С. К. Севастьянова Иконография И. сложилась в Соловецком мон-ре. Современные преподобному иноки изображали «внешний вид его так: он был среднего роста, телосложения благообразнаго; имел лицо широкое, гладкое; на ланитах приметен был румянец. Глаза светлые и проницательные, взгляд приятный; волосы на голове украшены снего-светлою сединою, кудрявые, благолепно расстилались по плечам; уста и нос умеренные; борода густая, одного цвета с волосами на голове; длина ее доходила до трех дланей и в конце раздвоялась» (Соловецкий патерик. СПб., 1892. С. 136). Согласно летописи Анзерского Голгофо-Распятского скита 1774 г., на горе Голгофе была «на западной стороне, противу церкви часовня деревянная, старая, покрыта тесом… Гробница поставлена над иеромонахом Иисусом, столярной работы, выкрашена краской голубой, наверху крест осмиконечной с подножием, слова и трость и копие желтой краски» (РНБ. Солов. 1014/1123. Л. 115 об.). В Соловецком патерике упомянуто, что «усердием учеников блаженнаго старца над гробницею поставлена часовня и на надгробной доске изображен лик преподобнаго» (Соловецкий патерик. М., 1892. С. 108-111). Изображение И. на раке появилось после переноса ее в XIX в. в ц. в честь Распятия Господня, когда «мощи внутри церковной трапезы оказались по левую сторону» (РНБ. Солов. 1014/1123. Л. 72 об.). По сведениям патерика, рака святого была в Успенском приделе этого храма. В описи Соловецкого мон-ря нач. ХХ в. сообщается: «Рака деревянная, вышиною 181/2, длиною 42, шириною 141/2 вершков, обтянута со всех сторон парчевою материею. На верху ее образ основателя Голгофскаго скита иеросхимонаха Иисуса, написанный на доске длиною 43, шириною 151/2. Решетка с трех сторон медная, литая, а с четвертой - железная» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 458 об.). Очевидно, иконография И. сложилась только в XIX в., более ранние изображения неизвестны. Послушник Анзерского скита Александр (возможно, мон. Александр (Заливский)) создал в 50-х гг. XIX в. гравюру с изображением Соловецких чудотворцев ( Ровинский. 1884. С. 10). Он, вероятно, является и автором иллюстрации с изображением И. в рукописном Житии святого 2-й трети XIX в. (РНБ. Солов. 1014/1123. Л. 65 об.; Розов Н. Соловецкая библиотека//Архит.-худож. памятники Соловецких о-вов: Сб. ст. М., 1980. С. 326). На И. схима, мантия с каймой по краям с текстом молитвы «Трисвятое», на голове куколь. Преподобный с окладистой светлой бородой изображен сидящим на широком пне, рядом - череп человека, в руках - крест и раскрытая книга. На фоне - гора с небогатой северной растительностью, действительно напоминающая Голгофу на Анзере, на ее вершине - 5-главая церковь.

http://pravenc.ru/text/578146.html

(Перевод Т. Н. Джаксон по Hb. 331) VIII.5. «Прядь о Торстейне, сыне Халля с Побережья» Прядь («Þorsteins þáttr Siðu-Hallssonar») сохранилась в двух редакциях в составе «Саги о Магнусе Добром и Харальде Суровом Правителе» в «Гнилой коже», а также в «Книге с Плоского Острова». Знатный норвежец Эйнар Брюхотряс напоминает в разговоре конунгу Магнусу Доброму, как он ездил за ним на Русь. В пряди используется самое раннее древнескандинавское обозначение Руси – Гарды. Издание: Morkinskinna/Finnur Jnsson//SUGNL. 1932. В. LIII. S. 111–115. Литература: Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 363; Гуревич 2004. [Исландец Торстейн, вызвавший гнев конунга Магнуса Доброго, проводит зиму у Эйндриди, сына Эйнара Брюхотряса. Эйнар пытается всех помирить и на йоль приходит к конунгу. Среди прочего, Эйнар говорит:] «И кажется мне, что ты уже не помнишь, как я ездил за тобой на восток в Гарды, и поддерживал твою власть, и стал твоим приемным отцом 665 . Думаю я о тебе каждый час, как честь твою увеличить. А сейчас я уеду из страны и никогда больше не буду тебе помогать». [Эйнару удается помирить исландца, своего сына и конунга Магнуса.] (Перевод Т. Н. Джаксон по Msk. 115) VIII.6. «Прядь о Харальде Гренландце» Прядь («Haralds þáttr grenska») представляет собой небольшой рассказ о гибели Харальда, отца Олава