465 Эта тетрадь, переписанная в то время, к счастию, уцелела, и, хотя она написана очень дубоватым, полуподьяческим, полусеминарским превыспренним языком, пользуюсь ею для пополнения устных рассказов, которые не могли бы никак быть столь подробными по прошествии более тридцати лет. 466 Когда после выхода в отставку графа Ростопчина назначили Тормасова, Ростопчин, недовольный, что его преемник не познатнее кто-нибудь, говорил с насмешкой: «Ну, Москве подтормозили, верно, слишком прытко шла». Это передали Тормасову, и он сказал: «Ничуть Москва не шла прытко, она была совсем растоптана». 467 С этого места подробности заимствуем из вышеозначенной тетради, заменяя. простым рассказом превыспренность слога. 468 В этот день в крестном ходе при закладке было более 30 протоиереев, 300 священников и около 200 диаконов. К высшему белому (не монашествующему, т. е. не дающему обетов строгого воздержания) духовенству причисляются протопресвитеры и протоиереи. 469 Об этих иконах см. примеч. к Главе восьмой и примеч. к Главе четвертой. Перед самым оставлением Москвы Ф. В. Ростопчин послал своего адъютанта к архиерею, с повелением от имени Александра I уехать в ту же ночь и увезти с собою обе иконы «Он (Ростопчин. – Т. О.) стал беспокоиться, каким образом их взять. Одна (икона), называемая Владимирскою, находилась в кафедральном соборе; другая, Иверская, в часовне, носившей ее имя. Он справедливо опасался, как бы оставшаяся в Москве чернь не вздумала препятствовать отъезду двух покровительниц Москвы...» (см.: Записки графа Ф. В. Ростопчина, с. 718). 470 Переложение ст. 6–9 псалма 43. В Псалтири: «6. С тобою избодаем рогами врагов наших, во имя Твое попрем ногами восстающих на нас; 7. Ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; 8. но Ты спасешь нас от врагов наших и посрамишь ненавидящих нас. 9. О боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек». 471 Переложение ст. 8–12 псалма 45. В Псалтири: «8. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. 9. Придите и видите дела Господа – какие произвел Он опустошения на земли: 10. Прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем. 11. Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. 12. Господь сил с нами, заступник наш, Бог Иакова».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

По третьей версии, чудо приписывается молитве христиан–воинов в войске Марка Аврелия. 465 По молитвам многих святых, да и просто по отслужении особого молебна, часто проливался обильный дождь на иссохшую, жаждущую землю. 466 «Неразлучно» — по указанию. Lampe. Patristic Greek Lexicon, p. 132, Oxford 1961. 467 Разночтение: «чудо». 468 Т. е. нарушение Праотцами заповеди Божией, данной им в раю. 469 По изданию 1861 г. числится за стр. 180–192. 470 Т. е. по закону Христову. 471 Рус. пер.: «Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое быв сначала проповедано Господом в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаяние Духа Святаго по Его воле?» 472 Мф. 10:26–27, рус. пер.: «Ибо если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников». 473 Т. е. праведников, живших до времени Моисеева законодательства и затем в последующее время Ветхого Завета. 474 Т. е. на основании нашей же человеческой природы, воспринятой и обновленной в Богочеловеке. 475 См. прекрасную омилию Св. Григория Паламы, произнесенную в Великую Субботу (омилия 18–я), напечатанную в 1–м томе Бесед Св. Григория Паламы. Вся омилия посвящена догмату Искупления. 476 Цитата не в точности отвечает евангельскому тексту, которым мы ныне пользуемся. 477 Точной такой цитаты — нет, но она отражает смысл сказанного в Рим. 12:5; 1 Кор. 12:27; Еф. 1:22; 5:30; 4:25. 478 «рака» — пустой человек. 479 Синедрион — верховный суд. 480 Т. е. не представляются слишком обидными названиями. 481 Рус. пер.: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым». 482 «Банею Пакибытия» именуется — крещальная купель, святое крещение. 483 Или: «укрепленный», «приглашенный вновь занять прежнее место». 484 В Евангелии здесь говорится «объядением и пьянством». 485 В Евангелии здесь: «с неверными». 486

