Письмо 22. 16 апреля.   Прибытие Гоголя в Одессу на пароходе-фрегате «Херсонес». «Одесский Вестник» от 17 апреля 1848 г., 30-31. 16-30 апреля.   Гоголь находится в Одесском карантине по случаю холерной эпидемии. Его навещают А. А. Трощинский, Л. С. Пушкин, Н. Г. Тройницкий, Н. В. Неводчиков. Он просит последнего принести в карантин «Мертвые души» и две-три книжки «Москвитянина». Читает в 4 «Москвитянина» адресованное ему письмо Жуковского «О поэте и современном его значении». «Одесский Вестник» от 17 апреля 1848 г., 30-31; письма 24, 26, 37; «Библиографические Записки» 1859, 9, стр. 263-264. 1 мая.   Некоторые школьные товарищи и друзья «в сообществе многих почитателей знаменитого русского таланта» дали обед в честь Гоголя. «Одесский Вестник» от 19 мая 1848 г., 40. 1-7 мая.   Гоголь по выходе из карантина останавливается у А. А. Трощинского. Неоднократно навещает Л. С. Пушкина и Н. Г. Тройницкого, вспоминает о Пушкине, беседует «о порядках в отечестве, о новейших явлениях в русской литературе». Вместе с К. М. Базили делает визит А. С. Стурдзе. Сборник «Из прошлого Одессы». Одесса. 1894, стр. 126-127. 7 мая.   Отъезд Гоголя из Одессы. Письмо 28. 9 мая.   Приезд Гоголя в Васильевку. Письмо 29; «Материалы» Шенрока, IV, стр. 703. 9 мая — 24 августа.   Гоголь в Васильевке. Заботится о благоустройстве сада. Ездит в Полтаву и Сорочинцы. Страдает от жары и переносит сильное желудочное заболевание. Вокруг — холерная эпидемия, засуха и неурожай. Письма 34, 35, 38, 41-44; О. В. Головня, стр. 35. 16 мая.   Гоголь пишет Н. Н. Шереметевой, что мысль о его «давнем труде», о втором томе «Мертвых душ», его «не оставляет». Письмо 30. 19-21 мая.   В Васильевке гостит друг семьи Гоголей С. В. Скалон с семьей. «Материалы» Шенрока, IV, стр. 703-704. 25 мая.   Отъезд Гоголя в Киев. «Материалы» Шенрока, IV, стр. 704. Конец мая — начало июня.   Гоголь в Киеве, у Данилевских. Видится здесь с М. А. Максимовичем, Ф. В. Чижовым. Знакомится с А. М. Марковичем. Присутствует на вечере у М. В. Юзефовича.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Успешная охрана границ Ираклием не предохранила империи от тяжкой утраты, постигшей ее на крайнем востоке ее пределов. Под 702 годом Феофан записал об отпадении от империи Четвертой Армении, т. е. областей верхнего течения Тигра, давно связанных тесными узами с империей. В своей краткой заметке об этом важном событии Феофан объясняет эту утрату изменой Ваана, имевшего прозвище «Семь бесов». 760 По всему вероятию, это событие стояло в связи с энергичными действиями арабов под предводительством Мухаммада, брата халифа, в северных и восточных областях Армении, что и заставило местную знать Четвертой Армении предпочесть иго ислама старой политической связи с христианской империей, которая была бессильна защитить свои владения от бедствий, какие причиняли арабские нашествия. С 16-го года правления Абд-аль-Малика в течение двух лет в пределах Армении действовал Мухаммад. Среди армянской знати, не умевшей сплотиться для борьбы с врагом общими силами, были люди, пытавшиеся восстановить связь с империей. Историк Гевонд сохранил свидетельство о поддержке, которую оказал армянам Апсимар; но присланное им войско, состоявшее также из армян, потерпело поражение от Мухаммада в битве, которая произошла в области Вананд. Отдельные успехи армян в войне с арабами, не предотвратили конечного исхода борьбы. Мухаммаду удалось значительно ослабить силу сопротивления армян истреблением значительного числа представителей местной знати. Вызвав их к себе под предлогом составления списка для получения жалования за их военную службу, Мухаммад собрал их в одной церкви города Нахчавана и сжег заживо. Это событие кратко отмечено у Феофана под 703 годом и подробно описано у армянских историков. По-видимому, оно имеет более позднюю дату, 704 (Асохик), или 705 год, как принимает Маркварт. 