Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИАРАН Св. Киаран. Икона. XX в. Мастер А. Харт (Епархиальный центр К-польского Патриархата, Лондон) Св. Киаран. Икона. XX в. Мастер А. Харт (Епархиальный центр К-польского Патриархата, Лондон) [ирл. Ciarán; лат. Ceranus, Keranus, Queranus; англ. Ciaran, Kieran] († 549), св. (пам. зап. 9 сент.), основатель мон-ря (церковного поселения) Клуан-Мокку-Нос (ныне Клонмакнойз, графство Оффали, Ирландия). Источники Житие К. известно в 4 версиях (3 на латыни, 1 на ирл. языке). Самым полным является лат. Житие, к-рое включено в Дублинское (Килкеннийское) собрание житий ирландских святых (обозначается сиглой M или D) и издано Ч. Пламмером по рукописи Dublin. Marsh " s Library. Z 3.1.5. Fol. 144v - 148 (XV в.) (изд.: Plummer. Vitae. T. 1. P. 200-216). Другая латинская версия Жития (R или O) входит в состав Оксфордского собрания, издана Р. А. С. Макалистером по рукописям Bodl. Rawl. B. 485 и B. 505 (XIV в.) (изд.: The Latin and Irish Lives of Ciaran. 1921. P. 172-183). Особую версию представляет собой Житие К. из Саламанкского собрания (Brux. 7672-7674, XIII - нач. XIV в.; сохр. только начальная часть Жития; изд.: Heist. Vitae. P. 78-81). Пространная ирл. версия Жития К., написанная в форме гомилии на день памяти святого и на стих Мф 7. 12, содержится в т. н. Книге из Лисмора (нач. XV в.) и в рукописи XVII в., выполненной Михалом О Клери (Brux. 4190-200. Fol. 154-170v; изд.: Lives of Saints from the Book of Lismore. 1890. P. 117-134). История текста Жития и датировка версий до конца не определены. Пламмер отметил, что оксфордская редакция Жития скорее всего является переработкой дублинской версии: текст существенно сокращен, добавлены ссылки на Свящ. Писание и рассуждения моралистического характера. Ирландское Житие, по мнению Пламмера, основано на лат. оригинале, который, однако, не был тождествен ни одной из сохранившихся лат. версий ( Plummer. Vitae. T. 1. P. XLVIII-LI). Согласно Дж.

http://pravenc.ru/text/1684303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание УПЦ, образована 6 сент. 1991 г. как Луганская и Старобельская, отделена от Донецкой и Луганской епархии (см. Донецкая и Мариупольская епархия ), с 31 мая 2007 г. имеет совр. название. Территория включает города обл. подчинения Луганск, Алчевск, Брянка, Кировск, Первомайск, Стаханов, а также Беловодский, Марковский, Меловской, Новоайдарский, Перевальский, Славяносербский и Станично-Луганский районы Луганской обл. Украины. Кафедральный город - Луганск (в 1935-1942, 1943-1958, 1970-1990 Ворошиловград). Кафедральные соборы: св. апостолов Петра и Павла, равноап. кн. Владимира и Николо-Преображенский в Луганске, свт. Николая Чудотворца в Алчевске (с 1931 Ворошиловск, в 1961-1991 Коммунарск). Правящий архиерей - митр. Пантелеимон (Поворознюк). Епархия разделена на 10 благочиннических округов: Александровский, Алчевский, Беловодский, Центр. Луганский, 1-й и 2-й Луганские, Марковский, Меловский, Новоайдарский и Станично-Луганский. В епархии имеется 148 приходов, 9 часовен и молитвенных комнат, 5 мон-рей (2 мужских, 3 женских). При ЕУ действуют отделы: социального служения и благотворительности, по взаимодействию с общественностью, по приграничному сотрудничеству, по взаимодействию с пенитенциарной системой, по взаимодействию с милицией, по сотрудничеству с обл. Управлением МЧС, церковно-медицинский, религиозного образования и катехизации, по делам семьи, по делам молодежи, по делам пастырской опеки казачества, миссионерский, по взаимодействию со СМИ, гуманитарный. Территория Л. и А. е. с 1943 г. входила в Донецкую епархию, Луганск (Ворошиловград) являлся 2-м кафедральным городом, в 1942-1963 гг. центр епархии находился в Ворошиловграде. В 1942-1943 гг. епархия имела название Луганская и Донецкая, в 1943-1944 гг.