Пристройка к южной монастырской стене за трапезою жилых помещений для монахов, служащих на поварне и в трапезе (должно подразумевать – по-за рвом, о котором сказали мы выше, с. 172), сделана когда-то до 1768 года, ибо по описи лавры сего года значатся пристроенными к стене служебных монашеских келей – пять с каменным против них палисадником, две и три – всего десять на протяжении в общем тридцати одной сажени. А о дровяном сарае, неизвестно когда поставленном, митрополит Филарет пишет наместнику Антонию от 19 марта 1832 года: «дровяной сарай за трапезною церковию подвинуть к ограде, как пишете, я согласен». Восточная линия келей горела в пожар 1746 года и была возобновлена после него, как и остальные линии. Затем южная половина этой линии, от Пятницкой башни до Святых ворот (называемая теперь Предтеченскою), «была возобновлена с лучшим против прежняго расположением» в продолжение 1820–1821 годов, а южная половина северной половины (сколько ее теперь принадлежит монастырю) была с основания перестроена в 1816 году. Другая, северная, половина северной половины линии отошла в 1814 году к академии – это инспекторский академический корпус, о котором см. ниже, в гл. X, об академии. Эта северная половина северной половины линии, отошедшая к академии, во второй половине XVIII века носила название келарских келей (так называется в Кратком описании). Происхождение названия необходимо объяснять так, что келари жили в нашей половине половины линии то или другое последнее время перед уничтожением их должности в 1764 году. Вероятно думать, что из западного корпуса келей они перешли в наш восточный корпус в 1739 году, когда учреждена была должность наместника и когда наместники заняли под свое жилье их бывшие кельи. Поперечные стенки в Успенских воротах от стены монастырской к корпусам келей для заграждения задних дворов за этими последними и сторожка в воротах сделаны в 1783 году, а когда после сего года сделана находящаяся против сторожки зимняя лавка для продажи деревянного масла и икон, не имеем сведений.

http://sedmitza.ru/lib/text/438576/

Г.Г. Карпов поддержал первый вариант. Получив его предварительное согласие и выяснив пу­тем личных переговоров с отделом охраны памятников Ленинграда при Управлении по делам архитектуры, есть ли возмож­ность использования Свято-Духовского корпуса Лавры, митрополит Григорий обратился к уполномоченному А.И. Кушнареву с письмом (от 10 ноября 1948 г. за 4083/4), в котором изложил ситуацию и сообщил, что помещением, пригодным для Архиерейского дома и Епархиального Уп­равления, является указанный корпус, в настоящее время свободный и нуждающийся в большом восстановитель­ном ремонте. Владыка просил А.И. Кушнарева возбудить хо­датайство о передаче этого корпуса Ленинградской митро­полии с обязательным восстановлением этой части здания, устройством на верхнем этаже квартиры для митрополита и размещением на первом этаже канцелярии и церкви. В ответном письме (от 21 февраля 1949 г. за 36) уполномо­ченный уведомил митрополита, что его ходатайство удов­летворено, и решением Исполкома Ленгорсовета здание Духовской церкви «предоставляется Епархиальному Управле­нию для использования его под канцелярию и квартиру мит­рополита Ленинградского Григория» [ix] . Решение о передаче здания было принято Ленгорисполкомом 10 января 1949 г. 1-31-6), и речь в нем шла только об устройстве канцелярии и квартиры владыки, но не об открытии церкви. Это, очевидно, было сделано сознательно, так как вопросы о передаче верующим хра­мов по законам того времени решались в Москве Советом Министров СССР, а положительный исход дела в 1949 г. уже был практически невозможен. Получив официальное известие о принятом решении, владыка поручил архитек­тору Николо-Богоявленского кафедрального собора А.П. Удаленкову осмотреть здание бывшей Духовской церкви, составить проект плана квартиры митрополита, помещения канцелярии, домовой церкви и вычислить смету предстоя­щих расходов по приспособлению предоставленного зда­ния для этих целей, что и было исполнено. Технический осмотр здания при передаче его в аренду Ленинградскому Епархиальному Управлению состоялся 10 мая 1949 г. Общее состояние дома было признано неудовлетворительным, требующим восстановительного ремонта и частич­ной реконструкции. Не только окраска фасадов, но и многие архитектурные детали оказались полностью утраченными, местами оголилась кирпичная кладка. Большинство внут­ренних дверей отсутствовало, в центральном зале остались лишь две мраморные колонны, остальные четыре (разобран­ные с целью добычи мрамора) отсутствовали, и их заменяла грубая фанерная имитация. Не сохранилось никаких пред­метов прикладного искусства и живописи. Здание в то вре­мя занимали гараж обособленной базы Министерства связи и склад Ленинградского речного пароходства. Именно эти организации довершали разгром, начатый в 1936 г. [x]

