– Что всем хочу пожелать. Жить по своей совести. Совесть человеческая – это мерило его сознания, мерило участия во всём. Человек бессовестный может свалиться куда угодно. Совесть – это и порядочность. Желаю всем жить по совести! – Спасибо вам огромное за разговор, за то, что с вами, одним из Отряда первых космонавтов, можно было обсудить Писание, и что с вами, лётчиком-космонавтом, который испытал, что такое «твердь небесная», выйдя в открытый космос, можно вот так свободно и спокойно говорить о библейских понятиях. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Алексия и сотвори ему вечную память! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии рб. МАРИНА 15 апреля 2021, 10:40 ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ЭТОМУ ВЕЛИКОМУ ЧЕЛОВЕКУ! Олегъ 3 декабря 2019, 23:40 Прекрасная статья об Алексее Леонове, удивительный человек,Царствие Небесное и вечная память рабу Божиему Алексию! Неонилла 3 декабря 2019, 15:59 Царствие Небесное р.Б. Алексию и Вечная память! Вера 2 декабря 2019, 21:39 Спасибо за статью! Вечная память Алексею Леонову. Очень икона понравилась, кажется, что писал Ее человек с детской душой. Путник 2 декабря 2019, 21:02 Спасибо, огромное. р.Б.Алла 2 декабря 2019, 19:42 Царство Небесное р.Б.Алексию!Один из любимых космонавтов в нашей семье.Простота,открытость,умение с юмором выйти из сложной ситуации,умница необыкновенный. Татьяна Евгеньевна 2 декабря 2019, 18:18 Прочитала,всплакнула.Какой простой человек,цельный.Подумала,что такие люди потихоньку уходят в мир иной, а замещения на подобных им нет. Яна (Jana W) 2 декабря 2019, 17:18 Великий человек. Одаренный, разносторонний, уникальный. Помню открытки того периода, там его картины- космос, так изображен, что по тв не передать. Это смог только такой талант, одновременно очевидец. И Вера, путь, пройденный через страшный период испытаний. Вот образец, эталон, к которому надо стремиться. Царство Небесное. Павел К. 2 декабря 2019, 10:53 Слава Богу , что у нас есть такие настоящие мужики ! Вечная память . Галина 2 декабря 2019, 10:49

