А.И. Алексеев Монография посвящена исследованию русской религиозности конца XIV — начала XVI вв., понимаемой как область отношения народного сознания к догматам веры. На материале большого количества разнообразных источников, памятников оригинальной и переводной древнерусской книжности, актах, монастырских синодиках и др. рассматриваются такие загадочные явления русского Средневековья как ересь стригольников, противоборство «иосифлян» и «нестяжателей», некоторые аспекты взаимоотношений светской и духовной властей. В центре внимания автора находится феномен нараставших по мере истечения седьмой тысячи лет от сотворения мира (1492 г.) эсхатологических ожиданий. Впервые предпринята попытка проследить многообразное воздействие этих процессов на социальную психологию и тип социального поведения. Обозначены типологические параллели факторам эсхатологических ожиданий в истории Византии и Западной Европы. Содержание Предисловие. 5 Часть I. Иосиф Волоцкий и его время. 14 1. Иосиф Волоцкий: очерк деятельности и творчества ... 14 Начало пути (16). Основатель и игумен монастыря на Волоке Дамском (19). В борьбе с ересью жидовствующих (28). На Церковном соборе 1503 года (31). Переход Иосифо-Волоколамского монастыря под великокняжеский патронат (33). Полемика с «нестяжателями» (37). Последние годы (41). Богословие Иосифа Волоцкого (42). Учение о церковно-государственных отношениях (44). Учение о почитании св. икон (46). Учение о церковных имуществах (48). Сочинения Иосифа Волоцкого (50). Об автографах Иосифа Волоцкого (63). Церковное почитание (64). Иконография (69) 2. Ожидания конца света на Руси в контексте эсхатологии раннего Средневековья. Историческая экспликация 1 . . 71 О средневековой эсхатологии (71). Ожидания конца света в Западной Европе около 1000 г. (74). 06 эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси (79). Мнения богословов о конце света на Руси в 1492 г. (88) 3. Ересь жидовствующих. Историческая экспликация 2. . . 92 Ересь жидовствующих в 1470—1490 гг. (94). Церковный собор 1490 г. (101). Ересь жидовствующих в 1490—1504 гг. (103). Учение жидовствующих (106). Митрополит Зосима (116). Литература жидовствующих и влияние полемики с еретиками на русскую культуру конца XV — начала XVI вв. (128)

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Зеленокумск. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1998 и 2010. Ссылки:   Адрес: Ставропольский край, Советский район, г. Зеленокумск, ул. Мира, 80а Координаты: 44.40893, 43.888639 Проезд:Город расположен на реке Кума, в 265 км от Ставрополя, автодорога Ставрополь - Георгиевск - Буденовск Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По указу Екатерины II в 1783 году графу Воронцову была пожалована земля в Георгиевском уезде Ставропольской губернии. Данное село получило название Воронцово-Александровское. Заметим, что раньше на этом месте существовало поселение, которое основали отставные солдаты в 1781 году. Сейчас этот факт оспаривается историками, отрицая здесь наличия солдатского поселения. Сюда переселилось 48 семей (285 дворов) крестьян из Воронежской губернии. Как истинные православные христиане, они нуждались в духовном окормлении, поэтому одной из первых построек слободы стал православный храм. В 1791 году трудами крестьян был построен храм в честь св. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Храм был деревянной постройки, с небольшой колокольней. Из-за ветхости, в дальнейшем, он стал приделом в новом Казанском соборе, который в годы лихолетья, в 1938 году был уничтожен. В 1963 году село это новая власть переименовала в Советское, через два года же село под названием Советское слито было с селом Новогригорьевским, которые и дали начало новому городу под названием Зеленокумск. Через 60 лет, вначале лета 1998 году по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона митрополита Ставропольского и Владикавказского священник Геннадий (Литомин) начал в городе Зеленокумске строительство православного храма в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла , который является уменьшенной копией Петропавловского собора в г.Санкт-Петербурге. В июле 2010 года состоялось освящение храма первоапостольных святых Петра и Павла, обряд провел архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Строился храм 13 лет на деньги горожан и меценатов.

