389 Единственное замечание об объеме второго храма, кроме случайных указаний в „книге Ездры“, находится только у Иосифа Флавия, Аптт.. XV, 11, § 1. 392 То опустошение Эдома, на которое указывается здесь, произошло незадолго перед выступлением пророка. Иудея, равно как и Идумея, была покорена Вавилоном. 395 Камбиз был полный политеист. Египетские памятники показывают, что история, рассказываемая Геродотом, будто бы он издевался над египетскими богами, разрушал их изображения и заколол священного быка Аписа, совершенно неверна. В надписях самих жрецов о нем говорится, что он был их друг, почитатель их богов и благотворитель их храмов. Самый бык, которого он будто бы убил, открыт в виде мумии в громадном гранитном саркофаге, на внешней стороне которого Камбиз изображен преклоняющимся пред этим священным животным, которое, как видно из надписи, было почтено должными погребальными обрядами, причем Камбиз лично принимал участие в этих церемониях. См. соч. Гейки, в соотв. месте. 396 Марафонская битва была в 490 году. Царствование Ксеркса простиралось от 486 до 465 года, или, по другим, от 485 по 465 г. 397 Herod, vin, 40, 4. По мнению Эберса, Ксеркс ежедневно прокармливал 15,000 человек, так что каждый день содержание дворца стоило ему более полумиллиона рублей (1889). 398 Ксеркс, где бы он ни находился, пил только воду из реки Хоаспа, в Сузах, ел только хлеб из египетской или асской пшеницы и пил только вино алеппское. 404 Персидские караван-сераи или постоялые дворы для путешественников, нечто в роде наших почтовых станций, обязаны были своим происхождением Киру, который старался сократить обширное пространство своей мировой монархии проложением и поддержанием хороших дорог. Он установил также и правильную систему почты. На каждой станции почтальон, везший почту, сдавал ее другому, который, получив ее, садился на новую лошадь и, подобно вихрю, мчался дальше, чтобы передать ее третьему почтальону на следующей станции. Эти гонцы назывались ангорами, и считались самыми быстрыми ездоками в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Персидские войска нередко проходили через Палестину или собирались близ нее. Когда Дарий, после несчастной битвы при Марафоне в 490 г. до Р. X., в течение целых трех лет занят был громадными приготовлениями к но­вому походу против европейских греков, восстали покоренные еще Камбизом египтяне. Дарий поэтому разделил свои войска на две ча­сти и направил одну часть их против Египта, а другую против греков. Трудно предположить, чтобы этот поход не коснулся так или иначе евреев, – особенно поход против Египта. Поход против Египта пришлось продолжать и оканчивать уже преемнику Дария Ксерк­су (485–465 г.). В 484 г. египтяне снова приведены были к покор­ности. После этого Ксеркс двинулся против греков и в 480 г. перешел Геллеспонт. Представляется весьма вероятным, что Ксеркс, на­биравший для своих походов в войска свои людей из всех подвластных ему народов, не делал в этом отношении исключения и для иудеев. Во время приготовлений к войнам и самих войн евреям, без сомнения, приходилось не мало терпеть в экономическом отношении от близкого соседства с этими крупными мировыми затеями. По всей вероятности, они должны были принимать участие в продовольствовании персидских войск и особенно флота у финикийских берегов. Это тем понятнее, если принять во внимание, что земледелие и скотоводство составляли главное занятие иудеев. Эти войны продолжались и при Артаксерксе I Лонгимане (465–424), хотя и с меньшей энерией. Артаксерксу вскоре по вступлении на престол при­шлось усмирять продолжительное египетское восстание под начальством Инара. Против Инара в 458 г. двинуто было огромное войско в 300000 чел. Что при этом походе опять не обошлось без контрибуций с Палестины, понять очень легко при одном взгляде на карту. Этот первый поход, предпринятый на суше и на море, окончился неудачей. Тогда начались