43 Несмотря на действия Вриенния на севере, все пространство на юго-восток от Адрианополя до реки Ергена (Еркенé) было наполнено печенежскими разъездами; они опустошали окрестности Аркадиополя (теперь Люле-Бургас) и Халкиды и проникали еще далее. Михаил Аколуф расположился лагерем в Хариуполе, в укреплении, находившемся в суточном расстоянии от приморского города Родосто. Через несколько времени и здесь появились Печенеги. Беспечность варваров простиралась до того, что они спокойно расположились для отдыха вблизи византийских сил, давая знать о начавшемся веселом пире игрою на свирелях и цимбалах. 44 Ночью Михаил напал на них и без труда истребил большую часть их шайки. 45 Это навело некоторый страх на Печенегов, которые уже привыкали грабить безнаказанно. В Адрианополе Михаил соединился с Вриеннием, и оба направились к северу, очищая провинцию от загонов печенежских, рассеявшихся повсюду. Им удалось настигнуть две значительные шайки: одну при Топлице, недалеко от Адрианополя, на реке Марице, и потом другую при Галое, уже вблизи Балканского хребта, и разбить их на голову. 46 Печенеги были прогнаны за Балканы; их дерзость была несколько обуздана, Хотя они продолжали делать набеги на область Адрианопольскую, но по крайней мере с большей осторожностью, чем прежде. 47 Так прошли 1051 и 1052 годы. Чтобы прекратить тягостные набеги Печенегов, чтобы возвратить Византии ее придунайские владения, Константин Мономах велел (в 1053 году) своим воеводам перейти Балканы. Тот же самый аколуф Михаил и знакомый нам Василий Монах, правитель Болгарии, имевший свое местопребывание в Нише, перешли со своим войском горные проходы и при Великом Преславе (у нынешнего Ески-Стамбула, близ Шумлы) основали лагерь, укрепленный глубоким рвом и палисадом. Византийская армия скоро была окружена здесь полчищами Печенегов и подверглась полной осаде. Недостаток съестных припасов, начинающийся голод заставил воевод решиться на отступление, которое должно было совершиться под покровом ночной темноты. Но движение Византийцев было открыто Печенегами, и путь был прегражден. В страшном ночном побоище смятые полки византийские почти без сопротивления были истреблены варварами: в числе убитых находился и правитель Болгарии синкелл Василий; только небольшая часть успела как-то добраться до Адрианополя. Все плоды прежних побед были потеряны. Огорченный император хотел набирать новую армию, но ему посоветовали отказаться от дальнейшей борьбы с Печенегами: Богу, очевидно, не угодно, чтобы кем бы то ни было уничтожен был один из языков, существующих в известном числе по его воле. 48 Так в благочестивой гордости утешали себя Византийцы, принужденные покупать у варваров мир дорогой ценой. Смягченные щедрыми дарами, Печенеги обязались в продолжение тридцати лет спокойно жить в занятых ими областях, не переходя за Балканы без призыва. Их князья приняты были в число чинов Константинопольского двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Потом он служил в Спирове, я его отпевал. 43 Имеется ввиду Афинагор, митрополит Севастийский, представитель Патриарха Иерусалимского на соборе 1945 г. — Концевая сноска 15 на с. 384. 44 Аколуф — в переводе с греческого: «спутник», «провожатый», «слуга», во множественном числе — «челядь», «свита». — Концевая сноска 16 на с. 384. 45 Кстати, крест на архиепископском клобуке долгое время был знаком отличия, который давался не сразу. Первым самочинно присвоил его Киприан, когда стал архиепископом Берлинским. Этому удивились, но никто ничего ему не сказал, а потом так и привилось уже для всех. 46 Еще одна московская традиция: в старых храмах не был принят яркий белый цвет — ни в окраске стен, ни в облачениях. Известь и кирпич давали тона кремовый и терракотовый. Надо мной посмеиваются, что у меня клобуки желтые — как будто не стиранные, а между тем, это старая традиция, чтобы одежды были не белоснежные, а цвета слоновой кости. И в этом особый смысл: ведь про Преображение Господа сказано, что «одежды сделались белы, как ни один белильщик на земле не может убелить». Так как же можем мы белизной одежд со Христом тягаться? И стремиться к этому не стоит! 