Амон, сын Манассии, опять восстановил идолослужение, и через 2 года царствования был убит своими слугами ( 4Цар. 21; 2 Парал. 33). Иосия. Возобновление храма. Обретение книги закона. Истребление идолопоклонства. Нашествие фараона Нехао Иосия (сын Амона) делал угодное Господу. Сокрушив идолов в своем царстве и в Израильской земле, он повелел исправить храм Господень. Когда для обновления храма вынимали из сокровищницы его серебро, первосвященник Хелкия нашел там книгу закона, данную рукой Моисея 464 , и представил ее царю. Выслушав написанные в этой книге страшные угрозы за беззакония, царь ужаснулся, разодрал одежды свои, собрал старейшин и народ в храм Господень, прочитал им найденную книгу закона и заключил завет перед Господом соблюдать заповеди Его, а за ним и весь народ вступил в этот завет. После этого Иосия истребил в своем царстве остатки идолопоклонства и суеверий (терафимы 465 ), вызывателей мертвых и волшебников, отправился в Вефиль, там разрушил жертвенник, устроенный Иеровоамом, и сжег на месте его кости жрецов, служивших золотому тельцу 466 . И не было еще царя, который бы так ревностно старался исполнять закон Моисея. Но так как обращение иудеев к Богу было временное, то Господь не отложил гнева Своего на них, и взял от них благочестивого царя. Фараон египетский Нехао пошел через Палестину на Евфрат, чтобы совершить завоевания на правом берегу Евфрата 467 . Иосия вышел против него на сражение, был тяжело ранен (при Мегиддоне) и умер 468 . Весь народ с непритворными слезами похоронил своего царя. Пророк Иеремия оплакал его в плачевной песне (Иосиа царствовал 31 г.; 4Цар. 22, 23:1–30 ; 2Пар. 34, 35 ). Иоахаз. Иоаким. Начало вавилонского плена (4902 год от сотворения мира, 607 год до Рождества Христова) 469 . Иехония После смерти Иосии остались три сына его: Елиаким, Иоахаз и Матфания. Народ иудейский поставил царем второго из них, Иоахаза, вероятно, надеясь на его храбрость. Но Иоахаз делал неугодное Господу. Через три месяца фараон Нехао, после завоевания Кархемиса, возвращаясь с Евфрата, сделал царем иудейским Елиакима, переименовав его Иоакимом, и наложил на Иудею дань, а Иоахаза взял в плен в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» ( Иак. 5, 16 ). Отвечаю: как уже было сказано (6), когда мы молимся, мы должны просить то, что мы должны желать. Но мы должны желать блага не только себе, но и другим, поскольку, как было показано выше (25, 1; 27, 2; 31, 1), это присуще любви к ближнему. Следовательно, любовь к горнему требует от нас, чтобы мы молились о других. Поэтому Златоуст говорит: «Необходимость обязывает нас молиться о себе, братская любовь побуждает нас молиться о других, и та молитва, которую предлагает нам братская любовь, приятней Богу, чем та, которая является следствием необходимости» 465 . Ответ на возражение 1 . Как пишет Киприан, «мы говорим «Отче наш», а не «Отче мой», «дай нам», а не «дай мне», поскольку Господь единства не пожелал, чтобы мы молились частным образом, то есть каждый о себе, но пожелал, чтобы каждый молился обо всех подобно тому, как и Сам Он претерпел едино за всех». Ответ на возражение 2 . То условие, что молящийся молится о себе, является необходимым не для того, чтобы молитва была вознаграждена, а для того, чтобы молитва не оказалась тщетной. Действительно, подчас случается так, что мы благочестиво и настойчиво молимся о другом и просим о том, что касается его спасения, но из этого ничего не выходит по причине некоторого препятствия со стороны человека, о котором мы молимся, согласно сказанному [в Писании]: «Хотя бы предстали пред Лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер. 15, 1 ). Тем не менее, молитва того, кто молится подобным образом из любви к горнему, будет вознаграждена, согласно сказанному [в Писании]: «Молитва моя возвращалась в недро мое» ( Пс. 34, 13 ), то есть, как разъясняет эти слова глосса, «хоть польза от нее не видна, я все же не буду лишен своей награды». Ответ на возражение 3 . Мы должны молиться и о грешниках, чтобы они были обращены, и о праведниках, чтобы они были сохранены и подвигались в святости. Однако наши молитвы о грешниках в одних случаях бывают услышаны, в других – нет. Они бывают услышаны о тех, кто предопределен [к жизни], но не о тех, кто предвиден к смерти, что подобно тому, как и в случае братского исправления исправляются предопределенные, но не проклятые, согласно сказанному [в