Ст. 10. …Когда священники вышли из святилища (во двор), облако наполнило дом Господень... Господь неоднократно являл свое присутствие во мраке облачном 464 . Так и при освящении скинии Моисеевой покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию 465 . Мрак бури и облака небесные в псалмах изображаются колесницей Иеговы, несущейся на крыльях ветра 466 . Таким образом, ниспосланное на храм облако Господне являло всем, что в нем Господь избирает жилище Себе и, как бы, утверждает здесь престол Свой. Ст. 11. …И не могли священники стоять на служении, по причине облака… ; т. е. и потому, что мрак облачный не позволял им ничего видеть, и, главным образом, потому, что трепетное ощущение присутствия Божия приводило все члены их в онемение. ...ибо слава Господня наполнила храм Господень… , т. е. не только Святое Святых и Святилище, но и самый двор храма, на котором священники хотели было приступить к принесению изготовленных многочисленных жертв. Ст. 12–13. …Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле 467 ; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки... По-видимому, этими словами вдохновенный Соломон хочет, с одной стороны, ободрить смятенных священников и левитов, а с другой – вслух всего собрания выразить свою дарственную радость, что начатое им великое дело создания храма пришло к благополучному и вожделенному концу; ибо сам Господь восхотел обитать в храме. Но где и когда Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле? Подлинных слов Господних, в такой именно форме сказанных, мы не находим нигде; может быть, они сказаны были при каком-нибудь случае самому Соломону. Но, конечно, Соломону небезызвестно было повеление Господне, чтобы, напр., великий первосвященник, перед входом за внутреннюю завесу Святилища, возлагал прежде курение на огонь пред лицем Господним в таком множестве, чтобы облако курения покрывало крышку, которая пред ковчегом откровения, и, чтобы, таким образом, ему (первосвященнику) не умереть 468 . А равно, и прямо Господь говорил, что Он над крышкою (ковчега) будет являться в облаке 469 . Не явно ли отсюда воля Божия – жить во мгле?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный. И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройду беды, и окончится долготерпение. Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится. Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда“ ( 3Ездр. 7:30–35 ) 461 . В кн. Еноха читаем: „в тот день... Я преобразую небо и приготовлю Его для вечного благословения и света. И Я изменю землю, и приготовлю ее для благословения, и поселю на ней Моих избранных; грех же и преступление исчезнут на ней, – они не появятся“ (XLV, 4–5) 462 . Идея о всеобщем воскресении, по-видимому, была очень распространена в века апокалиптиков и нашла себе весьма определенное и твердое выражение в их писаниях. Кроме уже приведенных указаний на всеобщее воскресение у Ездры (7:32), мы можем сослаться на книгу Еноха, в которой читаем: „И в те дни земля возвратит вверенное ей и царство мертвых возвратит вверенное ему, „что оно получило, и преисподняя отдаст назад то, что обязана отдать.“ (LI, 1). Варух в апокалипсисе пишет: „И будет после того, как наступит время явления Мессии, и он явится в славе, тогда все, которые умерли в надежде его, воскреснут (tunc omnes qui dormierunt in spe ejus, resurgent)“ (с. XXX) 463 . „Возвратит земля тогда умерших, которых приняла теперь, чтобы хранить их“ (cap. L. ср. LI) 464 . Раскрытие идеи всеобщего последнего суда, кроме места из 3 Ездры (7:33), имеет место в апокалипсисе Варуха (L) и книге Еноха. Последней пишет: „И Он изберет между ними (воскресшими) праведных и святых... И Избранный в те дни сядет на престоле своем и все тайны мудрости будут истекать из мыслей Его уст“ (LI, 3). В апокалипсисе Варуха сказано: „Когда познают друг друга (умершие и воскресшие), тогда учредится (получит силу) суд, и наступит то, что предсказано“ 465 . За всеобщим судом начнется жизнь вечная. (Ср. апок. Вар.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

