.: Bauckham R. The Climax of Prophecy: Studies on the Book of Revelation. Edinburgh, 1993. Р. 179. «Богохульные имена» на звере контрастируют с именем Агнца «Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19:16). Важнейшее сходство: в Откр. 5:6 Тайнозритель видит Христа в образе Агнца «как бы закланного» (ς σαγμνον), и в описании зверя используется то же самое слово — «μαν κ τν κεαλν ατο ς σαγμνην ες ϑνατον» («одна из голов его как бы смертельно была ранена»). Но, как и Агнец, зверь также оказывается живым: его смертельная рана «исцелела». Данные параллели отмечаются очень многими комментаторами; см., к примеру Spatafora A. Symbolic language and the Apocalypse. Р. 75–76. «Этот намеренный контраст фигур Агнца и зверя предшествует грандиозному эсхатологическому финалу, когда Агнец и зверь сойдутся лицом к лицу в эсхатологической брани. Она вскоре окончится победным триумфом Агнца и ввержением дракона и зверя “в озеро огненное” на вечное мучение»//Reichelt G. Das Buch mit den sieben Siegeln in der Apokalypse des Johannes. Göttingen, 1975. S. 177–178.

http://bogoslov.ru/article/6195603

164. Молитва требует, чтобы ум был чист от всякого помышления и не пускал в себя ничего не молитвенного, хотя бы то было и досточестно; но как вдохновенный Богом, отрешившись от всего, совершал свое собеседование с Ним Единым (2, 131). 165. Кто делит свое время между рукоделием и молитвою, тот тело укрощает трудом и беспорядочные его требования доводит до мерности, а душу, которая, трудясь вместе с телом, вожделевает наконец отдохновения, располагает чрез то к молитве, как к делу более легкому, и приводит к ней усердною и с живыми силами. Ибо она чувствует утешение, при перемене дела и переходе от одного к другому, между тем как скучает долго занимаясь одним и тем же; тяготится она однообразием, разнообразию же занятий радуется; кажется ей, что оставляя одно дело, она как бы слагает с себя всякое утруждение, почему к другому приступает с свежими будто силами, как бы начинающая только трудиться 6 – (2, 231. 232). 166. Кто не любит работать, тот бездействием питает страсти и пожеланиям дает свободу, устремляться ко сродным им предметам, – что наипаче обнаруживается во время молитвы; ибо тогда внимание ума бывает все поглощено тем, чем занято сердце, и он только и делает, что в помыслах перебирает внушаемое пришедшею в движение страстью, вместо того, чтоб беседовать с Богом и просить у Него полезного себе. Зная сие, св. Павел с ревностью нападает на праздность и всех Апостольской властью обязует к труду ( 2Сол. 3, 6–12 ). Дело есть якорь для мысли и дает ей безопасное направление. Пусть отовсюду приближаются бури, и порывы ветров угрожают крушением, мысль стоит неуклонно, удерживаемая делом, как якорем; несколько волнуется она поднимающимися помыслами, но не увлекается в опасность, потому что держащие ее узы крепче гонящих ее ветров (2, 232. 234). 167. Отказывающиеся от рукоделий под предлогом, что должно непрестанно молиться, на самом деле и не молятся. Они тем самым, чем думают в праздности доставить душе свободу от забот, запутывают ее в лабиринте неисходных помыслов и чрез то делают ее неспособною к молитве. Тело, трудящееся над делом, удерживает при себе мысль, которая не меньше глаз должна наблюдать за тем, что делается, и содействовать телу для непогрешительности в действии, а покоящееся тело дает мысли свободу кружиться; потому что во время покоя возбуждаются страсти, и при каждом похотливом воспоминании увлекают мысль и овладевают ею, как пленницею (2, 234. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