приготовления к новому походу. В Сирии и Финикии было собрано громадное войско, которое в течение целого года обуча­лось здесь военному искусству, а затем двинулось на Египет. Для соседней с этими военными приготовлениями Палестины это, конечно, опять имело свои экономические последствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Приехали в Киев до 9 час. утра и к нашей радости были встречены дорогой Мама и Ольгой. Поговорили минут 20, простились и продолжали путь. Погода была холодная и с сильными ливнями. В Казатине во время закуски вышел к двум ротам, следующим с фронта для формирования новых полков в Москве (для посылки в Салоники). В 2 часа прибыли в Винницу, где сперва обошли поезд передового санитарного отряда Аликс Затем поехали и вблизи станции осмотрели склад и аптеку и дом, где помещается управление этого отряда. Под конец обошли огромный лазарет Земского союза, где находилось много раненых и больных и объехали город на пути в поезд. Вернулись в 6 1/4. Устали порядочно. Обедали несколько чел. из местных и г-жа Гартвиг, вдова нашего посланника в Сербии. В 9 час. поехали дальше на юг. Было очень свежо. Начал книгу  “The Mistress of Shenstone” . идет о поезде имп. Александры Федоровны, пояснения давал особо-уполномоченный по складам и отрядам Ее величества камер-юнкер Мекк. 9-го мая. Понедельник. К счастью вчерашняя погода изменилась к лучшему, и юг постоял за себя. В 10 час. вышли на ст. Бендеры и приняли Брусилова, Эбелова, губернатора и других. В поезде доехали до места смотра в 2 вер. от города. Участвовали части вновь сформирован, 45-го арм. корпуса, бригада 113 пех. див., 451-й пех. Пирятинский и 452-й Кролевецкий и бригада 126-й пех. див., 501-й Сарапульский и 502-й Чистопольский полки и 1-й дивизион 126-й арт. бригады. Все представились молодцами и я остался очень доволен. Посетили небольшой лазарет в народном доме и завтракали с старшими начальниками. В 2 часа поехали дальше. Солнце чудно пригревало. В 5.45 прибыли в Одессу. Обычная встреча и великолепный поч. караул от 465-го Уржумского полка. Поехали в собор по знакомым улицам и оттуда в склад, где получают работу жены запасных. В поезд вернулись перед самым обедом. Вечером долго ходил по платформе с дочерьми; Игорь приставал к ним. 10-го мая. Вторник. Встал в 9 час. Погода была отличная. В 10 1/4 отправились на смотр за лагерь на т. н. стрелковое поле. Участвовали: бригада 117 пех. дивизии — 465-й Уржумский и 466-й Малмыжский полки, три пех. полка 1-й Сербской добров. дивизии, 113-я арт. бригада и Черноморский конный п. Войска представились отлично, люди молодцами и лошади тоже хороши. С сербами здоровался и благодарил их и они отвечали по-сербски! На возвратном пути, против вокзала город устроил новый сад, в кот. мы посадили по дереву. Затем осмотрел всех предметов выделываемых Воен. промышл. комитетом здесь в Одессе. Завтракали поздно. В 3 часа поехали за город к морю. Осмотрели место производства йода и посетили Куяльницкий лиман для лечения нижн. чин. и Хаджибейский лим. для офицеров — под покровительством Аликс. Все хорошо устроено и окружено прелестными садами, кот. все в цвету. Вернулись через весь город в поезд в 6 час. Читал первые бумаги, пришедшие сюда. После обеда на станции собрались провожающие, также и дамы. В 9 час. уехали из радушной Одессы. Все залегли спать рано. 11-го мая. Среда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Но если даже и опираться на Иезекииля, то ведь Аммонитяне и Моавитяне все-таки – не Эдомляне. Потом он ссылается на упоминание Неемией в числе своих политических противников Гешема Аравитянина (ср. Неем.2:19; 6:1 и, мож. быть, 6, если ==). Но если и существовали во 2-ой половине 5 в. арабы, то отсюда отнюдь не следует, что они непременно должны были в 1-ой половине этого века опустошить Идумею. Главным доводом служит известие Диодора (19:94), относящееся к 312 г., – что в главном идумейском