При поступлении я претендовал на то, чтобы меня взяли сразу на старший курс, но в итоге я поступил только на третий курс, потому что тогда было такое правило, согласно которому после региональных духовных училищ человек не мог быть принят в семинарию на более старшие курсы. Хотя вступительные экзамены я сдал хорошо, практически на отлично. Таким образом, отец Дионисий — один из тех наставников, которые предрешили мою судьбу на несколько лет вперед, то есть на тот период, когда я получал духовное образование в стенах Троице-Сергиевой лавры . Тот же отец Дионисий посоветовал мне не бояться обучения за границей. Для меня это был очень рискованный шаг. Понятно, что теоретически можно рассуждать о пользе учебы за границей, видеть в ней плюсы, но когда ты подходишь к этой линии, когда нужно сделать этот прыжок в неизвестность, — страшно. За три года обучения во Франции я получил очень ценный опыт. Тогда же я поставил перед собой три цели. Первая — выучить иностранный язык на достаточном для полноценного обучения уровне. Не могу сказать, что я в совершенстве владею французским языком, тем более сейчас уже 10 лет его почти не практикую. Однако тогда я достаточно выучил его за год, чтобы полноценно обучаться, писать работы, общаться с преподавателями, обустраивать свой повседневный быт. Второй целью было получение дипломированного образования. Третьей — сформировать хороший библиографический корпус книг в электронном формате, поскольку я хотел впоследствии заниматься именно латинской патристикой. Наше студенческое общежитие было расположено как раз над крупнейшей богословской библиотекой, и у нас было разрешение копировать некоторые книги. В конце третьего года я защитил там магистерскую диссертацию и вернулся в свою родную школу — в Московскую духовную академию. — А какие послушания Вы несли в период обучения? — В училище у меня было послушание певчего. Я всегда интересовался церковным пением. Несмотря на то что не обладаю красивым голосом, я всегда был любителем церковного пения и даже проходил регентские курсы. Был регентом в певческой десятке.

http://patriarchia.ru/db/text/5725630.ht...

Все, по-видимому, благоприятствовало надеждам Феофилакта, но ему недоставало чувства меры: он сам себе много повредил своим высокомерием, горячностию характера и склонностию вмешиваться во все дела. Вследствие сего у него нередко выходили столкновения с сильными и влиятельными лицами. Он охладил расположение к себе даже в прежних своих покровителях. В 1810 г. он вступил в столкновение с самим Голицыным и Сперанским. Столкновение это возникло из-за ученого Фесслера, который, по рекомендации Сперанского, был вызван из Берлина для занятия в Академии кафедры еврейского языка и философии и скоро, по своей учености и влиянию на студентов, сделался здесь опасным соперником Феофилакта. Получив в свои руки программу его философских лекций, Феофилакт подверг ее жестокой критике, обвинив автора в крайнем идеализме, разрушительном и для философии, и для религии, в мистицизме и иллюминатстве, и успел вытеснить его из Академии, несмотря на усердную защиту его Сперанским. Князю Голицыну, который тогда начал уже увлекаться мистицизмом, критика Феофилакта на Фесслера тоже не понравилась. Неосторожно и бестактно с самого первого раза отнесся Феофилакт и к новому светилу, которое сначала скромно, а потом все более и более усиливая блеск, восходило в Петербурге, – к вызванному из Троице-Сергиевой лавры иеродиакону Филарету. Своею заносчивостию и высокомерием он, как увидим, вызвал его на борьбу и в этой борьбе потерял окончательно симпатии князя Голицына, которые в большей, чем прежде к Феофилакту, мере и степени перешли к новому, молодому его сопернику 6 . Князь Александр Николаевич Голицын, потомок князя Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя Петра І, двухнедельным младенцем лишившийся отца, первоначально воспитанный своей умной матерью, урожденной Хитровой, милостиво призренный в своем сиротстве Великой Государыней, Императрицей Екатериной ІІ, которая приказала поместить его на свой счет в Пажеский корпус, получил так называемое светское образование, довольно легкое и неглубокое. Но нельзя ему отказать в недюжинном природном уме и многих похвальных нравственных качествах, благодаря которым он с детских лет умел приобретать общее расположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Это была рака святого Сергия, скромного анахорета, который