http://sobory.ru/article/?object=28927

Доброе. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По разным данным, каменная тёплая  церковь Тихвинской иконы Божией Матери была построена в 1769—1776 годах или в 1777 году. Иногда в качестве даты постройки упоминается 1805 год. Храм был построен помещиком Дехтерёвым. Главный престол храма был освящён в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а придельные – в честь Алексея, человека Божия (правый придел), и Богословский придел (левый). Это самое старое каменное строение в Добром. Приход был открыт в XVII столетии. Штат церкви состоял из священника и псаломщика. По данным 1893 года священником служил Гавриил Иванович Вишневский, 48 лет, рукоположен 18 марта 1869 года, награждён камилавкой и орденом Св. Анны 3-й степени, псаломщик – Алексей Петрович Делициев, 44 лет, в должности с 1867 года, вдов. До революции в Тихвинском храме находилась особо чтимая икона Божией Матери, вероятнее всего, Тихвинская. В 30-е годы XX столетия храм был практически стёрт с лица земли, а его колокола были сброшены в реку. Однако местные жители хранили память об этом событии. Житель с. Доброе Борис Мячин рассказал главе района, как «топили колокола». И уже в наше время были предприняты попытки достать со дна р. Воронеж колокола. Для этого были вызваны аквалангисты из Санкт-Петербурга. Несколько попыток найти колокола не увенчались успехом, но 15 июня 2009 года 15- килограммовый колокол был найден и поднят с 8-метровой глубины. По легенде, на дне реки были утоплены 3 колокола, однако, вероятно, что при чистке русла реки два колокола были выброшены вместе с песком. Удивительно, но пролежав более 70 лет на дне реки, колокол прекрасно сохранился, лишь немного отбились края. Но звучит он по-прежнему. В настоящее время колокол находится в Добровском краеведческом музее, а позже, вполне верятно, он вновь займёт своё место на возведённой вновь колокольне Тихвинского храма. Оригинал статьи http://www.lipland.ru/?p=115 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение От старой церкви осталось только часть стены, она рядом с новой церковью. А это новодел. Храм построен в 1769-1776 гг., в 1930-е гг. полностью разрушен. В 2011 году на месте старого выстроен новый храм. В 2012 году открыт приход. http://tihvinsky-dobroe.cerkov.ru/ Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17298

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Оптинский старец Моисей января 1782 – †16/29 июня 1862 Преподобный отец наш схиархимандрит Моисей, настоятель и старец Оптиной Пустыни, родился в г. Борисоглебске Ярославской губернии, в семье благочестивого купца и стал духовным наставником для своих братьев. Придя в совершенный возраст, он со своим младшим братом посещает ряд монастырей и известных старцев. В братьях загорелся огонь монашеского делания. В Саровской пустыни они застали великого старца преподобного Серафима. Среди иноков Рославльских лесов преподобный получил иноческий постриг с именем Моисей и был призван к новому подвигу… Призванный в Оптину Пустынь изначально для создания и благоустроения Иоанно-Предтеченского скита, преподобный Моисей вскоре становится настоятелем самой обители. При преподобном Моисее обитель преобразилась, расцвела благоухающим садом. Монастырские леса, луга, огороды, сады, пруды, скот и пчелы – все это находилось под его попечительным присмотром. Но главным при этом оставалось попечение о братии, ее преуспеянии в благом и высшем из всех дел – деле спасения души. Сам оставшийся истинным подвижником и воином Христовым, преподобный Моисей умел и в душах братий возжечь ревность по Богу. В годы его настоятельства в Оптиной Пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя – преподобного Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник – преподобный старец Амвросий. За время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. Собрал он и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку. Весть о постриге его в схиму и о его приближающейся кончине собрала к одру старца великое множество людей – монашествующих и мирских. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки… Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила на 81-м году его земной жизни. Были явлены его нетленные честные мощи. При захоронении новопреставленного преподобного Антония обнаружили гроб преподобного отца нашего Моисея совершенно как новый; тело его осталось нетленным… Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001 Часть II 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 Часть III 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 Часть IV 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не нахожу слов, чтобы выразить Вам мое сочувствие Вашим страданиям. Позволяет ли состояние здоровья Вам теперь хотя бы изредка служить? Спасибо Вам за присланные фотографии. На одной из них – 1955 года – Вас легко узнаешь. В свою очередь, посылаю свои снимки: один 1945 года и второй недавний, где я снят с младшим сыном и внучкой. Грустно было читать известие о кончине о. Павла и о. Серафима 44 . Помню торжественную службу в Боголюбове, служил Вл[адыка] Сергий 45 , тогда митрополит, и проповедь о. Серафима, и слезы мамы и старика-монаха, стоявших рядом и его слушавших. Великие священники были о. Павел и о. Сергий Сидоров. Помню эпизод: о. Сергий часто бывал у нас в доме во Владимире, и вся большая семья собиралась слушать его яркую беседу. И вот старшая сестра, после одной из таких встреч, сказала: «Зачем он пошел в священники, такой одаренный и интересный человек, он мог бы сделать блестящую карьеру». Теперь лучше сознаешь, что и о. Павел и о. Сергий и многие другие, столь же богато одаренные, принесли свои таланты в дар Христу. Без Вас во Владимире жили в эти годы такие лица, как о. Илья Зотиков 46 , служивший со Свят[ейшим Патриархом] Тихоном в Америке, последний настоятель храма Христа Спасителя; незабвенный патриарший архидиакон Мих[аил] Петр[ович] Лебедев 47 , всеми любимый Миша Большой, как его звали друзья; архимандрит Питирим, служивший два года у нас в Пятницкой церкви, впоследствии епископ Волоколамский 48 и некоторое время управляющий делами Московской Патриархии. Всех давно уже нет на свете, оставили они по себе светлые, теплые воспоминания. Конечно, я хорошо помню Вашего всеми уважаемого о. Иосифа 49 , помню его активное и бодрое служение, звавшее к усиленной молитве. Читая «Размышления о Божественной литургии» Н. В. Гоголя, где он пишет, что диакон, сослужа священнику, своим непрестанным движением подобен ангелам, окружающим престол Божий, – таким и вспоминаешь о. Иосифа. Так он теперь батюшка! Прошу передать ему поклон, искренний привет и благодарность за память. Помню еще смиренного и кроткого о. Тихона, он был поставлен в священники, кажется, уже в Ваше отсутствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

41. Катасонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия 42. Кириллин Владимир Михайлович, профессор Московской духовной академии 43. Кырлежев Александр Иванович, научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии 44. Литвинова Лариса Владимировна, заведующая редакцией богословия Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» 45. Малер Аркадий Маркович, председатель «Интеллектуального клуба " Катехон " » при Институте философии Российской академии наук 46. Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии 47. Светозарский Алексей Константинович, профессор Московской духовной академии 48. Шишков Андрей Владимирович, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии   Комиссия по осуществлению соборности и по церковному управлению 1. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии председатель 2. протоиерей Олег Корытко, руководитель референтуры Московской Патриархии секретарь 3. митрополит Хустский и Виноградовский Марк 4. митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси 5. митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион 6. митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Синодального миссионерского отдела 7. митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон 8. митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви 9. митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир 10. архиепископ Берлинский и Германский Феофан 11. архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии 12. епископ Подольский Тихон, викарий Патриарха Московского и всея Руси 13. епископ Нарвский и Причудский Лазарь 14. епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению 15. епископ Богородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям

http://patriarchia.ru/db/text/4796917.ht...