- Ворошиловградская. В 1944-1945 гг. существовало Ворошиловградское викариатство Днепропетровской и Запорожской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ). В янв. 1945 г. Донецкая епархия была возобновлена с названием Ворошиловградская и Сталинская, с февр. 1945 г.- Донецкая и Ворошиловградская, в 1956-1961 гг.- Ворошиловградская и Сталинская, в 1961-1969 гг.- Донецкая и Луганская, в 1969-1990 гг.- Луганская и Донецкая, в 1990-1991 гг.- Донецкая и Луганская. Православная Церковь и расколы на Луганщине в 1917-1942 гг.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Москва. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ в Сокольниках. Бывшая Благовещенская церковь при 6-й Сапёрной бригаде Карта и ближайшие объекты Церковь была построена по типовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901г.(арх.Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской империи к 1917г. было выстроено не менее 60-ти таких церквей. Данный храм для 6-ой Саперной бригады в Москве был заложен 6 Сентября 1903г. в присутствии великого Князя Сергея Александровича и торжественно освящён 24 Марта 1906г. благочинным 1-ой Гренадерской дивизии прот. Иоанном Орловым. Живопись внутри храма была выполнена чинами 6-го полевого инженерного парка, а трехярусный дубовый иконостас был изготовлен чинами Гренадерского саперного батальона. Ими же были написаны и иконы. Со 2 марта 1906 г. священником 6-й Сапёрной бригады состоял Василий Васильевич Слюнин (10.04.1866 - ...). Помимо чинов вышеназванной бригады, приход церкви также составляли чины Гренадерского, 13-го и 17-го Сапёрных батальонов и 6-го полевого инженерного парка. В 1923г. храм был закрыт и передан под клуб, а в последующие годы обезглавлен, оставаясь в таком виде и по сей день. (РГИА, ф.806, оп. 8, д. 708. Клировая ведомость церкви за 1906 г.. Mockobckiя ведомости,газета,1903,8 Mockobckiя ведомости,газета,1906,26 Вестникъ военнаго Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках В 1900 году по Высочайшему повелению было предписано разработать типовой проект строительства православных церквей при воинских частях Российской Императорской армии (распоряжение от 23 января 1900 года). В качестве основных требований к проектной документации указывалось на необходимость возведения просторных каменных храмов без архитектурных излишеств, т.е. с минимально возможными расходами. Что и было исполнено к 1 декабря 1901 года. Первый такой храм был выстроен к 5 июня 1903 года в Петергофе – пригороде столицы Российской Империи – для духовного окормления личного состава 148 Каспийского полка. В дальнейшем для православного воинства по указанному проекту возводились церкви в Москве, во Псковской и Ростовской епархиях, а также в Закавказье: в Баку, в Александрополе (ныне г.Гюмри, Армения) и церковь в крепости Карс (после захвата турками перестроена, по обыкновению, под мечеть). В частности, о строительстве каменной, отдельным зданием Церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы для чинов расквартированной в Москве 6-ой Сапёрной бригады известно, что помимо целевых ассигнований из Государевой казны по смете военно-инженерного ведомства, на отделку и благоустройство храма активно и щедро жертвовали старшие чины бригады, служивые трёх сапёрных батальонов (13-го, 17-го, Гренадёрского) и 6-го полевого инженерного парка, а также благодетели из числа московского купечества.