Писании]: «Кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?» ( Еккл. 7, 13 ). В связи с этим читаем [в Писании]: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь – то есть согрешающему грехом не к смерти» ( 1Ин. 5, 16 ). Но мы, как говорит Августин, не вправе отказывать кому-либо из живущих здесь в благе исправления постольку, поскольку не умеем отличать предопределенного от проклятого 466 . Следовательно, по той же причине мы не вправе отказывать кому-либо в молитвенной помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Такое понимание хорошо согласуется с употреблением данного слова в книге Исаии в мессианском контексте. Например, в стихе, относящемся ко 2-ой песни Слуги, Господь, обращаясь к Нему, говорит: «Ты будешь слугой Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое ( , «йешуати») простерлось до концов земли» ( Ис. 49:6 ). Здесь однокоренной термин «спасение» ( , «йешуа») неразрывно связан с Мессией и Его деятельностью. Подобное же можно утверждать из сопоставления текстов Исаии, Захарии и Евангелий. «Скажите дщери Сиона: грядет Спасение твое ( , «йишех»)», говорится у Исаии в 62:11. Из контекста ясно, что под словом «Спасение» ( , «йеша») разумеется Мессия, поэтому Синодальный перевод даёт чтение " грядет Спаси тель твой " . Это пророчество книги Исаии связано с повествованием Захарии о торжественном входе Мессии в Иерусалим: «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах. 9:9 ). Окончательную ясность вносят свидетельства новозаветных Писаний. Старец Симеон после встречи Богомладенца Иисуса говорит, обращаясь к Господу: «видели очи мои спасение Твое ( τ σωτριν σου), которое Ты уготовал пред лицем всех народов» ( Лк. 2:30–31 ). Господь Иисус Христос , войдя в дом Захарии, сказал: «ныне пришло спасение ( σωτηρα) дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти ( σσαι ) погибшее " ( Лк. 19:9–10 ). Беседуя с самарянкой, Иисус Христос говорит, что «спасение ( σωτηρα) от иудеев» ( Ин. 4:22 ), и она начинает спрашивать о Мессии, Который должен придти. Иисус отвечает ей: «это Я, Который говорю с тобою» ( Ин. 4:26 ). После того, как Он пробыл в самарянском городе два дня, жители начали говорить: «слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира ( σωτρ), Христос» ( Ин. 4:42 ). Разница между «спасением» как мессианским титулом и собственно словом «Спаситель» в сознании иудеев периода Второго храма была столь невелика, что в ряде иудейских переводов III-I веков до Р.Х. еврейские слова, означающие «спасение» ( , «йеша» и , «йешуа»), нередко переводились как «спаситель». 464 Переводчики при этом «истолковывали смысл правильно, по причине персонального характера «спасения», – пишет У.Х. Браунли. – Неудивительно, поэтому, что Писание Нового Завета в целом предпочитает персональный титул «Спаситель» более абстрактному понятию «спасения». 465

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

И будьте осторожны, чтобы не сделать в этом недосмотра. К чему допускать размножение вредного в ущерб царям“ ( 1Езд.4:21–22 )? Исполнение этого царского приказания, по-видимому, сопровождалось военным набегом на Иерусалим и разрушением его построек. „как скоро это письмо Артаксеркса царя было прочитано перед Рехумом и Шишмаем писцом и товарищами их, они немедленно пошли в Иерусалим к иудеям и сильной вооружённой рукой остановили их работу“ ( 1Езд.4:23 ) (стр. 50–51). Со второй половины царствования Дария Гистаспа (521–485 г. до Р. X.) для подданных его монархии настают тяжкие времена. Непрерывные войны с Вавилонянами, Скифами, Индийцами, Египтянами и Греками стоили много денег и крови. Не прошли эти войны бесследно и для Палестины. По своему географическому положению, она лежала на пути или при пути персидских походов. Персидские войска нередко проходили через Палестину или собирались близ неё. Когда Дарий, после несчастной битвы при Марафоне в 490 г. до Р. X., в течение целых трёх лет занят был громадными приготовлениями к новому походу против европейских греков, восстали покорённые ещё Камбизом египтяне. Дарий поэтому разделил свои войска на две части и направил одну часть их против Египта, а другую против греков. Трудно предположить, чтобы этот поход не коснулся так или иначе евреев, – особенно поход против Египта. Поход против Египта пришлось продолжать и оканчивать уже преемнику Дария Ксерксу (485–465 г.). В 484 г. египтяне снова приведены были к покорности. После