т. II passim). 2) в действии на природу и мир благодатью, хотя это действие благодати невидимо, скажется лишь в конце времен (II, 189. 355; III, 128 сл. 284 сл. V, 230). 3) в личном аскетизме, ибо в борьбе с лично-сознательною безнравственностью христианство представляет из себя незаменимую воспитательную силу, хотя личным аскетизмом природно-общественная жизнь не затрагивается в своей сущности (II, 210; III, 93–107; IV, 175; V, 231). 4) в свободе естественно-природной жизни, в полноте культурного развития (IV passim, V, 231 след.). и 5) в церковности (V, 234). Все, что может быть сказано основательно о содержании христианской жизни и действительно сказано когда-либо и кем-либо, умещается в этих формулах. Моею системою воспринимается содержание церковности, которая необходимо нарастает на христианском корне, хотя я и называю ее вторичною и производною формою христианской жизни (II, 347–8; V, 234 сл.). Вся полнота культуры примиряется в моей системе с абсолютностью лично-христианской жизни и освящается последнею, хотя я и говорю, что христианство не в плоти, не в ее границах, не в ее формах (IV, 130 и др.). Вся нравственная сила христианства умещается в моей системе, хотя я и говорю, что христианство в своей сущности глубже нравственности. В моей системе находится достаточно простора для всей метафизики благодати, но глубочайшую сущность христианства я усматриваю все же не в этой стороне христианства. Сущность христианства в интимном переживании личностью божественно-духовной жизни. Это – христианская мистика, тайна личной жизни христианина. С полною ясностью и определенностью и с полною мотивированностью я заявляю, что эта сокровенность христианской жизни невыразима, что существо этого дела каждый узнает только из собственного опыта (V, 215 след.). Подобно тому, как биология, изучая явления жизни, не можем ответить на вопрос, что такое жизнь; так и религиозная философия, изучая диалектику духовной жизни и ее отношения, находит свой предел в личной сокровенности духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЙ МЕРКАТОР «Предостережение против Целестия». Рукопись. IX в. (Vat. Palat. lat. 234. Fol. 36v) «Предостережение против Целестия». Рукопись. IX в. (Vat. Palat. lat. 234. Fol. 36v) [лат. Marius Mercator] (кон. IV - сер. V в.), лат. церковный писатель, переводчик, полемист; выступал с критикой еретических мнений пелагиан (см. Пелагианство ) и несториан (см. Несторий, Несторианство ). Жизнь и церковная деятельность Источниками немногочисленных и отрывочных сведений, сохранившихся о М. М., являются его сочинения, адресованное ему письмо блж. Августина , еп. Гиппонского ( Aug. Ep. 193//CSEL. Vol. 57. P. 167-175), и краткое упоминание о нем в одном из писем блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. Ep. 154. 3). Время и место рождения М. М. неизвестны. Исследователями были выдвинуты 2 гипотезы о возможном регионе, из к-рого происходил М. М.; согласно 1-й, он был уроженцем Сев. Африки, согласно 2-й - Юж. Италии. Аргументами в пользу 1-й гипотезы являются личное знакомство М. М. с блж. Августином и с одним из духовных чад блж. Августина, трибуном и нотарием Дульцицием, а также внимание к богословской полемике с пелагианами. Однако отсутствие в сочинениях М. М. упоминаний о к.-л. событиях церковной жизни Африки позволяет предполагать, что он не происходил из Африки, а лишь посетил Карфаген с целью получить богословское образование; там он познакомился с блж. Августином, впосл. называвшим его своим духовным сыном (см.: Aug. Ep. 193. 1; Idem. De oct. Dulc. quaest. 3. 2). В пользу 2-й гипотезы свидетельствуют приводимые М. М. точные и подробные сведения о семье и обстоятельствах жизни лидеров пелагианства Целестия и Юлиана , еп. Экланского, не встречающиеся у др. авторов. Однако М. М. мог получить эти сведения от третьих лиц во время полемики с пелагианами, поэтому его осведомленность не может служить бесспорным аргументом в пользу предположения, что М. М. был уроженцем Кампании, как Целестий, или Апулии, как еп. Юлиан (см.: Prete. 1958. P. 14-19; Wermelinger. 1980. Col. 610; Fraisse-Cou é . 2000. P. 1499; Konoppa . 2005. S. 16-18). М. М. происходил из латиноязычной среды, т. к. он называет лат. язык «своим» (lingua mea - ACO. 1924-1925. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 29). Встречающиеся в его сочинениях ссылки на языческих авторов и поэтов, а также демонстрируемое им достаточно хорошее владение лат. лит. стилем свидетельствуют, что он получил классическое образование (см.: Prete. 1958. P. 19. Not. 39; Fraisse-Cou é . 2000. P. 1499, 1501. Not. 2-3).