Святого, во время его сватовства к шведской королеве Сигрид Гордой. Прядь сохранилась в составе отдельной «Саги об Олаве Святом» в «Книге с Плоского Острова», но сведения об этом сватовстве имеются в «Саге об Олаве Трюггвасоне» монаха Одда и в «Круге земном» Снорри Стурлусона. Автор отдельной саги – тоже Снорри Стурлусон. Если «Круг земной» был написан им ок. 1230 г., то отдельная сага создавалась в 1220–1230 гг. Среди неудачливых женихов Сигрид Гордой назван и некий Висивальд, конунг Гардов. Издание: Flateyjarbk. En Samling af norske Konge-Sagaer med indskudte mindre Fortællinger om Begivenheder i og udenfor Norge samt Annaler/Guðbrandr Vigfússon, C. R. Unger. Christiania, 1860. В. II. S. 3–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

101. Някои методологически проблеми на историко-естетическото изследване//Литературна мисъл. – София, 1988. – Кн. 4. – С. 95–111. 102. Словесность в оценке древнерусских книжников//Русская речь. – М., 1988 – 4. – С. 95–100. 103. Эстетические проблемы в русской культуре середины XVI в.//Отечественная общественная мысль эпохи средневековья (историко-философские очерки). – Киев, 1988. – С. 222–237. 104. Некролог А.Ф.Лосеву (без подписи)//Философские науки. – М., 1988. – 10. – С. 66–67. 105. Литература как выразитель эстетического сознания Древней Руси//Литература и искусство в системе культуры. – М. Наука, 1988. – С. 129–135. 106. Un Christianisme joyeux//Le Messager orthodoxe Millenaire du Christianisme Russe (1) – Paris, 1988. – N 107. – P. 95–98. 107. Трансформация византийской традиции в эстетике Древней Руси. Зиновий Отенский //Studia Slavico-Byzantina et Mediaevalia Europensia. – Sofia, 1988. – Vol. 1. – P. 155–170. 108. Einige Grundzuge der altrussischen Kunst//Cyrillomethodianum. – Thessalonique, 1988. – XII. – S. 7–14 109. Абстракционизм//Эстетика. Словарь. – M., 1989. – С. 3–4. 110. Августин//Там же. – С. 7. 111. Византийская эстетика//Там же. – С. 39–41. 112. Древнерусская эстетика//Там же. – С. 85–86. 113. Кандинский//Там же. – С. 136–137. 114. Канон//Там же. – С. 137. 115. Катарсис//Там же. – С. 140–141. 116. Мимесис//Там же. – С. 204. 117. Незавершенности теория//Там же. – С. 230. 118. Неоплатонизма эстетика//Там же. – С. 231–232. 119. Оппозиция эстетическая//Там же. – С. 242–243. 120. Псевдо- Дионисий Ареопагит //Там же. – С. 282–283. 121. Средневековая эстетика//Там же. – С. 329–331. 122. Сюрреализм//Там же. – С. 339. 123. Татаркевич//Там же. – С. 342. 124. Фовизм//Там же. – С. 374. 125. Фома Аквинский//Там же. – С. 375–376. 126. Bild, Darstellung und Ikone im orthodoxen Kulturkreis. Aus byzantinischer Zeit ererbte Leitlinien orthodoxer Geisteskultur//Stimme der Orthodoxie. – Berlin, 1989. – 5. – S. 43–48. 127. Глава 13. Эстетика//Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. – М., 1989 – С. 401–469.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 июля.   Гоголь посылает А. О. Смирновой из Москвы «Домострой». Письмо 111. Начало августа.   Гоголь живет на даче у С. П. Шевырева и «с необыкновенной таинственностью» читает ему первые главы второго тома «Мертвых душ». Барсуков, X, стр. 324. 7 августа.   И. В. Киреевский видится с Гоголем и узнает, что второй том «Мертвых душ» написан, но не приведен в порядок, для чего требуется еще год. «Русский Архив» 1909, 5, стр. 114. 14 августа.   Приезд Гоголя к Аксаковым в Абрамцево. «Записки», II, стр. 228. 18 августа.   Чтение Гоголем Аксаковым первой главы второго тома «Мертвых душ». «Записки», II, стр. 228-229. После 18 августа.   Отъезд Гоголя из Абрамцева в Москву. «Записки», II, стр. 229. 24 августа.   «Свидетельство», выданное Гоголю московским оберполициймейстером, «для свободного следования в губернии Тульскую, Орловскую и Калужскую и обратно в Москву». См. подлинник (в музее Т. Г. Шевченко в Киеве). 57 августа.   С. Т. Аксаков пишет Гоголю свои критические замечания на прослушанную им первую главу второго тома «Мертвых душ» и отмечает, что талант Гоголя «стал выше и глубже». «История моего знакомства», стр. 187. Сентябрь — начало октября.   