Эти строки ясно показывают, каких высоких принципов решил придерживаться Горский в своих занятиях историей, в своих педагогических стремлениях и личных взглядах на окружавшую его действительность. «Вот в таких-то мыслях я взял перо, чтобы начертить в заглавии нарочито сшитой тетради: Мои фантазмы. Назвал сии желания и мечты преобразований и сии планы и наставления для себя в будущем – фантазмами, потому, что истина будущего и предначертания преобразований, имеющих непременно совершаться, могут быть только в уме Того, Кто действует выше, нежели человеческой силой. Так, виват, мои фантазмы!» 44 В Академии у молодого Горского проявился интерес к «мистической» стороне христианства. «В его религиозном облике было немало черт Александровского времени: внимательность к снам и приметам. Поверх этого западнического мистического влияния ложится отеческая волна. И она была сильнее» 45 . Это было влияние отца Филарета (Гумилевского) , с которым Горский вновь сошелся спустя несколько лет после первого знакомства. И уже теперь на долгие годы их соединила нежная дружеская приязнь и общая страсть к исторической науке. А когда друзья стали служить науке вместе, занятия историей сделались для них насущной пищей. Сначала они сблизились на ученой основе, вспоминая впоследствии о долгих беседах на исторические темы, о часах, проведенных вдвоем над рукописями или старопечатными книгами. Но сближение пошло глубже. Именно отец Филарет ввел Горского в мир отеческого любомудрия и аскезы, когда учил его духовной мудрости и работе над собой, говоря о том, что «в ученых рассуждениях всего более нужно спокойствие души, естественный ход мысли, предоставленный управлению размышляющего рассудка… И в ученых рассуждениях о предмете дорогом не для одного рассудка, но и для всей души, неестественно оставлять в бездействии чувство» 46 . Ведь нельзя было забывать, что «дело спасения начинается в нас … именно сокрушением сердечным, крепким самопогружением и стеснением воли, мыслей и чувств» 47 . Филарет постоянно предостерегал мечтательного друга от умозрительных увлечений, от того почти гностического духа, которым можно было так легко заразиться из немецких книг. Филарет учил Горского именно «духу практической церковности и канонического послушания. Остерегал его подчинять веру доводам науки, остерегал и от самой книжной страсти, – опасной, как и всякая страсть. „Вкусите и видите“ ( Пс. 33:9 ) – вот способ знания христианской религии: таинства и молитва . И этот урок Горский твердо запомнил» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Карлсруэ, в придворной типографии Б. Госнера. Печ. позв. 7 февр. 1857 г. Цензор Б. Бекетов».(Прим. автора.) 26 Другая половина Райского была приобретена Фед. Ив. Селивановым. (Прим. автора.) 27 Владимир Петр. Бурнашов скончался недавно в Мариинской больнице, в Петербурге, в возрасте очень преклонном. В последние годы жизни сотрудничал в изданиях гг. Каткова и Комарова . Оставил много автобиографических заметок, из которых было напечатано извлечение в «Историческом вестнике». По словам его, вращаясь в литературных кружках, он иногда служил и не одним литературным потребностям. (Прим. автора.) 28 15 сентября 1893 года этот стих полностью воспроизведен в весьма известной русской газете. (Прим. автора.) 29 «Петербургская газета» (нем.). 30 У него хорошая голова (франц.). 31 Это не серьезно, вы знаете (франц.). 