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Один говорит: “господин! пять талантов ты дал мне” ( Мф.25:20 ); а другой – “два”; и показывают этим, что он доставил им случай получить выгоду, и благодарят его, все ему приписывая» 464 . – Здесь мне припоминаются слова апостола Павла, я очень люблю эти слова: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» ( 1Кор.4:7 ). Действительно! Всё, что мы имеем в этой жизни, мы получили от Бога, любые таланты и способности, духовный рост и сокрушение о грехах; счастье семейной жизни и радость монашеских подвигов; хорошую жену и добрую тещу, прекрасных детей и хороших друзей. И если вдруг появится мысль о каком-то «личном» приобретении, озарении, просветлении, вспомни эти слова апостола Павла: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» – и тебе сразу станет легче и радостнее, а гордыня и самомнение, поджав бесовский хвост, убегут от тебя. Как я часто говорю: Бог, по праву Творца, – единственный Собственник во вселенной. Сказано: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» ( Откр.4:11 ); и еще: «ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). Умные люди знают, что у этого мира есть Хозяин, и, покоряясь Ему всецело, «показывают этим, что он доставил им случай получить выгоду, и благодарят его (то есть за все блага. – О.С.) , все ему приписывая », хвалят и прославляют Его. Но однажды Бог спросит отчет за всё, что мы имели в этой жизни, и как мы это использовали. И пусть никто не скажет в тот день, что у него не было никаких талантов и способностей, чтобы послужить Богу и ближнему. Ибо Господь дает способности и таланты, каждому, как пишет блаженный Иероним – «не соображаясь с широтой или узостью в том отношении, чтобы дать одному больше, а другому меньше, но подавая соответственно силам получающего » 465 . Талант, конечно, является и испытанием для имеющего его, недаром в русском народе, говорят, что нельзя зарывать собственный талант в землю. Но коль скоро талант, или та или иная способность, есть испытание для человеческих сил, то здесь уместно вспомнить слова из Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но такое толкование данного текста противоречит истине. Выражение: «прежде нежели я буду взят от тебя» вовсе не означает того, что пророк Илия запрещает обращаться к нему с просьбой после взятия его на небо. Здесь слово «прежде» поставлено вместо «сперва». Таких выражений в Св. Писании можно найти очень много ( Мф. 6:33 ; Иак. 5:12 ; Мф. 5:24 ; 1Тим. 3:8 ). «Проси, прежде нежели я буду взят от тебя» не означает того, что «проси теперь, сейчас, а потом, когда буду взят на небо, не проси, не помогу», но означает, что проси сперва, а затем Бог поможет тебе. И только. Но пророк Илия не запрещает здесь ученику своему Елисею обращаться к нему с просьбами по отходе Илии в потусторонний мир. Возьмем такой текст из Св. Писания ( Мф. 1:18 ): «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого». Если рассуждать по данному тексту так, как рассуждают сектанты, то можно прийти к выводу: Пресвятая Дева Мария имела во чреве плод от Св. Духа, но, как только она сочеталась с Иосифом, то уже не имела в себе плода от Св. Духа, потому что там сказано «прежде, нежели сочетались они...» Но Православная Церковь так не рассуждает; она учит, что можно обращаться с молитвами ко святым, как при их жизни на земле, так и по переходе их на небо. 5) Напрасно вы, православные, умоляете Деву Марию, чтобы она ходатайствовала за вас пред Богом. Сами ваши святые говорят, что нужно просить о помощи одного только Бога. Вот что говорит Иоанн Златоуст : «У Бога нет ничего такого; Его можно упросить без посредника» (Твор. св. Златоуста, т. 2, стр. 336). У тебя нет нужды в посредниках к Богу,– говорит Златоуст в другом месте, ни во многом обращении... Ты, призвав Бога сам собою, устроишь все вполне. Он обыкновенно склоняется не столько тогда, когда другие призывают Его за нас, сколько тогда, когда мы сами просим» (стр. 328, т. 3; также стр. 329, 465). 