Поездка Гоголя в окрестности Москвы и смежные губернии (в том числе в Калугу, к А. О. Смирновой). Письма 120, 138. 21 сентября.   Неожиданный приезд Гоголя в Абрамцево. «Русская Мысль» 1915, 8, стр. 115. 27 сентября.   Отъезд Гоголя из Абрамцева в Москву вместе с О. С. Аксаковой. «Русская Мысль» 1915, 8, стр. 115. 15 октября.   Гоголь, И. В. Киреевский, А. А. Григорьев и др. на вечере у М. П. Погодина. «Духовная беседа, а Гоголь скучал и улизнул». Барсуков, X, стр. 326. После 15 октября.   В Москву приезжает М. А. Максимович, чтобы повидаться с Гоголем, и остается здесь на зиму. Барсуков, X, стр. 327. 31 октября.   Цензурное разрешение ноябрьской книжки «Отечественных Записок» с сочувственным отзывом в «Театральной хронике» о постановках в Александринском театре комедий Гоголя «Женитьба» и «Ревизор» и комической сцены «Тяжба» с участием приехавшего из Москвы М. С. Щепкина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

105 . Никочаев Б. прот. Толковая грамматика знаменного пения изд. второе – Псков. 2006 138 с. 106 . Никольская Н. «Сказание» инока Ефросина и певческая книжная справа XVII века Дипломная работа/С. Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова – СПб. 2008 – 66 с. 107 . Паисов Ю. Мотивы христианской духовности в современной музыке России//Традиционные жанры русской духовной музыки и современность Сб статей исследований интервью/Ред. сост. Ю.И. Паисов – М. Композитор 1999 – С. 150–189. 108 . Памятники русского музыкального искусства Вып. 9. Христофор Ключ знаменной 1604 Публикация Перевод М. Бражникова и г. Никишова. Предисловие комментарии исследование г. Никишова – М. 1983 – 295 с. 109 . Парфентьев Н. Профессиональные музыканты Российского государства веков. Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки – Челябинск 1991 – 444 с. 110 . Парфентьева Н.В., Парфентьев Н.П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX века – Челябинск Челябинский гос. университет 2000 – 154 с. 111 . Печенкин Г. Пение на глас Самогласны и запевные строки (напевы самогласнов малого роспева и запевных стихов для распев наречь). Обиходное осмогласие Опыт исследования истолкования практики знаменного пения и методика обучения – М. 2009 – 120 с. 112 . Печенкин Г. Строчник знаменный обиходный. Утренние припевы – Учебное пособие – М. 2008 – 92 с. 113 . Плотникова Н. Вступительная статья//Римский-Корсаков Н. Собрание духовно музыкальных сочинений для смешанного хора без сопровождения – М. 2001 – С. 5–18. 114 . Плотникова Н. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов Исследование и публикация – М. 2005 – 200 с. 115 . Пожидаева Г. Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля – М. 2007 – 880 с. 116 . Полторухин А. Жанровый и стилевой аспекты духовной музыки Н. С. Голованова. Автореферат дисс. канд. искусствоведения – Ростов на Дону. 2012 – 25 с. 117 . Пособие по изучению церковного пения и чтения. Издание 2-е дополненное и переработанное. Сост. Е. Григорьев – Рига 2001 – 318 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

108 Т. е. не счел достойным так поступить. 109 Скобки принадлежат оригиналу. 110 Т. е. злой умысел, погубивший Первых Людей. 111 Домостроительство — все дело искупления и спасения людского рода. 112 Истощание — т. е. принятие Сыном Божиим человеческой личности. 113 Оригинал « τ ρα ον » — термин не совсем ясный в данном случае. 114 План Божий по спасению человека. См. об этом ниже. 115 Оригинал: «заваленное тем, чем не должно было». 116 Возможная ссылка на Ис. 63, 1 «Кто Сей пришедый из Едома, червлены ризы Его от восора?» Ответ: Спаситель (Канон воскр. Глас 1. Песнь 4). 117 Смысл неясен. Возможно, что ангелы не были оповещены о посольстве к Божией Матери и не знали о Воплощении Спасителя, и эта Тайна была поверена только архангелу Гавриилу. 118 Скобки принадлежат оригиналу. 119 Оригинал: «состязание». 120 «Неиссякаемые». 121 Скобки принадлежат оригиналу. 122 Т. е. не остаться равнодушным. 123 Лк. 1:26. 124 Мф. 11:11. 125 Скобки принадлежат оригиналу. 126 Пс. 45 (44), 3. 