http://pravoslavie.ru/126003.html

Итак, древние службы Рождеству Христову, совершавшиеся в V веке вечером «на месте пастырей» и ночью с 5 на 6 января в Вифлеемской пещере, в Иерусалимском канонаре VII века оказались перемещенными в навечерие и в ночь на 25 декабря, а служба в память «Иакова и Давида», которая совершалась в лекционарах V века 25 декабря, в Иерусалимском канонаре VII века оказалась отнесенной с 25 декабря на 26-е как «Память царя Давида и Иакова, брата Господня, первого архиепископа» 66 . Все это не вяжется с тем, что известно из «Похвалы святому во Христе первомученику Стефану и обретению его честного тела», произнесенной Василием, архиепископом Селевкийским, где проповедник восхвалял Ювеналия Иерусалимского за введение им праздника 25 декабря в честь Рождества Христова. Неувязка становится тем более ощутимой, если учесть сообщение Косьмы Индикоплова, который в середине VI века в «Христианской топографии» (кн. V, гл. 10–12) писал, что жители Иерусалима в его время праздновали Рождество Христово и Епифанию в один день 6 января, а 25 декабря совершали память семейства Иисуса 67 . На это обратил внимание проф. П. Прокошев . По этому поводу он писал: «Не был ли введенный Ювеналием праздник именно тем праздником в память семейства Иисуса, о котором упоминает Кось-ма, или свидетельство последнего основывается на сомнительном источнике более позднего времени – этот вопрос остается открытым. Во всяком случае господствующее в науке мнение связывает установление праздника Рождества Христова с именем патриарха Ювеналия» 68 . В соответствии с вышесказанным проф. Прокошев выразил сомнение в подлинности открытого прот. К. Кекелидзе памятника под названием: «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом». В «Чтении» доказывалась необходимость празднования Рождества Христова 25 декабря ссылками на Священное Писание и святоотеческие творения 69 . Опубликование лекционаров V века и Иерусалимского ка-нонаря VII века 70  дает возможность разрешить противоречие между сказанным Василием Селевкийским и Косьмой Ин-дикопловом. Нет оснований сомневаться в словах Василия Селевкийского . Ювеналий ввел праздник Рождества Христова 25 декабря. Но когда это было? Вокруг установления этой даты было сказано много. Некоторые относили это ко времени после Халкидонского Собора, иные – на ближайшие годы перед Халкидонским Собором. Проф. Г. Кречмар считает более вероятным отнести это к десятилетию с 439 года 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Наталия 15 декабря 2020, 20:56 15 декабря 2020 года, на 39-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы диакон Вячеслав Седых, сообщает Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции со ссылкой на сайт Центрального викариатства Московской городской епархии. Наталия 15 декабря 2020, 20:55 15 декабря 2020 года, на 55-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался клирик Ейской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма станицы Должанской Ейского района Краснодарского края протоиерей Андрей Чуклин, сообщает Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции со ссылкой на епархиальный сайт. Наталья 15 декабря 2020, 20:28 11 декабря 2020г. после продолжительной болезни (не связанной с нынешней эпидемией) отошел ко Господу заштатный клирик Уфимской епархии протоиерей Георгий НОВИКОВ, 51 год. Наталья 15 декабря 2020, 18:36 В ночь с 12 на 13 декабря, на 44-ом году жизни, отошел ко Господу исполняющий обязанности настоятеля прихода в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курско-Коренная г. Красный Луч иерей Андрей Анатольевич Пахомов. Ровеньковская епархия, Украина. Наталья 15 декабря 2020, 18:23 15 декабря 2020 года, на 55-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался клирик Ейской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма станицы Должанской Ейского района Краснодарского края протоиерей Андрей Чуклин Наталья 15 декабря 2020, 15:58 Священник Александр Погудин, настоятель храма РПЦ МП во имя Всех святых близ Шершневского кладбища в поселке Тарасовка города Челябинска, скончался в ночь на 15 декабря в возрасте 52 лет, смерть священника наступила от коронавирусной инфекции. Наталья 15 декабря 2020, 15:44 8.12.20 Архимандрит НЕОФИТ (Янков), 50 лет, насельник монастыря Семи Престолов, Софийская еп., Болгария. 8.12.2020 Митрополит НИФОНТ Митрополит Пелусийский, ипертим и экзарх Первой Августамники и Месимврии (Цаварис), 61 год, Александрийский патриархат, Египет.