5) Во всех местах, в которых читают нам сектанты о превосходстве личной молитвы, ни слова нет о том, чтобы предстательство за нас святых было бесполезно, или, что вовсе не следует обращаться к Деве Марии, Пресвятой Матери Божией и св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Потребовались ещё два указа. Первый указ царя Артаксеркса Лонгимана/Долгорукого/(465–424 гг. до н.э.), данный священнику Ездре в седьмой год его царствования – в 458 г. до н.э. – о восстановлении Иудеи, как национальной провинции Персидской монархии ( 1Ездр. 7:8–14,21 ). И второй указ этого царя, данный им виночерпию Неемии, в двадцатый год своего единодержавия, то есть в 445 г. до н.э. ( Неем. 2:1 ). Этот последний указ следует считать началом отсчёта Данииловых седмин. Иначе незачем было и давать его. Но этот указ был очень нужен. Из библейской книги Неемии известно, что Неемия, благочестивый иудей из знатного рода, служил виночерпием при дворе Персидского царя Артаксеркса в Сузех, престольном городе. К нему пришёл Ханани, один из его братьев, и рассказал о бедственном положении возвратившихся из плена, говоря: «Оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнём» ( Неем. 1:3 ). Услышав эти слова, благочестивый Неемия заплакал, несколько дней постился и, припав пред Господом, горячо молился о своём народе. И Господь внял его молитве. Неемия стал просить царя отпустить его на родину отцов своих и дать письмо, то есть указ. И благоугодно было царю отпустить его и дать ему указ. И было это в 20-й год царя Артаксеркса, ибо, по слову самого Неемии: «благодеющая рука Бога моего была со мною» ( Неем. 2:8 ). По указу он был назначен областеначальником Иерусалима. Ясно виден промысел Божий! Таким образом, понадобился ещё один указ царя, и доказательством необходимости его служит сама книга Неемии, описывающая бедственное положение иудеев в Иерусалиме после возвращения их из вавилонского плена и историю построения ворот и стен города. Неемия, придя в Иерусалим и имея царский указ, сказал: «Вы видите бедствие, в каком мы находимся? Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнем; построим стену Иерусалима и не будем впредь в таком уничижении. И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего» ( Неем. 2:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения ( Дан.9:21-26 ). Поясним это пророчество. В еврейском летоисчислении использовалось понятие «седмеричное время» (шивуа), которое могло заключать в себе как неделю, так и семилетие. Такая седмина завершается «субботним» (седьмым) годом. Семьдесят седмин в таком понимании дают 490 лет. Это срок для «окончания преступления». Речь здесь идет об искуплении Христом Спасителем людей, нарушивших волю Божию и совершивших грехопадение. В пророчестве прямо указан Мессия (помазан был Святый святых). Чтобы вычислить указанные здесь сроки, обратимся к историческим источникам, сообщающим о восстановлении города Иерусалима, павшего в результате вавилонского разорения (586 г.; по другой хронологии — 587 г.). Отсчет семидесяти седмин (490 лет) начинается с даты восстановления Иерусалима. Указ о восстановлении дан был Артаксерксом Долгоруким в 20-й год его царствования. Последний вступил на престол между 18 декабря 465 года и 18 декабря 464 года до н.э. Седьмой год его царствования, с которого начинается отсчет седмин, приходится на 458 или 457 год. От этого срока до времени явления Христа Владыки должно было пройти 69 седмин (483 года). Иисус Христос начал проповедовать в возрасте около 30 лет ( Лк.3:23 ), то есть примерно в 25 году н.э. Следовательно, от указа Артаксеркса о восстановлении города и до пришествия Мессии прошло 483 года.