47 Примерно та же история была у меня в советские годы. Собираются отпевать Брежнева. Звонит мне некто из ЦК, спрашивает: «Константин Владимирович, как же так? Брежнева отпевать будут, а как же его называть? Неужели «рабом Божиим»? — «Да нет, зачем же — говорю, — можно «воином», а хотите — «воеводой Леонидом»». 48 Про Толстого рассказывали еще анекдот. Едет скорый поезд мимо Ясной Поляны. Пассажиры с любопытством толпятся у окон, а проводник говорит: «Успокойтесь, господа, их сиятельство пашет только перед курьерским!» Толстой, конечно, трагическая фигура. И трагизм его в том, что, порвав по совести с людьми своего круга, он так и остался барином. Под посконной рубахой носил голландское белье, воду пил только привозную. Но главное — Христос для него был словно бы партнером и соперником: как же — Христа каждый мужик знает, а его, графа Толстого — нет. Тем не менее, я помню отношение к Толстому моих старших. Они были более склонны винить в его драме Черткова и прочих подобных ему людей из окружения. Говорили также, что его, конечно же, Синод «упустил»: надо было учитывать, что он человек очень русский, и впав в крайность, на попятную не пойдет. 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Но наличие таковых связей именно у его символизма, его поздней «конкретной метафизики», оказалось не только незамеченным, но даже идущим вразрез с его основными философскими представлениями. Ибо, придавая Канту громаднейшее значение для мировой философии и, в частности, для собственной своей метафизики, Флоренский в то же время твердо считал, что вся область положительного, религиозно укорененного умозрения — куда безоговорочно принадлежит «конкретная метафизика» — заведомо не может иметь ничего общего с кантианством и прямо антагонистична ему. Иными словами, наличием глубоких и органических кантианских связей собственная философия Флоренского опровергает его же общефилософские позиции — согласно которым таких связей быть никак не должно. В этом и суть отмечаемой нами неувязки в его воззрениях. 38 Cassirer Е. Loc.cit. S. 227-228. 39 Ср.: Иконостас. Цит. изд. С. 135. 40 Розанов В. В. Опавшие листья, короб 1. (Цит. по: Избранное. Мюнхен, 1970. С. 93) (курсив авт.). 41 Иконостас. Цит. изд. С. 141. 42 Смысл идеализма . С. 63. 43 Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. М., 1914. С. 79-83. 44 Примечательно, что здесь вновь мы встречаемся с интуицией дискретности: ведь с равным успехом, казалось бы, можно предположить, что единящая сила любви — а с ней и бытийная напряженность всеединой реальности — может изменяться вполне непрерывно, вместо того чтобы дробиться, как у Флоренского, на ряд четко разнящихся друг от друга дискретных уровней. 45 Стоит здесь вспомнить, впрочем, геологические мотивы — тоже своеобразную геологию смыслов — в «Разговоре о Данте» Мандельштама, написанном лишь немногим поздней. 46 Павел Флоренский. Мнимости в геометрии. М., 1922. С. 52. (Курсив автора.) 47 Там же. С. 53. (Курсив автора.) 48 «Чем или кем желали бы Вы быть? Собою, вывороченным налицо». Из ответов Вл. Соловьева в «Альбоме признаний» Т. Л. Сухотиной. См.: Вл. Соловьев. Письма. Пг., 1923. С. 238. 49 Ср. одно малоизвестное мемуарное свидетельство: «Он (Флоренский) имел в виду установить место или " седалище " горнего мира, которое он интуитивно предполагал находящимся именно в области " комплексных " геометрических пространств. Эти необычайно смелые мысли... он мне излагал в годы раннего " советского коммунизма " (1917-1921)». Сабанеев Л. Священник Павел Флоренский. 50 Иконостас. Цит. изд. С. 98. Подробнее об идее «обводки», с обсуждением и весьма напрашивающейся сюда аналогии (только ли аналогии?) с невидимыми, но пространственными силовыми линиями физических полей, см.: Там же. С. 129-131. 51 Близкие суждения высказывал и И.Е. Тамм, на основании своего личного общения с Флоренским. 52 Итоги. 53 Флоренский П. А. Строение слова.//Контекст — 1972. М. 1973. С. 351. 54 Там же. С. 356. 55 Автобиографические сведения. 56 Там же. 57 Пристань и бульвар. Цит. изд. С. 139. 58 Иконостас. Цит. изд. С. 96. 59