761 Равнодушие византийского двора в правление Апсимара к судьбе латинской Африки и слабая поддержка Армении может быть понято, как отказ от старых идеалов, живших дотоле в Византии, духовном центре империи. Армянская по крови династия Ираклия восприняла и осуществляла эти идеалы, но они были чужды безродному Апсимару, сократившему кругозор имперской политики на текущие интересы тесного круга уцелевших от пережитого крушения и удержавшихся в старом единстве греческих земель. По-видимому, Апсимар не был популярен в столице, в среде знати тлело недовольство и зарождались надежды на переворот. Под 703 годом Феофан занес в свою летопись известие о том, что Апсимар сослал на остров Кефалонию одного члена придворной знати, Вардана, сына патриция Никифора, армянина по происхождению, как и большинство знати во время правления династии Ираклия. Поводом к ссылке был вещий сон, который видел Вардан, будто его голову осенял орел. 762

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Вопиющая несправедливость 702 Бюрократия любит объяснять свою отсталость «тревожным настроением страны». Если бы не революционное движение, которое ей мешает, уже давно бы началось «мирное обновление» на началах, провозглашённых манифестом 17 октября. И вот начинаются «реформы» и «мирное», т. е. циркулярное, обновление. Кажется, никогда ещё не было такого затишья в университетах, как в истекшем учебном году. Всюду состоялись экзамены, почти нигде не прерывалось правильное течение занятий. Самое благоприятное время для «реформ» – никакой «революции», самое «мирное» настроение. И вот циркуляр: исключить всех вольнослушательниц и воспретить доступ в университеты женщинам и семинаристам. Реформы начались! 703 Но мы не станем обсуждать, насколько это «мирное обновление» соответствует духу манифеста 17 октября. Мы коснёмся этого распоряжения с иной стороны. Со стороны его «справедливости», не с какой-нибудь «высшей», а самой обыкновенной, человеческой. Ну пусть, по мнению бюрократии, «обновление» страны требует, чтобы женщины в университеты не допускались. Но на каком основании исключаются те, которые уже этою же самою бюрократией были допущены? Что они сделали, что на них рушится такая тяжёлая кара? Сколько стоило труда, средств, всевозможных лишений и жертв, и вдруг единым росчерком пера сотни трудящихся девушек, ни за что ни про что, из каких-то «высших» государственных соображений во имя «обновления родины», выбрасывают за борт. Нет, есть и «высший суд». Нарушение справедливости вопиющее, явное не может быть оправдано ничем. Университеты единогласно ходатайствуют об отмене этого циркуляра, но вряд ли будет успех: у того, у кого хватило духу создать такой циркуляр, хватит жестокости и провести его в жизнь. 703 Циркуляр министра народного просвещения А. Н. Шварца от 16 мая 1908 запрещал принимать женщин вольнослушателями в университеты и предписывал исключить уже учившихся. Всероссийская студенческая забастовка заставила власть пойти на уступки: принятым ранее вольнослушательницам было разрешено закончить обучение. Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 4-х том./Прот. Валентин Свенцицкий ; [Сост., коммент. С.В. Черткова]. – Москва : Даръ, 2010-./Т. 2: Письма ко всем : Обращения к народу (1905-1908). - 2009. - 750, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

821 . Muyldermans J. Une nouvelle recension du «De octo spiritibus malitiae» de S. Nil//Muséon. 1939. 52. 235–274. Публ. коптского текста в сопр. нем. пер. и греч. оригинала с комм. : 822 . Scbenke Н.-М. Das Berliner Evagrius-Ostrakon (P. Berol. 14700)//Zs. für ägyptishe Sprache und Altertumskunde. B. 1989. 116. 90–107. опубл.: Id. Ein koptischer Evagrius//Graeco-Coptica. Griechen und Kopten im byzantinischen Ägypten/Hrsg. Nagel P. Halle 1984. 219–230. Известны сирийский, арабский, латинские, эфиопский, грузинский, церковнославянский (Макарий митроп. Четьи-Минеи. Апрель. 457–459) переводы (подробнее в CPG). Комментарии: 823 . Négrier P. Des huit esprits de perversité d’Évagre du Pont//ColCist. 1994. 56. 315–330. Рус. пер.: 824 . 1)//TCO 31. 