http://azbyka.ru/sud-nad-iisusom-xristom...

Указ о восстановлении дан был Артаксерксом Долгоруким в 20-й год его царствования. Последний вступил на престол между 18 декабря 465 года и 18 декабря 464 года до Р.Х. Седьмой год его царствования, с которого начинается отсчет седмин, приходится на 458 или 457 год до Р.Х.. От этого срока до времени явления Христа Владыки должно было пройти 69 седмин (483 года). Иисус Христос начал проповедовать в возрасте около 30 лет (Лк. 3, 23), то есть примерно в 25 году. Следовательно, от указа Артаксеркса о восстановлении города и до пришествия Мессии прошло 483 года. Назван в Ветхом Завете и Предтеча грядущего Мессии: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовил путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (Мал. 3, 1). Жители Палестины знали Священное Писание и в Иоанне, проповедовавшем покаяние, видели предсказанного пророками Ангела завета: со всего Иерусалима и всех окрестностей Иорданских приходили к нему люди (Мк. 1, 5). Десятилетия, которые приходятся на время земной жизни Спасителя, были самыми напряженными в ожидании иудеями Мессии. Священные книги Ветхого Завета давали возможность в Проповеднике Царствия Божия увидеть все отличительные признаки обетованного народу Христа. В Писании были пророчески указаны все главнейшие события в жизни Иисуса — Мессии. Мы уже подробно приводили пророчество о времени рождения Спасителя. Пророк Михей указал место рождения: “И ты, Вифлеем — Еврафа мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных” (5, 2). Место это вошло в паремию, которая читается на великой вечерне в праздник Рождества Христова. Детство и юность Иисуса прошли в Назарете, поэтому Его называли Галилеянином (Мф. 26, 69; Лк. 23, 6), пророком из Назарета Галилейского (Мф. 21, 11). Но из этого вовсе не следует, что для иудеев место рождения Иисуса составляло тайну. Он родился во время переписи, проводимой в правление императора Августа, Его имя должно было быть занесено в документы.

http://pravoslavie.ru/2981.html

Иакову, куда собрались и все иерусалимские (может быть, даже, все, находящиеся в Иерусалиме) пресвитеры. Св. Павел рассказал нм подробно – ξηγετο καθ, – что сотворил Бог у язычников, служением его. Это повествование, как и в первом случае, не было простым рассказом. Из самых слов Дееписателя: на другой день Павел пришел с ними к Иакову, пришли и все пресвитеры 465 , – ясно видно, что Ап. Павел находил нужным повествовать о своей деятельности, а Ап. Иаков, вместе с другими, – выслушать его. И, по выслушании Ап. Павла, ему было предложено вместе с четырьмя мужами совершить обряд очищения, дабы этим рассеять слухи, что Ап. Павел учит отступлению от Моисеева закона. Рассмотренные случаи обнаруживают, что в самые первые, апостольские, времена христианства не только простые верующие не имели права на свободную проповедь, но и сами Апостолы подчинялись собору Апостолов, подобно тому, как теперь каждый епископ подчинен собору епископов. Об апостольском надзоре и руководительстве за проповедью свидетельствует и 1Кор. 14 . Здесь Ап. Павел преподает общее наставление проповедникам и, так называемым, пророкам, требует от них, чтобы все было благопристойно и чинно 466 . Кроме этого, здесь Апостол прямо высказывает, что на свободную, ничем не обусловливаемую проповедь, те проповедники, которых он имеет в виду, не имеют права. Он говорит: разве от вас вышло слово Божие? или до вас одних достигло? 467 Слово Божие о Христе вышло в мир через Апостолов. Это обстоятельство налагает на всех проповедников обязательство подчиняться Апостолам и их божественному авторитету. Эту мысль Апостол с положительной ясностью высказал в следующих словах. Если кто, – говорит он, – почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет 468 . Так, проповедники, к которым обращена речь Апостола, – обыкновенные верующие, по своим внутренним дарованиям, имевшие дар пророчества и языков, обязаны не только оказывать Апостолам повиновение и послушание, но и признавать за ними особый божественный авторитет, безусловное, верховное право на учительство и проповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