127 Оригинал: «если кто иной». 128 Лк. 22:37; 24, 25—27. 129 Т.е. пришло к концу. 130 Мф. 5:17. 131 Окончание фразы переведено в виде парафразы. 132 « παντων καινοτομουμνων », здесь одно слово мы перевели двумя словами. 133 Лк. 1:28. 134 « Ασπασμς » — целование, приветствие. 135 Т. е. каким образом это имело произойти. 136 Т. е. подаваемыми от Бога духовными дарованиями. 137 Скобки принадлежат оригиналу. Смысл сказанного: Пресвятая Дева явила предел Своей любви к Богу, а Он явил предел Своей любви к Ней, возжелав явить Ее Своею Матерью. 138 Оригинал: «Бог положил Тебе предел молитвам о человеческом роде». 139 Т. е. без их заслуг. 140 Скобки принадлежат оригиналу. 141 Оригинал: «после третьего вала», т. е. что у нас называется «девятым валом», самым страшным рядом волн во время морской бури. 142 Т. е.: Пришествие Спасителя, спасение людей и место Божией Матери в плане спасения людского рода. 143 У Схолария Первые Люди именуются «первым семенем». Здесь же имеется в виду второе поколение людей, происходящее от Нового Адама, Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

Из числа новгородских монастырей самым крупным владельцем был Хутынский, которому принадлежало 895 дв. В других же местностях у многих монастырей, несмотря на их более позднее происхождение, число дворов переступало за 1000 (напр. за Сергиевым монастырем было 16,850 дв., за Кирилло-белозерским – 3854, за Ипатьевским – 3436, за Симоновым – 2407 и т. п.). «Роспись ис переписных книг перечневая, сколко за кем числом крестьян». Рукоп. Кир. библ. 90–1328 За патриархом 6433 двора, за патриархом же у моря в Варзуге крестьянских и вдовьих 48 дворов. л. 601. За митрополиты: За новгородцким 1432 двора. За казанским 1505 дворов. За ростовским 3457 дворов. За крутицким 142 двора, а по ево росписи 127 дворов. За архиепископы: За вологоцким 923 двора. За суздалским 1142 двора. За тверским и за ево детми боярскими в поместье 298 дв. За резанским и за ево приказными людми и за детми боярскими в поместьях 1002 двора. 3а псковским и с приписными монастыри и церкви и заприказными людми 443 двора. Во Пскове ж за Троицким собором 18 дворов. л. 601 об. За коломенским епископом 457 дворов, а за дворовыми людми 495 дворов. Москва за монастыри: л. 602. 16382 (1). За Троицким Сергиевым 16811 дв. За ними ж у моря в Варзуге двор монастырской для рыбново промыслу, да в Чюхчоромской волосте за Николаским монастырем 27 дв. крестьянских да двор бобыльской. 2120 (2). За Чюдовым 2120 дворов. 1976 (3). За Спаским новым мон. 1783 дв. За Спаским же новым монастырем у моря в Варзуге крестьянских и бобыльских 20 дв. 2192 (4). За Симоновым 2407 дв. 200 (5). За Ондроньевским 204 двора. За Богоявленским 115 дв. 111 (6). За Златауским 58 дворов. 58 (18). За Знаменским 223 двора. 230 (7). л. 602 об. Вознесенского девича 1601 двор. 1601 (8). Нового девича 1469 дворов. 1469 (9). Рожественского девича 123 дв. 123 (12). Алексеевского 167 дворов. 122 (15). Воздвиженского 13 дворов. 13 (17). Никольского старого 11 дворов. 11 (16). Угрешского 288 дворов. 309 (20). За Даниловским 176 дворов. 176 (10). За Донским 27 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Можно было бы усомниться в обвинениях Мещерского - столь фантастически выглядит разоблачаемый им " питейный заговор " , - если бы слова князя не подтверждались сухими цифрами беспристрастной статистики. Историк российских кабаков И.Т.Прыжов пишет в своей книге: " " Ранним утром первого января 1863 года открыла свои действия новая акцизная система, и дешёвая водка, оставшаяся от откупа, окрещена была именем дешёвки... В Тамбовской губ., сравнительно с 1862 годом, в 1863 году выпито водки на 215 % более; в Пензенской на 281 %, в Пермской на 171 %, Саратовской 108 %, Иркутской 151 %, Орловской 150 %, Якутской 151 %, Ярославской 150 %, Воронежской 127 %, Рязанской и Тобольской 119 %, Казанской 115 %, Московской и Вятской 111 %, Симбирской 105 %, Нижегородской 98 %, Петербургской 93 %... " В других губерниях рост пьянства также был значителен. Всего же по