Таким образом, скончался он при Митрополите Афанасии (1564–1566). Существует мнение, что погребен он был в Иосифо-Волоколамском монастыре 41 , однако это неверно. 20 сентября в обители творился корм по “архиепископе Трифоне Ступишине Полотском, а дачи по нем и по родителех 500 рублев А гроб в Полотцку, а здесе а гроб отца его и братьи за олтарем” 42 . 20 сентября – это, очевидно, день кончины иерарха. В монастыре также творился корм и в день его именин – 1 февраля, когда Церковь чтит память мученика Трифона (†250; пам. 1 февр.): “корм по архиепископе Трифоне Ступишине Полотском а дачи Трифонова писана сентября 20” 43 . О владыке Трифоне можно говорить как о замечательном книжнике. В собрании Волоколамского монастыря сохранилось его 11 рукописных книг 44 . Один рукописный сборник епископа Трифона начинается житием мученика Трифона, очевидно, его небесного покровителя 45 . “А привез те книги ис Полоцка после архиепископа Трифона по государьской грамоте монастырской слушка Истома Мосеяв” 46 . Память о нем творилась и в Троице-Сергиевом монастыре: в день его кончины братии обители давался корм 47 . Историк Н. Карамзин говорит о епископе Трифоне, что он был муж “добродетельный”, постриженник обители преподобного Иосифа Волоцкого 48 . Епископ Суздальский Афанасий, впоследствии архиепископ Полоцкий Епископ Афанасий происходил из стародубских князей Палецких 49 . Родился он, можно предполагать, вначале XVI века 50 . Это был постриженник Кирилло-Белозерской обители, основанной преподобным Кириллом (†1427; пам. 9 июня). Пройдя монашеский искус послушания, он был затем около 12 лет настоятелем в этой прославленной обители (1539–1551). Его предшественником был игумен Досифей (1533–1539), ставший Ростовским архиепископом (1539–1542). Очевидно, он и воз­вел инока Афанасия в сан игумена, сделав его своим преемником. Сохранились некоторые сведения о деятельности игумена Афанасия в годы его настоятельства. При нем государь давал монастырю жалованные грамоты 51 , или подтверждал прежние 52 , другие лица давали различные вклады 53 , монастырем делались приобретения угодий 54 , обмен своих владений 55 , их продажа 56 , или же таковые брались “в оброк” 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Э. Лаута 43 « Иоанн Дамаскин : традиция и новизна в византийском богословии», одна из трех глав которого полностью посвящена «Трем словам об иконопочитании», работы И. А. Андреева и Л. Ламцы 44 о свт. Германе. Жизнь и труды прп. Феодора Студита были рассмотрены И. И. Соколовым , А. П. Доброклонским 45 , чья книга, несмотря на прошедшее столетие, не утратила своей актуальности, Т. Дамианом 46 , T. Пратшем 47 , свт. Никифора Константинопольского – П. Александером, чья работа о жизни и творчестве святого до сих пор остается самым подробным исследованием о нем 48 , свящ. Дж. Трэвисом, который изложил богословие Никифора в виде системы, П. О’Коннелом, сосредоточившим, впрочем, своё внимание на экклезиологии святителя 49 . Значимые обзорные исследования теории изображений проведены кардиналом К. Шёнборном 50 и К. Пэрри 51 , причем у Шёнборна богословие образа рассмотрено в исторической перспективе, от оснований будущей теории иконы в эпоху тринитарных споров (IV в.), а Пэрри предлагает систематическое изложение доктринальных тем, характерных для отцов иконопочитателей. Для того, чтобы рассмотреть исследуемые жития в контексте эпохи, в которую они были созданы, необходима опора на труды по истории этого времени. В основе традиции изучения истории византийских споров об изображениях лежат сочинения К. Шварцлозе 52 , Л. Брейе 53 , Е. Мартина 54 , К. Н. Успенского 55 . Вопросами происхождения иконоборчества занимались Г. Ландер 56 и Л. Барнард 57 , особенностями иконоборческой идеологии П. Александер 58 и М. Анастос 59 , частными вопросами политики императоров иконоборческой Исаврийской династии и С. Геро 60 и П. Шпек 61 . По итогам работы посвященного истории эпохи иконоборчества симпозиума 1975 г. в Бирмингемском университете был издан сборник статей, дающий всестороннее представление об этом времени 62 . Для М. Ф. Озепи интерес к иконоборческой эпохе 63 связан с особым вниманием к агиографической традиции, а именно житию прп. Стефана Нового 64 . В последние годы появились обзорные труды Л. Брубейкер и Дж. Хэлдона, в которых систематизированы результаты изучения истории иконоборчества ко второму десятилетию XXI в. 65 В России этой тематикой на данный момент занимаются Д. Е. Афиногенов 66 , В. А. Баранов 67 , Л. В. Луховицкий 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