http://bogoslov.ru/article/3233912

Эппл хостел ( Apple hostel ). Ст. м. «Площадь Восстания», Невский просп., д. 130. Тел.: 8 (931) 223-33-03, 8 (812) 458-88-30. Бэйс кэмп (Base c amp). Ст. м. «Спортивная» (1 остановка от центра), Большой просп., д. 4, кв. 9. Тел.: 8 (911) 101-35-07, 8 (812) 230-50-87. Соул Кичен ( Soul kitchen ). Ст. м. «Площадь Восстания», 1-я Советская ул., д. 12. Тел.: 8 (911) 237-79-69. Хостел считается молодежным, поэтому постояльцы старше 44 лет не принимаются. Где поесть Если вы остановились в хостеле, то завтракать можно и там, воспользовавшись общей кухней. Обедать удобно в кафе, в Питере они попадаются на каждом углу (на одном только Невском проспекте около 80 различных заведений), и в большинстве из них бизнес-ланч стоит в пределах 200 рублей (комплексными обедами кормят только в будни днем). Обед в столовой обойдется примерно в ту же сумму или дешевле. Хорошим путеводителем по столовым является материал сайта «Прогулки по Петербургу» — walkspb.ru/articles/lowcosteat.html. Паломническая трапезная Александро-Невской лавры. Ст. м. «Площадь Александра Невского». Просфорный корпус Лавры. Ежедневно с 9.30 до 19.00. Всегда в наличии постные блюда. Вкусную монастырскую выпечку ближе к вечеру разбирают. Поесть можно за 100 рублей, если ограничиться супом, кашей и компотом. Полноценный обед обойдется в 200 рублей. Столовая рядом с Исаакиевским собором. Малая Морская ул., д. 1, с 10.00 до 18.00. Студенческая столовая рядом с Эрмитажем. Миллионная ул., д. 6. В будние дни с 9.00 до 21.00; в субботу с 10.00 до 20.00. Перед ведущей во двор аркой стоят указатели: «Студенческое кафе, 2-й этаж». Вход в здание во дворе, далее через коридоры по указателям. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/svyatye-na-neve/

В келье батюшку не было слышно, он мог читать, молиться, что-то шить и творить Иисусову молитву. Когда Старец выходил из кельи или возвращался, он проходил через гостиную, в которой жил я. Он делал это так, что я мог не заметить, как он прошел. Чтобы не потревожить меня, он мог тихо снять обувь в гардеробе и, не обувая тапок, как будто на цыпочках, пройти в свою комнату. Дверь в его комнату скрипела при открывании и закрывании. Было заметно смущение Старца, что этим скрипом он тревожит меня. В кратчайшие сроки, батюшка пригласил мастеров из столярки, и они устранили это неудобство. Я также, находясь в келье, лишний раз старался не ходить в кухню или туалет, чтобы не беспокоить батюшку. Даже иногда ночью, чтобы не ходить через его комнату в туалет, я выходил на улицу и шел в братский корпус. Но Старец все видел и чувствовал, он всегда отвечал взаимностью и ценил время и отдых, и личное пространство другого человека. Отец Аврамий был прост и кроток в общении, он общался со мной как с кем-то важным и главным в жизни. Сколько времени я его знал, никогда не слышал, чтобы батюшка роптал, был чем-то недоволен. Его всегда и все устраивало. Любовь батюшки для других была важна и значима. Я всегда ценил его отношение ко мне. Когда я праздновал день Небесного покровителя и совершал службы в Крестовоздвиженском храме Лавры, отец Аврамий приходил на вечерню и Литургию и смиренно становился около престола сбоку, подчеркивая этим свое уважение ко мне. Таким отношение Старца было ко всем, он ценил монашество и священство, и по-особому относился к ревнителям благочестия. Говорил он очень мало и всегда по сути, попусту много не рассуждал, в моменты, когда он не говорил, как правило, творил Иисусову молитву. Часто можно было услышать, как он на придыхании, вполголоса или почти шепотом произносил слова молитвы. Это хорошо запечатлела камера, когда батюшка во время послушания в швейной говорил о Лавре. И в момент, когда он, работая, молчал, он творил молитву. Часто, придя в швейную, он говорил: «Не проводите время впустую, не говорите впустую, творите молитву про себя или вполголоса».