великороссийским губерниям потребление водки за один 1863 год увеличилось ровно в 2 раза, а в Сибири - почти в 2,5 раза (на 134 %). Всё это, в свою очередь, привело к резкому увеличению смертности от отравления алкоголем. " Опившихся в 1863 году и счесть трудно, - пишет Прыжов. - В Костроме, на протяжении 1842-1853 годов, опившихся было больше всего в 1850 году, именно 37 человек. Затем были года, как например 1852, когда опившихся было только семь, в 1853 г. восемь; но в 1863 году число их дошло до ста семидесяти девяти. По отчётам самарского статистического комитета, опившихся в Самаре в 1862 году было 48 человек, а в 1863 г. сто девяносто два человека. В Тверской губ. Опившихся в 1860 году 35 человек, в 1862 г. 48 человек, а в 1863 году сто двадцать пять человек, в 1864 г. сто тридцать два... " После реформы 1863 года последовало разрешение евреям свободно заводить водочную торговлю, чему раньше правительство чинило всевозможные законодательные препятствия. Причём мотивировалось подобное разрешение тем, что, в связи с резко выросшим уровнем потребления алкоголя, в среде православного населения не отыщется достаточное количество желающих заниматься таким презренным ремеслом, как шинкарство, и казна потерпит убыток. С этих пор колоритная фигура еврея-шинкаря становится зловещим символом спаивания народа. " Народ споили и отдали жидам в работу " , - подводил итог нововведениям Ф.М.Достоевский в середине 1870-х гг. Как писал он тогда в своём " Дневнике писателя " , " пришёл Освободитель и освободил коренной народ, и что же, кто первый бросился на него, как на жертву, кто воспользовался его пороками преимущественно, кто оплёл его вековечным золотым своим промыслом, кто тотчас же заместил, где только мог и поспел, упразднённых помещиков с тою разницею, что помещики хоть и сильно эксплуатировали людей, но всё же старались не разорять своих крестьян, пожалуй, для себя же, чтоб не истощить рабочей силы, а еврею до истощения русской силы дела нет, взял своё и ушёл... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Л. В. Луховицкий Гимнография Память И. В. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 88) 3 нояб. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 292) И. В. упоминается 3 нояб., служба подробно не описана; в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 161, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 27; Ягич. Служебные Минеи. С. 284-286, 290-295) последование И. В. включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир, седален. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 306) память И. В. отмечается 4 нояб.; последование И. В. включает: общий отпустительный тропарь преподобному 4-го гласа Εν σο, πτερ, κριβς διησθη (          ), канон, цикл стихир-подобнов (также стихира-подобен поется на хвалитех вместе со стихирами Октоиха), 2 самогласна, седален, светилен; кондак И. В. не указан, хотя говорится, что если он есть, то поется по 6-й песни канона вместо седальна; на литургии назначаются прокимен Пс 149. 5 со стихом, Апостол 1 Тим 1. 12-17, аллилуиарий Пс 111. 1, Евангелие дня и И. В. (без уточнения), причастен Пс 111. 6b. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 48-49) под 4 нояб. помещен подробный устав службы И. В.: вечерня совершается без кафизмы, на «Господи, воззвах» стихиры И. В. поются на 6 (цикл из 3 стихир повторяется дважды), славник - самогласен И. В., на стиховне - стихиры И. В., указан отпустительный тропарь И. В. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τν Βαπτιστν μιμησμενος σιε (Крестителю подражая, преподобне...); на утрене поются 3 антифона (Пс 91, 96, 111), седален И. В., исполняются 2 канона: Октоиха и И. В., на хвалитех - стихиры И. В.; на литургии на блаженнах - 6-я песнь канона И. В., тропарь и кондак И. В., прокимен Пс 115. 6 со стихом, Апостол Гал 5. 22 - 6. 2, аллилуиарий Пс 111. 1, Евангелие Мф 4. 25 - 5. 12, причастен Пс 111. 6b. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 238) И. В. упоминается под 3 нояб., служба подробно не описана.