покоится тут в такой богатой гробнице,какой не имеет ни один император. Гроб серебряный,вызолоченный,балдахин из чистого массивного серебра поддерживается четырьмя колоннами из того же металла – дар царицы Анны. Вокруг этой массы серебра, струящей потоки света, мужики, странники, верующие всякого рода в благоговейном экстазе молились, крестились и предавались религиозным обрядам русской церкви. Все это составляло картину, достойную Рембрандта. Ослепительно сверкающая гробница бросала на этих коленопреклоненных крестьян брызги света, заставляя блестеть то голый череп, то бороду, то целый профиль,между тем как весь корпус тонул в тени и терялся под грубой толстой одеждой. Тут были великолепные головы, озаренные усердием и верой. Насладившись этим интересным зрелищем, мы осмотрели иконостас. Невозможно себе представить, сколько драгоценностей вера, усердие или раскаяние, надеющиеся купить небесное прощение, собрали в продолжение веков на этом иконостасе, этом колоссальном экране настоящей копи драгоценных каменьев. Сияния на некоторых образах выложены алмазами; сапфиры, рубины, изумруды, топазы составляют мозаику на золотом одеянии Богоматери, белый и черный жемчуг обрисовывает на нем разводы, а когда уже недостает места, то ожерелья массивного золота, прикрепленные с двух концов, как ручки у комода (цаты. – С.В.), служат оправой для алмазов огромной величины. He хватает смелости счесть стоимость всего этого: наверное, она превосходит несколько миллионов. Без сомнения,совсем простая Мадонна Рафаэля гораздо красивее такой разукрашенной греческой Богоматери, но все же это баснословное азиатское и византийское великолепие производит свое действие...» По-видимому, Т. Готье не посещал ни литургии, ни всенощного бдения, а слышал лишь краткий молебен у раки, когда служит один иеромонах и на клиросе поет один дежурный певчий. Далее он описывает посещение иконописной мастерской, рассуждает, следуя А.-Н. Дидрону, о византийской иконописи и ее влиянии на русскую, а в конце, несмотря на свое несочувствие византийскому канону, отметив некоторые новые веяния в иконах, создаваемых лаврскими иконописцами, говорит: «Эта манера, более нежная и приятная, не имеет недостатков в приверженцах, и образцы ее можно видеть во многих русских современных церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

— Батюшка, батюшка! — говорят, — проснитесь. У нас чудо: собака в зубах принесла двести рублей, зашитые в пояс. Надо ли сказать, каково было мое удивление и радость. Нам на первую нужду и этих денег было довольно, чтобы не прекращать начатых работ. С чувством величайшей благодарности Промыслу Божию, повелевающему и животным служить человеку во славу Его Пресвятаго Имени, я немедленно собрал в храм всю братию и вместе с нею в присутствии многих посторонних лиц, бывших свидетелями и нашего моления, и совершившегося по нашему прошению чуда, мы отслужили благодарственный молебен. Чудо этого события так подействовало на народ, так как слух о нем распространился чрезвычайно быстро, что мною в течение двух недель было получено с разных мест жертвы более трех тысяч рублей. Впоследствии оказалось, что у нас в Скиту более недели прожил послушник Троице-Сергиевой Лавры. Он часто ходил гулять по лесу, окружающему нашу обитель, и там потерял этот пояс. Наша монастырская собачонка нашла его и принесла к своему логову как раз в тот час, когда мы […], когда у нас и своих денег собралось уже довольно, послушник этот вернулся в Киев искать свои деньги. Искал он их и в Киево — Печерской Лавре, а затем приехал в Церковщину, где тоже чудом обрел свою пропажу. Получив от меня свой пояс и деньги, он из них тут же пожертвовал на наши нужды в дар Пречистой 50 рублей. Слух об этом чуде продолжал чрез очевидцев распространяться все шире и шире. Народ щедро жертвовал Скиту деньги, и мы на них безбедно достроили корпус, расчистили древние пещеры и привели в надлежащий вид древний пещерный храм в честь преподобного Феодосия Печерского , который и был освящен 21 августа 1905 года. Часто Господь, по неизреченному милосердию Своему, укреплял немощь мою замечательными сновидениями, предзнаменовавшими мне грядущие судьбы Церковщины. Он же чудесным образом посылал мне и материальную помощь через добрых людей, как это уже и видно из событий всей предшествующей моей жизни. В видениях же своих чаще всего я посещаем бывал великим моим старцем о. Ионою. Как обещал он, благословляя меня на Церковщину, не забывать и в будущей своей жизни, так и исполнял нерушимо обещание свое святое.