этого Ксеркс двинулся против греков и в 480 г. перешёл Геллеспонт. Представляется весьма вероятным, что Ксеркс, набиравший для своих походов в войска свои людей из всех подвластных ему народов, не делал в этом отношении исключения и для иудеев. Во время приготовлений к войнам и самых войн евреям, без сомнения, приходилось не мало терпеть в экономическом отношении от близкого соседства с этими крупными мировыми затеями. По всей вероятности, они должны были принимать участие в продовольствовании персидских войск и особенно флота у финикийских берегов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пришествие в мир Сына Божия выявило, кто стоит на стороне света и правды, а кто – на стороне тьмы и греха. Святой Дух продолжит вершить тот суд миру сему, в результате которого князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ). Через смерть Иисуса он будет осужден, а инспирированное им решение человеческого суда будет аннулировано Богом: торжество тьмы окажется временным, торжество света и добра – вечным. Антагонизм между «миром сим» и Царством Божиим, которое возвещал Иисус, в полной мере сохранится во взаимоотношениях между миром и Святым Духом. Подобно тому как мир не познал Иисуса, когда Он был в мире ( Ин.1:10 ), потому что не уверовал в Него, мир не может принять Святого Духа, потому что не видит Его и не знает Его. 9. Миссия Святого Духа на земле будет заключаться в том, чтобы «прославить» Иисуса на земле. На небе Он будет прославлен Богом, но для того, чтобы последующие поколения людей распознавали в Нем Сына Божия и Спасителя мира, необходимо содействие Святого Духа. 10. Он будет возвещать то, что услышит от Иисуса. Его свидетельство будет свидетельством особого рода. Он будет говорить не от Себя, но от имени Иисуса: от Моего возьмет и возвестит вам. Это утверждение напрямую связано со словами: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Следовательно, есть многое, что Иисус не открыл ученикам в Евангелии, но откроет Церкви при помощи Святого Духа в последующие времена. На этом утверждении основано в восточно-христианской традиции представление о том, что откровение, изложенное в Новом Завете, не исчерпывает всего необходимого человеку для спасения и вечной жизни. Согласно Григорию Богослову , «в течение всех веков было два знаменательных изменения жизни человеческой, которые и называются двумя заветами». Первым заветом был переход от идолопоклонства к вере в единого Бога, выраженной в законе Моисеевом; второй – переход «от закона к Евангелию». Но есть еще третье откровение, которое произойдет благодаря пришествию Святого Духа: «Ибо дело вот в чем. Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, Сына же более затемненно. Новый Завет явил Сына и дал намек на Божество Духа. Ныне пребывает с нами Дух, давая нам более ясное видение Себя». У Иисуса «даже после того, как он наполнил Своих учеников многими учениями, было нечто, о чем Он говорил, что ученики не могли тогда вместить этого (ср. Ин.16:12 )». Они не могли вместить учение о Божестве Отца, Сына и Духа: для того, чтобы понять это учение, понадобилось три века церковной истории и содействие Святого Духа 465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мы должны отметить, что каждое из явлений Христа Павлу, описанных в Деяниях, обозначало некий перелом или начало нового этапа в его служении. Являясь Павлу, Христос всегда давал ему указания относительно его дальнейшего служения. На пути в Дамаск Христос превратил Павла из гонителя Церкви в ее ревностного защитника. В Иерусалиме Христос открыл Павлу, что ему надо выйти на проповедь к язычникам. В Коринфе Он укреплял Павла перед предстоявшими ему испытаниями. В крепости Антония Павел услышал от Христа о том, что ему предстоит проповедовать в Риме. Явления Христа служили для Павла утешением в постигавших его скорбях и бедствиях. Относительно последнего явления Иоанн Златоуст пишет: Смотри, какое утешение. Сперва восхваляет его, потом внушает, чтобы он не боялся отправления в Рим, которое еще не было известно, и как бы так говорит: ты не только отправишься туда, но и покажешь великое дерзновение. Этим выражается не то, что он будет спасен, но что он будет свидетельствовать с великой славой в великом городе. А почему явился ему не прежде, как когда он подвергся опасности? Потому, что Бог всегда утешает в скорбях... и научает нас среди опасностей. Иначе сказать: когда он был свободен от уз, тогда оставался спокойным, а теперь его ожидали бедствия. 