http://pravoslavie.ru/133481.html

В 56-й главе содержатся кондаки общие святым. В 57-й главе – Богородичны и Крестобогородичны отпустительные на 8 гласов, поемые во все лето на вечерни, на утрени, на «Бог Господь» и в конец утрени. Если же на утрени поется «Аллилуиа», а не «Бог Господь», то поются после «Аллилуиа» не тропари, а троичны гласы, и по 9-й песни особые свети льны. Посему после указанных тропарей и Богородичнов печатаются, в 58-й главе, троичны песни и светильны на 8 гласов. Наконец, в 59-й и 60-й главах изложены прокимны, Апостолы (т. е. указание на зачала), аллилуиарии, Евангелия (указание на зачала) и причастны: во 1-х – общие святым, «ихже егда творим службу», и коим в Месячной Минее нет службы, и во 2-х – «на всяку потребу». За 60-ю главою Типикона следуют «храмовыя главы». Они указывают, каким образом должно совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с иным каким-либо праздником в один и тот же день. Храмовые главы имеют в Типиконе свой счет и расположены также, как последования во 2-й части Типикона, именно: сперва (с 1-й до 25-й) находятся главы о праздниках, какие бывают во время пения Минеи с Октоихом, т, е. с 1-го сентября до Недели Мытаря и Фарисея, потом (с 25-й до 48-й гл.) о праздниках храмовых, которые случаются во время пения Постной Триоди, и наконец (с 48-й до 58-й главы включительно) о храмовых праздниках, какие бывают в дни пения Цветной Триоди. В 59-й главе находятся припевы, которые поются на 9-й песни канона утрени в Господни, Владычны и Богородичны праздники. 60-я глава содержит: Индиктион, Зрячую Пасхалию и Лунник. Индиктионом называется период времени, заключающий в себе 532 года, после которых круг солнечный (из 28 лет) и лунный (из 19 лет) опять начинают свое течение в прежнем порядке (28x19=532); опять дни Пасхи и других праздников будут следовать, как в прежние 532 года. Индиктион изложен в таблице. В таблице содержатся 9 столбцов. В первых трех показаны счет лет: а) от Адама; б) от Рождества Христова; в) от начала индикта, состоящего из 15 лет и принятого в употребление Церковью со времени избавления от гонений при Св. Константине Великом в 312 году. В таблице в следующих столбцах находятся пасхальные знаки, придуманные для нахождения и указания дня Пасхи и зависящих от нее праздников. Эти знаки имеют следующие названия: а) круг солнцу; б) вруцелето; в) круг луне; г) основание; д) эпакта 249 ; е) ключ границ. Каждый из этих знаков находится на особом столбце. Для изучающего устав богослужения необходимее иметь понятие о вруцелетии, ключе границ и затем о Зрячей Пасхалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Церковно-апологетический характер носит другое произведение византийской хронографии раннего периода — Пасхальная хроника . Этот труд анонимного византийского хрониста занял впоследствии прочное место в средневековом летописании, как лучшее руководство по хронологии. Однако Пасхальная хроника, далеко уступавшая хронографии Иоанна Малалы по таланту и художественному мастерству изложения, никогда не пользовалась такой популярностью, как произведение этого историка. Хронологические рамки Пасхальной хроники — от Адама до 628 г. Хронист был современником императора Ираклия и написал свое сочинение, по-видимому, вскоре после 628 г. Ярко выраженный клерикальный характер хроники не оставляет сомнения, что ее автор был высоким церковным сановником. Пасхальная хроника излагает события всемирной истории в строго ортодоксальном, библейском духе. Значение этой хроники для средневекового летописания состояло прежде всего в том, что в ней давалось руководство по установлению даты пасхалий: отсюда — и самое название хроники. Исходным пунктом для определения пасхального цикла анонимный хронист избрал дату 21 марта 5507 г. Позднее в Византии применялась система летосчисления «от сотворения мира», которая, с некоторыми отклонениями, основывалась прежде всего на данных Пасхальной хроники. Изложение исторического материала в Пасхальной хронике строится применительно к ее основной задаче; хронологические выкладки анонимный автор как бы сопровождает историческими комментариями. В передаче событий до 532 г. хроника носит чисто компилятивный характер: хронист использует как христианские источники — Библию, жития и мученичества святых, церковные истории Евсевия и Епифания, так и произведения античных писателей — Секста Юлия Африкана и др. Ценность Пасхальной хроники несколько увеличивается благодаря обращению автора к документальному материалу: консульским спискам, надписям из Александрии и Антиохии и другим данным. В основу освещения собственно византийской истории была положена хроника Иоанна Малалы, которую анонимный автор иногда переписывал дословно. События 532— 600 гг. переданы не только по письменным источникам: использована, видимо, и устная традиция или неизвестные нам памятники. Особенно это относится к описанию восстания «Ника» (532 г.), которое в Пасхальной хронике отличается от его освещения в других современных источниках.

http://sedmitza.ru/text/444006.html

В 325 г. Никейский Собор этот юлианский календарь согласовал с солнечными и лунными кругами и ветхой пасхалией и установил по нему пасхалию и христианские праздники. Пасхалия стала называться Миротворческим кругом, Церковным кругом, Великим индиктионом, ибо стала наукой в кругу богословских, астрономических и математических наук. Этот круг состоит из 532 лет, из 28 девятнадцатилетних лунных циклов (28x19=532) и является шедевром мировой хронологии, универсальной для всех. Через 28 лет, называемых кругом солнца, дни седмицы падают на те же самые числа месяца в юлианском календаре, то есть виден цикл, ритм как заведенного механизма. Високос сохраняется, ибо юлианское четырехлетие содержит 1461 день, а семь таких четырехлетий, то есть 28 юлианских лет, будут содержать 10227 дней, или 1461 неделю. В астрономических и хронологических расчетах используется непрерывный расчет времени от сотворения мира. Вруцелетник указывает нам день, год любого события, день недели, новолуний, праздников и постов. Видим, что год рождения Спасителя был в 20-й год 197-го круга солнца (5508:28=196+20/28) и в 17-й год 290-го круга луны (5508:19=289+17/19)· В 1940 г. кончился 14-й индиктион, и в 1941 г. начался 15-й индиктион (5508+1940=7448; 7448:532=14). Пасха в 1941 г. была в то же число, что и в 1409 г. Первая седмица творения положила начало миротворческого круга солнца и луны. По вечному вруцелетнику видим, что в 1941 г. – начало 15-го Великого индиктиона: В 1969 году: лет от сотворения мира кругообращения солнечного 267-го дней от сотворения мира 2 720 383 недель 388 627 лет от сотворения мира кругообращения солнечного 268-го дней от сотворения мира 2 730 610 недель 390 088 В православном 28-летнем солнечном кругообращении, по вечному вруцелетнику, взяв 7505 лет от сотворения мира, видим, что это был 1997 г. по Р. X., круг солнца – 269-й, дней от сотворения мира – 2 740 837, недель – 391 549. В 1992 г. Пасха была в то же время, что и в 1460 г. По Великому индиктиону издавна применяется ручная пасхалия, когда на руке располагают 35 букв славянского алфавита и точно определяют пасхалию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