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Чтения Преосвящ. Арсения имели характер религиозно-нравственных собеседований с студентами: тогдашнее безрелигиозное и либеральное время давало обильный материал для собеседований. Студенты охотно посещали лекции Преосвящ. Арсения: для них был живой интерес здесь, они сами принимали участия в суждениях о религиозно-нравственных предметах, им дана была свобода и между ними в присутствии ректора происходили целые дебаты. По освобождении в Академии должности инспектора после И.Ф. Нильского , Преосвящ. Арсений пожелал иметь инспектора в иноческом сане, и выбор его остановился на инспекторе Казанской духовной Академии Архим. Антонии (Банковском). Благодаря стараниям Преосвящ. Ректора, Архим. Антоний был перемещен из Казани на должность инспектора в С.-Петербургскую духовную Академию, и после Преосвящ. Арсения, он был назначен ректором сей Академии в епископском сане, а ныне он первенствующий член Св. Синода митрополит С.-Петербургский. С особенной заботливостью Преосвящ. Арсений занимался хозяйственной и экономической частью Академии. При нем академический корпус был обновлен снаружи и внутри, была обновлена и вся внутренняя меблировка студенческого общежития, аудиторий, зал заседаний, и актового, и больницы. Был приведен в обновленный вид академический сад. Много заботился Преосвящ. ректор об улучшении стола студенческого, для чего увеличивал суточную сумму довольства на каждого (с 28 коп. до 30–35 к.), делая для сего строгий учет отсутствовавших студентов. Во избежание недоразумений и для большей наблюдательности за довольствием пищей и одеждой, он привлек самих студентов в качестве кухонных и столовых дежурных. Они непосредственно сами наблюдали, чем кормили их, во что их одевали и обували, зная ассигновки на них, они переоценивали материал, справлялись и узнавали, что лучшего за ассигнованную сумму нельзя приобрести. Поэтому не было случаев размолвок и недоразумений, а тем более недовольства и волнений между студентами из-за содержания их. Для погребения умерших студентов он приобрел у Лавры определенное место на Николаевском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Кто это Александроневский уставник, которого вы находите достойным выговора? Вероятно, А. Выговор едва ли уврачует его. И не знаю, дает ли Аарон такие лекарства таким больным. А тамошний наместник не есть практикующий врач тамошней братии. Возвращаю хартию Петра безмолвного. Помолитесь, чтобы Господь даровал ему не преткновенно достигнуть предела предпринятого подвига. Записка писана, кажется, не его словами, а взятыми откуда-то. Таким образом он хотел, может быть, только сообщить вам мысль, что делает, и почему, не примечая, что предлагает себе весьма высокие примеры. Мне думается, вам надлежало бы после прежнего его подвига поста, обращенного Провидением в подвиг болезни, ввести его в надлежащее рассуждение о сем предмете и самым сим опытом показать ему, что не того, видно, теперь Господь от него требует, что в пустыне более у места сей подвиг в замен того, что нет случая к упражнению в некоторых других благоделаниях; и подвиг по своей воле там больше естествен и неосудителен, потому что некому подчинить своего помысла. Не то в общежитии. По делу его я виноват в медленности. Давно дал резолюцию, чтобы написать к князю Д. В.: но написать надобно было самому, а не канцелярии, а я то болен, то занят более нужными делами. Теперь подожду, не вступит ли князь Д. В. в должность после Пасхи, потому что с ним лучше может обработаться сие дело, нежели с другим. Виноват и перед Мартином. Теперь напишу. О графине Варваре Александровне я говорил вам, что надобно поскорее успокоить ее жилищем. Устройте, как нужно. – Скажите ей от меня желание благословения Божия. Если и не нашлись хищники вещей конюшенного дома, и то им наставление, что получили не выгоду, а только напрасный труд и страх. Господь да дарует нам охранение, а им исправление. Надеюсь, что ваш за них отказ Кокуевским не продолжится, если люди нуждаются подлинно в пропитании. Корпус, называемый певческим, давно из самых ветхих в лавре. При мне поправлял его казначей Арсений. Я примечал, что исправление не коренное, но стерпел потому, что лучшего дознать и определить не мог; а если бы потребовал от него проекта более основательного, то