465 Племянник Павла Дальнейшее повествование Луки подчинено общей мысли о действии Промысла Божия в том, что происходило с Павлом. Иудеи продолжают добиваться его смерти, но на помощь приходят самые неожиданные люди. Римская судебная машина действует по своим правилам, но она становится исполнительницей того божественного плана, который был начертан Самим Иисусом, когда Он явился Павлу и возвестил, что ему предстоит идти в Рим и там свидетельствовать о Нем. Первым, кто приходит на помощь Павлу, оказывается его юный племянник, проживавший в Иерусалиме: С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла. Было же более сорока сделавших такое заклятие. Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

С четырнадцатой главы Евангелия от Марка начинается рассказ о Страстях Иисуса Христа 462 . С этого момента христология Страстей быстро развивается и полностью доминирует в тексте, тогда как христология Власти присутствует в более скрытом виде. Первые два стиха показывают, какие человеческие факторы привели к убийству Христа: «И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить» (14:1). Об этой роли первосвященников и книжников говорил Иисус, предупреждая о своей мученической смерти в Мк 8:31 и в Мк 10:33 . Появление этих персонажей в Мк 14:1 знаменует близость Страстей. Снова появляется глагол ποκτενω как один из важных терминов, связанных с казнью Христа. Более того, в Мк 14:1 первый и единственный раз использовано слово δλος («хитрость, коварство») 463 . Оно нагнетает и без того мрачную атмосферу происходящего. Ощущение близости Страстей усиливается хронологической информацией: «Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков» ( Мк 14:1 ). Эта деталь указывает на скорость развития ситуации 464 . Наличие такой ссылки может быть сопряжено лишь с последующим повествованием об уникально значимых пасхальных событиях 465 . Дополнительные сведения лишь ускоряют рассказ: «но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе» ( Мк 14:2 ). За вступительными стихами следует сцена помазания Иисуса миром в доме Симона прокаженного (14:3–9) 466 . Какая-то женщина изливает на голову Иисуса чистые и дорогие благовония. Рассказ об этом событии явно связан со Страстями 467 . На это указывают два факта. Во-первых, слова Иисуса на возражение «некоторых» учеников 468 : «Ибо нищих всегда имеете с собою... а Меня не всегда имеете» (14:7) 469 . Намёк на грядущее расставание здесь абсолютно прозрачен. Во-вторых, ещё красноречивее оправдание действий женщины Иисусом: «Она доброе дело сделала для Меня... предварила помазать Тело Мое к погребению» (14:6–8). С этими словами мы переходим к теме погребения Иисуса. Смерть Христа рассматривается как свершившийся факт, и это психологически укрепляет идею близости Страстей 470 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

§ 465. К суду часто бывает призывание свидетелей ради лучшего сыскания и доказательства истины. И поскольку на свидетельстве свидетелей все дело утверждается, и по их, как слышавших или видевших, словам и показаниям дело решится, и один правым, другой виноватым из судимых определяется, потому и свидетелям в этом деле должно верными быть, не уклоняться ни на ту, ни на другую сторону, не знать ни дружества, ни вражды, ни любви, ни злобы на судимых, ни страха человеческого, и не бояться руку от принятия даров отвращать. Одна истина пусть будет им подругой, которая, если что доброе видит во враге, похваляет, и что в друге видит злое, свидетельствует, и она, как и правда, лица человеческого не знает, но показывает то, что видит и слышит, и к той стороне склоняется, в которой правоту находит, и от той отвращается, в которой противную себе неправду видит. Поэтому свидетелям должно истины держаться и против лжи подвизаться, как повелевает Господь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» ( Исх.20:16 ), дабы лжесвидетельством своим неповинных в большую беду, виновных в большую дерзость и своевольство, судящих в грех не привели и себя от христианского общества, следовательно, и от Христа Самого отлучили. Все это от ложного свидетельства следует. Ибо на свидетелях все судебного дела основание полагается. § 466. О должности подчиненных судьям смотри в своем месте. А христиане, которые хотят на обидевших суду доносить и обиду свою судом отвращать, пусть внимают нижеописанным Святого Писания местам ( Исх.20:16 ; Мф.5:39–40, 44 и след.; Мф.6:14–15, 7:12–14 ; Мк.8:36, 38 ; Иак.5:7–11 ; Рим.12 и след.; 1Кор.6:7–8 ; Евр.12 и проч.). Глава 4: О должности пастырей и подчиненных им «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет.5:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

