2 Господи Боже Спаситель мой, и днем и в ночи к Тебе я взываю! 3 458 Да вознесется к Тебе молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему! 4 459 Ибо нахлынули беды на душу мою, и жизнь моя ко вратам ада приблизилась. 5 460 Уподобился я нисходящим в гроб; стал, как человек, лишенный помощи, 6 К умершим причтенный, как убитые, спящие в гробах; не вспоминаешь Ты о них, ибо они рукой Твоей отринуты были. 7 461 Положили меня в преисподней, во тьме и сени смертной; 8 На мне отяготела ярость Твоя, и волны гнева Твоего навел Ты на меня. 9 462 Удалил Ты от меня знаемых мной; скверным сочли меня; предали меня, и нет мне исхода. 10 Очи мои изнемогли от скорбей; взывал я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои. 11 463 Разве для мертвых творишь Ты чудеса? Или врачи воскресят их, и прославят они Тебя? 12 Разве кто возвестит во гробе милость Твою и истину Твою в обители смерти? 13 464 Разве познают во мраке чудеса Твои и правду Твою в земле забвенной? 14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и ранним утром молитва моя вознесется к Тебе. 15 Для чего, Господи, отвергаешь Ты душу мою? Отвращаешь лицо Твое от меня? 16 465 В лишениях я и трудах от юности моей; возвысился, унижен был и изнемог. 17 466 Навел Ты на меня гнев Твой, угрозы Твои потрясли меня; 18 Обступили меня, как вода, всяк день меня осаждали. 19 Удалил Ты от меня друга и ближнего, и знаемых мной удалил от скорбей моих. Слава: 1 467 В поучение, Ефама Израильтянина, псалом, 88. 2 Милости Твои, Господи, вовеки воспою, из рода в род возвещу истину Твою устами моими. 3 Ибо Ты сказал: «Навеки явлена Мною милость». На Небесах от века утверждена, Боже, истина Твоя. 4 468 «Завещал Я Завет избранникам Моим, клялся Давиду, рабу Моему: 5 Навеки сохраню потомство твое и созижду из рода в род престол твой!» 6 469 Небеса возвестят о чудесах Твоих, Господи, и возвестят истину Твою в церкви святых. 7 Ибо кто в обителях небесных сравнится с Господом? Кто уподобится Господу среди сынов Божьих? 8 Бог прославляется сонмом святых, велик Он и грозен для предстоящих пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христос в Таинстве являет Свое жертвенное заклание. Жертвенный смысл Божественной литургии с самого начала исповедовался Церковью. Третье правило святых апостолов называет Литургию учрежденной Господом Жертвой. В молитве «Никтоже достоин от связавшихся», вошедшей в чин всех трех Литургий — святого апостола Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоуста, сказано: «…служебныя сея и безкровныя жертвы священнодействие». В злато­устовой Литургии в 1-й молитве верных читаем: «…приносити Тебе мoлehiя и мольбы, и жертвы безкровныя». В толковании святого Златоуста на Послание к Римлянам говорится: «…трапеза сия, от которой мы все причащаемся, нас ради закланный Христос, — Жертва, на ней возлежащая» (8, 8//PG 60, 465). Песнь 8 «Законное скончавъ nobeлhie, скрижали законныя написавый въ Синаи, снде убо пасху древнюю и сновную: бысть же Пасха Тайная и живожертвенная». Написавший скрижали ветхозаветного закона на Синае, теперь, в сионской горнице, Сам исполнил повеление закона, вкусив пасхи древней, но в Таинстве стал Пасхой и живой Жертвой Нового Завета. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, однеми и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. …Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:1, 10, 12). В непостижимом и неизреченном Таинстве мы приобщаемся этой Жертве. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. …Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:51, 53, 54, 56). «Отъ вка сокровенную Христе премудрость тайноводя, показалъ еси купно всмъ апостоломъ Спасе на вечери, юже церквамъ предаша бorohochiu». Премудрость — имя Самого Христа (1 Кор. 1:24). «…Искуплены вы… драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1 Пет. 1:18-20; ср. также 1 Кор. 2:7-8). «Тайноводство» — посвящение в таинство (тайноводити — соответствующий глагол). Иногда это слово называет само таинство: «…каждый из нас таковым тайноводством [крещением во имя Святой Троицы] введен в богопознание» (Василий Великий, свт. О Святом Духе//PG 32, 209). Чаще всего тайноводство (греч. µυσταγωγα) — таинство Евхаристии. Преподобный Максим Исповедник посвятил истолкованию Литургии сочинение «Тайноводство». Одно из значений этого слова в современном греческом языке — Божественная литургия. Тропарь говорит об установлении Христом Спасителем на Тайной Вечери Таинства, которое апостолы передали основанным ими Церквам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6018151...

«Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, – семьдесят (пять)» 458 . «Не напрасно и не без цели Писание показало нам число переселившихся в Египет, но именно для того, чтобы мы видели, от какого малого числа какое великое число (душ) произошло, и чтобы, смотря на это, всегда веровали обетованиям Божественным» 459 . Когда Иаков и дети его прибыли в Египет, Иосиф сказал им: «Если Фараон призовёт вас и скажет: какое занятие ваше? То вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, – и мы, и отцы наши, – чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец» 460 . «Заметь, какой благоразумный совет даёт Иосиф братьям, не просто и не случайно внушая им это, а желая поставить их в большей безопасности и не допустить их до смешения с Египтянами» 461 . И действительно, «Фараон поселил их в земле Гесем, и через это отделены они были от поклоняющихся овцам и тельцам» 462 . «И жил Иосиф в Египте... Жил же Иосиф всего сто десять лет... И сказал Иосиф братьям своим: я умираю... И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетил вас, и вынесите кости мои отсюда» 463 . «Это делал он не без причины и не напрасно, но имел в виду двоякую цель. Первое, – чтобы Египтяне, памятуя о великих его благодеяниях и легко людей провозглашая богами, не имели в теле праведника предлога к такому нечестию. Второе, – чтобы Израильтяне вполне были уверены, что они непременно возвратятся. Ибо если бы это не было достоверно, то он не завещал бы им изнести с собою кости его. И нечто необычайное и дивное открывалось в том, что препитавший всего Израиля в Египте делается и предводителем исшествия его оттуда и вводит его в землю обетованную» 464 . Кроме того, завещанием о своих костях Иосиф «показал образ воскресения» 465 , «ибо заботился о них не как об имеющих погибнуть, но как об имеющих снова ожить» 466 , – «И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте» 467 . Всматриваясь в события из жизни патриарха, святые отцы находили, что «события эти были как бы тенью, в которой предначертаны были истинные дела» 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

От сыновей Ноевых весьма скоро люди умножились и стали распространяться по земле. ( Быт. 9. 18–29; 10 гл.) Столпотворение Вавилонское, смешение языков, рассеяние людей (2793 год от сотворения мира, 2716 до Рождества Христова) 64 и появление идолопоклонства Сначала все люди говорили одним языком и одним наречием 65 . Распространяясь по земле, люди поселились на равнине в земле Сеннаар 66 . Здесь особенно усилились потомки Хама. Помня, что Ной предсказал им рабство, и, не желая, чтобы исполнилось это пророчество, они сказали; «построим себе город и башню до небес и сделаем себе имя (прославимся), прежде, нежели рассеемся по всей земле», и начали строить. Вместо камней, которых нет в земле Сеннаар, стали употреблять кирпичи, а вместо извести – земляную смолу. Вовлекли в это предприятие многих и из других племен 67 . Но Бог сказал: «сойдем и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого» 68 . И смешал Господь язык их и рассеял их по всей земле. Городу дано было имя Вавилон (смешение) 69 . Так произошли разные народы, говорящие разными языками 70 . Рассеявшись по земле, люди мало-помалу стали забывать истинного Бога и стали почитать вместо Бога: солнце, месяц, звезды, людей, животных, растения, демонов, вымыслы своего воображения и идолов (изображения ложных богов). Вера в истинного Бога сохранилась только в потомстве сына Симова, Арфаксада. От Арфаксада преемственно произошли патриархи, которые хранили и распространяли почитание истинного Бога: Каинан, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор и Фарра. Они жили менее патриархов допотопных. Ной жил 950 лет, Сим 600 лет, Арфаксад 465 лет, Фарра 206 лет. ( Быт. 11 гл.) 39 По мнению некоторых святых отцов, Бог послал огонь с неба на жертву Авеля и тем показал, что он милостиво принял жертву его (Ефр. Сир.) 42 Полагают, что Каин убил Авеля незадолго до рождения Сифа, когда Адаму