http://pravoslavie.ru/134697.html

Россия просит собрать Совет Безопасности СБ ООН по ситуации с Украинской Православной Церковью 19.07.2023 12:06:34 МОСКВА Россия запросила на 26 июля проведение заседания Совета Безопасности ООН по Украине, на нем пойдет речь о преследовании последователей канонической Украинской Православной церкви (УПЦ). Об этом заявил 17 июля первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Дмитрий Полянский, сообщает Седмица.ru со ссылкой на Global Orthodox . " Действия киевского режима, в том числе и в отношении собственного населения, включая преследование последователей канонической Православной Церкви, которые вы [западные страны] всячески пытаетесь не замечать, не оставляет сомнений в том, что, даже когда режим начнет хватать на улице и расстреливать всех несогласных с губительной и антинародной политикой нынешней власти, вы на это с легкостью закроете глаза, - сказал он в ходе своего выступления на заседании Совета Безопасности ООН. - Но об этом мы подробно поговорим на запрошенном нами на 26 июля заседании " . Ранее в понедельник адвокат, выступающий в интересах канонической УПЦ, Никита Чекман сообщил, что наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел помещен в специальный корпус следственного изолятора. В конце марта украинские власти в одностороннем порядке разорвали с УПЦ договор аренды Киево-Печерской лавры и потребовали от монахов покинуть обитель. Они отказались выполнять эти требования, обе стороны обратились в суд. 1 апреля Служба безопасности Украины предъявила митрополиту Павлу обвинения в разжигании религиозной вражды и оправдании действий России, в этот же день суд отправил его под домашний арест на 60 суток. 13 июля наместнику предъявили новые обвинения - в повторном нарушении равноправия граждан по религиозным убеждениям и оправдании действий РФ. На следующий день Соломенский районный суд Киева удовлетворил ходатайство СБУ и изменил меру пресечения митрополиту с домашнего ареста на содержание под стражей до 14 августа с возможностью внесения залога в размере 33 млн гривен (более тыс.). По материалам ТАСС Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2023/07/19/rossiya-pr...

В Киево-Печерской лавре отслужили панихиду по адмиралу Путятину Киев, 9 февраля 2007 г. Путятин Евфимий Васильевич Заупокойная служба по русскому дипломату и военачальнику адмиралу Евфимию Путятину и его семье была совершена в Киево-Печерской лавре. У могилы почившего адмирала вместе с наместником лавры архиепископом Павлом собрались посол России на Украине Виктор Черномырдин, директор департамента международных связей правительства Москвы Георгий Мурадов и другие, сообщает агентство Интерфакс-Религия . " Мы верим, что эта семья была очень благочестивой. Почему? Потому что не каждого верующего хоронили на этом святом месте. Они были благочестивы, трудились для Отечества, трудились для Церкви, для своего собственного спасения. И вот сегодня пришло время, когда мы вспоминаем их добрые дела, ибо они оставили нам пример своей благочестивой жизни " , - сказал по окончании панихиды владыка Павел. В свою очередь В.Черномырдин отметил заслуги Е.Путятина " как великого политика, который первым устанавливал дипломатические отношения с Японией и Китаем, как великого военачальника, участвовавшего в знаковых сражениях, и просто как глубоко верующего человека " . Краткая историческая справка Ефимий Васильевич Путятин происходил из старинного дворянского рода. Сын капитан-лейтенанта Василия Ефимовича Путятина и Елизаветы Григорьевны Путятиной, дочери генерал-майора. Окончил Морской кадетский корпус. Участвовал в кругосветном плавании на фрегате «Крейсер», под командованием М.П. Лазарева. Долго жил в Англии, где женился на дочери одного из высших чиновников английского военно-морского флота В 1852 году назначен главой миссии по установлению дипломатических и торговых отношений с Японией. 7 февраля 1855 г. в городе Симоде Е.В. Путятиным от имени Российского правительства был подписан первый русско-японский трактат, в 1-ой статье которого говорилось: «Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». Трактатом было предусмотрено проведение границы, открытие трех портов для захода русских судов, и положено начало консульским отношениям между двумя государствами. Е.В. Путятин с 1857 по 1858 гг. возглавлял дальневосточную дипломатическую миссию. Заключил Тяньцзинский трактат с Китаем, по которому русские получили право свободного посещения внутренних провинций Китая и китайских портов. В 1860 году подписал с Китаем Пекинский договор, который определил границу между Россией и Китаем, существующую до наших дней. В 1861 г. - министр народного просвещения. Кавалер многих высших орденов России. Скончался Ефимий Васильевич Путятин в Париже на 80-ом году жизни. Согласно завещанию был погребен в Киеве, на территории Киево-Печерской лавры. 9 февраля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/20814.html