он предложил бы постройку тысяч в двести рублей. Потрудитесь уврачевать сие больное здание по возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Международная конференция «Концепт семьи в славянской и еврейской культурной традиции» 31 октября 2019 События Конференция «Концепт семьи в славянской и еврейской культурной традиции» станет уже двадцать третьей в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над международным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», осуществляемым Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН в сотрудничестве с различными научными и общественными организациями, проявляющими интерес к диалогу культур.   Мероприятие проводится по адресу Москва, Институт славяноведения РАН, Ленинский проспект, 32 А, корпус В, ауд. 901, при поддержке Genesis Philanthropy Group и других спонсоров.   На конференции предполагается обсудить широкий круг вопросов, связанных с проблемами семейных и родственных отношений, межэтнических браков, диалога поколений в рамках традиционных верований и обрядов. Предметом исследования могут стать: семейные и родовые ценности, семейные роли и их воплощение в обрядах и ритуалах, ритуалы инициации и социализации, обряды «перехода» (rites de passage), конфликты и диалог поколений в семейной культуре славян и евреев, семейное право и его отражение в традиционной культуре, образ семьи в разных жанрах фольклора. Эти проблемы составляют неотъемлемую часть традиционной культуры, коррелируют с системой ценностей этнических и конфессиональных традиций и продолжают тему диалога поколений, начатую на конференции, прошедшей в 2009 году.   Конференция носит междисциплинарный характер, приветствуются доклады историков, филологов, фольклористов, этнографов, отражающие сравнительные аспекты проблемы.   Просим присылать Ваши заявки, темы и аннотации выступления (до 200 слов) до 10 декабря 2019 г. по прилагаемой ниже форме (по электронной почте: sefer@sefer.ru с пометкой «Семья»).   Проживание в Москве иногородних участников оплачивается организаторами конференции. Оргкомитет не имеет возможности оплатить проезд участников.   Материалы конференции предполагается опубликовать.   Подробности на сайте Сефер   Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/5997694

Сообществом славянской типографики выпущено два новых церковнославянских шрифта Москва, 15 сентября 2008 г. На сайте irmologion.ru появилось два новых церковнославянских шрифта: Posad и Bukvica. Posad – декоративный, хорошо подходящий для оформления заголовков шрифт, немного напоминающий вязь. Bukvica – буквичный шрифт, разработанный на основе реальных декоративных литер из Пролога 1642-43 гг. Буквицы данного типа широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в. Шрифты Posad и Bukvica доступны для свободного бесплатного использования, за исключением контекстов, принципиально несовместимых с Православием или серьезно противоречащих нормам христианской нравственности. Выпуск данных шрифтов продолжает деятельность Сообщества славянской типографики, созданного в 2000 году группой энтузиастов-профессионалов для решения технологических и организационных проблем богослужебного книгоиздания посредством накопления единой базы текстов и словарей, а также создания инструментария для работы с ними. На сайте «Ирмологий» , являющемся одним из интернет-проектов ССТ, представлено около полутора десятков церковнославянских шрифтов, пригодных как для набора больших текстов, так и для оформления заголовков или буквиц. Шрифты, созданные Сообществом славянской типографики, воспроизводят классические гарнитуры известных дореволюционных типографий, печатавших богослужебную литературу: Синодальной типографии г. Москвы и Санкт-Петербурга, типографий Киево-Печерской и Почаевской лавры. Участниками Сообщества славянской типографики оцифрован и размещен в свободном доступе на сайте orthlib .ru большой массив церковнославянских текстов. Прежде всего, это практически весь современный богослужебный корпус: Часослов, Октоих, Триоди, Минеи, Типикон и т.д. Имеется Библия (издание 1900 г.), много акафистов, Добротолюбие и пр. Основной сайт Сообщества славянской типографики: www .cslav.org .   15 сентября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27617.html