II. Апостол Павел говорит, что «сеется тело (т. е. погребается, хоронится) в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). III. Апостол Петр говорит, что «нынешние небеса и земля... сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых людей» ( 2Пет.3:7 ). IV. Апостол Павел говорит, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил.3:20–21 ). V. Верующий христианин не может сомневаться в возможности воскресения, ибо как сотворил Бог тело человеческое из пыли земной, так может его снова обновить из праха земного, то есть воскресить. Мы не должны забывать, что Бог всемогущ. VI. Мало кто из людей уходит из этого земного света таким совершенным и святым, чтобы он не нуждался в Божием милосердии. Так как те христиане, которые живут еще на этом свете, и те, которые уже ушли в вечность, являются членами Церкви и соединены верою и любовью, мы обязаны просить Бога о милосердии к умершим. 464. Когда настанет всеобщее воскресение из мертвых? Всеобщее воскресение из мертвых настанет после конца этого видимого мира, во время второго пришествия Господа Иисуса Христа ( 2Пет.3:7, 10 ). 465. Все ли люди воскреснут? Воскреснут все люди, так как Господь Иисус Христос сказал, что «настанет время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут (из гробов) творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). 466. В каком состоянии находятся души умерших до всеобщего воскресения? До всеобщего воскресения души праведников находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, души же грешников во мраке, беспокойстве и предначатии вечных мук. 467. Соединено ли с этим предварительным посмертным положением праведников лицезрение Господа Иисуса Христа? С этим предварительным посмертным положением праведников соединено, в особенности у святых, лицезрение Господа Иисуса Христа, как видно из слов апостола Павла, что он желает уйти из этого света и быть со Христом ( Фил.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

«Жизнь будущего века» есть та жизнь, которая откроется после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова» 461 . 1. Вечное блаженство праведников Для праведных это будет жизнь «столь блаженная, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем» 462 , ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное общение с Ним: тогда мы «увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ), и «будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15:28 ), и мы «всегда с Господом будем» ( 1Фес. 4:17 ). В блаженстве души будет участвовать и тело, «оно будет прославлено Светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе» 463 . «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15:53 ). Блаженство праведных будет иметь различные степени, «по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах» 464 . «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых...» ( 1Кор. 15:41–42 ). «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2Кор. 9:6 ). Блаженство праведных будет вечным: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин. 10:28 ). 2. Вечные мучения грешников Беззаконники «будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволом» 465 . Грешники не увидят жизни, «но гнев Божий пребывает» на них ( Ин. 3:36 ), они будут ввержены «в озеро огненное» ( Откр. 20:15 ), «там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 22:13 ). Такое состояние есть состояние не жизни, а смерти, это и есть «вторая смерть» ( Откр. 20:14 ). Мучения грешников также будут иметь свои степени: «Раб, который знал волю господина своего, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лк. 12:47–48 ). Существует стремление мыслить вечные геенские мучения в относительном смысле, понимая под «вечностью» некоторый «век», «период», поскольку вечность мучений будто бы несовместима с представлением о благости Творца 466 . В основе таких рассуждений лежит недооценка человеческой свободы: Бог не может спасти человека помимо его воли, ибо любовь не может быть навязана насильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010