Г.Г. Карпов поддержал первый вариант. Получив его предварительное согласие и выяснив путем личных переговоров с отделом охраны памятников Ленинграда при Управлении по делам архитектуры, есть ли возможность использования Свято-Духовского корпуса Лавры, митрополит Григорий обратился к уполномоченному А.И. Кушнареву с письмом (от 10 ноября 1948 г. за 4083/4), в котором изложил ситуацию и сообщил, что помещением, пригодным для Архиерейского дома и Епархиального Управления, является указанный корпус, в настоящее время свободный и нуждающийся в большом восстановительном ремонте. Владыка просил А.И. Кушнарева возбудить ходатайство о передаче этого корпуса Ленинградской митрополии с обязательным восстановлением этой части здания, устройством на верхнем этаже квартиры для митрополита и размещением на первом этаже канцелярии и церкви. В ответном письме (от 21 февраля 1949 г. за 36) уполномоченный уведомил митрополита, что его ходатайство удовлетворено, и решением Исполкома Ленгорсовета здание Духовской церкви «предоставляется Епархиальному Управлению для использования его под канцелярию и квартиру митрополита Ленинградского Григория» 9 . Решение о передаче здания было принято Ленгорисполкомом 10 января 1949 г. 1–31–6), и речь в нем шла только об устройстве канцелярии и квартиры владыки, но не об открытии церкви. Это, очевидно, было сделано сознательно, так как вопросы о передаче верующим храмов по законам того времени решались в Москве Советом Министров СССР, а положительный исход дела в 1949 г. уже был практически невозможен. Получив официальное известие о принятом решении, владыка поручил архитектору Николо-Богоявленского кафедрального собора А.П. Удаленкову осмотреть здание бывшей Духовской церкви, составить проект плана квартиры митрополита, помещения канцелярии, домовой церкви и вычислить смету предстоящих расходов по приспособлению предоставленного здания для этих целей, что и было исполнено. Технический осмотр здания при передаче его в аренду Ленинградскому Епархиальному Управлению состоялся 10 мая 1949 г. Общее состояние дома было признано неудовлетворительным, требующим восстановительного ремонта и частичной реконструкции. Не только окраска фасадов, но и многие архитектурные детали оказались полностью утраченными, местами оголилась кирпичная кладка. Большинство внутренних дверей отсутствовало, в центральном зале остались лишь две мраморные колонны, остальные четыре (разобранные с целью добычи мрамора) отсутствовали, и их заменяла грубая фанерная имитация. Не сохранилось никаких предметов прикладного искусства и живописи. Здание в то время занимали гараж обособленной базы Министерства связи и склад Ленинградского речного пароходства. Именно эти организации довершали разгром, начатый в 1936 г. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Свято-Троицкая Сергиева Лавра      Ночевать мы устраивались кто где. Народ постарше и почувствительнее к удобствам жизни мостился в келье матери Сергии – на диванах и раскладушках. Еще отцы выделяли сестрам места за ширмами, тоже на первом этаже «Патриарших покоев», среди чудесных старинных шкафов, украшенных замысловатой резьбой. А мы с Катюшкой (теперь она игумения) с удовольствием сбегали спать на крытую галерею, из окон которой открывался вид на внутренний дворик Лавры с палисадником и стаей приблудных кошек. Где-то там, на другом конце палисадника, светился огонек «посылочной». Это была приемная отца Кирилла (Павлова) . Он пробудет в «посылочной» примерно до половины второго ночи, принимая приезжих богомольцев, духовенство, семинаристов, ну и нас, монашек из «покоев». В приемной отец Кирилл пробудет допоздна, принимая приезжих. Для сна и отдыха у него останется часа два А потом, усталый, вспотевший, бледный, но неизменно внимательный и приветливый, побредет в сопровождении келейника в Варваринский корпус. Для сна и отдыха у него в эту ночь останется часа два. Потом будет праздничная Литургия во главе с Патриархом. Мы, однако, «бегали» уже к батюшке на исповедь в одиннадцать вечера. И, надышавшись теплым духом ласкового полумрака «посылочной», заваленной конфетами, книжками и продуктами (всё это щедро и рассудительно раздавалось батюшкой нуждающимся), укладывались теперь отдыхать. Архимандрит Кирилл (Павлов)      В мою задачу входила дерзновенная вылазка в архиерейскую трапезную, где в углу, замыкая ряды покрытых по старинке белыми скатертями столов, возвышались огромные напольные часы с красивым мелодичным и громким боем. Эти часы я варварски останавливала где-то в двенадцать ночи с расчетом, что дежурные монахи успеют завести их к началу прихода гостей, сервируя утром столы. Иногда длиннобородый отец Дорофей выговаривал мне за мою самодеятельность. Делал он это с нарочито насупленным и постным лицом, которое многие принимали за выражение его подлинной сущности и потому немного сторонились Дорофея.