4 .1067). 201–222; то же: Нил.Твор. 4 .1070). 121–132; 825 . 2) Добротолюбие. М. 2 1895. 2. 229–270. [Тот же пер., что в ТСО, но в выдержках]. В большинстве греч. рукописей авторство приписывается Нилу, по в ряде греч. манускриптов и во всех сирийских и эфиопских рукописях трактат значится под именем Евагрия. К Евлогию монаху слово первое (Tractatus ad Eulogium) (CPGS 2447; TLG 4110/20) PG 79. 1093–1140. Приписывается Нилу в ряде греч. ркп, но в других греч. ркп и в сирийской и армянской традициях автором назван Евагрий. Имеется также древний груз. пер. 826 . Muyldermans J. Evagriana de la Vaticane//Muséon. 1941. 54. 1–15. [Греч. текст «Tractatus ad Eulogium» (пс.-Нил) (fragmenta) Евагрия Понтика по ркп: Vaticano (Città del), Biblioteca apostolica Vaticana, Vat. gr. 703, и Paris, Bibliothèque nationale, gr. 1188, f. 108v. В комм. описана также Евагриана, содержащаяся в 5 др. ркп из того же фонда: les «Vaticani graeci» 653, 703, 1088, 1434, и «Ottob. gr.» 436]. Рус. пер.·. 827 . а)//ТСО 31 4 .1067). 223–271; то же://Нил. Твор. 4 .1070). 133–158; б) Добротолюбие. М. 2 1895. 2. 286–303 (в отрывках). К Евлогию монаху слово второе (О пороках, противоположных добродетелям) (De vitiis quae opposita sunt virtutibus) (CPGS 2448; TLG 4110/21)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Вавилонский царь Мардук – аплу – иддин II вручает грамоту вавилонскому землевладельцу – аристократу (рельеф на межевом камне «кудурру») В Ассирии возникли две соперничавшие партии. Это были стихийно сложившиеся группировки, весьма неопределенные и текучие по своему составу, объединявшиеся общностью интересов. В науке эти партии получили условное название ассирийской и вавилонской. Ассирийская партия объединяла демократические слои общества. Ее опорой служила армия. Она стояла за завоевательную политику и поддерживала царскую власть в ее стремлении к деспотической диктатуре. Вавилонская партия представляла собой политическую группировку ассирийской аристократии, опиравшейся на Вавилон. Она ничего не имела против политики завоеваний и грабежа покоренных народов, но не желала для этой цели поступаться своими привилегиями. По этой же причине она боролась против установления царской деспотической диктатуры. Открытое столкновение между обеими партиями началось при ассирийском царе Салманасаре V (727–722 гг.), сыне Тиглатпаласара III. Салманасар V, носивший в качестве вавилонского царя имя Улулай, посягнул на привилегии аристократии и за это поплатился жизнью: он был убит заговорщиками. Ассирийский престол занял Саргон II (722–705 гг.). Вавилон тотчас же отделился от Ассирии, вступив в союз с халдеями и Эламом. На вавилонский престол вступил Мардук – аплу – иддин II (722–710 и 703–702 гг.), халдейский князь Бит – Якина. Саргон II только в 710 г. изгнал его из Вавилона, сумев привлечь на свою сторону симпатии аристократии восстановлением и расширением ее привилегий. Ассирийский царь Синаххериб (705–680 гг.), сын Саргона II, сделал новую попытку установить военно – деспотическую диктатуру, и борьба между ассирийской и вавилонской партиями при нем достигла наивысшего напряжения. Главным противником ассирийского царя опять стал Вавилон. B 703 г. он снова восстал и призвал Мардук – аплу – иддина II на свой престол. В течение 14 лет Синаххериб с переменным успехом вел тяжелую войну с Вавилоном и поддерживавшими его халдеями и Эламом. Наконец, в декабре 689 г. ассирийские войска штурмом взяли мятежный город.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 703). Эта внутренняя согласованность вместе с тем предполагает и внешнюю согласованность - «социальную жизнь», взаимодействие индивидов ради «самоосвобождения человека»; при этом наличия к.-л. трансцендентной цели существования человека К. не допускал (Там же. С. 703-704, 709; ср.: Paetzold. 