http://pravenc.ru/text/2562028.html

Необходима только, безусловно, ответственная политика России, во главу угла которой поставлены не олигархические, а национальные интересы страны. На Украине сегодня жестко решается вопрос о смене цивилизационного кода той части России, которая называлась Малороссией, а это «органическая часть русского народа и в политическом, и в духовном смысле слова. Да, разделенная, отделенная - но часть» 30 . И все усилия должны быть направлены на то, чтобы вернуть «заблудшую сестру» в лоно русского мира. Примечания 1 Скоропадський П . П . Спогади (kiheць 1917 - грудень 1918). Kuib; Фiлaдeльфiя: AT-Khira, 1995. С. 233-234. (Воспоминания (конец 1917 - декабрь 1918). Киев; Филадельфия: АТ-Книга, 1995. 493 с.; язык: русский, 1995. С. 233-234.) 2 Матвеева А.М . Русская геополитика начала XX века о границах России. 2008. http://www.portal-slovo.ru/history/40213.php 3 Судьба Украины в пророчествах старцев. http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/topic_8015_6/ 4 Там же. 5 Ульянов Н . Происхождение украинского сепаратизма. Впервые опубликовано в Мадриде в 1966 году. М.: Вагриус, 1996 (репринтное издание). http://www.lib.ru/POLITOLOG/ulianow_ukraina.txt 6 Цит. по: Каревин А. Откровение Отто Бауэра//Малороссийский вестник Санкт-Петербурга. 6.09.2012. 7 Там же. 8 Все, что было в его трудах, было заимствовано у зарубежных авторов - Шопенгауэра, Ницше, Барреса, Гюйо, Сореля, Морраса и других. Настоящим творцом идеологии интегрального национализма во Франции был Шарль Моррас. См.: Масловский В.И. Был ли украинский национализм фашизмом? Трактовка деятельности ОУН-УПА националистическими авторами. http://maxpark.com/community/90/content/2525538 9 Там же. См. также: Герен А. Серый генерал. М.: Прогресс, 1970. С. 84, 85, 90. 10 Лысяк - Рудницкий И . Между историей и политикой. М.; СПб.: Летний сад, 2007. С. 530. 11 Цит. по: Масловский В.И . Был ли украинский национализм фашизмом? Трактовка деятельности ОУН-УПА националистическими авторами. http:// maxpark.com/community/90/content/ 2525538 12 Там же. 13 Есть в Европе и такая точка зрения на Украину. Бывший президент Чехии Вацлав Клаус об Украине и украинских событиях последнего года.

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/10/...