http://pravoslavie.ru/86549.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Раковина и апсида из античности в христианство: богатство идей и смыслов 11 января 2020 События Докладчик Матвеева Юлия Геннадьевна, кандидат искусствоведения, преподаватель Харьковской государственной академии дизайна и искусств.   Мероприятие состоится в   четверг, 16 января 2020 г. с 17:00 до 19:00, по адресу 2-ая улица Энтузиастов, дом 5, корпус 7, Москва.   Около 20 лет занимается изучением церковных тканей. Уникальность ее подхода состоит в совмещении практических знаний по созданию литургических тканей и теоретических исследований древних памятников. Автор более 50 публикаций, большая часть которых посвящена церковным тканям.   Лекция Юлии Матвеевой «Раковина и апсида из античности в христианство: богатство идей и смыслов».    Раковина и апсида – две любимые формы храмовой архитектуры и искусства от античности до создания новых современных проектов. На первый взгляд связь апсиды и раковины кажется очевидной. Она состоит в единстве их безупречной, удобной, элегантной конструкции. Но была ли раковина лишь формой, вдохновившей устройство апсиды? Почему этот морской символ актуален в архитектуре храмов далеких от моря, как например в Архангельском соборе Московского Кремля? Почему форма раковины-апсиды становится фактически обязательной для христианских храмов?   Все это настоящий исторический парадокс потому, что до христианства раковина была одним из самых распространенных языческих символов, который можно было встретить по всей Римской империи. Почему же первые христиане, избегавшие язычества и его искусства, выбрали именно этот символ для своих изображений, своей архитектуры и даже проповедей?   Гильдия храмоздателей     Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6021652

С одной стороны, христианская психология, как и светская, развернута к психике человека, оттого столь ценны для нее научные и практические знания, добытые светской психологией. Но при этом она открыта и в сторону духовного измерения, которое воспринимает вслед за христианской антропологией как главную и абсолютную реальность. В центре же этого духовного бытия находится Тот, кто порождает и духовное пространство, и человеческую личность. Не некая космическая энергия, не некая объективная психика, не какая-то невротическая психологическая проекция. Перед личностью человека для христианского психолога, как и для христианина вообще, стоит Личность Бога, Личность Христа. Конкретная, живая, любящая, творящая, неравнодушная. И ждущая, надеющаяся, верящая в человека, в его нравственный и личностный выбор. Личности нет, если нет ничего выше нее, говорили великие русские религиозные философы. И именно об этой живой и объективной реальности и свидетельствует христианская психология, выстраивая весь корпус своих практических методов и методик, призванных помочь не только психике, но и человеческой душе восстановить утраченную связь с духовной реальностью. Хочется закончить словами выдающегося западного религиоведа и теолога Отто Пфлейдерера: «Когда человек в свободном повиновении отдает себя Богу, он не боится потерять через это свою человеческую свободу и свое достоинство, наоборот, верит, что только в союзе с Богом он может поистине стать свободным от тягот мира, от тисков природы вне нас и от еще худшего ига природы внутри нас!» с. 5].   Литература Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 608 с. Пфлейдерер О. О религии и религиях/Пер. с нем. СПб.: Прометей, 1909. 250 c. Франкл В. Сказать жизни «Да!». М.: Смысл, Альпина нон-фикшн, 2009. 140 с.   Статья написана по докладу, представленному 26 января 2023 года на научной конференции «Христианская психология в эпоху перемен» в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Источни к: Инина Н. В. Христианская и светская психология — точки соотнесения//Вестник христианской психологии. 2023. 1. С. 157–164. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6192376

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010