http://sobory.ru/article/?object=03820

Мученики Кирик и Иулитта. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий Апокрифическое Мученичество К. и И. сохранилось на греч. языке в неск. редакциях (BHG, N 313y, 313z не опубликованы, за исключением молитвы К.- Gressmann. 1921. S. 24-26). Этот апокриф упомянут в приписываемом папе Римскому Геласию I (492-496) «Декрете о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах» (окончательная редакция этого каталога относится к нач. VI в.). Апокрифическое Мученичество получило широкое распространение и было переведено на латинский (BHL, N 1802, изд.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 28-33; BHL, N 1803-1808), сирийский (BHO, N 194; Bedjan. Acta. T. 3. P. 254-283; История мученичества Мар Курйакуса и Йолиты. 2009), коптский ( Husselman. 1965), армянский (BHO, N 193), арабский ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 500-501; Catalogue des manuscrits arabes. P., 1972. Pt. 1: Troupeau G. Manuscrits chrétiens. T. 1. N 148, 286; 1974. T. 2. N 4775), эфиопский (с прибавлением описаний 9 чудес К. и кратких молитв-величаний в честь К. и И.: Gr é baut. 1912. P. 113-121), согдийский ( Sims-Williams N. Cyriacus and Julitta, Acts of//EIran. Vol. 6. Fasc. 5. P. 512), славянский ( Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 582-583) и др. языки. В 1-й пол. VI в. Иконийский еп. Феодор по просьбе еп. Зосимы, недовольного содержанием апокрифа, начал разыскивать подлинное Мученичество Кирика и Иулитты, но не нашел его. Со слов старожилов Маркиана и Зинона, слышавших рассказ о К. и И. от их родственников, еп. Феодор записал сведения об этих мучениках и включил их в свое Послание, к-рое известно в неск. редакциях: BHG, N 315 (изд.: Sanctorum Cyrici et Julittae Acta Graeca. 1882. P. 201-207), BHG, N 315b, BHG, N 316 (изд.: Mai. NPB. Vol. 6 (2). P. 417-418; PG. 120. Col. 165-172), BHG, N 317 (изд.: Combefis F. Illustrium Christi Martyrum Lecti Triumphi. P., 1660. P. 231-241; ActaSS. Iun. T. 3. P. 25-28). Это послание было переведено на латынь (BHL, N 1801; изд.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 23-24), славянский ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 312 (2-я паг.)), грузинский и др. языки. На основе Послания еп. Феодора Иконийского было составлено Мученичество Кирика и Иулитты (BHG, N 314, изд.: Sanctorum Cyrici et Julittae Acta Graeca. 1882. P. 194-200), к-рое в свою очередь стало источником Мученичества (BHG, N 318e) в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (изд.: Laty š ev. Menol. Fasc. 2. P. 173-176). Кроме того, К. и И. посвящены Похвалы (BHG, N 318 и BHG, N 318b), написанные Никитой Ритором (изд.: Halkin. 1987/1989) и Сисинием, патриархом К-польским.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Сокровище духовное, от мира собираемое Во второй том полного собрания сочинений святителя Тихона Задонского вошло «Сокровище духовное, от мира собираемое» — самая известная книга святителя. Замысел его таков: «как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и скрывает их, так и христианин может от мира этого собирать душеполезные мысли, и слагать их в сердце своем, и тем душу свою созидать». Тихон Задонский в «Сокровище духовном, от мира собираемом» развивает древнее христианское учение. Мир как он создан Богом и каким он остается в своей сердцевине — прекрасен, полон радости и ликования. Но чтобы увидеть мир в его истинной реальности нужно очищение, аскеза. Чтобы увидеть «словеса Божьи», логосы мира нужно воспитать в себе особою оптику, приобрести «иное зрение». Этой новой — христианской оптике и учит Тихон Задонский в «Сокровище духовном, от