Coislin 21 (Евангелие) [Sautel 2001] 269–270 Coislin 66 (И. Златоуст) [Krause 2004] 278 Coislin 79 (И. Златоуст) [Krause 2004] 276–277 Copt. 13 (Евангелие) [Wixom et al. 1997] 87, 265 Fr. 9350 (копии с т. наз. Коттоновой Библии) 63 прим. 1 Gr. 20 (Псалтирь) [Орецкая 2002] 136, 139 Gr. 51 (Евангелие) [Spatharakis 1999] 274 Gr. 54 (Евангелие) [Evans et al. 2004] 263–264 Gr. 63 (Евангелие) [Weitzmann 1996] 12, 127–128 Gr. 64 (Евангелие) [Саминский 2001] 268–269 Gr. 70 (Евангелие) [Agati 1992] 267 Gr. 71 (Евангелие) [Anderson 1996] 270 Gr. 74 (Евангелие) [Hutter 1997] 256– 259 Gr. 95 (Евангелие) 274 Gr. 117 (Евангелие) [Astruc 1989] 274 Gr. 118 (Евангелие) [Astruc 1989] 283 Gr. 134 (Кн. Иова) [Papadaki-Oekland 2009] 284–285 Gr. 135 (Кн. Иова) [Alcalay 2008] 285– 286 Gr. 139 (т. наз. Парижская Псалтирь) [Wixom et al. 1997] 169–175 Gr. 224 (Послания с Апокалипсисом) [Krause 2004] 275 Gr. 384 (Типик имп. Ирины) [Gautier 1985] 10 Gr. 510 (Григорий Наз.) [Brubaker 1999] 189–205 Gr. 543 (Григорий Наз.) [Hutter 2008] 218–220 Gr. 550 (Григорий Наз.) [D " Aiumo 1997] 220–224 Gr. 580 (минологий) [Ševenko 1990] 233–234 Gr. 923 («Sacra Parallela») [Evangelatou 2008] 131–132 Gr. 1128 (Варлаам и Иоасаф) [Evans et al. 2004] 286–287 Gr. 1208 (гомилии Иакова монаха) [Linardou 2007, Овчарова 2008] 240– 248 Gr. 1528 (минологий) [Ševenko 1990] 234–235 Gr. 1561 (минологий) [Durand et al. 1992] 232–233 Gr. 2144 (Гиппократ) [Gehin et al. 2005] 279 Gr. 2179 (Диоскорид) [Collins 2000] 77 прим. 1 Gr. 2243 (медиц. сборник) [Evans et al. 2004] 288 Gr. 2736 («Кинегетика») [Evans et al. 2004] 288–289 Gr. 2737 («Кинегетика») [Lafitte et al. 1999] 21 prim. 3, 289 прим. 1 Lat. 5 (т. наз. Лиможская Библия) [Avril et al. 2005] 265 прим. 2 Lat. 257 (Евангелие) [Lafitte et al. 2007] 192 прим. 1 Lat. 7899 (Теренций) [Lafitte et al. 2007] 48–49 Lat. 9383 (Евангелие) [Lafitte et al. 2007] 106 прим. 2 Lat. 12168 (Августин) [Lafitte et al. 2007] 265 прим. 2 Lat. 15675 (Кн. Иова) [Smeyers 1999] 286 прим. 2 Lat. 17655 ( Григорий Турский ) [Lafitte

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Текст в 234. 1860. 2, с. 84: ср. Приложение 7. Текст в 236, стлб. 173-186; ср. Приложение 8. 237, стлб. 151. Об этом эпизоде см. 45, I, 225-226. Издано Е.В.Дружининым, М., 1897 г.; переиздание: Д.Чижевский. Житие св.Стефана епископа Пермского (Apopho-reta Slavica II ), s-Gravenhage . 1959. УК. изд., с. 5. Ср. 201, И, I, с. 267. УК. изд., с. 8. Издано в 236, стлб. 211-228. УК. изд., с. 89-90. УК. изд., с. 85. Об употреблении слова «царь» применительно и к византийским императорам, и к татарским ханам, см. 17. Однако необходимо отметить несомненную «византийскую» направленность концепции Епифания, который подчеркивает православие, вселенскость и единственность константинопольского императора, отличие его «царства» от фактического господства («владычества») татарских ханов. 59, с. 7-8. 59, с. 89. Ср. также: В. Н. Лазарев, «История византийской живописи», 1, М., 1947, с. 225. Легко умножить ссылки на источниковедческие работы, выражающие те же взгляды. Ср. 113, с. 105. Ср. его ссылку на Феодора Метохита, восстановившего Хору: Энкомион Паламе, 140, CLI, стлб. 559 Д - 560 А. Дмитрий Кидон, «Апология» III: 99, с. 391. В. Н. Лазарев («Феофан Грек и его школа», М., 1961, с. 27) ссылается на отрывок из Иосифа Вриенния, который якобы критиковал «подвижность» в иконографии. Ссылка эта основана на неправильном переводе: Вриенний жаловался, что некоторые люди «иногда бросают святые иконы и пытаются по их полету определить будущее» (icivoCvTeç ατκτως τα? αγα? εικνα?, τα μλλοντα δθν δια των κινημτων αυτν τεκμαιρμεθα издано Ε. Voulgaris, III Leipzig, 1784). Вриенний явно осуждает случаи суеверного гаданья, а не иконографический стиль. 246, с. 366. Впервые послание было опубликовано в 234, 1863, III, с. 324-328, переиздано архим. Леонидом в 224, V, с. 3-6. Об адресате послания см.: А. Седельников, Из области литературного общения в начале XV века (Кирилл Тверской и Епифаний «Московский»). АН, Отд. русского языка и слов., Известия, XXXI, 1926, с. 159-176. Ср.: В. Н. Лазарев, ук. соч., с. 14-34.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