481-482 ЗАГАЕЦКАЯ «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы), местночтимый чудотворный образ (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ) 482-483 ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. 483-485 ЗАГОВЕНИЕ день перед началом многодневного поста, когда в последний раз дозволяется вкушение скоромной пищи 485-487 487-488 ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства 488-491 491-504 504-508 508-512 513-518 518-520 ЗАДОСТОЙНИК ирмос 9-й песни канона того или иного праздника, к-рый в день праздника и связанные с ним дни заменяет собой «Достойно есть» на Божественной литургии 520-522 522-527 527-528 ЗАЙОНЧКОВСКИЙ Николай Чеславович [псевдоним Николай Нахимов] (1859 - 1920), церковный деятель, переводчик богослужебных текстов 529-531 ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (1869 - 1948), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. 531-532 532-535 535-536 532-535 537-538 ЗАКАРПАТЬЕ территория, занимающая юго-зап. склоны сев. части Вост. Карпат и прилегающую к ней часть низменности в бассейне р. Тисы (совр. Закарпатская обл. Украины) 538-547 547-548 ЗАККА I Ивас, Мар Игнатий (род. 21.04. 1933), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 14 сент. 1980) 548-549 549-550 ЗАКОН БОЖИЙ церковная дисциплина в низших и средних учебных заведениях, в рамках к-рой изучаются основы христ. вероучения, богослужения, Свящ. истории и др. 550-554 ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов 554-568 568-569 «ЗАКОНЫ ХИМЬЯРИТОВ» памятник восточнохрист. письменности на греч. языке, содержащий сведения о жизни христ. общин в Юж. Аравии 569-570 570-574 ЗАКХЕЙ начальник мытарей в Иерихоне, встреча к-рого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.)