«Спросили однажды святого и блаженного сего Симеона (Нового Богослова), каков должен быть иерей, и он ответил, говоря: «Я недостоин быть иереем, но каков должен быть иерей, верно знаю. Во–первых, он должен быть чист не только телом, но и душою и при этом непричастен никакому греху. Во–вторых, он должен быть смирен не по внешнему только себядержанию и обычаю действовать, но и по внутреннему настроению. Потом, когда предстоит священной и святой трапезе, должен всеконечно, видя чувственно Святые Дары, мысленно созерцать Божество. И не это только, но и Самого Того, Кто невидимо присущ в дарах, должен он стяжать и иметь обитающим в себе в сердце своем сознательно (с осознанием этого. – С. Ф.), чтобы таким образом с дерзновением мог он возносить моления к Богу и, как друг с Другом беседуя, говорить: Отче наш , Иже еси на небесех, да святится имя Твое – потому что молитва сия показывает, что произносящий ее имеет живущим в себе сущего по естеству Сыном Божиим, со Отцем и Святым Духом. Таких видел я пресвитеров, простите мне, отцы и братия»» 462 . Мучительно замечать не столько даже отсутствие этого, сколько отсутствие смиренного понимания, что к этому надо хоть както стремиться. «Стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» 463 , повторяя при этом еще раз слова преподобного Серафима: «Если хоть и скольконибудь подобное будете ощущать в себе, то знайте, радость моя, что Вы в Духе Божием». Но не потому ли мы и «простые», что не нуждаемся в Духе Божием, что мы гордые и не нуждаемся в Его спасении? Ведь если мы воистину простые, то есть не подвижники, а слабые и немощные, то именно мы и должны взывать о благодатной помощи. Ведь это «Дух подкрепляет нас в немощах наших» и «Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8, 26 ). Отсюда вся наша тоска о Нем. «Прииди, Свет истинный. Прииди, Жизнь вечная. Прииди, сокровенная Тайна. Прииди, Сокровище безымянное… Прииди, Лицо непостижимое. Прииди, непрестанное Радование… Прииди, Ты, Которого возлюбила и любит несчастная душа моя» 464 . «Прииди к нам, Душе Святый, причастники Твоея содевая святости, и света невечерняго, и Божественныя жизни, и благоуханнейшаго раздаяния, Ты бо река Божества, из Отца Сыном происходящий» 465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Поэтому, если мы хотим, чтобы наши приношения были приняты Богом, то мы должны мириться с братьями, и после этого, отбросив ненависть , < … > , чтобы не стать подобными Каину. 2 . Бог видел перед Собой дары Каина и Авеля, но смотрел на то, что у них было на уме внутри, и Ему был приятен дар того, чье сердце было Ему приятно, а неприятен – того, чье сердце было Ему неприятно 460 . Богу был приятен дар Авеля, потому что он приносил Господу дар с чистым сердцем; а дар Каина был неприятен Богу, ибо он приносил Господу дар не с чистым сердцем, а с преступным умом, задумывая убийство брага. Да и символический смысл открывает, насколько их дары были далеки друг от друга. Каин принес дары от земли, ведь и его помышление было земным; Авель же принес от плодов овец, показывая тем самым признак своей невинности. К тому же Авель принес дары не только от плодов овец, но еще и от тука овец, который изображает тучные, обильные дела милосердия. Ведь и Бог принимает дар нашей невинности в том случае, если он сопровождается, словно туком овец, делами милосердия. Не просто так было и то, что Авель служил пастырем овец, ведь он являл собой прообраз Того, Кто сказал в Евангелии: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» 461 . Прежде в Авеле был образ, чтобы во Христе открылась истина. Тот – пастырь с земли, Этот Пастырь с неба. Тот – пастырь домашнего скота, Этот – Пастырь мучеников. Тот – пастырь овец неразумных, Этот – разумных. 3 . Но рассмотрим великую тайну. Хотя наш Спаситель и называется «пастырем», также Он именуется и «овцой», и «ягненком». И не без тайного знака страдания Господня Авель, как мы читали в нынешнем чтении, принес свой дар Господу Богу от плодов своих овец. «Овцами» или «овнами» за свою невинность именуются святые патриархи и пророки. О них мы читаем: «Оделись овны овчии, и долины покроются хлебом " 462 . И еще: «Мы – народ Твой и овцы паствы Твоей» 463 . Из этого стада святых вышла непорочная и неоскверненная овечка, то есть святая Мария, родившая нам против законов природы багряного ягненка 464 , то есть Царя-Христа 465 . Справедливо понимать под багряным ягненком Христа Господа, потому что Он не стал, а родился царем. Всякий царь не сразу рождается царем, а становится царем после рождения, и сам принимает или багряную царскую одежду, или царское достоинство. А Господь и Спас наш вышел с царской властью уже из девического чрева, потому что был царем и прежде рождения от Девы. Ибо родившийся был царем от Бога Отца и Сыном Божиим. Послушай, как Господь провозглашает это в Евангелии. Когда Пилат спросил Его: «Ты Царь?», – то Он сказал в ответ: «Я на то родился и на то пришел в мир» 466 . Это достоинство царя узнали и волхвы на востоке при самом восходе Его телесного