мира собираемом». Это есть, по Тихону Задонскому, «евангельская и христианская философия», которая столь отлична от «внешнего любомудрия». Святитель Тихон Задонский. Собрание сочинений. Том 2. Сокровище духовное, от мира собираемое Сокровище духовное, от мира собираемое Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и скрывает их, так и христианин может от мира этого собирать душеполезные мысли, и слагать их в сердце своем, и тем душу свою созидать. Часть I     1. Мир   Ничто само по себе не бывает. Всякий город не сам по себе, но другим, всякий дом не сам по себе, но другим созидается. Всякое письмо не само по себе, но другим пишется. Всякая книга не сама по себе, но другим сочиняется. Словом, любая вещь не сама по себе, но другим делается. Так и мир этот не сам собою, но Создателем своим сотворен. Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148:5). Этот Создатель и есть Бог наш в едином естестве, но в трех лицах веруемый, исповедуемый и поклоняемый – Отец и Сын и Святой Дух.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

под редакцией  А.В. Елисеева Вторая глава 5. Исторический очерк История Святой Земли слишком велика для того, чтобы поместиться в тесных рамках нашего «Путеводителя», даже в самой краткой форме. С другой стороны, она слишком известна, чтобы краткий очерк её мог быть интересен для подготовленного читателя. Мы ограничиваемся поэтому только напоминанием в хронологической последовательности важнейших фактов из истории Палестины. Первый период (1921–975 г. до Рождества Христова). 1921 . Авраам путешествует в Ханаан и поселяется в Сихеме. 1910 . Рождение Измаила. 1897 . Авраам поселяется в Маамре. 1896 . Рождение Исаака. 1891 . Изгнание Измаила. 1856 . Исаак на 40-м году жизни женится на Ревекке. 1836 . Рождение Исава и Иакова. 1821 . Авраам умирает на 175 году жизни. 1773 . Смерть Измаила; Иаков получает право первородства. 1759 . Иаков убегает от гнева Исава и служит 20 лет Лавану. 1752 . Иаков женится на Лии и Рахили. 1749 . От Лии родится Левий. 1745 . От Рахили родится Иосиф . 1739 . Иаков возвращается в Ханаан и поселяется в Сихеме. 1739 . Иосиф продан своими братьями. 1716 . Исаак умирает 180-ти лет . 1715 . Иосиф является к фараону. 1706 . Иаков с семейством поселяется в Египте. 1689 . Смерть Иакова на 148 году жизни. 1635 . После управления Египтом Иосиф умирает 110-ти лет. 1612 . Смерть Левия. 1574 . Рождение Аарона. 1571 . Рождение Моисея. 1491 . Исход из Египта. 1451 . Моисей умирает в виду Обетованной земли. 1450 . Израильтяне переходят «яко по суху» через Иордан под предводительством Иисуса Навина. 1450 – 1444. Покорение Ханаана. Разделение земли Обетованной. Кивот Завета хранится в Силоэ. 1405 . Гофониил, первый судья, овладевает Израильской землей и побеждает Хузана Расатаима, царя Мессопотамского. 1325 . Аод убивает Еглона, царя Моавского, притеснявшего израильтян. 1285 . Деввора, жена Лапидота, исполняет обязанности судии; она смиряет Варака и царя Ханаанитян Иавина. 1245 . Гедеон побеждает Мадианитян. – Жители Сихема в продолжении девяти лет предаются служению Ваалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПОСЛУШАНИЕ Послушание – покорность Богу (5:62, см. ПОКОРНОСТЬ , 734). Послушание есть признак ВЕРЫ Аще убо веруешь, что Бог твой есть Бог, то неотменно тебе Его должно почитать, что не может быть без послушания истиннаго. Почитать бо Бога и не слушать Его, разуму невместимо есть. А от послушания последует соблюдение святых Его ЗАПОВЕДЕЙ; а где соблюдение заповедей Божиих, тамо и добрые дела: заповеди бо научают нас добрым делам (3:189). Христиане, которые чистосердечно веруют во Христа и веру свою оказывают