32 Лесная капелла (нем.). 33 Ужасный ребенок (франц.). 34 Уютностью (нем.). 35 «Дамы на него крестятся и к нему прикладываются, а он стоит да на них смеется». (Прим. автора.) 36 Нарушение супружеской верности (франц.). 37 Реванш (франц.). 38 Мягкая, ручная дрессировка (нем.). 39 Не усердствуйте (франц.). 40 Ремесло (франц.). 41 Вот где собака зарыта! (нем.). 42 Фигаро здесь, Фигаро там (франц.). 43 Дяди Захара (франц.). 44 Подвиньте стул! (франц.). 45 Приблизьтесь ко мне (франц.). 46 Персидская сирень (франц.). 47 Счастливое время (лат.). 48 Искуснейший сочинитель (лат.). 49 Он не носит уже больше манжет (то есть штатской одежды) (франц.). 50 Это кровосмешение! (франц.). 51 Неуместный разговор о преступлениях! (франц.). 52 Заниматься своим ремеслом (франц.). 53 Но это забавно! (франц.). 54 Я знаю, что мне делать! (франц.). 55 Старый идиот! (франц.). 56 Блюдолиз, прихлебатель (франц.). 57 Я не одна! (франц.). 58 Бог вас благословит (франц.). 59 Наедине с женщиной (франц.). 60 Тем лучше (франц.). 61 Это сверхглупо! (франц.). 62 Черт побери! (франц.). 63 Вот Жанна Д’Арк, прозванная Орлеанской Девственницей, героиня. Ей, в высшей степени набожной, казалось, что она слышит голоса, приказывающие ей идти спасать… своего господина (франц.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Иулиания 21 июня 2020, 23:56 Знакомая, ныне - православная хистианка, в прошлом что-то около года или даже пары лет прожила в Тибете. Одним словом, бурная была молодость. А путь к Богу - у каждого свой. Кто-то сразу идет куда нужно, другой - перепробует все. Но что хочу сказать: как-то она призналась, что несмотря на годы в Православной церкви, святое Причастие, наличие опытного духовника, прошлое периодически аукается. Очень тонкая грань между просто физическими упражнениями и уже чем-то большим. Есть различные виды физкультур. Всем желаю не лениться делать элементарню зарядку для поддержания формы. Больше ходить пешком. Плавать. иПавел 21 июня 2020, 23:08 Алексей21 июня 2020, 14:48. Алексей, к сожалению, Вы отвечали не на мои вопросы, а почему-то на свой вопрос: «Есть ли аскеза в индуизме и вайшнавской традиции?» Мои вопросы (от 20 июня 2020, 23:46) для Вас, может быть, неудобны. И все же я повторю свои вопросы: Какое место в вайшнавской аскезе занимает борьба со страстями, если аскезу описывать пошагово? Не могли бы Вы привести способы борьбы, например, с тщеславием и гордостью? Елена 21 июня 2020, 21:44 Случайно на днях обнаружила в библиотеке почившей свекрови книгу " Спутник Атеиста " ... прочла. Знаете ли вы , дорогие мои, что подобные книги и статьи очень многих людей, православных заманивают и лишают Божьей благодати. Любопытство не порок...но.. иПавел 21 июня 2020, 15:58 Михаил20 июня 2020, 23:2: Торчинов делает некорректное утверждение: «Исихазм превратил аскетический праксис ранних подвижников в стройную систему психотехники». Нет в исихазме никакой стройной системы психотехники, а было редко встречавшееся (!) у исихастов «художество», психофизический факультативный (!) метод, который Торчинов сближает с йогой. Нужно видеть не только поверхностные сходства между сведением ума в сердце и самадхи, но замечать и фундаментальные различия. Для этого я рассматриваю аскетические традиции пошагово, аналитически, не вырывая из контекста отдельные виды опыта, не путая их. Чего и Вам, уважаемый Михаил, желаю.