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=901...

Средняя и нижняя террасы Северного дворца в Масаде. 25 г. до Р. Х. Уже в это время И. В. стало очевидно, что судьбы Иудеи и его связаны с Римом, который определял внутреннюю политику почти всех ближневосточных государств, включая Иудею. Но 40-е годы I в. для Рима были временем потрясений: убийство Юлия Цезаря (44 г.) и последовавшая за ним война между сторонниками Кассия и Брута и сторонниками Марка Антония и Октавиана, убийство Секста Цезаря (45 г.), убийство Помпея (48 г.). Нестабильность в Риме привела к волнениям в провинциях: в Иудее иерусалимский военачальник Малих, желая вернуть власть Хасмонеям и упрочить свои позиции, отравил Антипатра ( Ios. Flav. Antiq. XIV 11. 4), а затем был убит сам. Проблемы в Иудее усугубились в 40 г., когда в Сирию вторглись парфяне. К парфянам присоединился Антигон, сын Аристовула II, мечтавший свергнуть Гиркана. Иерусалим подвергся осаде, и парфяне предложили мир. И. В. это предложение показалось подозрительным, но Гиркан II и Фазаил отправились на встречу с парфянами, были обмануты ими и заключены в тюрьму. Иудейский престол в 39 г. занял Антигон, а искалеченный Гиркан был отослан в Парфию (Ibid. 13. 3-10) (Фазаил покончил жизнь самоубийством либо умер от яда - Ibid. XV 2. 1; Idem. De bell. I 13. 2-11). И. В. со всей семьей был вынужден бежать. Укрыв семью в крепости Масада, он обратился за помощью к набатейскому царю. Но Малих I, боясь гнева парфян, запретил И. В. пересекать пределы своей страны. Не найдя поддержки у родственников матери, И. В. отправился сначала в Египет, а затем в Рим, где в 40 г. сенат благодаря ходатайству триумвиров Марка Антония и Октавиана провозгласил его царем Иудеи ( Idem. Antiq. XV 14. 4; Idem. De bell. I 14. 4; анализ причин, побудивших сенат даровать И. В. царский титул, см.: Richardson. 1999. P. 129-130). Назначение И. В. фактически стало концом правления династии Хасмонеев, привело к окончательному отделению царской власти от власти первосвященника и четко обозначило роль Рима во внутренней политике еврейского государства.

http://pravenc.ru/text/674087.html

Я думаю, что постепенно мы будем возрождать идею коллегиального управления Синодальными учреждениями. Это очень важно, так как это способ распределения ответственности и одновременно вовлечения большого количества людей в процесс принятия важных для Церкви решений. В конце концов, переводя на язык Церкви, это есть усиление соборности, соборного начала в жизни Церкви. Перед нами стоит задача дать людям книгу, в которой они могли бы найти ответ на насущные вопросы духовной жизни, при этом написанную современным, понятным языком, и, в том числе, книгу художественную, поскольку именно через литературно-художественные образы лучше всего воспринимаются духовно-нравственные понятия. Мы очень нуждаемся в хорошей, высококачественной художественной литературе, которая могла бы работать на миссионерском поле. Нам нужна продукция, способствующая формированию православного самосознания человека, нужны достойные образцы проповеди, катехизаторские книги, исторические издания, хорошие учебники для наших учебных заведений и многое другое, чего сегодня, к сожалению, нет в достаточном количестве и на должном уровне — за исключением отдельных книг, которые сразу же приобретают большую известность и хорошо распространяются. О том, как решить стоящие перед нами задачи, мы и должны сегодня с вами поговорить. Я хотел бы сказать вначале об общих тенденциях, которые существуют сегодня и в Церкви, и в стране, а в каком-то смысле — и в мире. В последние годы в России, и не только в России, серьезно снижается уровень грамотности населения. Чтение перестает быть национальной культурной традицией, мы перестаем быть самой читающей нацией. По данным ВЦИОМ, за последние 13 лет россияне стали уделять чтению книг меньше времени: так, доля тех, кто практически ежедневно обращается к книгам, по сравнению с 1996 годом снизилась на 9% (с 31% до 22%). В масштабах страны, в масштабах Церкви это очень большой процент. Большей частью книги читают женщины, 25-44-летние (примерно 48-50% — читающие женщины этого возраста), и высокообразованные респонденты (45%). 42% читают книги иногда (в 1996 году таких было 49%, то есть понижение на 7%). О том, что никогда не занимаются чтением, наши сограждане стали сообщать все чаще — 35% людей вообще ничего не читают (против 20% в 1996 году). Газеты более популярны: каждый день их читают 36% опрошенных, к журналам ежедневно обращаются примерно 19%. Домашняя библиотека россиян насчитывает, как правило, до 100 книг. Любимые жанры — приключенческие романы, классика и «женские» детективы.

http://patriarchia.ru/db/text/938867.htm...