рождения, потому и спрашивали у иудеев: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Далее, одним из самых действительных и могущественных средств, которыми располагал храм для освежения и укрепления религиозных начал в еврейском народе, были те религиозные собрания, которые должны были происходить в великие еврейские праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Местом этих собраний указывается в законе «место, которое изберет Господь Бог, чтобы пребывало имя Его там»; при чем особенно энергично это предписывается по отношению празднования Пасхи: «не можешь ты закалать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь Бог твой даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, закалай Пасху,.. и испеки и съешь на том месте которое, изберет Господь Бог твой» ( Втор.16:5–7 , Втор.16:11 ; Втор.16:15 ; Втор.16:16 ).А так как такое обозначение места относится, как мы видели (см.выше) к иерусалимскому храму, то, очевидно, он и является местом предписываемых законом религиозных собраний евреев в праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. На эти собрания, по заповеди Моисея, должны были являться все евреи: «ты и сын твой и дочь твоя, и раб твой и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота и вдова, которые среди тебя» ( Втор. 16:11 ; Втор.16:14 ). Возможность для всех евреев присутствовать на этих собраниях облегчалась тем обстоятельством, что территория, занимаемая евреями, не отличалась большой пространственной протяженностью. Палестина лежит приблизительно между 52° и 54½ о восточной долготы и 31° и ЗЗ½° северн. широты, занимает площадь приблизительно в 465 кв.миль, – меньше Бельгии, с Эстляндскую губернию. Самая большая длина ее от севера к югу около 230 верст, – с востока на запад – 140 верст. Но и эта площадь и протяжение Палестины обнимаются теми ее границами, которые указаны были у Моисея и И. Навина ( Чис.34:2–12 ; Чис.32:33–42 ; Нав.13:15–31 ); а в этих пределах Палестина почти никогда не принадлежала евреям, если исключить время Давида и Соломона. При такой небольшой протяженности занимаемой евреями территории, евреям не столь затруднительно было путешествовать ко храму 87 ; и отдаленность расстояния различных местностей Палестины от храма здесь уже не могла служить серьезным препятствием для евреев исполнять закон о религиозных собраниях вокруг храма 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Но если уже постройка храма возбудила противодействие со стороны самарян, то в еще большей степени должна была вызвать это противодействие постройка стен. Постройка стен обозначала решительное желание иудейской общины обособиться от соседей. Стены, помимо своего назначения служить укреплением, были также символом признания за городом главенства в целой стране 463 . Так-как самаряне имели сами притязание на это главенство, то очевидно, начатое Ездрой дело затрагивало и их национальную гордость, и их существенные интересы. Поэтому самаряне энергично стали добиваться у персидского правительства запрещения постройки иерусалимских стен. Наместник Самарии Рехум 464 и исполнявший при нем обязанности секретаря Шимшай 465 от имени представителей самарянских племен отправили царю Артаксерксу донесение о действиях иудеев. Уведомляя царя о начавшейся в Иерусалиме постройке стен, самаряне старались возбудить в нем подозрение против иудейского предприятия. „Да будет известно царю», писали они, „что если этот город будет построен и стены будут восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины не будут давать, и царской казне сделан будет ущерб» (4:13). Прикрываясь долгом ревнителей интересов царя 466 , самаряне напоминали Артаксерксу, что Иерусалим „город мятежный и вредный для царей и областей, и что отпадения в нем бывали издавна” (4:15). „Посему”, заканчивалось письмо, „мы уведомляем царя, что, если город сей будет достроен и стены его доделаны, то после этого не будет у тебя владения за рекою“ (4:16). Письмо самарян было составлено с большим искусством. Заявление их о своей деятельности в такое время, когда, в связи с восстанием Мегабиза, власть царя в Палестине стала колебаться, не могло, не быть оценено по достоинству. А неопределенная фраза – „после этого у тебя не будет владения за рекою» – фраза, которую можно было толковать в смысле угрозы отпадения со стороны самих самарян, заставила подумать о том, как велик риск в случае отклонения самарянской просьбы. Так-как верность самарян, вследствие их многочисленности, имела для персидского правительства большее значение, чем