В XV-XVI вв. жалованные грамоты светских и духовных властей оформили правовое положение населения монастырских сел. Основные нормы этого положения фиксируются уже в 1-й льготной грамоте, данной мон-рю нижегородским кн. Александром Ивановичем в июле 1417 (или 1419) г. (о датировке грамоты см.: Кучкин. 1968. С. 328). По ней в качестве податных льгот монастырские старожильцы в городе и селах освобождались от уплаты мыта, тамги, «побережного», «осмничего», подати «костки», а также от сенокосной повинности. Также при судебных разбирательствах они освобождались из-под власти княжеских наместников; кроме случаев душегубства и разбоя, крестьян судил игумен (АФЗХ. Ч. 1. 234. С. 205). В 1446 г. вел. кн. Московский Дмитрий Георгиевич Шемяка санкционировал освобождение их от «писчей белки», яма, подводы, тамги, пошлины «костки», таможенного сбора, «осмничего», мыта, «езового», «закоса», «поватажного», запрещал князьям, воеводам ратным, наместникам и их тиунам останавливаться в Н. Б. м. и у монастырских людей, запрещал использовать при переправе монастырские суда, а также людей (Там же. 232. С. 203-204). В связи с тем, что владения Н. Б. м. изначально располагались на новоосваиваемых территориях, большое значение для мон-ря имела возможность переселять туда крестьян. Крестьянские переходы также регулировались нормами княжеских жалованных грамот. Так, нижегородский кн. Александр Иванович в кон. 10-х гг. XV в. запрещал принимать людей из своей «отчины», а «людям из иного княженья», пришедшим на монастырские земли, давал освобождение от уплаты дани на 10 лет, освобождение от подводы, мыта, тамги и др. пошлин (Там же. 234. С. 205). В 20-х гг. XV в. вел. кн. владимирский и московский Василий Димитриевич и нижегородский вел. кн. Даниил Борисович уже разрешили переход на монастырские земли и из своей «отчины», совершенно одинаково формулируя льготы для них: освобождение от уплаты дани, «писчей белки», яма, подводы и др. податей на 3 года, пришедшим же из др. княжеств - освобождение на 10 лет от уплаты дани, «писчей белки», яма, подводы, тамги, мыта, «осмничего», «весчего», «езового», «побережного» и пошлины «костки» (Там же. 230. С. 202-203; 233. С. 204-205). В 1438 г. по льготной грамоте вел. кн. Василия II Васильевича на с. Еленское и дер. Заборскую также различались старожильцы, к-рые могли вернуться на оставленные ими ранее земли, и выходцы из др. княжеств. Первые освобождались на 5 лет от уплаты дани, яма, подводы и др. податей и повинностей: «...ни коня моего не кормят, ни сен моих не косят, ни к становщику не тянут ни в которой протор… также… города им не делати». Вторые получали те же льготы на 10 лет (Там же. 231. С. 203).

http://pravenc.ru/text/2565210.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010