городе Петре жили арабы. Но ведь этот факт отделен от описываемого Малахией разгрома промежутком более чем в полтора столетия. Какие же тут возможны выводы? Таким образом, нам остается только последнее предположение, – что пророк говорит о разгроме Идумеи во время персидских войн. Мы видели, что все три царя персидских, на время которых может падать деятельность Малахии, – Дарий Гистасп (521–485 г. до Р. X.), Ксеркс (485–465 гг.) и Артаксеркс I (465–424 гг.), – воевали с Египтом. Ни один из них в своем движении на Египет не мог миновать Идумеи, лежавшей на юге и юго-востоке Палестины; точно также, – если допускать, что война не сразу переносилась на территорию Египта, – можно думать, что разгром произвели и Египтяне. Возможно даже, что Идумея в этих столкновениях была театром войны; – тогда, несомненно, опустошали ее обе воюющие стороны. Хотя об этих войнах чрезвычайно мало известно, но в пользу этой гипотезы говорит главным образом близость указываемого временя к деятельности Малахии. И пророк, и иудеи вполне могли иметь перед глазами опустошение своего давнишнего врага, равно как могли видеть и тщетные усилие его оправиться от разгрома. В пользу такого толкования может говорить еще и вот что. Любовь Иеговы к Израилю в положительном смысле, как мы видели, выразилась между прочим, в том, что Он расположил к иудеям сердце царей персидских, дозволивших им отстроить храм и укрепить Иерусалим и вообще относившихся к ним благосклонно. Восстановление Иерусалима и Израиля было делом персидских царей. Чтобы отрицательное выражение любви Иеговы, состоящее в ненависти к Исаву, могло вполне стоять на ряду с положительным выражением, надо допустить, что вместе с благоволением к Иакову, те же персидские цари явились виновниками бедствий для Исава. Мы здесь пользуемся тем же принципом, каким руководился Кейль, приписывая разгром Идумеи Навуходоносору; но только нам думается, что такое применение этого принципа более уместно: ссылка на далекие события всегда предполагает, что память об этом событии стала одним из основных элементов исторического миросозерцание автора; пример же и сопоставление событий ближайших подсказываются непосредственным наблюдением действительности и, оставаясь только случайным примером, не сообщают односторонности общей мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

С. 485 2 : Изложение христологического учения Аполлинария и его оценку автор обещает дать во втором томе своего труда (С. 552–553 4 ). Но нельзя не заметить теперь же, что весьма большое недоразумение возбуждают его слова, будто учение Аполлинария о Лице Иисуса Христа, за которое он осужден был Церковью, «лишь по недоразумению и вследствие перетолкования было признано неправильным». С этим решительно несогласно все то, что говорится по этому поводу в прежнем исследовании автора об Аполлинарии, к которому, однако, автор сам отсылает для ознакомления с «подлинным учением» Аполлинария (С. 552–553 4 : ссылка на страницы исследования 257–263 (269 – опечатка) и 452 (425 – опечатка) – 465). Автор не щадит там резких выражений по адресу именно этого «подлинного» учения как исполненного заблуждений (С. 260, 262), вводившего новшества (С. 461) и несоединимого с верой Церкви (С. 462), «прямо извращавшего существо христианской веры» и отвергнутого не только «лучшими людьми IV в.», но и позднейшими монофизитами (С. 464–465). С. 529 2 : Тезис о принадлежности приписанных Василию Великому двух книг против Евномия (IV и V) не считает окончательно установленным Ной К. Loc. cit. S. 245,, и пытается опровергнуть Leipoldt J. Loc. cit. S. 26–31. Разъяснения по этому вопросу дает Funk F. X. Kirchengeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen. Bd. III. Paderborn, 1907. C. 562,: Суждения автора, равно как и Лоофса, о Василии Великом не во всем являются справедливыми. Едва ли можно утверждать, что Евстафий, который «хулил Духа Св.» (С. 