недовольство иудеев, то царь, естественно, стал на сторону самарян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Пожалуй, непогрешительно будет соединение свидетельства предания и изъяснения Златоуста. Телесно Бог выводит Авраама из шатра, и тот видит звезды ночного неба, дух же его, при этом, восхищен в небесный духовный мир, откуда зрит будущее потомство свое на земле. Ранее, в четвертом Богоявлении, неисчислимость Авраамова потомства сравнивалась с песком земным, а теперь – со звездами небесными. На этом основании кто-то даже сказал, что песчинок на земле столько же, сколько звезд на небе. Но ни то, ни другое все еще не сосчитал. Да и не математикой здесь следует заниматься, а поражаться величию Божия обетования! Сравнение потомства Авраамова со звездами на небе указывает, как на количество его потомков, так и на качественные стороны народа Божия. Господь сказал Аврааму, указав на небо: Сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. То есть речь идет о великом, неисчислимом множестве. Св. Иоанн Златоуст : «(Бог), указывая Аврааму на множество звезд и возвещая, что столько же произойдет от него потомства, возвращает ему утешительные надежды» 464 . Но указание на звезды раскрывает и качественные стороны, имеющего произойти от Авраама, народа Божия. Ранее было сказано Аврааму, что потомство его будет, как песок земной – это будет народ земли, земли Израиля, Земли Святой. Авраам не искал для себя, как Лот, лучшую землю и обрел от Бога, для потомства, землю, кипящую молоком и медом ( Исх. 3:17 ). Теперь же, Бог, говоря о потомстве праотца, указывает на звезды на небе. Блаж. Августин: «Мне кажется, что последним сравнением, скорее, обещается потомство, высокое небесным счастьем» 465 . О таковых сказано у пророка Даниила: И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда. ( Дан. 12:3 ). А у Ездры говорится: светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица – чернее тьмы ( 3Езд. 7:55 ). На фоне черной тьмы языческого идолопоклонства и нечестия, как звезды, сняли богопросвещенные лица чад Авраамовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

465 Место исцеления слепорожденного указывает нам предание. Случилось это событие близ памятника Авессалому. 466 Перейдя мост в долине Иосафатовой, близ памятника Авессалома: паломники посещают упоминаемый в Евангелии источник Силоамский: находящийся в ущелье, при соединении горы Мориа с горою Сионскою. Селение Силоам принадлежало некогда иудейским левитам: на лугах Виффагии паслись овцы, предназначаемые для жертвоприношения, и с этого же места предвечный Агнец Божий совершил Свой так называемый “царский вход” в Иерусалим, при кликах народа: “Осанна Сыну Давидову! благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!” К этому источнику послан был Господом исцеленный Им слепорожденный – умыться водою из купели Силоамской. Святой Царицей Еленой воздвигнут был здесь храм во имя Христа Просветителя. Во время Спасителя при источнике Силоамском стояла башня, или столп, при внезапном падении коего восемнадцать человек были убиты. Господь, будучи извещен об этом случае, сказал: “или вы думаете: что те осьмнадцать, на которых упал столп Силоамский и побил их, были грешнее всех в Иерусалиме? – нет; но если не покаетесь, все также погибнете” ( Лк. 13, 4–5 ). Купель Силоамская в настоящем ее виде есть каменная цистерна, длиною около 6 метров: а шириною немного менее, с довольно глубоким дном. Во время недостатка воды, из источника Силоамского в мехах привозили ее в город для продажи; особенно промышляли этим арабские женщины. Водою Силоамского источника орошаются сады и огороды: принадлежащие святому граду и находящиеся в смежности с купелью Силоамской. 467 В Иудейской пустыне указывают место доброго самарянина, где действительно был случай, который вошел в притчу Спасителя. Сейчас там арабы устроили кафетерий для путешествующих. 469 Имя Мария, по-еврейски, звучит Мариам, что означает “возвышенная”, “превознесенная”. Мария, сестра Лазаря, жила со своею сестрою Марфою и братом в Вифании. Именно Мария сидела у ног Иисус, когда Марфа заботилась о большом угощении ( Лк. 10, 39–42 ). Именно она говорила со Спасителем об умершем брате Лазаре ( Лк. 11 ). За 6 дней до праздника Пасхи Господь пришел в Вифанию и был на вечери с Вифанским семейством в доме Лазаря. Там Мария, взяв фунт нардового, чистого, драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их своими волосами в знак своей высокой любви и благоговения к Нему. Тогда Иуда Искариотский, бывший при этом, возмутился, якобы радея о нищих ( Ин. 12, 5 ), а Господь сказал о ней: “оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего,” и затем прибавил: “истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире сказано будет, в память ее о том, что она сделала” ( Мр. 14, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