http://pravoslavie.ru/131989.html

Если же освежите в памяти " моральный кодекс строителей коммунизма " - и тут только неверующий человек увидит подобие " заповедей " . Вы просто повторяете слова Зюганова. Кстати, этот кодекс принят был только в 1961 (!) году. Мария Игнатьева 17 ноября 2018, 13:04 Спасибо за актуальную статью. Наблюдала ностальгию в православной среде по ВЛКСМ и Сталину, причем у молодых, которые не жили в те годы. Катя 17 ноября 2018, 11:44 Какие интересные мнения " православных комсомольцев " появляются! Суть их можно свести к одному: в борьбе с грехом могут быть и компромиссы. Оказывается, если комсомольцами были в юности, то это и не предательство, это теплые воспоминания о молодости! Да, и вообще комсомол при Брежневе и позднее сильно отличался от того, что был в начале века. И даже говорится о неком родстве заповедей Божиих с коммунистическими идеями (калька). А я-то наивная думала, что не может быть общего у Света с тьмою. Либо Свет, либо тьма. Но, оказывается, может быть и полумрак. Вот в нем-то и заблудились многие. Почему? Не знают, что есть Свет истинный, и что есть тьма. Да, и привыкли жить в полумраке.Не тьма -и ладно Александр Д. 17 ноября 2018, 09:48 Спасибо за прекрасную и очень своевременную статью.Действительно те кто по выражению Есенина задрав штаны бежал за комсомолом,по своему психотипу те же самые люди,кто в настоящее время задрав штаны бежит за православием. Светлана Ковальчук 17 ноября 2018, 05:25 Дорогая Лариса,а Вам не приходило в голову,что возможно и не было бы ВОВ,если бы не было изначально парочки революций?!Вам не приходило в голову,что ВОВ - это наказание свыше?! И потом:фашисты уничтожали всех!Сгоняли в бараки,поджигали не одних только комсомольцев!Деточек маленьких увозили в Германию для опытов... Все страдали!Все хлебнули! И стар и млад!И коммунист и безпартийный!Так что не надо тут из комсомольцев святых делать! Светлана Ковальчук 17 ноября 2018, 04:58 Я никогда не была комсомолкой,и горжусь этим! А вот красный галстук носила,к сожалению!Но ведь я НИЧЕГО не знала!Я не ведала,что творила!Верю,что мой горячо любимый Царь Батюшка Николай не сердится на меня за то,что я была так счастлива 19 мая 1981года,когда меня принимали в пионеры.

http://pravoslavie.ru/117237.html

И как составляется родство сие и совершается присвоение, научает Господь, подавая способы желающим достигнуть оного благородства и решающимся из рабства перейти в сыноположение, когда сказует: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф. 11:29 ); и еще: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш Небесный» (ср.: Лк. 6:36 ); и: «Будьте благоутробны, как Отец ваш, и во всем будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» ( Мф. 5:48 ). Глава 44 Посему, так как для уподобления предлагается естество Божие, какая необходимость смотреть на человеческие усилия и любопытствовать, кто, как и сколько преуспел в добре и как другие, будучи уловлены мирскими приятностями, погрязают в суетных развлечениях, а не то одно иметь в виду, как можно во всем уподобляться Богу и как пребывать в оном совершенстве, какими трудами возвратить первобытное достоинство природы, соделавшись свыше данным отпечатком первообразного лика и упражнением в добродетели приобретенный навык соделав, как природу, недоступным изменению в противное? Поэтому какого времени достаточно нам будет для уподобления естеству Божию, какая сила послужит к тому, чтобы приуготовить образы Божия подобия? Как и когда будем всем тем, что есть Божие? Ибо, конечно, уподобление возможно, потому что заповедал сие Тот, Кто знает силу каждого. Но едва и тот, кто начал с детства и во все возрасты до последней старости употреблял неослабное попечение, отпечатлеет в себе первообразную добродетель: какое же усилие потребно нерадевшему о сем в прошедшие годы? Какое нужно усердие, чтобы в короткое время успеть в том, в чем с трудом приобретается успех в продолжение целой жизни? Конечно, трудность дела не делает его невозможным и позднее