561), при своем авторитете в известных кругах, не был «опасным врагом веры» и что «лишь из личных счетов Василий сделал его таковым и требовал осуждения от папы». Текст книги немало страдает от корректурных ошибок и недосмотров, неудобных особенно там, где дело касается цифр и собственных или иностранных слов. Некоторые из важнейших указаны в конце, но осталось много и неотмеченных. Так, вместо «аназарвский» стоит «ана-заварский» (С. 144) или «аназабарский» (С. 145, 215, 357), вместо «Филагрий» дважды стоит «Филастрий» (С. 312,332). «Калабрийский» на с. 344 должно быть исправлено в «Каларисский». Ср. также «лари-ум» (С. 88) вместо «ларариум», «сатра» (С. 554) вместо латинского «сашра», «оловах» (С. 573) вместо «оволах». С. 575: Перевод «При-ски» ­­ Versio prisca есть, конечно, опечатка или описка; «Люценский кодекс» ­­ Lucensis, луккский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

461 Ср. в нашей речи «Обращение Савла и „Евангелие» св. Апостола Павла», СПб. 1896, стр. 147–148=«Христианское Чтение» 1896, вып. II, стр. 385–386. 463 Разумеется, как и оправдание, это освящение бывает «таинственным» или совершается через таинства (ср. Bernh. Zippel, Der Christus als zweiter Adam, Königsberg 1896, S. 15; см. сноску 498: „Так, die Aufnahme in die Lebensgemeinschaft...»), потому что только в них вера получает реальное основание для общения с Богом во Христе и Духе. Это мы предполагаем несомненным со всей твердостью, хотя и не раскрываем подробно, поскольку эта сторона вопроса выходит за пределы нашего исследования. 464 Поэтому-то протестантско-рационалистическое понимание не в состоянии обосновать реальной праведности своей «психологической теорией освящения» (разбор которой см. у В.Н. Мышцына , Учение Св. Апостола Павла, стр. 241 сл.), как видно и на характерном примере C. Holsten’a а в сноске 465: «Так это и выходит...», или же фальшиво сливает «примирение» возрожденного с самым его искуплением, что заметно у Ernst Kühl, Die Heilsbedeutung des Todes Christi, S. 156 (но ср. 160:170). Впрочем, все это неизбежно при убеждении протестантской ортодоксальной догматики, будто Апостол Павел совсем не допускает, что новая жизнь (возрождения) происходит из оправдания («lehrt noch keine Ableitung des neuen Lebens aus der Rechtfertigung»): см. W. Beyschlag, Neutestamentl. Theologie II, S. 190. 465 Так это и выходит по объективно-юридической теории оправдания, применяемой историко-генетической критикой, например, у C. Holsten’a. По нему, «... ist sie (die πστις) die innere beziehung des religiösen ich auf ein geistiges object, auf eine offenbarung, verheissung Gottes, die nicht an den willen des ich sich wendet und eine in die erscheinung tretende handlung fordert, sondern an das wissen eine im inneren des ich sich vollziehinde betätigund der anerkennung fordert» (Das Evangelium des Paulus II, S. 72). Поэтому и важнейшим моментом является здесь чисто теоретический, поскольку «die offenbarung Gottes im Christentum hat zum inhalt ein seiendes – der messiastod ist ein sünetod, – das ware, und wendet sich an das denken, dass es ein seiendes als das ware anerkenne.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Если в данном случае публичность суда и вмешательство толпы в ход разбирательства дела повели к спасению обвиняемого, то иначе вышло в другом аналогичном событии, рассказанном в той же хронике под 465 годом. Начальник ночной охраны города, по имени Мина, был привлечен к суду за какие-то неблаговидные деяния, и наряженный над ним суд синклита происходил на ипподроме. Мина был осужден и подвергнут телесному наказанию. Тогда толпа овладела им и поволокла его по улицам города. Близ зданий Студия какой-то гот ударил несчастного камнем в ухо и убил его. Толпа продолжала свою зверскую забаву и протащила его труп до моря. 1111 Таковы были нравы давно уже христианского населения столицы. Из стихийных бедствий за время правления Льва отмечено в нашем предании страшное землетрясение, постигшее Антиохию 14 сентября 458 года. Пострадала лучшая часть города с великолепными общественными частными постройками. Помимо щедрот на отстройку города, император дал населению большие льготы в уплате повинностей: с общей суммы обложения была сбавлена тысяча талантов золота, и собственники всех пострадавших зданий были освобождены от лежавших на них повинностей. 