послушанием, те все работают единому Христу; а которые не слушают Христа, и заповедей Его не исполняют, те Ему не работают. Истинная бо и нелицемерная работа не может быть без послушания. Ибо работать господину и не слушать его разуму противно есть и в себе противоречие есть – быть рабом и не быть рабом, служить и не служить, почитать и не почитать, любить и не любить, и прочее (3:177) (также 3:61, см. ВЕРА , 148). Вера есть матерь послушания (3:70, см. ВЕРА, 137). Послушанием человек показывает свою ВЕРУ Послушание наше есть несовершенное. Аще бо и тщится верная душа послушание Богу своему показывать, но часто НЕМОЩИЮ плоти своея запинается в том, «дух бо бодр, плоть же немощна» ( Мф. 26, 41 ). Откуду и святыи в немощи сей находятся и о отпущении молится всяк преподобный ( Пс. 31, 11 ), и воздыхают к небесному Отцу: «остави нам долги наша», и пр.: «грехопадения бо кто разумеет» ( Пс. 18, 13 ). Послушание убо должны мы показывать Богу нашему, да засвидетельствуем от послушания того веру нашу, или, по словеси Апостола, «покажем веру нашу от дел наших» ( Иак. 2, 18 ) (3:64). Примеры послушания Авраама Тако послушание показал Богу Авраам, праотец святый, как читаем в книге Бытия. Когда ему Бог повелел: «изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу», и прочая ( Быт. 12, 1 ), – он не отреклся учинить того, оставил отечество свое, род свой и дом отца своего, и пошел в землю чуждую, незнаемую, якоже Апостол о том написал: «верою зовом Авраам, послуша изыти на место, еже хотяше прияти в наследие, и изыде неведый, камо грядет» ( Евр. 11,8 ). Еще большаго удивления достойно дело учинил патриарх святый, что по повелению Божию сына своего Исаака привел и вознесл на жертвенник на всесожжение, и хотя не делом, но произволением заклал его ( Быт. 22, 1–12 )... Верный и искренний послушник не отрекся на всесожжение вознести его: не смотрел на так тяжкое и неудобное повеление, но Повелевающаго власти, силе и всемогуществу внимал, «помыслив», глаголет Апостол, «яко и из мертвых воскресити силен есть Бог» ( Евр. 11, 19 ) (3:60–61).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 7  голосов:  3.9 из  5) Оглавление “Цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесено, слава Его на земле и на небесах” ( Пс. 148 ). Многие из великих людей, долго отрицая и веру, и Бога, меняли мнение. Вот небольшая подборка их цитат. Множество великих деятелей прошлого — учёных и дипломатов, мыслителей и литераторов, военачальников и государей, врачей и драматургов, в том числе материалистов, — с глубочайшим уважением говорили о Боге, Церкви и Священном Писании .  Поэт Александр Сергеевич Пушкин «Есть Книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицей народов. Книга сия называется Евангелием — и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному влечению». Архиепископ и хирург Лука (Войно-Ясенецкий) «Мы привыкли думать, будто знание сильнее веры, лежащей в основе религии. Но на самом деле именно вера сообщает силу знанию. Знание без уверенности в нем, без признания – мертвое сведение. Вы можете знать, что самолет в состоянии поднять вас, но, если вы в этом не уверены, вы никогда не решитесь в него сесть. Мы познаем Бога так, как ученые познают электроны, – по проявлениям Его, по действиям Его, по излияниям на нас силы Божией, по благодати Божией, которую мы ощущаем в сердцах наших. Вера недоказуема. Много было споров, много было попыток одних людей доказать, что Бог существует, и других – что Бога нет. И никогда на протяжении всей истории человечества никто не мог переубедить своих противников, ибо не в доказательствах дело. 

http://azbyka.ru/deti/o-vere-i-boge-tsit...