1994. S. 198-207). С 1941 г. К. работал над масштабным сочинением, к-рое было посвящено проблематике социально-политической философии. Осуществляя историко-философское исследование понятия «государство», К. стремился благодаря этому выявить философские предпосылки тоталитарной природы нацистского политического строя. К. успел завершить трактат, озаглавленный им «Миф о государстве» (The Myth of State, 1945; опубл. 1946; совр. изд.: ECassW. Bd. 25), однако опубликован он был посмертно. Для объяснения истоков тоталитаризма К. использовал введенное им в прежних работах понятие «миф». В соответствии с его рассуждениями, мифическое понимание мира базируется на «чувстве», непосредственном нерефлективном переживании данного, «захваченности» им. Мифическое сознание нуждается в ритуале - совокупности жестко установленных способов общения с миром. Согласно К., стремящееся к растворению единичного во всеобщем тоталитарное гос-во применяет творчески зародившиеся некогда структуры мифа в их искусственно-насильственной форме, ритуализируя повседневную жизнь человека и подчиняя более высокие формы (язык, религию, искусство) тотальности мифа. Анализируя историю философского понимания природы гос-ва, К. стремился показать, что в ней имеют место 2 тенденции: процесс демифологизации, десакрализации и рационализации власти соединяется с процессом философского подчинения индивидуального всеобщему, вслед. чего оказываются возможными «ресакрализация» гос-ва как всеобщего (Гегель) и «умаление» отдельного человека, который оказывается лишен права на свободное самовыражение и подчинен «судьбе» (Хайдеггер). По убеждению К., именно философия культуры способна разрушить «миф государства», показав через анализ многообразия символических форм относительность мифического способа восприятия мира и слабость его идейных оснований в приложении к гос-ву (ср.: Paetzold.

http://pravenc.ru/text/1681289.html

В Читательском клубе «Православная книга» на Погодинской пройдет творческий вечер лауреата Патриаршей литературной премии Олеси Николаевой 14 ноября 2017 г. 10:17 16 ноября 2017 года в Читательском клубе «Православная книга» на Погодинской улице состоится творческая встреча с лауреатом Патриаршей литературной премии Олесей Николаевой. Организатор мероприятия — Издательство Московской Патриархии . В творческом вечере примут участие: актриса театра и кино, лауреат международных конкурсов актриса Ольга Благая, искусствовед, писатель, культуролог, редактор журнала «Русское искусство» и альманаха «Панорама искусств» Елена Степанян. На вечере прозвучат стихи и проза Олеси Николаевой, будут представлены новые книги автора, в том числе недавно увидевшая свет книга «Двойное дно», в которую вошли рассказы и роман «Мастер-класс». Эта книга о том, что события и вещи, окружающие нас, часто совсем не таковы, какими кажутся: на первый взгляд незаметные и неинтересные люди поражают красотой души, а события, которые мы считали неважными, оказываются ключевыми. Гости Читательского клуба получат возможность пообщаться с писательницей и задать свои вопросы. Начало мероприятия в 18.30. Справки и аккредитация СМИ: +7 (499) 703-02-14, доб. 22-54; +7 (926) 272-00-71, press@rop.ru. Адрес: Погодинская ул., 18 (м. «Спортивная»). Вход свободный. Олеся Николаева — поэт, прозаик, эссеист, автор более 40 книг, среди которых «Сад чудес», «На корабле зимы», «Современная культура и Православие», «Испанские письма», «Небесный огонь и другие рассказы». Стихи, проза и эссе Олеси Николаевой переводились на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, японский, китайский и другие языки мира. Она представляла русскую поэзию на международных фестивалях и конгрессах во Франции, США, Мексике, Италии, Швейцарии, Кубе, Германии. На площадке Читательского клуба «Православная книга» на Погодинской проходят встречи читателей с авторами книг, которые выпускает Издательство Московской Патриархии. Клуб располагается на Погодинской улице в помещении одного из крупнейших православных книжных магазинов Москвы. Справки по тел.: +7 (499) 703-02-14, доб. 2285. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5059850.ht...