У входа в склад добровольцы проверяют номера и фамилии переселенцев и по очереди пропускают внутрь. Во дворе перед Центром гуманитарной помощи стоит палатка, где всех угощают горячим чаем, печеньем и конфетами. Круговорот людей не останавливается ни на минуту – сегодня ждут 517 человек, и с каждым нужно пообщаться. Тех, кто побывал в Центре гуманитарной помощи, можно узнать по большому пакету с логотипом известного гипермаркета. Именно такой несет молодая женщина, которая получила помощь одной из первых. Ее зовут Елена, она приехала с двумя детьми из Горловки еще летом. – Сейчас мы на распутье, – рассказывает она. – Что дальше будет – неизвестно. Хочется, конечно, вернуться домой. Там родные остались, семья и дом. Мы очень благодарны Богу и Церкви. Эти ребята-волонтеры большие молодцы. Если бы не они, не знаю, как бы мы выживали. Нам, конечно, тяжело, но еще тяжелее моим родным, которые остались на Донбассе». – Вы не подскажете, где корпус 70а, в котором помощь выдают? – спрашивает Елену возле выхода из Лавры женщина, которая пришла сюда впервые. Она тоже заметила отличительный признак посетителя Центра гуманитарной помощи – большой пакет с продуктами. – Да, конечно. Прямо вниз и направо. Координирует работу Центра гуманитарной помощи УПЦ Алексей Ковальчук. Он признается, что на горячую линию к ним дозвонилось около тысячи человек, но помочь они смогут лишь половине из них. В первую очередь обеспечат продуктами и лекарствами многодетные семьи, семьи с маленькими детьми, матерей-одиночек, инвалидов и одиноких пенсионеров. Девиз Алексея – только то твое, что ты отдаешь. – В наше время нельзя просто сидеть и хотеть кому-то помочь, – считает он. – Нужно искать способ это сделать, стараться понять этих нуждающихся людей. Потому что все мы можем оказаться в таких же условиях, как и они. Это служение в первую очередь полезно для тех, кто дает, а не для тех, кто получает. На складе Центра гуманитарной помощи УПЦ в Киево-Печерской Лавре, переселенцев встречают девушки на рисепшене, проверяют необходимые документы и выдают продуктовые наборы, а также по запросу: медикаменты, средства личной гигиены и бытовой химии.

http://pravmir.ru/dobryi-kiev-kak-v-kiev...

«Расход воды в течении реки после этой операции не изменился, так что все неприятные сюрпризы стройплощадки, надеемся, остались позади, — говорит заместитель эконома лавры по строительству иеромонах Алексий (Босан). — По ходу стройки пришлось немного изменить проект. Видите, одна из стен отклоняется от прямой линии? А всё потому, что во время земляных работ строители наткнулись на остатки древнего оборонительного сооружения. Как выяснили археологи, это наследие бастионов петровской эпохи — дополнительной защиты перед внешним рвом, между прочим, в своем роде одной из немногих дошедших до нас на территории всей России. А в целом мы очень довольны, что слегка запущенный уголок возвращен к жизни и благоустроен». К юбилейным торжествам общежитие, похоже, освящать не будут: до начала учебного года времени еще достаточно. Но к 1 сентября хотя бы в одном из трех корпусов студенты обязательно справят новоселье. Несколько важных объектов лавра ввела в строй и вне своей исторической территории. Основной из них — новая, оборудованная по последнему слову техники (строительная смета составила 30 млн рублей) хлебопекарня на «Островке» (производственно-техническом монастырском комплексе по Фестивальной улице). Для всех сергиевопосадцев — эта точка, помимо прочего, имеет и стратегическое значение, ведь городской хлебозавод недавно закрылся. Пока на «Островке» в одну смену работают пять пекарей, а вообще производственные линии рассчитаны на две рабочие смены. Сенсационные манускрипты Московская духовная академия в год своего 200-летнего юбилея пребывания в лаврских стенах сосредоточилась на единственном амбициозном проекте, важнейшем и для православного образования, и, возможно, для всей отечественной культуры. На финальную стадию вышла капитальная реконструкция академической библиотеки — ценнейшего книжного собрания страны, насчитывающего свыше 300 тыс. единиц хранения. «Центральный корпус возводился в 1873–1877 годах, Северный пристроен в 1913-м, — рассказывает заведующий библиотекой игумен Дионисий (Шленов). — Но происходящие в последние два года преобразования по масштабу и интенсивности — -самые серьезные не только за время размещения библиотеки в Троице-Сергиевой лавре, но и вообще за весь период ее существования, начиная с основания Славяно-Греко-Латинской академии в 1685 году».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010