На вопрос Пресвятой Девы, почему Он не с ними, Иисус Христос отвечал: или вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 463 Слова: Отцу Моему (τοξ Πατρς Μον) ясно и бесспорно выражают ту мысль, что Христос есть Сын Божий в особом смысле этих слов. Если бы Он здесь назвал Себя Сыном Божиим в том смысле, в каком нередко называли себя сынами Божиими иудеи по свидетельству ветхозаветных книг Священного Писания, 464 в таком случае Его ответ на вопрос своей матери был бы лишен всякого значения и смысла. Тогда было бы непонятно, почему же Он называет Бога именно Своим Отцом, а не общим для всех людей, и почему только Он должен быть в том, что принадлежит Богу? Объяснение же, предлагаемое гр. Толстым, не изъясняет, а лишь затемняет дело. Противореча евангельскому сказанию о чудесном происхождении и рождестве Христа и будучи, конечно, кощунственною мысль Л. Толстого, будто бы Спаситель в отроческий период Своей жизни называл Бога Своим отцом лишь вследствие неведения о земном отце Своем, представляется и сама по себе вовсе неудачною и неостроумною. Из чьего-либо неведения о родителе своем разве вытекает необходимость воображать себя не иначе, как сыном Самого Бога? Иисус же Христос уже в отроческий период Своей земной жизни изумлял много сведущих и опытных учителей Своими речами, свидетельствовавшими об Его необычайном разуме. 465 Если бы Он не сознавал Своего особого отношения к Богу, тогда Ему оставалось бы называть Своим отцом Иосифа. Это видно уже из следующих слов к Нему Его пречистой матери: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот отец твой и я с великой скорбью искали Тебя. 466 Будучи обрученною Иосифу и считаясь его супругою, пречистая матерь Христа не могла не называть Его отцом Иосифа в том смысле, что последний пред законом и людьми усыновил Его себе по Его человечеству самыми отношениями своими к Его матери по человечеству же. Вот почему и в последствии времени, когда Христос выступил на общественное служение человеческому роду, многие называли Его не иначе, как сыном Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

«И мудростью разума [моего] отниму пределы народов». Я не знаю мудрости, которую он обещает, о которой и пророк говорит: «Чуждая некая 463 мудрость у них " 464 . Есть ведь какая-то внешняя по отношению к истине мудрость, которую разоряет Бог. Имея ее, [диавол] полагает, что он мудр, и говорит: «Мудростью 465 разума [моего] отниму пределы народов и поглощу 466 силу их». Ведь дошло до всех народов 467 его влияние; но Спаситель, посылая во все народы Свои слова, исторг тех, кто диаволом держался в плену во всех народах. «И поглощу силу их». Он угрожает, что пойдет для разграбления наших сил и передаст [добычу] воюющим против нас. И действительно, можно видеть, что он поступает так с некоторыми. Ведь когда некто побеждается диаволом и предается демонам – худшим духам, враждебным к добродетелям, что иное происходит, как не сказанное: «И поглощу силу их»? Получив наши силы, он пожирает нас. «И потрясу населенные города» 468 . И вот чем угрожает диавол: он замечает, что населены города – Церкви Божии, возведенные во Христе Господе, – и громогласно возглашает, что он сдвинет их. И вот он часто потрясает населенные города гонениями, часто сотрясает соблазнами. Но мы, имея основание на камне 469 , попробуем быть такими, чтобы тот, кто говорит: «Потрясу населенные города», – не смог покачнуть нас ни своим натиском, ни противоборствующими духами, но пребудем по отношению ко всему, что приключится, в твердости и постоянстве, имея здание, построенное на камне 470 Иисусе Христе 471 , «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» 472 ! Гомилия девятая. О том, что написано: «И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Я пошлю, и кто пойдет к этому народу? " ». И, пропуская немного, он доходит до места, где написано: «Проси себе знак от Господа Бога 473 твоего в глубине или в высоте». «И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Я пошлю, и кто пойдет к этому народу?» И я 475 сказал: «Вот я, пошли меня». И сказал Он: «пойди и скажи этому народу: Слухом услышите и не уразумеете« " 476 , и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010