http://pravenc.ru/vol/xix.html

Рождественский мясоед содержит 9 недель и 3 дня; начало Триоди (по Александрийским пасхальным таблицам)– 14 февраля; сыропуст – 7 марта; Благовещение в четверг на 3-й неделе. Пасха 25 апреля; Пятидесятница – 13 июня; Петров мясопуст – 20 июня, а самый пост продолжается одну неделю и один день. Передвинув все это на 13 дней – Рождественский мясоед продолжится 11 недель и 2 дня; начало Триоди –. 27 февраля; сыропуст – 20 марта; Благовещение – в пятницу на 1-й неделе, Пасха – 8 мая; Пятидесятница – 26 июня, а для Петрова поста вовсе не останется времени потому что он наступает только после воскресения Всех Святых. В противоположность новому Григорианскому и исправленному Юлианскому календарю старый Юлианский счёт лет очень прост; для астрономии, истории и Пасхалии он имеет громадное научное значение. Простота, жизненность и практичность Юлианского календаря объясняется тем, что дни здесь возвращаются к тем же числам через 28 лет, новолуния и полнолуния–через 19 лет, Пасхалия повторяется через каждые 532 г. Период в 532 года составляет Великий индиктион, через который солнечные и лунные затмения, фазы луны, дни – всё возвращается к тем же числам; основная ошибка: юлианский год больше астрономического на 11,25 м. С 1941 г. идёт новый 15 индиктион, следовательно, Пасха в 1941 г. была в то же число, что и в 1409 г. (532 года назад), а в 1949 г. будет тогда, когда она была в 1417 г. и т. д. (См. Приложение). Проф. В. В. Болотов очень высоко ставил простоту и научную ценность юлианского летосчисления и находил его отмену нежелательной: «Я попрежнему,– писал он,– остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы ещё несколько столетий удержать в жизни Юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю» 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Б. Сорочан Хронология важнейших событий 313 г. – Миланский императорский эдикт, уравнивавший в положении язычество и христианство. 325 г. – Первый Вселенский собор в Никее. Осуждение арианства. Принятие Символа веры , определяющего равенство природы Бога Отца и Бога Сына. 330 г., 11 мая – Провозглащение Нового Рима – Константинополя столицей Восточной Римской империи и освящение ее. 378 г. – Поселение вестготов в восточной части Римской империи. 381 г. – Второй Вселенский собор в Константинополе, утвердивший Никейско- Константинопольский Символ веры . 392 г. – Императорский эдикт Феодосия Великого, запретивший языческие обряды. 395 г. – Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. 431 г. – Третий Вселенский собор в Эфесе, осудивший несторианство. 410 г. – Взятие Рима готами под предводительством вождя Алариха. 429 г. – Вторжение вандалов в северную Африку. 438 г. – Издание Кодекса Феодосия. 449 г. – Монофиситский церковный собор в Эфесе. 451 г. – Четвертый Вселенский собор в Халкидоне, осудивший монофиситов («единоестествеников»). Признание двуединой природы Христа. 455 г. – Взятие и разграбление Рима вандалами. 476 г. – Свержение императора Западной Римской империи Ромула Августула. 486 г. – Война Византии с готами. 493 г. – Создание остготского королевства в Италии. 528–535 гг. – Законодательные реформы Юстиниана I. Создание «Свода гражданского права» (Corpus juris civilis). 532 г. – Народное восстание «Ника» в Константинополе. 532–537 гг. – Сооружение третьего (окончательного) варианта Великой церкви (храма Св. Софии) в Константинополе. 532–555 гг. – Завоевательные войны Юстиниана I. Отвоевание северной Африки, Италии и частичный захват Испании. 553 г. – Пятый Вселенский собор в Константинополе, осудивший несторианские тексты («Три главы») и подтвердивший решения предыдущих четырех соборов. 568 г. – Вторжение лангобардов в Италию. 80-е гг. VI в. – Активное вторжение южных славян в пределы Византии. 584 г. – Образование Равеннского экзархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В противоположность новому григорианскому и исправленному юлианскому календарю старый юлианский счет лет очень прост; для астрономии, истории и пасхалии он имеет громадное научное значение. Простота, жизненность и практичность юлианского календаря объясняется тем, что дни здесь возвращаются к тем же числам через 28 лет, новолуния и полнолуния — через 19 лет, пасхалия повторяется через каждые 532 года. Период в 532 года составляет Великий индиктион, через который солнечные и лунные затмения, фазы Луны, дни — все возвращается к тем же числам; основная ошибка: юлианский год больше астрономического на 11, 25 мин. С 1941 года идет новый 15 индиктион, следовательно Пасха в 1941 году была того же числа, что и в 1409 году (532 года назад), а в 1949 году будет тогда, когда она была в 1417 и т. д. Проф. В.В. Болотов очень высоко ставил простоту и научную ценность юлианского летосчисления и находил его отмену нежелательной: «Я по-прежнему, — писал он, — остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю». Наша Русская Православная Церковь для своей внутренней жизни вполне удовлетворяется этой юлианской системой, и, принимая григорианский календарь для гражданского обихода, не видит в настоящее время необходимости в ее реформе. «Юлианский календарь в применении его к церковной практике, — по словам приснопамятного митрополита Антония (Вадковского), — во всех случаях является надежным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино. Позволение одним из православных чад отделиться от нас в церковной практике и идти в согласии с инославными, при всей кажущейся пользе и без различия догмата, может иметь в будущем нежелательные и даже пагубные последствия для благосостояния Вселенской Церкви и может послужить оружием в руках ее врагов, которые под предлогом якобы интересов православных народов, издавна ополчаются на вселенское единство».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010