Алла Курт 5 июня 2017, 13:57 Неужели хоть кто-то об этом написал! Слава Богу за все - утешил автор. Может, и другие батюшки перестанут судить нас, молодых женщин, за приличный, современный, ухоженный внешний вид и не вешать ярлык " захожанок " . тамара 1 апреля 2016, 22:53 Какой добрый рассказ.о.Димитрий,Божией Вам помощи в служении.Добра и счастья героям повествования. Ольга 24 марта 2016, 15:36 когда человек не имеет сна,и может поспать в сутки от силы часа 3,а то и вовсе без сна, и это не недели, не месяцы, годы. То это по-любому на внешнем облике отражается и кругами под глазами, и измотанным выражением глаз. Это я к тому, что " щебетание " и жизнерадостность, и унылость-угрюмость не являются мерилом праведности. Даже Иов, произнесший проклятие " Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! (Иов. 3, 2–3) " - оказался праведнее всех его друзей. Ольга 24 марта 2016, 15:28 и даже когда есть " угрюмая морщинка на лице " - то и тогда не нужно делать скоропалительных выводов, и тогда представление о человеке будет ошибочно. наташа 16 февраля 2016, 22:50 Благослови Господи всех! r.b. Elena 11 декабря 2015, 02:48 Kak mnogo umnogo mozhno prochitat na etom saite. Hrani Gospodi pishushih i sozdateley. Mnogomu nauchilas chitaja vash sait. Blgodaru kazhdoje utro za to chto uvidela svet, chto dumau, govoru, slishu, dvigaus i proshu izbavit oi leni, osuzhdenia, ununia, obzhorstva i izbavit ot Internett zavisimosti. A takzhe o mire i blagodenstvii v strane:Rossia. Ukraina, Gruzia, Armenia, Serbia, Grecia, Moldavia, Rumunia,Makedonia, Chernogoria, Bolgaria, Slovakia, Slovenia, Efiopia, Siria, Nigeria. Jesho peoshu berezhnee otmositcja k nashim svjashennikam i ih semjam. Hrani Gospodi i pomiluy nas greshnuh. Елена 31 августа 2015, 00:24 У семьи есть деньги, это не несение креста! Ирина Атанова 26 мая 2014, 17:44 Слава Богу за всё. Димитрий 16 мая 2014, 19:24 Внешность обманчива, Бог смотрит на сердце человека. Слава Богу. Везде много говорят о пороках и недостатках современного общества, а о ежедневном обыденном подвиге добра и любви, нередко сокровенном, умалчивают. А об этом надо говорить, потому что иногда складывается впечатление, что зла настолько много, что уже конец. Необходимо говорить о добре, тогда в мире станет светлее и теплее.

http://pravoslavie.ru/66576.html

В 51 г. Цицерон был отправлен проконсулом в провинцию Киликию (в Малой Азии). На этом посту он проявил такое же бескорыстие, как в свое время в Сицилии, и сумел приобрести известную популярность в войске; после победы над несколькими горными племенами воины провозгласили его «императором» (почетный титул, присуждавшийся римскому полководцу после крупного военного успеха). В Италию он вернулся в конце 50 г., накануне разрыва между Цезарем и Помпеем и гражданской войны. И та и другая сторона желала привлечь его в свои ряды; Цицерон долго колебался и, после неудачных попыток посредничества между враждующими партиями, присоединился к оптиматам и уехал в Грецию к Помпею, хотя лично не доверял ему и не верил в успех его дела. Поражение Помпея при Фарсале (9 августа 48 г.) побудило Цицерона отказаться от дальнейшей борьбы. Он отплыл обратно в Италию, и Цезарь легко примирился с ним. Однако в годы диктатуры Цезаря политическая деятельность была для Цицерона закрыта; он лишь изредка выступал с речами перед Цезарем в пользу бывших помлеянцев. Очень велика зато литературная продуктивность этих лет. В римской прозе, стал распространяться так называемый «аттикистический» стиль, и к новому направлению принадлежали многие молодые друзья Цицерона, в том числе Брут, будущий убийца Цезаря. Полемике с «аттикистами» посвящены риторические трактаты «Брут», излагающий историю римского красноречия, и «Оратор» – о совершенстве стиля. За риторическими произведениями последовал ряд философских трактатов. Римская литература почти не имела еще художественной философской прозы, и Цицерон поставил себе целью заполнить этот пробел. В короткий срок он выпускает целую серию произведений, охватывающих различные вопросы теории познания, метафизики и этики и знакомящих римскую публику с важнейшими направлениями эллинистической философии. После убийства Цезаря (15 марта 44 г.) для Цицерона снова наступил период политической активности. Став во главе сенатской партии, он вел активную и одно время успешную борьбу против Антония, считавшего себя преемником Цезаря, и поддерживал в противовес ему племянника Цезаря Октавиана. Литературным памятником этой борьбы остались «Филиппики» против Антония, получившие свое заглавие от речей Демосфена против Филиппа (стр. 181), четырнадцать речей, написанных с большой силой и страстностью и представляющих собой последний значительный документ римского республиканизма. Когда Октавиан примирился с Антонием и вступил с ним в союз (так называемый «второй триумвират»), Цицерон, по категорическому требованию Антония, был внесен в первый же проскрипционный список. 7 декабря 43 г. агенты Антония настигли Цицерона и убили его; Антоний распорядился выставить отрубленную голову Цицерона на ораторской трибуне римского форума.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