«Праведницы, или оправданнии человецы, обновляются и освящаются духом святым, чрез влияние даров вышеестественных» (там же, стр. 1050 б ). Homines justos renovari et sanctificari Spiritu S. per infusionem donorum supernaturalium (Bec. op. Manual Contr. lib. I, de contr. communib. cap. XVI, p. 1485, §4). «Изливает (Дух св.) в сердце человеческое дар благодати и любви… Сим излиянием прогонит всякую греховную тму, свет же новый некий и необычный вводит» (там же, стр. 1052 а ). Diffundit se (Spiritus S.) in cor hominis per donum gratiae et charitatis… haec diffusione expellit omnes peccatorum tenebrous et novam quandam ac invisitatem lucem introducit (ibid., p. 1485, §7). Bellarmini. t. I. De verbo Dei non scripto Becani op. tract. I De virtut. theolog. Характер заимствований Буквальный перевод с незначительным сокращением в определении понятия о предании. вед. 1-е 692–694 80 2 CDE Заимствовано с сокращениями. 81 1 ABCD 694–696 93 1 E–94 2 B Буквальный перевод с сокращением речи о посте св. Четыредесятницы и пропуском последнего (пятого) признака Апостольского предания. 698–700 а 83 1 E 2 –ABCD Почти буквальный перевод 700 а –702 б 85 2 E–87 1 702 б –703 а Буквальный перевод с некоторым изменением в тексте определения 2 вселенского собора и с присоединением одного из правил 7 собора. 703 а –707 б 89–90 1 ABE 2 D 707 б –708 б показ. 1-е 304, §2, 305, §§6–8 Близкий к источнику перевод. 708 б –711 а 306, §§14–23 Заимствован с сокращением перечень Ветхозаветных преданий с добавлением некоторых подробностей в речи о св. Писании и крещении младенцев. 711 а –713 а 317, §8, 323, §§81, 83 Заимствованы мысли, раскрытые в подробностях самостоятельно. 713 а –715 а 317, 318, §§10–21 Почти буквальный перевод; только речь о еретиках, впавших в заблуждение по причине внешнего толкования св. Писания, в «Камне веры» ведется сокращеннее, чем у Бекана. 715 а –716 а 318, §22, 299, §1 716 а –719 б подкр. 1-е 301–302, §§7–8 719 б –721 б 302, §§9–12; 303, §§19–20 Буквальный перевод с присоединением самостоятельного толкования к примеру 4 (стр. 720–721).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Тамима; Ибн ал-Аш‘ас бросился с крыши дома или со стены в Руххадже [Йа‘к., т. 2, с. 333334]; тот же конец упоминают и другие [Халифа, с. 289; Динав., с. 325; Т. Сист., с. 117, пер., с. 135; Халифа, с. 237а; Пс. И. Кут., т. 2, с. 74], у последнего из названных авторов рассказывается фантастическая история о бегстве после разгрома, когда Ибн ал-Аш‘ас укрылся в каком- то замке. Настигнув его, преследователи подожгли замок. Спасаясь от огня, Ибн ал-Аш‘ас спрыгнул с крыши, сломал ногу и повредил позвоночник, его добили и отрубили голову. Ход переговоров с рутбилом излагается различно. Гибель Ибн ал-Аш‘аса датируется 83/792 [Халифа, с. 289], 84/703 и 85/704 гг. [Таб., II, с. 1132, 1138]. У Халифы датирована не сама смерть Ибн ал-Аш‘аса, а посылка Умары б. Тамима на переговоры с рутбилом, следует также учитывать, что иногда у него встречаются на год более ранние даты. По-видимому, наиболее вероятная дата – 84/703 г. 208 Впервые Низек как правитель Бадгиса упоминается в связи с походом Ахнафа б. ал-Кайса в 31/65051 г. [Таб., I, с. 2878, пер., с. 27] и следовательно, должен был бы править более 50 лет, что сомнительно в условиях того беспокойного времени. Вероятно, как предполагал К. Клаусон, Низек-тархан не имя, а титул и читать его следует как Тирек [Е. Esin. 1977]. 