463.  …помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт. 8. 21). 464. Флп. 1. 23. 465. Четьи-Минеи, 5 апреля. «Воззрев, — говорит преподобный Серапион, присутствовавший при кончине преподобного Марка, — видех душу Святого, от соузов плотских уже разрешившуюся и руками ангельскими белосветлою одеждою покрываемую и на небеса возносимую». 466. Патерик Скитский. Шествие Великого Макария от земли к небу видели некоторые ученики его, бывшие в особенном преуспеянии, а поведал об этом шествии преподобный Пафнутий, соделавшийся после Великого настоятелем Скита. 467. Преподобного Марка Подвижника «Слово о рае и законе духовном». 468. Ср.: Да не ореши юнцем и ослятем вкупе. — Не паши на воле и осле вместе (Втор. 22. 10). 469. Ср.: Ниже да облечешися в ризу разноличну от льна и волны вкупе ткану. — Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе (Втор. 22. 11). 470. Ср.: …И скота твоего да не смесиши со скотом инаго рода, и винограда твоего да не насадиши различна: и ризы из двух (вещей) сотканыя гнусныя да не возложиши на ся. — …Скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян ; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся (Лев. 19. 19). 471. Святой Макарий Великий. Слово 2. гл. 4. 472. Святого Макария Великого Беседа 37. гл. 5 и преподобного Марка Подвижника Слово 6. 473. Ср.: стрелы разжженныя — раскаленные стрелы (Еф. 6. 16). 474. Ср.: огнь в тернии — огонь в терне (Пс. 117. 12). 475. В «Слове» Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2. Также в 1 Слове Устава преподобного Нила Сорского и в 7 Слове, гл. 2. Макария Великого. 476. Преподобного Исихия Иерусалимского «Слово о трезвении». гл. 23. 477.  Облекитесь в всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 11, 12). 478.  Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10. 4, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   Четвертое видится в том, что гнев не допустим по всем причинам – справедливым и несправедливым. Укрепившийся на сем основании руководствуется рассудительностью и все движения гнева усмиряет, по слову Соломона: Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его (Притч. 29:11). Он контролирует не только свои дела, слова, но и расположение духа, ибо знает, что Богом вменяется в вину и желание, и намерение. Свойство же гнева таково: «Сдерживаемый – он ослабевает и утихает, а обнаруживаемый – более и более разгорается» [с. 451, 459, 462, 465, 466].    Пятое основание состоит в уврачевании гнева брата на созидающего дружество. Утвержденный на сем знает, что гибелен не только гнев на брата, но в равной мере и гнев брата на него. «По какой причине допустит оставаться в себе или в другом скорби тот, кто вполне убежден, что не может быть справедливых причин гибельной гневливости непозволенной, и как может молиться, когда брат сердится на него, все равно как если бы сам он сердился на брата своего, всегда содержа в смиренном сердце изречение Господа Спасителя: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23—24). Никакой пользы не будет, если ты хоть уверяешь, что не гневаешься, и думаешь, что исполняешь эту заповедь: Солн-це да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4:26), и: Кто гневается на брата своего напрасно, тот подлежит суду (Мф. 5:22), а скорбь другого, которую мог бы укротить своею кротостью, по упорству сердца пренебрегаешь» [с. 451, 452, 457, 458].    Последнее – шестое основание находится в памятовании смертного часа, в неизвестности переселения из этого мира. Сие надежно не только для сохранения ненарушимого дружества, но и для истребления всех пороков и приобретения добродетелей. «Как может и самую малую скорбь иметь на брата тот, кто верит, что он в каждый день во всякое время может переселиться из этого мира?» [с. 451, 453].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010