1112 В жизни столицы в правление Льва хронисты отметили под 463 годом страшную дороговизну хлеба, а под 465 – огромный пожар, начавшийся 2 сентября и длившийся четыре дня. Огонь появился в гавани Неория на Золотом Роге и прошел широкой полосой до Пропонтиды. Пострадало 8 из 14 регионов, на которые был разделен Константинополь. Выгоревшая площадь обнимала пространство – по берегу Золотого Рога от гавани Неория до древнего храма Аполлона, по побережью Пропонтиды – от гавани Юлиана до церкви Согласия в 9-м регионе; внутри города – от форума Константина до форума Тавра. Общая площадь пожарища была 5 стадий в длину и 14 – в ширину (т. е. ок. 1 версты и более 2½ верст). Все постройки выгорели до основания и представляли кучи развалин, в которых трудно было распознать прежний план. 1113 Аспар находился в ту пору в городе и самым ревностным образом бегал с ведром и побуждал сограждан бороться с огнем. 1114 Император выехал из города и провел шесть месяцев близ церкви св. Маманта. Ко времени пребывания Льва в окрестностях столицы относится сооружение новой гавани в той местности и портика, который получил название Нового и удерживал его еще столетие спустя. 1115

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

...Те, которые разбирают чужие грехи, нисколько не заботятся о своих собственных... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 203). Источник. Если же, забывая о себе, ты восседаешь, как судья над другими, то нечувствительно собираешь сам себе только большие бремена грехов (свт. Иоанн Златоуст , 47, 465). Источник. ...Если и мы хотим уменьшить свои грехопадения, будем всего более заботиться о том, чтобы не осуждать братий наших, а вымышляющих клеветы на них не допускать к себе... и совершенно от них отвращаться (свт. Иоанн Златоуст , 47, 465). Источник. Хотя ты и не имеешь судебной власти, а осуждаешь только мыслию, тем не менее делаешься виновным во грече, когда, не имея никаких доказательств, осуждаешь, как часто случается, по одному подозрению и пустой клевете (свт. Иоанн Златоуст , 47, 465). Если нам не позволено судить о жизни друг друга, то тем более о жизни отцов (свт. Иоанн Златоуст , 47, 796). Люди большею частью судят и о других по себе. Так, постоянно пьянствующий нелегко поверит, что есть люди, живущие трезво; привязанный к распутным женщинам считает распутными и тех, кто живет честно; похититель чужого нелегко поверит, что есть люди, которые раздают и свое (свт. Иоанн Златоуст , 47, 850). Источник. Человеческий суд никогда не совершается по истине, не только потому, что не соблюдаются права, но и потому, что если бы судья и не был подкуплен деньгами или подарками, если бы был свободен от гнева и доброжелательства, то часто самые обстоятельства бессильны открыть истину: или случается какое-либо недоразумение, или не бывает налицо верных свидетелей (свт. Иоанн Златоуст , 49, 243). ...Осуждай не священство, а священника, худо пользующегося хорошим предметом... Сколь многие врачи делались палачами и давали яд вместо лекарства? Но я осуждаю не искусство, а того, кто худо пользуется искусством(свт. Иоанн Златоуст , 49, 412). Источник. ...Если ты судишь других, желая им добра, то прежде пожелай его себе, имеющему грех и очевиднее, и более; если же нерадишь о самом себе, то ясно, что и брата своего гудишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания опозорить его (свт. Иоанн Златоуст , 50, 262). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010