Основных школ, в которых преподавание ведется на сербском языке, в 1904 г. было 859, из них 459 веро­исповедных и 400 коммунальных. Сербские вероисповед­ные школы подвергаются различным притеснениям со стороны мадьярско-католических властей. Вот несколько случаев притеснений за 1900 и 1901 годы. То (в Новой Градишке) управитель местной школы не позволяет пра­вославному законоучителю подписывать школьные сви­детельства кирилловскими буквами, требуя, чтобы были подписаны латинскими буквами 43 , или не позволяют (в Госпиче) обозначить кириллицей школьные работы уче­ниц 44 , то прямо требуют, чтобы и Закон Божий препо­давался воспитанникам-сербам на мадьярском языке (так в Сегедине, Баранье) 45 , на школьных свидетельствах пишут: ученик „греческо-несоединенной» веры (вместо: православной) 46 . То ставят всевозможные препятствия при открытии сербских православных школ, или сербские вероисповедные школы обращают в комму­нальные, отнимая силой у церковных общин их до­стояние – землю и постройки 47 . В Чепине общественное управление решило на здании местной народной школы рядом с латинской вывеской поместить и кириллов­скую надпись: „Пучка (т. е. народная) школа». Однако, по приказанию правительственной власти, кирилловская надпись уничтожена 48 . Между тем в данной общине сербы составляют преобладающее большинство. Где же тогда „равноправность», и как объяснить подобные слу­чаи, когда и сама правительственная власть неодно­кратно заявляла, что ничто не препятствует сербским общинам во внутренних делах пользоваться кириллов­ским письмом? В пакрацкой епархии в одной на­родной школе местный попечитель не позволяет детям-сербам читать пред началом учения молитву Господню на церковно-славянском языке, а требует, чтобы вместо молитвы Господней читалась иная, составленная католиком-фратром или назареном 49 . Три сербских прихода в байском округе: бердянский, яворенский и любинский с населением больше 6,000 душ, при 1,000 детей способных к учению, не имеют ни одной школы! Народ жаж­дет школы и сделал с своей стороны все, что мож­но. В первом приходе начали было строить школу, но, не получив ни откуда пособия, остановились; во втором приходе имеется правда школьное здание, но за крайней ветхостью (существует с 1838 года) совершенно не пригодно для своей цели. Правительственная власть не только не содействует открытию сербских школ, но даже не позво­лила местному священнику третьего прихода (в Любине), где до 400 детей, обучать их в своем доме впредь до постройки особого здания для школы 50 . Церковно-административное устройство православной карловецкой митрополии