было 230 лет жизни (по греческому переводу), когда, следовательно, Адам имел уже много сыновей, дочерей и дальнейших потомков, непоименованных в Библии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Во-первых, из всех Евангелий ясно, что Господь являлся тогда, когда Сам этого хотел. По Воскресении Господь уже не был с апостолами постоянно, «но являлся и снова удалялся, возвышая их мысли и не позволяя им прилепляться к Себе подобным образом, как и прежде» 465 . Господь учит относиться к Нему не душевно, а духовно, видеть в Нем Сына Божия, а не просто Учителя, поэтому, явившись Марии Магдалине, Он предостерегает: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20: 17 ). «Она и теперь желала обращаться с Ним, как прежде, и от радости не представляла себе ничего великого, хотя Он и сделался по плоти гораздо совершеннейшим. Поэтому Христос, чтобы отклонить ее от такого мнения и внушить ей не говорить с Ним без всякой осторожности (потому что и с учениками, как видно, Он уже не обращался по-прежнему), – возвышает ее помышления и чрез то научает ее более благоговейному с Ним обращению» 466 . Явления Христа не ограничены пространством и временем. Господь является то в Иерусалиме, то в Галилее, то на некой горе в Галилее, то на Галилейском озере, то в доме, причем проходит сквозь закрытые двери. Евангелист Лука фактически убирает время как категорию из своего свидетельства о Воскресении. Так, он объединяет первое и последнее явление Христа – в день Воскресения и в день Вознесения: Господь воскресает, является ученикам, отверзает им ум к разумению Писания и отправляет на проповедь, после чего возносится ( Лк. 24: 33–52 ) – все это как будто в один день, хотя сам ап. Лука в книге Деяний говорит о сорокадневном периоде от Воскресения до Вознесения ( Деян. 1: 3 ). Во-вторых, Господь в продолжение сорока дней являлся ученикам и говорил о Царствии Божием. Столь длительный период общения с Воскресшим Христом позволил всем ученикам получить совершенное уверение в реальности телесного воскресения. Особое значение в этом уверении имели совместные трапезы. Воскресшее Тело Христово было прославленным и совершенно свободным от законов падшего мира, поэтому евангелист Марк говорит, что Он явился «в ином образе» ( Мк. 16: 12 ), но по снисхождению Господь дает апостолам устранить сомнения, ест с ними и пьет. Если до Воскресения Господь являл ученикам Свое Богосыновство и власть над тварным миром, заставляя утихнуть бурю, ходя по воде, претворяя воду в вино, совершая другие подобные чудеса, то после Воскресения наблюдаем обратное – Господь показывает, что Он вкушает пищу, в которой не нуждался, Он являет Свои раны, которые мог скрыть, позволяет к ним прикоснуться, то есть дает возможность удостовериться, что Он это Он, а не кто-то другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Подвижник сказал брату: «Если бы мы имели с собой что-нибудь из старого платья, то покрыли бы им мертвеца». Младший брат отвечал: «Помолимся и, может быть, Бог воскресит его». Когда они встали на молитву, мертвец ожил, а подвижник похвалился: «Подвижничество мое было причиной воскресения мертвеца». Бог открыл все это авве монастыря, как подвижник искушал брата крокодилами и как воскрес мертвец. Когда они возвратились в монастырь, авва сказал ему: «Зачем ты поступил так с братом своим? Знай, что его послушание было причиной воскрешения мертвеца» (106, 465–466). Источник. Рассказывали, что у аввы Силуана был ученик по имени Марк, который имел великое послушание и был хороший писарь. Кроме Марка, у старца было ещё одиннадцать учеников. Они скорбели о том, что старец любил Марка больше всех. Старцы, услышав об этом, опечалились. Как-то пришли они к авве Силуану и укоряли его. Авва, взяв их с собою, вышел из кельи, начал стучаться в двери каждого своего ученика, говоря: «Брат такой-то, пойди сюда, ты мне нужен», – но ни один из них не спешил тотчас же выйти к нему. Старец пришел к келье Марка, постучался и сказал: «Марк!» – и тот, услышав