начатие не предполагает, что совершение для начинающего сомнительно или безнадежно, потому что решимость воли для приведения к окончанию преднамеренного имеет и сокращенный путь, скорее совершая предположенное, когда ускоряется усердием, и дело, требующее продолжительного времени, оканчивает в несоразмерный ему срок. Ручающимися в этом свидетелями – делатели виноградника, которые пришли в одиннадцатый час, и сделали то же, что и палимые зноем от утра до вечера, и краткий срок не был для них препятствием к тому, чтобы сравняться с предварившими. Ибо такова нерадивость и такова попечительность. Первая при большей свободе совершает малое и недостойное внимания, а последняя и в короткое время успевает сделать великое, тщательностию оставляя позади медлительность нерадивых. Глава 45

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Люда Гузяева 25 февраля 2016, 01:08 Спасибо за напоминание об изменении себя , каких хочу я видеть своих детей , такая я должна быть во всем . Наталья 6 октября 2015, 23:17 Добрый вечер. Спасибо вам большое за статью. Мне стало многое понятно. Дай Бог вам здоровья! Татьяна 6 мая 2015, 16:03 Спасибо огромное за напоминание! юлия 18 сентября 2014, 16:49 Отличная статья , просто читала и становилось за себя стыдно, начинаю меняться прямо с этой секунды. Спасибо огромное. Николай 14 января 2014, 13:22 Отец Павел огромное спасибо за статью. Беря, во внимание Ваш пример Рокфеллера, и то как современные наши родители хотят подражать всему западному, от себя хочу добавить, что все эти лживые западные учения о воспитании детей категорически против любого физического воспитания в семье, а вот в царской России, детей воспитывали розгами даже в школе учителя. Если провести некоторые параллели о проблемах, возникающих в школе среди американских подростков в 50-х годах и в наше время можно понять, что не очень-то эти учения помогают воспитывать, а точнее наоборот препятствуют воспитанию. Проблемы в школе в 50-е годы: -жуют жевательную резинку в классе -вызывающе одеваются -не слушают учителей -разговаривают на уроках -курят в пределах школы Проблемы в наше время: -все что было написано выше -физическое насилие -ранняя беременность -алкоголизм, наркомания -продажа наркотиков. Удивительно!!! Страна, которая родила Великого педагога Макаренко, " наперегонки " хочет учить своих детей у Монтессори. Наталия 10 ноября 2013, 16:44 Всё правильно,наверняка мы всё это знаем,но в спешке жизни об этом забываем.Спасибо вам большое,что есть кому напомнить ХРАНИ ВАС БОГ. Наталья 30 сентября 2013, 10:34 Спасибо оргомное! Очень полезная и поучительная статья!!! Ольга 3 сентября 2013, 12:47 Не в бровь,а в глаз Спасибо, Батюшка Анастасия 2 сентября 2013, 13:21 Спаси Вас Господи! Чудесная статья, полезная и, что немало важно, воодушевляющая)) кое-что выпишу, в будущем пригодится) Иван 8 марта 2010, 21:48

http://pravoslavie.ru/4134.html

И невольно вспоминаются слова из молитвы за Царя: «Господь гневом своим смятет я, и снесть их огнь» (Псалом Давида 20). 5 июля православного стиля Трагедия русского офицерства (Старое время. 2-е изд. Белград. 44. 18:3. 1924. С. 2–3; 46. 20.3. 1924. С. 2–3; 48. 22.3. 1924. С. 2–3; 50. 25.3. 1924. С. 2–3; 52. 27.3. 1924. С. 2–3; 53. 28.3. 1924. С. 2–3.) Это было в январские дни 1917 года... Так ясно помню стеклянную залу ресторана Донон на Мойке, гудящий говор сидевшей за столиками петроградской публики, незаметно скользящих лакеев – татар. И среди этой суеты сует мы, трое старых друзей, вели разговор, произведший на меня тогда огромное впечатление и часто поминаемый за годы лихолетья. Мои друзья были боевые офицеры. Более юный гвардеец только что приехал в Петроград с фронта. Встретил я его за несколько дней перед этим и был поражен, когда на мой вопрос, правда ли, что их полк будет охранять в Царском Селе Семью Государя, – он ответил, что, к счастью, чаша эта их миновала, а охрану будет нести Гвардейский Экипаж... Жутко стало мне тогда же, и вот я решил в дружеской среде продлить этот