http://pravenc.ru/text/578008.html

42 martyrum Amoriensium (9. Jh.)//Klio. B., 1990. Bd. 72. S. 254-269; Ργια Ε. Μα υπθεση πλησης μοναστηριακς περιουσας//Βυζαντιν σμμεικτα. Αθνα, 2008. Τ. 16. Σ. 35-45; eadem. Λτρος, να γνωστο μοναστικ κντρο στη Δυτικ Μικρ Ασα: Με λεπτομερ σχολιασμ των εγγρφων του αρχεου της μονς Θεοτκου του Στλου. Θεσ., 2008. Л. В. Луховицкий Гимнография Память П. Л. фиксируется в греч. списках Иерусалимского устава и Минеях, составленных в соответствии с этим уставом, под 15 дек., вместе со сщмч. Елевферием, но нерегулярно. Самые ранние списки, к-рые включают его последование,- это Типиконы кон. XIII или XIV в. (напр.: Paris. gr. 385. Fol. 96; РГБ. Сев. греч. 35. Л. 55). Последование П. Л. состоит из тропаря 4-го гласа Ως τν σωμτων (    ) и указания на общую службу преподобным на литургии; в более поздних добавляется указание на кондак. Греч. рукописные Минеи XIV-XVI вв. (напр., Paris. Suppl. gr. 701. Fol. 149v, 1549 г.; РГБ. Сев. греч. 29. Л. 63, 1420 г., редко - более раннего времени, см.: Ταμεον. Σ. 126) могут содержать под 15 дек. последование П. Л. из 3 стихир на «Господи, воззвах», тропарь, канон, седален, кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Απ νετητος σοφ (      ) с икосом и ексапостиларий. Иногда последование П. Л. имеет более торжественный характер: к нему добавляются стихиры-самогласны для пения на «Славу», циклы стихир на стиховне и на хвалитех (напр.: Sinait. gr. 585. Fol. 118-127, 1453 г.). В греч. печатные Типиконы и Минеи последование П. Л. не вошло. В слав. переводах последование П. Л. появляется уже в самых ранних южнослав. редакциях Иерусалимского устава: Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 67а), серб. Романовом Типике (РГБ. Сев. Слав. 27. Л. 65), с указанием на тропарь и общую службу преподобному на литургии. Более поздние (в т. ч. русские) редакции описывают службу П. Л. подробнее (напр.: ГИМ. Усп. 5. Л. 135), с указанием стихир, тропаря, канона, кондака; на литургии предлагается совершать или общую службу сщмч. Елевферию, или общую службу П. Л. В Типиконах 1610 г. (Л. 455) и 1641 г. (Л. 318 об.) на литургии назначается прокимен (из Пс 115), Апостол (Гал 5.22 - 6.2) и аллилуиарий П. Л. (со стихами из Пс 111), а Евангелие - сщмч. Елевферию (эти же указания внесены в Минею 1645 г., Л. 176 об.). Начиная с печатного издания Типикона 1682 г. (Л. 184), служба на литургии 15 дек. не указывается. В рукописных слав. Минеях (РГБ. Троиц. 32. Л. 79 об., кон. XV в., и др.) последование П. Л. включает 3 стихиры, тропарь, канон, седален, кондак с икосом и светилен, в таком же виде последование входит в печатные издания Миней, вплоть до современных.

http://pravenc.ru/text/2578555.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010