голос старца, выбежал к нему в ту же минуту, и он дал ему поручение. Силуан сказал старцам: «Где же, отцы, прочие братия?» Потом он вошел в келью Марка, взял тетрадь его и увидел, что он начал писать одну букву, но, услышав голос старца, бросил перо, не докончив ее. Тогда старцы сказали Силуану: «Справедливо ты любил его, и мы любим, и Бог любит его» (97, 166). Один старец рассказывал о святителе Василии Великом . Посетив однажды киновию, после духовного наставления он спросил настоятеля: «Есть ли у тебя здесь брат, который бы отличался послушанием?» «Владыка! – отвечал настоятель, – все рабы твои и ищут спасения». Святитель Василий опять спросил его: «Есть ли кто у тебя, имеющий истинное послушание?» Тогда настоятель привел к нему одного брата. Святитель Василий велел ему прислуживать при трапезе. После принятия пищи брат подал ему воды умыться, а святитель Василий говорит ему: «Пойди, и я подам тебе умыться».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Первого человека Господь создал из праха земного; второго Он сотворил из ребра Адама, и в этом заключается глубокий символический смысл, отмечается самая тесная связь между нашими прародителями. Так понял и сам Адам, который, проснувшись от наведенного на него сна и увидев Еву, сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2:23). И прозревая своим пророческим взором в будущие времена, он прибавил, указывая на святость брачного союза: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (2:24). Разбор натуралистических теорий о происхождений мира и человека. Библия и естествознание. А) Сотворение мира во времени и вечность материи. Б) Порядок мироздания. В) Согласие и разногласие между Библией и наукою в вопросе об устройстве земли и появлении ее обитателей. Г) Теория эволюционизма и ее отношение к Библии. Д) Разногласие между Библией и эволюционизмом в вопросе о происхождении человека. Е) О степени древности мира и человека «Природа и Библии», – говорит один естествоиспытатель: «это две книги, написанные Богом и предложенные для чтения человеку». Как произведение единого Виновника, они не могут противоречить одна другой; если-же кажутся иногда противоречащими, то причина этого противоречия в том, что человек неправильно читает или ту, или другую, или обе эти книги. Большинство величайших исследователей в области естественных наук находили возможным совмещать веру и знание: Ньютон, Кеплер, Коперник, Галилей, Фехнер, Либих, Менделеев, Пирогов, Кювье и многие другие были люди верующие, глубоко религиозные. В частности, и к повествованию Библии о творении мира и человека многие ученые относились и относятся с глубоким уважением, как к рассказу изумительному не только в смысле религиозно-нравственном, но и чисто-научном. Известный русский естествоиспытатель, профессор-академик К. Э. Бэр говорит между прочим: «нам ничего не завещано от древнего времени, более возвышенного, чем библейское учение о творении (Studien and dem Gebiete der Naturwissenschaften, 465); а новейшие нападки на библейское повествование о творении он называет «комическими анахронизмами, с которыми давно уже справилась новейшая естественная наука».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

И явился Бог, Сын Божий, в Личности Иисуса Христа, рожденного по плоти от Пречистой Девы Марии, чтобы Он, как человек, пожил среди людей, чтобы из любви к людям взял на Себя всю горечь этой жизни и все страдания, чтобы этим явить и доказать Свою любовь к людям и разжечь любовь людей к Себе и Отцу Своему. Явился Иисус Мессия не как вельможа или император, окруженный телохранителями, а как Феодул, как слуга Божий, чтобы показать людям пример того, как любовь должна служить Богу и людям. Ведь любовь доказывается только служением и страданиями, преданием себя даже на смерть за возлюбленного. Любовь Отца к людям открылась и через любовь Сына к людям. Благодаря этой любви Человек Иисус Христос, посредник между Богом Отцом и людьми, стал единственной дверью, через которую можно прийти