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

А. А. Спасский, соединивший дарования богослова, патролога и историка, стоит у истоков русской историческо-догматической школы. Глубоко вникая в догматические движения III-IV вв., он дает ярчайшую панораму, раскрывает «генетическую и логическую связь идей и событий» 38 . Пространный труд Спасского «Эллинизм и христианство. (История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период истории христианской религии)» 39  так и остался незавершенным ввиду болезни автора. Много материалов журнал публиковал о современной жизни славянских Православных Церквей, 40 о русской миссии в Японии 41 , а также по современным отношениям с инославием (католичеством, англиканством и разными деноминациями протестантизма) 42 . Наиболее прославленным автором в области русской церковной истории явился Е. Е. Голубинский, чье известное исследование «История канонизации святых в Русской Церкви»  впервые было напечатано в «Богословском вестнике» 43 . Также Голубинский стал одним из первых обличителей русского раскола на страницах журнала 44 . Несмотря на присущую ему склонность к гиперкритике сочинения его продолжают сохранять свое значение, благодаря обилию привлеченного им материала. Изучением отношения раскола с главенствовавшей Церковью занимался Н. Ф. Каптерев, публиковавший в течение 1908-1911 гг свой обширный труд «Патриарх Никон и Алексей Михайлович» . Благодаря трудам С. С. Глаголева публикации по основному богословию в «Богословском вестнике» вместо доминировавшего прежде философско-богословского подхода приобрели более естественнонаучную апологетическую направленность 45 . В те же годы, что и вышеуказанный автор, проф. прот. П. Я. Светлов, преподававший богословие в Киевском Университете, публиковал свой труд «Идея Царствия Божия в ее значении для христианского миросозерцания. (Богословско-апологетическое исследование)» 46 . Проф. С. С. Глаголев и В. А. Кожевников опубликовали ряд обстоятельных очерков, посвященных истории нехристианских религий. Первые публикации по нравственному богословию принадлежали архим. Леонтию (Лебединскому) (будущему митрополиту Московскому и Коломенскому), Н. Г. Городенскому и архим. Сергию (Страгородскому, впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси) 47 . С 1902 г. в журнале публиковались статьи уже упоминавшегося М. М. Тареева, не столь откровенные, как в 1917-1918 гг., но уже проникнутые «новым», весьма либеральным взглядом на христианскую нравственность 48 . Так, например, в достаточно показательной статье Тареева «Дух и плоть» 49 с позиций модной тогда в Германии «философии жизни» давалась критика христианской догматики и утверждалось, что апостольско-патристическое догматическое учение заслоняет от нас простоту евангельской истины, которая не только не запрещает, но даже поощряет страстность плотской жизни (sic!) 50 .

http://bogoslov.ru/bv/bv.html

37 Так в одном своем рассказе Симон говорит о своей побывке в Москве в 7163г. – в сентябре (1654г.) когда ему Государев ключник Никон Протопопов подтвердил достоверность чуда явления Дионисия на море донским казакам ( л.67 и обр.). 39 Древне – русские жития святых. – Ключевского, стр.350–351. На простоту своего писания, несвойственную прежним житиям святых, Симон указывает сам, как на недостаток, который однако мы можем назвать очень хорошим недостатком. «И простоте писаных словес не удивися, пишет он Боголепу, яко во училищах философских не бех; ниже грамматические хитрости навыкох». (Жит. Стр.8). 40 Житий, составленных самовидцами святого, очень немного. Ключевский из 60 житий, составленных в Макарьевское время указывает таких только 12. (Древне-русские жития святых, стр. 410). 45 Житие Дионисия стр.8. В немногих,прочим, местах млжно заметить, что Симон невольно отдавал дань тому направлению, какого держались составители древнерусских житий святых. Так, описывая младенческие годы Дионисия, он говорит, что Дионисий от младенчества крепость великую имяше и простоту сердечную свыше человеческого пребывания….вся, яже суть мира сего, и во что вменив, в добрых делах подвизался, желая тем сподобитися царствия небесного сожитель быти. (Жит.стр.10) Это место в житиии Дионисия напоминает те из прежних житий, в которых почти постоянно наталкиваемся, что святой младенец почти от колыбели становится выше среды, в детстве уже учит своих родителей, укоряет их за то, что они удерживают его от сурового поста и проч. 48 См. Отеч. Записки 1842г. 1842г. 50 Москвитянин. 1844,а также издано в особой книжке: «Ответ на рецензии и критику «замечаний» об осаде Троицкой лавры». Москва 1844г. 57 Признавая даже, говорит г. Коялович, что Палицын преувеличивает значение Троицких властей и свое личное (в событиях смутного времени), невозможно отвергнуть их участия. Можно даже сказать, что это участие, особенно архим. Дионисия, во времена третьего и второго ополчения в исторических памятниках умалено, благодаря невниманию современников и глав. обр. благодаря самолюбию Авраамия Палицына, приписавшего все себе. Еще Иван Наседка заметил эту слабость Палицына и в одном месте жития Дионисия обличает ее (стр. 44). Коялович. Речь на акте Петерб. акад. 1880 г. стр. 68; прим. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010