Улово. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Ильинская ц. в с. Улово - один из самых неблагополучных в техническом отношении храмов Суздальского района. В наследство от колхоза имени МОПР остался остов церкви, обезображенный прорубленным в центральной апсиде проемом для парковки тракторов. Внутри помещения потолки покрыты плотным слоем сажи - следствие длительного горения автопокрышек, по всей видимости, исключительно для развлечения местных подростков. Обойти кругом церковь невозможно, т.к. густой репейник и крапива высотой с человеческий рост. Вполне возможно, интерьеры вскоре перестанут существовать, поэтому заснято все так подробно. Улово.  Илии Пророка церковь У Добронравова читаем: село Улол (или Улово). Исторических сведений о сем селе не имеется. Церковь каменная с таковою колокольнею построена в 1796 году усердием прихожан. Престолов в ней три: в настоящей во имя пророка Божия Ильи, в трапезе во имя Покрова Божией Матери и Архангела Божия Михаила. Протокол 148 заседания Президиума Облисполкома Ивановской Промышленной области. 1084 от 15 октября 1934 г. СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви в селе Улове Суздальского района. ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что Президиум ВЦИК своим постановлением от 2/III – 1933 года. 1). Расторгнул договор с религиозной общиной церкви села Улова 2). Предложил Облисполкому пересмотреть налогообложение указанной церкви и обсудить вопрос о заключении договора на молитвенное здание с другими общинами верующих, что после выполнения этого постановления ВЦИК и ст. 34 постановления ВЦИК и СНК от 8/IV - 1929 года «О религиозных объединениях» заявлений от других общин о передаче им в пользование здания и имущества культа не поступало – церковь в селе Улове как молитвенное здание ликвидировать и зачислить его в госфонд. Предложить Суздальскому Райисполкому настоящее постановление провести с соблюдением ст. 40 указанного постановления ВЦИК и СНК. ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 401. Л. 7. Село Улол (Улово) от Владимира 20 верст, а от Суздаля 10,5 верст. Исторических сведений о сем селе не имеется. Церковь каменная, с таковою же колокольнею, построена в 1796 г. усердием прихожан. Престолов в ней три: в настоящей – во имя пророка Илии, в трапезе – во имя Покрова Божией Матери и Архангела Михаила. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1796 г., исповедные росписи с 1823 г.; опись церковного имущества составлена в 1851 г.

http://sobory.ru/article/?object=01347

Учреждение О. а. связано с завоеванием Болгарского царства Византией (см. в ст. Болгария , Византийская империя ). В 971 г., после взятия Дрыстыра (греч. Доростол, ныне Силистра, Болгария), визант. имп. Иоанн I Цимисхий низвел находившегося в городе патриарха Болгарского Дамиана . Но Болгарская Церковь (см. Болгарская Православная Церковь ) продолжила существование, а возглавлявший ее архиепископ по мере завоевания болг. земель переносил свою кафедру в свободные от византийцев города (Средец, Воден (ныне Эдеса), Моглен (Моглена), Преспа), пока не поместил ее в Охриде. Город известен с III-II вв. до Р. Х. как античная колония, возникшая на месте поселения илирийского племени дасарети. В 148 г. до Р. Х. Лихнид (в пер. с греч. яз.- «светлый», «сияющий»; как считается, название отражает прозрачность воды озера, на берегу к-рого город расположен) вошел в рим. пров. Македония (см. в ст. Македония , историческая обл.), при имп. Диоклетиане (284-305) - в пров. Нов. Эпир. Начало христ. проповеди в кон. I в. связано с расположением Лихнида на рим. дороге Via Egnatia. Согласно преданиям, в Лихниде проповедовал сщмч. Еразм († между 303 и 305), буд. покровитель города. Лихнид стал епископской кафедрой в 1-й пол. IV в.: еп. Зосим участвовал в Сардикийском Соборе (343), еп. Антоний - в Халкидонском Соборе (451), известно о контактах еп. Лаврентия с Римскими папами св. Геласием I (492-496) и Анастасием II (496-498) и о его вызове в 515 г. в числе 5 епископов Иллирии на суд в К-поль ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 552). Во 2-й пол. VI в. в Лихниде началось расселение славянских племен, к 30-м гг. VII в. здесь проживали племена верзитов (берзитов). Слав. название Охрид, вероятно, восходит к слову «рид» (горная цепь) и появилось при заселении этих земель славянами или после вхождения города в Болгарское государство (1-я пол. IX в.) - впервые оно упоминается в титуле еп. Гавриила, участника IV К-польского Собора (879-880). В IX в. город находился в обл. Кутмичевица, куда кн. равноап. Борис направил на служение равноап. Климента Охридского , который вместе с равноап. Наумом Охридским и др. учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия основали Охридскую книжную школу . В кон. Х в. Охрид являлся столицей болг. царя Самуила (997-1014), после смерти к-рого перешел под управление кн. св. Иоанна Владимира (1014-1016), разместившего в нем казну. В 1018 г. визант. имп . Василий II Болгаробойца взял Охрид и включил его в состав фемы Болгария со столицей в Скопье.

http://pravenc.ru/text/2581773.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010