к Отцу и войти в Царство Небесное. В Царство Небесное может войти только тот, кто верует в Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Вот двери отворенные. Вот просветленная тайна. Да бегут в преисподнюю Шива, Гор и Плутон – в свое настоящее обиталище. Радуйся, земля. Пробудись, Индия. Запевай, Египет. Танцуйте, китайцы и тибетцы. Веселитесь, чернокожие и краснокожие. Христос смотрит не на цвет кожи, а на любовь в сердце вашем и на веру и доверие ваше к Нему, единственному Спасителю вашему. Третье: Христос возвестил всыновление, то есть Он объявил прием в сыновья и дочери Божии для всех, кто этого хочет. Не принуждает. Не насилует. Принуждение и насилие – особенность гималайских и олимпийских бесов, а не Отца света и не Христа, Сына Божия, Феодула, слуги 457 Отца Небесного, Мессии. Так-то и так-то поступайте, «да будете сынами Отца вашего Небесного» 458 . «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» 459 . «И будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» 460 . «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни» 461 . Отец «весь суд отдал Сыну» 462 . Ведь Отец и Сын суть одно 463 . «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» 464 . Ведь Отец и Сын суть одно. «Да прославится Отец в Сыне» 465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но особенно поражали пленных многочисленные искусственные возвышения с воздвигнутыми на них алтарями. Вавилоняне называли их зиккуратами (зиккурат – слово, происходящее от глагола, который как на вавилонском, так и на еврейском языке означает «напомнить, привести на память», или по известной форме заключающегося в «зиккурат» глагола: «сделать себе имя». Культовое сооружение, характерное для Вавилонии и Ассирии. В настоящее время археология подтверждает наличие в Месопотамии 32-х сохранившихся зиккуратов. – Авт.). Вавилонские зиккураты олицетворяли связующее звено между небом и землёй, Богом и человеком. Они имели различную высоту и форму (квадратную, четырёхугольную, овальную). Евреи же назвали их Баб-Илли, или башнями Вавилона, напоминавшими им историю о столпотворении, хорошо знакомую из Торы: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (евр. Берешит, Бытие 11:1–9 ). Библейские сведения об этом событии подтверждает просвещённый вавилонский жрец из храма Мардука – Берос (около 340–280 до Р.Х.). Он написал для чужеземных завоевателей «Вавилонскую историю» («Babylonika») в трёх книгах на греческом языке. Достоверно известно, что Берос пользовался подлинными письменными источниками, хранившимися в вавилонских храмах. Вот его сообщение: «Рассказывают, что первые люди, возгордившись своей силой и величием, стали презирать богов и считать себя выше их. Они построили высокую башню на том месте, где теперь находится Вавилон. Башня эта уже почти касалась небес, как вдруг ветры пришли на помощь богам и опрокинули сооружение на строителей его. Развалины получили название „Бабель“. До того времени люди говорили на одном языке, но боги заставили их говорить на разных наречиях» с.50]. Крупнейший зиккурат всех времён, или как его называет Библия – Вавилонская башня, которую люди решили построить чтобы достичь неба и стать как боги, не вымысел. Это свидетельство подтвердили археологические раскопки. Оказывается, она существовала с глубокой древности, но была разрушена ещё до эпохи знаменитого вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х.). На её фундаменте была построена другая, которую гордое человечество воздвигло в память о первой и которая простояла до тех пор, пока её не разрушил персидский царь Ксеркс (486–465 гг. до Р.Х.). Её пытался восстановить Александр Македонский (356–323 гг. до Р.Х.), но безуспешно. По учению еврейских законоучителей, Вавилонская башня была построена Нимродом, вавилонским царём, чтобы и он, и его народ, могли бросить вызов новому потопу. Тогда, считая себя в безопасности от Божьего гнева, они намеревались отомстить Богу за потоп.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010