210 Сначала Йазид будто бы отказался от похода, ссылаясь на холод Хорезма, а потом все-таки совершил его и захватил пленных; при наступлении холодов его воины надели на себя одежды пленных, и те умерли от холода [Таб., II, с. 11411142, пер., с. 98]. Никаких, даже косвенных подтверждений этого сообщения нет. 211 Приближенный Йазида поэт Худайд упрекнул Йазида в стихотворной форме за то, что тот не послушался его совета. Кутайба спросил, в чем заключался совет, и тот ответил: «Чтобы он не оставлял ни желтого (динаров), ни белого (дирхемов), не отправив их ал-Хаджжаджу» [Таб., II, с. 1142, пер., с. 9798]. 221 Сведения о возрасте Абдалмалика расходятся в пределах 5866 лет [Халифа, с. 293; Таб., II, с. 1173; Мас‘уди, М., т.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

21 Сборн. М. Синод. библ. 703. Л. 84–89 Оба чина, и патриаршего поставленья, и митрополичьего, целиком помещены тут же (л. 89–95). Последний — тот самый, что напечатан в Собр. госуд. грам. 2. 50 Отселе, начиная с Собора, бывшего в Москве 17 генваря, и до самого поставления Иова в патриархи, подробного описания событий в Статейном списке. 3 нет, а сказано только, после ответа Иеремии, данного 13 генваря Годунову и Щелкалову, следующее: «И генваря в 26 день, по повелению благоверного и христолюбивого великого государя царя... Вселенский патриарх Иеремия на Московское и всея России патриаршество Иова митрополита в патриархи по нареченью поставил. А подлинно писано патриарше поставление и действо в особных книгах» (с. 80–81). Из этих-то особных книг, вероятно, и заимствовано то подробное сказание о всех последующих церемониях и происшествиях, какое находим в сборн. М. Синод. библ. 703 и в Отрывке из записки о поставлении патриарха Иова: Русск. истор. библ. 2. 103 22 Сборн. М. Синод. библ. 703. Л. 95–101 Затем помещен сполна и самый «приговор» (л. 101–108). 23 Сборн. М. Синод. библ. 703. Л. 108–109 Акт избрания кандидатов на патриаршество напечатан в Собр. госуд. грам. 2. 58 24 Весь «чин и устав» о поставлении патриарха Иова помещен в сборн. М. Синод. библ. 703. Л. 109–119 . Присяга Иова сходна с напечатанною в Акт. эксп. 1. 184. С. 161–162 Обе речи царя и нового патриарха тождественны с напечатанными в нашей «Истор. Русск. Церкви». 8. 65–66 25 Сборн. М. Синод. библ. 703. Л. 119 об.— 123 об. Здесь сказания этого сборника и оканчиваются, как и самый сборник. Подробнее — в Русской историч. библиот. 2. 103 А еще более подробное описание всего вышеизложенного и особенно пребывания патриархов у царицы, равно перечисление всех даров и поминков, находится у Арсения Елассонского (Старчев. Hist. ruth. script. exmeri. 2. P. 375–381 и можно читать у Муравьева (Сношен. России с Вост. 1. 213–220 26 Статейн. список. 3. С. 81–89 Отселе Статейный список возобновляет свой прерванный рассказ. О поднесенных патриарху поминках напечатано в Истории Карамзина. 10. Прим. 214

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010