разговор. И, к ужасу нас двоих, давно уже ощущавших миазмы, которыми насыщались верхи столичного общества, – наш юный друг говорил те же безумные речи, верил всему распространявшемуся гнусному вздору и не сознавал, что летит в нравственную бездну, что в душе уже преступает присягу... Императрица ставилась им уже вне защиты от травившей ее интеллигентской черни и аристократических заговорщиков; исключение делалось лишь для Государя, верность которому он подтверждал, не понимая, что при успехе заговора погибнет и Государь. Мы двое упорно и горячо убеждали третьего, но без успеха. Доводы наши просто разбивались о затверделое, умело вдолбленное предубеждение. С тяжелым чувством расстались мы... В тот день я еще яснее понял, как успешно подвинулась дьявольская работа темных сил, как мастерски удается им разложение главного врага революции – офицерства... Более ста лет велась эта «работа». Окрыленные успехом французской революции, когда, по удостоверению историка Луи Мадлена, масонские ложи успели своевременно растлить офицерский корпус королевской армии, силы зла издавна запускали свои щупальцы и в нашу армию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Как уже отмечалось, данный Израилю по исходу из Египта Закон, с одной стороны ограждал частную собственность (в том числе и на землю), с другой стороны, ограничивал ее. Две из десяти заповедей, записанных на каменных скрижалях 44 , охраняли это право. Восьмая заповедь: «Не кради» 45 запрещала открыто посягать на чужое имущество, десятая заповедь ставила под запрет даже само желание жены и имущества ближнего: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его… ни всего, что есть у ближнего твоего». 46 Вместе с тем частная собственность ограничивалась, прежде всего, через различные ограничения права распоряжения. В наибольшей степени ограничения касались частной собственности на землю. Изложенные в книге Левит, так называемые законы юбилейного года, имели своей целью сохранить равномерность распределения недвижимого имущества, т.е. порядок, который должен быть установлен при разделе земли обетованной. В то же самое время эти законы, так же как и восьмая и десятая заповеди, были направлены на ограждение частной собственности на землю, но уже от ее экономического отчуждения. Основанием такому порядку была все та же идея о Верховном Владыке и Собственнике земли и всего, что на ней находится. Законы юбилейного года запрещали полное отчуждение земли и дозволяли ее выкуп: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у меня; по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли». 47 Выкупить землю мог сам продавший либо его родственник: «Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое». 48 Если землю не удавалось выкупить, законы предписывали возвратить временно отчужденную землю в юбилейный год (юбилейным считался каждый пятидесятый год 49 ): «Если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое». 50

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Евангельские повествования о распятии и погребении Иисуса ( Мф. 27:32–66 ; Мк. 15:21–47 ; Лк. 23:26–56 ; Ин. 19 :16в-42) в существенном согласны между собою и взаимно друг друга дополняют. Мы можем ограничиться здесь указанием основных вех. Как уже отмечалось, крестный путь вел Иисуса за город (ср. Ин. 19:17–20 ; Евр. 13: 11–12 ). Случайный прохожий, возвращавшийся с поля, Симон Киринеянин ( Мф. 27:32 ; Лк. 23 и, особенно, Мк. 15:21 ), сыновья которого, Руф ( Римл. 16:13 ), а может быть, и Александр, были известны в пятидесятые годы в Римской Церкви, – донес до места распятия крест, под тяжестью которого Иисус изнемог. Все Евангелисты согласно свидетельствуют, что Иисус был распят между двумя преступниками. Из Лк. (23в контексте) можно вывести, что их привели на Голгофу одновременно с Иисусом. На крестном пути Иисуса сопровождал плач иерусалимских женщин ( Лк. 23:27–31 ). Иисус обратился к ним с словом учения. Он сказал им о тех страданиях, которые их ждут. Он привел то же пророчество Осии (10:8), которое, в конце апостольского века, Тайнозритель применил к последним, временам (Апк. 6:16). Но, обращаясь к иерусалимским женщинам, Иисус думал, вероятно, не столько об эсхатологическом свершении, сколько о разрушении Иерусалима. Когда пришли на Голгофу, Иисусу предложили болеутоляющий напиток, который у двух Евангелистов, упоминающих его ( Мф. 27:34 ; Мк. 15:23 ), называется по-разному. Однако, оба свидетеля согласны в том, что Иисус отказался его принять: надо думать потому, что хотел умереть в полном сознании. Когда Иисус был распят, римские солдаты, стоявшие на страже, разделили между собою Его одежду. Согласное свидетельство синоптиков о метании жребия уточняется в Ин. (19:23–24). Четыре солдата поровну разделили между собою одежду Иисуса и метали жребий только о его нешвеном хитоне. Как суд над Иисусом – у первосвященников и у Пилата, – так и Его распятие сопровождалось поношением. Поносили его члены синедриона, которые, в своей ненависти, провожали Его до Голгофы ( Лк. 23 :35в. и паралл.). Поносили Его солдаты ( Лк. 23:36–37 ; ср. Мф. 27:46–49 ; Мк. 15:33–36 ). Поносил Его и один из распятых с Ним разбойников. Общее указание Мф. (27:44) и Мк. (15:32в) конкретизируется в Лк. (23:39–43). Один поносил, другой обратился и услышал от Господа обетование спасения. Что касается народа, то Мф. (27:39–40) и Мк. (15:29–30) свидетельствуют о злословии случайных прохожих (слав. мимоходящии), которые, как таковые, отличаются от первосвященников. В Лк. речь идет не столько о злословии толпы, сколько о ея безучастном любопытстве (23:35а), которое в конце концов сменилось волнением (ст. 48).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Закрыть По мнению большинства россиян, быть патриотом – значит, любить свою страну 12.06.2010 325 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные о том, что, по мнению россиян, значит быть патриотом, и в чем, по мнению наших сограждан, проявляется истинный патриотизм. Быть патриотом для большинства россиян означает любить свою страну, причем за два года это мнение стало более популярным (71%). Значительно реже наши сограждане видят патриотизм в защите своей страны от нападок и обвинений (27%), работе на благо страны и стремлении к улучшению положения дел в стране (по 26%). 19% считают, что быть патриотом значит считать, что твоя страна лучше, чем другие, 18% - говорить о своей стране правду. В меньшинстве - те, кто считает, что преданность своей стране заключается в том, чтобы не видеть в ней недостатков (5%). За прошедшие два года россияне стали чаще определять патриотизм как любовь к своей стране (с 65 до 71%) и мнение, согласно которому своя страна лучше других (с 16 до 19%). Напротив, наши сограждане реже, чем раньше, считают, что быть патриотом значит стремиться к улучшению положения дел в стране (с 36 до 26%) и работать на ее благо (с 34 до 26%). 18-24-летние респонденты чаще других склонны считать, что быть патриотом значит любить свою страну (75%) и считать, что твоя страна лучше других (23%). Для 35-44-летних характерно понимание патриотизма как стремление к улучшению ситуации в стране (32%) и работы на ее благо (32%). За последние годы россияне стали более терпимы к тем поступкам и ситуациям, которые можно считать непатриотичными. Все большую лояльность наши сограждане демонстрируют по отношению к работе в иностранной фирме (с 59% в 2008 году до 66% в текущем году), а также браку с иностранцем (с 47 до 54% соответственно), иммиграции (с 50 до 56%), отказу от голосования на выборах (с 36 до 41%). Некоторые поступки по-прежнему считаются недопустимыми ни при каких обстоятельствах, однако в меньшей степени, чем раньше: это касается уклонения от уплаты налогов (с 65 до 57%). А вот незнание государственной символики кажется россиянам все более непростительным (с 48% в 2006 году до 60% в текущем году), равно как и уклонение от службы в армии (с 39 до 50%).

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/12/po...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010