В этом наша беда. Ненависть спровоцировала эту трагедию...» 44 . Для патриарха Павла мир не может строиться только на основах политических. Он может быть подлинным лишь на основах духовных – искоренении ненависти и гордости, на покаянии и сострадании, на какой бы стороне кто ни находился; на осознании того, что в войне не бывает победителей, только проигравшие. «Прекращение вооруженного противостояния еще не является окончанием войны. Подлинный мир наступает только с прекращением ненависти, когда те, кто считают себя победителями, равно как и чувствующие себя побежденными, поймут, что все они являются проигравшими, и неважно, кто в большей, а кто в меньшей степени. Поскольку побежден здесь человек, на какой бы стороне он ни был. Пусть это поражение подвигнет нас к покаянию перед Богом, а не к чувству вражды, делающему нас недостойными Его милосердия. Для каждой из сторон конфликта последствия войны будут очень болезненными. Долгие годы продлится скорбь, которую невозможно забыть, неизлечимые раны, беззащитные, униженные люди, живущие с неуверенностью в завтрашнем дне; разрушения, причиненные войной, останутся в их и в наших сердцах. Многие поколения потомков будут нести на себе следы ужасов, с которыми мы столкнулись, и поэтому каждый из нас должен почувствовать свою ответственность и обязанность позаботиться о детях и молодежи, а также о больных, чтобы исход их из этого мира был облегчен благодаря нашему участию и помощи» 45 . Любовь к врагам Перед лицом соседних народов, с которыми воевал народ Сербии, и тех страданий, которые он от этого понес, патриарх призывал сербский народ «быть постоянным в терпении, христианском прощении и великодушии ко всем людям» 46 . Международные организации доставляли гуманитарную помощь исключительно боснийским мусульманам и хорватским католикам 47 . Это вызывало такой гнев сербов, терпевших не меньшие тяготы, что они готовы были воспрепятствовать ее доставке или забрать часть себе. Патриарх призывал вести себя по-христиански: помнить о любви к ближнему, жертвенности и уповать на Бога. «Даже если вы думаете, что эта помощь более необходима вам и вашим бедствующим семьям, то лучше потерпеть какое-то время несправедливость, чем поступать несправедливо с другими – вашими братьями иной веры, бедствующими, как и вы. Будем же все людьми, детьми Божиими, доверимся скорее Его правде, чем своему гневу, каким бы оправданным он нам ни казался. Во имя евангельской любви Бога и нашей Святой Церкви, которая к ней призывает, я преподаю вам мое благословение с верой в то, что и помощь будет, и облегчатся ваши страдания. Тем более что мы не отвечаем преступлением на преступление и перед лицом самых страшных испытаний поступаем как христианский народ» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В последующие годы вплоть до 1990 г. издаются многие ценные исследования, написанные такими важными писателями, как монах Феоклит Дионисиатский 38 , А. Пападопулос 39 , А. Кеселопулос 40 , И. Романидис 41 , Ф. Зисис 42 , Д. Целенгидис 43 и X. Сотиропулос 44 . Одновременно продолжают писать, обогащая паламитские исследования, П. Христу и Г. Мадзаридис. Исследования первого сосредоточены в третьем выпуске его работ под названием «Νηπτικ κα ησυχαστικ» 45 («Трезвеннические и безмолвнические темы»), а второго в его книге под названием «Παλαμικ» 46 («Вопросы паламизма»). Три важные события этого периода, бесспорно, заслуживают также особого упоминания. Первое в 1974–1975 гг. издается сочинение Панайотиса Трембеласа «Мистика, апофатика, катафатическое богословие», выпуски 1, 2 47 . Как вполне уместно отметил Христос Яннарас , П. Трембелас в этом сочинении умудрился опровергнуть «всю необозримую писательскую деятельность своей жизни с трагически бесхитростным, но фанатичным оклеветанием апофатизма» 48 . Объектом его размышлений стали преподобные Симеон Новый Богослов , Макарий Египетский , Максим Исповедник , и, наконец, святитель Григорий Палама . Относительно последнего он стремится, по его собственным словам, прояснить «преувеличения» и «неясности», которые встречаются в его сочинениях, появившись «в остроте борьбы с упорными и зловерными, а иногда и с притворными противниками» 49 . В качестве причины зла, приводящей Паламу к преувеличениям и неясностям, он считает зависимость фессалоникийского архиепископа от Псевдо-Дионисия, «который вместо христианской богословской терминологии предлагает неоплатоническую терминологию Плотина» 50 . Так, он формулирует невиданные афоризмы о замалчивании «таинственной истины, относящейся к Божественной энергии» 51 , о введении сложности «в простую сущность Бога» 52 и, наконец, ни много ни мало, уравнивает Варлаама и Паламу, поскольку утверждает, что Палама «в некотором отношении... был введен в то же самое заблуждение, но в обратном направлении» с Варлаамом, который «находился под влиянием преувеличений схоластического богословия» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010